Высшая нервная система и ее деятельность. Разделение на типы по темпераменту


Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Теория высшей нервной деятельности строится на следующей базовой основе:

1. на концепциях рефлекторной теории,

2. на теории отражения,

3. на теории системной деятельности мозга.

Физиологической основой процессов высшей нервной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий мозга.

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в ее способности разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, то есть их дифференцировать.

Синтетическая деятельность коры больших полушарий проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникающего в различных ее участках от действия всевозможных раздражителей.

Анализ и синтез конкретных сигналов составляют первую сигнальную систему человека и животных. Вторая сигнальная система – это нервные процессы, возникающие в полушариях большого мозга человека в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений. Вторая сигнальная система является основой человеческого мышления, она социальна обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается. Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они функционируют совместно и обуславливают единство высшей нервной деятельности человека.

Методы исследования ВНД

1. Метод условных рефлексов.

2. Электроэнцефалография – регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы. На ЭЭГ регистрируются 4 основных физиологических ритма: ά-, β-, θ- и δ– ритмы.

3. Метод вызванных потенциалов – регистрация колебания электрической активности на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов.

4. Компьютерная томография – рентгенографическое изображение каждого участка мозга с различных точек.

5. Ядерный магнитный резонанс – регистрация появления и затухания электромагнитного резонансного излучения ядер атомов водорода.

6. Магнитоэнцефалография – регистрация напряжения магнитных полей.

7. Реоэнцефалография – регистрация изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения.

8. Кожно-гальваническая реакция – измерение изменения сопротивления кожи при действии раздражителя.

Поведенческие реакции человека

Формы поведения человеческого организма принято подразделять на врожденные и приобретенные в процессе онтогенеза. В основе врожденных форм поведения лежат безусловные рефлексы и инстинкты.

Инстинкты – это генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Инстинктивная деятельность человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой больших полушарий.

Безусловный рефлекс – это врожденная ответная реакция организма, возникающая постоянно у особей данного вида и возраста при адекватном воздействии жизненно важных раздражителей на определенные рецепторы. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. К безусловным рефлексам относятся

· пищевые рефлексы (жевание, глотание, сосание, отделение слюны, желудочного сока);

· оборонительные рефлексы (кашель, чихание, мигание при попадании инородного предмета в глаз, отдергивание руки от горячего предмета);

· половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством);

· рефлексы терморегуляции;

· рефлексы дыхания;

· сердечные рефлексы;

· сосудистые рефлексы;

· рефлексы гомеостаза.

В основе приобретенных форм поведения лежат условно-рефлекторные реакции.

Условный рефлекс – это ответная реакция организма, приобретенная в течение жизни в результате сочетания безразличного (индифферентного) раздражителя с безусловным.

Индифферентный раздражитель (сигнал) – это тот раздражитель, который не вызывает в организме каких-либо изменений.

Безусловный раздражитель (сигнал) – это раздражитель, который представляет собой биологически значимые сигналы. При их наличии возникает безусловный рефлекс.

Условные рефлексы обеспечивают совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни и делают поведение пластичным. При действии условного сигнала (сигнал, вызывающий соответствующий условный рефлекс) кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие.

Основные отличия условных рефлексов от безусловных

Условные рефлексы (УР)

Безусловные рефлексы (БР)

Приобретенные

Врожденные

Непостоянные

Постоянные

Индивидуальные

Любой раздражитель на любое рецепторное поле

Специфический раздражитель на определенное рецепторное поле

Осуществляются на уровне коры больших полушарий

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола, подкорковых ядер

Образуются на основе БР или УР низшего порядка

Для формирования условного рефлекса необходимы следующие условия

1. индифферентный сигнал (раздражитель) должен предшествовать безусловному,

2. сила индифферентного раздражителя должна быть средней силы (при малой и большой силе рефлекс может не выработаться),

3. должна быть достаточная большая сила безусловного раздражителя,

4. должна быть достаточная возбудимость клеток коры большого мозга,

5. необходимо отсутствие посторонних раздражителей во время выработки рефлекса.

Механизм образования условного рефлекса связан с установлением временной связи

1. между двумя или несколькими возбужденными очагами в коре головного мозга;

2. между центром условного раздражения в подкорковых структурах мозга и центром безусловного раздражения в коре;

3. между корковым центром безусловного раздражения и подкорковым условного раздражения;

4. и на уровне подкорковых образований.

В формировании условного рефлекса различают три стадии:

1. стадия прегенерализации – характеризуется концентрацией возбуждения в проекционных зонах коры условного и безусловного раздражителей и отсутствием условных поведенческих реакций;

2. стадию генерализации – в основе этой стадии лежит процесс иррадиации возбуждения;

3. стадия специализации условного рефлекса – характеризуется угасанием межсигнальных реакций и возникновением условного ответа на сигнальные раздражители.

Необходимой предпосылкой образования условного рефлекса является возникновение ориентировочного рефлекса. Ориентировочный рефлекс – это, безусловно-рефлекторное, непроизвольное сенсорное внимание, вызванное неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочная реакция предшествует образованию условного рефлекса и состоит из трех основных фаз

· первой – фазы превентивного торможения, которая заключается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы;

· второй – фазы общей активации, которая проявляется в форме поликомпонентной реакции, включающей поворот головы и глаз в направлении стимула;

· третьей – фазы анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма.

Значение условного рефлекса:

· условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения;

· на основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, основой его профессиональных навыков;

· условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает более высокий уровень приспособительного поведения.

Функционирование условно-рефлекторного механизма основывается на двух нервных процессах: возбуждении и торможении.

Торможение – это активизация тормозных нейронов, которая приводит к снижению возбуждения в центрах уже выработанного условного рефлекса. Торможение условно-рефлекторной деятельности проявляется в форме внешнего , или безусловного , торможения и в форме внутреннего , или условного , торможения.

Внешнее безусловное торможение условных рефлексов – это врожденное генетически запрограммированное торможение одного условного рефлекса другими условными или безусловными. Различают два вида внешнего торможения: запредельное и индукционное.

1. Запредельное торможение УР развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

2. Индукционное торможение УР наблюдается в случае применения нового раздражителя после выработки УР или вместе с известным раздражителем.

Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм задерживает свою реакцию на второстепенных событиях и сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных в данный момент.

Внутреннее, или условное, торможение – это торможение, которое возникает внутри рефлекторной дуги в случае неподкрепления условного рефлекса. Биологическое значение внутреннего торможения состоит в том, что если условно-рефлекторные реакции на выработанные сигналы не могут обеспечить приспособительное поведение, необходимое в данной обстановке, особенно когда обстановка меняется, то такие сигналы постепенно отменяются при сохранении тех, которые оказываются более ценными.

Различают три вида внутреннего торможения условного рефлекса: дифференцировочное, угасательное и запаздывающее торможение.

1. В результате дифференцировочного торможения человек начинает различать раздражители, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые.

2. Угасательное торможение возникает тогда, когда при выработанном условном рефлексе воздействие на организм условного раздражителя не подкрепляется воздействием раздражителя безусловного. Благодаря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Угасание помогает освободиться от ненужных лишних движений.

3. Запаздывающее торможение возникает, если выработанный условный рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусловного раздражителя. Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Запаздывание - основа выдержки, силы воли, умения сдерживать свои желания.

Динамический стереотип является высшим проявлением аналитико-синтетической деятельности коры полушарий большого мозга. Динамический стереотип – это система условно-рефлекторных актов, в которой каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего рефлекса. Он является основой привычек человека, основой его профессиональных навыков.

Мотивации и эмоции

Мотивация – это толчок к целенаправленному действию, вызванный потребностью. Механизм формирования мотивации состоит из пяти ступеней:

1. Изменение метаболического состояния – возникновение потребности;

2. Активизация гипоталамических центров нейрогуморальным путем;

3. Активизация других структур мозга, в том числе и коры, возбужденными гипоталамическими центрами;

4. Возбуждающее и тормозное влияние лимбической системы и коры больших полушарий на гипоталамические мотивационные центры;

5. Клеточная и молекулярная интеграция корково-подкорковых структур.

Эмоции – это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражения. С физиологической точки зрения эмоции есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающих изменить поведение в направлении усиления или ослабления определенного состояния. Анатомо-физиологическим субстратом эмоций является лимбическая система мозга. Эмоции обладают следующими функциями:

1. оценочная функция (отражательная) - заключается в обобщенной оценке внешних и внутренних событий;

2. побуждающая функция – состоит в вызове действия, направленного на удовлетворение потребности;

3. переключательная функция – обеспечивает выбор конкурирующих мотиваций;

4. коммуникативная функция – заключается в передаче состояния другим людям с помощью мимики и жеста;

5. подкрепляющая функция – состоит в том, что положительная эмоция, возникающая в результате выполненного действия, является наградой при обучении (выработке рефлексов), а отрицательные эмоции способствуют выработке внутреннего торможения.

Мотивации и эмоции не имеют резкого разграничения между собой и отражают разные оттенки одного и того же процесса.

Стресс

Под эмоциональным стрессом понимают общую системную реакцию организма на стресс-факторы. Причиной эмоционально-стрессовой реакции является не само по себе воздействие, а отношение к нему. В стрессовых реакциях участвуют следующие нейрогуморальные структуры: гипоталамус, гипофиз, лимбическая система, базальные ядра, кора больших полушарий и надпочечники.

Память

Биологическая память – это способность живых организмов воспринимать информацию о раздражении, закреплять и сохранять ее для последующего использования хранящейся информации в организации поведения. Различают генетическую память и приобретенную.

Под генетической (видовой) памятью понимают всю информацию, получаемую от родителей через гаметы. Эта память содержит информацию о развитии организма. Носителем генетической памяти являются молекулы ДНК.

Приобретенная (индивидуальная) память возникает в онтогенезе на основе жизненного опыта. С ней связано приспособление организма к изменяющейся окружающей среде. Индивидуальная память формируется в процессе научения и включает в себя несколько процессов:

· получение информации;

· запечатление информации в виде формирования следа памяти – энграммы;

· сохранение энграммы;

· воспроизведение ранее полученной информации.

Существует несколько видов индивидуальной памяти:

· двигательная память – запоминание и воспроизведение движений;

· образная память – основой является запоминание предметов и их свойств;

· словесно-логическая память – запоминание, узнавание и воспроизведение мыслей и понятий;

· эмоциональная память – запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с объектами, их вызывающими.

По механизму образования выделяют кратковременную и долговременную память.

В основе кратковременной памяти лежат процессы реверберации нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов III и IV слоев коры лобной и теменной долей.

Долгосрочная память имеет в своей основе структурно-химические преобразования на клеточном, синаптическом и системном уровнях головного мозга.

С памятью связывают активность многих структур головного мозга: ретикулярной формации, гиппокампа, миндалины, гипоталамуса. Например, гиппокамп, оказывает регулирующее влияние на нейроны новой коры, создавая в них согласованные во времени колебания возбудимости. Височная кора участвует в запечатлении и хранении образной информации. Лобная кора формирует общие программы поведения и команды для ближайшей подкорки. Таламокортикальная система способствует организации кратковременной памяти. Ретикулярная формация активирует структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении энграмм и сама участвует в процессах формирования энграмм.

Сон – это активное состояние организма, отличное по своим признакам от бодрствования. Состояние сна имеет следующие признаки:

· потеря активной связи организма с внешней средой;

· изменение мышечного тонуса;

· падение кровяного давления;

· уменьшение частоты сердечных сокращений;

· перераспределение крови в сосудах: большее наполнение кровью сосудов брюшной полости;

· минимальный уровень обмена веществ;

· снижение температуры тела;

· изменения в электроэнцефалограмме.

Сон человека может быть монофазным (ночной сон), то есть один раз в сутки, и полифазным (дневной и ночной), который характерен для детей первых семи лет жизни. Ночной сон имеет продолжительность 7-8 часов и состоит из 4-5 циклов. Каждый цикл начинается фазой «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у взрослого человека составляет примерно 60-100 минут. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, а в последних – «быстрый» сон. У взрослого человека на долю «медленного» сна приходится примерно 6,5 часов, а на фазу «быстрого» сна – 1,5 часа. У новорожденного – на долю быстрого сна приходится 50-60% общей длительности сна.

Во время «медленного» сна

1. происходят восстановительные процессы в тканях, органах и системах организма;

2. происходит восстановление функций органов, физической и умственной работоспособности;

3. осуществляются ростовые процессы;

4. в коре головного мозга происходят процессы упорядочения информации;

5. перевод информации из блоков кратковременной памяти в блоки долговременной памяти;

6. часть информации, которая не имеет биологической значимости, вытесняется из ЦНС, что приводит к снижению информационных и эмоциональных перегрузок.

Во время «быстрого» сна восстанавливаются функции нейронов мозга и синапсов. Он выполняет сторожевую функцию и осуществляет подготовку организма к переходу в состояние бодрствования.

Механизмы сна

Сон возникает благодаря возбуждению тормозных (гипногенных) структур и торможению активирующих структур мозга. Предполагают, что орбитофронтальная кора и преоптические ядра гипоталамуса активируют ядра шва, которые начинают оказывать тормозное влияние на ретикулярную формацию ствола мозга. При торможении ретикулярной формации ствола ослабевает ее тормозное влияние на неспецифические ядра таламуса, благодаря чему происходит торможение коры и развивается «медленный» сон. С другой стороны, торможение ретикулярной формации ствола приводит к тому, что полностью снимается её активирующее влияние на кору больших полушарий. Этот период соответствует появлению «быстрого» сна. Смена «медленного» сна на «быстрый» осуществляется с помощью двух типов нейронов ретикулярной формации моста:

· холинэргических - нейронов фазы «быстрого» сна, которые способствуют увеличению секреции серотонина и уменьшению секреции норадреналина. В этом случае наступает сон.

· норадренэргических - нейронов фазы «медленного» сна, которые способствуют обратному процессу, после чего наступает состояние бодрствования.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека

Развитие условных рефлексов. Ребенок рождается с определенным набором врожденных, безусловно-рефлекторных, реакций. Со второго дня жизни, у него начинают вырабатываться условные связи. Например, на 2-5-е сутки формируется реакция на положение для кормления, возникает ориентировочный рефлекс. С 6-го дня появляется лейкоцитарная условно-рефлекторная реакция на прием пищи. На 7-15 день жизни ребенка появляются условные рефлексы на звуковые и вестибулярные раздражители. В 2 месяца могут быть выработаны рефлексы с любого анализатора. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов. В процессе формирования условного рефлекса выделяют четыре стадии:

· стадию неспецифической реакции, которая характеризуется возникновением ориентировочной реакции на раздражитель;

· стадию торможения, при которой происходит торможение деятельности ребенка при действии условного сигнала;

· стадию неустойчивого условного рефлекса, когда условные раздражители не всегда вызывают ответную реакцию;

· стадию устойчивого условного рефлекса.

С возрастом увеличивается скорость выработки условных рефлексов. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5-ти лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни.

Внешнее безусловное торможение. Внешнее безусловное торможение появляется у ребенка с первых дней жизни. В 6-7 лет значение внешнего торможения для высшей нервной деятельности снижается и возрастет роль внутреннего торможения.

Внутреннее торможение. Внутреннее торможение появляется у ребенка примерно с 20-ого дня после рождения в виде примитивной формы дифференцировочного торможения. Угасательное торможение появляется в 2-2,5 месяца, условное торможение наблюдается в 2,5-3 месяца, а запаздывающее торможение – с 5-ти месяцев.

Динамический стереотип. В раннем детском возрасте стереотипы имеют особое значение. Они облегчают приспособление детей к окружающей среде, являются основой формирования привычек и навыков. У детей до трех лет стереотипы вырабатываются легко и помогают ребенку выработать с их помощью необходимые для жизни условные рефлексы.

Развитие речи. Развитее речи – это процесс развития второй сигнальной системы. Сроки развития сенсорной и моторной речи не совпадают. Развитие сенсорной речи предшествует развитию моторной речи. Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. В становлении речи выделяют следующие этапы:

1. Подготовительный этап, или этап произношения отдельных звуков и слогов (от 2-4 до 6 месяцев);

2. Этап возникновения сенсорной речи, то есть проявление первых признаков условного рефлекса на слово, на его смысл (6-8 месяцев);

3. Этап возникновения моторной речи, то есть произношение осмысленных слов (10-12 месяцев).

До 2 месяцев словарный запас ребенка составляет 10-12 слов, к 18 месяцам – 30-40 слов, к 24 месяцам – 200-300 слов, к 36 месяцам – 500-700, в отдельных случаях - до 1500 слов. К 6-7 годам появляется способность к внутренней (семантической) речи.

Развитие мышления. Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Словесно-логическое мышление проявляется к 8-9 годам, достигая развития к 14-18 годам.

Развитие поведения. Поведенческий акт осуществляется по двум принципам:

· по принципу рефлекса, то есть от стимула к действию;

· по принципу саморегуляции – при отклонении того или иного физиологического показателя от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, активизируется поведенческая реакция, которая восстанавливает гомеостаз.

В организации поведения участвуют сенсорные, моторные, центральные и некоторые нервно-гуморальные механизмы. Сенсорные системы обеспечивают распознавание стимулов внешней и внутренней среды. Моторные системы реализуют двигательную программу в соответствии с сенсорной информацией. Центральные системы связывают сенсорные и двигательные системы для обеспечения адаптивного поведения целого организма в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды и на основе доминирующей мотивации.

Для человека наиболее важным поведением является коммуникативное поведение. Для формирования коммуникативного поведения необходима зрительная, акустическая, обонятельная и тактильная информация.

· Зрительный контакт для ребенка очень важен для установления отношений с окружающими. Ребенок в возрасте 1-1,5 недель хорошо различает общие черты предъявляемых объектов, причем именно они, а не их форма, являются для него наиболее существенными.

· Акустический контакт осуществляется в виде речевого диалога. Считается, что ребенок реагирует на звуки речи с рождения. У младенцев 4-5 месяцев на речь взрослого наблюдается «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности, включающий «гуление».

· Тактильная чувствительность обеспечивает восприятие внешних стимулов в широком диапазоне, поэтому для новорожденных и детей младшего возраста она имеет важное познавательное значение. Особенно эффективны тактильные контакты в первый триместр жизни.

С возрастом повышается роль зрения и слуха в обеспечении коммуникативного поведения. Первые коммуникативные взаимодействия возникают еще до рождения ребенка в системе «мать-плод». Связь между матерью и плодом осуществляется за счет тканевых контактов. После рождения детско-материнские отношения продолжаются в системе «мать-дитя». Уже с 3-его дня после рождения новорожденный способен отличать запах молока и тела своей матери от запаха других людей. После 3-го месяца жизни ребенок переключается на взаимодействия с другими членами семьи. Начиная с 2-2,5 лет, дети могут создавать группы из 3-4 человек. Причем, мальчики вступают в общение чаще девочек. В присутствии матерей дети предпочитают взаимодействие с взрослыми.

Литература

МОУСОШ №30

РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

"Высшая нервная деятельность"

Ученицы 8 "б" класса

Алексенцевой Елены

г. Шахты

2006-2007 гг.

1)" Безусловные рефлексы"

2) "Условные рефлексы"

4) "Эмоции"

5) "Память"

7) "Прогноз и внушение"

Заключение и вывод

Ι. "Значение высшей нервной деятельности в жизнедеятельности человека"

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных и условиям обитания. В 1863 году вышла книга И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", объяснявшая эти явления. В этой работе впервые в истории естествознания поведение и "душевная" - психическая деятельность человека была объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы. "Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса", - писал И.М. Сеченов. Он утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена: первое - возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями; второе - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге, на их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.); третье - движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Продолжателем передовых идей И.М. Сеченова, был - И.П. Павлов. Главной целью его работ, были - выяснение нервной регуляции работы органов, логическим завершением чего было, - изучение функций коры больших полушарий головного мозга. И.П. Павлов - основоположенник общей теории высшей нервной деятельности. Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов (понимал)"деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру." Им были выделены и изучены составные части, или (компоненты) высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные - безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни - условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену процессов возбуждения и торможения в коре. Эти процессы создают слаженность, внутренний ритм жизни мозга. Жизнь мозга - это яркая мозаика сигналов.

ΙΙ. "Анатомия, физиология и гигиена высшей нервной деятельности"

1)" Безусловные рефлексы"

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, и сохраняются в течении всей жизни организма. В ответ на действие жизненно - важных раздражителей (например, пищи или повреждения), возникают рефлексы. Такие рефлексы и вызывающие их раздражители были названы "безусловными". Известны пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные рефлексы. Многое в поведении животных обусловлено инстинктом. Например, утенок, увидев воду, бежит к ней, плавает и ныряет; цыпленок с первого дня жизни склевывает зерна. (Примерами сложнейших врожденных рефлексов является: сооружение гнезд, выкармливание птенцов…). Дуги безусловных рефлексов проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг; для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий. Таким образом, в крайне - редких случаях рождаются дети, лишенные больших полушарий мозга. Такие дети не могут долго жить, но у них можно наблюдать простые безусловные рефлексы. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.

2) "Условные рефлексы"

И.П. Павлов доказал, что наряду с наследственными существует множество рефлексов, которые приобретаются организмом втечение жизни. Попов назвал у4словными рефлексами те рефлексы, которые приобретаются организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными. Быстро образуются временные связи на биологически - значимые сигналы, например, воды, исходящей от купающихся уток, треск сучьев, исходящий от бобров, - легко вызывают образование условных рефлексов.

Чем больше подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, чем быстрее идет угасание старых условных рефлексов и закрепление новых, тем лучше организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

Человек может сознательно управлять поведением животных. Приручение животных - это выработка условных рефлексов. Но условные рефлексы вырабатываются не только у животных, но и у человека, в жизни они называются привычками: вовремя, без будильника, вставать; не глядя зажигать свет в своей комнате, и т.д. У млекопитающих и у человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга. Условный рефлекс будит прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается. Новые условные рефлексы связаны со старыми. Вот интересный пример: "в лаборатории И.П. Павлов у собаки не могли выработать условный рефлекс на бульканье. Позже выяснилось, что она длительное время на кухне, где готовили пищу. Этот звук сочетался с видом и запахом пищи, а пищу собаке не давали. Звук бульканья тормозил у нее отделение слюны. Рефлексы как условные, так и безусловные, затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя". Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.

3) "Особенности высшей нервной деятельности человека"

И.П. Павлов и В.М. Бехтерев установили, что закономерности образования условных рефлексов и торможения в основных чертах одинаковы у животных и человека. В тоже время И.П. Павлов не раз указывал, что все явления высшей нервной деятельности не укладываются только в понятие условного рефлекса. Способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью. Чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления. Рассудочной деятельностью является высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении. В эволюции у человека появилась, как говорил И.П. Павлов "Чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга" - речь и слова произносимые, смыслимые и видимые, - это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. "Словом", - человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств. Вместе с тем, "слово" обладает обобщающей функцией. Слово, по выражению И.П. Павлова, - это сигнал сигналов. Пример: постепенно растет и развивается мозг ребенка, особенно лобные доли полушарий; на базе условных рефлексов формируется речь: "ребенок сначала начинает понимать слова, а затем и воспроизводить их самостоятельно. "Слово" становится условным сигналом раньше, чем условной реакцией, ответом: растет запас слов, развивается мысль, сознание. Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах, их свойствах и признаках, о явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания; Человек думает словами; Словесное мышление позволяет ему отвлечься от конкретных обстоятельств действительности. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления. Ребенок обучается говорить до 5 - 6 лет. Если до этого возраста ребенок не обладает речью, его умственное развитие задерживается". Речевые функции человека связаны с многоликими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека, - связано с лобной долей левого полушария, письменной - с височными и теменными долями.

4) "Эмоции"

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Эмоциями называются - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Эмоции человека сложны и разнообразны. Их можно разделить на положительные (радость, восторг, любовь и т.п.), и отрицательные (гнев, страх, ужас, отвращение и т.п.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизируют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или защиты.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. Они дают разрядку напряжению, которое создается эмоцией; кроме того, это язык эмоций. Наблюдая за выражением чувств, не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием. Так, выразительные движения могут управлять эмоциями многих. Однако выразительные движения поддаются произвольной реакции. Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобовые доли коры. Лобная доля тормозит или активирует эмоции, т.е. управляет ими.

5) "Память"

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, храпение и воспроизведение индивидуального опыта. И.М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Согласно современным представлениям отделы мозга, имеющие отношение к памяти (кора, лобные и височные доли коры), связаны между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого, образуются вещества - материальные носители "следов памяти". Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию "следов памяти" и, следовательно, процессу обучения. Для того, чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое - то время её повторять. Можно выделить 4 вида памяти.

Двигательная память, лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи.

Образная память, помогает запоминать и воспроизводить лица людей, запахи, звуки, музыкальные мелодии, картин природы.

Эмоциональная память, сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию способствуют биологически активные вещества, выделяющиеся при эмоциональном возбуждении. Запоминание, сохранение, воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов, - словесная память. Все виды памяти взаимосвязаны. Одна и таже информация запоминается несколькими видами памяти. Память может быть не произвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Память может быть и произвольной; в этом случае, человек ставит цель: "запомнить материал, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы".

6) "Сон"

Сон необходим человеку также, как вода или еда. Человек более 20 лет из 60 проводит во сне. Без сна жизнь невозможна. В опытах собаки без пищи жили 20 - 25 суток и теряли 50 % массы, а лишенные сна погибали через 10 - 12 суток, хотя масса их убавлялась всего на 5 - 13%. Бессонница очень мучительна, и не случайно в Древнем Китае приговаривали к смертельной казни путем лишения сна.

Природу сна объяснил И.П. Попов: Сон - это общее торможение; оно распространяется на всю кору головного мозга и захватывает даже средний мозг. Сон наступает, когда клетки головного мозга нуждаются в отдыхе. Сон охраняет мозг от перенапряжения. Поэтому И.П. Попов назвал сон охранительным торможением. В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственные силы, создавая чувство свежести, бодрости, готовности работать. Вызвать сон могут ритмичные раздражения: мерные удары капель, стук колес вагона, тиканье часов, монотонная песня.

Причины сна еще глубже раскрыты современной наукой. Смена сна и бодрствования, связывается с деятельностью сетевого вещества ствола головного мозга. Кора больших полушарий может подавать или поддерживать состояние бодрствования. Пробуждение наступает только тогда, когда возбуждение через сетевое вещество достигает коры. Сон не прерывается, если сигналы не значительны. Тормозные клеток ретикулярной формации вызывает сон, а их активное влияние на клетки коры - бодрствование. Почему, например, бывает трудно уснуть после напряженной умственной работы или волнений? Это можно объяснить следующим образом: Воздушное состояние коры влияет на ретикулярную формацию, повышая или угнетая ее деятельность. Расстройство сна связано с нарушением деятельности ретикулярной формации. Во сне мы теряем связь с внешними раздражителями. Быстрее всего мы теряем способность видеть и обонять, во сне частично сохраняется способность к восприятию осязательных и слуховых раздражений, изменяются многие жизненные процессы, снижается газообмен, меньше расходуется энергии, падает кровяное давление, реже дыхание, спокойней и слабей удары сердца, мышцы расслабляются. Точными приборами записаны биотоки коры головного мозга. Во сне изменяется их ритм, но совсем они не исчезают. В отдельных случаях целые зоны мозга продолжают напряженную деятельность и во сне. Содержание сновидений всегда относится к прошлому или настоящему, но не как не к будущему. Человеку не может сниться то, что не воспринималось в состоянии бодрствования. Как у животных, так и у человека наблюдается частичный сон. В спящем мозге как бы устанавливается дежурный пост на улавливание определенного сигнала из окружающей среды. Под влиянием случайных раздражений следы старых впечатлений могут сочетаться между собой в самые причудливые комбинации. В жизни мы переживаем много радостей и тревог. Во снах отражаются наши чувства, мысли, действия. "Пример из жизни: человеку приснился страшный сон: его укусила в грудь змея. Спустя несколько дней на груди образовался нарыв. "Ученые задумывались: как это объяснить?" Болезнь развивалась постепенно, и слабые сигналы не доходили до коры мозга во время бодрствования. Характерно, что спящий мозг чувствителен даже к слабым сигналам. Чаще "вещие" сны вызываются раздражениями которые поступают из внешней среды во время сна.

Несколько тысяч людей обследовали с помощью чувствительных электронных датчиков, регистрируя биотоки спящих. Оказывается, по кривой записи биотоков мозга можно выделить несколько фаз сна: первый легкий сон; нормальный сон; первый глубокий сон и т.д.

Современные данные показали, что активность мозга во время сна часто превосходит дневные уровни. Стало ясно: сон не является застывшим бессознательным состоянием. Было установлено, что движение глазного яблока под веками возникают в связи со сновидениями. В этот период отличается усиленная мозговая активность, повышается давление крови, учащается пульс, повышается расход кислорода, учащается дыхание, происходит усиленный обмен веществ. Это состояние повторяется каждые 80 - 90 минут, его было решено назвать фазой парадоксального сна.4 - 5 раз он прерывает не глубокий сон и длится 10 - 30 минут. В эту фазу возникают сновидения. Каково же значение "парадоксального" сна, сочетающего глубокую потерю сознания с повышенной активностью мозга, ускоренный обмен веществ с общей расслабленностью организма? В результате опытов было доказано, что сны служат человеку своеобразными "клапанами" для выхода неиспользованной нервной энергии. Ученым еще не удалось выяснить, какие процессы непосредственно вызывают сон и управляют его ритмом. Достаточный сон жизненно необходим для организма. Однако, его нарушения встречаются часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной активности, изменения в традиционном суточном ритме, перегрузка информации и др. Для того, что бы сон был нормальным, нужно помнить о суточном ритме организма: наиболее интересующую работу выполнять в утреннее и дневные часы, спать не менее 7 - 8 часов.

7) "Прогноз и внушение"

Долгое время в представлении о гипнозе было много суеверий и предрассудков. Наука выявила сущность гипнотизма. И.П. Павлов рассматривал гипноз в свете теории торможения. Как при неглубоком сне сохраняются отдельные "сторожевые пункты" коры, так и при гипнозе через незаторможенные участки устанавливается контакт или как говорят, рапорт гипнотизируемого гипнотизирующему. Ученые установили, что гипноз - это специально вызванный частичный сон. При гипнозе процесс торможения клеток мозга неравномерен и не глубок. Природа сна и гипноза едины. Так, гипнотический сон может переходить в обычный сон, а потом наступает самостоятельное пробуждение под влиянием шума, света и т.п. Можно и наоборот, обычный сон перевести в гипнотический. Условные рефлексы, образованные при гипнозе оказываются "вырванными", изолированными от других. Они отличаются прочностью и трудно угасают. У 98 % взрослых можно вызвать гипноз, но не у всякого человека он легко наступает; это зависит от особенности нервной системы. Известно, например, что разные люди по - разному отвечают на одни и те же раздражители. В гипнотическом состоянии через внушение можно менять функции многих органов. Загипнотизированному внушать самые различные действия и он их выполняет, при этом изменяется работа внутренних органов. Известны так называемые постгипнотические внушения. Внушенное действие точно исполняется спустя несколько дней, месяцев и даже лет. Нельзя человеку внушить то, чего он не может сделать в силу природных данных; например - заставить его петь если у него нет голоса. Гипноз и внушение - близкие, явления. Гипноз возможен без внушения, и наоборот. В отличии от гипноза при внушении преобладает возбуждение определенного участка коры больших полушарий.

И.П. Павлов рассматривал внушение как упрощенный типичный условный рефлекс человека. Ведь достаточно одним описанием лимона вызвать отделение слюны почти у каждого человека. Выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев считал, что внушаемость - нормальное свойство каждого здорового человека, хотя оно проявляется у разных людей в разной степени. Внушение, взаимовнушение и самовнушение очень распространены в повседневной жизни. Велика сила внушения, она исцеляет или расстраивает нормальные функции органов. Природную целебную силу сна современная медицина использует как один из методов лечения. Длительное торможение коры головного мозга в сочетании с успокаивающими средствами дает благоприятный исход при нервных потрясениях, сильном утомлением, язвенной болезни. Последнее время стали применять электросон.

Лечат и внушением. Велико влияние слова на состояние человека. Через слово можно повлиять на деятельность внутренних органов. Под влиянием снов человек может побледнеть или покраснеть. У него может измениться ритм дыхания и сердцебиение. Врач только одной успокаивающей беседой с больным не редко снижает кровяное давление, умеряет биение пульса больного. На основе воздействием слова разработана психотерапия и лечение гипнозом. Все шире и шире теперь применяется внушение при гипнотическом сне в лечебных целях.

8) "Нарушения высшей нервной деятельности"

Высшая нервная деятельность находится в исключительной зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды организма. Недостаточное питание, нерегулярный отдых, общее заболевание, отсутствие движений могут нарушать функции коры и высшую нервную деятельность. Большее влияние на высшую нервную деятельность человека оказывает умственное и эмоциональное перенапряжение, вызываемое необходимостью переработки большего количества информации в короткие промежутки времени обстановка, в которой живет и трудится человек, так же влияет на его поведение, самочувствие. Неблагоприятные факторы внешней среды могут как кратковременно, так и надолго нарушить процессы высшей нервной деятельности. Эти нарушения не всегда связаны с повреждением нервных клеток; чаще это чрезмерное их функциональное перенапряжение. При этом нарушаются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что ведет к нарушению образования условных рефлексов, ухудшению памяти, вызывает бессонницу. Нарушение высшей нервной деятельности сопровождается болезненными изменениями в деятельности внутренних органов. Нарушенные процессы восстанавливаются, если устранить причины, их вызвавшие. Алкоголь является ядом, в первую очередь от него страдают клетки больших полушарий головного мозга.

Ухудшается условнорефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждение и торможение центральной нервной системы. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой. Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры "раскрепощает" эмоции человека, появляется неоправданная радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больных полушарий мозга возникает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низких отделов мозга. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего не сказал, и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры. Нарушается координация движений; например, движение глаз; появляется неуклюжая шатающаяся походка, заплетается язык.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом эпизодическом и систематическом. Алкоголизм не привычка, а болезнь. Привычка контролируется сознанием, от нее можно избавиться. Пристрастие к алкоголю преодолеть сложнее из-за отравления организма. Около 10% людей, употребляющих алкоголь, становятся алкоголиками. Алкоголизм - болезнь, характеризующаяся психическими и физическими изменениями в организме.

высшая нервная деятельность рефлекс

Заключение и вывод

Строение нервной системы соответствует выполняемым ей функциям (управлению отдельными органами и всем организмом человека). Нормальная жизнедеятельность и здоровье человека полностью зависят от работы нервной системы поэтому гигиена нервной системы позволяет сохранять здоровье человека. Главная особенность высшей нервной деятельности человека заключается в способности абстрактно мыслить, членораздельно разговаривать и трудиться. Все это достигается путем воспитания ребенка, т.е. вне человеческого общества он не может стать человеком.

Список используемой литературы

1). А.М. Цузмер, О.Л. Петришина. Биология "Человек и его здоровье".

2). И.Д. Зверев. "Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека".

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Свойства ВНД

Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.

ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.

Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

Высшая нервная деятельность

Определение 1

Высшая нервная система – это работа коры больших полушарий и всех подкорковых образований.

Это понятие также включает в себя психологическую деятельность и особенности поведения индивида.

Поскольку каждому человеку свойственны свои отличительные способности, взгляды, привычки, убеждения и особенности поведения, которые формируются на протяжении всей жизни. Все эти особенности зависят от системы условных рефлексов, которые, в свою очередь, формируются под воздействие м окружающей среды и наследственности нервной системы.

Свойства высшей нервной деятельности

К свойствам высшей нервной деятельности относят:

  • Подвижность;
  • Уравновешенность;
  • Силу нервных процессов.

Самое важное свойство считается сила нервных процессов, которое характеризуется, непосредственно, способностью нервной системы выдерживать длительное время воздействие возбуждающих факторов.

Нервная система у людей бывает сильной, а бывает слабой. Сильная нервная система подразделяется на уравновешенную и неуравновешенную. Уравновешенность имеет высокую скорость при выработки условных рефлексов.

Подвижность зависит от смены процессов торможения и возбуждения. Люди с подвижной нервной системой легко переключаются с одной деятельности на другую.

Типы высшей нервной деятельности

Поведенческие реакции и психические процессы имеют свои индивидуальные особенности у каждого человека. Сочетание уравновешенности, подвижности и силы характеризует тип высшей нервной деятельности. По таким характеристикам различают следующие типы:

  1. Уравновешенный, подвижный и сильный;
  2. Неуравновешенный и сильный;
  3. Уравновешенный, инертный и сильный;
  4. Слабый.

Также различают типы высшей нервной деятельности связанные с взаимодействием первой и второй сигнальной систем:

  1. Мыслительный;
  2. Художественный;
  3. Мыслительный и художественный.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология высшей нервной деятельности способна развивать и воспитывать все необходимые обществу качества и свойства личности, не зависимо тот его темперамента.

Поведение и психические процессы усложняет наличие в человеке второй сигнальной системы. Также высшая нервная деятельность характеризуется наличием условно-рефлекторной деятельности, приобретаемой человеком в течение всей его жизни. У человека в отличие от животных появляется мыслительная деятельность, осознаются внутренние процессы жизни.

Высшая нервная деятельность людей имеет социальную природу. Речь, имеющаяся у людей, дает возможность абстрактно мыслить, что накладывает весомый отпечаток на деятельность и поведение людей.

Разнообразие высшей нервной деятельности людей имеет огромное практическое значение. Научно доказано, что заболевания центральной нервной системы, непосредственно, связаны с особенностями протекания нервных процессов.

Пример 1

Например, люди со слабым типом высшей нервной деятельности являются клиентами клиники неврозов. Многие болезни протекают с большей сложностью у людей со слабой нервной системой. При наличии у человека сильной нервной системы, болезни переносятся легче, и быстрее наступает выздоровление.

Также от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависит действие препаратов на человеческий организм, поэтому их учитывают при назначении лечения.

На поведение человека, кроме его темперамента, влияет условие их жизни в обществе. Тип высшей нервной деятельности и темперамент являются предпосылкой в развитии необходимых качеств личности.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность связана с функциями коры больших полушарий головного мозга. Она обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды. В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на безусловные и условные .

Безусловные рефлексы наследуются и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определенного вида, т.е. групповые. Например, все особи морского конька строят гнезда для выведения и защиты потомства. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом . Мать выкармливает и защищает своего ребенка, птицы строят гнезда – это примеры инстинктов.

Условные рефлексы приобретаются каждым человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи – все это примеры условных рефлексов. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т.д. Этот процесс называется условным торможением . Торможение может быть и безусловным (внешним). Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» – возбуждение. Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Так условный слюноотделительный рефлекс формировался в лаборатории И.П. Павлова при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка. В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя. Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым). Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие:

– развитая психическая деятельность;

– способность к абстрактно-логическому мышлению.

И.П. Павлов разработал учениео первой и второй сигнальной системах.

Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы. Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5-7 месяцам первого года жизни.

И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения). На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.

Эмоции – это субъективные реакции человека и других животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции бывают положительными и отрицательными . Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме. Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов. С помощью эмоций человек изменяет свое поведение.

Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной. В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус. Различают следующие виды памяти:

двигательную ;

зрительную ;

слуховую ;

осязательную ;

смешанную .

Мышление – совокупность умственных процессов, связанных с познанием. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее, глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.

Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.

Сон – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7-8 часов.

Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.

В соответствии с этими функциями сна различают глубокий (медленноволновый) и поверхностный (быстроволновый) сны.

Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15-20 мин. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга. В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.

Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.

Поведение - это активность человека, направленная на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.



Поведение человека определяется нервно-гуморальной деятельностью организма и социальными условиями его жизни.

Аспектымозговой (нервной) деятельности: у каждого полушария есть своя функция.

Правое полушарие - творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки; левой полушарие - логика, стратегическое мышление, чтение, счет, функциональность правой руки. Право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше - та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора, ее участки принято делить на доли головного мозга:

Нервная система человека действует по принципу возбуждения - основные функции нейрона и нервной ткани - возбудимость и проводимость. Однако есть противоположный механизм, торможение, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения - сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы - отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.

Внешнее торможение, оно жефизиологическое, оно же безусловное - по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.

Внутреннее торможение идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется при условном рефлексе, при приспособлении организма к внешним раздражителям, в связи с чем возбуждение возникает при действии лишь строго определенных раздражителей, в то время как другие, даже незначительно отличающиеся от первого, вызывают тормозное действие.