Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца. Лейтенантские годы в китае

В сражении при Ялу 17 сентября 1894 года китайский флот понёс потери, но выполнил свою задачу - обеспечил доставку подкреплений войскам, находившимся в Корее. Японские корабли «Хиэй», «Акаги» и «Сайкио-мару» ушли с поля боя поодиночке, адмирал Ито не имел сведений об их судьбе и опасался, что они погибли. Поэтому японский командующий отвёл свой флот к устью реки Тэдонган и не предпринимал активных действий. Лишь когда пропавшие нашлись, Ито уверился в своей победе.

Японские войска вступают в Китай

В стратегическом плане сражение при Ялу закончилось вничью - оно не повлияло на дальнейшие действия сторон, как если бы ни китайского, ни японского флотов в Жёлтом море не было. Сражение при Пхеньяне было выиграно японской армией без участия флота: в день сражения при Ялу японские войска вступили в будущую столицу Северной Кореи. Далее последовал двухнедельный 170-километровый марш на север. 4 октября передовой японский отряд генерала Нодзу занял Йонгчен, а на следующий день - Виньцзы на левом берегу реки Ялу.

Затем опять наступило трёхнедельное затишье - японцы подтягивали свои силы к нижнему течению Ялу, за которой лежала территория Китая. В этих действиях флот играл важную роль: в устье реки Тэдонган японцы организовали манёвренную базу и по морю доставляли сюда войска и припасы напрямую из Японии. Эскадра адмирала Ито охраняла эти перевозки, но китайский флот Дин Жучана не пытался им препятствовать: он стоял в Порт-Артуре, продолжая ремонтировать повреждённые корабли. Специальным указом правительства зона его действий была строго ограничена линией, проведённой между Вэй-хай-Вэем и устьем Ялу.

Общий ход японо-китайской войны 1894–1895 годов.
Морской атлас. Том III

25 октября войска 1-й японской армии маршала Ямагаты (28 000 человек) переправились через Ялу, наведя понтонный мост. 26 октября после короткого боя японцы заняли Тюренчен. Одновременно с этим наступлением японское командование запланировало удар с моря - высадку подготовленной в метрополии 2-й армии генерала Оямы прямо у основания Ляодунского полуострова для блокады и взятия Порт-Артура.

Высадка на Ляодунском полуострове

Порт-Артур являлся вторым военным портом Китая на Жёлтом море и его главной ремонтной базой: здесь располагались доки, верфи, ремонтные мастерские. Вход во внутреннюю гавань был затруднителен, а во время отлива и вовсе невозможен, при том, что внешний рейд не имел никакой защиты от шторма. Поэтому для стоянки судов использовалась расположенная севернее бухта Далянь-ван (Талиненван), также защищённая береговыми укреплениями. Главной базой флота являлся расположенный на другой стороне моря Вэй-хай-Вэй с его огромной закрытой бухтой.

Как и большинство морских крепостей, Порт-Артур был хорошо защищён с моря и гораздо хуже - с суши. К тому же, во второй половине сентября его штатный гарнизон, состоявший из 13 батальонов (6500 солдат), был направлен в Корею, а в крепости остались только 6 рот. Лишь в начале ноября в крепость прибыл новый гарнизон, состоявший из 6 батальонов - его солдаты совершенно не знали местности, были плохо обучены и не горели желанием сражаться. Вдобавок 18 октября Бэйянский флот, закончив ремонт кораблей, отбыл из Порт-Артура в Вэй-хай-Ваэй. Так сильнейшая крепость Китая оказалась практически беззащитной перед врагом.

Уже 16 октября прибывавшие из Японии транспорты со 2-й армией генерала Оямы начали сосредотачиваться в устье реки Тэдонган - всего здесь собралось около 50 пароходов. Проблемой был выбор места высадки: оно должно было находиться в достаточном удалении от мест сосредоточения китайских войск - и от устья Ялу, и от Порт-Артура (точнее, Цзиньчжоу рядом с бухтой Дялянь-ван). Однако море вдоль всего восточного берега Ляодунского полуострова мелководно, и здесь нет мест, где пароходы с войсками могут подойти близко к берегу. Адмирал Ито предлагал высаживаться в Бицзыво (Петцево), ближе к Даляню, где была меньше волна и место удобнее для действий флота; генерал Ояма требовал высадки у Хуа-юань-Коу (на русских картах - Коенко) в 15 милях севернее, где от места стоянки пароходов до берега было всего 3 мили. В итоге первый эшелон десанта из 8 транспортов под конвоем флота вышел к месту высадки только 23 октября. Остальные эшелоны должны были прибывать по очереди, чтобы объём высаживающихся войск не превышал количества заготовленных высадочных средств (150 шлюпок и 15 паровых катеров).

Высадка началась утром 24 октября, то есть ещё до форсирования японскими войсками реки Ялу. Она оказалась сложнее, чем ожидал Ито, поскольку полоса отлива в этом месте достигала 1 км. Выгрузка артиллерии и повозок началась только 28 октября - для этого пришлось соорудить пристань длиной свыше 200 м. К тому же, войскам не хватало пресной воды. Однако стояла хорошая погода, боеспособных китайских войск в Порт-Артуре не было, а Бэйянский флот бездействовал в Вэй-хай-Вэе. 25 октября два японских крейсера провели разведку этой базы, но близко не подходили и боя не приняли, поэтому так и не узнали, что китайский флот находится здесь целиком.


Ляодунский полуостров.

29 октября, ещё до окончания высадки японцев, китайский флот вновь вышел в море, но к Ляодуну не приближался, ограничившись бесплодным маневрированием. Наконец, 6 ноября командование флотом получило из Пекина предписание атаковать морские коммуникации противника, но для этого кораблям пришлось вернуться на главную базу для пополнения запасов угля. Оттуда флот отправился… к Дагу на самом западе Жёлтого моря, куда прибыл 10 ноября. Судя по всему, такая нерешительность связана с тем, что с 21 сентября флотом вместо Дин Жучана командовал его заместитель Ли Бучань, командир флагманского броненосца «Дин-Юань».

Захват Цзиньчжоу и Порт-Артура

В первых числах ноября, ещё не завершив высадку всех сил 2-й армии, генерал Ояма двинулся к Цзиньчжоу, одновременно направив три батальона к Фучжоу для прикрытия от возможной атаки китайских войск с севера. 5 ноября японские авангарды подошли к Цзиньчжоу, одновременно наблюдатели сообщили о сосредоточении китайских войск на севере, поэтому генерал Ояма, не дожидаясь сосредоточения всей армии, атаковал укреплённые позиции под Цзиньчжоу имеющимися силами (около 7000 солдат 1-й пехотной дивизии).

Китайский командующий генерал Цзян Гуйди не смог сосредоточить все свои немногочисленные силы на перешейке под Цзиньчжоу, не решившись снимать войска с укреплений Даляня. В результате на направлении главного удара японцам противостояло лишь около 1200 человек. После ожесточённого боя утром 7 ноября Цзиньчжоу был занят, командовавший его обороной генерал Лянь Шань бежал. Сухопутная оборона Порт-Артура оказалась прорвана, японские войска обложили форты Даляня. Накануне из гавани Порт-Артура ушёл последний китайский корабль - учебный крейсер «Вэй-Юань».

В тот же день эскадра адмирала Ито в составе 17 вымпелов вошла в залив Далянь-ван и начала траление минных заграждений катерами. Японцы приготовились к поддержке атаки Даляня с моря, но утром 8 ноября выяснилось, что китайский гарнизон (около 3000 человек) оставил порт и крепость без боя. Высланный в этот день к Порт-Артуру крейсер «Ёсино» наконец обнаружил, что китайских кораблей в нём нет. Правда, 12 ноября китайский флот вышел в море и направился к Порт-Артуру, но вскоре вернулся обратно. По некоторым сведениям, возвращение произошло по прямому распоряжению наместника Ли Хунчжана, запретившего рисковать кораблями. Если это так, то создатель Бэйянского флота сам же его и погубил.

16 ноября эскадра Ито подошла к Вэй-хай-Вэю и в течение двух дней крейсировала перед ним, но китайский флот уклонился от боя, так как накануне броненосец «Чжень-Юань» пропорол днище на камнях. Пробоину заделали временным пластырем, но после падения Порт-Артура ремонтировать корабль было негде - теперь он мог только вести огонь из базы. Командир броненосца Лин Тайцзен, не выдержав позора, застрелился. В свою очередь, отряд Ито вернулся в Далянь, не организовав перед главной китайской базой даже дозора.

Порт-Артур был блокирован, но Ояма не торопился - теперь он имел в своём распоряжении прекрасную гавань Далянь-ван и ожидал сосредоточения остальных сил (прежде всего осадной артиллерии). Лишь 20 ноября японцы обложили Порт-Артур по линии северных укреплений, и Ояма отправил коменданту крепости генералу Вэю ультиматум о сдаче.

Китайцы отказались, и утром 21 ноября армия Оямы силой 16 пехотных батальонов и 2 эскадронов кавалерии после получасового артобстрела атаковала внешние редуты Порт-Артура. К 11 часам они были захвачены, а к вечеру того же дня японцы заняли весь Порт-Артур. Крупные японские корабли не рискнули приблизиться к крепости, хотя миноносцы совершили отвлекающую атаку (по некоторым данным, потопив два китайских парохода). Береговая артиллерия была развёрнута для контрбатарейной стрельбы, но её огонь по японским осадным орудиям успеха не имел.


Взятие Порт-Артура 20–21 ноября 1894 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Таким образом, японцы захватили Ляодунский полуостров, а их флот получил прекрасные базы в Порт-Артуре и Далянь-ване (в 100 милях к северу от Вэй-хай-Вэя). Здесь были захвачены два небольших транспорта и канонерка «Юнь-Чэн», а также около 200 орудий разных калибров и множество военных припасов.

На Мукденском направлении японские атаки были отбиты - более того, войскам генерала Нэ Шичана удалось достичь ряда локальных успехов. На приморском направлении дела у японцев шли гораздо лучше: 12 декабря их 1-я армия заняла Хайчен, а 10 января передовые отряды 2-й армии вошли в Гайпин на подступах к Инкоу. Теперь весь юг Маньчжурии оказался под японским контролем.

К этому времени ударили сильные морозы, и боевые действия стали затруднительны. Вдобавок китайские власти начали сосредоточение к западу от Ляодунского залива огромной 200-тысячной армии. И хотя значительная её часть ещё не была вооружена, дальнейшее зимнее наступление на Шанхай-гуань и Пекин не сулило японцам никаких перспектив.

Высадка на полуострове Шаньдун

Гораздо более перспективной виделась высадка на полуострове Шаньдун на другой стороне Жёлтого моря и захват главной базы Бэйянского флота. Вход в залив Вэй-хай-Вэй прикрывает остров Лю-Гун и небольшой остров Цзи. Материковый берег у входа в бухту и внешний берег острова Лю-Гун скалистый, высотой до сотни метров, тогда как с внутренней стороны острова и в глубине залива берег пологий и удобный для строительства жилых и портовых сооружений.


Залив Вэй-хай-Вэй. Японская морская карта 20-х годов.
tsushima.su

Военный порт располагался на острове Лю-Гун; проходы в бухту по обе стороны от острова прикрывались минами и боновыми заграждениями. На обоих берегах бухты располагалось по пять фортов (точнее, береговых батарей), разделённых на Южную и Северную группы (Нань-бан и Бэй-бан). Ещё четыре форта находилось на острове Лю-Гун, и один (с орудиями на скрывающихся станках) - на маленьком острове Цзи. Всего главная китайская база имела 92 орудия калибром от 70 до 280 мм (по другим описаниям - 61 орудие крупного калибра), её гарнизон состоял из 8000–9000 солдат. Самые современные орудия располагались на островах. В отличие от Порт-Артура, Вэй-хай Вэй совершенно не имел укреплений для обороны с суши: никто не думал, что у Китая появится противник на материке.

К январю 1895 года боевой дух китайских моряков сильно снизился. Они храбро сражались у Ялу и считали этот бой своей победой, но затем и флот, и армию начали преследовать неудача за неудачей. Дин Жучан потерял веру в победу. Он предложил перевести корабли из Вэй-хай-Вэя в Шанхай, где была возможность отремонтировать повреждённый «Чжэнь-Юань», пополнить боевой состав кораблями из флотов других провинций, после чего дать японцам генеральное сражение. Но Ли Хунчжан и императорское правительство запретили это, а сам адмирал Дин был разжалован и отдан под суд (условно, с отсрочкой до конца войны, де-факто оставшись на своей должности).


Схема военно-морской базы Вэй-хай-Вэй.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Для высадки на Шаньдуне японцы сформировали 3-ю армию численностью около 27 000 человек, сосредоточившуюся в Хиросиме. 10 января 1895 года на 35 транспортах она вышла в море под охраной основных сил Ито. В то же время «Летучий отряд» с 8 января проводил отвлекающие демонстрации в Чжилийском заливе, обстреливая берег и имитируя готовность к высадке десанта в этом районе.

14 января транспорты с 3-й армией прибыли в бухту Далянь-ван, где на них была погружена осадная артиллерия 2-й армии, а также одна бригада из её состава. На разведку к Вэй-хай-Вэю был выслан крейсер, который вернулся 16 января и донёс, что Бэйянский флот всё ещё стоит в бухте, не собираясь выходить в море.

18 января японские крейсера обстреляли порт Дэнчжоу в 70 милях западнее Вэй-хай-Вэя. Порт был защищён двумя фортами с 210- и 150-мм крупповскими пушками, но их огонь был подавлен артиллерией крейсеров, и китайцы оставили форты. На следующий день японцы высадили здесь двухтысячный десант и заняли порт. Затем крейсера «Летучего отряда» обстреляли порт Чжифу, находившийся ближе к Вэй-хай-Вэю.

В тот же день первый эшелон десантного соединения в составе 19 транспортов и множества мелких шлюпок и джонок вышел из Далянь-вана под прикрытием всего соединения адмирала Ито. В ночь на 20 января он начал высадку в бухте Жуньчен на крайней восточной оконечности Шаньдуна. Погода была отвратительной: шёл густой снег, мороз достигал 19°, борта, палубы и снасти кораблей покрывались ледяной коркой. Стоявшему на берегу небольшому китайскому отряду при четырёх пушках удалось отразить первую волну десанта, после чего японские корабли обстреляли берег. Китайцы отступили, и высадка продолжилась. Захватив участок берега, японцы оборудовали здесь плавучий причал для непосредственной разгрузки кораблей, а также приступили к постройке сооружений для временной базы.


Северо-восточная часть полуострова Шаньдун. Американская карта 1954 года.
tsushima.su

В последующие дни выгрузка 3-й армии продолжалась; один отряд (2-я бригада генерала Ниси) был высажен в бухте Нинхай к западу от Вэй-хай-Вэя, чтобы перехватить прибрежную дорогу на Пекин. Теперь главная база Бэйянского флота оказалась блокирована с двух сторон. Корабли Дин Жучана бездействовали, в то время как адмирал Ито держал у входа в бухту Вэй-хай-Вэй постоянный дозор.

Начало осады Вэй-хай-Вэя и падение береговых фортов

К 25 января основная часть 3-й армии высадилась в бухте Жуньчен и на следующий день начала продвижение к Вэй-хай-Вэю. Одновременно с запада сюда же двинулась бригада Ниси из Нинхая. 27 января японские авангарды вышли к бухте Янцзявань в южной части залива Вэй-хай-Вэй и попытались сходу атаковать южные форты, но были отбиты.

Тем временем основные силы японского флота собрались восточнее Вэй-хай-Вэя возле острова Цзимин. Адмирал Ито с английским кораблём отправил Дин Жучану письмо, призывая того сдаться, обещая награду и убежище в Японии. Дин не ответил, и 30 января японские войска атаковали южную группу фортов.

Осадная артиллерия ещё не была подтянута и в бою не участвовала; с японской стороны действовали горные орудия, с моря атака была поддержана скорострельной артиллерией крейсеров «Нанива» и «Акицусима». Увы, форты Вэй-хай-Вэя не имели ни защиты с суши, ни пехотного гарнизона - лишь при подходе японской армии китайцы успели развернуть на близлежащих холмах отряд пехоты с восемью полевыми орудиями. Уже в ходе боя с кораблей для защиты фортов высадился небольшой отряд моряков.


Блокада и взятие Вэй-хай-Вэя.
Морской атлас. Том III

К часу дня 30 января все пять южных фортов были захвачены - причём на одном из них (том, что был дальше от входа в бухту) находилась станция управления крепостным минным заграждением, закрывавшим восточный вход в залив. Часть тяжёлых орудий китайцы успели взорвать. В этом бою японцы потеряли 115 человек убитыми и ранеными.

В 14 часов эскадра Ито (12 кораблей) прошла мимо острова Лю-Гун, обстреляв его. Одновременно отряд канонерок пытался атаковать форт на малом острове Цзи, но отошёл, попав под огонь с него и китайских кораблей. Ближе к вечеру, получив сведения об отключении восточной части минного заграждения, Ито вновь послал сюда отряд из крейсеров «Тиёда» и «Такатихо» с броненосцами «Фусо» и «Хиэй». Корабли вошли в залив вдоль южного берега мимо захваченных фортов, но, не дойдя до бонового заграждения, попали под огонь и повернули обратно.

В ночь на 1 февраля японские миноносцы попытались пробраться в залив вдоль южного берега и атаковать китайские корабли. Атака была подготовлена второпях и плохо, вдобавок не предупреждённые о ней японские солдаты обстреляли корабли с берега, и рейд оказался сорван. Утром с севера налетел шторм с сильным снегом, и общую атаку на Вэй-хай-Вэй пришлось отложить. Ито увёл свои корабли в бухту Юньчэн, оставив у входа в залив только «Летучий отряд».

Лишь 2 февраля, когда погода улучшилась, эскадра Ито начала обстрел оставшихся фортов и китайских кораблей в гавани. Одновременно японские войска двинулись на штурм старой крепости Вэй-хай-Вэй, сухопутный гарнизон которой бежал после незначительного сопротивления. На следующий день были взяты южные форты - немалую роль в этом сыграло бегство оборонявшего их с суши морского отряда под командованием У. Цзинчжуна, бывшего командира крейсера «Гуан-Цзя». Этот офицер проявил трусость ещё в сражении при Ялу, бежав на своём корабле с поля боя вместе с крейсером «Цзы-Юань»; затем он посадил корабль на мель у острова Саньшан и бросил его, не попытавшись спасти.


Одно из орудий Северной группы, захваченное японцами. Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Атаки японских миноносцев 4 и 6 февраля

Однако самое трудное оказалось впереди. Китайцы всё ещё удерживали форты на островах, а в гавани стоял их флот, который отказался сдаваться, хотя уходить ему было некуда. Уже 3 февраля атакой миноносцев японцам удалось разрушить часть бона у южного берега залива. В ночь на 4 февраля их миноносцы, пройдя через брешь, атаковали китайский флот. Это была первая в мире массовая атака миноносцами боевых кораблей.

Пока две канонерки вели отвлекающий огонь по большим кораблям, два минных отряда (1-й и 2-й) по 5 миноносцев в каждом прокрались вдоль южного берега, рассчитывая миновать линию заграждения около трёх часов ночи (одновременно с заходом луны) и атаковать корабли в заливе, ориентируясь по их огням. Но ещё до линии заграждения три миноносца (№8, №14 и №21) выскочили на камни, а один (№18) не нашёл проход в бонах и был вынужден вернуться. В гавань Вэй-хай-Вэя проникло только шесть миноносцев. Дозорная линия из малых китайских кораблей и шлюпок обнаружила врага ещё до того, как тот приблизился на дистанцию торпедного выстрела, и в гавани началась беспорядочная стрельба из малокалиберных пушек.


Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 4 февраля 1895 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Уже под обстрелом миноносец №22, обошедший дозор вдоль берега, сумел приблизиться к флагманскому броненосцу «Дин-Юань» и выпустил две торпеды с расстояния в 300 м, но промахнулся. Развернувшись, миноносец на полном ходу рванулся к выходу из залива, но выскочил на камни. Следом за ним к «Дин-Юаню» вышел миноносец №9. Он приблизился на 60 м и лишь тогда выпустил две торпеды. Одна из них попала во флагман адмирала Дина, поразив левый борт в кормовой части за пределами броневой цитадели. Броненосец начал принимать воду, и был посажен экипажем на грунт. Миноносец пытался уйти, но был подбит и начал тонуть, после чего его экипаж был снят миноносцем №19, который прервал атаку и ушёл к эскадре Ито. Миноносцы №6 и №10 также вышли на дистанцию атаки, но торпед выпустить не смогли из-за обмерзания носовых минных аппаратов; миноносец №5 в атаку не выходил, так как не смог прорваться через линию китайского дозора.

В ночь на 6 февраля японцы повторили набег силами 3-го минного отряда, не участвовавшего в первой атаке. На пути к цели у миноносца №7 вышел из строя рулевой привод, и ему пришлось вернуться. Несмотря на свет прожектора с острова Лю-Гун, миноносцы незаметно обошли вдоль берега линию сторожевых судов, после чего разделились: №23 и «Котака» двинулись направо в восточную часть бухты, №11 и №13 - в западную, где должен был стоять броненосец «Чжень-Юань».


Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 6 февраля 1895 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Когда миноносцы были в 300 м от цели, китайцы заметили их и открыли огонь. Миноносцы рванулись вперёд. №23 выпустил обе торпеды в броненосный крейсер «Лай-Юань» - одна из них попала в корму крейсера. Следующим выпустил торпеды большой миноносец «Котака»: одна из них также попала в «Лай-Юань», другая - в стоявший за ним небольшой транспорт. Броненосный крейсер перевернулся и затонул всего через 10 минут, погибло около 170 человек; транспорт тоже был потоплен.

Вторая пара миноносцев не нашла броненосца на месте и повернула направо, к причалам у острова Лю-Гун. Здесь миноносец №11 потопил торпедой стоявший у причала деревянный учебный крейсер «Вэй-Юань»; по некоторым данным, вторая его торпеда попала в бронепалубный крейсер «Чжин-Юань», незначительно повредив ему носовую часть. Миноносец №13 не обнаружил никого и ушёл с рейда на рассвете, так и не выпустив торпед.

Китайская эскадра была сильно ослаблена этими минными атаками, потеряв два крупных корабля, хотя севший на грунт «Дин-Юань» ещё мог вести огонь. Дин Жучан перенёс свой флаг на крейсер «Чжин-Юань».


Японский большой миноносец «Котака».
С. Сулига. Корабли русско-японской войны

Китайский флот гибнет на якоре

Японские миноносцы понесли серьёзные потери, и адмирал Ито больше не решался бросать их в бой. 5 и 6 февраля прошли относительно спокойно (есть данные, что 6-го японцы пытались высадить десант на острове Лю-Гун), а утром 7 февраля японский флот начал массированную бомбардировку последних китайских укреплений. Главные силы Ито обстреливали большой остров, второй отряд, маневрируя южнее, вёл огонь по малому острову Цзи. В ходе перестрелки крейсера «Мацусима», «Ёсино», «Нанива» и казематный броненосец «Фусо» получили ряд попаданий. Японцы тоже добились успеха: на острове Цзи взорвался пороховой погреб, выведя из строя всю батарею (по другим данным, было уничтожено только одно орудие).

В это время группа китайских миноносцев и минных катеров (12 штук), возглавляемая миноносцем «Цзо-И», попыталась прорваться в море западным проходом, двигаясь вдоль материкового берега. Заметив корабли противника, японцы приготовились отражать минную атаку и открыли огонь. Но китайцы либо не собирались атаковать врага, либо испугались его огня - миноносцы развернулись влево и взяли курс на запад.

Крейсера «Ёсино» и «Нанива», пользуясь высокой скоростью, погнались за миноносцами, зашли мористее и начали их расстреливать. Большинство миноносцев, спасаясь от огня, выбросились на берег, лишь двум кораблям (70-тонным «Цзо-И» и «Цзо-Эр») удалось прорваться на запад и дойти до Чжифу, где последний из них выбросился на скалы. Из остальных кораблей три («Фу-Лун», «Ю-Сань» и «Ю-И») позднее были сняты японцами с мели, отведены в Порт-Артур и отремонтированы.


Миноносец «Цзо-И».
Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

8 и 9 февраля, продолжая бомбардировку, адмирал Ито начал подготовку к прорыву в залив. Для этого требовалось уничтожить боновое заграждение в восточном проходе, прикреплённое якорями ко дну. Эта работа с помощью корабельных катаров и баркасов началась в ночь с 8 на 9 февраля, но в следующие дни её пришлось прекратить из-за вновь начавшейся снежной бури.

Тем временем в перестрелку с островами вступили батареи материковых фортов, захваченных японцами. Особенно ожесточённой была артиллерийская дуэль 9 февраля: в этот день погиб командир 11-й японской пехотной бригады генерал Ясудзуми Одэра. В крейсер «Ицукусима» попал 305-мм снаряд с «Чжэнь-Юаня» - он не взорвался, но сделал пробоину в подводной части корабля. В то же время 280-мм снаряд с одной из захваченных японцами северных батарей угодил в крейсер «Чжин-Юань», сделав ему пробоину у ватерлинии (через час корабль затонул на мелководье). Несколько попаданий получил и уже лежавший на грунте «Дин-Юань». 10 февраля оба корабля были взорваны своими командами. Командир флагмана Ли Бучань покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу опиума.

Капитуляция Вэй-хай-Вэя

Оба острова ещё держались, повреждения фортов были незначительны, но боевой дух китайских солдат постепенно снижался. Кроме того, Дин Жучану стало ясно, что рано или поздно его оставшиеся корабли будут расстреляны с берега. Вечером 11 февраля он получил от Ли Хунчжана телеграмму: чжилийский наместник сообщал, что подкреплений прислать не сможет, и советовал Дину прорываться в какой-то другой порт.

Однако теперь китайская эскадра не имела шансов на прорыв - самые сильные её корабли были затоплены или повреждены, вдобавок японские крейсера имели куда бо́льшую скорость. Поэтому Дин отправил адмиралу Ито ответ на его предложение от 20 января - письмо с согласием на капитуляцию. Условием сдачи он ставил беспрепятственный выход оставшихся китайских моряков и солдат. На следующий день, 12 февраля, это письмо было доставлено на японскую эскадру китайской канонеркой «Чжень-Бэй». Адмирал Ито и маршал Ояма согласились отпустить солдат, но потребовали сдачи всех кораблей, портовых служб, укреплений и арсеналов.


Капитуляция командования китайского флота после битвы за Вэй-хай-Вэй. Патриотический лубок художника Мидзуно Тосиката. Фото из Музея изящных искусств в Бостоне

В ночь на 13 февраля Дин Жучан покончил жизнь самоубийством. Вместе с ним покончили с собой пять его высших офицеров, в том числе командир «Чжень-Юаня» Ян Юньлин, комендант острова Лю-Гун и начальник гарнизона. Руководство китайскими силами принял советник командующего англичанин Маклур - 13 февраля он сообщил японскому командованию, что готов принять условия капитуляции.

14 февраля эскадра Ито вошла в гавань Вэй-хай-Вэя, а 17 февраля японцам были переданы все уцелевшие китайские корабли: броненосец «Чжень-Юань», крейсер «Цзы-Юань», броненосная канонерка «Бин-Юань», минный крейсер «Гуань-Бин» и 6 канонерок. Уцелевшие китайские матросы и солдаты гарнизона (около 1000 человек) на учебном судне «Гуан-Цзы» были отправлены в Чжифу. После ремонта «Дин-Юань» был переименован в «Тин-Иен» и стал первым башенным броненосцем японского флота.


Взорванный в Вэй-хай-Вэе броненосец «Дин-Юань». Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Завершение войны

Бэйянский флот прекратил своё существование, но война ещё не кончилась. 4 марта 1-я армия двумя дивизиями атаковала и заняла Нючжуан, на следующий день бригада генерала Ноги (из 2-й армии) заняла порт Инкоу с его фортами, а 9 марта японские войска заняли Тяньчжуантай, выйдя на линию реки Ляохэ. На этом кампания в Маньчжурии прекратилась, а 19 марта в Симоносеки для переговоров о перемирии прибыл Ли Хунчжан, получивший полномочия от императорского двора.

Тем временем эскадра адмирала Ито направилась на юг - к острову Формоза (Тайвань). 23 марта японцы обстреляли укрепления острова Пэнху (Пескадорские острова), а 24-го высадили там десант. Затем последовала высадка на Формозу, 27 марта японский десант без сопротивления занял китайский порт Хайчжоу к югу от Шаньдунского полуострова.

Установление контроля над Формозой затянулось до мая, однако уже 17 апреля в Симонесеки был подписан мирный договор, по которому Китай признавал полную независимость Кореи, уступал Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, а также Формозу и Пескадорские острова. Кроме того, Китай должен был выплатить Японии контрибуцию в 200 млн лян (1067 млн франков или 42 млн фунтов). До уплаты половины контрибуции Вэй-хай-Вэй оставался в руках японцев.

Однако против такого соглашения внезапно выступили европейские державы, причём принадлежавшие к разным политическим блокам, - Россия, Франция и Германия. Они заставили японцев отказаться от Ляодуна взамен на дополнительные 70 млн лян контрибуции. На выплату контрибуции Россия и Франция предоставляли Китаю кредит в 400 млн франков, Англия - в 16 млн фунтов. 8 мая 1895 года Симонесекский мир был подписан. Впрочем, Порт-Артур и Вэй-хай-Вэй Китаю всё равно не вернулись: в 1898 году первый был передан в аренду России, а второй - Британии.

Японо-китайская война не была «избиением младенцев». Первые два-три месяца, вплоть до высадки 2-й японской армии на Ляодуне, «кадровые» китайские войска сражались неплохо, отступая, но избегая тяжёлых поражений. С учётом растянутых коммуникаций и ограниченности японских ресурсов можно было рассчитывать, что после проведения мобилизации Китай одержит верх - хотя бы за счёт численности армии. Увы, качество войск, мобилизованных в ходе боевых действий, оказалось ниже всякой критики, что и предопределило исход войны.

Решающую роль в исходе войны сыграл японский флот: он не только смог защитить перевозки войск в Корею, но и обеспечил высадку двух армий на Ляодунском и Шаньдунском полуостровах - там, где китайское руководство не ожидало появления врага. Японцы доказали, что умеют не только воевать, но и блестяще решать проблемы с логистикой. Китайские моряки были упорны, но японцы показали себя более подготовленными и умелыми, а их руководство училось на своих ошибках и использовало любую возможность для достижения результата.

Литература:

  1. X. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, Эксмо, 2003
  2. Н. Л. Кладо. Военные действия на море во время японо-китайской войны. СПб., Типография Морского министерства, 1896
  3. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894-1895 гг. М.: Воениздат, 1939
  4. Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою. М.: Яуза, Эксмо, 2015
  5. С. Сулига. Корабли русско-японской войны. Выпуск 2. Японский флот. Якутск, 1995
  6. А. С. Павлов. Корабли китайского флота. Якутск, 1996
  7. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1959
  8. В. К. Витгефт. Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну / «Бриз» 1995, №6
  9. H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977

Крымчанин побывал в Харбине, Даляне и Порт-Артуре - китайских городах, основанных россиянами

Журналист Вячеслав Лебедев, работая над книгами по истории караимского народа, побывал в Китае. Там он посетил города, появление которых непосредственно связано с Россией. Вернувшись в Крым, путешественник поделился впечатлениями с «Крымский Телеграфом», поскольку увиденное заметно отличается от того, что пишут и показывают.


Где хорошо быть русским

В Китай Вячеслав Лебедев отправился из Хабаровска, куда прилетел, чтобы поработать с архивом Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (этот архив попал в Хабаровск в конце Второй мировой войны). В Китае есть три города: Харбин, Далянь (бывший Дальний) и Люйшунькоу (бывший Порт-Артур), - которые напрямую связаны с историей России и народов, её населяющих. В самом конце XIX века именно Россия основала эти города.

Территория, на которой строились Харбин, Дальний и Порт-Артур, по договору аренды с Китаем должна была оставаться у нас несколько десятилетий. В Дальний и Порт-Артур, конечную станцию КВЖД, строилась Китайско-Восточная железная дорога. И жители Российской империи устремились туда в надежде разбогатеть, используя новые возможности. Да и ныне присутствие россиян там — обычное дело.

«Все, с кем я общался в Хабаровске, а это человек 60-70, бывали в Китае, - рассказывает Вячеслав Лебедев. - Там очень уважительно относятся к русским за то, что построили города, за то, что освободили от японских оккупантов, и за то, что потом тихо-мирно ушли оттуда. В Китае хорошо быть русским».

Изначально Вячеслав не планировал из Хабаровска ехать на территорию Китая, но когда появилась такая возможность, возникла проблема срочного открытия визы.

«Этот вопрос решился в итоге прекрасно, - вспоминает Вячеслав. - Русские харбинцы, ныне живущие в Хабаровске, посоветовали мне обратиться к Розе Алексеевне Хван, 73-летней кореянке, у которой в Хабаровске своя турфирма. Она тут же организовала мне индивидуальный экскурсионный тур с машиной и русскоговорящим гидом. Перелёт в Харбин, там две ночи в гостинице и оттуда поездка на электричке в Порт-Артур через Далянь. И визу сделали быстро - в пятницу документы отдал, в понедельник визу забрал».

Все путешествие по маршруту Симферополь - Москва - Хабаровск - Китай и обратно, с проживанием, питанием, поездками и перелётами, открытием визы и экскурсиями обошлось примерно в 80 тысяч рублей. Самое дорогое - дорога в Хабаровск и обратно. И путешественнику постоянно помогали харбинцы и хабаровчане. Регулярно звонили в Китай, интересовались, как у меня дела.

Справка

Харбин

Находится в Северо-Восточном Китае. Административный центр провинции Хэйлунцзян. Город субпровинциального значения. Население 10,5 миллиона человек. По площади вдвое больше Крыма. Промышленный, научный и культурный центр Северо-Восточного Китая. Основан русскими в 1898 году как столица КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Как пишут в китайских путеводителях: старые районы Харбина отмечены преобладанием архитектуры, типичной для Сибири. После революции 1917 года в России многие дворяне и офицеры бежали от новой власти в Харбин. К 1924 году в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов. В 1932 году Харбин был оккупирован Японией. В ходе Советско-японской войны, в августе 1945-го был занят советским десантом и перешёл под контроль советской военной администрации. После вывода советских войск с территории Маньчжурии в 1946 году управление городом вновь перешло к китайской администрации.

Именно поэтому здесь не любят японцев. Их считают оккупантами со зверствами почище, чем у гитлеровцев. И очень любят русских. Во-первых, за то что построили город. Во-вторых, за то что его освободили. И в-третьих, за то что безропотно ушли.

Место храма - центр города

Место, которое официально считается центром Харбина, украшено скульптурной композицией с огромным шаром. Именно на этом месте, в самой высокой точке города, в 1900 году был возведён православный Свято-Никольской храм. Это деревянная постройка без единого гвоздя. Храм был снесён 23 июня 1966 года, в период культурной революции.

О русском следе в Харбине свидетельствует многое. Например, кусочек набережной вдоль Сунгари длиной в 10 км называется парком Сталина. Это место вечного праздника и паломничества туристов. Местные жители тут традиционно занимаются гимнастикой цигун. Погуляйте и обязательно услышите русскую речь.

В парке Сталина стоит памятник Победившим наводнение (1957 года). От него начинается пешеходная улица, которую в обиходе называют Арбат. Её длина - 1430 метров. На улице очень много русских построек в два - четыре этажа. В них в основном гостиницы, рестораны и магазины, рассчитанные на русского туриста.

Из караимских объектов удалось найти бывшую табачную фабрику Ильи Лопато. Это старое здание сохранено как памятник. Есть и музей истории фабрики.

Вокзал времён КВЖД находится в самом центре города. С этого вокзала ходят поезда и электрички на Далянь (Дальний). По запаху и состоянию вокзала чувствуется, что ему более 100 лет. Огромный контраст с остальными впечатлениями.

Есть в Харбине и русское кладбище с православной часовней - на территории огромнейшего китайского, за городом. На месте старого кладбища во времена той же культурной революции разбили парк аттракционов. Произвели частичные перезахоронения останков русских воинов. Там есть памятник русским солдатам, павшим в Русско-японской войне 1904-1905 годов, и памятник освободившим город от оккупантов в 1945 году. Последнее захоронение датируется 2006 годом. Кладбище ухоженное. Некоторые из живущих в городе русских регулярно бывают на кладбище, следят за ним.

Свидетельство любви к русским — строительство русской усадьбы «Волга» в 15 километрах от Харбина. Территория усадьбы - 60 гектаров. Один местный предприниматель уже вложил в её развитие около четырёх миллиардов долларов, создав тематический комплекс из 30 исчезнувших объектов русской культуры. Там и восстановленный один к одному Свято-Никольский храм из центра Харбина, и Пушкинский дом, и конюшни графа Орлова. Сюда регулярно приезжают артисты из России. Да и просто россияне могут устроиться в «Волгу» на работу. Так, беженки из Донбасса в усадьбе уже освоились. В выходные и праздничные дни «Волга» пользуется большим спросом. Цены в гостиницах - от 100 юаней (800 рублей) до 100 долларов (пять звёзд). Питание - шведский стол, с блюдами русской кухни. Река, пруды, мероприятия, русский язык — здорово!

Через год в усадьбе запланировано проведение бала русских харбинцев. С большими скидками для участников.


Справка

Дальний (Далянь)

Находится в северо-восточной части Китая. Порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря. Под названием Дальний основан русскими в 1898 году на месте рыбацкого посёлка Циннива на арендованной у Китая территории. На строительство Дальнего Россия потратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд современных российских рублей). Строительство заняло семь лет. В 1904 году в ходе Русско-японской войны был взят японцами. Находился под их властью до 1945 года. В августе 1945 года освобождён советскими войсками. В 1945-1950 годах был в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. Затем безвозмездно передан правительством СССР Китаю.


Русская улица — визитная карточка

Далянь — очень большой город, его площадь равна половине площади Крыма, а население в три раза превышает население полуострова вместе с Севастополем.

Здесь, как и в Харбине, сохранилось множество следов пребывания русских в Китае. Например, нынешняя центральная площадь Чжуншань была заложена в самом начале XX века нашими соотечественниками, которые присвоили ей название Николаевская. Есть также целый исторический квартал, сохранивший индивидуальную застройку коттеджного типа, относящуюся к русскому периоду истории Даляня. Есть и Русская улица, которая отдана в распоряжение пешеходов и является одной из визитных карточек местной туриндустрии.

Но и географически, и административно этот гигантский мегаполис давно уже поглотил ещё один бывший русский город - Порт-Артур.

Справка

Порт-Артур (Люйшунькоу)

Район городского подчинения города субпровинциального значения Далянь. Название Порт-Артур появилось в связи с тем, что в августе 1860 года в местной гавани ремонтировался корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Позже это английское название было принято и в России. В 1898 году порт вместе с Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет. В 1903 году Квантунская область с Приамурским генерал-губернаторством вошла в состав Дальневосточного наместничества. Тогда было намерение превратить Порт-Артур в военно-морскую базу Тихоокеанского флота России.

На начало XX века в Порт-Артуре было «42 065 жителей, из них 13 585 военнослужащих; русских подданных 17 709, китайских - 23 394, японцев - 678, европейцев 246. Жилых домов 3263». В городе построили кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительную и табачную фабрики, здесь была конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги.

После Русско-японской войны 1904-1905 годов Порт-Артур уступили Японии. Во время Советско-японской войны 1945 года наши войска освободили город от японских военных формирований. Затем по советско-китайскому договору был передан Китаем Советскому Союзу на 30 лет в качестве военно-морской базы. В октябре 1954 году правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Так и произошло. В конце мая 1955 года советские войска окончательно покинули Порт-Артур и Далянь.


Город-музей на берегу

Порт-Артур - Люйшунькоу сейчас является главной военно-морской базой Китая, поэтому, хотя турпоток здесь весьма и весьма внушительный, полюбопытствовать пускают далеко не везде и не всех. Но в целом этот город — настоящий музей под открытым небом. В частности, музей российско-китайской истории, интересной, как показывает практика, туристам со всего мира.

Здесь сохранился и вокзал 1904 года, русской постройки (конечная станция КВЖД), и таинственные подземные ходы, и, конечно, крепость с фортами, ведь город строился как военная база. Целого дня может не хватить, чтобы обойти все объекты и мемориалы, связанные с Россией. Это форт № 2, форт № 3, и Электрический утёс. Там и сейчас застыли длинноствольные пушки Обуховского завода 1899 года выпуска. А над всем этим городом-музеем, над его гаванью господствует гора, носящая название Перепелиная. На ней башня, с которой открывается великолепный вид на город. Надо сказать, что основные посетители этих объектов - японцы. И японское правительство немало сделало, чтобы почтить память не только своих солдат, но и русских. Это легко прослеживается на сохранившемся в Порт-Артуре русском кладбище. На нём покоятся останки десятков тысяч наших соотечественников. Это кладбище как бы разделено на несколько периодов. Могилы 1898-1904 годов, когда на нём хоронили первых русских жителей Порт-Артура и моряков с двух затонувших в те годы корветов. Далее - могилы времён Русско-японской войны 1904-1905 годов. В основном это братские могилы (среди них есть хорошие памятники, а есть совсем простые, практически безымянные - «похоронен священник», «полковник» и пр.). Есть и единичные захоронения, сделанные после 1905 года, значит, после оставления города японцам кто-то из русских там остался. Но основную часть занимают могилы советских воинов, с 1945 по 1955 год. Также имеется немало памятников советским лётчикам, погибшим в ходе Корейской войны (1950-1953 годы).

И освободители, и захватчики

Надо сказать, что китайцы очень уважительно относятся к русским как освободительной армии образца 1945 года. И в честь этого события возле кладбища в Порт-Артуре построен величественный музейный комплекс, на открытии которого в 2010 году побывал президент России Дмитрий Медведев.

А вот русских периода 1898-1905 годов китайцы считают захватчиками Порт-Артура и Дальнего. Это, конечно, так. Но, объективно говоря, китайцы удержать эти порты не могли. И Российская империя лишь чуть-чуть опередила Англию и Германию, имевших те же намерения.

Крымом интересуются

По информации туроператоров, сейчас больше людей едут из Китая в Россию, чем наоборот. Набирает популярность и крымское направление. Цена на авиабилет Хабаровск - Симферополь - Хабаровск, с учётом местной дотации, стоит всего 17 тысяч рублей. Комитет по туризму и экскурсиям Хабаровского края очень хочет наладить сотрудничество с крымчанами. Китайские же предприниматели, в частности, из Харбина, знают о свободной экономической зоне в Крыму. И готовы к серьёзным инвестициям, причём речь идёт о миллиардах долларов. А директор одной из картинных галерей города Яньтай готов организовать выставку хорошего крымского художника. С приглашением поработать в Китае.

Так что будет интересно сравнить с ситуацией спустя ровно столетие…

Подобно тому, как в России после поражения в Крымской войне начались социальные и военные реформы, так и в Китае, после поражения в аналогичной «опиумной войне» и подавления всеобщих мятежей и восстаний, началась «политика самоусиления» или «движение по усвоению заморских дел». В военной сфере это выразилось в попытке наладить собственное производство современного стрелкового и артиллерийского вооружения и построить паровой флот.

В 60-70-е гг. XIX века в Китае появились первые современные арсеналы и верфи. Значительные средства были потрачены на закупку вооружения и военных кораблей за рубежом. Первые китайские офицеры отправились в Англию и Германию для изучения военного дела, переводились на китайский язык европейские военные уставы и т.п.

Главной движущей силой этих реформ стали воспитанники конфуцианского поэта-полководца Цзэн Гофаня, победившие тайпинов и иных мятежников новые китайские генералы - Ли Хунчжан и Цзо Цзунтан. Военное строительство стало для возглавляемых ими военно-политических группировок ещё одной формой соперничества за власть и влияние в цинском Китае.

Ли Хунчжан, стал наместником столичной провинции Чжили, и его военно-политическая группировка господствовала на севере Китая. Цзо Цзунтан был губернатором нескольких южных приморских провинций; в 1875-77 гг., при благожелательном нейтралитете России, он провел военную кампанию по возвращению в состав Китая мусульманского Синьцзяна. В итоге Цзо возглавил южную военно-политическую группировку, соперничающую с кликой Ли Хунчжана. Такое отсутствие единства и соперничество среди китайских военачальников гарантировало маньчжурам сохранение своей власти в стране. Но оно же обрекло Китай на ряд унизительных поражений.

Цзо Цзунтан


Ли Хунчжан

В 1884-85 гг. началась война с Францией, стремившейся захватить северный Вьетнам, с XVIII века находившийся под протекторатом Цинской империи. Французская эскадра неожиданно атаковала и относительно легко разгромила южный китайский флот. Только что закупленные в Англии и Германии современные китайские крейсера, входившие в состав контролируемого Ли Хунчжаном северного флота, на помощь южанам не пришли. В итоге французский флот блокировал Тайвань и произвел ряд десантов на острове.

В самом Вьетнаме в районе Ханоя вооруженные однозарядными нарезными ружьями китайские войска оказали неожиданно упорное и успешное сопротивление французам, оснащенным уже магазинными винтовками Гра-Кропачека. Но опять же, почти полное отсутствие поддержки «южанам» Цзо со стороны «северян» Ли, вынудило Китай прекратить войну и признать за Францией права на Вьетнам.


«Чёрные флаги», оказавшие неожиданно сильное сопротивление французам в северном Вьетнаме…


Крупнокалиберные «крепостные ружья» - французские трофеи той войны…

Ровно через десятилетие, в 1894 г. началась война с Японией. Война началась также из-за столкновения интересов на территории еще одного вассала Цинской империи, королевства Корея. И теперь брьбу с внешним врагом точно так же вели только «северяне» Ли Хунчжана, без поддержки со стороны военных сил юга. Вопреки распространенному мнению, эта война не была лёгкой для японцев - батальоны генерала Не Шичена и флот адмирала Дин Жунчана стали для них серьёзным противником. Но разложение Цинской монархии привело к тому, что и на суше и на море китайцы не имели численного и технического преимущества над японцами. Ктому же китайские сухопутные войска из новых формирований были вооружены винтовками самых разных систем и, фактически, не имели слаженных войсковых единиц выше батальона. Китай потерпел поражение, потерял Корею и Тайвань, а попытки военных реформ периода «самоусиления» показали свою явную недостаточность и незавершённость.

Именно в ходе войны 1894-95 гг. японцы впервые захватили военно-морскую базу Порт-Артур (Люйшунь); командующий обороной китайский генерал дезертировал, а японцы устроили в захваченном городе четырехдневную резню китайского населения. По итогам войны Порт-Артур отходил к Японии, но жесткая позиция России вынудила японцев отказаться от прав на порт и полуостров. Японцам пришлось терпеть ещё десять лет…

Показательно, что попытки военных преобразований Китая по времени совпали с военными реформами Милютина в России в эпоху Александра II. Обе феодальные империи попытались создать современные вооруженные силы, способные противостоять лучшим европейским армиям. И первоначально Китаю удалось добиться заметных успехов. Ещё в 70-80-е гг. XIX в. был создан ряд пароходных верфей и крупных арсеналов, производивших ружья и пушки, в т.ч. арсенал в маньчжурском Мукдене, сейчас Шэньяне, который и ныне является одним из крупнейших промышленных центров Китая по производству обычных вооружений. Ценой очень крупных затрат Китай приобрёл в Англии и Германии целый ряд самых современных броненосных линкоров и крейсеров. Так что к середине 80-х гг. XIX в. Китай, пусть и весьма не надолго, стал сильнейшей военно-морской державой в тихоокеанском регионе. А богато оплаченные китайские военные заказы заметно поспособствовали быстрому росту военной промышленности в Германии (этому, правда, способствовали и не менее богатые русские военные заказы).

Хотя основная часть сухопутной китайской армии всё ещё оставалась крайне отсталой, эти военные реформы Ли Хунчжана позволили Китайской империи даже выиграть небольшую «холодную войну» у Российской империи из-за ряда спорных территорий в Синьцзяне (т.н. «Заилийский край»). 20 июля 1886 г. на рейде Владивостока впервые бросила якоря большая китайская военная эскадра, среди которых выделялись два новейших броненосца германского производства - «Дин-Юань» и «Чжэн-Юань». Преимущество силы было налицо, Россия в тот момент фактически не имела тихоокеанского флота, и в итоге ей пришлось подписать договор о невмешательстве в дела Китая в Корее и пойти на некоторые территориальные уступки Китаю в Средней Азии. Именно в этот момент в российском обществе впервые появилось восприятие Китая как слишком большого и оттого потенциально опасного соседа.


Броненосец «Чжэн-Юань»

В 1889 г. визит во Владивосток нанесли три новейших китайских броненосных крейсера, которые в открытую провели промеры акватории порта, намекнув России, что Китай хорошо помнит о своём недавнем суверенитете над Приморьем и Амурским краем.


Ли Хунчжан на демонстрации первого в Китае пулемёта «Максим». Обратим внимание на срезанное пулемётной очередью дерево…

Возможную русско-китайскую конфронтацию остановила японо-китайская война, в ходе которой японцам удалось полностью разгромить китайский флот. Точно так же через десятилетие японцы разгромят русский флот и нанесут поражение русской сухопутной армии. Здесь надо отметить, что японцы в конце XIX века показали пример одной из наиболее быстрых и успешных военных реформ в истории человечества (сопоставимой лишь с военной индустриализацией в сталинском СССР).

После разгрома в войне с Японией, деморализованная и до конца нереформированная сухопутная китайская армия потерпела поражение в ходе т.н. «боксёрского восстания», когда в 1901 г. объединенная экспедиционная армия Англии, Франции, Германии, России и Японии захватили Пекин. Парадом победителей в оккупированном Пекине на знаменитой площади Тяньаньмынь командовал русский генерал-лейтенант Линевич.


Тот самый парад. Хорошо видны все флаги «миротворческой» коалиции…

Поводом к этой, выражаясь современным языком, «международной миротворческой операции», послужило восстание китайского простонародья против засилья и господства иностранцев в Китае. Пожалуй, это было самое последнее из великих средневековых восстаний и, одновременно, одно из первых антиколониальных, антикапиталистических. Вероятно, это последнее большое восстание в истории человечества, поднятое классическими тайными обществами, мистическими религиозно-политическими сектами. Во главе восстания выступало тайное общество «Ихэтуань» - «Кулак во имя справедливости и согласия». Вот из-за этого «кулака» рациональные европейцы и прозвали мятежных мистиков «боксёрами».

Китай тогда был почти официально разделён на зоны влияния европейских держав, чиновничества, распродававшего страну иностранцам направо и налево под заклинания наводнён христианскими миссионерами и буквально задавлен сворой разложившегося феодального о величии Цинской империи.

Маньчжурия было русской зоной влияния, Шаньдунский полуостров - германской, долина реки Янцзы и юг страны в районе Гонконга - британской, морское побережье страны напротив Тайваня - японской, примыкавшие к французскому Индокитаю провинции Юньнань и Гуанси - французской. Всю первую половину XX века эти зоны влияния оставались, практически, без изменений, только в Маньчжурии Япония значительно подвинула Россию.


Сценки того Китая - охота за головами, компрадоры, казни и торговля опиумом…

Против европейских колонизаторов и феодальных компрадоров и был направлен этот китайский, во всех смыслах «бессмысленный и беспощадный», бунт. Средневековые повстанцы, как муравьи, разбирали по винтикам железные дороги, убивали первых попавшихся иностранцев и соотечественников, принявших чужую европейскую религию. уверовав в свою неуязвимость после мистических ритуалов, с мечами и копьями в руках шли они на европейские винтовки и пулемёты.

«Боксёры» тогда стали пугалом для цивилизации Запада, примерно таким же как «талибы» век спустя - даже больше, ибо в Китае их были миллионы.

Восстание подавляла объединенная армия колонизаторов - англичане, русские, американцы, японцы, немцы, французы, австрийцы и даже итальянцы. Россия была единственной страной имевшей сухопутную границу с Китаем. И русские солдаты проявили немало мужества и воинского умения в войне с бесстрашными фанатиками - «ихэтуанями».

По сути это была ныне забытая русско-китайская война - войсковые части на Дальний Восток перебрасывали даже из Киевского и Одесского округов Российской Империи, в Маньчжурию вошло 179 тысяч русских войск. «Ихэтуани» и примкнувшие к ним воинские части китайской армии пытались перейти русскую границу и осаждать Благовещенск. Бойцы трёх крупнейших группировок «ихэтуаней» в Манчжурии создали 200-тысячную «Армию честности и справедливости», которую возглавил мастер «ушу» Ван Хэда, его заместителем был некто Дун И по прозвищу «Старый Даос».

На русском берегу Амура казаки и крестьяне весьма испугались «жёлтого нашествия». Но испуг у русских людей тех лет выражался по нашим временам несколько странно - они силой заставили местные власти выдать им оружие, организовали ополчение и провели в районе города Благовещенска настоящую «этническую чистку» местных китайцев: подданным Срединной империи просто предложили переплыть Амур обратно, на маньчжурский берег. Доплыл лишь каждый десятый…

Цинская императорский двор, имея весьма смутные представления об окружающем мире, сначала пыталась использовать «ихэтуаней» в своих целях, но потом, испугавшись реакции мировых держав, предал повстанцев. В итоге отдельные воинские части китайской армии выступали на стороне повстанцев и дрались с иностранными войсками, другие сохраняли нейтралитет, а некоторые и прямо сотрудничали с интервентами. Герой войны с Японией генерал Не Шичэн упорно сражался под Тяньцзинем с коалиционными войсками и погиб, лично возглавив контратаку против отряда русского генерала Стесселя, того самого, который через несколько лет сдаст японцам Порт-Артур…


А это фото ихэтуаней, повстанцев-«боксёров» в Тяньцзине, накануне боев с «миротворческим» десантом 8 держав: Австро-Венгрии, Британии, Германии, Италии, России, США, Франции и Японии...

Ихэтуани были разбиты. Они не могли не потерпеть поражение - их вела средневековая ненависть к современному несправедливому для них миру. Ненависть - важная составляющая победы, но понимание современного мира - ещё важнее. А этого у последних средневековых мятежников не было. В своём мистическом экстазе они могли с мечами и копьями идти на пулемёты, но даосские заклинания и приёмы ушу давали бесстрашие умереть, но не давали знаний, чтобы победить. Только через 20 лет после ихэтуаней в Китае появятся первые коммунисты, китайские большевики - они то и помножили национализм на большевизм, ненависть на понимание - и смогли победить в жестокой и долгой борьбе, выкинув из Китая местных и заморских мироедов.

Пока же, в 1901 г. победители-«миротворцы» наложили на Китай огромную, т.н. «боксерскую контрибуцию» в 450 000 000 лян серебра (16 тысяч 785 тонн драгметалла). Расчет был простым: 1 лян - 1 житель Китая. Чудовищная контрибуция должна была выплачиваться до 1939 г. с процентами, и к началу Второй мировой войны выросла почти до миллиарда лян. Большая часть репараций, почти треть, причитались царской России, которая на несколько лет между подавлением «боксерского восстания» и русско-японской войной, приобрела значительное влияние в Китае.

Именно военный реформатор и некоронованный властитель северного Китая Ли Хунчжан был инициатором «приглашения» России в Маньчжурию, в качестве противовеса растущему японскому влиянию. В качестве почетного гостя он присутствовал на коронации Николая II (впервые в истории цинского Китая чиновник столь высокого ранга почтил восшествие на трон иностранного «варварского» монарха) и сумел быстро наладить взаимовыгодные коррупционные связи с российским министром финансов Витте.

Тут сделаю небольшое отступление: В России в конце XIX века уже существовала развитая школа китаистов, было издано немало трудов по Китаю, его традициям, истории и современному положению. Но, примечательно, что Сергей Витте, человек весьма умный и эрудированный, описывает свои контакты с Ли Хунчжаном, примерно так же, как описывал бы переговоры с марсианами. К сожалению, и ныне такая ситуация остаётся характерной для нашего общества - не смотря на наличие сильной школы китаистов и достаточное количество книг по Китаю - массовые представления о нашем большом соседе остаются столь же фантастическими и приблизительными, как и больше века назад…

Права на постройку КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) и аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Дальним, т.е. фактический протекторат Российской империи над Маньчжурией, обошлись России в том числе и в три миллиона золотых рублей взятки лично Ли Хунчжану.

Поторговав родиной в розницу, фактический правитель северного Китая успешно защитил достоинство маньчжурского императора, всё ещё считавшего себя выше любых монархов мира - Ли Хунчжан стал единственным в России, кто официально не вставал при исполнении гимна «Боже царя храни», объясняя это тем, что правила придворного этикета маньчжурского императорского двора предписывают высшему маньчжурскому чиновнику сидеть во время исполнения какого-либо иностранного гимна.

После поражения в японо-китайской войне и позора подавления «боксерского восстания», когда иностранные «миротворцы» хозяйничали в Пекине, даже маньчжурский императорский двор понимал необходимость создания современных вооруженных сил.


Ровно через три века после возникновения «восьмизнамённых войск», в 1901 г. последовал указ императора о реформировании «восьмизнамённых войск» и «войск зеленого знамени». Возглавил очередную военную реформу «ученик» Ли Хунчжана, новый наместник столичной провинции генерал Юань Шикай, в конце XIX века активно участвовавший в неудачном для Китая противоборстве с Японией на территории Кореи.


Юань Шикай в старой маньчжурской униформе (на первом фото в центре) и уже в новой форме…

Задуманная военная реформа была весьма амбициозной и предусматривала создание к 1920 году значительного военно-морского флота, в т.ч. подводного, и 600-тысячной современной сухопутной армии, а также введение в Китае всеобщей воинской повинности. Оружие и военную технику планировалось производить в китайских арсеналах по европейским образцам, а наиболее сложные и современные образцы закупать в Германии и США. Образцом для реформирования и основным источником военных инструкторов и технологий служила победоносная японская армия. Создавалась сеть военных училищ, в армию приглашались японские и германские инструктора. Российские военные специалисты внимательно наблюдали за китайской военной программой и оценивали её достаточно высоко.

Вот, кстати, я ранее описывал один из любопытных плодов таких наблюдений - изданный в Пекине «Опыт краткого словаря военных и морских терминов и выражений, вошедших в современный китайский язык» за авторством штабс-капитана 12-го Восточно-Сибирского стрелкового его императорского высочества наследника цесаревича полка Валериана фон Шаренберг-Шорлемера.

В 1904 г., когда войска двух чужих империй - японский и русской - сражались за передел территории Цинской империи, в Китае было сформировано уже 6 дивизий современного типа. Однако военной реформе мешала косность, коррупция и интриги императорского двора.

Значительные финансовые средства, запланированные на реорганизацию и оснащение армии и флота, расхищались фактической правительницей Китая вдовствующей императрицей Цы Си и её фаворитами. Деньги, выделенные на флот, ушли на постройку новой загородной резиденции Цы Си…

Реформе препятствовали и терявшие своё влияние маньчжурские чиновники из «восьмизнамнных войск». К тому же усиление китайского генералитета в ходе роста армии нового образца не без основания пугало маньчжур, опасавшихся за сохранение своего преобладания над китайцами. Не случайно, императрица Цы Си незадолго до своей смерти собиралась казнить Юань Шикая, набравшего в ходе военной реформы слишком большое влияние.

На императрицу и её двор стоит полюбоваться:


Это, между прочим, начало ХХ века… И вот на такую ярко выраженную фофудью духовность маньчжурской императрицы и её придворных дам потратили все деньги, предназначенные для создания современного китайского флота…

Но кончина одиозной старой императрицы и вскоре последовавшая Синьхайская революция 1911 г. вознесли военного реформатора Юань Шикая к самым вершинам государственной власти - он получил и титул князя уже умирающий династии и пост премьер-министра, а вскоре, приняв отречение малолетнего императора Пу И, стал первым президентом Китайской республики. Именно новые китайские войска сыграли ключевую роль в свержении цинской монархии, а лидер антимонархической революции, многолетний вождь антиманчжурских революционеров-подпольщиков Сунь Ятсен вынужден был уступить пост первого президента Китайской Республики тому, кто контролировал большую часть дивизий реформированной китайской армии.

Продолжение следует