Яркое светило казахской науки и культуры. Байтурсынов Ахмет — Биография

Байтурсынов Ахмет



Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в урочище Сартыбек, Тургайская область. Казах.
  • Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.
  • Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.
  • В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.
  • Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.
  • В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.
  • В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».
  • Газета просуществоваладо осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.
  • В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.
  • В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск.
  • В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем.
  • В октябре 1937 года арестован, содержался в Бутырской тюрьме, которая находится в Тверском районе города Москвы, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.
  • В 1988 году реабилитирован.

Член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Биография

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературно-научная деятельность

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Память

  • В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю.
  • Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004).
  • Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
  • Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.
  • В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынову.

Исследования

  • Омаров И. Ученая деятельность А. Б. Байтурсынова. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. - Оренбург, 1923.

БАЙТУРСЫНОВ Ахмет (Ахмет Байтурсынулы) (28.01.1873, ныне а. Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области - 08.12.1938, Алматы), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.

В 1895-1909 работал учителем в русско-казахских школах гг. Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.

Политическая деятельность Байтурсынова начинается с 1905. Он один из авторов Каркаралинской петиции, под которой подписались 14500 человек. В ней поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.

1 июля 1909 Байтурсынов арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании нацинальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.

С 9 марта 1910 вплоть до конца 1917 Байтурсынов живет в Оренбурге. Вместе с А.Бокейхановым, М.Дулатовым Байтурсынов издавал первую общенациональную газету “Қазақ”, которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегла от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.

В январе 1916 Байтурсынов - участник заседания мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Феврале и Октябре революциям Байтурсынов сформулировал так: “Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении”. Осторожное отношение казахов к Октябрской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества. Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов - создатели партии “Алаш” и правительства Алашорды, “отцы” казахской национальной государственной идеи.

В марте 1919 Байтурсынов направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома.

В 1920 Байтурсынов написал письма В.И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в установлении границ между Казахстаном и Россией.

В апреле 1920 Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920-1921 - нарком образования КазАССР. В 1922-1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921-1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.

2 июня 1929 в Алматы вместе с другими членами Алашорды Байтурсынов был арестован и переправлен в московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. Байтурсынова приговорили к расстрелу.

В феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 - на трехлетнюю ссылку в Архангельск.

В 1934 Байтурсынов досрочно освобожден и возвратился в Алматы.

8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: “Мой идеал - по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание”.

8 декабря 1938 Байтурсынов был расстрелян. Первая книга Байтурсынова “Қырық мысал” (“Сорок басен”) вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” (“Комар”, 1911) - приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.

Статья “Главный казахский поэт” - одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении.

“Әдебиет танытқыш” (1926) - первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение - сказание “Ер Сайын” (1923) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов - основоположник казахской профессиональной журналистики. Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта нас. Байтурсынов - автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабские графики был адаптирован к казахскому язsre и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности.

“Оқу құралы” (“Учебное пособие”, 1912) - один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 несколько раз переиздавался. “Тiл - құрал” - первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура. Состоит из следующих частей: Морфология (1914), Фонетика (1915), Синтаксис (1916). Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию: имя существительное, глагол, местоимение, междометие, наречие, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, служебные слова, часть речи, предложение, сложное предложение, обращение и другие. Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей “Тiл жұмсар” и учебное пособие “Баяншы”.

В 1923 в Оренбурге и Ташкенте торжественно отмечалось 50-летие Байтурсынова Известные деятели С.Садвакасов, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, М.Дулатов, Е.Омаров высоко оценили его вклад в развитие науки, культуры и просвещения. М.Ауэзов в статье “50-летний той Ахана” писал: “До недавнего времени он [Байтурсынов] был нашим поводырем. Свежи в памяти назидания, рожденные его пером образы. Провозглашенные им в эпоху царизма лозунги против колониального насилия, заложенные в умы высокие идеи, как детские впечатления, навсегда останутся в сердце”. В “Литературной энциклопедии” (М., 1929) Байтурсынов отмечен как “выдающийся казахский поэт, журналист и педагог. Реформатор орфографии казахского языка и основатель теории казахской литературы”. В книге М.П. Баталова и М.С. Сильченко “Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе” (1933) подчеркивается социальная значимость деятельности Байтурсынова, его заслуга в пробуждении общественно-культурного сознания казахского народа. Тюрколог академик А.Н. Кононов в “Библиографическом справочнике отечественных тюркологов” (1974), проанализировав общественно-политическую и научную деятельность ученого, приводит полную библиографию трудов Байтурсынов В СССР имя Байтурсынова длительное время находилось под запретом, о нем высказывались односторонние критические суждения.

В 1988 Байтурсынов реабилитирован. В честь Байтурсынова названы улицы и школы Казахстана, Институт языкознания, университет в городе Костанай. В 1998 торжественно отмечалось 125-летие со дня рождения Байтурсынова; в городе Алматы прошла Республиканская научная конференция, открыты дом-музей и памятник Байтурсынову.

Как сложилась жизнь потомков одного из основателей правительства Алаш-Орды, лингвиста и просветителя Ахмета БАЙТУРСЫНОВА (на правом снимке)? Истории тех, кому почти всю жизнь пришлось скрывать свое происхождение.

Встречу мы назначаем в доме-музее Ахмета Байтурсынова в Алматы. Несколько просторных комнат, интерьер, который попытались максимально приблизить к тому, что был при жизни ученого-лингвиста, и вещи - свидетели тех дней. Это дом приемной дочери Ахмета Шолпан, здесь он провел последние годы своей жизни, отсюда его навсегда забрали в октябре 1937 года.
Мы располагаемся в одной из комнат, вокруг стенды с фотографиями ученого и рассказы о нем. Их - детей, внуков и правнуков родных братьев и сестры Ахмета Байтурсынова - очень много. Они разбросаны по всему Казахстану и миру. Но эту фамилию носит только наш герой - Серик Самыратович БАЙТУРСЫНОВ (на верхнем снимке) , внук Ахмета. Впрочем, блюстители точных фактов могут придраться к моим словам. Ведь общеизвестно, что Байтурсынов был женат, но своих детей у него не было. А соответственно, не может быть и внуков. Но история этой семьи настолько запутана, что порой напоминает детектив. Да, у Байтурсынова были только приемные дети. В официальных источниках значатся три имени: Аумат, Казихан и Шолпан - это родные племянники просветителя, которых он воспитывал. Но был и еще один приемный ребенок - отец нашего героя Самырат КАКИШЕВ, происхождение которого скрывали и при жизни Байтурсынова, и многие годы после его смерти. Такая таинственность объясняется очень просто:
Самырат был самым младшим мальчиком в роду Байтурсыновых - как говорят казахи, шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Ребенок, жизнь которого нужно было сохранить во что бы то ни стало, и это не раз делали все, кто хоть как-то был причастен к этой семье. Однажды, после ареста Байтурсынова, в аул, где жил Самырат со своими родными, нагрянули военные. Они искали мальчиков - продолжателей рода великого казахского просветителя. Тогда одна из женщин накрыла Самырата большим казаном и этим спасла его.
- Мой отец - сын самого младшего брата Ахмета Байтурсынова Машена, которого репрессировали в тридцатых годах. У отца было 12 старших сестер, из которых в живых осталась только Шолпан - та самая девочка, которую удочерил Ахмет. Остальные умерли, - рассказывает Серик Самыратович. - Времена были тяжелые. Сам Байтурсынов в то время находился в ссылке, а мой папа - тогда еще совсем мальчик - попал в интернат. Там он жил вместе с сестренкой. Чтобы сохранить жизнь брата, она отдавала ему свою еду и в результате умерла от голода. Когда Ахмета освободили и он вернулся в Алма-Ату, то стал искать родных и выяснил, что самый младший племянник - в интернате. По просьбе Байтурсынова отца нашли и привезли в Алма-Ату. Тогда папе было 14 лет.
Самырат всю жизнь носил фамилию Какишев и только зрелым человеком взял отчество Байтурсынович. О том, что он потомок одного из основателей правительства Алаш-Орды, мужчина практически никому не рассказывал. Об этом знали только самые близкие. Все это объясняется просто: двое старших приемных сыновей Байтурсынова сгинули в лагерях еще в тридцатых, а приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи носившая фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова, из-за гонений на приемного отца дважды сидела в тюрьме. Но несмотря на трудное детство и родственника - врага народа, Самырат сумел крепко встать на ноги. В советские времена он был почетным строителем: его детища - гостиница “Казахстан” и баня “Арасан”, и занимал различные посты на госслужбе. Но все равно тщательно скрывал свое происхождение.

- Я и сам почти всю жизнь был Какишевым, это отец настоял на том, чтобы я взял фамилию великого предка. Это произошло уже в 90-х, - продолжает Серик Самыратович. - После этого, конечно, говорили, что я сделал это специально: мол, решил воспользоваться громкой фамилией. Но, знаете, это совершенно не так. Мне не нравится, когда меня воспринимают только как внука Байтурсынова. Ведь я и сам из себя что-то представляю. О том, что наша семья имеет к нему какое-то отношение, я узнал, когда был подростком. Но родители мне сказали, что никому рассказывать об этом нельзя. И я молчал. Мы смогли говорить о том, что мы Байтурсыновы, только в конце 80-х, когда дед был реабилитирован.
Внешне наш герой абсолютный славянин, пошел в маму-белоруску. Из-за этого в его жизни возникало немало забавных ситуаций. Внук Ахмета Байтурсынова? Кто? Этот русский парень? Некоторые даже не верили. Но Серик Самыратович относится к этому с юмором.
- Так распорядилась природа, - улыбается он. - Вот мои родные сестры и мои дети похожи на казахов. А я пошел в маму, но ведь внешность не главное.
Серик не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к строительству. Он всю жизнь занимался спортом. Сначала был футболистом, потом тренером, а потом стал руководителем. Сейчас он директор специализированной школы высшего спортивного мастерства.
- Мы всего добились сами: ни отец, ни я не могли воспользоваться родственными связями, - признается мужчина. - Хотя, конечно, после того как я стал Байтурсыновым, некоторые казахи стали относиться ко мне с большим вниманием. Все-таки Ахмет для нашего народа - это величина. Даже президент сказал, что Байтурсынов - это совесть и честь нации.
Некоторых из своих многочисленных двоюродных братьев и сестер Серик Самыратович даже не знает. Ближе всех для него семья Шолпан - его родной тети, той самой приемной дочери Байтурсынова. Ее дочь Айман - лаборант, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком. Сейчас их связывает музей, который появился на карте Алматы благодаря стараниям Шолпан и Самырата, который умер в 1997 году. Они сделали все, чтобы дом, который тогда принадлежал совершенно посторонним людям, сделали местом памяти великого казаха. Его близкие собираются здесь по праздникам. Главный за столом Серик Самыратович - теперь он хранитель шанырака. Человек, который должен передать следующим поколениям память о своем знаменитом предке.

1. Будущий просветитель родился на территории нынешней Костанайской области в 1873 году. Судьба распорядилась так, что Ахмету пришлось расти без отца: когда мальчику было 13 лет, его отец был осужден за избиение начальника уезда – тот оскорбил род Байтурсына – и сослан на каторжные работы в Сибирь. Его бунтарский характер передался Ахмету.

2. Подрастающий Ахмет посвятил юность не работе на пастбище и не забавам, присущим подросткам, а самообразованию. Сначала он окончил русско-казахскую школу, основанную Ибраем Алтынсариным в Торгае, затем Оренбургское учительское училище. Так Байтурсынов стал педагогом в Актюбинском, Каркалинском и Костанайском уездах.

3. Во время работы учителем Ахмет повстречал любовь своей жизни – дочь лесника Александру Ивановну. Правда, под этим именем ее впоследствии мало кто знал: после заключения брака в мечети города Троицка девушка начала исповедовать ислам и стала зваться Бадрисафой Мухамедсадыккызы.

4. Ахмет Байтурсынов был первым редактором газеты «Казах», первый номер которой вышел в 1913 году. У издания было более трех тысяч подписчиков, его читали на казахской земле, а также в России и Китае. На его страницах Байтурсынов с единомышленниками поднимали проблемы развития казахского языка, призывали народ к единению и политической борьбе.

5. Байтурсынов был автором первого казахского «Букваря», провел языковую реформу, создал собственный алфавит . Также из-под его пера вышли такие лингвистические труды как «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики» и другие.

6. Пробовал себя Ахмет Байтурсынов и как поэт, и как баснописец. Например, взяв за основу сюжеты классических басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и добавив к ним национальный колорит, он создал оригинальные произведения, в которых обличал колонизаторскую политику России, произвол властей.

7. Имя Байтурсынова связано с созданием Алаш-Орды и партии «Алаш». Он был одним из авторов программы партии, ключевой идеей которой было создание казахской автономии. За участие в деятельности партии на Байтурсынова началась охота, последовали один арест за другим.

8. В 1909 году ученый был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму за распространение идеи автономного самоуправления. В 1929 году случился второй арест: Байтурсынова обвиняли в том, что во время поездки в Баку он встречался с зарубежными учеными, а также пытался наладить связь с Мустафой Чокаем. Через год ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке восстания в Казахской степи. Потом была ссылка в Архангельск.

9. В Алма-Ату Ахмет Байтурсынов вернулся в 1934 году. Однако спустя три года, в 1937 году, поднялась новая волна сталинских репрессий. Байтурсынова и других представителей интеллигенции арестовали и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Супругу Байтурсынова Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область, где она тяжело заболела.

10. Имя Ахмета Байтурсынова было реабилитировано только в 1988 году. Сегодня в честь него названы улицы во многих городах Казахстана, установлены памятники. В Костанае его именем назван университет, в котором открыт музей. В Алматы действует музей в доме, в котором хоть и недолго, но жил и работал этот талантливый ученый и просветитель, ярый борец за свободу своего народа.


Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова


Памятник А. Байтурсынову в г. Костанае


Дом-музей Байтурсынова в Алматы


Бюст А. Байтурсынова у Дома-музея в Алматы