Взаимоотношения человека и природы в лирике тютчева. Человек и природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тютчев принадлежит к числу высших творцов мировой лирической поэзии. В подтверждение этих слов можно сослаться на Фета, видевшего в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», и Льва Толстого, сказавшего, что «Тютчев как лирик несравненно глубже Пушкина». Первенство Тютчева как поэта подтверждают оценки и суждения о нем Некрасова, Добролюбова, Тургенева, Достоевского, Майкова.

Дворянин из старинного и славного рода, дипломатический чиновник, светский человек, деливший время между путешествиями и почти богемной жизнью, завсегдатай аристократических салонов, великий мастер салонной беседы, излюбленной темой которого была непременно внешняя политика, острослов, кумир и баловень женщин, он ощущал себя своим в среде официальных лиц.

Но глубочайшие и лучшие силы Тютчева были отданы лириче-ской^юэзии. В ней, наедине с самим собой, он жил заодно с природой, сливался с ней, а через природу - с большим миром, без оглядки на царский двор и Министерство иностранных дел, в котором служил. Природа - не просто одна из граней его таланта, не одна из многих тем, а часть жизни, без которой нельзя представить себе облик и судьбу поэта.

Маленький, тщедушный, вечно недомогающий, говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, в лирике он приобретал, как свидетельствуют современники, воистину стихийный голос, неслыханное могущество, способности судьи, кудесника, пророка.

Тютчевы владели частью большого села Овстуг, расположенного в сердце России, в ее срединной части, в поистине сказочных местах, где недалеко друг от друга фетовские Новоселки, тургеневское Спасское-Лутовиново, лесковское Панино, пришвинское Хрущово, Красный Рог А.К. Толстого и чуть дальше - Ясная Поляна Льва Толстого. Дом их стоял на возвышенном месте, откуда во все стороны открывался чудесный вид, достойный кисти И. Левитана или Ф. Васильева. Ясно, какие отношения складывались у Тютчева с природой с самого раннего детства, что не могло не отразиться в его поэтическом творчестве.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней - какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят...

Нельзя не сказать, что, даже когда рождались строки пейзажной лирики, они были проникнуты мощной и глубокой духовной жизнью. Природа у Тютчева - это непременно и попытка понять, познать мысли и чувства человека, вникнуть в них. Среди лучших стихов на эту тему мне хочется назвать еще «Осенний вечер»:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

Душа поэта полнилась чувствами, соотносимыми с тем, что философы определяют в понятиях обреченности и свободы, неизбежности и случайности, времени и пространства, жизни и смерти. Именно отсюда рождение таких строк:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Конечно, с годами изменялось внутреннее содержание лирики поэта. Его раннее творчество утверждало праздничное величие влюбленного в жизнь человека. В поздних стихах лирический герой предстает явно не всесильным, а заведомо смертным. Но даже в этих стихах, относящихся к денисьевскому циклу, обращенных к любимой женщине, происходит слияние мира одухотворенной природы и мира любви:

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен...

Правда, в этом единении любви и природы одна умильная улыбка одного человека перевешивает весь «цветущий мир природы», в котором «на всем улыбка»:

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей...

Конечно, поздняя лирика не перечеркнула раннюю. Просто, в конце концов, можно говорить, что в литературе есть два Тютчева, и оба по-своему прекрасны. Первый из них - поэт цветущей молодости. Второй - той подлинной, высочайшей человеческой зрелости, когда жизнь являет себя во всей своей противоречивой цельности, с ее взлетами и падениями, и сами взаимоотношения людей не несут в себе ничего идиллического, когда даже картина природы способна породить напряженное, полное драматизма стихотворение «Итак, опять увиделся я с вами...».

Тютчев не был бы поэтом-философом (а он был именно таким поэтом), если бы в своем творчестве не затронул тему смерти человека. Причем его отношение к небытию было связано с обостренным чувством времени и чувством пространства. Для Тютчева даль времени и даль пространства и их власть над человеком, их восприятие как бы сливались в одном: человек есть природное исключение в битве с невидимой властью времени и пространства, он есть стремление преодолеть временную пропасть. Человек своей жизнью может и должен связывать цепь времен. Об этом убедительно свидетельствует восьмистишие, созданное в Овстуге:

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют...

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной...

Казалось бы, просто описание летней ночи. Но от хлебов в полях поэт мысленно поднимается к небу, к звездам, и их свет он связывает с нивой. Жизнь продолжается, жизнь идет, даже ночью, и на Земле, и в космосе.

Говоря о теме человека и природы в лирике поэта, нельзя пройти мимо такого важного для позднего Тютчева, с его поэзией человеческого подвига, стихотворения, как «Два голоса», где сами боги с завистью глядят на борьбу смертных, но непреклонных сердец. Нельзя не упомянуть стихотворение «Русской женщине», где тема человека сливается с темой Родины. В нем вместе с такими шедеврами пейзажной лирики, как «Чародейкою зимою...», «Есть в осени первоначальной...», «Тйхой ночью, поздним летом...», поэт хочет донести новое для себя видение мира и России. Тютчев уверен, что подлинное бытие России свершается как бы в глубине, недоступной поверхностному взгляду. Русская жизнь представляется поэту как стихия, скорее свечение, чем очевидная реальность. И в этой стихии он и свою поэзию, рожденную не,Богом, а человеком, мерил теми же мерками:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется...

Не дано предугадать, но куда важнее, что слово Тютчева не забыто, не ушло в небытие. Федор Иванович похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге. И когда я ездила в город на Неве, я была там, как говорят в таких случаях, поклонилась его могиле. А дома открыла томик его стихов.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика - это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же час несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко более того противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: "В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы..."

Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же час в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе - целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ослепительно это проявляется в стихотворении "Летний вечер". Закат у поэта ассоциируется с "раскаленным шаром", который скатила со своей головы земля; "светлые звезды" у Тютчева приподнимают небесный свод:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ногея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение "Осенний вечер". В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест...

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: "...на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья", она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и почва не только унылая, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении "Вчера" Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, "ухватился за одеяло", "взобрался на ложе", но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но вдали не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении "Утро в горах" начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины Туманы покрывают, скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Тютчев постоянно стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: "А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное". Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении "Кончен пир, умолкли хоры..." сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали - Звезды на небе сияли, Ночь достигла половины...

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная сначала, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами, -

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами...

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в "тайное тайных" человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день - настала ночь; Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами - Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего евятая: "Святая ночь на небосклон взошла..." В ней столько тайн и загадок:

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул...

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный шум...

Откуда он, сей шум непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый, Т

Еперь роится в хаосе ночном?..

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождик - его струи

По листьям весело звучали...

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, активный и космически холодной, но постоянно неповторимой, такой, которую нельзя запамятовать, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. "О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии". Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Ноя 22 2012

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их . Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить в стихотворениях «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет». Он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…” (1857), “Как весел грохот летних бурь…” (1851), “Люблю грозу в начале мая…”. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (”Есть в осени первоначальной…”), или же осенний вечер - предвестие зимы (”Осенний вечер”) (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а “весенний первый гром” “в начале мая”. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне (”Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…”) (1836). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Живую красоту природы он “принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”.

Природа как основной сюжет в стихотворениях Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояния. Это и есть бытие природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч, движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», мы чувствуем его прикосновение.

Природа всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная прелесть. При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И главное - этот мир живой. Природа для Тютчева - храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный. У Тютчева нет «мертвой природы» - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные. Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно. Сравнения человеческого мира с родственным ему миром природы никогда не бывают натянуты и холодны у Тютчева, не отзываются наставническим тоном, не стараются служить пояснением какой-нибудь обыкновенной мысли, явившейся в голове автора и принятой им за собственное открытие. Кроме всего этого, в Тютчеве заметен тонкий вкус - плод многостороннего образования, чтения и богатой жизненной опытности.

Но где Тютчев является совершенным мастером, мало имеющим себе подобных, это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета более избитого стихотворцами всего мира. К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, - всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душой природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна самой природы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте.

Или вот это , - другая сторона осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья…

Не говоря уже о прекрасном грациозном образе «стыдливого страданья», - образе, в который претворилось у Тютчева ощущение осеннего вечера, самый этот вечер воспроизведен такими точными, хоть и немногими чертами, что будто сам ощущаешь и переживаешь всю его жуткую прелесть.

Этот мотив повторен Тютчевым и в другой , но осени умильнее, нежнее и сочувственнее:

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Такая же истина и в этой картине осени:

Так иногда осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы, -

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою,

И душу вам обдаст как бы весною…

Именно теплый и сырой ветер. Это именно то, что нужно. Кажется, какие незатейливые слова, но в этом-то и достоинство, в этом-то и прелесть: они просты, как сама правда.

Вот еще несколько примеров изображения природы у Тютчева:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
…Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
…Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одинока…
Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь все творчество Тютчева - это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое - русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика многообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения.

Стихи Тютчева – это, прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.

Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж является не только фоном повествования, а, скорее, участником переживаний, надежд, страданий лирического героя.

Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Тютчев не хочет согласиться с господствовавшей в то время на Западе новейшей философией, которая, бесконечно абстрагируя, разрывала человека и природу, объект и субъект. Поэт стремился к цельности, к единству между миром природным, с одной стороны, и «я» - с другой стороны. «Всё во мне, - и я во всём», - восклицает Тютчев.

Природа в свете философии в XIX веке предстала вдруг каким-то скоплением абстракций, миром бездушным, и это рационалистическое понимание мира было Тютчеву враждебно.

Плоский позитивизм, превращавший весь огромный одухотворённый мир в пустоту, и немецкий идеализм, превращавший природу в умственную отвлечённость, нашли в нём своего противника.

Безусловно, мотивы одиночества и безысходности, характеризующие большинство поэтических творений автора, не могли, не отразится на пейзажной лирике. Состояние природы во многом соответствует настроению поэта

Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви.

Его заветное желание - « в бездействии глубоком», весь день « пить весенний теплый воздух» да «следить на высоком небе облака». Он утверждает, что перед « цветущим блаженством мая» ничто самые утехи рая. Он восклицает о море – « как хорошо ты, о море ночное!», о грозе - « люблю грозу в начале мая!».

Поэт прямо исповедует свою любовь к природе в восторженных стихах.

Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу – возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод Здесь опять – таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Ее « умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем поздние дни осени.

И не только блаженство видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, счастье.

В каждом проявлении природы Тютчев видит особую красоту. Наделяя иву человеческими качествами, поэт стремиться показать, что способность жить и чувствовать, присуща не только людям, но и растениям.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь - его струи.

По листьям весело звучали.

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии - это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допустим, нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе - не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские. » дождевые капли - это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» - вопрошает поэт.

Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности.

Как можно понять это стихотворение? Тютчев имел такое тонкое восприятие мира, что слово с трудом поспевало за всеми идеями, образами и было бледным отражением сознания поэта.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия ("Весенние воды" (1830), "Зима недаром злится" (1836), "Как весел грохот летних бурь. ", "Чародейкою зимою. " (1852).

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии».

Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Лев Озеров в книге « Поэзия Тютчева» сказал, что поэзия Тютчева « дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».

Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.

Я думаю, что именно это заставляет нас еще и еще раз обращаться к стихотворным творениям данного автора.