Ямб хорей где и когда возникли. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть...

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ...

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

ВЕтви своИ,

В вОду ронЯя,

ПьЕт она нЕбо

РАнней порОй...

Амфибрахий:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ...

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

К примеру:

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи...

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

Примерах:

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно...

Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

НельзЯ кричАть молИтв,

МолИтвамИ молчАт...

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

Греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух … Словарь иностранных слов русского языка

Хорей - ХОРЕЙ стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (см. Ипостаса), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о… … Словарь литературных терминов

ХОРЕЙ - или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

хорей - 1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный … Энциклопедический словарь

хорей - хорей. Произносится [хорэй] и [хорей] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ХОРЕЙ - (греч. choreios букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха (Я пропАл, как звЕрь в загОне, Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо… … Большой Энциклопедический словарь

ХОРЕЙ Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ - 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ 1 - ХОРЕЙ 1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ХОРЕЙ 2 - ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хорей - ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Три русских лирических размера , Бейли Джеймс. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе… Купить за 885 руб
  • Три русских народных лирических размера , Джеймс Бейли. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методамианализа русского…

Сочинение стихов требует не только таланта, но и основательной теоретической подготовки. Даже в древности, когда, казалось бы, отношение к творчеству было проще, а рифмованные произведения создавались по наитию и/или капризу Музы, поэты уделяли равное внимание содержанию и форме произведения. А литераторы с классическим образованием умели безошибочно определить стихотворный размер отрывка, услышанного или прочитанного мимоходом. Стихотворный размер определяет темпоритм и эмоциональный дух произведения, так что его важность не поддается сомнению.

Ладно бы профессиональные поэты усложняли себе жизнь определением размера стихов, в конце концов, это их долг, призвание и работа. Но задача определить размер стихотворения становится даже перед школьниками, потому что понимание стихотворного метра важно каждому образованному человеку. Причем научиться определять стихотворный размер текста не так уж сложно, особенно если выбрать любимое стихотворение, красивое и близкое по настроению. Впрочем, можно определить стихотворный размер любого поэтического текста, и мы готовы объяснить, как именно это сделать.

Что такое стихотворный размер? Метры, размеры, стопы
Стихотворный размер – это, по сути, ритмическая форма стихотворения, то есть строение каждого конкретного рифмованного текста. Размер, или ритмика – вот чем стихи отличаются от прозы. Поэтому не удивительно, что определение размера стихотворения важно в первую очередь для его анализа, классификации и даже просто понимания. Но для начала придется понять, вернее – узнать, из чего состоит и чем определяется стихотворный размер:

  • Число слогов – обычно равное в каждой строчке. Слог под ударением называется сильным, без ударения – слабым. Когда размер стихотворения определяется только количеством слогов, без учета ударений, то стихотворная форма называется силлабической. Зачастую она лежит в основе классической итальянской, украинской, русской поэзии.
  • Число ударений , одинаковое в каждой строке стихотворения, причем во внимание принимаются именно ударные слоги, тогда как безударные не имеют принципиального значения для определения размера стиха. Эта стихотворная форма называется тонической, или акцентной, а ее типичными примером могут служить произведения Владимира Маяковского.
  • Стопа – сочетание нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Одна стопа – это единица измерения стихотворного размера. Чтобы определить размер стиха, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и таким образом называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.п.
  • Силлабо-метрика – подсчет и учет и слогов, и ударений, но не только и не столько их общего количества, сколько сочетание долгих и кратких, ударных и безударных слогов, их комбинация между собой. Соответственно, эта система стихосложения называется силлабо-метрической.
  • Цезура – это пауза, которая в стихотворении может находиться только в определенном размером месте, но заодно разделяет не только ритмические, но и смысловые части. Цезура необходима для восприятия рифмованного текста, иначе не хватит ни дыхания для чтения, ни слуха для длинной монотонной, непрерывной строки.
Если учесть все эти аспекты, то легко сделать вывод, что стихотворный размер – это схема, по которой ударные и безударные слоги чередуются между собой. Порядок их чередования определяет стихотворную форму и позволяет узнать размер стиха, композиция которого построена по одной из классических поэтических метрических схем. Причем даже белый стих, не имеющий рифмы, подчиняется метрике, то есть имеет тот или иной размер.

Какие бывают стихотворные размеры? Ямб, хорей, дактиль, анапест
Перед тем, как определить стихотворный размер, нужно разобраться, какие именно размеры стихотворений существуют – иначе что же мы будем определять? Поскольку роль стопы в стихотворном метре теперь ясна, осталось определить, как количество и разновидность стоп влияет на стихотворный размер, и как называется каждый из них:

  1. Ямб – один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного (другими словами: слабого и сильного, короткого и длинного). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. Типичный пример четырехстопного ямба: «Мой дя дя са мых че стных пра вил».
  2. Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только с топе хорея сначала идет ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных. Типичный пример хорея: «Бу ря мгло ю не бо кро ет».
  3. Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Типичный пример четырехстопного дактиля: «Ту чки небе сные, ве чные стра нники».
  4. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в стихотворении Александра Блока: «Узнаю тебя, жи знь! Принима ю! Привет ствую зво ном щита !».
  5. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть же нщины в ру сских селе ньях».
Разумеется, существуют и более сложные, состоящие из четырех и более слогов стопы и стихотворные размеры. Они свойственны устаревшей речи и почти не используются в современной литературе. Например, античная поэзия неразрывно связана с гекзаметром, то есть шестисложным стихом, в котором в одной строке могут соседствовать дактили и хореи и/или другие стихотворные стопы. Но сегодня, когда появляется необходимость определить стихотворный размер текста, вероятность столкнуться с гекзаметром очень мала.

Как именно определить стихотворный размер отрывка?
Анализ стихотворения подразумевает полное, всестороннее рассмотрение текста, обязательно включающее определение стихотворного размера и метра. Вы можете научиться определять размер стиха самостоятельно, если возьмете за основу изложенную выше информацию и используете схему метрического анализа стихотворения:

  1. Прочтите вслух стихотворение, требующее анализа. Не обращайте внимания на смысл слов, но постарайтесь четко и внятно акцентировать ударения и паузы. Прислушайтесь к ритму голоса. В качестве примера возьмем стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке».
  2. Запишите стихотворение или его фрагмент для анализа построчно, с новой строки. Оставляйте достаточно пространства между строками на странице, чтобы было место для пометок.
  3. Выделите (подчеркните или пометьте) все ударные слоги в тексте. Это будет легко, поскольку вы уже слышали их во время чтения вслух. В нашем варианте получается так:

    Про долгова тый и тве рдый овал ,

    Чер ного пла тья растру бы…
    Ю ная ба бушка! Кто целовал

    Ва ши надмен ные гу бы?

  4. Посчитайте количество безударных слогов, помещающихся между ударными. Как вы помните, ямб и хорей – двусложные стихотворные размеры, а дактиль, амфибрахий и анапест – трехсложные.
  5. В нашем случае строка и стопа начинаются ударным слогом, после которого стоят два безударных. Отсюда делаем вывод, что стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке» написано дактилем, что не удивительно, учитывая симпатию поэтов Серебряного века к трехсложным метрам.
  6. Количество стоп определяется числом ударных слогов в строке. В большинстве стихотворений оно одинаково в каждой строчке, но в нашем случае стихотворная форма оказалась сложнее. Можно сказать, что каждая нечетная строка написана четырехстопным дактилем, а каждая четная – трехстопным.
Всего несколько подобных упражнений – и вы запомните все пять распространенных стихотворных размера, а со временем научитесь определять размер стихотворного отрывка на слух, даже не записывая его и не делая пометок на бумаге. Это сэкономит время, но создаст определенные трудности в восприятии текста, ведь звучание некоторых гласных отличается от их написания. Грамотность, опыт и знание текста придут вам на помощь в этих затруднительных ситуациях и помогут определить размер стихотворения без ошибки.

Упорядоченность стихотворной речи, логика ее звукового ритма – это и есть ключ к определению размера стиха. Разумеется, в поэтических текстах встречаются исключения, но они лишь подтверждают правила и не должны сбивать вас с толку. Если засомневаетесь, не поленитесь записать стихотворение и пронумеровать все его слоги. Ставьте номера просто по порядку, не пропуская ни одной гласной буквы. Затем отметьте те цифры, которые придутся на ударные гласные. Если все они четные, то есть 2/4/6/8, то перед нами, без сомнения, ямб. Если все сильные слоги окажутся под нечетными цифрами – 1/3/5/7 – то стихотворения является хореем. Трехсложные стопы определяются по тому же принципу: 1/4/7/10 у дактиля, 3/6/9/12 у анапеста и 2/5/8/11 у амфибрахия.

Пусть эта схема анализа стихотворения и маленькая шпаргалка всегда помогают вам определить стихотворный размер текста. А если один или несколько слогов в конце строки выбьются из общей картины, то этот нюанс не должен смущать вас. Тем более что это явление, названное пиррихием, или пропущенным ударением, не нарушает композиции стиха и просто не учитывается при определении стихотворного размера. Тренируйтесь на знакомых и новых, классических и современных, простых и сложных стихотворениях, и вскоре научитесь быстро определять любой стихотворный размер.