Японский в горах жил самурай. История самураев в японии

Самураи: от рассвета до заката

Самураи… Один из самых сильных, архетипичных образов, когда речь идет о Японии и японской культуре. Поколением за поколением, сотнями лет эти суровые воины, руководимые строгим кодексом чести, правили Японией, оберегая Страну Восходящего солнца от внешних угроз и поддерживая в ней порядок и справедливость…
Разумеется, реальность не всегда была столь кинематографической. Однако, многое здесь было правдой. Немногие знают, что слово “самурай” происходит от японского saberu, что означает «служить». Именно ради службы своему сюзерену и жил самурай, будучи готовым умереть во имя него в любой момент. Самурай, потерявший хозяина, назывался «ронин» и находился во многом в положении отверженного в Японии той поры. Рассвет для самураев как военно-дворянского сословия наступил еще в седьмом веке нашей эры, с реформами Тайка, призванными воссоздать в Японии политическое и военное устройство государства династии Тан в Китае. В ту пору Китай был образцом для японцев, государство и общество заимствовали у него многое, от иероглифического письма и архитектурных стилей до понимания того, какими должны быть идеальное государство - и безупречный воин на службе государя или даймё, крупного феодального правителя. А в с началом эпохи Хэйан, в конце восьмого столетия, император Камму призвал нарождающееся самурайство помочь ему в войне с айнами на севере главного японского острова Хонсю. Именно тогда на основе свода заповедей «Кюба-но мити» («Путь лука и скакуна») начал формироваться знаменитый самурайский кодекс поведения «Бусидо», что буквально означает «Путь воина», который определил главные этические постулаты самураев. Согласно канонам «Бусидо», жизнь самурая посвящена беспрекословной службе своему господину, ради которого он жил, сражался и был готов бесстрашно умереть в подходящий момент. При этом кодекс поощрял образование и приверженность к важнейшим этическим принципам японской культуры - философии дзен, что выражалось в интересе к чайной церемонии, каллиграфии, гравюре и изящной словесности.
Самурайское сословие как государственный институт в полной мере оформилось к началу эпохи Камакура. Именно тогда победивший самурайский клан Минамото основал в одноименном городке на берегу океана военную столицу Японии, откуда и осуществлялась власть. Периоды Камакура и Муромати считаются «Золотым веком» самурайства, когда объединенная под властью сёгуна Япония переживала длительный период без войн. Лишь однажды - в конце тринадцатого века - над Японией нависла угроза иностранного порабощения. Гигантский монгольско-корейский флот хана Хубилая дважды, в 1274 и 1281 годах, пытался высадиться на Японских островах, но в обоих случаях буря разметала их корабли, а их остатки были разгромлены маневренным японским флотом. Тех, кто все-таки сумел высадиться на берегу, самураи сбросили в море. Победы над монголами в необычайной степени укрепили авторитет самураев как защитников отечества и способствовали росту национального самосознания в стране. Именно к этому времени относится возникновение национального японского флага с изображением Восходящего солнца. Многие тогда в Японии считали, что спасение страны от вторжения иноземных захватчиков не обошлось без божественного вмешательства, а сильнейший тайфун, дважды разметавший их корабли, получил название «камикадзе», что означает «божественный ветер».
Закат самурайства начался с реставрацией Мэйдзи в 1860-х годах и ее революционными преобразованиями, направленными на ускоренную модернизацию страны. Самураям было запрещено носить свое оружие - мечи катана, фактически, как класс они были уничтожены, хотя сохранили свои привилегии, в частности, право владения землей. Эти перемены были неспокойными, произошел целый ряд самурайских восстаний, однако, в итоге мятежные самураи были подчинены власти императора. Войны самураев против императора, отражавшие противоречивую борьбу традиций против перемен, когда новое было не всегда лучшим, но неизбежным, получили драматическое выражение в японском и мировом искусстве. Наиболее известным примером является фильм 2003 года «Последний самурай», ставший международным блокбастером и удостоенный множества наград и четырех номинаций на «Оскар». Том Круз играет в нем американского офицера Нейтана Олгрена, призванного воевать на стороне императора Мэйдзи против войск самурайского князя Кацумото, в исполнении известнейшего японского актера Кена Ватанабэ. Прообразом Кацумото стал самурай Сайго Такамори, известная историческая личность, который действительно сражался против войск императора в семидесятых годах девятнадцатого столетия и пользовался огромной поддержкой в японском обществе той поры…
…самураев давно уже нет, но многие считают, что самурайский дух все еще остается частью национального самосознания Японии. Ему присущи такие черты, как храбрость, благородство, верность, стремление жить полной жизнью и презрение к смерти…

Япония. Самураи. Кодекс чести


Самураи (яп. ) - японское военно-феодальное сословие. Слово "самурай ", образованное от древнеяпонского глагола "сабурахи ", имеет следующее толкование: "Служить великому человеку, человеку высшего сословия; служить хозяину, защищать хозяина ". Другими словами самурай - служивый человек, слуга. Первоначально самурай должен был охранять своего хозяина, его поместье и имущество. Часто самураев также называют "буси " (яп. 武士 ), что значит "воин ".
Самураи появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии. Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Порою самураи получали и земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов.

В результате борьбы за власть император и его вельможи полностью потеряли политическую и экономическую силу. В 1192 году Минамото Ёритомо принял титул сэйи тайсёгун, и перенёс свою столицу на восток Хонсю в город Камакура , установив новую систему правления - сёгунат , режим военной диктатуры, характеризовавшийся безраздельным господством самурайства в социальной и политической областях.
Ёритомо , талантливый политик и блестящий полководец, впервые сумел объединить под своим знаменем разрозненные дружины самурайских кланов. Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность третьих, он самовластно назначал и снимал государственных чиновников, раздавал личные владения, выплачивал содержание самураям и даже контролировал заключение брачных союзов. От своих вассалов сёгун требовал прежде всего верности и соблюдения закона чести. Трусость и предательство, а также заносчивость карались смертью, стойкость в бою, усердие и скромность в личной жизни щедро вознаграждались.
Самураями с этого времени стало считаться всё военное дворянство Японии , включая и самого сёгуна. Особой категорией самураев , или верхушкой сословия (как бы сословием в сословии), были князья, владетели крупных земельных участков разной величины. Далее шли самураи среднего и низшего рангов, отличавшиеся друг от друга размерами своих богатств и доходов. Они являлись основной военной силой даймё. Вначале эти самураи были преимущественно жителями местностей, владетелями которых были даймё, отдававшими себя под покровительство последних и становившимися их вассалами.
Военное сословие самураев , в соответствии с принятым в эпоху Камакура (1185 - 1333) сословным делением общества, официально стало привилегированным сословием господствующего класса Японии . Все самураи , или буси, первого сёгуната Минамото были разделены на две категории: воины, непосредственно подчинявшиеся сегуну (гокэнин), и те, кто служил императорскому двору или храмам (хигокэнин).

С начала XV века Япония надолго погрузилось в состояние всеобщего хаоса. Количество самураев увеличивалось, и скоро дружины феодалов стали представлять собой целые армии. С ростом военной силы отношения между феодалами становились все более напряженными, феодалы начали захват земель друг друга и во второй половине XV века междоусобицы перешли в гражданскую войну. Период японской истории с 1467 г. по 1568 г. получил название Сэнгоку дзидай , что значит "Эпоха воюющих провинций ". Вся Япония была охвачена войной. В это же время появляется множество ниндзя (читать ), и основываются школы боевых искусств. Также началось строительство множества феодальных замков.
Лишь в начале XVII века в Японии прекращаются войны. Причиной этого стало политическое объединение Японии , достигнутое Токугава Иэясу , который провозгласил себя новым сегуном в 1603 году. Сегунское правительство не разрешало самураям заниматься торговлей, ремеслом и ростовщичеством, считавшимися постыдными занятиями для благородного человека. Взамен самурай освобождался от налогов Закон строго охранял честь самурая . Так, одно из положений гласило: "Если лицо низшего сословия, такое, как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его можно тут же зарубить ". Об отношениях высших и низших сословий в официальном уложении говорилось: "Все нарушения должны быть наказуемы в соответствии с сословным статусом ". Это означало, что нарушения, считавшиеся лишь легким проступком для самурая , могли повлечь за собой смертную казнь для крестьянина. Но, с другой стороны, самурай лишался жизни за поступок, за который крестьянину сохраняли жизнь. Например, при невыполнении приказа или нарушении данного слова самурай был обязан покончить жизнь самоубийством ("харакири ").
Эпоха третьего сегуната стала временем постепенной потери сословием самураев своего значения. Разложение феодальных отношений повлекло за собой нарушение феодальных законов и традиций. Так, обычными явлениями стали продажа оружия, воинских доспехов и самой принадлежности к сословию самураев . В условиях отсутствия междоусобных войн содержание самурайских дружин непосильным бременем ложилось на крупных феодалов.

В середине XIX века процесс разложения самурайства достиг высшей точки. Исчезла система разделения населения Японии на высшие и низшие сословия. После насильственного "открытия" страны для внешней торговли с развитыми странами Европы и Америкой система натурального хозяйства была почти полностью разрушена. В 1871 году император Мэйдзи , решивший реформировать государство по западному образцу, издал указ о формировании японской армии призывным способом, не только из сословия самураев , но и из всех прочих. Последним ударом по самураям стал закон 1876 года, запрещающий ношение мечей. Так завершилась эпоха самураев .
Кодекс чести самурая
Бусидо , первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука ", впоследствии стало означать "путь самурая, воина " ("буси " - воин, самурай; "до " - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до " переводится ещё и как "долг, мораль ". Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, добродетель, морально-этический кодекс.
Бусидо, как способ регулирования поведения воина, основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии . Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев .

Бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Бусидо - это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии , которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев , способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.
При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования бусидо сформулированы в "Начальных основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана :
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

Личный героизм самураев , жажда подвига и славы не должны были служить самоцелью. Всё это служило более высокой цели, а именно: идее верности, которая покрывала собой всё содержание общественной и личной морали воина. Принцип верности выражался в беззаветном служении сюзерену, буддийское убеждение в бренности всего земного усиливало у самурая дух самопожертвования и не боязни смерти. Верность по отношению к своему господину требовала от самурая полного отречения от личных интересов. Однако верность вассала не подразумевала принесение ей в жертву совести самурая . Бусидо не учило людей отказываться от своих убеждений даже ради сюзерена, поэтому в случае, когда феодал требовал от вассала действий, идущих вразрез с убеждениями последнего, тот должен был всеми силами стараться убедить своего князя не совершать поступка, порочащего имя благородного человека. Если это оканчивалось неудачей, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству. При всех других обстоятельствах бусидо призывало жертвовать всем ради верности.
Кроме верности и чувства долга одним из ключевых требований бусидо была личная храбрость и мужество. Однако, бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск; неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".
Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и высоко его ценила. Яркой иллюстрацией способности к самоконтролю самураев является обряд харакири. Самоубийство считалось среди самураев высшим подвигом и высшим проявлением личного героизма.
Сознание собственного достоинства воспитывалось у самураев с детства. Воины строго охраняли своё "доброе имя" - чувство стыда было для самурая самым тяжёлым. Честь и слава ценились дороже жизни, поэтому, когда на карту ставилось одно из этих понятий, самурай , не раздумывая, отдавал за него свою жизнь. Нередко из-за одного слова, задевающего честь самурая , в ход пускалось оружие.
Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали достоинство. Как правило, слово, даваемое самураем , было гарантией правдивости уверения. ,

Самураи – этакие экзотичные японские рыцари, чей образ окружён романтическим ореолом в глазах европейцев. Но соответствует ли действительности образ бесстрашного воина, вооружённого до зубов традиционным японским оружием, которым он отлично владеет? Правда ли то, что честь священна для любого самурая, и он готов отдать жизнь за её сохранение? И наконец, откуда взялись загадочные восточные рыцари, и как сформировался их таинственный кодекс чести, известный как «бусидо»?

Определённой «даты рождения» понятия «самурай» не существует, но зарождение их, как специфического сословия японской аристократии, относится к периоду реформ Тайка, пришедшемуся на эпоху Ямато . Собственно термин «самурай», произошедший от глагола, означающего «служить», вольно можно перевести, как «служивый». Впрочем, обязанности самураев в то время не ограничивались военной службой, так как в этом сословии существовали и вполне гражданские должности служения феодалу.

Собственно, самураи ведут своё происхождение от мелкого дворянства Японии. В смутные времена, когда каждый крупный феодал был вынужден набирать собственную армию из своих подданных, самураи были не только воинами, охраняющими своего господина, но и его слугами. Наиболее почётной самурайской обязанностью считалась ответственность за господский меч, однако другие обязанности были куда более обыденными, например, подавать феодалу чай.

Моментом выделения самураев в особое сословие можно считать эпоху Камакура , когда для них наступил поистине «золотой век». В это время существенно снизилась численность самураев, за счёт чего поднялся не только их жизненный уровень, но и положение в обществе. Благодаря правителю Ёритомо из клана Минамото, выдвигавшему самураев на все руководящие должности, статус этого сословия и его значение в обществе значительно возросли.

В дальнейшем самураи стали неотъемлемой частью японской культуры. Характер истинных самураев формировался едва ли не с рождения. Основой воспитания детей этого сословия стала выработка бесстрашия, безразличия к боли и смерти, почтения к старшим и безграничной преданности своему господину. Конечно, особое внимание в самурайском сословии уделялось воспитанию мальчиков, однако стать самураями могли и девочки. Существовал даже соответствующий термин, означающий женщину-воина – «онна бугэйся».

Кодекс чести самурая – бусидо – появился ещё в XI веке, однако со временем он получил множество дополнений и корректив. Япония, будучи милитаристической державой, до самой Второй мировой войны пользовалась бусидо и прочими самурайскими традициями для поднятия боевого духа народа. Даже в наше время военнослужащие «Страны восходящего солнца» гордо именуют себя самураями, хотя в сущности сословие давно распалось.

В современной популярной культуре японские самураи представлены в образе средневекового воина по аналогии с западными рыцарями. Это не совсем правильная трактовка понятия. На самом деле самураи были в первую очередь феодалами, владевшими собственной землей и являвшими собой опору власти. Это сословие было одним из ключевых в японской цивилизации того времени.

Зарождение сословия

Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов - коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.

Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому - страну сотрясали Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил - бусидо.

Сегунат

В 1192 году возник политический строй, который позже был назван была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун - образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.

Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.

Феодальная иерархия

Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.

На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.

В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе - главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.

Чтобы понять ценность риса в достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Кодекс бусидо

Вместе с развитием сегуната появился авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев - представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели.

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Воинская честь

В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.

Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.

За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.

Отношение к семье

Поклонение семье в Японии также имело место быть. Так, например самурай должен был помнить о правиле «ветвей и ствола». Согласно обычаям, семья сравнивалась с деревом. Родители были стволом, а дети лишь ветками.

Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе. Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции.

Отношение к государству

Самураев приучали к тому, что их отношение к государству и законной власти должно было быть таким же смиренным, как и к родной семье. Для воина не было интересов выше его господина. Японское оружие самураев служило правителям до самого конца, даже когда число их сторонников становилось критически малым.

Верноподданническое отношение к сюзерену часто принимало формы необычных традиций и привычек. Так, самураи не имели права ложиться спать ногами в сторону резиденции своего господина. Также воин следил за тем, чтобы не целиться оружием в сторону своего хозяина.

Характерным для поведения самураев было презрительное отношение к смерти на поле боя. Интересно, что здесь сложились обязательные обряды. Так, если воин осознавал, что его бой проигран, и он безнадежно окружен, он должен был назвать собственное имя и спокойно умереть от оружия врага. Смертельно раненный самурай, перед тем как испустить дух, произносил имена японских самураев старших званий.

Образование и обычаи

Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот. Японские могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература.

Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература - левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда. От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие.

Обучение самураев

Самураи обучались своему ремеслу с самого детства. Для воина было жизненно важно освоить технику владения несколькими видами оружия. Также высоко ценился навык кулачного боя. Японские самураи и ниндзя должны были быть не просто сильными, но и крайне выносливыми. Каждый ученик должен был проплыть в бурной реке в полном облачении.

Настоящий воин мог сразить врага не только оружием. Он умел подавлять соперника морально. Делалось это с помощью специального боевого клича, от которого становилось не по себе неподготовленным врагам.

Повседневный гардероб

В жизни самурая регламентировалось почти все - от отношений с окружающими до одежды. Она была еще и социальным маркером, по которому аристократы отличали себя от крестьян и простых горожан. Только самураи могли носить одежду из шелка. Кроме того, их вещи имели особенный покрой. Обязательным было кимоно и хакама. Оружие также считалось частью гардероба. Самурай постоянно носил с собой два меча. Они были заткнуты за широкий пояс.

Носить такую одежду могли только аристократы. Крестьянам подобный гардероб был запрещен. Это объясняется еще и тем, что на каждой своей вещи воин имел нашивки, показывавшие его клановую принадлежность. Такие гербы имел каждый самурай. Перевод с японского языка девиза мог объяснить, откуда он родом и кому служит.

Самураи могли использовать в качестве оружия любой подручный предмет. Поэтому гардероб подбирался и для возможной самообороны. Прекрасным оружием становился самурайский веер. От обычных он отличался тем, что основу его конструкции составляло железо. В случае внезапного нападения врагов даже такая невинная вещь могла стоить жизни атаковавшим врагам.

Доспехи

Если обычная шелковая одежда предназначалась для повседневного ношения, то для боя у каждого самурая был специальный гардероб. Типичные доспехи средневековой Японии включали в себя металлические шлемы и нагрудники. Технология их производства зародилась в период расцвета сегуната и с тех пор практически не менялась.

Доспехи одевались в двух случаях - перед боем или торжественным мероприятием. Все остальное время они хранились в специально отведенном для этого месте в доме самурая. Если воины отправлялись в длительный поход, то их облачение везли в обозе. Как правило, за доспехами следили слуги.

В средневековой Европе главным отличительным элементом экипировки был щит. С помощью него рыцари показывали свою принадлежность к тому или иному феодалу. У самураев не было щитов. Для опознавательных целей они использовали цветные шнуры, знамена, а также шлемы с выгравированными рисунками гербов.

Самураев. Сословие самураев существовало вплоть до буржуазной революции, и даже после этого сохранились некоторые черты в обществе. Самурай - это не просто воин, изначально ими становились только феодалы. Образ жизни и добродетели средневековых самураев нашли широкое отражение в искусстве.

Такая популяризация привела к искажению некоторых фактов о воинах феодальной Японии.

Зарождение

Значение слова самурай можно истолковать как "человек, который нёс службу". Первые самураи появились ещё в 7 веке. Во время правления Тайка был проведён ряд различных реформ. Таким образом, вырисовалось привилегированное сословие воинов. Изначально это были люди, которые и так занимали высокое положение в обществе и являлись землевладельцами. Широкое же распространение самурайство получило в 9 веке, когда японский император Камму вёл войну против айнов. На протяжении следующих столетий формируются чёткие догмы, которые определяют воина. Появляется свод правил "Бусидо", который гласит, что самурай - это человек, который ставит верность своему господину превыше всего. В этом и заключается практическое отличие от европейского рыцарства. "Бусидо" также указывал на доброту, порядочность, честность, однако в центре внимания всё же оставалась верность войне и господину.

Идеология

В среде самураев наиболее почитались такие добродетели как храбрость, верность, отсутствие страха перед смертью и страданиями. Такой нигилизм обусловлен не в последнюю очередь влиянием буддизма. Путь воина (дословный перевод "Бусидо") также предполагал моральное и психологическое развитие. Множество процедур, вроде медитации, были призваны поддерживать равновесие и духовное спокойствие человека. Основная задача "пути духа" состояла в очищение от душевных переживаний и становлению равнодушного отношения к мирской суете.

Отсутствие страха перед смертью стало своеобразным культом. Ярким примером такой идеологии является харакири. Это ритуальное самоубийство специальным ножом. Харакири считалось достойной смертью для любого самурая. Человек, решивший совершить его, становился на колени и затем вспарывал себе живот. Аналогичные способы самоубийства наблюдались ещё у воинов древнего Рима. Живот был выбран в качестве цели, поскольку японцы считали, что именно там находится душа человека. При харакири мог присутствовать друг самурая, который обезглавливал его после вспарывания. Такая казнь разрешалась только за мелкие преступление или отхождения от кодекса.

Кто такой самурай

Современное искусство несколько исказило образ самураев. В самурай - это, прежде всего, феодал. Бедные сословия не могли принадлежать к этому движению. Помимо социальных предрассудков, это было обусловлено также и материальными проблемами. Амуниция и оружие самурая стоили очень дорого, а обучение длилось всю жизнь. Воина воспитывали с самого детства. Это были, прежде всего, тяжелые физические тренировки. Подросток должен был постоянно трудиться и тренироваться. Для этого у него был личный наставник, который являлся идеалом и духовным образом мужества для ученика. Тренировки в основном заключались в бесконечном повторении одних и тех же боевых ситуаций. Это делалось для того, чтобы боец запоминал действия в определённых условиях на рефлекторном уровне.

Духовное воспитание

Помимо физических тренировок, существовали также и моральные. Отец с детства должен был учить своего сына не бояться боли и лишений. Для закалки духа подростка могли разбудить ночью и приказать отправиться в место, которое считалось проклятым. Также в юности будущих воинов водили смотреть казни преступников. На некоторых стадиях запрещалось спать или даже есть. Такие лишения должны были закалить тело и дух самурая. Дом, семья и дети никогда не были в приоритете у солдата согласно "Бусидо". Перед отправкой на войну он клялся забыть их и не вспоминать до возвращения.

Среди самураев существовала особая элита - Даймё. Считалось, что это самые опытные и смелые воины. Однако на деле это были просто крупные феодалы, которые фактически правили отдельными регионами. Самурай - это не обязательно мужчина. История сохранила множество воспоминаний о женщинах-воинах.

Вооружение

Самурай - это, прежде всего, человек в дорогостоящих доспехах. На поле боя именно это отличало их от асигару - крестьянского ополчения. были сложны в изготовлении и могли стоить дороже целого поселения. В отличии от европейских доспехов, самурайские состояли в основном из металлических пластин. Между собой они соединялись шёлковыми нитями и покрывались кожей. В качестве оружия самураи использовали мечи - катаны, что-то среднее между саблей и европейским Помимо катаны, самурай носил с собой небольшой кинжал. Также использовались яри - копья с длинным жалом. Некоторые самураи использовали луки.

С появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли свою практическую пользу и использовались лишь как атрибут высокого статуса. Некоторые элементы доспехов использовались как проявление воинского звания и в капиталистической Японии. В российском фильме "Иерей" самурай показан в современном обществе, что не является редкостью.