Высшие чувства и их классификация. Сущность, функции и виды чувств и эмоций

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие - неудовольствие; 2) напряжение - разряжение; 3) возбуж­дение - торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

    интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

    радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

    удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

    страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

    гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

    отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

    презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

    страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания - это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

    стыд - отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведен­ном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям чело­века относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чув­ства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмо­циям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют бо­лее важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицатель­ные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращения благополучия.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость - грусть, удовольствие - страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности .

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм - язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

3.1 ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности.

Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

А) Моральные чувства:

    чувство справедливости

    ответственности

    патриотизма

    солидарности

    творческое вдохновение

    трудовой энтузиазм

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

    чувство удивления

    сомнения

    уверенности

    удовлетворения

Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

    чувство красоты

    восхищения прекрасным

    трагического

    комического

    возвышенного

Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 НИЗШИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)

Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

    усталость

Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

3.3 ЧУВСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КЛАССА

Этот класс чувств можно подразделить на три группы.

А) Положительные чувства:

удовольствие, самодовольство, радость, чувство удовлетворенности собою, блаженство, восторг, уверенность, ликование, доверие, восхищение, симпатия (приязнь), уважение, спокойная совесть, нежность, чувство облегчения, любовь (половая), любовь (привязанность), чувство безопасности, предвкушение, умиление, злорадство, благодарность, чувство удовлетворенности, мести, гордость.

Б) Отрицательные чувства:

Неудовольствие, ярость, горе, презрение, отчаяние, возмущение (негодование), тоска, неприязнь, печаль (грусть), зависть, уныние, злоба, скука, злость, огорчение, разочарование, ненависть, тревога, неуверенность (сомнение), боязнь, испуг, растерянность, недоверие, страх, ужас, смущение, стыд, жалость сострадание, неудовлетворенность собою, раскаяние, сожаление, досада, угрызение совести, нетерпение, досада, обида, горечь,

чувство оскорбления, отвращение, гнев, омерзение, ревность.

В) Нейтральные чувства:

безразличие, состояние спокойного, удивление, созерцание, изумление.

Нейтральные чувства возникают тогда, когда человек находясь в ясном сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. Но все же в этом состояние он переживает свое отношение к миру и к самому себе.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано не потому, что с точки зрения сегодняшней морали одни чувства благородны, а другие низменны, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Физиологи установили, что приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные- преимущественно симпатического ее отдела. Поэтому злорадство относится к положительным чувствам, а сострадание к отрицательным.

Некоторые чувства, отнесенные к отрицательным, в ряде ситуаций все же приятны (например, гнев, раскаяние, жалость - в тех случая, когда эти чувства могут быть «излиты», то есть активно выявлены в поведении). Отрицательных чувств гораздо больше чем положительных.

3.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ЧУВСТВ

Словом чувство обозначают не только те или иные переживания, но и более сложные психические реакции - такие, как чувство интереса, чувство правды, чувство красоты и чувство юмора. Эти четыре чувства представляют собой единую группу эмоциональных явлений, выражающих самое общее активно-положительное отношение человека к жизни.

Это сложные психические реакции; воздействовать на них можно с разных принципиальных точек.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

1. Положительные

2. отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

1. страх – реакция на угрозу.

2. грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.

3. гнев – связан с добычей ресурсов.

4. стыд – связан с обобщением.

5. радость – сознание своей нужности.

6. бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

Стенические (вызывают прилив энергии)

Астенические

По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

1. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.

2. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.

3. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.

4. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.

5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).



6. Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

4. праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

1).Симонов П.В. Что такое эмоция. -М.: Наука, 1966. - 94 с.

2) Изард К.Е. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2010.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные) и эстетические. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине. Этические - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с его мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность. Эстетические - чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, чувство юмора и т. д.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и в общении. Иногда они именуются как высшие ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть). Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы друг от друга при психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное, если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Эмоции условно делят на настроения, страсти и аффекты. Настроение - это слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся недостаточным осознанием причин и факторов, их вызывающих. Аффект - кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Одним из распространенных видов аффекта является стресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс оказывает отрицательное воздействие на сердечно-сосудистые и кишечно-желудочные заболевания. Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

Настоящая любовь - духовная связь одного человека с другим, подобным ему существом, которая не сводится к физическому влечению и страсти.

Классификация чувств

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например˸ Рудик, 1978) на три группы˸ нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям обществен-

296 Глава 11. Общее представление о чувствах˸

ной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности^ общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании (подробнее об интеллектуальных эмоциях уже говорилось в разделе 6.5).

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

К. К. Платонов выделяет ещё и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому ᴇᴦο попытку расширить список чувств следует признать неудачной.

  • - Классификация чувств 295

    В. В. Никандров и Э. К. Сонина (1996) выделяют еще одно свойство чувств - прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и скорее всего отражает степень привязанности к объекту, по отношению к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоциональной... [читать подробнее] .