Зачем логопеду изучать лингвистику эссе. Эссе «Я-логопед» (мои рассуждения о выборе профессии, понимание миссии педагога в современном мире)

Работа логопеда в дошкольной образовательной организации является сложной и ответственной, что обусловлено, во-первых, необходимостью коррекции трудно устранимых дефектов речи, и во-вторых, наличие существенных различий в специфике деятельности логопеда и всех остальных работников ДОУ. Помимо этого накладывают свой отпечаток изменяющиеся образовательные реалии.

Логопедия построена на взаимодействии с детьми, имеющими определенные затруднения в развитии, что налагает на логопеда дополнительную ответственность и повышенную психологическую нагрузку. Занятия с детьми носят преимущественно индивидуальный характер, что позволяет полностью индивидуализировать подход к каждому ребенку, однако это требует от самого логопеда высоких профессиональных навыков, позволяющих определять особенности и потребности детей и использовать данное знание в своей педагогической практике. Поэтому логопед должен хорошо разбираться не только в педагогике и своей узкоспециальной области, но также и в детской психологии, что может вызвать большие затруднения. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются логопеды – осознание потребностей ребенка, сочетающееся с неэффективным их отображением в практической деятельности. Иными словами, многие логопеды понимают, что нужно ребенку, но не до конца способны адаптировать учебный процесс под его нужды и потребности. Происходит это по разным причинам – из-за сложившихся шаблонов в работе, большого числа детей, нуждающихся в коррекции речи, недостаточного опыта логопеда. Способ преодоления данной проблемы только один – это постоянное совершенствование своей профессиональной компетентности, что можно сделать посредством чтения специализированной литературы, участия в лекциях и мастер-классах, общения с коллегами-логопедами. Вместе с тем специфика профессиональной культуры логопеда заключается в умении анализировать и обобщать параметры речевого и психического развития ребенка. При этом необходимо помнить, что от качества образования, полученного в ДОУ, во-многом зависят успехи детей в школе. В том случае, если у детей имеются нарушения в речи, то логопед должен оказать посильную помощь в их коррекции, что является проявлением одной из базовых задач дошкольного образования, а именно начальной социализации ребенка. Постановка правильной речи должна осуществляться в раннем возрасте, поскольку это влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка.

В отличие от обычных воспитателей, проводящих групповые занятия, результаты логопедических занятий носят индивидуализированный характер и прямым образом сказываются на качестве жизни ребенка, потому как плохо функционирующая речь порождает большое число проблем, таких как неуверенность, затруднения в выражении своих мыслей. Если вовремя не скорректировать имеющиеся нарушения, то это может отрицательно сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка. В связи с этим логопед должен обладать такими личностными качествами, как развитое чувство ответственности, способность устанавливать плодотворное взаимодействие с каждым ребенком, доброжелательность, оптимизм, стремление к профессиональному и личностному развитию.

Как уже было сказано ранее, между логопедом и иными работниками ДОУ имеются определенные различия. Не хотелось бы показаться некорректной, однако скажу, что логопеды, как правило, испытывают большую эмоциональную нагрузку, нежели другие педагоги. Если педагог, проводящий групповые занятия, имеет большую свободу в выборе форм и методов обучения, может в ходе занятия переключиться с одного вида деятельности на другой, применять различные технологии, то логопеды в силу специфики работы должны сосредотачивать внимание на конкретных детях и нарушениях их речи. К тому же, по причине специфичности профессии логопеда иные педагоги ДОУ не всегда могут помочь советом, поэтому, при возникновении затруднений, логопеды должны либо самостоятельно из разрешать, либо устанавливать контакты с логопедами из других организаций, что требует сил и времени. На мой взгляд логопеды должны активно участвовать в профессиональном общении с другими педагогами ДОУ, чтобы узнать детей с другой стороны и развивать внутренние связи, поскольку полноценное развитие обучающихся возможно лишь при комплексной работе всего педагогического состава. Однако, если возникают узкопрофессиональные вопросы, то для поиска ответа необходимо искать источники информации и опыта не только внутри ДОУ, но также и во вне.

Безусловно, на работе логопеда сказываются организационно-структурные изменения и требования ФГОС ДО. На мой взгляд, ДОУ не хватает преемственности со школой и иными организациями. Большим потенциалом обладает установление связей со спортивными секциями и школами искусств, для поступления в которые дети могли бы подготавливаться еще в стенах ДОУ. Также дело обстоит и со школой – ДОУ это не место, где родители просто могут оставить ребенка, пока находятся на работе – это самостоятельная ступень образования, которая закладывает фундамент для школьного обучения. Для того, чтобы подготовить детей к школе и достичь всех поставленных во ФГОС ДО целей и задач, необходим слаженный труд всех педагогов организации, что, к сожалению, понимает далеко не каждый педагог. Логопеды сильно ощущают потребность в активном включении в логопедический процесс большого числа лиц, для чего они работают с родителями, поясняя им пользу самостоятельных домашних занятий с детьми, общаются с педагогами на предмет учебных успехов и затруднений детей, пытаются внедрять инновационные технологии. Конечно же, использовать весь арсенал возможных действий трудно, так как все мы люди и имеем ограниченное число времени, однако чувство профессионального долга позволяет всегда двигаться вперед. Работа логопеда является особой, на нее идут только те люди, которым она интересна и которые неравнодушны к результатам своего труда. Включению наибольшего числа лиц в логопедический процесс способствует развивающаяся в России концепция инклюзивной образовательной среды, которая подразумевает учет индивидуальных особенностей детей каждым педагогом в рамках своих занятий.

Отдельно хочется сказать о повышении квалификации. Работа логопеда зависит как от специфики логопедии, так и от организационно-структурных вопросов, поэтому все курсы повышения квалификации должны иметь комбинированное содержание, перекликающееся с практической деятельностью логопеда. Также нужно отметить, что для логопедов (как, впрочем, и для всех остальных работников) важны мастер-классы, научная деятельность, однако это должно осуществляться постольку, поскольку способствует росту повседневного профессионализма. Логопед должен сам осознавать, какие средства и формы ему необходимы для развития, и гармонично сочетать их. Основным показателем эффективности работы являются успехи воспитанников, достижение которых должно осуществляться в первую очередь.

Работа логопеда в ДОУ сопряжена с большим числом сложностей, разрешение которых является сложной задачей. На первый взгляд может показаться, что те многочисленные меры, которые необходимо предпринимать для улучшения качества работы, перечисляются лишь для пафоса, чтобы соответствовать ряду формальных критериев, однако это не так. На повседневном уровне все теоретические выкладки обретают практическую значимость – это происходит между делом и проявляется в чтении свежей литературы по логопедии и психологии, в своевременном ознакомлении с обновляющимися требованиями, в планомерном внедрении новых технологий, в общении с другими педагогами. К примеру, для того, чтобы просто наполнить веб-страницу ДОУ (если она имеется, что весьма желательно) логопедическими упражнениями для ознакомления с ними родителей детей, нужно освоить большое число технологий и уметь преподать материал в нужной форме. Все опытные логопеды в той или иной форме занимаются саморазвитием, у них имеется объективная потребность в передаче накопленных знаний. Те логопеды, которые только пришли в профессию, активно знакомятся с ее практическими особенностями. Таким образом, все процессы, связанные с повышением профессионализма, носят текущий характер и протекают на протяжении всей профессиональной деятельности, являясь отражением как образовательной реальности, так и профессиональных потребностей самого логопеда. Каждая профессия имеет свои сложности и подводные камни, и для того, чтобы стать хорошим специалистом, необходимы долгие годы упорного труда. К счастью, общение с детьми с лихвой компенсирует все рутинные моменты.

Эссе "Я учитель"

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Описание работы: предлагаю вашему вниманию эссе-рассуждение на тему "Я - учитель". Материал будет полезен для учителей, классных руководителей, воспитателей школ - интернатов, старшеклассников, студентов педвузов.

Эссе «Я учитель»

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".
Н. Рерих

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом.
Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному молодому человеку предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор, найти дело всей жизни, наверное, это и есть миссия учителя. Помочь найти истину, а не преподносить ее «на блюдечке с голубой каемочкой». «Учить не мыслям, а мыслить», - говорил Иммануил Кант. Я считаю, что это очень верно. Школа должна учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти и скопировать из различных источников.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, индивидуализацию обучения.
Одно из направлений личностно-ориентированного обучения - проектная деятельность школьников, где необходимым условием является работа в команде.Работа в команде, в коллективе требует от человека умение излагать свои мысли, донести свои идеи до всех.
Я работаю в речевой школе учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Ко мне приходят дети, плохо говорящие, с общим недоразвитием речи, имеющие медицинский диагноз, связанный с органическим поражением центральной нервной системы, у которых нарушены все компоненты речевой деятельности: произносительная, фонематическая, лексическая и грамматическая. Словарный запас у этих детей очень мал. Когда на первичном обследовании речи выясняется, что у стула не четыре ножки, а четыре «лапки», или у дивана не сиденье, а «животик», я понимаю, что предстоит огромный труд педагогов, медицинских специалистов, родителей и самого ребенка на пути к умению правильно излагать свои мысли, к обучению работе в команде. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить учеников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал. И меня согревает мысль: «Я тоже причастна к тому, что Андрюша «зарычал», а Таня уже пишет без ошибок и перешла в массовую школу». Вот это и есть первые шаги на пути к работе в команде.
Как я пришла в педагогику? Наверное, неслучайно. Мне нравилось играть с младшей сестрой, заниматься с ней, учить буквы, читать книжки на ночь - это мои первые педагогические опыты и, надо сказать, весьма успешные: сестра рано начала бегло читать. Я очень гордилась ее успехами. Все свои школьные годы я твердо знала, кем буду, когда вырасту. А стать я хотела воспитателем и после школы поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Годы учебы пролетели как один миг. Особенно нравилась педагогическая практика, тесное общение с детьми. Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на факультет «Логопедия» по специальности учитель-логопед.
Учитель, преподаватель, педагог, наставник, просветитель, гуру, репетитор… Как только не называют представителей педагогической профессии, но возложенная на него миссия - воспитать достойного гражданина, способного социализироваться в обществе и приносить пользу своей Родине - очень и очень нелегка.
Придя в школу,я была очень горда собой, ведь я - проводник в мир знаний. Хотелось работать,творить, вселять в учеников веру в себя, веру в людей и учить говорить, говорить и говорить… Но в тоже время задавала себе вопрос: а справлюсь ли я с такой огромной ответственностью, возложенной на меня?
Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.
Ученик приходит ко мне на логопедическое занятие. Он не должен чувствовать какое-то внутреннее сопротивление, он должен понимать, что это необходимо ему. Нужно расположить ребенка к себе, сделать так, чтобы он видел во мне человека, который хочет ему помочь. Однажды я вывела для себя три простых правила:
Только любовь к детям и вера в них принесут желаемые результаты;
Занятие будет успешным, если оно интересно для ребенка;
Ученик должен чувствовать себя комфортно и удобно на занятии.
Когда я беру на занятие маленького человечка, оторванного от дома, который целую неделю живет в интернате без родительской заботы, я должна вести себя по-матерински, не скупиться на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Ребенок обязательно раскроется, если будет чувствовать искреннее и доброе отношение к себе. И пусть времени, отведенного на занятие, не так много, я обязательно выслушаю его, утешу, порадуюсь успехам, дам совет. А в том, что он получил знания на моем занятии, сомневаться не приходится, ведь он, Олежка-«лентяй», говорит мне, что уже не путает звуки С и Ш, потомучто придумал и записал много слов с этими буквами, гордо показывая тетрадь с домашним заданием.
На групповых занятиях с младшими школьниками я возвращаюсь в детство. Как это здорово - вновь переживать хитросплетения русских народных сказок, слышать, как дети объясняют, почему им нравится тот или иной персонаж. Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в детях. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится радоваться или сопереживать, учится доброте, понимает, что зло всегда наказуемо. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Народная сказка доносит в доступной форме до сознания младших школьников общие для всех народов нравственные ценности, воспитывает любовь к людям, животным и природе.
Когда ко мне приходят старшеклассники, стремящиеся к самоутверждению, я часто слышу от них вопросы, не имеющие однозначного ответа. Да… вот и выросли дети, остались позади старые добрые сказки… К сожалению, в наше непростое время, когда все измеряется материальными благами, большая часть детей дает высокую оценку ценностям социального характера, таким как стремительная и удачная карьера, бизнес, богатство, благосостояние. И куда более низкую оценку получают такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие …
«Но не все так плохо», - говорю я себе. Я работаю с замечательными людьми - педагогами с большой буквы. Среди них нет случайных, равнодушных людей. Часто я вижу, как бывшие выпускники приходят в родную школу, чтобы увидеть бывших классных руководителей, учителей, воспитателей и поговорить с ними. И ни за какие деньги мира нельзя купить это теплое, доверительное отношение и благодарность!
Со старшеклассниками всегда есть что обсудить, над чем подумать, о чем поспорить. Например, случай, который недавно произошел с Ильей. Он помог бабушке перейти дорогу. Казалось бы, самая обыденная ситуация, но реакция бабушки очень удивила и огорчила его. Она предложила Илюше деньги и, прослезившись, сказала: «Спасибо, я думала, что уже не осталось добрых людей».
Как же жесток наш современный мир… Бескорыстие, доброта, совесть… Нам есть о чем поразмышлять с детьми. Я стараюсь побудить их к самостоятельному поиску ответа, учу аргументировать свои мысли, доказывать, выслушивать мнения других и не бояться изменить собственное.
Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы);расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Я снова и снова возвращаюсь к вопросу: «В чем же она состоит – роль учителя в современном мире?» С позиции человека, учителя, логопеда, матери ученика я понимаю, что обучение, воспитание, донесение до ребенка осознания необходимости получения знаний - это, конечно, неотъемлемая часть всей педагогики. Но в сегодняшнем мире, когда мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью людей по отношению друг к другу, я считаю, что первостепенной миссией учителя должно быть воспитание нравственных и моральных качеств у детей.
И кто, если не школа и не мы, учителя, будем воспитывать в детях доброту и веру в добро? На мой взгляд, этому миру недостает доброты, и прежде всего учитель не должен остаться равнодушным к этой проблеме.
Моя профессия имеет свою специфику работы. Дети с ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи. Как нелегко приходится иногда. Коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними и я сама учусь выдержке, доброте, терпению, отзывчивости, пониманию. У меня есть главное – терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей, вдохновлять студентов, приходящих ко мне на практику. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!

В последнее время при беседе с детьми старше четырёх лет часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок затрудняется рассказывать о себе (составлять рассказ из собственного опыта), не говоря уже о серии картинок или сюжетной картинке. В процессе разговора задаю маленькому собеседнику вопрос «Какие сказки ты знаешь?» В ответ редко когда можно услышать названия произведений художественной литературы (3-4 человека из 20), а второй вопрос «Читает ли тебе мама сказки?», как правило, дети отвечают «Нет».

Очень жаль, что родители не задумываются, насколько простым и доступным способом можно улучшить не только речь ребёнка, но и помочь формированию психологической базы. Ни для кого не секрет, насколько интересен и увлекателен сказочный мир для подрастающего человека.

Каждый ребёнок – это фантазёр и выдумщик. Прежде всего, сказка близка ему по своим событиям. Дело в том, что ребёнку очень легко и просто представить себя героем происходящего в сказке.
Сказка показывает и рассказывает, как жили люди раньше, что они носили, ели, каким был быт. Архаизмы (устаревшие слова) помогают понять эпоху того времени, благодаря сказкам мы начинаем знакомить ребёнка с историей нашего государства.

Кроме того, дети, слушая сказки, понимают происходящее, не зная значения многих слов. Это возможно благодаря интонации читающего: ускорение темпа чтения, увеличение громкости говорит о том, что происходит что-то страшное, идёт какая-то борьба, спокойный голос, замедленный темп речи — символизирует, что всё закончилось благополучно.

Речь сказочников выразительна и многоцветна. Сказочник играет словом, красота родного слова, правильное построение предложений, например, «ни в сказке сказать, ни пером описать» это одна из причин того, что слушать сказки очень полезно. Ребёнок усваивает значение многих слов, понимает их, значит, накапливается его понятийный словарь. После этого он эти слова начинает использовать в своей речи, благодаря чему речь становиться живой, грамотной, выразительной. Любому собеседнику приятно общаться с таким ребёнком, а ребёнку вдвойне приятно, потому что он без затруднений подбирает нужные слова, правильно выражает свои мысли.

Слушая сказку нельзя остаться равнодушным к тому, что происходит. У слушателя и у читающего возникает чувство сопереживания герою, ребёнок начинает болеть за героя, очень часто у него возникает желание помочь. Кроме того, дети становятся фантазёрами и придумывают свой план, как помочь человеку или зверю, попавшему в беду.

Благодаря сказке у детей начинает вырабатываться чувство ритма. Все мы знаем сказку «Репка». Вслушаётесь в то, как вы произносите строки из этого произведения. Словно стихотворение: понижение, повышение интонации, определённый ритм, заданный с самого начала сказки.

Нельзя не отметить, что сказки способствуют развитию психологической базы речи. Благодаря им, у ребёнка развивается память (просите своих детей вспомнить последовательность развития событий), развивается речь (ребёнок, рассказывая сказку, использует те слова, которые были в самой сказке, старается правильно воспроизвести последовательность слов в предложениях), развивается внимание (нужно быть внимательным во время прослушивания сказки и во время её рассказывания, так как при воспроизведении сказки необходимо сохранить авторскую последовательность), развивается воображение (ребёнок не только использует материал сказки, но и вносит свои изменения).

Итак, сказанное ранее позволяет нам доказать, что чтение сказок благоприятно влияет на развитие каждого ребёнка.

У ребёнка формируется правильная эмоциональная база, развивается речь, восприятие, мышление, память, воображение, кроме того, он узнаёт историю России: быт людей, живших раньше.

Знакомить ребёнка со сказкой необходимо родителям, потому что сказка важна и нужна для гармонично развивающейся личности: это и формирование эмоций (сопереживание, а не грубость и чёрствость – что сейчас ярко выражено в нашей действительности: в компьютерных играх, в комиксах, в современных мультфильмах), это расширение и обогащение словаря красивыми словам, которые встречаются в нашем богатом языке, это совершенствование связной речи, психологических процессов.

Очень грустно от того, что родители, в силу своей занятости, в силу финансовых затруднений, не помогают детям понять, осмыслить всю красоту окружающей действительности, а потом, когда ребёнок уже сформировался как личность не эмоциональная, грубая, чёрствая, с трудом изъясняющаяся (как устно, так и письменно), пытаются что-то менять, но уже (как правило) поздно.

Название: Эссе учителя-логопеда детского сада «Сказка в мире ребёнка»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Эссе, Детский сад

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ – детский сад № 546
Месторасположение: г. Екатеринбург, Свердловская область

«В этом мире богатым нас делает

Не то, что мы получаем,

А то, что мы отдаём»

Бигер Генри Уорд.

Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным и полезным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое.

Здесь каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Работать с детьми очень интересно. В этой стране живут только самые – самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, инициативные, творчески активные и удивительные люди.

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Эти слова, как нельзя лучше открывают суть моей профессии. Мною постоянно движет желание помочь каждому ребёнку. Для меня моя профессия не только работа, это пространство моей самореализации. Приходя на работу, да и просто общаясь с детьми, я открываю им свое сердце, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. «Кто никогда не был ребёнком, никогда не будет взрослым» (Ч. Чаплин) – у меня есть возможность «снова быть ребенком», но при этом оставаться взрослым. Как помочь ребенку найти своё место в жизни? Самые эффективные технологии дошкольного образования, социализация ребенка дошкольника основываются на уникальных возможностях игры. Я руководствуюсь в своей деятельности идеей М. Монтессори о том, что ребенок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат.

Моя работа не ограничивается только работой с детьми, я включаю в коррекционный процесс и родителей, выступаю в роли партнера, наставника, консультанта, помощника в нашем совместном труде. Активное участие родителей в коррекционно- развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство речевого развития. Приятно побеседовать с родителями, желающими получить от тебя практические советы для совместной деятельности с детьми в домашних условиях, что несомненно поможет их деткам преодолеть те или иные трудности в речевом развитии. Радует, когда результаты работы вижу не только я, но и родители.

Создавая условия для коррекции речевых нарушений у детей, стараюсь сделать окружающую обстановку привлекательной и комфортной, где каждый предмет несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно сказку, тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать ребенка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А. Сухомлинский) Ребенок и сам принимает участие в создании благоприятной обстановки, принося любимые игрушки, игрушки- самоделки, отпечатки своих «Весёлых ладошек», рисунки выполненные им самим или вместе с мамой и папой. И тогда окружающая обстановка становится ребенку близкой и дорогой, поскольку рядом с ним частичка его дома. Наши занятия начинаются с взаимного приветствия, улыбки, ласкового слова и очень приятно видеть в ответ улыбки детей и широко распахнутые глаза в ожидании чего-то нового и интересного. По меткому выражению В. Солоухина – «душа зябнет и каменеет без улыбки». Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю дидактический материал, использую интернет ресурсы.

Быть «на одной волне» с ребенком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» компьютерные игры: «Учимся говорить правильно»…. От интереса ребенка протягиваю «ниточку» к его способностям. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и меня, способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Стараюсь помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, что все трудности мы с ним преодолеем. Ведь в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы.

Учитель – логопед – это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог. Можно продолжать и продолжать. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети – «артисты, фантазёры и поэты, и исследователи и художники». Отождествляя речь и музыку, ещё Аристотель писал: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка». Дизайнер – оттого, что логопед создает удобства, красоту, что располагает к общению с ребенком.

Личность учителя-логопеда играет большую роль в коррекционной работе. Когда много отдаешь детям многое и получаешь от них. Дети, занимаясь, радуются общению со мной, радуются своим успехам и достижениям, делятся со мной различной информацией, с желанием идут на занятия и с удовольствием играют во все предложенные игры. Значит для каждого ребёнка, я не просто источник информации, но и создатель положительного эмоционального настроя.

Мастерство учителя-логопеда – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, не редко черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Что будет завтра? Завтра будет новый день, где на меня опять будут смотреть глаза моих «дошколят». А я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство.

На сегодняшний день моя профессия очень востребована. Учитель-логопед – гуманная профессия, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, которые им помогут в жизни и при обучении в школе, наполняет моё сердце радостью, гордостью за себя, за свой детский сад, за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время.

Моя профессия очень интересная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!

«Что самое главное в моей жизни?

Без раздумий отвечаю – любовь к детям».

В.А. Сухомлинский.

Эссе на тему: «Один день в детском саду»

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед «Никольский детский сад»
Описание работы. Несколько дней назад я участвовала в районном конкурсе "Воспитатель года". Так вот первый тур включал в себя 3 задания, одним из которых стало написание эссе. Именно его я и представляю на ваше обсуждение.

Всё свое сознательное детство мечтала стать врачом-хирургом. Но судьбе было угодно направить меня совершенно в другое русло. Буквально несколько лет назад я и подумать не могла, что стану логопедом. Тем не менее, пришла в эту профессию осознанно, на собственном примере доказав всем, и, в первую очередь, самой себе, что учиться и совершенствоваться никогда не поздно!
Как творческая и энергичная личность, считаю, что эта работа отвечает всем моим внутренним установкам. Однообразие – явно не мое жизненное кредо. На занятиях я и педагог, и актриса, и дизайнер, и художник, и режиссер. Мне кажется, человек счастлив в работе только тогда, когда дает волю всем своим талантам… Профессия логопеда помогает мне в этом сполна.
Профессия логопеда для меня – это не просто проявление любви к детям, но и стремление понять, постичь их удивительный механизм мышления, вновь и вновь открывать простые истины, которые мы, взрослые, благополучно забываем.
Время летит очень быстро, и вот уже 4 года, как я работаю в детском саду. Это место, где я отдыхаю душой и сердцем. Каждое утро рабочего дня я начинаю с обхода своих групп, где меня встречают восторженные крики моих любимых деток. Ни один день не обходится без нежных объятий, которые не чужды даже мальчишкам!
Несмотря на то, что я для детей - учитель, взрослый человек, я стараюсь общаться с ними на их «волне». Иногда даже перехожу на детский сленг, для того, чтобы установились доверительные отношения с детьми. Поэтому приходиться смотреть те мультфильмы, которые они смотрят, играть в игры, в которые они играют. Миньоны, Винксы, Барбоскины – теперь и мои любимые герои!
Для меня мой кабинет – это территория правильной речи. Стараюсь сделать все пособия в нем многофункциональными. Многие из них дети видят впервые в жизни, а потом пользуются ими уже в школе. Дети знают в нем каждый уголок, и для чего этот уголок нужен.
Итак, утро . Очень люблю вторники и пятницы. Начинаются групповые занятия по обучению грамоте. В 8 утра многие дети еще спят, поэтому приходится их будить с помощью различных игр. Мои детки в восторге от зрительных графических диктантов. Они любят ловить звуки, выполнять разные кинезиологические упражнения.
Итог занятия - мы заселяем букву в Буквоград. Надо видеть напряженный взгляд детей! Мысли бегут у них на лицах, потому что все мечтают о почетной роли, все хотят заселить букву в её домик! Как это было трудно в начале, и как это просто в середине пути!
Ну и конечно оценки ! Кто из нас не любил получать пятёрки. Дети ищут свой кармашек и с таким трепетом кладут заработанный кружок! Считают, сколько их у каждого, потому что скоро подведение итогов, и кто-то получит честно заработанный им приз.
Закончились групповые занятия, пришло время индивидуальных занятий. Как хорошо заметил Ян Амос Коменский : «Если ты чему-либо хочешь научить ребенка, покажи, как делают это другие, и он будет подражать без всяких приказаний». Поэтому я всегда все упражнения делаю вместе с ребенком – корчу рожицы перед зеркалом, если это мимическая гимнастика, показываю язык во время артикуляционной гимнастики.
Потрачено множество моих и детских нервных клеток, но наконец-то, так долго не получавшийся звук ребенок произносит. И вот тут масса эмоций и даже, не редко, восторженные крики – мой и детский!!!
Наступает 12 часов дня. Рабочий день закончен, и я уставшая, но счастливая, возвращаюсь домой.
Я ни разу не пожалела, что выбрала такую замечательную профессию! Работу логопеда можно сравнить с работой скульптора. День за днем, по крупице я «вытачиваю» правильные звуки, как мастер, добиваясь идеального рельефа – правильного произношения. Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость.
На вопрос: "Кем вы работаете?" , я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!" .