Высшей формой творческой деятельности является. Контрольная работа творчество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Творческая личность

Введение

Слово "творческий" часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение "творческой".

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Мир для человека как субъекта творчества - это единственно возможная реальность, в которой сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая деятельность для него - это своеобразное объяснение мира, пусть даже и не имеющего связи с реальностью.

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает в повседневной жизни, связано с продуктами творческого мышления и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома, предметы быта, одежда, обувь, телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль.

Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни. На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают задачи, решение которых требует неформального творческого подхода.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый человек. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня от повседневных до научно-технических. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Что же характеризует творческое? В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.

1. Теоретико-методологические подходы психологов к изучению творческих способностей личности

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно некорректная, ибо под это определение попадают и люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других известных творческих личностей. В свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия Ч. Ломброзо, Д. Карлсоном, однако позднейшие исследования, например, Т. Саймонтона ее не подтвердили.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут более высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться и низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Э.П. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представили данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод исследования зависимости креативности мышления от уровня интеллекта, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли временные ограничения, свели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате тестирования они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

2. Творчество и деятельность, основные качества креативной личности

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативным, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

Не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

Не действовать механически;

Не занимать частичную позицию;

Не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

Не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Гилфорд выделил четыре основных качества, присущих креативной личности:

* Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

* Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

* Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

* Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Способность решать проблемы, то есть способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

Способность идти на разумный риск;

Готовность преодолевать препятствия;

Толерантность к неопределенности;

Готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

Независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

Открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Нельзя оставить без внимания такую особую форму человеческой психики как воображение.

Особенно ярко воображение проявляется в играх детей. Они строят из стульев и подручных материалов машину, самолет или еще что- либо и отправляются в путешествие. В темной комнате, в кладовой у них обитают невиданные животные с которыми они дружат или наоборот их боятся. Во взрослом возрасте благодаря воображению человек творит, создает что то новое. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является результатом воображения и творчества людей.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. При пассивном воображении образы возникают помимо воли человека, то есть спонтанно. Продуктивное воображение сознательно конструирует действительность, а не просто копирует ее, но при этом она творчески преобразуется в образе. В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в том виде, как она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память, хотя в нем также присутствует элемент фантазии.

С воображением в практической жизни людей в первую очередь связан процесс художественного творчества. Так натурализм, реализм в искусстве художников можно отнести к репродуктивному воображению, а абстракцию, модернизм, импрессионизм к воображению продуктивному.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Прилагая волевые усилия мастер создает образ своего творения сначала мысленно в своем воображении, чтобы потом воплотить его в жизнь. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение. Спонтанные образы являются творцу независимо от его воли и скорее являются продуктом подсознания. Так многие творческие люди отчетливо видят во сне конечный итог своей работы или образ сюжета картины, или делают во сне научные открытия. Так Менделеев увидел во сне свою таблицу химических элементов.

По мнению Я.А. Пономарева с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный). В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и так далее) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а "несмотря ни на что", то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и также завершающейся.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен. Авторские права не охранялись, не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Древней Греции выдающимися считались те люди, чья деятельность охватывала сразу множество сфер приложения ума. Универсальность гениальной личности в ранний период истории была связана с тем, что наука древности развивалась преимущественно гениальными одиночками, которые являлись одинаково сильными «специалистами» в различных науках. Прославленные в древности мудрецы, оставили в веках не только след своих открытий и пророчеств, но и дали миру пример разносторонней одаренности. Универсальные идеи греческих мыслителей породили интегрированный подход, который в современную эпоху испытывает второе рождение. Стремление ранних греческих мыслителей понять сущность природы, космоса и мира в целом вело развитие разных наук параллельно друг другу, и открытия древности были интуитивными прозрениями приблизительно одного времени. В Греции не было ни одного крупного философа, который бы не проявлял себя кроме философии еще и в этике, в воспитании, в ораторском искусстве, в математике. До сих пор потрясает воображение универсальность мышления Платона и его гениального ученика Аристотеля. Но, по видимому, самый уникальный случай в мировой истории - это непонятная для понимания универсальность дарований Леонардо да Винчи, гений которого для человечества оставил творения и в искусстве, и в науке, и в архетиктуре, и в медицине, и даже в изобретении военной техники.

В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем:

Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

Существуют различные подходы к определению истоков творчества. Обозначим три из них:

1. Чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Д. Гилфорд, С. Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности, а спектом интеллекта.

2. В качестве отдельного направления исследований креативности выделяется личностно-ориентированный подход, в рамках которого изучаются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Косса, Э. Роу и других.

3. В современных условиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов и признать творческость «многогранным» явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.

Такой подход к творческости как интегральному явлению осуществлен A.M. Матюшкиным, Л.В. Финькевичем, О.С. Тихоновичем, выдвинувшими концепцию креативности как общей психолого-педагогической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты творчества: доминирующая роль внутренней мотивации; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем.

Эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности. При всем имеющемся многообразии подходов в изучении ее суммарная характеристика заключается в следующих положениях:

1. «Креативность - это способность человека создавать нечто новое, противоположное шаблонному, застывшему, стереотипному. При этом человек овладевает и перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность» (Кирнос Д. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992.).

2. «Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.» (Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.).

3. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечает: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец» (Рубинштейн С. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1997. - № 4).

3. Творческая личность

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности. Они полагают, что не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Однако, рассматривая любой исторический период, ученый, с какого бы ракурса он не изучал ту или иную эпоху, прежде всего, анализирует деятельность конкретных личностей, личностей, которые являлись творцами данной эпохи. На результатах этого анализа и строится представление об эпохе, как на научном, так и на обыденном уровнях. Так, античность прочно ассоциируется с Платоном и Аристотелем, Гомером и Софоклом, Сократом и Пифагором. Средневековье - это гениальные Омар Хайям, Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Эпоха Возрождения, как период творческого универсализма - ярчайший временной отрезок, когда формируется особый тип личности «ренессансный человек». Эпоха, когда творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспир, Эразм Роттердамский, Николай Коперник и Джордано Бруно. Таким образом, можно «проиллюстрировать» любую эпоху, вся мировая история творится такими гениальными личностями, присутствие у которых полифункциональных дарований обеспечивает развитие человеческого общества. Талантливая личность - это вектор, направленный в будущее, поэтому особый интерес представляет рассмотрение феномена талантливой личности как полифункционального проявления дарований в историко-культурном и психолого-социальном ракурсах.

В психологии творчества условно считается, что различные степени развития способностей можно расположить в виде иерархии: гениальность (наивысшая степень); талант; одарённость; способности; природные задатки.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генофонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна - в четыре года. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в восемь лет, у Ван-Дейка - в десять, у Дюрера - в пятнадцать лет.

В пользу наследственности способностей свидетельствуют также существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого двух - трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Само слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один раб закопал свой талант в землю, второй раб разменял его, а третий раб талант приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, то есть возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве. мышление творческий талант

Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества, называется гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладения культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Этимология слова «гений» восходит к античной культурной традиции. У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его в течение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути. Отсюда и современная интерпретация гениальности, - как предельно допустимой демонстрации творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Но, одно, несомненно, гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - "Человек - творческий".

Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творческой личности присущи следующие черты:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) высоко развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество есть выход за пределы общепринятого. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза при близком знакомстве с одаренным человеком это аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.

Есть две точки зрения: талант - это болезнь и талант - это максимальное здоровье.

Цезарь Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям.

Гениальный человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит колебания погоды. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, резкие перемены настроения от неуемной веселости до мрачных депрессивных состояний. Они совершают только им понятные поступки и действия, странные и неприемлемые для окружающих. Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и так далее. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: "Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно". Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу - креатив, талант - интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих. Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Следствием этого являются эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создающие предпосылки для нового подхода к действительности.

Творческая личность находится в постоянной борьбе с окружающим миром и с самим собой. Возможно, это борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и - смерть.

Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество, начиная с родных и близких, социализируется и становится личностью. При этом социокультурная среда влияет на развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, моральные, духовные принятые в этом социуме. Именно поэтому зачастую в семьях врачей дети взрослея становятся врачами, в семьях артистов и художников соответственно - артистами и художниками и т.д.. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности, в противном случае - доверия и справедливости. Человек либо становится интерналом "кузнецом своего счастья", либо экстерналом, считающим, что от него ничего не зависит.

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, то есть все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между ними возникают острые переживания. Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказывать себе в чем то в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей своей жизни личность, оставаясь практически неизменной, приобретает все больше индивидуальных черт.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной цельной личности, "идеального" человека. Задача психологии воспитать в личности индивидуальность и развить способности, полученные при рождении. Талант, вдохновение, мастерство - важнейшие факторы творческой деятельности.

Общие способности человека как интеллект, творчество, определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет творческий человек. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения организма человека, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей влияющих на процесс воспитания личности.

Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности.

Творческие достижения в современном мире возможны только при овладении знаниями и умениями в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения этими знаниями и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

Список использованной литературы

1. В.М. Бехтерев «Объективная психология» Москва «Наука», 1.

2. Л.С. Выготский, Собрание сочинений т. 6 Москва «Педагогика», 1982.

3. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва «Мир», 1992.

4. Б.Ф. Ломов «Методологические и теоретические проблемы психологии». Москва «Наука», 1984.

5. Карл Леонгард «Акцентуированные личности» Киев «Высшая школа», 1989.

6. Р.С. Немов, «Психология», том1, Москва, 1995г.

7. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности», Москва,1991г.

8. Психологический словарь. Москва «Педагогика-пресс», 1996.

9. В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Периодизация общего психического развития».

10. Е.Т. Соколова «Самосознание и самооценка при аномалиях личности». Москва, МГУ, 1989.

11. Поль Фресс, Жан Пиаже «Экспериментальная психология» Москва «Прогресс» 1975.

12. Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Киев, МАУП, 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические исследования проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии. Анализ этой проблемы ведущими психологическими школами. Особенности творческой личности. Методы стимулирования проявления творческих способностей, роль интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2015

    Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Понятие и природа творчества. Виды творчества и их особенности. Характеристика творческого процесса и его содержания. Формирование и развитие личности. Творческая личность и ее жизненный путь. Возможности диагностики и развития творческих способностей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Психологическое определение творческих способностей – индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2010

    Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Воображение и творческие способности личности. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей, воображения и психики младших школьников. Функция воображения: построение и создание образов. Теория творческого (креативного) интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Понятие о способностях, их природа, виды и уровни. Проявление способностей у осуждённых, значение для практики исправительных учреждений. Тюремная направленность творческой деятельности. Особенности диагностики и развития способностей осуждённых.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Характеристика воспитания как существенного фактора развития личности. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность" в педагогике. Анализ системы развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Методы развития творческих способностей.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3.

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
  • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  • Валиахметов Денис Рамилевич , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
  • КРЕАТИВНОСТЬ
  • ТВОРЧЕСТВО
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЛИЧНОСТЬ

Статья посвящена проблеме роли творчества в профессиональной деятельности. Проблема обусловлена увеличением количества «творческих» профессий, востребованностью креативных характеристик работников в наши дни. Анализируя особенности человеческой деятельности, автор обнаруживает необходимость творческого начала в ее структуре. Значимость творчества в профессии обусловлена, с его точки зрения, динамикой современной жизни, личностной основой современной культуры, продуктивным характером современных профессий, обусловленным растущими потребностями человека и общества.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • От чего зависит свобода личности? Субъективные и объективные факторы
  • Методологическая проблема естествознания о подходах к рассмотрению взаимоотношений науки и религии

В настоящее время вопросы творчества обсуждаются многими людьми: специалистами, педагогами, учеными, работниками творческих профессий и другими специальностями.

Проблема творчества в деятельности человека остается актуальной и важной, а от изучения этой темы зависит понимание устройства развития человека и общества, поскольку быстрое развитие общественной системы предполагает увеличение значимости творческого начала в деятельности. Кроме того, появление новых технологий, от которых зависит комфорт и эффективность, это результат творческой деятельности. В наши дни активность человека все больше возрастает в области «технического и социального творчества, созидающего техносферу» .

Существует различные факторы, влияющие на успешность деятельности личности. Такие как состояние здоровья, семейное положение, возраст, уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора основной деятельности; адекватность исходных представлений об основной деятельности; характер деятельности; внешние условия организации деятельности; материальная база; уровень квалификации; престижность и, немаловажным является индивидуальные психологические особенности личности.

Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного человека, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить интеллект, специальные способности и креативность. Однозначно успешность деятельности связана с относительно специальными способностями. К ним относятся такие способности как: фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, чувствительность различать цвета для художника и т. п., в общем, они называются сенсорными. Помимо вышесказанного существуют моторные способности – это пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п. Невозможно обойтись и без профессиональных способностей. К ним относятся техническое мышление, пространственное мышление, математическое.

Другим важным фактором успешной работы личности является креативность. Креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов. Стремление к новому, или «творчество жизни», иногда проявляется в мелочах, например, из двух магазинов покупатель выбирает тот, в который не заходил раньше. Но выбор может относиться не только к ситуации покупки. В научном творчестве новизна проявляется в работе с новыми сложностями, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом видении. В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и другое.).

Творчество это есть превышение исходного уровня деятельности уникальным и весьма эффективным образом.

Очень многие профессии являются по сути творческими. Те профессии, в которых существует возможность продуктивного осуществления профессиональных функций не только на основе усвоенных знаний и навыков. Если сказать другими словами, это те профессии, в которых возможен и просто необходим выход за пределы имеющегося опыта.

Одной из таких профессий является профессия инженера-технолога именно в силу того, что в ней без этого постоянного выхода за пределы имеющегося знания и опыта невозможно внедрять процессы и режимы производства продукции, устанавливать порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций. Несмотря на наличие стандартизированных процедур, все предусмотреть в технологическом процессе невозможно. Возникновение нештатных ситуаций требует нестандартных, креативных решений.

Профессия технолога – очень востребованная и очень сложная профессия. Если конструктор решает и творчески создает проект того, что еще не было придумано, то технолог решает, как воспроизвести на заводе это нечто самым доступным простым и дешевым способом быстро и в нужном количестве. Для этого необходимо знать очень много и предусматривать различные тонкости. В этом смысле творческая направленность в данной профессии имеет экстенсивный характер креативности, помогающий оформлять и трансформировать вещественный мир, окружающий нас, преобразовывать физическое пространство. Такой тип креативности больше всего связан с научным и техническим творчеством.

В процессе самоорганизации происходит развитие. В возможности изменить самого себя проявляется способность человека строить эффективно свою жизненную стратегию. Эта эффективность достигается за счет упрощения видов деятельности. Невозможно не отметить, что животные в своей эволюции пошли путем развития специализации органов и систем, что привело к упрощению функции. Человек пошел другим путем. И этот путь сделал необходимым целенаправленное создание средств, которые позволили бы получать продукт, помогающий в деле сохранения человеческой популяции, увеличения безопасности жизни.

Получается, что творчество является неотъемлемой характеристикой человеческого мира. И если творчество исчезает из жизни человека, значит, речь идет о серьезном кризисе. Можно согласиться с мнением, что присутствие творчества в деятельности человека и его личность тесно связаны. Личность невозможна без творческого усилия. И отсутствие творческого начала сказывается негативно не только на результативности, но и на личностном росте. А дефицит ярких личностей может быть признаком неполадок в какой-либо сфере. И можно сказать, что нет большой разницы, занимается ли человек профессиональной деятельностью, или отдает свое время хобби, личным увлечениям. И то, и другое способствует созданию и росту его личности, выработке у него новых способностей и качеств, что, в свою очередь, помогает человеку в профессии.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. О трансформации понимания творчества в философии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 4.С. 1237-1243.
  3. Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество - основа развития. М.: Наука, 1991.
  4. Столетов А.И. Сущность креативности и ее типы // Креативность в пространстве традиции и инновации. Третий Российский культурологический конгресс с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, 2010. С. 6-7.
  5. Столетов А.И. Творчество как основание личности. Уфа: БашГАУ, 2005. 228 с.

Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.

Существует множество , которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество как процесс

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый , которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим . Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Виды творческой деятельности

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Духовная творческая деятельность

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Стадия первоначального накопления информации

Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.

Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.

Стадия формирования замысла или разработки идеи

Этот этап может протекать в двух формах:

  • в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
  • в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.

Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.

Разработка замысла

Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.

Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.

Практическая творческая деятельность

Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.

Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.

Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.

С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.

Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» - наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.

С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.

Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.

Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.