Я достаю из широких штанин красную паспортину. Владимир Маяковский — Я волком бы выгрыз бюрократизм (Стихи о советском паспорте)

Самолет Ил-18. При создании турбовинтового авиалайнера Ил-18 за основу взяли его предшественника с аналогичным обозначением, но поршневыми моторами. Особое внимание при проектировании самолета конструкторы уделили более полному обеспечению безопасности полета и достижению высоких экономических и эксплуатационных показателей. В отличие от Ан-10 и Ту-104, Ил-18 скомпоновали по правилам гражданских самолетов - отказ от двухэтажной кабины экипажа позволил значительно уменьшить ее объем.

Разработка Ил-18 под ТВД НК-4 началась в 1956 г. По заданию самолет рассчитывался на перевозку 75 пассажиров и 4000 кг груза (включая багаж) со скоростью 600 - 650 км/ч на расстояние до 3000 км и на 5000 км - коммерческую нагрузку в 4 т. Его разбег не должен превышать 650 м, а пробег- 600 м. При этом военные потребовали обеспечить перевозку 100 человек посадочного десанта и до 70 лежачих раненых. Экипаж задавался из пяти человек, включая стюардессу В октябре 1957 г машину предписывалось передать на госиспытания в ГВФ и ВВС.

Разрабатывая Ил-18, конструкторы постарались создать пассажиру условия, близкие к наземным. Кроме удобных кресел и индивидуальных вентиляции и освещения для отделки салонов подобрали расцветки облицовочных материалов, оказывавших на пассажиров благоприятное влияние. Система кондиционирования позволяла сохранять в салонах почти постоянную температуру воздуха в пределах 20°С.

Давление в кабине пилотов и салонах самолета до высоты 5200 м сохранялось таким же, как на уровне моря, по мере дальнейшего подъема оно падало и на высоте 10 000 м соответствовало атмосферному на высоте 2400 м.

Большое внимание уделялось и выбору звукоизоляции, хотя в полной мере эту задачу решить не удалось по причинам, не зависящим от конструкторов самолета.

4июля 1957 года экипаж летчика-испытателя В.К.Коккинаки опробовал машину в воздухе. По одной из версий, в том же месяце во время осмотра самолета руководителями партии и правительства первый секретарь Московского горкома КПСС Е.А.Фурцева предложила назвать его «Москва».

Второй опытный экземпляр самолета, получивший обозначение Ил-18-8А, построили в 1958 г., после чего правительство санкционировало его серийное производство. В отличие от предшественника, он имел крыло с двумя разъемами, технологически делившееся на центроплан, средние и отъемные части. В центроплане имелись мягкие топливные баки, а в средних и отъемных частях - кессон-баки, полностью заливавшиеся горючим. Тогда же перекомпоновали пассажирскую кабину, разместив буфет, раздевалки и туалеты в зоне винтов.

5мая 1958 г., за пять дней до передачи нового авиалайнера на госиспытания в НИИ ВВС, потеряли первый Ил-18А, проходивший войсковые испытания во 2-й авиационной дивизии особого назначения. Из-за этого к испытаниям приступили с опозданием на 15 дней. Возглавлял госкомиссию по испытаниям Ил-18 заместитель начальника Главного управления ГВФ Н.Захаров.

Испытания показали, что по технике пилотирования Ил-18 прост и доступен для летчиков средней квалификации. Лайнер, имевший массу 56 т, мог продолжать взлет при отказе одного из двигателей. В то же время полеты в сложных метеоусловиях, а также над малоориентирной местностью, над водной поверхностью и на международных авиалиниях считались довольно сложными из-за отсутствия на машине работоспособной бортовой радиолокационной станции (БРЛС), систем ближней и дальней навигации, надежных астрономических систем, многоканальной ультракоротковолновой радиостанции, комбинированных радиоприемников для посадки с использованием системы СП-50.

Управление самолетом и контроль работы силовой установки представляли для пилота значительные трудности, особенно в сложных метеоусловиях.

В заключение НИИ ВВС отмечалось, что самолет испытания выдержал и может рекомендоваться для эксплуатации в ВВС и ГВФ на линиях, связывающих Москву с Иркутском, Петропавловском-на-Камчатке, Владивостоком и Алма-Атой.

Существенным недостатком машины был высокий уровень шума. Самой тихой считалась пилотская кабина (85 - 95 дб), а самой звуконапряженной - кухня (108 - 117 дб). Но с шумом на Ил-18, несмотря на перекомпоновку салонов, справиться так и не удалось, более того, последовавшая замена двигателей на АИ-20 только усложнила решение этой задачи.

1 - обтекатель БРЛС РПСН-2АМГ; 2-передняя антенна III диапазона радиоответчика № 1,3-окно кабины экипажа, 4-обтекатель аварийной шлейфовой антенны коротковолновой радиостанции; 5 - провод снижения, 6-провод основной лучевой антенны радиостанций РСБ-5/1230 и 1 -РСБ-70, 7-входная дверь, 8-кок воздушного винта, 9-ТВД АИ-20, 10-наружная ручка аварийного выхода; 11-аварийный люк, 12 - иллюминатор пассажирской кабины; 13-дождевой козырек; 14-форкиль, 15 - киль, 16-приемная антенна станции системы ближней навигации РСБН-2С, 17,76 и 81 -разрядники статического электричества, 18-антенна ответчика №2,19-передающая антенна станции системы ближней навигации РСБН-2С; 20-руль направления, 21-триммер руля направления, 22 - хвостовой кок; 23-задняя антенна III диапазона радиоответчика №1; 24-хвостовая предохранительная опора, 25-антенное устройство доплеровской навигационной автономной системы НАС-1; 26 и 47 - импульсные световые маяки СМИ-2; 27-приемник статического давления; 28 - антенна радиостанции РСИУ-5; 29-приемник полного давления ППД-1, 30 и 43-посадочно-рулежные фары ФРС-200, 31-приемник температуры П-1, 32-антенна ответчика № 2, 33-антенна ответчика № 1, 34-съемная крышка мотогондолы для доступа к жаровой трубе ТВД АИ-20, 35 - воздухозаборник вентиляции мотогондолы; 36 - воздухозаборник охлаждения электрогенератора; 37,38,39 и 40-створки основной опоры шасси, 41 -нижняя крышка мотогондолы; 42 и 60-воздухозаборники подводящих туннелей маслорадиаторов ТВД, 44-отъемная консоль крыла, 45 - воздушный винт АВ-68И, 46-воздухозаборник ТВД АИ-20, 48-обтекатель проходного изолятора, 49 - кассета сигнальных патронов ЭКСП-39, 50-колесо 700×250 мм; 51 -крышка люка первого багажного отделения, 52-тормозное колесо 930×305 мм, 53 - крышка люка второго багажного отделения, 54-крышка люка третьего багажного отделения; 55-сопло турбогенератора ТГ-16, 56-хвостовая антенна ответчика № 1; 57 и 72-жалюзи вентиляции мотогондолы; 58 - обтекатель центробежного суфлера, 59-воздухозаборник для обдува отсека двигателя, 61 -регулируемые створки туннеля маслорадиатора ТВД; 62-гидроцилиндр уборки и выпуска передней опоры шасси, 63-амортизационная стойка, 64-замок выпущенного положения опоры шасси, 65-скоба замка убранного положения передней опоры, 66-замок убранного положения передней опоры; 67 - гидроцилиндр поворота передних колес, 68-боковой подкос, 69 и 74-рамочные антенны автоматических радиокомпасов АРК-11; 70-обтекатель шлейфовой антенны автоматического радиокомпаса АРК-11; 71 -антенна маркерного радиоприемника МРП-56П, 73 - щелевой взлетно-посадочный закрылок; 75-стабилизатор, 77 - руль высоты, 78-триммер руля высоты; 79 и 82-эксплуатационные люки для обслуживания радио-и электрооборудования, 80-элерон, 83-замок убранного положения основной опоры шасси, 84-задний подкос, 85 - шлиц-шарнир, 86-стабилизирующий демпфер тележки; 87-верхняя тяга компенсационного механизма, 88-амортизационная стойка, 89-боковой подкос, 90-тележка, 91-замок выпущенного положения основной стойки шасси, 92-гидроцилиндр уборки и выпуска основной опоры шасси дальнемагистральный

В 1958 г. на московском авиационном заводе № 30 построили 20 лайнеров. Несмотря на успешное завершение государственных испытаний, опытная эксплуатация Ил-18 задерживалась из-за массовых отказов ТВД НК-4. Замена ТВД на АИ-20 привела к утяжелению самолета на 670 кг, а усиление крыла, фюзеляжа и оперения, а также размещение дополнительных пассажирских кресел - на 1189 кг Правда, из-за большей тяги винтов улучшились взлетные характеристики машины.

30 сентября 1958 г совершил первый полет Ил-18Б с ТВД АИ-20 На этой машине за счет усиления крыла и шасси увеличили массу коммерческой нагрузки до 14 т, при этом взлетная масса достигла 61,2 т. Внешне новый лайнер, вмещавший 89 пассажиров, отличался от предшественника расположением иллюминаторов в пассажирских салонах В ходе ремонта Ил-18Б изменили не только компоновку салонов, но и устанавливали вспомогательные силовые установки (ВСУ) ТГ-16. Всего построили 65 Ил-18Б.

10 декабря 1959 г впервые поднялся в воздух Ил-18В. Самолет, первоначально рассчитанный на 78 пассажирских мест, отличался от предшественника новой компоновкой пассажирского салона и служебных помещений. В нем имелось три салона различных классов. В двух первых салонах устанавливали кресла туристского класса с шагом 900 мм, а в заднем - по четыре в ряд с шагом 1120 мм В 1961 г. появился вариант, рассчитанный на 84 пассажира в трех салонах Однако в ходе эксплуатации и этого показалось мало. Сократив шаг кресел до 840 мм, число пассажирских мест довели до 89. Но как вскоре выяснилось, и это еще не предел Затем последовали 105-, 110-и 127-местный варианты.

В 1963 году завершились испытания Ил-18В с двигателями АИ-20К. В таком виде самолет серийно выпускался до декабря 1965 г. На Ил-18В, начиная с машины с заводским № 2601, устанавливали вспомогательную силовую установку (ВСУ) ТГ-16, но, случалось, заказчику сдавали машины и с аккумуляторами. Впоследствии появилась ВСУ ТГ-16А, позволявшая эксплуатировать самолеты на высокогорных аэродромах, обеспечивая запуск двигателей на высотах до 4200 м.

Ил-18В стал, по сути, первым самолетом, в котором полностью решили вопросы безопасности полета Например, отказ одного двигателя с последующим автоматическим или принудительным флюгированием лопастей воздушных винтов позволял продолжить горизонтальный полет на высотах до 8000 м Не исключался полет и на двух двигателях, но на меньшей высоте.

Для безопасности топливные баки расположили в консолях крыла. В силовых установках все горячие части изолировали от элементов конструкции крыла стенками из жаропрочной стали и титанового сплава. Выхлопные трубы двигателей проложили над несущей поверхностью и вывели их к ее задней кромке. Способствовало безопасности полета и интенсивное охлаждение и вентиляция мотогондол. Самолет оснастили мощной системой пожаротушения.

Для повышения надежности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио-и высотного оборудования дублировали Пилотажно-навигационное оборудование позволяло летать при плохой видимости и в сложных метеоусловиях. Его дополняла высокоэффективная электротермическая противообледенительная система.

В электрооборудовании применили кольцевую многоканальную систему энергоузла и четырехканальное двустороннее подключение питания к распределительным шинам Это обеспечило сохранение работоспособности электрооборудования до выхода из строя последнего источника электроэнергии Всего построили 334 Ил-18В.

В начале 1960-х специалисты ОКБ-240 предложили доработать Ил-18В для беспосадочных полетов на расстояние свыше 5000 км, разместив в центроплане крыла дополнительный кессон-бак объемом 6300 л.

Одновременно предлагалось выполнить внутреннюю отделку самолета по образцу «салонного» варианта. Для удобства пассажиров вентиляция кабины и салонов на земле при работающих двигателях осуществлялась от наземных кондиционеров. На борту лайнера предусмотрели спасательные плоты и холодильники «ЗИЛ».

В декабре 1960 г начались заводские испытания второго опытного экземпляра Ил-18И За счет удлинения фюзеляжа на 1,64 м в его салонах удалось разместить 125 пассажирских кресел, предельная же дальность полета машины достигла 6500 км.

Ил-18И прошел испытания в ГосНИИ ГВФ, и в мае 1962 г его предъявили на контрольные испытания По мнению ГВФ, Ил-18И можно было эксплуатировать на трассах Крайнего Севера, а также между Москвой и Джакартой, не исключались полеты и в другие отдаленные страны.

В серию Ил-18И не пошел, а дальнейшим его развитием стал Ил-18Е, отличавшийся, в основном, облегченным и более современным оборудованием, включая пассажирские кресла Усовершенствованная система кондиционирования воздуха создавала комфортные условия пассажирам и экипажу при стоянке на земле, особенно в регионах с жарким климатом. Самолеты этого типа сначала комплектовались ТВД АИ-20К, а затем в ходе ремонта - АИ-20М. Построили 23 машины этого типа.

Появление двигателей АИ-20М взлетной мощностью 4250 э л с, сохранявшейся до температуры окружающего воздуха +30 градусов и атмосферного давления 730 мм рт.ст., позволило довести взлетную массу Ил-18 до 64 000 кг При этом свободное пространство в центроплане занял кессон-бак. Одновременно на самолете заменили радиосвязное и электрооборудование, ввели пилотажно-навигационную систему «Путь-4М», допускавшую полуавтоматическое управление самолетом и систему управления заходом на посадку БСУ-ЗП.

В начале 1966 г. машина вышла на пассажирские авиалинии Год спустя 14 октября экипаж Л М. Улановой установил на Ил-18Д женский мировой рекорд, пролетев по маршруту Симферополь - Москва - Магадан 7661,949 км. Спустя шесть дней этот же экипаж поднялся на высоту 13 513 м. Это были последние мировые рекорды лайнера. Всего построили 122 самолета этой модификации.

На базе Ил-18 создали транспортный Ил-18Т, учебно-штурманский самолет Ил-18УШ, грузовые Ил-18Гр и Ил-18ГрМ, а также ряд модификаций специального и военного назначения.

Регулярные рейсы Ил-18А с пассажирами на борту начались 20 апреля 1959 г. на линии Москва - Адлер (Сочи) Вслед за ним проложили новые маршруты в Свердловск, Ленинград, Томск, Тюмень, Норильск, Красноярск, Якутск…

В том же году 22 июня ГВФ потерял первый самолет в результате вынужденной посадки в поле под Тулой.

В1959 г. Ил-18 вышел на международные трассы. Летом 1960 г. пять экипажей Ил-18 отправились с гуманитарной миссией в Конго. За три месяца в очень сложных климатических условиях они перевезли свыше 2000 пассажиров и 207 т грузов.

В 1963 г. Ил-18 по скорости и дальности полета не уступал появившемуся позднее лайнеру «Вэнгард» фирмы «Виккерс» и имел даже несколько лучшие весовые характеристики, а ресурс двигателей АИ-20 приблизился к 2000 часов, что было близко к мировому уровню ТВД. Имел самолет и хорошие экономические показатели. Это в немалой степени способствовало популярности лайнера и его поставкам за рубеж. Естественно, эти «илы» отличались и дизайном внутренней отделки, и более качественной сборкой Еще более тщательно собирались лайнеры и двигатели для 235-го отдельного авиаотряда ГВФ, выполнявшего особо важные полеты.

Специалисты и пассажиры считали, что самая удачная отделка салона из всех отечественных самолетов в середине 1960-х была у Ил-18.

Первоначально лайнеру установили ресурс 25 000 летных часов, впоследствии его продлили до 40 000 ч. Ил-18 считался и самым тихим самолетом по сравнению с его «одногодками». Но «иностранцы» были не такими шумными Для сравнения - у турбовинтового «Вайкаунта» фирмы «Виккерс» уровень шума не превышал 94 дб (у Ил-18 - свыше 100 дб).

Последняя катастрофа произошла 20 ноября 2001 года на границе Тверской и Ярославской областей. Ночью 19 ноября 2001 года в простых метеоусловиях потерпел катастрофу Ил-18В RA-75840 (командир корабля А Н.Соминский) авиакомпании «ИРС Аэро», выполнявший рейс из Хатанги в Москву. Истинную причину, непосредственно приведшую к летальному исходу, установить не удалось, хотя можно с уверенностью сказать, что в очередной раз сработал человеческий фактор После этой трагедии Межгосударственный авиационный комитет запретил авиакомпаниям перевозку пассажиров на Ил-18. Но этот запрет не распространяется на военные «илы».

Ил-18 широко использовался для полетов и в Заполярье. Причем полеты порой совершались при полном отсутствии средств радионавигации, используя, главным образом, РЛС «Эмблема». Весной 1977 г. Ил-18 впервые приземлился на ледовый аэродром Северного Ледовитого океана для эвакуации экспедиции «Север-77».

В 1959 г в Управление полярной авиации (УПА) поступили два Ил-18. Большая дальность Ил-18В (еще более возросшая после установки в салоне дополнительного топливного бака), позволила в 1961 г. выполнить полет в Антарктиду через Австралию В 1980 г опробовали более короткий маршрут через Одессу, Каир, Аден, Мапуту на станцию Молодежная.

Поставки Ил-18 на экспорт начались в ноябре 1959 г. Первый самолет приобрела КНР, затем - Республика Гана. Ил-18 можно было встретить в небе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Кубы, Гвинеи, Джибути, Египта, Ирана, Йемена, Катара, Северной Корее, Судана, Мавритании, Сирии и Югославии и других стран.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Ил-18 - первый советский турбовинтовой авиалайнер. Он предназначен для выполнения пассажирских рейсов дальней протяженности. Его эскиз был утвержден в августе 1956 года. И уже в сентябре конструкторы приступили к сборке первой опытной модели. Ее вместительность - 75 посадочных мест.

Первый полет испытательный самолет произвел в 1957 году. Он перебазировался с аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в г. Жуковский. Самолет пролетел это расстояние за 1 ч. 57 мин.

Интересно! В дальнейших испытаниях участвовали авиасудна модели Ил-18, оснащенные двигателями АИ-20 и НК-4.

По итогам исследований было решено оборудовать авиасудно силовой установкой АИ-20. Она более надежная и экономичная.

Особенности и преимущества Ил-18

Как и на всех моделях самолетов им. Ильюшина, в разработке интерьера салона за основу брали такие характеристики:

  • простоту;
  • практичность;
  • уровень комфортабельности.

Самолет Ил-18 - представитель первого поколения пассажирских воздушных суден. Он оснащен четырьмя газотурбинными двигателями. Они обеспечивают достаточную мощность во время полета. Тягу моторов выбирали по определенным показателям. При отказе одной из силовых установок другие должны были обеспечивать безопасность взлета и посадки, а также осуществление полета.

Важно! При поломке одного двигателя авиасудно может совершать полет на более низкой высоте.

Особенности Ил-18:

  • в герметичный фюзеляж встроены системы кондиционирования;
  • наличие устройств наддува воздушных масс в салоне;
  • самолет собран из металла и прочных композитных материалов.

Такие характеристики повысили комфортные условия для пассажиров и членов экипажа при полете на любые расстояния.

К преимуществам воздушного судна относят экономичность и безопасность. Модель Ил-18 приобрели международные авиакомпании. На его основе сконструировали различные современные самолеты.

Конструктивные характеристики

Длина авиалайнера достигает 35,90 м. Высота - 10,17 м. Вместительность зависит от модификации, и составляет 88-122 пассажирских места. Воздушное судно развивает скорость до 630 км/ч. Крейсерская скорость (во время полета с максимальной загруженностью) составляет 610 км/ч.

Другие технические характеристики:

  1. Диаметр фюзеляжа - до 3,5 м.
  2. Размах крыльев - 37,4 м.
  3. Площадь крыла - 140 кв.м.
  4. Запас топлива - 30 т.
  5. Экипаж - 5 чел.

Масса авиалайнера при нулевой загрузке - 32,245-33,76 т. Максимальный вес при взлете достигает 67 т. При максимальной загрузке этот показатель составляет 48-53 т.

Оснащение Ил-18

Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан. У него низко расположены крылья. На них монтированы турбовинтовые двигатели и схема оперения.

Примечание. Внутренний двигатель каждого крыла отвечает за поднятие шасси, которые имеют три опоры.

Благодаря изменению стандартной формы крыла, удалось повысить такие летные характеристики, как скорость, путевая устойчивость и безопасность.

Над внутренним оснащением работали дизайнеры. Салон оформлен в классическом стиле. Впервые конструкторы предложили уменьшить вес пассажирских кресел, применив в них поролон и прочный обивочный материал. Расстановку сидений планировали согласно установленным стандартам. Фото салона можно посмотреть на официальных сайтах авиакомпаний.

Схема пассажирского салона Ил-18

Самолеты этой модели предназначены для транспортировки пассажиров в «экономклассе». Согласно эскизам, салон фюзеляжа разделен на несколько отсеков.

Полная компоновка воздушного судна:

  • 122 места.

Сиденья располагаются по схеме 3+2. Между рядами имеется один проход. Такое положение сидений позволяет создать комфортные условия для времяпрепровождения в салоне.

Первый отсек находится непосредственно возле кабины пилотов. В нем размещено до 14 пассажирских кресел. Лучшими местами в этом отделении считаются сиденья первого и последних рядов.

Во втором отсеке расположено до 44 пассажирских кресел. Здесь лучше выбирать места в последнем ряду. После этого отделения идет кухня и гардероб. За этими помещениями расположен третий отсек салона. В нем размещено до 8-ми кресел.

Примечание! Это отделение находиться вблизи сантехнических помещений. В нем лучше не выбирать пассажирские места.

Версии Ил-18

Перед конструкторами бюро им. Ильюшина была поставлена задача в короткие сроки обеспечить советский авиапром современными воздушными суднами. В ходе работ было сконструировано большое количество моделей. Первой из них стал Ил-18. Он был предназначен для перевозки 75 пассажиров.

Следующая версия Ил-18 «Салон» предназначалась для транспортировки высокопоставленных особ. Авиасуднами пользовались Л.Брежнев и Н.Хрущев. «Салон» был оснащен улучшенными авиационными системами.

Интересный факт! На этом самолете в Москву после легендарного космического полета был доставлен Ю.Гагарин.

Следующей модификацией стал Ил-18 «Полоса». Несмотря на то, что в его оснащении использовали проверенные авиационные системы, авиалайнер был переоборудован в 1965 году.

Ил-18А - первый самолет серийного производства. Он оснащался двигателями НК-4. В 1959 году эксплуатация всех экземпляров этой модели была прекращена. Это обусловлено ненадежной работой силовой установки.

С 1959 года в авиапарк Аэрофлота стали поступать модели Ил-18Б. Они были оснащены двигателями АИ-20. За год было выпущено 64 экземпляра самолетов этой модификации.

Ил-18В - воздушное судно улучшенной комплектации с тремя пассажирскими отсеками. Несмотря на проведенную модернизацию, самолет еще не раз переоборудовали.

Ил-18Д (Ил-18В-26А) создан для осуществления перелетов на дальние расстояния. В его салоне расположено 20 пассажирских мет. В 1962 году было выпущено 3 экземпляра этой модификации.

Полезно знать! Воздушное судно Ил-18Д использовали для полетов в Антарктику.

Другие модели:

  1. Ил-18ДОРР - предназначен для рыболовецких промыслов.
  2. Ил-18И - эта модель оснащена двигателями АИ-20М. В его салоне расположено 122 пассажирских кресла.
  3. Ил-18Е - серийный вариант предыдущей модификации. В нем не предусмотрен увеличенный запас горючего.
  4. Ил-18Т - грузовая модель, предназначенная для коммерческих рейсов.

Были разработаны и другие модификации самолетов им. Ильюшина 18-ой серии. Многие из них так и не дошли до сборочного цеха по причине нерентабельности и низких летных показателей.

Безопасность самолета Ил-18

Этот показатель обеспечен рядом конструктивных решений. Рабочие части силовых установок изолированы от основной конструкции противопожарными титановыми стенками. Самолет оснащен улучшенной системой пожаротушения.

В носовой части фюзеляжа установлен радиолокатор. Он своевременно предупреждает о встречных препятствиях. Также с его помощью решаются навигационные задачи.

Самолет оборудован модернизированной авиационной системой. Она позволяет совершать полеты, взлеты и посадки при плохой видимости или неблагоприятных погодных условиях.

Где производился самолет?

Воздушное судно выпускали с 1958 по 1978 г.г. Его производителем являлся завод «Знамя труда», который находится в г. Москва. За все время было выпущено 719 моделей. Из них было 514 пассажирских самолетов. Все остальные - специального назначения.

Стоимость разных моделей

Авиалайнер Ил-18 уже не выпускается. Современные конструкторы проводят модернизацию его моделей. Стоимость воздушного судна зависит от внесенных в его комплектацию изменений. Она достигает 5 млрд.руб.

История эксплуатации

Воздушный лайнер поступил на службу в Советский авиапром в 1969 г. До середины 90-х годов Ил-18 был основным судном, которое использовали для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Ему на смену пришли более новые модификации: Ил-62 и Ту-154.

Ил-18 выработали свой ресурс в середине 70-х годов. Массовое списание машин началось в первой половине 80-х годов. Эта процедура продолжалась одно десятилетие. После этого в компании «Аэрофлот» были в эксплуатации всего несколько авиасуден этой модели.

Ил-18 эффективно эксплуатировали в Польше, Румынии, Нигерии, ГДР и на Кубе. Несмотря на его популярность, советский Авиапром начал разработку новых моделей воздушных суден.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

(по кодификации НАТО: Coot — "Простак") — пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, выполненный по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением.

Самолет Ил-18 был разработан конструкторским бюро Ильюшина в середине 1950-х годов. В то время быстрорастущий спрос на воздушные перевозки требовал более вместительные и скоростные лайнеры, чем существовавшие поршневые самолеты.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании пассажирского самолета Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями.

Эскизный проект был утвержден Сергеем Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре началась постройка первого опытного самолета.

Первый полет опытный самолет совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле в Москве на летную базу в городе Жуковском (продолжительность полета 1 час 57 минут).

Самолет Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, и оперением палубной схемы. Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.

Первый опытный самолет Ил-18 (производства 1957 года) был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 тонн коммерческого груза и имел два салона на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом с выходными дверями в начале первого и в конце второго салонов. Первые серийные самолеты уже представляли собой модификацию Ил-18А (1958). При летных эксплуатационных испытаниях самолета с мощными турбовинтовыми двигателями выяснилось, что для борьбы с шумом и вибрацией требуется значительно увеличить массу звукоизоляции. Генеральный конструктор принял решение о перекомпоновке пассажирских салонов с размещением в самых шумных зонах помещений, где во время полета пассажиры совсем не бывают или заходят туда лишь на некоторое время. Таким образом в зоне винтов оказались гардероб и буфет. Одновременно было увеличено число пассажирских мест с 75 до 89 в двух салонах и произведено частичное усиление теплозвукоизоляции.

Самолет Ил-18Б (1958-1959) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 тонн и максимальной взлетной массы с 58 до 61,2 тонн с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов.

На самолете Ил-18В (1960-1965) были перекомпонованы пассажирские салоны и перенесены входные двери в вестибюли, разделяющие пассажирскую кабину на три салона с числом мест 20, 55 и 14 соответственно. В переднем вестибюле в зоне винтов размещались гардеробы и туалеты, в заднем — буфет. В 1963-1964 годах на самолете было установлено дополнительное и улучшенное пилотажно-навигационное оборудование.

На самолете Ил-18Е (1965-1966), в отличие от Ил-18В, число пассажирских мест было увеличено до 120 с максимальной плотностью компоновки и дальнейшим улучшением комфорта: модернизированы туалеты, гардеробы и буфет, улучшена отделка салонов, установлены более комфортабельные кресла.

Самолет Ил-18Д (1965-1969) отличался увеличенной максимальной дальностью полета (до 6500 километров), полученной вследствие размещения дополнительных емкостей топлива в подфюзеляжной части центроплана и соответственно увеличения взлетной массы самолета с 61,2 до 64 тонн и замены двигателей АИ-20К двигателями АИ-20М. Одновременно на самолете была установлена бортовая система управления заходом на посадку.

На базе самолета также создано несколько модификаций для перевозки грузов, военных и научных целей. Для полетов в Антарктиду впервые в 1962 году на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запас топлива увеличился с 23 500 до 31 000 литров.

В феврале 1981 года Ил-18 совершил перелет Москва — Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелет протяженностью 15 950 километров был совершен с двумя промежуточными посадками за 25 летных часов.

Производство Ил-18 продолжалось с 1958 года по 1970 год.

Самолет Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому авиаэкспорту. За создание Ил-18 группе конструкторов во главе с Сергеем Ильюшиным в 1960 году была присуждена Ленинская премия.

Летно-технические характеристики :
Размах крыла: 37,42 м
Длина самолета: 35,90 м
Высота самолета: 10,17 м
Площадь крыла: 140,0 кв. м
Масса: пустого самолета — 35000 кг, максимальная взлетная — 64000 кг.
Внутреннее топливо: 22700 литров + 7300 литров опционально в баках на концах крыльев
Тип двигателя: 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
Мощность: 4 х 4252 л.с.
Максимальная скорость: 685км/ч
Крейсерская скорость: 625 км/ч
Практическая дальность: 6500 км
Дальность действия: 3700 км
Практический потолок:10000 м
Экипаж: 5 человек
Полезная нагрузка:120 пассажиров или 13500 кг груза

Подготовлено на основе материалов из открытых источников