Зачем ему нужно управление эмоциями. Управление эмоциями других и манипуляции

Невероятные факты

Эмоции испытывать нормально, проблема состоит в том, что часто мы совершенно не знаем, что с ними делать.

Поэтому в большинстве случаев мы прибегаем к знакомым методам. Для мужчин выходом чаще всего становятся видеоигры, алкоголь и курение. Женщины справляются со своими эмоциями с помощью еды или шопинга.

Хорошо, если это происходит время от времени. Однако чаще всего такими нездоровыми методами мы пользуемся регулярно. В конце концов, страдают наши отношения, работа и здоровье.

Как же научиться управлять своими эмоциями эффективно?

Есть несколько правил, которые нужно помнить.

Как научиться контролировать свои эмоции


1. Вы не выбираете свои эмоции, потому что они возникают в той части мозга, которую мы не контролируем.

2. Эмоции не поддаются правилам морали. Они не плохие и не хорошие, правильные или неправильные. Это просто эмоции.

3. Вы отвечаете за свои эмоции.

4. Вы можете подавить эмоции, но не можете от них избавиться.

5. Эмоции могут сбить вас с пути или повести вас по правильной дороге. Все зависит от ваших действий.

6. Чем больше вы их игнорируете, тем сильнее они становятся.

7. Единственный способ справиться с эмоциями – это позволить себе их прочувствовать .

8. Эмоции подпитывают ваши мысли. Вы можете использовать свои мысли, чтобы управлять своими эмоциями.

9. Вам нужно понять свои эмоции, и то, что они хотят вам сказать, чтобы вы могли справиться со стрессом. Другими словами, вам нужно переварить свои эмоции.

10. Каждая эмоция несет в себе важное послание. Это послание помогает вам лучше себя понять, даже если вы пытаетесь это скрыть. Сделайте себе одолжение и примите все эмоции, которые у вас возникают, прочувствовав их.

11. То, как ваши родители реагировали на ваши эмоции, определяет то, как вы относитесь к своим эмоциям сейчас. По мере того, как вы взрослели, ваши эмоции взрослели вместе с вами. Они развивались, становились глубже и влиятельнее.

Как управлять эмоциями


Ваши эмоции давно пытаются выйти на поверхность. Они не исчезают, а уходят корнями вглубь, и эти корни имеют смысл.

Если вы хотите лучше узнать свои эмоции, начните их признавать, чтобы избежать недопонимания с окружающими.

Есть несколько простых шагов, как научиться справляться со своими эмоциями.

1. Какую эмоцию вы испытываете

Первое, что вам нужно сделать, это определить, что вы чувствуете. Психологи выделяют 4 основные эмоции: тревога, грусть, злость, радость.

Когда вы тревожитесь, вас посещают мысли: "Я что если я не найду работу? ", "Что если я останусь одинокой? ", "Что если я провалю экзамен? ". Вы беспокоитесь о будущем и о том, что может пойти не так. Физически вы можете ощущать усиленное сердцебиение, напряжение мышц, сжатие челюсти.

Когда вы грустите, у вас возникают негативные мысли о прошлом. Вы чувствуете усталость и тяжесть, можете плакать и с трудом концентрируетесь.

Злость выражается в мыслях, сосредоточенных на том, как кто-то посягнул на ваши ценности. Физические симптомы похожи на таковые при тревоге: учащенное сердцебиение, чувство сдавливания в груди.

Когда вы радуетесь, мысли сосредоточены на ваших достижениях. Например, вы получили желанную работу, купили квартиру, или вам сделали комплимент. Физически вы ощущаете легкость и спокойствие, улыбаетесь и смеетесь.

2. Определите послание ваших эмоций

Задайте себе вопрос, чтобы понять, почему у вас появилась та или иная эмоция:

Тревога: Чего я боюсь?

Грусть: Что я потерял/а?

Злость: Какие мои ценности задел другой человек?

Счастье: Что я приобрел/а?

Управление эмоциями


Как только вы определили эмоцию и ее послание, вам нужно начать действовать. Спросите себя, есть ли что-то, что способно решить ситуацию. Если это возможно, сделайте это.

Например, если вам грустно, и вы не можете найти работу, вы можете обратиться к друзьям и знакомым за помощью.

Если вы ничего не можете сделать, подумайте о том, как вы можете справиться с эмоцией. Займитесь медитацией, поговорите с другом, запишите свои мысли на бумаге, займитесь физической активностью, обратитесь за профессиональной помощью. Выберите то, что подходит именно вам.

Эмоции и чувства – это реакция нервной системы на окружающую действительность, когда человек переживает горе или радость, волнение, страх, гнев, восхищение и т. п. Сила и характер эмоций зависит от состояния нервной системы человека, его культуры, темперамента, склонностей и привычек. Но каждый должен научиться сдерживать себя, уметь управлять своими эмоциями и чувствами.

Ученые считают, что эмоции и чувства человека, так же, как и мышцы, поддаются тренировке. Можно выработать чувство юмора, стать жизнерадостным, научиться доброжелательному отношению к людям, умению переключить внимание на то, что поднимает настроение, например: заняться любимым делом, поговорить с другом, послушать музыку.

Помните, что частые и длительные отрицательные эмоции и чувства, как гнев, злоба, ревность, недовольство собой, зависть и др. плохо сказываются на работе сердечно сосудистой системы, печени, желудка и других органах. Причём внутренние органы приводятся в эмоциональное возбуждение независимо от нашего желания.

ПРИМЕР: Посмотрим на бутылку вина. Вино прозрачное, но на дне осадок. Если бутылку встряхнуть, то всё вино станет мутным. То же самое происходит в нашем организме. Осадок – это наши болезни. Стресс сильно встряхивает его и поднимает все болезни. Иногда, отрицательная эмоция, длящаяся секунды, требует продолжительного лечения её последствий.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
Влияние стресса: При частых и сильных стрессах нарушается обмен веществ, трудно удаляются продукты распада, которые скапливаются и отравляют его, страдают железы внутренней секреции. Например, вес щитовидной железы (25г) может снизиться до 10г, а это ухудшает самочувствие, появляется утомляемость и сонливость, ослабляется роль сознания, вследствие чего возникают конфликты, срывы.

Управление эмоциями и чувствами. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ. ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.

Управление стрессом и поведение в стрессовых ситуациях заключается в следующих 5 правилах:

1.«СОБЕРИСЬ!». Полностью сосредоточить внимание на поставленной задаче и отключиться от всего постороннего. Это удается не всем, поэтому, сосредоточенность внимания надо тренировать. Можно при помощи часов. Зафиксировать взгляд на секундной стрелке и проследить, пока она пройдет полный круг, не отвлекаясь на постороннее.

Ежедневно прибавлять по кругу и довести до 3-5 минут. Делать это нужно в любое свободное время до 5-10 раз в день. Помогает полностью сосредоточиться на том, что предстоит сделать.

2. «ВЫКЛЮЧИСЬ». Это умение обратно предыдущему. Сконцентрировать внимание на мыслях об отдыхе, чтобы выйти из напряжения, и думать только о приятном. Можно сделать глубокие приседания, затем походить, одновременно выполняя движения руками, ногами и всем телом. Дыхание должно быть таким: короткий вдох и продолжительный полный выдох.

3. «НЕ ЗЛИСЬ». Всем известно, что многие люди, попав в неприятную ситуацию или потерпев неудачу, начинают злиться на окружающих. Однако, злость – эмоция вредная, она не позволяет сконцентрировать внимание на причинах неудач и человек видит только последствия. При этом теряет способность к здравомыслию.

4. «НА ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ И НЕУДАЧИ МОБИЛИЗУЮСЬ БЫСТРО И ПРЕДЕЛЬНО!» Очень важно научиться направлять все свои силы на преодоление трудностей или неудач, вместо того, чтобы злиться на окружающих и обвинять всех.

5. «ПРИБАВЬ В КОНЦЕ». Часто бывает, заканчивая какое-то дело, человек думает, что трудности все позади, но происходит срыв. Объясняются подобные неудачи просто. В процессе работы человек затрачивает энергию и это приводит к, часто не ощущаемому, утомлению. Ослабляется внимание и ухудшается контроль над точностью выполняемых движений – появляются ошибки. После окончания напряженной работы, выполните правило №2 «Выключись».

Рекомендуется просмотреть себя с позиции изложенных пяти правил поведения в стрессовых ситуациях, когда вам предстоит любое ответственное дело. И если где-то обнаружится слабость, принять это во внимание.

Для овладения правилами управления стрессом требуется время: кому-то несколько дней, кому-то несколько недель, а над 1 и 4 правилом нужно работать всю жизнь.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНЯТЬ СТРЕСС?

Есть несколько способов снятия стресса – это прием ванны, дыхательные упражнения, занятия спортом.

Снять стресс поможет — Прием ванны:

Прием теплой ванны не только доставляет удовольствие. Теплая вода способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения, устранению застойных явлений в организме и может успокаивать. Но нужно избегать слишком горячей воды – эффект будет противоположный. Для общего расслабления рекомендуется прием теплой ванны в течение 15 минут.

Дыхательные упражнения для снятия стресса. Глубокое дыхание:

Самым простым и эффективным способом справиться со стрессом является глубокое дыхание. При глубоком, ровном дыхании организм успокаивается и расслабляется. В стрессовых ситуациях обычно наблюдается учащенное дыхание и сердцебиение, но если человек сознательно заставляет себя дышать размеренно и глубоко, то это поможет взять под контроль эмоции и чувства и управлять ими. Наиболее легким способом борьбы со стрессом является дыхание животом.

Техника дыхания животом:

Удобно сесть, одну руку положить на живот под ребрами, другую руку положить на грудь. Носом сделать глубокий вдох – при этом грудь остается неподвижной, а живот под рукой поднимается. Выдох через рот – губы сжать, как для свиста и выдохнуть. Вы должны чувствовать, как опускается живот и прижимаете руку, чтобы выдохнуть весь воздух. Вдох и выдох делаются очень медленно. Начинайте с 3 глубоких дыханий и постепенно увеличивайте до 10-15 дыханий.

Глубокое дыхание животом можно делать и лежа на ровной поверхности. Вместо руки на живот можно положить книгу и следить, чтобы на вдохе книга поднималась, а на выдохе опускалась.

В начале занятий дыхательными упражнениями для снятия стресса может ощущаться головокружение – это значит, что вы слишком быстро дышите. Нужно замедлить дыхание и медленно остановиться.

Снять стресс поможет — Занятия спортом:

Исследования показывают, что регулярно и умеренно занимаясь спортом, человек может улучшить психическое здоровье, и повысить уверенность в своих силах. С помощью физических упражнений улучшается настроение, проходит депрессия, тревога и стресс. Например, 20 минут бега не только снимут стресс, но и вызовут оптимизм и чувство благополучия. При занятиях спортом мышцы устают, а психика отдыхает.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНИЗИТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ?

Как защитить себя от чрезмерного нервно-психического напряжения? Во первых, постараться создать благоприятную и доброжелательную атмосферу на работе, на отдыхе, в быту, избегать конфликтных ситуаций и насколько возможно, сохранять мирные отношения со всеми.

Смягчить последствия сильного нервно-психического напряжения поможет двигательная активность: физическая работа, быстрая и длительная ходьба, физические упражнения. Тогда нервное напряжение не затронет сердечно сосудистую систему.

Не допускайте, чтобы отрицательные эмоции и чувства взяли власть над вами и приобрели устойчивую форму. Учитесь управлять эмоциями и чувствами, пользуйтесь приемами самовнушения и стремитесь к тому, чтобы у вас преобладали положительные чувства и эмоции, которые обогащают жизнь человека.

Психическая неустойчивость и плохая контактность возникают от чувства одиночества и никчемности, неуверенности в себе.

Наша жизнь перенасыщена информацией, запрограммирована компьютером повседневности, события следуют с неумолимой скоростью. Не распределяйте своё свободное время по телевизионной программе. Мы часто наблюдаем за чужой жизнью на экране и забываем о своей собственной. Слушаем чужие разговоры, но сами не общаемся с близкими людьми, с друзьями. Мы не знаем своих соседей, но политиков разных стран мы знаем в лицо. Всё меньше времени и сил у нас остается на активную жизнь. От всего этого страдает наше здоровье, и физическое и психическое.

Управление эмоциями и чувствами. КАК УКРЕПИТЬ ПСИХИКУ?

Для укрепления психики, следует провести самоанализ и объективно ответить себе на такие вопросы: Что меня угнетает? Чего я опасаюсь? Что я делаю неправильно? Какую проблему нужно решить в первую очередь? Какая у меня основная цель? Что я должен делать, чтобы достичь её?

Физические упражнения называют прекрасным средством для разгрузки нервной системы. Сюда включаются все формы тренировок – от легкой ходьбы или утренней зарядки до марафонских пробегов. После физических нагрузок человек испытывает чувство удовлетворения, а это положительно сказывается на образе мышления и поступках.

Людям, страдающим от одиночества, и особенно психологи рекомендуют коллективные спортивные занятия. Кроме того, одиноким людям советуют чаще ходить в гости и самим быть гостеприимными, посещать театры, выставки и концерты, стремиться расширять круг своих знакомых, постоянно поддерживать контакты с друзьями. Это укрепляет психику и делает жизнь радостной и насыщенной.

Управление эмоциями и чувствами. ЧУВСТВО ЗАВИСТИ. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСТИ?

Чувство зависти может овладеть каждым человеком. Это не зависит от того, богат человек или беден, талантливый он или ничего не умеет делать, успешен в жизни или нет.

Завидовать – значит испытывать чувство досады по поводу достатка, благополучия или положения другого человека.

Слово «зависть» подразумевает желание лишить другого человека того, чем он обладает. И завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, но он хочет, чтобы у них тоже этого не было.

Чувство зависти проявляется и тогда, когда тебе кто-то не нравится только потому, что другие называют его хорошим, красивым и умным. Поэтому родителям нужно быть осторожными, чтобы не относиться к одному из своих детей как-то особенно.

Если зависть поселяется в нашем сердце, мы затаиваем обиду, приписываем тому человеку плохие мотивы, сосредоточиваемся только на себе и не можем ясно мыслить. Это порождает ненависть, хотя человек, которому завидуют, не заслуживает плохого обращения, но мы выплескиваем на него свои отрицательные эмоции.

Зависть – плохое чувство. Чем опасно чувство зависти? Пламя зависти ослепляет, заставляет забыть обо всех добрых делах и лишает радости.

Как избавиться от чувства зависти? Как научиться управлять своими эмоциями и не позволить чувству зависти овладеть нами? Стремитесь делать добро другим и искренне радуйтесь их успехам – тогда станете более счастливыми. Положительные эмоции и чувства обогащают жизнь человека!

Управление эмоциями — это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться. Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации. Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.

Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.

Управление эмоциями включает в себя умение задействовать их, задать им направление — например, воодушевить себя и других к деятельности. И сегодня перед нами уже более актуальным явился вопрос не «как избавиться от эмоций», а «как отпустить свои эмоции». Мы научились подавлять себя и потеряли способность естественного самовыражения, грубо обрезая реакции вместо того, чтобы грамотно преобразовать их, направить, словно реку в иное русло, сублимировать. Подавленные реакции есть частая причина не лишь психических проблем человека, а и многих заболеваний, психосоматически тесно связанных с переживаниями.

Управление эмоциями — психология

Навык управления над нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций — сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают и с окружающими людьми.

Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и — это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни. Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную , участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе — делал жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала , ничего не хотелось делать.

Чем больше эмоций — тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС. Иногда такая осторожность уместна, иногда нет — и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.

Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция — мышцы начинают работать. Например, ожидая что-то важное или страшное — буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс — тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять. Однако эмоции, даже негативные — всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в к окружающим и . А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось. И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью.

Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье. Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат — и поступки. Во время личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха. Даже если не получается изменить эмоции — человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.

В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние , вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.

Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень , который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным . Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию. В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без открыт перед ними, проявлять сговорчивость и , умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям. Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.

Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности — пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: , самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.

Также для самой возможности управлять эмоциями, сначала нужно снизить уровень стресса, который забирает энергию, а при длительном воздействии и истощает нервную систему, делая невозможным изменения в — на них не хватает сил. Определите источник стресса и самостоятельно или с помощью специалиста постарайтесь справиться с ним. Простой житейский совет относиться к происходящему проще помогает сохранять оптимизм, который способствует душевному благополучию и расположению других людей.

Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: , гуманистическом, и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.

Павловым выведена и сейчас активно используется формула эмоционального реагирования: S → K → R = C , где S — активирующая ситуация, K — когнитивная оценка ситуации, R — реакция, C — последствия ситуации. Например, вы приобрели дорогой билет на самолет, но опоздали на него (S) и вините в этом медлительность водителя такси (K), в связи с чем испытываете злость и досаду (R), в результате зарекаетесь больше не ездить на такси или автоматически агрессивно реагируете на все последующие поездки (C). Но что если вы узнаете — самолет разбился? В таком случае вы подумаете, что как прекрасно, что водитель опоздал (K), и последующая эмоциональная реакция (R) будет иной, а в связи с ней и последствия ситуации (C). Из этого исходит, что для изменения эмоций нужно контролировать именно свою когнитивную оценку происходящего, ту мысль, что молниеносно приходит перед эмоцией и даже не всегда осознается, не пересматривается, но запускает эмоциональную реакцию. Действительно, как в пословице: «Мысль, прилетевшая как голубь — правит миром».

Наши глубинные убеждения сопровождаются привычными способами реагирования — стратегиями поведения, а они являются источниками таких автоматических когниций — наших мгновенных и часто неосознаваемых трактовок происходящего. Чтобы изменить эмоцию — нужно проанализировать ситуацию и сделать перетрактовку, что повлечет за собой другую эмоцию и, соответственно, другой исход. Например, вы за рулем, вас «подрезали». Если дать ход наиболее распространенной в ситуациях на дороге мысли, что другой водитель крайне глуп и груб, то соответствующей реакцией будет агрессия. Но когнитивно-поведенческий подход предлагает не следовать автоматизмам, а самостоятельно найти альтернативную трактовку ситуации, чтобы не выходить из себя: подумать, что тот водитель, может быть, оказался впервые после обучения за рулем, у него случилось несчастье, он торопится в больницу. Тогда вы скорее испытаете сопереживание или как минимум солидарность с ним.

Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность — возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию. Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее. Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.

За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.

Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.

Эмоциями называются процессы, которые в форме переживаний отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека. Эти переживания выражают субъективное отношение человека к действительности и проявляются в виде радости, печали, возмущения, гнева страха и т.д. Многообразное проявление эмоциональной жизни человека может выражаться состояниями: аффекта; собственно эмоциями; чувствами; настроениями, стрессами.

Аффекты. Это наиболее мощная эмоциональная реакция. Она проявляется как сильное, бурное, кратковременное эмоциональное переживание, которое полностью захватывает психику человека. Аффект наступает в результате какого-либо сильного потрясения: страх; гнев - как реакция на насмешки и издевательства; ступор при сообщении о смерти близкого; эйфория после освобождения от опасности и т. п. В состоянии аффекта человек, как правило, забывает все, что происходило до события^ вызвавшего аффективную реакцию. Это состояние является практически неуправляемым.
Собственно эмоции. Представляют собой более длительную реакцию, которая возникает на совершившиеся события, а также на предполагаемые или вспоминаемые.
Чувства. Это устойчивые психические состояния, которые имеют четкий предметный характер. Они выражают устойчивые отношения к каким-либо реальным или воображаемым объектам. Человек не может переживать какое-либо чувство вообще. Оно обязательно привязано к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, он не может испытать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные (переживания человеком его отношений к другим людям);
- интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
- эстетические (чувства красоты при восприятии произведений искусства, явлений природы);
- практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение. Это наиболее длительное эмоциональное состояние, которое часто определяет поведение человека, так как на фоне настроения протекают все остальные психические процессы. Настроение связано с темпераментом человека, но во многом зависит от внешних факторов. Оптимистическое настроение положительно сказывается на внешности человека, выражении его лица (с ним охотно вступают в контакт окружающие). Производительность и качество труда положительно настроенного человека выше, чем у настроенного пессимистически.
Стресс. Это особая реакция организма на неожиданную (напряженную) обстановку. Реакция является неспецифической, так как может возникать в ответ либо на любое неблагоприятное воздействие (холод, боль, усталость, унижение, неудачи, неприятности на работе), либо на неожиданную радость (существуют выражения «умер от радости», «умер от смеха»).

Стресс является физиологической реакцией, которая мобилизует резервные возможности организма. Это выражается в изменении режима работы многих органов"и систем организма (учащается ритм сердца, повышается частота пульса, свертываемость крови и т. п.). Разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки в результате неблагоприятных воздействий. У одних наблюдается активная реакция, стресс стимулирует их, эффективность их деятельности может при этом повышаться до некоторого предела (о таких людях иногда говорят: «Без пинков, что без пряников»). Такой стресс психологи называют «стрессом льва». У других - реакция пассивная, эффективность их деятельности в стрессовой ситуации сразу падает («стресс кролика»).

Эмоциональное состояние человека может повышать или понижать его жизнедеятельность. Эти состояния называются соответственно стеническими и астеническими. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

Американский психолог У. Джеймс предположил, что эмоции характеризуются изменениями в деятельности внутренних органов, мышц (например, мимики лица). Эти изменения вызывают некую сумму органических ощущений, которые и представляют собой эмоции. В соответствии с этой теорией, если человек примет зажатую, скованную позу, опустит плечи и голову, то у него вскоре появится чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поднятая голова, развернутые плечи, улыбка на устах вызывают чувство уверенности, бодрости, хорошего настроения («кеер smile» - говорят американцы в связи с этим). Частично эти наблюдения справедливы, но все же ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, от радости активизируются мышцы, расширяются мелкие артерии, усиливается приток крови к коже, ускоряется кровообращение, которое облегчает питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость способствует сохранению молодости, так как создает оптимальные условия питания всех тканей тела. Печаль, наоборот, парализует действие мышц. Движения печального человека, как правило, медленные и слабые; сосуды от печали сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, тяжесть в груди из-за недостатка воздуха. Огорчения, печаль старят, поскольку сопровождаются изменениями ногтей, зубов, волос и пр. Таким образом, если человек хочет дольше сохранить молодость, то ему не следует выходить из душевного равновесия по пустякам, а чаще радоваться, стремиться удержать хорошее настроение в себе и вокруг себя.

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают у человека тогда, когда его ожидания совпадают с полученным полезным результатом какого-либо свершившегося акта или превышают его. Напротив, несовпадения с ожидаемым результатом или его недостаток ведут к отрицательным эмоциям (горе, печаль, недовольство). Отрицательные эмоции могут возникать тогда, когда жизненные потребности и возможности их удовлетворения не согласуются между собой, т. е. человек ймеет какую-либо цель, а как ее достичь, не знает. Это происходит вследствие его неинформированности либо избытка актуальных сведений по его проблеме и неспособности этого человека принять единственно правильное решение, анализируя возможные варианты. Поэтому информированность, знания, опыт, образованность личности в ряде случаев снимают отрицательные эмоции.

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов сделал попытку объяснить природу таких отрицательных эмоций человека, как обида, вина, стыд, зависть, тщеславие, злорадство.

Чувство обиды возникает у человека только в общении с людьми, которые для него что-то значат, и от которых он ждет особого к себе отношения. В случае когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида. Обида - это эгоистическое чувство, поскольку обиженный человек программирует поведение близких людей, лишая их самостоятельности. Часто обижаются, как правило, слабые люди (дети, старики), эксплуатируя любовь к ним других людей. Своим поведением они формируют у обидчика чувство вины. Так как обида - это мучительное чувство, она часто скрывается человеком и заменяется другими эмоциями (чувством мести, умственной агрессией). Умственная агрессия опасна тем, что включает механизмы драки, но не использует их, в результате чего могут возникнуть психические расстройства. Лучшим способом избавления от обиды является творчество, чувство собственного достоинства, значимости, силы духа.

Вина - это чувство, противоположное обиде. Она не имеет характерных внешних признаков, жестов, экспрессии. Чувство вины испытывается благодаря мышлению. Оно переживается сильнее, чем обида. С обидой можно справиться путем прощения обидчика, т. е. изменения своих ожиданий от него. С виной можно справиться, только изменив ожидания другого, а это труднее. Чувство вины не может переживаться человеком слишком долго, но может ослабляться чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины, т. е. из виноватого человек может превратиться в обидчика. Но это самая тяжелая расплата для него.

Если человек не соответствует ожиданиям общества, то возникает чувство стыда. Родители, воспитатели, книги, идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом критериями таких представлений общество выбирает собственную безопасность. В этом плане даже культуру можно рассматривать как механизм защиты наиболее слабых членов общества и его целостности. Культура призвана ограничивать инстинкты (прежде всего агрессивные, сексуальные), вырабатывать правила поведения. За нарушения этих правил человек испытывает психологическое наказание (стыд, вину). Существует понятие: социальный стыд (когда люди стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц); стыд атрибутивный (предметом стыда являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе); комплекс неполноценности (когда люди стыдятся за все признаки, которые они приписывают сами себе). Стыд - это важная эмоция, способствующая приспособлению человека к жизни в обществе. Стыд способствует углублению самосознания, формированию самоуважения, оценки последствий своих поступков, чувствительности к оценкам других. В зрелом возрасте стыд нужно уметь не только переживать, но и анализировать.

Основным компонентом таких эмоций, как зависть, тщеславие, злорадство, является сравнение примерно в такой форме: 1) зависть: «он такой же, как я, но у него лучше»; 2) тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше»; 3) злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже». Стремление человека сравнивать себя с другими постоянно поддерживается духом соперничества. Но в этих условиях успех и неудача оказываются для человека одинаково опасными. Неудача может обернуться насмешками, травлей, «уходом с арены», а успех вызывает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединяются против удачливого. Отказ от соперничества в условиях цивилизованной жизни также неприемлем, так как часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности. Так что «золотой серединой», избавляющей человека от зависти к другим людям, является его умение оценивать себя, ставить перед собой реально достижимые для него цели и добиваться их осуществления без ущерба для других людей.

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:
1) правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
2) достаточная информированность по данному событию (проблеме);
3) заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

Выполнение этих условий означает следующее: понижение значимости события в случае поражения позволяет отойти на заранее подготовленные позиции и подготовиться к следующей попытке (штурму) без значимых потерь для здоровья. Не даром древняя восточная молитва гласит: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать! Дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать! Дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!»

Когда человек сильно возбужден, то успокаивать его не следует. Это не даст никаких результатов. Чтобы помочь снять эмоциональное напряжение, нужно дать ему возможность выговориться до конца, и выслушивать его не перебивая. Иногда потребность в эмоциональной разрядке сводится к тому, что человек начинает метаться из стороны с сторону, бить посуду, рвать что-либо, кричать. После эмоциональной разрядки возбуждение снижается, и в это время его можно успокоить, разъяснить что-либо, направить. Нормализации состояния после эмоционального возбуждения способствуют физические нагрузки (бег, работа по дому, в саду и т. д.).

Экстренному понижению уровня эмоционального возбуждения способствуют расслабление мускулатуры, глубокое дыхание, быстрое переключение сознания на какую-либо деятельность (например, счет до 100 и обратно), воспоминания о приятном и т. п. Методы аутогенной тренировки (релаксации) способны привести человека в спокойное состояние за 5-10 мин (см. гл. 12). Снятию психического напряжения способствует активизация чувства юмора, умение улыбнуться (пошутить) в трудной, напряженной ситуации. Смех вызывает расслабление мышц, нормализует сердцебиение, т. е. имеет большую функциональную значимость.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое – самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Значение эмоций в жизни человека

Для каждого человека важно взаимопонимание с родными, друзьями, коллегами, да и вообще с окружающим миром. Однако даже самые близкие люди, имеют свои особенные убеждения, характер, настроение. Эти различия создают барьеры взаимопонимания и провоцируют конфликты в различных ситуациях общения.

Гнев, обида, ссора – эти негативные проявления крадут позитивные вложения с эмоционального счета доверия и могут полностью опустошить его. Неконтролируемые эмоции могут побудить человека в запале наговорить лишнего, наломать дров. Одумавшись, он осознаёт, что зря погорячился, сначала следовало всё взвесить. Поэтому необходимо изучить психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Управление эмоциями, это отнюдь не их подавление. Выход эмоций необходим человеку. Доказано, невозможность выразить чувства негативно отражается на психическом и физическом здоровье. Застарелые обиды, скрытый гнев, невыплаканные слёзы – психосоматические причины многих заболеваний. Если человек стремится любой ценой сохранять внешнее спокойствие, он рискует всерьез заболеть.

Эмоции – крайне необходимый механизм для мгновенного реагирования организма на стресс. Испуг придает энергии для бегства от опасности; ярость активизирует мускулатуру и отключает страх; гнев сметает на пути все препятствия. Под воздействием эмоций происходит мгновенная мобилизация сил, тогда как разум не может в такой степени влиять на физиологические процессы.

Эмоциями необходимо разумно управлять тогда, когда речь идёт не о выживании, а о повседневном общении, когда бурные переживания или апатия мешают взаимопониманию. Если вы время от времени испытываете неконтролируемые чувства: гнев, раздражение, обиду, вину, тревогу, и вам хотелось избавиться от этих разрушительных эмоций, научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, овладейте практическими навыками быстрого восстановления и сохранения внутреннего душевного равновесия в любых жизненных ситуациях.

Следует отметить, что общая отличительная черта характера долгожителей – способность находить радость в жизненных мелочах. Этому психологическому типу свойственны доброжелательность и отсутствие враждебности к окружающему миру. Также существенным плюсом умения управлять переживаниями является успешность в жизни. Способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, психологи называют эмоциональным интеллектом (ЭИ). У человека с высоким уровнем ЭИ больше шансов стать крупным бизнесменом, топ- менеджером, эффективным политиком, так как его поведение более адаптивно, а значит, он легче добивается своих целей во взаимодействии с окружающими.

Виды эмоций

В зависимости от интенсивности, выделяются следующие виды эмоций:

  • стенические (от греч. – сила): возбуждают, мотивируют к активной деятельности (радость, энтузиазм, страсть, гнев…). Сопровождаются интенсивными действиями, быстрым изменением состояния и большой тратой личных ресурсов.
  • астенические (от греч. – бессилие): тормозят, расслабляют, успокаивают или парализуют деятельность (боль, тоска, грусть…). Приводят к снижению активности, уменьшению траты ресурсов и переводят в состояние покоя, равновесия.

В зависимости от содержания, эмоции могут быть следующих видов:

  • отрицательные (негативные): возникают при ухудшении состояния (грусть, гнев…). Мотивируют систему на выполнение действий для восстановления исходного состояния;
  • нейтральные: возникают при продолжительном отсутствии изменения состояния (скука, апатия…);
  • положительные (позитивные): возникают при улучшении состояния (радость, счастье…). Являются поддерживающим фактором, мотивирующим систему на всем пути к цели, пока она не будет достигнута.

В зависимости от изменения состояния, существуют следующие виды эмоций:

  • полезные: приводят к улучшению состояния системы. В одних ситуациях это могут быть позитивные эмоции (например, когда достигаешь цель), а в других – негативные (когда возникло препятствие или опасность).
  • вредные: приводят к ухудшению состояния.

В зависимости от степени влияния на деятельность, выделяются следующие виды эмоций:

  • простые (базовые): основываются на одном переживании (голоде, жажде, опасности…). Связаны с низшими потребностями (физиологическими, в безопасности…).
  • сложные (комплексные): включают несколько эмоций (возможно противоречивых) при взаимодействии со сложной системой. Связаны с высшими потребностями (в общении, самореализации, уважении, признании…).

В зависимости от ценности переживания, эмоции могут быть следующих видов (по Б.И. Додоновой):

  • альтруистические: возникают при оказании помощи другим системам, их поддержке, содействии им в решении проблем и достижении целей;
  • коммуникативные: при общении, взаимодействии, обмене ресурсами;
  • глоричные: при получении известности, признания, славы;
  • практические: при достижении успеха, решении проблемы, удовлетворении потребности;
  • романтические: при восприятии чего-то неизвестного, необычного, секретного, тайного;
  • глостичные: при понимании смысла чего-либо, познании нового, истины, прояснении знаний, мыслей, идей, их систематизации;
  • эстетические: при восприятии чего-то красивого, величественного, возвышенного, изящного;
  • гедонические: при восприятии комфорта, уюта, покоя, надежной, стабильной, безопасной среды;
  • акизитивные: при коллекционировании чего-либо, пополнении коллекции, ее созерцании;
  • мобилизационные: при преодолении опасности, борьбе, риске, азарте, в экстремальных ситуациях, когда требуется активное применение физических и интеллектуальных способностей.

А нужно ли контролировать эмоции?

Вы наверняка знаете, что все люди делятся на психотипы. И, если, к примеру, экстраверты моментально обрушивают свои эмоции на другого человека, действуя абсолютно необдуманно и часто во вред себе, то интроверты остаются закрытой книгой, пряча все чувства внутри. Часто люди даже не желают учиться управлять гневом или усмирять зависть, или контролировать злость, или гасить тревожность, списывая все на: «Смиритесь! Такой уж у меня характер!». Естественно, обвинить в своих проблемах и трудностях врожденные данные гораздо проще. Но не стоит недооценивать разрушающую силу негативных чувств.

Психологи уже давно описали, в чем их опасность для человека:

  1. От простого возбуждения до состояния аффекта не такой уж большой путь, как вам может показаться на первый взгляд. Подумаешь, разозлились вы на мужа, который в очередной раз зашвырнул свои носки не в корзину для грязного белья, а под кровать. Накрутили себя и побежали выяснять отношения. А муж вместо стандартного: «Извини!» буркнул что-то типа: «Возьми и сама убери, мне они не мешают». Хорошо если все выльется в банальную ссору, а не закончится криминалом. Большинство бытовых преступлений происходит из-за мелочей.
  2. Неумение контролировать эмоции приведет к проблемам с окружающими. Даже если вас очень любят ваши родители, друзья, муж/жена, коллеги, то рано или поздно они устанут от вашей неуравновешенности, а значит, вы рискуете остаться в одиночестве.
  3. Если вы не смогли сразу совладать с негативной эмоцией и носили ее некоторое время в себе, то она оставила свой след. С каждым новым негативом след начнет увеличиваться, и вскоре вы будете окружены отрицательной энергией, а эта гадость, как известно, еще никому ничего доброго не принесла.
  4. Неумение контролировать эмоции – один из признаков психических нарушений человека. Да-да, как бы страшно это не звучало. Одно дело, если вы раз вспылили, а совсем другое – если любая мелочь провоцирует вас на всплеск. В этом случае лучше показаться специалисту.
  5. Начальники опасаются людей, которые слишком бурно выражают свои чувства, причем не только негативные, но и позитивные. Никто не доверит управление компанией или ведение важного контракта неуравновешенному типу, а значит – о хорошей карьере можно забыть.

Как контролировать эмоции?

Следите за своим лицом. Держите спокойное лицо.

Самый главный «рецепт» настолько прост, что многих это даже раздражает: «Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное – сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась». Если вы это умеете делать – накал эмоции сразу спадет. Если для вас это затруднительно – тренируйте навык спокойного присутствия.

Наработка навыка спокойного присутствия – один из самых простых и эффективных способов управления эмоциями. Индейцы умеют контролировать свои эмоции, потому что умеют держать спокойное лицо. Обучение новобранцев в армии начинается со стойки «Смирно!» и других многочисленных процедур и ритуалов, направленных в том числе на освоение спокойного присутствия. Новобранцы – это обычные дети, для них естественно кривляться и дребезжать, поэтому им свойственно бояться, обижаться и расстраиваться. Армия учит их держать спокойное лицо и через это – управлять своими эмоциями, уметь сохранять самоконтроль и силу духа в самых сложных и ответственных ситуациях.

Следите за дыханием

Изменение силы и ритма дыхания почти мгновенно изменяет эмоциональное состояние. Если вам нужно успокоиться, начните делать спокойные вдох и выдох. Когда нужно поднять энергетику, достаточно поделать энергетизирующие упражнения. Кто-то устраивает мини-тренировку из каратэ, кто-то использует специальные йоговские упражнения — суть везде одна: эти упражнения сопровождаются сильными резкими выдохами.

Управляйте своими мыслями

Наши мысли направляют наше внимание. Если мы обращаем внимание на светлые стороны жизни – мы запускаем позитивные состояния. Если внимание с помощью мыслей приковано к неприятностям реальным или возможным — чаще возникает негатив. При этом мудрость состоит не в том, чтобы не видеть трудностей жизни, а в том, чтобы относиться к ним конструктивно: убрать позицию жертвы и проблемы перевести в задачи.

Если негативные мысли ходят по кругу, их нужно останавливать. Как? Лучше всего переключением на другие, более позитивные мысли, и делать это лучше для надежности вслух. Поговорить с собою вслух – да, это бывает необходимо. Другие варианты – переключить себя на яркие, позитивные картинки – представить себе радугу, красивые цветы… Как правило, женщинам и детям это помогает хорошо.

Управляйте эмоциями на уровне воображения

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника «Стрелоулавливатель»

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес – это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом – наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

Управляйте эмоциями на внешнем уровне

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний. В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель. Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Итак, приведем основные навыки, которые помогут вам лучше управлять своим состоянием и эмоциями:

  • умение отвлекать внимание от ненужных вещей и направлять его на то, что вы хотите в данный момент. Этот навык поможет переключаться с негативных эмоций на положительные;
  • тренировка вашей мимики и выражения лица. А также отслеживание положения тела, ваших жестов и звучание вашего голоса;
  • правильное дыхание. Умение настраивать спокойное и ровное дыхание. Глубокое дыхание снимает раздражение и напряжение во всем теле;
  • управление своим воображением. Научитесь погружаться в фантазии и образы, которые вы создаете в конкретный момент. Это даст вам возможность легко перестраиваться или отключаться от обстоятельств или ситуаций.

Вы также можете обратиться к профессионалам, которые вас обучат специальным техникам и методам управления эмоциями. Это будет более эффективным средством и даст результаты быстрее, чем самообучение. Если нет такой возможности, читайте книги на эту тематику или смотрите видео уроки в Интернете. Запомните, тот, кто может управлять своими эмоциями, является хозяином ситуации.