Теплые и холодные цвета. Шпаргалка цветосочетаний. Цветовой круг Иттена

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

Цветовой круг

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:

Ахроматические
Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок. К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.



Ахроматические цвета

Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов. Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль. Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные
Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).



Основные цвета

Составные
Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.



Составные цвета

Сложные
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например:
оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый.
Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый,
желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:



До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.


Контрастные
Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами). Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.



Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.
Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным. Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.
Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные
Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус. Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому. Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:



Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания. Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.

Монохроматические
Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета. Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком-позиция способствует поддер-жанию атмосферы спокойст-вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.



Родственные
Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной. Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний. Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:



Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин. Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные
Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:


Родственно-контрастные
Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:


Урок 2
Полный цветовой круг

Цели и задачи : развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.

Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).

Зрительный ряд : методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

1. Работа с методическими таблицами.

Учитель . Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.

А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение .

Рассмотрите методические таблицы.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.

Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными .

Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.

Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:

красный + желтый = (оранжевый) ;

красный + синий = (фиолетовый) ;

желтый + синий = (зеленый) .

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.

Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

каждый

охотник

желает

знать,

где

сидит

фазан

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.

А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)

Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.

В рисовании используются обе группы цветов.

Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.

Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.

Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)

А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Красный и синий цветаабсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.

Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)

2. Художественное слово о живописности осени.

Учитель . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.

Отгадайте загадку о цветах.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно ль их нарисовать?

(Радуга.)

Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого?

Я на радуге живу

В домике лиловом .

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)

III. Практическая работа под руководством учителя.

Учитель . Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.

Последовательность выполнения работы.

1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.

2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).

3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.

4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.

Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.

5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).

6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.

7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.

У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.

Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.

Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:

аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);

смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;

нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;

карандаши должны быть хорошо заточены (показать) , линия должна быть легкой и без сильного нажима;

не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;

лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;

работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;

можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.

IV. Итог урока.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Что вам понравилось на уроке?

Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?

Тёплые и холодные цвета

Тёплые и холодные цвета

Цвета имеют безграничные возможности: они способны не только вызвать у нас определенные эмоции - уныние и радость, печаль и счастье, но и создать ощущения холода или тепла, большого пространства или тесноты.

Помимо спектра цветов существует почти полтора миллиона их оттенков и тонов, которые способен уловить глаз практически любого человека.

Цветовой круг можно разделить на тёплые и холодные цвета. В теплой части этого спектра расположились цвета от зеленого до красного (здесь преобладают в основном желтые и красные тона), а в холодной части расположились цвета от зеленого до фиолетового (преобладание синих и зеленых тонов).

Температура зеленого оттенка определяется по соотношению в нем холодного синего цвета и теплого желтого. Сине-зеленый цвет напоминает море, он успокаивает и оживляет, зелено-желтый оживляет и напоминает Вам свежую зелень в мае. Зеленые тона - это тона отдыха, они расслабляют и снимают усталость. Зелёный - нейтральный цвет, самый лёгкий и приятный для восприятия.

Теплые цвета

Тёплые цвета яркие и энергичные, создают ощущение хорошего настроения и бодрости, и, как правило, в пространстве кажутся ближе. Это цвета уюта и комфорта. В обстановке мягких тонов лучше думается, такой цвет хорошо тонизирует. Однако по мере того, как он приближается к красному, тонизирующее действие оранжевого, и стимулирующее желтого переходит в яркое возбуждение.

Это идеальный раздражитель. Это цвет огня и солнца. Он вселяет в людей уверенность, силу и радость. С одних языков он переводится как «богатый», с других - как «красивый». Однако всегда стоит помнить, что это самый наиболее агрессивный цвет, в больших «объемах» он утомляет и раздражает. А вот небольшие фрагменты этого цвета способны придать отличное настрое и взбодрить.

Желтый цвет - всегда легкий и солнечный. Исторически сложилось так, что этот цвет считают символом богатства и золота, а на Востоке он - символ величия и вечности. Он создает бодрое, оптимистическое настроение и прекрасно сочетается со всеми цветам. Солнечные, теплые оттенки положительно влияют на состояние человека.

Если желтый можно назвать цветом света, а красный - огня, то оранжевый цвет , впитавший в себя эти два цвета, является символом света и тепла. Для буддистов этот оттенок несет в себе божественные качества - просветление и святость. Приглушенный, светлый оранжевый тон придаст комнате тепло и уют, особенно той, в которой окна выходят на север. Однако не стоит забывать, что яркий оранжевый цвет в интерьере можно назвать скорее не хорошим вкусом, а заявкой на оригинальность и необычность.

Холодные цвета

Холодные цвета создают ощущение спокойствия, помогают сосредоточиться. Они указывают на глубину и даль.

Является символом покоя, простора и высокого неба. При этом он позволяет человеку сосредоточиться. Конфликты и споры среди стен голубого оттенка проходят спокойнее, а острые углы, как правило, сглаживаются.

————————————————————————————-

Насыщаясь и темнея, голубой превращается в синий цвет - серьезный, спокойный и холодный. Этот цвет можно назвать самым «деловым», так как он символизирует бесконечность и совершенство, заставляет погрузиться в себя, задуматься. Если Вы переборщите в интерьере с этим цветом, он начнет действовать подавляюще, тогда как мягкие тона синего или голубого делают прохладнее излишние комнаты, расширяют ограниченное узкое пространство, успокаивают.

Этот цвет можно назвать самым противоречивым, так как он состоит из двух совершенно разных антагонистов: холодного синего и горячего красного, можно назвать это сочетание «льдом и пламенем». Его можно назвать самым наиболее загадочным из всех цветов, так как он появился в художестве одним из последних. Этот цвет не употреблялся древними греками, кроме того о нем не знал первобытный человек. Что же касается христиан, то они считают этот цвет духовным страданием. Это многоликий и сложный цвет. Густой и глубокий, если использовать его в интерьере квартиры, он даже способен вызвать депрессию, так как фиолетовый цвет угнетает психику. Однако, этот цвет имеет множество других, менее приглушенных, высветленных и насыщенных оттенков: от серо-фиолетового до бледно-сиреневого, которые способны придать интерьеру некоторую изысканность и стиль.

Подбор цветовой гаммы - достаточно ответственное занятие. Сочетание цветов в дизайне всегда было основной из главных задач. Обязательно придавайте значение сочетаниям цветов, это важно!

Цветовая гамма не должна напрягать или нервировать, а, наоборот возвращать потраченную в течение дня гармонию. Выбор цветовой гаммы начинается с решения, чего же Вы все-таки хотите от дизайна цвета. Только так Вы сможете подобрать оптимальное сочетание цветов.

Самый «горячий» цвет - это оранжевый. Наиболее холодный - голубой, всегда ассоциирующийся с прохладной водой и льдом. Переходя от голубых через зеленые и желтые тона, цвета теплеют, держат «высокую температуру» на красном, бордовом, коричневом и некоторых оттенках розового и фиолетового, а затем снова «спускаются» к холоду через сиреневый и синий. Однако представленная градация весьма условна, поскольку грани между холодными и теплыми едва уловимы. Например, лайм скорее относится к желтым оттенкам, но является холодным цветом. И, наоборот, глубокий, насыщенный фиолетовый может быть как теплым, так и холодным, в зависимости от того, доминирует в нем красный или синий.

И все же именно теплая или холодная палитры способны преображать помещение. Так, например, для того, чтобы расширить стены небольшой комнаты, желательно использовать не просто светлые, а светлые холодные тона.

И наоборот, сделать слишком просторное и оттого пустое помещение более уютным помогут теплые оттенки. Они же добавят в немного солнечного настроения, если в ней не хватает естественного освещения, и используются лампы дневного света. Тогда как обильно освещенную залу с большими окнами можно «нарядить» в холодные тона.

Особой широтой отличаются цветовые гаммы интерьера кухонь. Если Вы оформляете кухню, следует учесть, что сочные теплые цвета - оранжевый, травяной зеленый, яичный желтый - повышают аппетит, а голубой и белый помогают держать себя в рамках и употреблять пищу в умеренных количествах.


Спальня - будь то уголок для отдыха от суровых будней или само воплощение романтики - тоже требует особого подхода. В первом случае лучше раскрасить ее в прохладные цвета, уносящие далеко от требующих решения проблем. Во втором, конечно, первые роли принадлежат красному и всевозможным его оттенкам, или же любому другому цвету, который вам нравится и относится к теплой гамме. Такой цвет позволит быстро восстановить силы, будто передавая свою энергию и тепло вам.


Конечно, существуют модные сочетания цветов в каждом сезоне. Но когда Вы осуществляете подбор сочетаний цветов, следует все-таки основываться на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения.
Не существует правильного сочетания цветов, существует только удачное сочетание цветов.

Для того, чтобы подобрать сочетания цветов, существует несколько подходов. Первый тип - однотонный

Цветовая гамма варьируется в пределах основного цвета, он лишь становится темнее или светлее. Например, темно-синий, синий, голубой. Однако оформленную таким образом комнату можно слегка разбавить «вкраплениями» другого цвета, не слишком притягивающего к себе внимание. Например, помещение в голубых и синих тонах могут дополнить белый и светлый песочный. Второй тип - гармоничный

Если вы хотите разнообразия, но не настолько радикального, чтобы говорить о контрастах, «раскрасьте» помещение по гармоничному сочетанию цветов. Самые выигрышные примеры сочетания цветов, которые можно смело сочетать друг с другом:

  • Для красного: розовый — фиолетовый и оранжевый — яичный желтый
  • Для оранжевого: красный - розовый и яичный желтый - желтый
  • Для желтого: оранжевый — яичный желтый и лайм - салатовый
  • Для зеленого: лайм - салатовый и цвет морской волны - синий
  • Для синего: зеленый - цвет морской волны и сиреневый - фиолетовый
  • Для фиолетового: синий - сиреневый и розовый - красный

Третий тип - игра на контрастах

Для любителей оригинального и яркого дизайна - игра на контрастах. У каждого цвета на палитре есть свой «антипод»:

  • Красный - зеленый
  • Оранжевый - цвет морской волны
  • Яичный желтый - синий
  • Желтый - сиреневый
  • Лайм - фиолетовый
  • Салатовый - розовый

«Неблагополучные» цвета и сочетания цветовой гаммы
Красный - создает нервное напряжение (может даже вызвать гипертонию).

Черный (а также фиолетовый) - "съедает" пространство.

Коричневый (в том числе и отделка «под дерево») — вызывает меланхолию, может привести к депрессии.

Серый — печаль и уныние.
Синий - ощущение холода и неуютности. Благоприятная цветовая гамма

  • Оттенки от желтого к зеленому - спокойная и оптимистичная гамма, снимает усталость.
  • Пастельные оттенки от желтого к бежевому - «примиряющие» и комфортные цвета.
  • Бирюза - дает ощущение свежести (подходит для ванной).
  • Светло-голубой - успокаивает, вызывает сонливость — идеален для спальни и комнат отдыха, а вот в кабинетах и рабочих зонах противопоказан.
  • Темно-голубой - «охлаждает» пространство и пыл (например, за столом переговоров), считается серьезным и деловым цветом.
  • Желтый и оранжевый - стимулирует и тонизирует (не годится для спальни), подходит для комнаты окнами на север.
  • Белый - может вызывать ощущение холода и дискомфорта, с другой стороны - «чистый лист» — идеальный фон для любых дизайнерских решений. Красный или терракотовый в виде акцентов - бодрит, поднимает настроение.
  • Черный в виде акцентов - придает интерьеру графичность и особый стиль.
  • Светло-серый в «миксе» с другими цветами - деловая обстановка.

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветового круга родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это: теплые (желто-красные и желто-зеленые цвета) и холодные (сине-зеленые и сине-красные цвета).

Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на противоположных концах друг от друга. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из равного количества объединяющего главного цвета и равных количеств контрастирующих цветов. В практике редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего два цвета. Простейшее гармоничное сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении цвета из тонового ряда этих же цветов, разбеленного или затемненного.

Также цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. Поворачивая такой треугольник внутри круга, вы можете получить любое сочетание цветов, при этом оно будет обязательно гармоничным. Успешное сочетание цветов и красок в интерьере - залог уюта в доме.

Особой популярностью у дизайнеров пользуется цветовой круг Йоханесса Иттена, который является основополагающим при изучении «Теории цвета» и «Цветоведения» в современных высших и средних учебных заведениях архитектуры, дизайна и изобразительного искусства.

В круге Иттена основой являются три цвета: синий, красный и жёлтый.




Далее следуют цвета второго порядка, получаемые из смешения между собой основных: зелёный, оранжевый, фиолетовый (синий + красный = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; желтый + синий = зеленый).

Шесть оставшихся цветов образованы при смешивании цвета первого и второго порядка: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный. Этим инструментом очень любят пользоваться дизайнеры при создании гармоничных, комфортных дизайнов помещений.

Цветовые сочетания в одежде - это очень важный момент при подборе гардероба или дизайне новой модели при вязании.

Гармония цветов в одежде строится по принципу сочетания родственных либо контрастных цветов. В одежде можно говорить о гармоничных сочетаниях, исходя из оттенков одного и того же цвета, тогда это — одноцветная гармония.

Гармония может быть построена на сочетании близких цветов, т. е. смежных цветов цветового круга, например, желтый и желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.


Гармония может быть построена и на контрастных цветах. Это значит, что выбираются цвета из граничащих друг с другом секторов цветового круга. Наилучшим образом сочетаются между собой цвета, расположенные под углом 90° в соседних секторах. Другой разновидностью контрастной гармонии являются сочетания цветов, находящихся друг к другу в цветовом круге под углом 180°.

Основными принято считать 4 чистых цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Все остальные рассматриваются как промежуточные (желто-красный, желто-зеленый, зелено-синий, сине-красный).
Пары «желтый—синий», «красный—зеленый» считаются дополнительными, контрастными сочетаниями. Цвета можно расположить в виде круга с осями: «желтый—синий», «красный—зеленый».


Выделяются 3 типа сочетаний цветов: родственные, родственно-контрастные, контрастные.
Контрастные — это сочетания противоположно расположенных четвертей круга (угол между ними 180°), всего 44 сочетания.
Родственно-контрастные — это сочетания цветов из двух соседних четвертей круга (угол между ними меньше 180°), всего 36 сочетаний.
— это промежутки от данного цвета до следующего главного. Родственными являются желтый и любой из промежутка — желто-красный (но не чисто красный).
Цветовая гармония понимается как цветовое равновесие в гармонирующих цветах количеств главных цветов (чистых желтого, синего, красного и зеленого).
Гармоничными будут родственные цвета при равной светлоте и насыщенности, если добиться в них одинакового количества главных цветов.
Гармоничными в родственно-контрастных цветовых тонах будут все пары цветов, расположенные на концах хорд, параллельных слоям, соединяющим главные цвета (так как содержат равное количество главных и дополнительных цветов).


На основе указанных гармоничных пар могут быть построены более сложные многоцветные гармонии. При этом надо соблюдать три правила:
1. К двум гармонирующим родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий — главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Например, желтовато-красный, желтовато-зеленый и желтовато-белый цвета могут быть уравновешены одинаковой желтоватостью.
2. К двум гармонирующим родственно-контрастным цветам можно добавить третий и четвертый, уравновешенные с ними. Например, гармоничное сочетание оранжевого с желто-зеленым может быть дополнено фиолетовым и голубым.
3. Можно создавать гармонии родственных и дополнительных цветов. Например, гармония желтовато-белого и лиственно-зеленого может быть пополнена пурпурным.

Вариации цветовых сочетаний :
















Цветовой круг – система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний (рис. 1). Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, но не более 150, так как большего количества глаз не различает.

Основные цвета – цвета, которые невозможно получить с помощью смешения каких-либо красок. Это красный, желтый и синий цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными . Это оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными . У красного дополнительным будет считаться зеленый, и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особенной яркости цвета. При смешении двух дополнительных цветов получается ахроматический цвет. Смешение двух дополнительных цветов световых лучей дает белый цвет. При смешении дополнительных цветов пигментов (красок) получается серый цвет (рис. 2).

Цветовой круг разделяют на две части – теплую и холодную . Теплые цвета – это красные, желтые, желто-зеленые. Эти цвета напоминают цвет огня, солнца, цвет раскаленных тел (рис. 3). Холодными цветами являются сине-зеленые, голубые, сине-фиолетовые цвета. Они ассоциируются в представлении человека с чем-то холодным – льдом, лунным светом (рис. 4). Эти определения условные, чаще всего они основаны на нашем жизненном опыте. Чисто-зеленый цвет является нейтральным. Он может быть и теплым, если в нем будут заметны желтоватые, красноватые оттенки, и холодным – если будут преобладать голубоватые, синеватые оттенки. То же самое можно сказать и о фиолетовом, и о пурпурном цветах. При соседстве теплых и холодных цветов теплые цвета делают холодные цвета более холодными, и наоборот.

Понятия «теплый цвет» и «холодный цвет» относительны. Любой холодный цвет рядом с еще более холодным будет казаться сравнительно теплым. Теплые цвета на нейтральном фоне вызывают контрасты слабее, нежели холодные. Поэтому холодными цветами труднее достичь гармонии цветов в картине, нежели теплыми.

Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях различаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении теплые цвета воспринимаются как выступающие, холодные – как отступающие. Например, желтый цвет зрительно как бы приближает поверхность к зрителю и расширяет ее. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, т.е. выступает вперед, а в сумерках он создает впечатление глубины, т.е. удаляется. Голубой цвет в дневное время как бы отступает от нас. В сумерках, наоборот, он выдвигается на передний план. Предметы темно-синего и фиолетового цвета при дневном свете уменьшаются в объеме.

Теплые цвета и их оттенки, как и холодные цвета и их оттенки, называют родственными между собой. Родственные цвета в цветовом круге располагаются рядом друг с другом, причем теплые цвета и их оттенки – в правой части цветового круга, а холодные – в левой. Противоположные пары цветов в таком цветовом круге будут контрастными. И, наоборот, рядом расположенные цвета от соседства друг с другом под действием контраста теряют свою яркость, насыщенность, изменяют цвет в сторону соседнего спектрального цвета. При этом оба цвета кажутся более теплыми.

Практические задания

Задание № 1

Цель: изучить свойства дополнительных цветов.

Прежде чем выполнять задание, определите пары контрастных (дополнительных) цветов. Для этой цели наметьте шесть окружностей, каждую диаметром 30 мм. Все шесть кругов разделите горизонтальной линией через центр на две половины. Верхнюю часть первого круга закрасьте красным цветом малинового оттенка, нижнюю – зелено-голубой краской. Таким образом, вы нашли первую пару взаимодополнительных цветов. Вторая пара будет выглядеть так: верхняя часть круга – красный, огненный цвет, нижняя – голубовато-зеленый. Третья пара: верх – оранжевый, низ – чисто-голубой. Четвертая пара: верх – желто-зеленый, низ – пурпурно-фиолетовый. Пятая пара: верх – лимонно-желтый, низ – ультрамариново-синий. Шестая пара: верх – голубовато-синий, низ – оранжево-желтый.

Начертите четыре прямоугольника размером 3х6 см и каждый разделите по горизонтали пополам. Сделайте негустой раствор красной и голубовато-красной краски. Смешайте на палитре части растворов. Если при смешении растворов цвет получится серым, то цвета являются дополнительными. Если получается третий хроматический цвет, значит, надо заменить какой-то из цветов. Далее каждым из растворов залейте часть прямоугольника. Таким же образом составьте другие пары цветов и закрасьте остальные прямоугольники.

Задание № 2

Цель: изучить расположение его цветов в цветовом круге.

Начертите круг, разделите на восемь равных частей, проведя четыре диаметра круга, и растворами дополнительных цветов покройте противолежащие относительно центра круга части.

Задание № 3

Цель: определить, как взаимодействуют цвета, близкие по насыщенности и светлоте, и цвета с разной светлотой и насыщенностью. Начертите два прямоугольника размером 4х8 см. В каждом из них нарисуйте круг на одном уровне. Приготовьте насыщенные растворы двух дополнительных цветов и залейте одним из них круги внутри прямоугольников, а другим после высыхания кругов покройте оставшуюся плоскость первого прямоугольника. Плоскость второго прямоугольника покройте тем же цветом, что и плоскость первого, но со значительным добавлением черной краски для изменения светлоты цвета.

Цвет кругов в прямоугольниках заметно изменится. Он будет казаться разной светлоты и насыщенности.

Контрольные вопросы

1. Что такое цветовой круг?

2. Какие цвета входят в цветовой круг?

3. Какова последовательность расположения цветов в цветовом круге?

4. На какие группы делятся цвета в цветовом круге?

5. Какими свойствами отличаются теплые цвета?

6. Какие свойства присущи холодным цветам?

7. Какие цвета называются дополнительными?

8. Какими свойствами отличаются дополнительные цвета?