Взаимосвязь сознания и языка в философии кратко. Сознание и язык человека

Изучение физиологических основ человеческой деятельности и сознания неизбежно приводит к проблеме порождения смыслов. Или, другими словами, к проблеме происхождения языка как носителя сознания.

С. А. Старостин. Хотя между языком и сознанием существует очевидная связь и на историю языка смотрят обычно как на историю развития сознания, определить последнее через язык практически невозможно. Скорее наоборот, лишь «обладая сознанием», мы можем заниматься изучением и определением языка, пытаясь, например, с одной стороны, ответить на вопрос о его полигенезе или моногенезе (специалисты склоняются в пользу моногенеза), о времени его появления (современные антропологи считают, что «человек заговорил» примерно 40 – 50 тыс. лет назад), а с другой – реконструировать исходный метаязык «описания» сознания на уровне древних морфем, выделяемых при историческом анализе в основах языка. То есть исследуя некоторые общие закономерности, присущие развитию всех языков, как живых,

в этой области сегодня сделано особенно много: собраны данные почти о 5 тыс. языков, разработаны процедуры оценки их родства, выявлены и прослежены парадигматические и синтагматические связи между ними и т.д.

Е. В. Падучева. Ускользающее от определения сознание можно все же «засечь» и на уровне естественного языка, если сравнить его, например, с языком математической логики, который, как известно, абстрагируется от ситуации человеческого общения. Приведу пример. Допустим, мы говорим: «Уже декабрь, а еще тепло». Ясно, что это высказывание осмысленно, хотя и содержит противоречие, поскольку в северных широтах в декабре холодно. Но оно не вызывает у нас недоумения.

Следовательно, если мы имеем подобное предложение (а мы сталкиваемся с этим повседневно), то некий, хотя и скрытый, но явно сознательный сего компонент (называемый в лингвистике презумпцией) будет присущ ему независимо от того, считаем ли мы это предложение истинным или ложным. То есть в любом случае, если презумпция не нарушена, такое предложение будет легко понято нами. В семантической структуре любого практически языка есть это особый класс явлений (они как бы заранее встроены в него и невидимы), которые в равной степени важны для поддержания нашей сознательной жизни. Но на фоне строго логических высказываний они могут казаться бессмысленными, лишними.

Иными словами, хотя сам язык представляет собой сознательное образование, внутри него существует два класса гетерогенных явлений, связанных соответственно, по мнению специалистов, с правым и левым полушариями мозга. Причем, если за явления «презумпций», или за обработку и оценку данных непосредственно – чувственного, жизненно опыта человека отвечает правое полушарие с его конкретной «логикой» отношения к ним, о за обработку и анализ, в сущности этих же данных, но в позиций «абстрактной» логики, оперирующей схемами предметов, отвечает левое полушарие.

В.Л. Деглин (Ленинград). Орудия, которыми оперирует человеческий мозг пространственно разнесены в нем: иконические знаковые системы связаны с правым полушарием, символически же – с левым. При этом использование разных знаковых систем разными полушариями и составляет суть функциональной асимметрии мозга, относительно которой можно сказать, что хотя природа ее неизвестна, однако экспериментально в ее границах идет постоянная борьба этих интерпретирующих систем за знак, за означивание. Это как бы внутримозговой постоянный диалог двух интерпретаторов, стоящих на диаметрально противоположных и в тоже время взаимно дополняющих позициях. Ими задаются две модели или стратеги отношения к миру.

Ю. Д. Апресян. В сущности, «правополушарные» явления и составляют одно из препятствий, в частности в области машинного перевода, при разработке и реализации нами модели «смысл – текст».

Автоматический перевод может осуществляться лишь на основе формализации ряда компонентов языковой модели: морфологического, синтаксического и семантического. Однако, если первые два из них, с четко выраженной и лучше изученной сегодня «логикой» построения, поддаются формализации, то третий, семантический, компонент, более зависимый от национальной специфики языков и от человеческого общении, подготовлен для нее слабо. Конечно, есть сомнения, что его можно строго формализовать, поскольку проявления нашего сознания (в том числе и на уровне невыразимых фигур речи) подчас в принципе не «ухватываются» никаким лингвистическим устройствам. Но это не значит, конечно, что сама модель «языкового сознания», которая в настоящее время активно разрабатывается, не мажет быть важным инструментом анализа нашей интеллектуальной, сознательной деятельности.

В. В. Иванов. Говоря о сознании с позиции лингвиста, нельзя не отметить прежде всего, что корни языка и мышления разные, они переплетаются в какой-то точке филогенеза и онтогенеза, но полностью не совпадают, не накладываются друг на друга. Поэтому правомерно, видимо, обратить внимание на некоторые особые случаи использования языка, когда им впервые описываются, например, такие «таинственные» явления (казалось бы вообще не поддающиеся описанию), как жизнь и смерть, происхождение мира и т.д. То есть когда сознание как бы непосредственно выражает себя через эти явления путем введения соответствующих (мифологических) номинаций, которые продолжают оставаться загадкой. Продолжают волновать, требуя, в свою очередь, особого (научного и философского) аппарата анализа для них с учетом того, что язык не единственный, конечно, носитель сознания. Более того, связывать сознание лишь с областью естественного языка было бы вообще неправильно, поскольку наука, во-первых, не располагает пока достаточно четкой классификацией всех выраженных в языке состояний сознания в разных у культурах. Все они изображают это по-разному. А во-вторых, упускает из виду другие существуюзщие средства выражения сознания. Поэтому нужно просто понять, что существует в этой сфере в разных культурах и языках. И лишь потом можно будет, вероятно, путем сопоставления того, что делается в этой сфере с помощью языка, с тем, что делается с помощью других систем знаков (искусства, человеческого поведения и т.д.), прийти к какому – то обоснованному выводу.

Формирование и развитие сознания обеспечивают основные культурные механизмы, включающие деятельность и практику, традицию и образование, коммуникацию и язык. Само строение Я допустимо лишь как знаково-коммуникативная окказиональность. Речь и язык - такая же естественная способность человека, как есть, пить и ходить. Активно пользуясь языком и речью, человек и не замечает его в ряду обыкновенного и привычного.

Мифология практически не оставила нам сведений о возникновении языка, так же как и о других природных способностей человека. Тогда как вопрос о происхождении языка важен, поскольку мы всегда имеем дело уже со сформировавшейся системой. В первобытной истории человечества стоит искать ее истоки. Гипотеза «первобытной лингвистической непрерывности» базируется на предположении непрерывных контактов и взаимодействий между соседними общинами и становление языка не столько под воздействием генетического, сколько ареального фактора. Именно этот фактор способствует формированию конвергентных диалектных цепей. Предполагается, что многие языки Евразии и Северной и частично Восточной Африки можно возводить к некоему «праязыковому состоянию», называемому ностра- тической (борейской, сибиро-европейской) общностью. Единство историко-культурного мирового процесса подтверждается и становлением языкового пространства.

Определенный прогресс в изучении генезиса языка связан с творчеством швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), предложившего различать язык и речь, что стало одной из основ современной лингвистики. Согласно де Соссюру, язык выступает как закрытая структура, носящая социальный характер, которая регулирует высказывания индивидов, составляющая в своей совокупности речь, обладающая индивидуальной природой и служащая для индивидуального самовыражения и коммуникации. С античных времен в западноевропейской традиции язык и речь разделялись. При этом либо речь сводилась к языку, либо язык к речи.

Античная классическая парадигма в лице Платона рассматривает язык как комплекс имен вещей. Язык соединяет мир идей с тождественным ему миром вещей, т.е. выполняет функцию выражения сущности вещей и представления реальности. Это строгая структура связи слов, имени и отмечаемого им предмета. Концепция Платона предполагает толкование языка не как функции межличностной интерпретации, а лишь повторного инструмента мысли

Стоики выделяли наряду с обозначающим также предмет и обозначаемое, представляющее три взаимосвязанных аспекта речевого акта. Означающее - это звуковой комплекс речи, предмет - внешний субстрат, а обозначаемое есть выражаемое звуком смысловое содержание, или в терминологии стоиков «высказываемое», которое мы постигаем в процессе общения. Эпикур предлагал не говорить о строгом соответствии слова и вещи. Язык уже не столько обозначает вещи, сколько выражает впечатления человека по поводу вещей, с ними связанных. Между мыслью и звуком есть «обозначаемое», отвлеченное содержание речи в единстве со звуковой формой

Итак, мы видим акценты на языке у Платона и внимание на речь у стоиков. В XX веке логический атомизм предложил концепцию языка, в которой трансцендентальному сознанию отвечает универсальный язык, выражающий мир. «Поздний» Витгенштейн отстаивал концепцию близкую стоической: повседневный язык «скрывает», «маскирует», «переодевает» мысли.

Связь языка и долингвистического опыта у Гуссерля опосредуется редукцией, которая предполагает появление говорящего субъекта. Эта редукция имеет свой самоанализ в структуре знака. «Пустой» знак не является вещью, а только указывает на вещь и сам по себе не существует. Языковые знаки - это «выражения». Говорящий, придавая смысл знакам, осуществляет акт «смыслопридания» или исполнения языка. Позднее язык у него предстает как своеобразный прием видения объектов, как «тело мысли», с помощью которого и другие представляют вещи.

Конечно, нужно избавиться от иллюзии, согласно которой язык как система знаков безучастен по отношению к своему содержанию. Последнее может быть выражено в языке, речи, письме, системе символов. В этом случае мысль возникает до языка, который и нужен только как средство выражения. Реально эта взаимосвязь мышления и языка гораздо сложнее и становится ясной при выяснении его генезиса. Языковая система возникает на определенном уровне развития голосового аппарата, корреляции между слухом и голосом, способности извлечения многозначных звуков и их варьирования.

Язык - это не функция говорящего. Язык презентирует собой цельное творение, над которым произносящий власти не имеет. Как верно замечают Юнг, Сартр и Лакан, человек не говорящий, а говоримый, язык управляет субъектом. Язык - такое образование, что человек не может произвольно создать или изменить его. Это конструкция реализуется в результате безмолвного «договора» коллектива участников коммуникации и проявляется посредством установленного словаря, используемого членами сообщества. Языком пользуется каждый, и он общий для всех, а следовательно, не управляемый человеком, им обладающим. Желание ограничить пользование словами или ввести новые в оборот подвластно только самому обществу в процессе его развития.

Речь выражает акт воли и разума любого субъекта общения; она включает и совокупность всего того, что говорят люди. Речь включает в себя автоматизированные компоненты и осознаваемые, комбинации слов и лексику, акты фонации (озвучивания), уровня владения грамматикой и речевых умений. Эта функциональная система зависит от слуховых, зрительных и двигательных анализаторов. Поэтому речевая деятельность неоднородна, самобытна и индивидуальна, ей присущи живость, эмоциональность и выразительность. Если язык не зависит от нашего самоуправства, то речь всегда произвольна и целиком находится в нашей воле.

Естественноисторически речь возникает до языка: его становление и развитие происходит вследствие речи, а его нормы предписываются и фиксируются в ходе речевого общения людей. Говорение и слушание дает возможность заключить соглашение о смысловой нагрузке и расстановке слов в языке, выбрать принципы «языковой игры», придерживаясь которых мы достигаем взаимопонимания. Следовательно, язык оказывается сразу и продуктом, и орудием речи.

Уже стоики считали язык образчиком знаковой системы. Непосредственной связи между языком и вещью нет. Между ними причудливые взаимоотношения. Языковой знак связывает понятие, т.е. идею вещи, и акустический образ, т.е. психический «оттиск» звука. Это не более чем моторная память, зафиксировавшая деятельность речевых органов при изрекании этого звука. Иными словами, языковой знак - двуликое психическое образование, состоящее из понятия и звукового облика.

Заметим, что знак соединяет понятие и акустический образ, ибо в повседневном применении слова под знаком разумеется именно звучащее слово. Например, слово «луна» как знак луны, хотя знак обозначает сочетание звука и мысли. Эту целостность и предлагает сохранить де Соссюр за «знаком», тогда как понятие - «означаемое», а акустический образ - «означающее». Итак, зафиксируем: знак есть единство означаемого (понятия) и означающего (акустического образа). Связь эта произвольна, поскольку подразумевает соединение любого означающего с любым означаемым. В отдельности означаемое и означающее - неустойчивые и неопределенные образования. Мы можем соединить любую мысль с любым звуком. Так оно и происходит. В одном языке - хлеб, в другом - bread, в третьем - brot. Важно, чтобы другие согласились с этим соединением звука с мысли.

Так, М.К. Петров выделяет три типа культуры: личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный. Соответственно они характерны: 1) для первобытных общностей, где знания шифруются по имени бога - покровителя коллектива; 2) для традиционных обществ Востока; 3) современных западных государств. Базой подобной типологии служит «социальная наследственность» - то преемственное воссоздание людьми специфических особенностей, мастерства, умений, ориентиров. В роли «социального гена» оказывается знак с его даром закрепить и долго сохранять значение. Сущностной характеристикой знака выступает сжатая запись обликов общественно настоятельной деятельности. Адекватное действие социокодов гарантируется механизмами коммуникации, трансляции и трансмутации (внедрение новых знаний, механизмов и открытий).

Фуко в работе «Слова и вещи» раскрывает три главные «эписте- мы» в истории мысли Запада. Главным основанием для выделения и сравнения этих «эпистем» является особенность означающего механизма, связи «слов» и «вещей» и изменения языка в истории культуры: язык как совпадающий с миром в период Возрождения, язык как однозначное средство формулировки мысли в классическом рационализме и язык в его независимом бытии в современной эпохе. Язык из медиума мышления и суждения превращается в явление, имеющее свое бытие и историю, своеобразную коллективную привычку, закрепляющуюся в традиции. Традиция противодействует попыткам самовольного изменения, но знаки под воздействием целого ряда факторов перерождаются. Они могут касаться и звука и смысла слова. Есть немало примеров того, как при постоянности звучания слова меняется его смысл или при неизменности смысла сдвигается звучание. Все изменения такого рода в итоге получают признание и становятся традиционными для того или иного общества.

Лингвистика касается и такой важной проблемы, как исследование обыденной жизни сформировавшегося языка.

Мыслить и анализировать. В различные времена представители разных школ выдвигали свои теории относительно этого процесса, причем каждая из них принимала за основу какой-либо один аспект философского знания. Одним из наиболее значимых направлений в этой науке стала школа философов-идеалистов, которые считали, что идея является первичной по отношению ко всему остальному. Они соглашались с тем, что сознание и язык тесно связаны между собой, однако были уверены в том, что ни одну мысль в чистом виде нельзя выразить словами. Между прочим, современные ученые также приходят к таким выводам. Последние медицинские исследования в этом вопросе показали, что человек мыслит образами, то есть объемными визуальными картинками, которые формируются в его сознании в течение всего процесса обдумывания какой-либо проблемы. Сознание тесно связано с мышлением, поскольку позволяет человеку направлять весь этот процесс в определенное русло.

Сознание и язык взаимодействуют между собой через сложный комплекс психофизических элементов внутри самого человека, однако далеко не всегда определенную мысль человек имеет возможность донести до окружающих. Такие известные философы древности, как Парменид, Аристотель, Гераклит и Платон исследовали этот вопрос очень глубоко. Сама мысль в Древней Греции воспринималась неотделимой от и языка, что нашло отражение в понятии логос (единство слова и мысли).

Мысль занимается подробным изучением проблем, связанных с анализом языка, а также его связью с познанием окружающей действительности. Сознание и язык настолько тесно взаимосвязаны между собой, что изучать эти философские категории по отдельности просто не представляется возможным.

В конце 19 - начале 20 века среди мыслителей возникло новее течение под названием «философия языка», которое внесло значительный вклад в развитие философской мысли. Начало этого направления положил знаменитый философ и языковед который уделил большое внимание вопросам взаимодействия языка, сознания и подсознания. Некоторые мыслители пытались полностью привязать сознание и язык друг к другу, полагая, что, оказывая влияние на речь, мы изменяем свое сознание и восприятие мира.

Если брать общие языка, то чаще всего он определяется как система знаков, которая служит средством человеческого мышления, общения и самовыражения. Благодаря этой системе осуществляется познание окружающего мира, а также происходит становление и формирование целостной личности. Сознание и язык в философии настолько переплетены друг с другом, что отделить их просто невозможно. Более того, многие медицинские исследования показали, что грамотная и связная речь, которая укладывается в рамки логики и правильного словообразования, является неотъемлемой частью сознания здорового человека. Язык является не только специфическим средством хранения и передачи информации, но и средством управления человеческим поведением, поскольку он также неотделим от жестов и мимики человека.

В заключение нашей статьи следует подчеркнуть, что язык и сознание оказывают взаимное влияние друг на друга, благодаря чему можно научиться ими управлять. При планомерном развитии речи можно обнаружить и положительные изменения в сознании человека, то есть его способности объективно анализировать все происходящее и правильно принимать решения. В настоящее время многие ученые проводят обширные исследования в этой сфере, выявляя все новые взаимосвязи между данными понятиями. Хочется верить, что вскоре ученые и философы современности порадуют нас новыми открытиями в этой области человеческой психики, благодаря чему человечество и дальше будет проводить новые изыскания на эту тему.

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак – это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Языку присущи следующие функции:

    познавательная;

    коммуникативная;

    информационная;

    прагматическая;

    оценочная.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль – это отражение объективной реальности, а слово – способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи (рисунок 3.1):

Рисунок 3.1 Виды речи.

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев схематично основные материальные формы бытия сознания, мы должны сказать, что эти формы не являются единственными. Существуют и могут существовать и другие материальные формы бытия сознания. Однако сказанного достаточно, чтобы цель исследования в данной связи была достигнута.

Вместе с тем до сих пор исследованные стороны категории сознания и его материальных форм бытия касаются лишь внешних определений сознания. Дальнейшее восхождение должно воспроизвести сознание в его сущности и модификациях этой сущности, т. е. непосредственное его содержание, как диалектический процесс.

С помощью языковых средств мы выражаем любые наши отношения с миром, с другими людьми, с предшествующими и будущими поколениями. Но дело не только в том, что язык является универсальным средством выражения всего, с чем сталкивается в своей жизни человек. Хотя одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

Помимо общих назначений языка быть средством выражения, необходимо указать на экспрессивную специфическую роль, которую он играет по отношению к структурам сознания.

Из всего высшее сказанного я делаю вывод, что язык - это неотъемлемая часть сознания. При этом, одно без другого просто не может существовать. В противном случае социальное существование человечества просто невозможно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность./ Н.С. Автономова, – Москва.: Наука - 2008. – 353с.

2. Алексеев, П.В., Философия. Учебник./ П.В. Алексеев, А.В. Панин– Москва.: ТЕИС. – 2006. – 497с.

3. Витгенштейн, Л. О достоверности / Л. Витгенштейн, Вопросы философии, -2011, -№ 2.

4. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг./ Д.И. Дубровский, – Москва.: Высшая школа - 2010. – 281с.

5. Караваев, Э.Ф. Философия./ Э.Ф. Караваев, Москва.: Юрайт-Издат, - 2006.-520с.

6. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие./ – Изд-во Том ун-та. Пермское. отделение. 2011.-381с.

7. Мигалатьев, А.А. Философия./ А.А. Мигалатьев, – Москва.: ЮНИТИ – ДАНА, - 2008. – 639с.

8. Никонова, К.М. Семинарские занятия по философии: Учебник/ К.М.Никонова. – Москва.: Высшая школа, -2007.-372с.

9. Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин. – Москва.: Политиздат,- 2008.-618с.

10. Фролов, И.Т. Введение в философию: учебник для вузов/ И.Т. Фролов. – Москва.: Политиздат,- 2009.-578с.

Язык - средство выражения идеального. Языковые знаки отличаются от образов. Знаки передают значение вещей и явлений действительности, выступая их своеобразными знаменателями. На планете известно более 3000 языков + исскуственные языки науки : математические и химические формулы; графики; художественно-образный язык искусства ; система сигналов; мимика и т. д. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь - это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. д., кот. осуществляется с помощью языка. Язык - это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное богатство всего общества, т. е. язык исполняет роль механизма социальной наследственности. Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается - мысли. И это сознание зависит от уровня культуры слушающего. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлениям к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание (различаются стили мышления разных народов). Но влияет и также в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм. Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души невозможно выразить обычным языком. Для этого нужна поэзия, музыка, искусство, и другие не рациональные формы проявления человеческого сознания. Можно выделить следующие функции языка: 1) номинативная (способность языка обозначать мир вещей и процессов); 2) познавательная (помогает участвовать в познавательном процессе); 3) коммуникативная (средство общения).

18. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер. Общественное сознание существует над личностью в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания, в языке, в науке, философии, творении искусства, т.е. в духовной жизни общества. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие. Общественное сознание существует в исторически сложившихся и изменчивых формах. Ими являются: политические и правовые взгляды; мораль; наука; религия; искусство; философия. Каждая из них, будучи отражением общественного бытия, имеет свою специфику и выполняет определенную роль в общественной жизни и развитии общества. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданном обществом естественном и искусственном языке, творениях духовной культуры, нормах и взглядах социальных групп и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием, т.к. общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня. Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного итого же процесса; в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. Сознание может и искажать бытие, и задерживать его развитие. В структуре общественного сознания следует также различать его уровни в виде обыденного и теоретического сознания, а также их составляющие - общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание - осознание повседневных потребностей людей, оно не проникает в сущность вещей и включает в себя всю сумму эмпирических знаний. Теоретическое сознание реализуется в форме научных идей, теорий, законов. Обыденное и теоретическое сознание тесно взаимосвязаны, границы между ними меняются: идеи, возникшие как сугубо теоретические, могут быть использованы в массовом масштабе через какое-то время, тем самым становясь повседневностью. Общественная психология - это массовое, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Идеология - система взглядов, идей, отражающих социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы определенных социальных групп. Внутри общественного сознания происходят стихийные взаимодействия между всеми уровнями и формами, которые поддаются влиянию и могут изменяться.

19. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

Проблема познания является одной из философских проблем, это центральная проблема в любом философском учении. Раздел познания в философии называется гносеологией. С середины XIX в. в англоязычных странах используется поня-тие эпистемология. Проблему познания рассматривают как с сенсуалистических, так и с рационалистических позиций. Сенсуалистическое направление связано с развитием концепции эмпирического, опытного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). Рационалистическое - связано с разработкой роли и значения разума в познании мира (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель). Бэкон признавал необходимость наблюдения и опыта для получения знания. Но опыт может дать истинное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” - привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Декарт ставил на 1-е место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Другим направлением в конце 19-начале 20 вв. стало иррационалистическое (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор). Шопенгауэр уменьшил роль разума за счет эмоций и оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональный моменты (интуиция). В попытке ответить на вопрос о познаваемости мира существуют 3 направления: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Агностицизм - не признает либо возможности человека познавать мир, либо познаваемость самого мира, или же допускает ограниченную возможность познания. Оптимизм - оптимистически смотрит на настоящее и будущее познание. По мнению оптимистов, мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания. Скептицизм - все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Субъективно-идеалистическое направление - обратило внимание на активную роль субъекта в познании, указав, что без субъекта нет объекта. Объективно-идеалистическое направление - процесс сознания связан с верой и часто рассматривается как божественное откровение тайн бытия. Вопросы, связанные с процессом познания становятся актуальными в Новое время. В это время европейская философия развивает все направления познания, которые связаны, прежде всего, с наукой, с практическим применением. Принципиальное отличие познания Нового времени: 1) исследует природные процессы, «машину мира»; 2) применяет другие методы исследования - экспериментальные; 3) ориентируется на практику, усовершенствование процессов производства. Благодаря этому формируется новый вид знания - объективный, сущностный, во многом благодаря тому, что преодолевается человеческий субъективизм. Философия в процессе исследования процесса познания постепенно пришла к следующим выводам: 1) познание - результат активного преобразования объекта человеком; 2) практика - основа познания; 3) проблемы практической деятельности остаются важнейшим фактором, определяющим направление научного поиска; 4) формируются парадигмы, которые определяют направление научного поиска; 5) основным видом познания становится наука. Т.о. можно наглядно проследить поступательное развитие познания от чувственного к научному в историческом процессе развития общества.

20. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

Процесс познания - это субъектно-объектный процесс. Субъектом познания выступает носитель сознания - человек. Субъект никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность со всеми её страстями, интересами, чертами характера, силой воли или безволия и т.д. Если субъект - научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, противоречия, общие цели, единство действий и т.п. Часто под субъектом познания имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности. Объект в отношении к субъекту - это не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта и наоборот. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является творцом истории, сам создает необходимые условия своего существования. => Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. Прежде чем стать объектом он должен быть предварительно создан, сформирован. Т.о. в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. Предметная структура деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представлены в качестве искусственных органов человеческой деятельности, с другой, они могут рассматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «для чего нужна та или иная деятельность». Цель отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности». Человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Наука ориентированна на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру, и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и с особой точки зрения.

21. Специфика и основные формы чувственного познания.

Чувственное познание - отражение фактов при помощи форм чувственного познания (ощущения , восприятия , представление). Ощущение - основано на телесной организации человека. Тело - окно сознания во внешний мир. Телесная структура человека существенным образом отличается от телесной структуры животных: способность прямохождения, мозг, строение органов обоняния, осяза-ния, вкуса, зрения. Развитие органов чувств - результат эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Человек может развивать в себе остроту чувств ощущения. Ощущение - простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества, свойства, стороны материальных предметов и явлений, цвета, запахи, вкусы, звуки. Ощущения - переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека, воспроизведение отдельных сторон предмета. Между актом воздействия предмета на органы чувств и возникновением образа практически не существует временного промежутка. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания - восприятие. Восприятие целостный образ предмета, отражение совокупности его сторон, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств. В появлении восприятия участвуют память, мышление, опыт. Образу свойственно не совпадать с объектом, а лишь ему соответствовать. В результате ощущения и восприятия возникает субъективный образ объективного мира. Представление - способность хранить чувственные образы и воспроизводить их вновь. Роль чувственного отражения огромна. Органы чувств являются единственным каналом, который связывает человека с внешним миром. Представления - это образы тех предметов, которые воздействовали на органы чувств человека и восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Представления - чувственный образ ранее воспринимавшегося объекта, или образ, созданный творческой деятельностью мышления. Опирается на память и воображение. Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранить и воспроизводить информацию о прошлом. Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, грезы, сновидения). Ощущения, восприятие, представления являются субъективными образами объективного мира. Они красочны, многообразны. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью любого познания, но не дает возможности понять внутреннюю сущность предмета или явления. Сущность не лежит на поверхности и не может быть, поэтому воспринята через органы чувств. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Т.о. чувственное познание - взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.

22. Специфика и формы рационального познания.

Рациональное познание - это взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Рациональное познание (дискурсивное) базируется на анализе этого материала, который дают нам органы чувств. Чувственное познание не даёт нам возможности понять сущность предметов - это задача рационального, дискурсивного познания, абстрактного мышления, которое существует благодаря языку. Понятия - результат обобщения предметов некоторого класса по совокупности отличительных признаков. Образование понятия - сложный диалектический процесс, включающий сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними) и обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе их общих, наиболее существенных признаков, отвлечения от второстепенных). Понятия выражают не только предметы, но и их свойства и отношения между ними (в каждой науке есть свой понятийный аппарат). Суждение : включает понятия, но не сводится к ним, представляет собой особую форму мышления. Это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Во всяком суждении различают предмет мысли, и предмет суждения - то, что говорится о субъекте. Всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь. На базе понятий и суждений формируются умозаключения - рассуждения, в ходе которых логически выводятся новые суждения. Умозаключение - содержит в своем составе суждения и понятия, но не сводится к ним, а предполагает ещё их определенную связь. Это форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Вместе с понятиями, суждениями и умозаключениями преодолевается ограниченность чувственного познания. Умозаключения незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития. При помощи абстрактного мышления у человека появляется способность к отрицанию общего в предметах, к отражению существенного в предметах, а также способность к конструированию на основе познания сущности. Рационализм - размышления, логическое построение, иррационализм - это интуиция.

23. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия, художественное познание, философия, наука.

Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует неполноту, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Это истины, нуждающиеся в уточнении, дополнении, углублении, конкретизации, дальнейшем развитии. Абсолютная истина концентрирует в себе то, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого знания в общем объеме относительного знания. «Вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, т.е. твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. Попытки признавать существование только относительных истин получили название релятивизм. Стремление оперировать только абсолютными истинами вобрал в себя догматизм, который не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит от человека. Истину характеризует такое свойство как конкретность. Она отражает объект или какую-нибудь его сторону в определенных условиях места и времени. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не сущ. Истина всегда конкретна. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности - заблуждение. Это есть непреднамеренное несовпадение нашего понимания объекта самому этому объекту. Заблуждения уводят в сторону от истины, мешают её постижению, но с другой стороны они нередко способствуют созданию проблемных ситуаций => дальнейшего развития науки. Ложь - сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Критерии истины . Приверженцы рационализма считали критерием истины само мышление (Спиноза , Декарт , Лейбниц). Кант: всеобщего материального критерия истины не может быть, само существование такого критерия противоречиво. Но признает формально-логический критерий истины. Соловьев: центральным в установлении истины является моральный аспект, её критерий предполагает добросовестную работу мышления. Верифицируемость - (ХХ век неопозитивисты) процесс установления истины в результате их эмпирической проверки. Исследование роли практики как критерия истины наблюдается в марксизме. Для того чтобы сравнить имеющийся образ с самим объектом, необходимо практически воздействовать на него, в случае обнаружения изменений, которые мы прогнозировали, можно считать исходные представления истинными. Формально-логический критерий истины предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости, полноты и взаимозависимости аксиом.