Высказывания известных деятелей о И. Бунине

«Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы его наслушаться, - именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня…».

Г. Адамович

«…Интерес к Бунину, когда его не издавали, для большинства читателей был просто беспредметен. Вот так и я до войны Бунина не читал, ибо в Воронеже, где я жил тогда, Бунина достать было невозможно. Во всяком случае, его не было у тех людей, кого я знал. <…>
Бунин - писатель огромного таланта, писатель русский, и, конечно же, в России у него должен быть большой читатель. Думаю, что читатель Бунина значительно превышает тиражи его книг.
По живописи, по чувству слова (а у Бунина оно поразительное) рассказы его, написанные в эмиграции, быть может, и не слабей прежних его вещей. Но как бы ни была важна эта сторона художественного творчества, главным всё-таки остается то, ради чего пишется вещь. А вот это главное во многих рассказах не представляется значительным (я имею в виду эмигрантский период).
Оказал ли Бунин на меня влияние? Мне кажется, нет. Но не уверен, так как я одно время определенно испытывал влияние Шолохова, а Шолохов, несомненно, испытал на себе сильное влияние Бунина. Но я это понял позже, когда Бунина прочел».

Г. Я. Бакланов, 1969 г.

«Бунин - явление редчайшее. В нашей литературе, по языку - это та вершина, выше которой никому не подняться.
Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя, - это ведь тоже относится к эмигрантскому периоду. И самое главное - люди, русские люди, которых он знал, любил, с которыми не расставался и отставил нам в наследство».

С. А. Воронин

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

М. Горький

«Тихая, мимолётная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но лёгкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть её красок, цветов, запахов - вот главнейшие мотивы поэзии г. Бунина. И надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приёмами передавать своё настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его».

А. И. Куприн

«Я вижу… вдохновлённую красоту Ваших рассказов, обновление Вашими усилиями русского искусства, которое Вы сумели обогатить ещё больше и формой, и содержанием».

Ромен Роллан

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример - как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

А. Н. Толстой

«Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника - в ней чересчур много живописи».

Ю. В. Трифонов

«Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, - И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, - с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… - со всей красотой и богатством родной земли. Всё это - в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество - чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, - родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой.
«Умейте же беречь…» Бунин сумел сберечь - и запечатлеть, нетленно. Вот кто подлинно собиратели России, её нетленного: наши писатели и между ними - Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах».

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким , Толстым , Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник» .

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Алексеевича –

В 1889 году Бунин переехал в Орёл и получил работу в редакции журнала «Орловский вестник». Здесь его «сразила... к великому... несчастью, долгая любовь» к Варваре Владимировне Пащенко, дочери елецкого врача. Любовь была страстной, мучительной, совместная жизнь продолжалась около пяти лет, прерываясь длительными ссорами.

В орловский период жизни (1889-1892) Бунин публиковался на страницах периодических изданий. Но главным творческим итогом стал изданный в 1891 году сборник «Стихотворения. 1887-1891».

«Я, вероятно, всё-таки рождён стихотворцем, говорил Бунин своему племяннику. - Тургенев тоже был Стихотворцем прежде всего... Для него главное в рассказе был звук, а всё остальное - это так. Для меня главное - найти звук. Как только я его нашёл - все остальное даётся само собой». Именно с Буни-ным-поэгом долгие годы были знакомы читатели. Первый поэтический сборник, вышедший в Орле, получил много откликов, и все - отрицательные. Да и сам Бунин позднее будет считать его «незрелым грузом за плечами». Большинство стихов из этой книги он не включит в последующие сборники. И всё же сказать об этой книге надо, потому что именно в ней появился новый оригинальный певец русской природы. Уже с первых стихотворений узнаётся бунинская поэтическая тема: почти без использования метафор и других тропов в описании природы он создаёт тончайшие поэтические настроения:

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
«Не видно птиц. Покорно чахнет...», 1889

В орловский период значительный объём написанного Буниным составляла публицистика. В статьях он защищал реалистические принципы творчества, говорил о гражданском назначении искусства («Недостатки современной поэзии», 1888; «Маленькая беда», 1891). Поэзия, писал он, «может носить в себе отпечаток как общемировых вопросов, так и тех, которые составляют насущную злобу дня...». Бунин утверждал, что «общественные мотивы не могут быть чужды истинной поэзии». Он полемизировал с теми, кто считал, что гражданская лирика Некрасова и поэтов-шестидесятников была свидетельством упадка русской поэтической культуры. Отмечал он историческую заслугу романтизма: «Романтизм значительно расширил пределы поэтического творчества: жизнь сердцем и искренние проявления нежных чувств составили главное содержание романтических произведений». Искусство, считал Бунин, должно «заставлять трепетать лучшие струны... сердца».

Жизнь «одними мечтами», грусть и любовная тема роднила молодого Бунина с романтическими произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Особенно с Жуковским, высокие идеалы которого он ценил. Бунина восхищали герои «мощного духа», он наследовал идею таинственной связи двух миров, позволяющую возвыситься над обыденностью земного существования. «Жизнь зарождается в мраке таинственном. / Радость и гибель ея / Служат нетленному и неизменному - / Вечной красе Бытия!» («Ветер осенний в лесах подымается...», 1888).

Поэта волновала философская проблема жизни и неизбежности смерти. Эти раздумья пройдут через всё его творчество.

В раннем творчестве Бунина наряду с романтическим появляется и реалистическое начало. Такой синтез обусловлен своеобразным мироощущением поэта и эстетической атмосферой эпохи.

Важным положением нравственно-эстетического осмысления жизни у Бунина становится утверждение единства человека и природы, постижение её величия, которое делает личность свободной: «И в душе необъятной волной / Разрасталося чувство свободы, / Словно ближе стал чуять душой / Я величье и тайны природы» («У Байдар, на прибрежной скале...», 1889). Его поэзия наполнена реалистическими зарисовками природы: «кочки дороги», «белый пар лугов», «зелёные овсы», «седое небо».

Лирический герой в ранних стихах Бунина ощущает радость бытия, гармонию с миром.

И, упиваясь красотой,
Лишь в ней дыша полней и шире,
Я знаю, - всё живое в мире
Живёт в одной любви со мной.
Оттепель, 1901

В 1890-е годы в творчестве Бунина появляется «звёздная тема», а небесные светила становятся символом «предвечной красоты и правды неземной» («Не устану воспевать вас, звёзды!..», «Багряная печальная луна...», «Огни небес» и др.). Усиливается тема «печальной красоты», отчётливо слышатся трагические потки. В своих лучших стихах поэт достигает естественности интонации, поэтическая форма перестала восприниматься как условная и несвободная.

Стихотворение «Крещенская ночь» строится на фрагментах, деталях, но каждая из деталей отличается исключительной точностью и выразительностью. Зима, крещенский мороз, уснувший лес с неподвижно свисающими ветвями. Центральный мотив - нежная «музыка» тишины. Но лесная тишина обманчива. Поэт передаёт таящееся движение, несмолкаемую жизнь, игру стихийных сил («Всё мне чудится что-то живое...»). Обратите внимание на то, что в стихотворении много глагольных форм, которые передают движение, воспоминания о шумевших осенних потоках, об утихшей «дикой песне» вьюги.

Мотив тишины звучит и в стихотворении «На просёлке»

(1895): «Тишина, титттина на нолях!» Правда, теперь Бунина увлекает не столько покой, сколько динамика увиденного. Ведущим мотивом стихотворения становится бесконечная протяжённость, а образ полевой дороги - организующим композицию. Осознание и переживание простора, движения, уходящей вдаль дороги рождают сложную гамму чувств: восторга, отрады, веселья. И нет бывших тревожных предчувствий: ветер бодрит и «свевает с души он тревоги».

В своих лирических зарисовках поэт задумывался о сложности бытия, о судьбах родины («Родина», «Родине», «В степи», цикл «Русь»).

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Родине, 1891

Бунин воплотил в своём творчестве всё богатство русской поэзии XIX века и нередко подчёркивал эту преемственность: «Нет, мёртвые не умерли для нас!» В стихотворении «Призраки» (1905) проявилась восприимчивость Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, к поэтической интерпретации предания. Отсюда - образы призраков, арфы, дремлющих звуков.

Тематическое разнообразие поэзии Бунина поражает. Он обращается к сюжетам русских былин, летописных преданий, народных притч, библейских легенд и Корану, восточным мифам и апокрифам1 («Святогор и Илья», «Князь Всеслав», «О Петре-разбойнике», «Александр в Египте», «Тора», «Потоп», «Источник звезды» и т. д.).

В 1893-1894 годах Бунин находился под сильным влиянием нравственно-религиозных произведений Л.Н. Толстого. Он посещал колонии толстовцев в Поставе и всерьёз подумывал об опрощении. Но в начале 1894 года в Москве состоялась встреча Бунина с Л.Н. Толстым, о которой молодой писатель давно мечтал. И Толстой убедил его отказаться от опрощения. Для Бунина Лев Николаевич на всю жизнь остался высшим воплощением художественной мощи и нравственного достоинства, ему посвящена книга «Освобождение Толстого», вышедшая в Париже в 1937 году. В интервью газете «Голос Москвы» в 1912 году И. Бунин так рассказал об эволюции своих идейно-политических взглядов: «Прошёл я не очень долгое народничество, затем толстовство, теперь тяготею больше всего к социал-демократам, хотя сторонюсь всякой партийности».

Урок литературы в 8-м классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика".

Цели и задачи урока:

Познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;

Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;

Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;

Совершенствовать навыки монологического высказывания.

Ход урока

    Слово учителя о писателе.

    Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

    Обсуждение рассказа. Вывод.

    Художественно-выразительные средства в рассказе.

    Итоговый вывод.

    Объявление оценок.

    Домашнее задание.

    Слово учителя о писателе.

Ясная Поляна…Дождливый осенний денёк. В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Но несмотря на возраст и тяжёлую одежду, он легко прыгает через лужи. Подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:

Грибы сошли, но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”

И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Совсем ещё молодой.

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Вани Бунина прошло на хуторе среди полей и лесов, в небольшом родовом поместье близ Ельца. Он рос вместе с крестьянскими мальчишками, играл с ними в индейцев, рассказывал сказки, ходил в ночное.

Первые свои знания маленький Бунин получил от домашнего учителя. Им был Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков. Учитель очень любил своего любознательного воспитанника, и Ваня отвечал ему тем же. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одессе” Гомера и “Английским поэтам”. Это, вероятно, и пробудило в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Своё первое стихотворение он написал в 8 лет и продолжал писать до конца жизни.

В десять лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. В каникулы он продолжал ездить на хутор.

Гимназические годы оставили у Бунина далеко не радостные воспоминания. Слишком резким был переход от вольной жизни в деревне к нелепым строгостям гимназии, от забот и ласки матери к тяжкому быту на частных квартирах.

Учась в гимназии, писал стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. Пушкина копировал даже в почерке. Любил читать Жуковского, Майкова, Фета, Полонского, А.К.Толстого.

Проучившись в гимназии 4 года, после очередных каникул Иван Бунин не вернулся в гимназию и был отчислен “за неявку и неуплату за обучение”. К тому времени отец его почти совсем разорился. Дальнейшее образование Вани берёт под своё руководство старший брат – Юлий Алексеевич. Это был человек высокообразованный и одарённый. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. Когда ему было 17 лет, вышел первый печатный сборник его рассказов; в газетах и журналах публикуются его стихотворения. Так началась его литературная деятельность.

Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенно тёплые дружеские отношения связывали его с Антоном Павловичем Чеховым. Бунин подолгу гостил у него в Ялте и стал своим в его семье. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.

Уже смолоду Бунин писал рассказы на самые разнообразные темы. Его мучил вопрос: откуда в человеке два начала – добро и зло? Об этом его более поздние и лучшие повести “Деревня”, “Суходол”, посвящённые теме вымирания дворянских усадеб, вырождения и одичания помещичьей жизни.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь. А жизнь самого писателя была скитальческой и походила на калейдоскоп6 деревня – Елец – Орёл – Харьков – Смоленск; первая мучительная любовь, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза.

Новые скитания, поездка на юг, женитьба, рождение сына. Но брак не был счастливым и распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней.

И снова скитания, поездки за границу и по стране, встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом.

Нарастающие в России революционные события Бунин воспринимал очень болезненно. Он решительно и категорично не принял Октябрьскую революцию, оценив её как “кровавое безумие” и “повальное сумасшествие”.

В 1920 году Бунин с женой навсегда покинул Россию. Он любил свою Родину, мучился от разлуки с ней.

33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. Но когда фашисты оккупировали Францию, Бунин отказался от сотрудничества с ними; прятал скрывавшихся евреев, сознавая, чем это ему грозит. Он приветствовал победу СССР над фашизмом, но вернуться в Россию с тем общественным строем, который отвергал, он не мог.

И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической. Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

3. Обсуждение рассказа.

Когда происходит действие рассказа?

Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? Осуждает ли автор кого-нибудь?

Какие чувства у вас вызвали поступки героев?

В рассказе говорится о том, как герой ревновал жену, искал её, страдал. Но почему же автор, описывая его последние действия перед самоубийством, говорит о них, как о фарсе, как о чем-то театральном. Что этим хотел сказать автор?

Сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

Вывод.

Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

4. Художественно-выразительные средства в рассказе.

Заполнение карточек.

Задание: выбрать и записать примеры из текста.

Стилистические фигуры

Антитеза –

Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства:

Эпитет –
Сравнение –
Олицетворение –
Метафора –

5. Итоговый вывод.

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей деталей и оттенков.

6. Объявление оценок.

7. Домашнее задание.