Вюрцбургская школа. Психология мышления

Вюрцбургская школа (англ. Würzburg school) - возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем. психологии; возглавил его О. Кюльпе . Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер , Г. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. К взглядам Вюрцбургская школа примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы Вюрцбургская школы эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.

Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, Вюрцбургская школа ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах).

В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см . Мышление без-образное), Вюрцбургская школа выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт), детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила «антиципирующая схема». Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи (см . Антиципация).

Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику (В. Вундт, Э. Титченер , Г.Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. ш. дал П.Я. Гальперин . (А.Н. Ждан)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Вюрцбургская школа - группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе , изучавших в начале ХХв. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при к-ром испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

Вюрцбургская школа

Группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции. В. ш. ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера. Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности к-рого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Работы психологов В. ш. поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Данные, полученные В. ш., вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титченера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

КЮЛЬПЕ Освальд (1862 ССР,- 1915, Мюнхен) , нем. психолог и философ-идеалист. В философии - представитель критического реализма. Осн. тема работ К. - психологические основания теории познания. По К., акт сознания способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов - мышления и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия вюрцбургской школы, созданной К.

Карл Марбе (1869-1953) – выдающийся немецкий психолог, один из основателей Вюрцбургской школы психологии. Главное внимание, по его мнению, следовало уделять развитию криминальной психологии, исследованиям в области свидетельских показаний, проведения допроса. Большое внимание в своих работах он уделял учету индивидуальных свойств личности свидетелей, обвиняемых, влиянию психологических установок личности на их поведение, разработке диагностических критериев оценки поведения участников уголовного и гражданского процесса взамен использования распространенных в то время групповых статистических оценок. С того времени он провел большое количество психологических экспертиз по различным уголовным и гражданским делам. Эта деятельность Марбе оказала решающее влияние на видение роли эксперта-психолога в уголовном и гражданском процессе.

Ах Нарцисс (1871 – 1946) - немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы. Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики „двойной стимуляции“.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон

(1878 - 1958) -американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение) - одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Отец вёл разгульную жизнь и ушел из семьи, когда мальчику было 13 лет. Сын был привязан к нему и до конца жизни так и не смог простить. Джон Уотсон вырос в Южной Каролине и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) - «Психология с точки зрения бихевиориста». Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций: 1) видимые (экспрецит) - отпирание двери, игра на скрипке. 2)скрытые (привычные реакции (имплицит)) - мышление, которое мы считаем внутренним разговором. 3)видимые наследственные реакции - инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.) 4)скрытые наследственные реакции - система внутренней секреции (физиология). С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель - предсказание поведения и контроль за ним.

Бихевиори́зм - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

22. НЕОБИХЕВИОРИЗМ: Э.ТОЛМЕН, К.ХАЛЛ, Б.СКИННЕР

Отдельные принципы бихевиоризмa были пересмотрены в 1930-1940-е гг., во временa рождения нового нaпрaвления современной психологии – необихевиоризмa, сaмым известными предстaвителями которого являлись К. Л. Хaлл (1884–1952), Б. Ф. Скиннер (1904–1990) и Э. Ч. Толмен (1886–1959). Новое течение сосредоточило свое внимaние нa изучении поведения с учетом познaвaтельных и мотивaционных процессов, опосредующих связь между реaкцией и стимулом.

Толмен Эдвард Чейс (1886-1959) - американский психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие «промежуточных переменных» (цель, гипотеза, «когнитивная карта» и др.). „Целевое поведение у животных и человека“ (1932). Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.

Халл Кларк Леонард (1884-1952) , американский психолог, представитель необихевиоризма. Вслед за Толменом ввёл в основную схему бихевиоризма "стимул - реакция" "промежуточные переменные", трактуя их как реально присущие организму факторы и считая главным из них потребность.

Беррес Фредерик Скиннер (1904 - 1990) - американский психолог, изобретатель и писатель. Он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

23. Зигмунд Фрейд: жизнь и учение о бессознательном.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью. Недавно он в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд. В октябре 1859 года вконец обнищавшие Фрейды пустились на поиски счастья в другие города. Обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. "Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество", - так вспоминал Фрейд своей детство. Впоследствии, как и положено бедному еврейскому юноше, он увлекся политикой и марксизмом. В результате, морщась от отвращения, отправился в медицинский - типичное поприще для юноши его национальности в то время. После окончания медицинского факультета Фрейд ринулся в институт физиологии, где и проработал с 1876-го по 1882 годы. Он получал различные стипендии и с упоением изучал половые органы угря и других подобных тварей. В 1884 году Фрейду надоедают угри, рыбки и ракообразные, и он уходит в лабораторию профессора клинической психиатрии Мейнерта, чтобы заняться изучением мозга человеческих зародышей, детей, котят и щенков. Однажды на отдыхе он увидел 21-летнюю, хрупкую, бледную, невысокую девушку очень изысканных манер - Марту Верней. Ухаживания Фрейда были своеобразными. В 1882 году Фрейд поступает учеником в главный госпиталь Вены и получает там через год пост ассистента. Фрейд привозит в Вену из Мерка малоизвестный тогда алкалоид - кокаин - и надеется первым открыть его свойства. Однако открытие совершают его друзья Кенигстен и Коллер: Фрейд уехал отдохнуть с невестой, доверив начать исследование им, а они к его приезду успевают не только начать, но и закончить его. "Я не в обиде на мою невесту за упущенный счастливый случай". Однако в своей автобиографии много позже пишет: "Из-за моей помолвки я не стал знаменитым в те молодые годы". В следующий раз Фрейд упустил свой шанс в Париже, когда ездил стажироваться к доктору Шарко - тому самому, который изобрел контрастный душ. В Париже Фрейд понюхивал кокаин, шатался по улицам, попивал абсент, возмущался внешним видом парижанок (безобразны, кривоноги, длинноносы), по ночам сочиняя глобальный труд. Единственное, что Фрейду удалось получить у Шарко,- его произведения для перевода на немецкий. Он перевел несколько толстенных книг по гипнозу, овладеть которым так и не сумел. А Фрейд хотел денег. Выход один - частная практика. Он много работает, пишет книги и статьи, избегает праздности, курит по 20 сигар в день (это помогает ему сосредоточиться). Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. Однако полученные такой ценой деньги и слава омрачаются тяжелой болезнью: в апреле 1923 года его оперируют по поводу рака ротовой полости. Он с трудом ест и говорит. Приход фашизма еще более омрачает его жизнь. В Берлине публично сжигаются его книги, любимая дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, схвачена гестаповцами. Семья Фрейда бежит в Лондон. К тому времени состояние здоровья Фрейда стало безнадежным. И свой конец он определил сам: 23 сентября 1939 года лечащий врач Фрейда по его просьбе ввел ему смертельную дозу морфия.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.


Похожая информация.


Вторая волна эмпирической проверки ассоциативной психологии и экспериментальных исследований исходила из Вюрцбургской школы, основателем которой был ученик Вундта О. Кюльпе. Вюрцбуржцы сосредоточили основное внимание на исследовании высших психических процессов, среди которых центральное место занимало мышление.

В качестве методического приема для исследования мышления вюрцбуржцы использовали задачу или вопрос. Они предлагали своим испытуемым математические и лингвистические задания, для решения которых необходимо было произвести определенные операции с числами, изложить в словесной форме смысл фраз, метафор или пословиц. Наряду с этим была использована традиционная интроспекция, дополненная ретроспективным отчетом о непосредственных переживаниях, испытываемых субъектом в процессе решения экспериментальных заданий. Чтобы исключить предвзятость и повысить надежность самонаблюдения, проводилось специальное обучение, в ходе которого формировались навыки составления самоотчетов.

В исследованиях Н.Аха экспериментальная задача вводилась испытуемым, находящимся в состоянии гипнотического сна. Оказалось, что после выхода из гипнотического состояния испытуемые решали внушенную им задачу, но не могли дать отчет о мотивах, цели и смысле собственных действий. Опыты с гипнозом показали, что не все в процессе решения задач осознается и что существуют скрытые тенденции, определяющие избирательность и направленность мышления.

Опыты с испытуемыми, находящимися в бодрствующем состоянии показали, что избирательность мышления определяется не только прошлым опытом, как полагали ассоцианисты, но и тем, который приобретает субъект во время анализа условий экспериментального задания.

Новые факторы, определяющие направленность мышления человека были названы «установкой» (Г. Уатт) и «детерминирующей тенденцией» (Н. Ах). Позже был обнаружен ещё один фактор, организующий мышление – «антиципирующая тенденция». Было показано, что на определенном этапе решения задачи возникает (формируется) «антиципирующая схема решения» как некий эквивалент ещё не достигнутого, но уже предвосхищаемого результата. В этот момент возникает соответствующая (антиципирующая) тенденция, направляющая, ускоряющая и завершающая процесс решения (О. Зельц).

Таким образом, был экспериментально обоснован то факт, что мышление не только репродуцирует опыт, применяя его к решению предстоящих задач, но и конструирует способы решения, детерминированные непосредственно воспринимаемой ситуацией, вытекающие из анализа условий задачи и не имеющие аналогов в прошлом. Другими словами, мышление имеет продуктивный характер.

В опытах с лингвистическими заданиями вюрцбуржцы обнаружили, что не все испытуемые способны выразить словесно суть метафор и пословиц. Даже выбор из предполагаемого списка аналогичных по смыслу вызывал большие затруднения. Кроме того, переход от восприятия фраз и пословиц к пониманию их смысла не поддавался интроспективному анализу. Вюрцбуржцы проводили тысячи тренировочных упражнений с испытуемыми, обучая их интроспекции, сами выступали в качестве испытуемых и получали один и тот же результат. Отсюда был сделан вывод о том, что смысл, как таковой, не связан ни с представлениями, ни с речью.

Согласно Кюльпе, мышление иначе относится к объекту по сравнению с ощущениями и восприятием. Смысл, по Кюльпе, представляет собой переживание отношений, лишенное сенсорного содержания и чувственной наглядности. Согласно К. Бюлеру, речь отягощает мышление, сдерживает акт осознания, существенных для решения задачи отношений и препятствует переходу от лингвистических значений слов к смыслу фраз и предложений. Речь, по Бюлеру, нужна только на стадии уяснения условий задачи и сообщения результата решения.

Выводы были закреплены в таких понятиях как «безобразное мышление» и «чистая мысль». Прояснить значение фактов, полученных в исследованиях вюрцбургской школы помогла весьма показательная в определенном отношении полемика между В. Вундтом и О. Кюльпе.

Вундт считал, что любое понятие, даже абстрактное, образуется за счет соединения или склеивания однородных и разнородных образов, и что при тщательном анализе можно совершить обратный процесс – расчленение понятия на элементарные чувственные составляющие.

Кюльпе был не согласен со своим учителем. Оба психолога использовали один и тот же метод, но получали при этом разные результаты. Дискуссия между ними продемонстрировала тот факт, что результаты интроспективных исследований зависят от убеждений испытуемых и, самое главное, от теоретических предпосылок и ожиданий экспериментаторов. В итоге каждый из дискутантов получал результаты, которые не противоречили его теоретическим воззрениям.

Отдавая должное исследователям вюрцбургской школы, отметим, что они были первыми, кто использовал метод решения задач, толкование фраз и пословиц, кто рассматривал мышление как активный, целенаправленный процесс в отличие от пассивного ассоциирования, кто пошел по пути поисков специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Метод интроспекции был доведен до пределов совершенства и все возможности его применения были исчерпаны. После этого стало очевидным, что необходимы новые подходы к исследованию мышления, альтернативные интроспективной психологии.

Орган школы - журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых состояний сознания - «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии (См. Феноменология) Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента. Усовершенствовав технику самонаблюдения (См. Самонаблюдение) (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безо́бразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое - отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно принципам феноменологии, их характерная черта - интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы и т.д.

Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки (См. Установка), детерминирующей тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.

Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию (См. Гештальтпсихология), а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.

Лит.: Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Кюльпе О., Современная психология мышления, там же; его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908; [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.

И. Н. Семёнов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Вюрцбургская школа" в других словарях:

    Направление эксперимен тального исследования мышления, существовавшее в 1 м десятилетии 20 в. в психологич. институте г. Вюрцбург (Германия). Главные представители О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы журн.… … Философская энциклопедия

    вюрцбургская школа - группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным… …

    Направление экспериментального исследования мышления в 1900 х гг., центр психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель О. Кюльпе, главные представители Н. Ах и К. Бюлер. Опираясь на учение об интенциональности сознания Ф. Брентано … Большой Энциклопедический словарь

    Направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил его О. Кюльпе. В данную школу входили: А. Майер, И. Орт, К. Марбе … Психологический словарь

    Направление экспериментального исследования мышления в 1900 х гг., центр психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель О. Кюльпе, главные представители Н. Ах и К. Бюлер. Опираясь на учение об интернациональности сознания… … Энциклопедический словарь

    ВЮРЦБУРГСКАЯ (школа) - школа немецких психологов (Кюльпе, Марбе, Бюлер), практикующих «экспериментальную интроспекцию», т.е. объективное, насколько это возможно, самонаблюдение. Пытались вычленить и рассмотреть акт суждения или воли вне зависимости от какого бы то ни… … Философский словарь

    Вюрцбургская школа - направление экспериментального исследования мышления в 1900 х гг., центр психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель О. Кюльпе. Критикуя ассоциативную психологию, представители В.ш. выдвинули тезис о несводимости мышления к… … Педагогический терминологический словарь

    ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - Группа исследователей из Вюрцбургского университета во главе с Освальдом Кюльпе, работавших в начале столетия. Хотя они были интроспекционистами, они расширили свои исследования за пределы Титчнеровской формы структурализма (1) и основное… … Толковый словарь по психологии

    Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придавал первостепенное значение образам как «носителям мысли». Психологи… … Психологическая энциклопедия

    школа Вюрцбургская - группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным… … Большая психологическая энциклопедия

Вюрцбургская школа

В начале двадцатого века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новых фактов и идей не рождалось.

Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив общей психологии", которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, практиковавшихся у профессора Кюльпе в Вюрцбурге (Бавария). Профессор был мягкий, доброжелательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом (приват-доцентом) - вторым ассистентом после разочаровавшегося в своем патроне Кеттела. Вскоре Кюльпе стал известен как автор "Очерка психологии" (1893), где излагались идеи, близкие к вундтовским. И если судить по этой книге (единственной его книге по психологии), ничего нового в Вюрцбург, куда он переехал в 1894 г., он не привез.

Почему же в таком случае его лаборатория вскоре резко выделилась среди множества других, а проведенные в ней несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия нашего века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к логике развития психологического познания и соотнести с ней то, что произошло в вюрцбургской лаборатории.

В наборе экспериментальных схем этой лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза тривиальным ассоциативный эксперимент.

Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в его роли обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета или перед тем, как произносил требуемое слово. Почему такого типа задачи прежде не ставились? Потому что иной была направленность исследовательского поиска. В психофизике, скажем, требовалось определить "едва заметное различие" между ощущениями. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. В ассоциативном эксперименте нужно было выяснить, какой образ вызывает слово или сколько раз следует повторять раздражители, чтобы закрепилась связь между ними и т. д. Во всех случаях экспериментатора интересовало только одно - эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты) как таковые. Эффекты же в свою очередь считались отражающими структуру интрапсихической сферы. Не удивительно, что при такой ориентации исследований идеи структурализма об "атомистическом" строении сознания казались прошедшими строгую экспериментальную проверку.

Изменение в инструкции, обусловившее новаторский стиль, вюрцбургской лаборатории, переносило акцент с эффектов поведения испытуемого (Представленных в сознании в виде ощущений, образов и т. п ) на производимые им действия (операции, акты). Напомним, что в эру господства интроспекционизма считалось, что сведения об этих действиях возможно почерпнуть только из того же источника, что и сведения об их эффектах (структурных компонентах сознания), т. е. из показаний самонаблюдения. Испытуемых просили зафиксировать не результат, а процесс, описать, какие события происходят в их сознании при решении какой-либо экспериментальной задачи.

Подчеркнем еще раз, что эти задачи первоначально были самые обычные, тысячи раз повторявшиеся. Но на обычное сумели взглянуть с необычной стороны, увидели в нем акт суждения, а не только ощущение тождества или различия. Тем самым казавшийся элементарным психофизический опыт сразу же перемещался (в качестве акта суждения) в тот же разряд, к которому относились так называемые высшие психические процессы. Именно в изменении направленности психологического видения: заключалась новизна подхода.

Все последующее, связанное с усложнением экспериментальных заданий, было предопределено в этом поворотном пункте. Первые опыты, проведенные по измененной инструкции, оказались неутешительными. Испытуемые при самом тщательном наблюдении за собой могли зафиксировать лишь некоторые смутные, неопределенные состояния. Эти состояния ничем не напоминали чувственные элементы (образы), из которых считалось построенным сознание, а процесс, протекающий в сознании, ничем не напоминал сопоставление, сравнение образов (Согласно традиционным представлениям, в психофизических опытах (например, при суждении о том, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее) у испытуемого сперва возникает образ одного раздражителя, а затем другого. Образцы сопоставляются, и выносится суждение ). Напрашивался вывод о том, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты, принятые же решения (акт суждения) - особый процесс, имеющий неведомую психологам детерминацию. В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели (направлявшей работы и в психофизике, и в психометрии, и в ассоциативных экспериментах). Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакции. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

На зависимость реакции от этого фактора экспериментальные психологи наталкивались и прежде. Так, Людвиг Ланге открыл, что время реакции зависит от направленности испытуемого либо на восприятие стимула, либо на предстоящее движение (во втором случае время реакции короче). Данные о влиянии готовности к реакции на результат психофизических опытов были получены Г. Э. Мюллером и Шуманом. При многократном сравнении двух неравных по весу предметов у испытуемых возникает иллюзия: тела одинакового веса начинают восприниматься как неравные. Мюллер описал этот феномен как эффект "моторной установки". Проблемой готовности заинтересовался и Кюльпе, одно время работавший в лаборатории Мюллера. Он, вероятно, и обратил внимание своих молодых практикантов на эту проблему. Во всяком случае в одной из первых публикаций лаборатории появляется термин "установка сознания". Это было уже нечто новое сравнительно с мюлле-ровской "моторной установкой", поскольку теперь речь шла не о состоянии мышечной системы, а о том, что сознанию как таковому присуща преднастройка на раздражитель и на определенный тип реакции.

В качестве феномена сознания установка должна была быть прослежена интроспективно. Ведь не существует состояний сознания, о которых индивид не мог бы дать себе отчет. Но влияние установки выявлялось только ретроспективно, т. е. уже после того, как экспериментальное задание было выполнено. Поэтому в вюрцбургской лаборатории общепринятый тогда интроспективный метод был трансформирован в "систематическую экспериментальную интроспекцию". Систематическим такой метод назывался потому, что ход выполнения задания разбивался на интервалы (при этом опять-таки использовался хроноскоп) и каждая из "фракций" (подготовительный период, восприятие раздражителя, поиск ответа, реакция) тщательно прослеживалась посредством "внутреннего зрения", с тем чтобы выяснить ее состав.

Задания усложнялись и приобретали логический характер. В ассоциативном эксперименте требовалось, например, в ответ на слово, обозначающее часть какого-либо объекта, произнести слово, обозначающее объект в целом, т. е. установить логическую связь между понятиями. Впоследствии испытуемые должны были проследить путь своей мысли при решении еще более сложных логических задач (хроноскоп в этих случаях не применялся).

Различные варианты экспериментов показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него возникает установка - направленность на решение задачи. В интервале между восприятием раздражителя (например, слова, на которые нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они либо вообще не замечаются испытуемым, либо если и возникают, то сколько-нибудь существенного значения для решения задачи не имеют,

К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления - это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных.

Особое строение процесса мышления относилось за счет того, что ассоциации в этом случае подчиняются детерминирующим тенденциям, источником которых служит принятая испытуемым задача (Или цель действия в случае волевого акта. Предполагалось, что мыслительный и волевой акты строятся по общему принципу: реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ (волевой акт) не отличается от реагиро* вания словом (мыслительный акт) ).

Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные:

Установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи;

Задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции;

Процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность;

Несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам лроцесс - "плетение" ассоциативных сеток, узелками которой являются чувственные образы (первичные - ощущения, вторичные - представления).

Иногда самым важным достижением вюрцбургцев считают открытие мышления без образов, "чистого" мышления. В литературе даже встречается термин "Вюрцбургская школа безобразного мышления" (Этим термином пользовался ранее и сам автор ). Такое мнение сложилось под впечатлением дискуссий, вспыхнувших вокруг вопроса о том, существует ли мышление, свободное от образов. Возникли споры по поводу того, кто из психологов первым открыл несенсорный oсостав сознания - вюрцбургцы или Бине и Вудворс, пришедшие в своих экспериментах независимо друг от друга к сходным выводам.

Критики учеников Кюльпе сделали главный упор именно на этом пункте. Но, то что является главным в сознании какого-либо поколения исследователей, вовсе не выступает таковым в исторической перспективе.

Наиболее существенным у вюрцбургцев, как мы полагаем, являлось введение категории действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию "сверху", отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно (а может быть, и воздействуя на работу вюрцбургцев) шел процесс внедрения этой категории "снизу", на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которого детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель (ср. понятие о задаче (цели) и создаваемых целью детерминирующих тенденциях у вюрцбургцев). Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности (ср. понятие об установке у вюрцбургцев). Что касается вопроса о том, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане (как следует из представления о том, что заслуга учеников Кюльпе состоит в открытии мысли, не сопряженной с чувственными образами), сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предложил структурализм.

С развитием категории действия намечался важный сдвиг в общем строе психологического познания. Это был категориальный сдвиг, в силу которого деятельность "малой группы", каковой являлась вюрцбургская школа, оказалась более эффективной для разработки экспериментальной психологии человека, чем множества других лабораторий (в рассматриваемый исторический период). Можно ли вюрцбургскую школу назвать школой Кюльпе, если американскую структурную психологию принято называть школой Титченера? Это вопрос не праздный. Он связан с оценкой роли лидера исследовательского коллектива. Мы умышленно, говоря о вюрцбургцах, поименно их не упоминали, так как стремились описать школу в целом. Теперь настало время назвать их имена: ведь каждому принадлежал собственный штрих в общей схеме.

К вюрцбургской школе принадлежали К. Марбе (1869-1953), И. Орт, А. Майер, Г. Уатт (1879-1925), А. Мессер (1867-1937), Н. Ах (1871-1946), К. Бюллер (1879-1963). Какую же функцию выполнял сам Кюльпе в этом коллективе? Была ли у него (как, скажем, у Титченера) собственная исследовательская программа, с которой он начал работу в Вюрцбурге и итогом реализации которой оказались уже рассмотренные достижения?

Он начал профессорствовать в Вюрцбурге в качестве исследователя "структурной" ориентации. Но он изменил ей. Все три корифея тогдашней экспериментальной психологии выступили против вюрцбургцев - Вундт, Г. Э. Миллер, Титчинер (Вундт критиковал вюрцбургцев за грубое отступление от общепринятых стандартов научного эксперимента. Их опыты он назвал пародией на эксперимент. Титченер, как отмечалось, отстаивал учение о сенсорной "фактуре" сознания. Мюллер отвергал представление о "детерминирующих тенденциях", считая, что феномен, обозначенный этим термином, не что иное, как известная психологам "персеверация", т. е. назойливое повторение одних и тех же образов ). Они выступили против питомцев Кюльпе, но не против него самого. Ведь он сам не предложил ни новой программы, ни теории, которая обобщила бы взрывоопасные для структуралистов факты. Он был, как сейчас принято говорить, "генератором идей", участником экспериментов и испытуемым в этих экспериментах, но свести концы с концами, разработать концепцию, которая адекватно осмыслила бы новые аспекты психической реальности, не смог.

Поэтому то, что ныне именуется концепцией этой школы, есть плод реконструкции, произведенной историками, а не изложение взглядов руководителя. Тем не менее именно Кюльпе стал центром консолидации группы психологов-экспериментаторов. Она распалась после того, как Кюльпе в 1909 г. переехал из Вюрцбурга сперва в Бонн, а затем - в Мюнхен. Каждый из вюрцбургцев пошел в дальнейшем собственным путем.

Перспектив экспериментального анализа мышления Кюльпе больше не касался. В Вюрцбурге он нарушил "табу" вундтовской школы, приступив к лабораторному исследованию высших психических функций человека. Но, как заметил Боринг, "он не успел убедительно показать миру, был ли Вундт не прав или прав, когда говорил, что невозможно ставить эксперимент над мыслью" (7, 360).

Можно предположить, что причиной (или во всяком случае одной из существенных причин) незавершенности исканий Кюльпе послужило несоответствие между его методологическими установками и объективным (категориальным) смыслом открытых в Вюрцбурге фактов и зависимостей.

Детерминирующие тенденции, ставшие одним из главных понятий школы, относились к детерминизму лишь по названию, ибо под этими тенденциями имелось в виду влияние задачи (цели), которое само нуждалось в детерминистском объяснении. Неясны были ни происхождение "очищенных" от чувственности мыслей, ни их статус в структуре психической деятельности. Они напоминали платоновские сверхчувственные идеи.

Субъективно-идеалистическая трактовка сознания, присущая структурализму, сменялась объективно-идеалистической. Это и воспрепятствовало дальнейшей позитивной разработке проблемы детерминации умственной активности человека.