Задание по теме правописание отрицательных местоимений. Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"

КАРТОЧКА 1

У меня есть сестра папа

_____

2

Просмотр содержимого документа
«Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"»

КАРТОЧКА 1

1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

______________________________________________________________________________________________________ ___________________________________

КАРТОЧКА 2

1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3

1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)

3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 4.

1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

И.п.____________________________ В.п. ____________________________

Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________

Д.п.____________________________ П.п._____________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений .

От меня - _________________________________________________________

У тебя - __________________________________________________________

К нам - ___________________________________________________________

Вами - ____________________________________________________________

О нём - ___________________________________________________________

Дидактический материал

учитель русского языка

МКОУ Елизаровская ООШ

Федосова Надежда Ивановна.

Дидактические материалы

к теме: «Местоимение»

Шарады

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода;

Местоимение – мой слог второй,

А в целом – столик школьный твой.

Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь,

А целое – тот предмет, который выбрасывают

Когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.

Начало – буква в слове плот ,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение.

Шутке-минутка

Какие личные местоимения, собравшись вместе, твердят, что они чистые?

(Вы-мы-ты)

Упражнения

    Определите разряд местоимений

    Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце)

    В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой. Все меня слыхали, зато не видал меня никто. (Эхо)

    Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    Кто ничего не хочет, ни на что не надеется, тот не может быть художником.

    Подберите к данным выражениям синонимы-фразеологизмы, в составе которых есть местоимения.

Очень поспешно двигаться, убегать – мчаться сломя голову, броситься со всех ног; нестись на всех парусах, скакать во весь опор;

успокоиться – прийти в себя;

быть в крайне возбуждённом состоянии – быть вне себя; выйти из себя;

быть в рассеянном, отрешенном состоянии – быть не в себе.

    Замените указательные и определительные местоимения отрицательными и наоборот

Все кричат. (Никто не кричит)

Ничего не видит. (Всё видит)

Я в этом разобрался. (Я ни в чём не разобрался)

Ничем его не удивишь. (Всем его удивишь)

Ты такие игры любишь. (Ты таких игр не любишь)

Мы от этого отказываемся. (Мы ни от чего не отказываемся)

Это остановит нас. (Ничто не остановит нас)

Я ничего не говорил ему. (Я всё ему сказал)

Редактирование предложений

Какие речевые ошибки вы заметили?

    В наше время много космонавтов побывало в космосе. Это были уже не одиночные полёты. Они находились в космосе по сто, а то и по двести суток. 2) На этой улице я чувствую себя как дома. 3) На него никто не обращает внимания. 4) Своя будущая профессия мне очень нравится. 5) В лесу много норок кротов. Я их видела. 6) Словарь представляет результат огромного труда учёных-языковедов. 7) Сколько сейчас время? 8) В сколько метрах от школы находится стадион?

Работа с текстом

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И не с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало,

А про это Ничего

И сказать-то нечего!

- Каков смысл этого шуточного стихотворения?

- Местоимения какого разряда играет ключевую роль в тексте стихотворения?

- Какие из слов являются формами одного местоимения?

- Вспомните правила, применяемые в изучении вами орфограммах (на материале данного текста).

Творческий диктант

Задание. Измените лицо, от имени которого ведётся повествование (с 1-го на 3-е). Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с задачей?

Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.

Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился у притолоки… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.

(В. Г. Короленко)

(Текстовые синонимы: Вася, герой повести, мальчик, сын, он).

Карточки по теме «Местоимение»

Карточка №1

Спишите предложения, раскройте скобки, выделите орфограммы, составьте схемы предложений, подчеркните местоимения, определите их разряд.

(За) нами выстроились все наши знакомые и мы постарались объяснить (кое) что из происходящего.

(Ни) кто (ни) чем не может нам помочь (в) том (в) чём мы сами ещё не смогли разобраться.

Карточка №2

Спишите местоимения, раскрывая скобки, выделяя орфограммы; определите разряд местоимений.

(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое) (с) (кем), про нас, (ни) чьи, (не) (за) (что), (не/ни) кто, (не/ни) сколько.

С двумя любыми местоимениями составьте сложносочинённые предложения.

Карточка №3

В предложениях найдите местоимения. Подчеркните теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды местоимений.

Про наши дела скоро узнал кое-кто из царского окружения, и это нам было боком.

«Ни о чём не беспокойтесь, если Вы положили деньги в этот банк», - ответил нам по телефону чей-то мягкий голос.

Что же делать нам с тобой, если всё так глупо получилось?

Мы знаем, что нам нужно купить на день вашего рождения.

Карточка №4

От данных местоимений образуйте неопределённые и отрицательные местоимения.

Что, кто, чьи, сколько, о ком, с кем, про кого, чьего, кого.

С тремя местоимениями составьте сложные предложения, запишите их.

Творческое изложение

…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживает до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королём – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами…укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, - я бы не за что не согласился. Лучше я стану бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королём, но без библиотеки.

(Маколей)

- Можно ли догадаться, о ком идёт речь в отрывке, начинающемся с местоимением она ? (По каким признакам?)

- Изложите содержание текста от 3-го лица. (Начать можно так: «Английский историк Маколей, живший в прошлом веке, обращаясь к маленькой девочке, писал, что…»)

- Составьте собственное рассуждение на тему «Моё отношение к чтению книг».

Контрольный диктант

На утренней заре

Рассвет только начинается. Небо безоблачно. Над узкой лентой речки расстилается туман. В такую раннюю пору здесь никого не встретишь. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками. Не хочется ни с кем говорить, да и не с кем. В утреннем тумане ничего не видно. Только отяжелевшая от росы трава прилегла к земле и блестит серебряными каплями. Воздух наполняется ароматом каких-то цветов.

Но вот пробежал лёгонький ветерок. В гнёздах проснулись птицы. Слышно, как кто-то сломал сучок. Лес наполнился птичьим пением. Издали доносятся чьи-то весёлые голоса. Через несколько минут на лесной тропинке показываются шестиклассники. Они пришли в лес для сбора лекарственных трав. Ни в какое время дня не бывает так хорошо в лесу, как ранним утром!

Тест №1.

    Найдите словосочетания с неопределённым местоимением.

1) Улыбаться без всякой причины;

    сделать что-нибудь;

    в сени к нам летит.

    Найти словосочетания с вопросительным местоимением.

1) Слева от меня деревья;

    не кричи о себе;

    который час?

    Через некоторое время.

    Найти словосочетание с личными местоимениями.

1) Я к вам пишу;

2) никому не верить;

3) надо мной яркое солнце

4) этот тёплый день.

    Найти словосочетание с возвратным местоимением.

    Никто не забыт;

    живёт в том доме;

    не думай о себе

    видеть тебя.

    Найти словосочетания с отрицательными местоимениями

    Об этом ничего не знаю;

    знает любой из вас;

    ни за что не соглашусь;

    быть с ними

    Найти предложения с относительным местоимением.

    Что подарить маме?

    Я не знаю, что подарить маме.

    Какой-то зверёк бежал по дороге.

Ответы: I. 2, II.3, III.1, 3, IV. 3, V. 1, 3, VI. 2.

Тест № 2.

    Местоимение – это часть речи, которая

А) обозначает предмет;

Б) обозначает признак предмета;

В обозначает количество предметов;

Г) указывает на предмет, признаки, количество, но не называет их.

2. Личные – это местоимения, которые указывают на

3. Притяжательные местоимения указывают на

А) лица, которые участвуют в разговоре;

Б) признак предмета по принадлежности;

В) неопределённые предметы, признаки, количества.

4. Вопросительные местоимения употребляются

5. Относительные местоимения употребляются

А) в сложноподчинённых предложениях для связи в них простых предложений;

Б) в вопросительных предложениях.

6. Неопределённые местоимения указывают на

7. Отрицательные местоимения указывают на

А) признак предмета по его принадлежности;

Б) неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество;

В) отсутствие предметов, признаков, количества.

8. Указательные местоимения

А) указывают на признак предмета по его принадлежности;

Б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;

В) употребляются для выделения среди других какого-либо определённого предмета, признака, количества.

Ответы: 1. Г; 2.А; 3.Б; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.В; 8.В.

Упражнение 93. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Не (за) что благодарить; н.. (за) что не благодарил; (не) когда болтать; (не) кого спросить; увидел (н..) кого иного, как отца; (н..) кого иного не увидел; (не) кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..) кому другому нельзя доложить; (не) куда спешить; (н..) где не находил покоя; это (н..) как невозможно; (н..) какой благодарности; не (на) что купить; н.. (на) что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..) чем иным, как университетом; (н..) чем иным объяснить не мог; (н..) когда не опаздывал; (н..) куда не спешил; н.. (к) чему не притрагивался; н.. (от) куда не ждал вестей; н.. (по) чём не догадался бы; я здесь н.. (при) чём; это его (н..) сколько не занимало; (н..) чей щенок; (во) что (бы) то (н..) стало; н.. (в) какую не соглашался.

Упражнение 94. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. (Н..) кто ему не возразил, но (н..) кто и не по..держал его (Кочетов). 2. На плечах его висело (н..) что, напом..нающее пиджак (М. Горький). 3. Он (н..) когда н.. (в) чём (н..) кому не отказывал, но и (н..) чего не давал (Рыбаков). 4. Пр..дерёт..ся к тому, к сему, а чаще н.. (к) чему (Грибоедов). 5. Он не пил, не бродил по посёлку и (н..) когда н.. (с) кем не с..орился (Гладков). 6. Наряжены мы вместе город ведать, но, кажется, нам н.. (за) чем смотреть (Пушкин). 7. И опять стрельцы н.. (с) чем (А.Н. Толстой). 8. Они пострадали в самом деле н.. (за) что (Тихонов). 9. Всякий дом есть (н..) что иное, как поселенная единица (Салтыков-Щедрин). 10. Макар Семёнов стоял как н.. (в) чём ни бывало (Л. Толстой). 11. Я н.. (в) чём не виноват перед ним, я не сделал ничего плохого, ему н.. (в) чем упрекнуть меня (Нагибин). 12. (Н..) когда и (н..) зачем было об..яснять Лизке, и (за) одно и ребятам, (по) чему он поставил избу в стороне (Абрамов). 13. И все как будто стали строже: ведь (не) куда (нибудь), а всё же в Атлантику входили мы (Флеров). 14. - (За) чем пр..шёл? Н.. (за) чем. Пр..шёл просто так (Катаев). 15. Н.. (за) чем было затевать столь опас..ный разговор (Катаев). 16. И слёзы матери здесь вовсе н.. (при) чём (Катаев). 17. Да он н.. (по) чём не признается, хоть реж.. его! (Гладков) 18. Я не слыхал, чтоб он на что (нибудь) или кого (нибудь) жаловался (Гончаров). 19. И всё (таки) самое страшное было ещё (в) переди (Саянов). 20. Глаза его искали кругом кого (то) (Лермонтов). 21. Мог ли кто (либо) об этом подумать? (Куприн). 22. Майор успел кое (с) кем подружит..ся и кое (с) кем по..сорит..ся (Б. Полевой). 23. А я кое (кого) из вас, кажется, знаю (Мальцев). 24. (За) чем пойдёшь, то и найдёшь (пословица). 25. (За) чем же так неблагосклонно хлопочем, судим обо всём... (Пушкин). 26. (По) этому признаку и (по) тому, что нижняя часть ствола обг..рела, я разгадал происхождение ямы (Пришвин). 27. Леонтьев был страс..ный любитель-рыболов. (По) этому он выбрал самый лесистый район (Паустовский). 28. (От) того я присмирел, что я слышу топот дальний (Пушкин). 29. (От) того, кто не мил, и подарок постыл (пословица). 30. (При) том же и жара немного спала (Тургенев). 31. (При) том же заводе находит..ся и школа. 32. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поиска новых форм (Белов). 33. Вот я таки н.. (при) чём останусь - это верно (Салтыков-Щедрин). 34. Другая есть причина, (по) чему она ждать не будет (Тургенев). 35. (По) чему конкретно вы заключаете о болезни ребёнка?

Дидактический материал по теме: «Местоимение»

4 класс

Упражнение 1 (местоимения в начальной форме) РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Я, на, он, ты, ох, она, ух, ау, мы, ой, кот, вы, рис, оно, сом, они.

Упражнение 2 (местоимения в падежных формах) РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Нас, нём, мни, нами, яму, мной, вас, нос, тебя, низ, вес, тобой, табун, его, вар, мне.

Упражнение 3 (местоимения разных разрядов в различных падежных

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ (МЕСТОИМЕНИЯ, ДРУГИЕ СЛОВА)

Кто, о себе, мне, мни, верх, ваш, себя, нос, с нами, через тебя, из-за меня, поле, нас, сом, сам, пол, что, тот, с этими, май, вой, с вами, этаж, мой, ваш, этот, свой, свая.

Упражнение 4 (распознавание личных местоимений среди других) УКАЖИ ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Меня, никто, себя, весь, кто, нас, вами, о тебе, тот, он, у, её. Чей, твой, обо мне, около тебя, этот, что, он, через них. Я, ваш, мной, свой, на себе, вы, с тобой. Наш, ты, нами, своя, у себя, он, у нас.

Упражнение 5 (распределение местоимений по разрядам)

РАЗБЕЙ НА ГРУППЫ (ЛИЧНЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, ВОЗВРАТНЫЕ,

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)

Я, мой, тот, кто-то, кто, что-то, который, себе, этот, твой, ты, мы, наш, такой, сколько, кто-нибудь, что, что-нибудь, свой, она, тебе, ваш.

Упражнение 6 (укажи местоимения)

Побежал ветер, звать на помощь молнию:

Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.

Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он меня на смех поднял, говорит, никакими силами его не свалить. Прошу я тебя, повали его, сожги.

(Л. Жариков "Дуб и Ветер")

Упражнение 7 (распознавание форм местоимений) УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "Я"

Меня, тебя, тобой, мной, мне, обо мне, о тебе.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ТЫ"

Меня, его, тебя, тобой, мной, мне, к тебе, о тебе.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОН"

Его, её, ему, ей, под ним, в ней, о нём.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ВЫ"

Нас, с вами, нам, вас, нами, на вас, вами.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНА"

Его, её, ему, ей, под ним, около неё, с нами, о нём, тебе, со мной, через неё.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНО"

О них, о нём, в ней, через него, к тебе, к нему, с ним.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "ОНИ"

К ним, за тобой, за ними, перед ними, через них, у него, в них, их, у него.

УКАЖИ ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЯ "МЫ"

Нас, перед ним, около него, с нами, им, о нас, нам, у нас, между нами.

Упражнение 8 (распознавание форм личных местоимений.)

Распознавание форм личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа родительного, творительного и предложного падежей

НАЙДИ ПАРУ

От меня; у тебя; тобой; мной; обо мне; о тебе.

2л., ед.ч., Р.п.; 1л., ед.ч., Р.п.; 2л., ед.ч., Т.п.; 1л., ед.ч., Т.п.; 2л., ед.ч., П.п.; 1л., ед.ч., П.п.

Распознавание форм личных местоимений 3 лица родительного, винительного и предложного падежей

НАЙДИ ПАРУ

У него; про него; от неё; на неё; около них; за ними;

3л., ед.ч., м.р., Р.п.; 3л., ед.ч., ж.р., Р.п.; 3л., ед.ч., м.р., В.п.; 3л., мн.ч., Т.п.; 3л., ед.ч., ж.р., В.п.; 3л., мн.ч., Р.п.

Распознавание форм личных местоимений 2 и 3 лица различных падежей

НАЙДИ ПАРУ

С нами; о нас; перед ней; про вас; за Вами; к тебе.

3л., ед.ч., ж.р., Т.п.; 2л., мн.ч., В.п.; 1л., мн.ч., Т.п.; 1л., мн.ч., П.п.; 2л., ед.ч., Д.п.; 2л., ед.ч., Т.п.

Распознавание форм личных местоимений 1, 2 и 3 лица различных падежей

НАЙДИ ПАРУ

К Вам; перед вами; у них; со мной; о нём; из-за тебя.

2л., ед.ч., Р.п.; 3л., ед.ч., м.р., П.п.; 2л., мн.ч., Т.п.; 1л., ед.ч., Т.п.; 2л., ед.ч., Д.п.; 3л., мн.ч., Р.п.

Упражнение 9 (выделение местоимений, у которых можно определить род)

УКАЖИ МЕСТОИМЕНИЯ, У КОТОРЫХ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ РОД

Он, они, мы, я, она, оно, у него. К ней, ко мне, к тебе, к вам, к ним, к нему. С ним, со мной, с нами, с ней, с ними, с тобой, с вами. У неё, у меня, у вас, около него, около них, от неё, через нас, перед ней.

Упражнение 10 (правописание местоимений с предлогами)

С "н" ИЛИ БЕЗ "н"

1) Встретил _его, встречался с _им, согласна с _ей, приехать с _ими, уйти из _её дома, уйти от _её, подойти к _ей, попросить _её, опоздал из-за _его.

2) Ждал _её, около _их дома, подобно _ему, подойти к _ему, согласны с _им, рассказал _ему, рассказал о _ём, беседовал с _ей, забежать за _им, увидел _её, видел с _ей.

3) Мимо _их, пробежал мимо _её, возле _её, увидел _её, рядом с _ими, около _его, подумал о _их, рад _ему.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

1. Поставьте ударения, выберите Е или И, раскройте скобки.

(Не, ни) кого послушать; (не, ни) кому не помог; (не, ни) с кем поговорить; (не, ни) о чём не спорить; (не, ни) чего не делал; (не, ни) кого позвать; (не, ни) кому не писать; (не, ни) о ком не спрашивать; (не, ни) от кого утаивать; (не, ни) у кого узнать; (не, ни) у кого просить не буду; (не, ни) каждый умеет; (не, ни) у кого поинтересоваться; разговаривать (не, ни) о чем; (не, ни) с кем не считается; (не) каждый сможет.

2. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения, раскройте скобки.

1) Я окликнул хозяев – (н...) кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н...) кого не было. 2) Долго не находил я (н...) какой дичи. 3) Я (н...) чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... (на) кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... (с) кем не мог. 6.) Оба они н... (к) чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... (в) какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Охотиться стало в тот год н... (на) что. 9) Н... (с) кем было словом перемолвиться, (н…) кого пригласить в гости. 10) Тоня (н…) сколько сожалела о сказанном.

3. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения. Укажите их падежи.

1) Его н…кто не заметил, н…кто не удерживал. 2) Через пять минут н…кого не осталось на улице. 3) Больше ждать было н…кого. 4) Не замечал он н…чего. 5) Н…кто н…чего не узнал о Дашеньке. 6) Мне решительно скрывать н…чего. 7) А теперь мне выехать н… (на) чем, н…кому лошадей подковать. 8) Им н…(в) чём нельзя доверять. 9) Н… (на) чем отдохнуть измученному взгляду. 10) Н…какими силами и стараниями нельзя было узнать, из чего был сделан его халат.

4. Вставьте нужное отрицательное местоимение :

1. Вчера я видел всех, а сегодня я ______________ не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я __________________ не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон ______ ___________ не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга _______________ не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ________________ не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он _____________ не занимается. 7. Моя сестра всегда со всеми соглашается, а я _________________ не соглашаюсь. 8. В этом классе много разных стульев, а в том нет ____________ стульев. 9. Я во всём разобрался, а мой друг _____________ не разобрался.

НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

1. Вставьте неопределённое местоимение в нужной форме:

1. Дай мне посмотреть _________________ журнал. 2. Давай поговорим ___________________ интересном. 3. Дай мне ___________________ попить. 4. ________________ нам звонит.

2. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Выяснить (кое) какие подробности, (кое) (о) чём сообщить, с кем (либо) посоветоваться, что (то) узнать, (кое) (с) кем переговорить, какие (то) неприятности, чьи (нибудь) возражения, (кое) (в) ком ошибиться, (кое) (на) кого понадеяться, о чём (то) договориться, чему (нибудь) научиться, кто (то) звонил, уронил что (нибудь); в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) ещё зайду, какой (то) старик что (то) говорил, искусно подражать кому (то), (кое) чему научился; рассердиться из-за чего (то); подготовить доклад (кое) о (ком) из писателей.

4. Решите тест.

А) В каком варианте пишется буква Е ?

1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела

Б) В каком варианте пишется буква И ?

1) н...кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого взять денег 4) н...которые люди

В) В каком варианте необходимо слитное написание ?

1) (не)сколько книг 2) не(с)кем поговорить 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай

Г) В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не знал 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) горевать

5. Прочитайте текст М.М. Пришвина. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите сверху разряды.

С тех (………….) пор уже лет, может быть, двести ( …………. ) эти ( ……………. ) ель и сосна вместе растут. Их ( …………….. ) корни с малолетства сплелись, их ( ……………….. ) стволы тянулись (……….) вверх (…………) рядом к свету. Злой ( …………… ) ветер, устроив деревьям такую ( .............. ) несчастную жизнь, прилетал сюда (………...) иногда покачать их (…….….).

6. Прочитайте текст В.Короленко. Подчеркните все местоимения и укажите сверху разряды.

Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие. Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

указывают на предметы, качества предметов, их количества : этот, тот, такой, таков, столько .

Указательные местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ изменяются по родам, числам и падежам .

Местоимение ТАКОВ изменяется по родам и числам : таков, такова, таково, таковы .

    Подберите однокоренные слова к слову « указательные». Запишите их .

_____________________________________________________________________________________

2. Выделите в этих словах корень.

3. Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений?

Указательные ____________________________________________________________________________

2. Просклоняйте местоимения ТАКОЙ, ТОТ, ЭТОТ.

3. Найдите в предложениях указательные местоимения.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. В этих гнёздах птицы выведут потомство. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Что посеешь, то и пожнёшь. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Каков привет, таков ответ.

4. Вместо пропусков вставьте указательные местоимения в нужной грамматической форме.

Если бьет дрянной драчун Этот вот кричит: - Не трожь

слабого мальчишку, ___________, кто меньше ростом!

я ________________ не хочу ___________ мальчик так хорош,

даже вставить в книжку. загляденье просто!

5. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения.

1. Каков привет, ___________ ответ. 2. Об ___________ они говорили вчера. 3. Она __________ красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ___________ мы не пошли в парк. 5. О ________ деревьях нужно позаботиться. 6. Наша дача стояла по ______ сторону реки, а по _______ простиралось поле да лес заповедный. 7. _______ цветы очень красивые, но _____ мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады _____________.

6. Употребите местоимения ТАКОЙ и ЭТОТ в нужном роде и числе.

Звук __________________ звук

Красота __________________ красота

Разочарование __________________ разочарование

Краски __________________ краски

7. Найдите указательные местоимения, определите число, род и падеж этих местоимений.

1) За тем лесом расстилаются поля нашего хозяйства. 2) Надо сходить в тот лес. 3) Около того леса протекает речка. 4) В том озере много рыбы. 5) В том лесу много грибов. 6) Над тем заливом пролетел самолет. 7) В том здании помещается школа.

8. Прочитайте текст. Подчеркните все местоимения и укажите сверху разряды.

Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто(то) её ра…красил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зелёным цветом она ра…красила р…стущую травку. Таким же цветом покрыла лес. Голубой она под…рила небу, а белый – тем д…лёкие облака. Смотриш… на небо, и тебе к…жется, будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака. Но впереди у Весны ещё столько работы! Разные краски понадобят…ся ей, чтобы создать пр…крас…ный орнамент, чтобы завершить чудес…ные пр…вращения!

9. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал. Есть ли в тексте местоимения других разрядов? Каких?

А. Настоящий книголюб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей.

Б. Ныне не найдёшь такого города или районного центра, где бы не было книголюбов.

В. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде считались недоступными и непроезжими.

Г. Он ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных.

Ответ: _________________________________

Местоимение СТОЛЬКО изменяется только по падежам

________________________ __________________________

________________________ __________________________

10. Вместо пропусков вставьте в нужном падеже местоимение столько.

1. Со ____________ вредными привычками ему приходится бороться ежедневно. 2. Мы знаем о _____________ его положительных чертах! 3. Андрей ____________ друзьям помог! 4. До села оставалось два километра, до леса ______________ же. 5.Мы _______________способами пытались решить задачу, что трудно и сосчитать!

11. Запишите словосочетания, определите разряд местоимений.

Такой большой, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, никто не придет, никогда не говори никогда, с такими родителями, никто не услышит, ты да я, да мы с тобой, об этом дне, который час? несколько раз, узнал себя, сколько стоит? произошло нечто интересное, мы приедем, нисколько не жалко, говорить о себе, эти розы, каких-нибудь претензий, ни за что на свете, это утро, чей-то голос, никто не позаботился, говорить о ней, его собака.

12. Исключите третье лишнее (с комментариями):

А) Твой, такой, свой. Б) Себя, столько, тот. В) Тобой, вами, собой. Г) Нами, они, этот.

Д) Он, она, я. Е) Ты, мне, наш. Ж) Никто, некого, кое-кто. З) Ты, тебе, тот.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

указывают на признак предмета и его принадлежность ( чья это вещь ?) и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон, его друг, её кукла, их двор

признаки притяжательных местоимений :

А) имеют ед.ч. и мн.ч .: ваш - ваши, свой - свои ;

Б) имеют формы рода : ваш - ваша - ваше, свой - своя, наш - наша ;

В) изменяются по падежам (кроме ЕГО, ЕЁ, ИХ) по типу прилагательных.

1. Просклоняйте местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, СВОЙ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите в предложениях притяжательные местоимения.

Наша старшая сестрица печь блины-то мастерица! И с той поры в морях твоя дорога, о волн и бурь любимое дитя! Да напомните ему, государю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался. Наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою! Вы заботы бросьте, приходите в гости, прямо к нашему крыльцу к нам на Масленицу! Как у нашей сватьи масляны оладьи. А ваш-то пирог подгорел на один бок. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Зима недаром злится, прошла её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. Грустен лик её туманный.

3. Поставьте местоимения в нужную падежную форму. Укажите падеж.
Помочь (свой) _____________брату, устроили в (наша) _____________квартире, беседовал с (твоя) ___________ мамой, приближался к (наш) ____________дому, в газете писали о (наша) ____________ семье, горжусь (свой) ____________отцом, интересуюсь делами (мои) ___________ родителей.

4. Задание: найти и устранить недочёты.

На ихних огородах травы много выросло. Пограничники охраняют рубежи ихней Родины. В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы. Об ихней службе написано много книг.

5. Вставьте нужные по смыслу притяжательные местоимения. Подчеркните их.

1) Жил старик со ________ старухой у самого синего моря. 2) Царь Салтан гостей сажает за ________ стол. 3) Прощай же, море! Не забуду ________ торжественной красы и долго, долго слышать буду _________ гул в вечерние часы. 4) Яков наслаждался _________ победой, как дитя.

6. Найдите в предложениях притяжательные местоимения. Запишите над ними вопросы. Укажите падеж. Есть ли в данных предложениях местоимения других разрядов? Каких?

И к нашему берегу приносит хорошее дерево. На твою спесь пословица есть. Своя ноша не тянет. За своею думкою и сам не поспеешь. Твоими бы устами да мёд пить. За твоим языком не поспеешь босиком. Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись. Своей бедой всяк себе ума копит.

7. Словарный диктант (с определением разряда местоимений).

Какой-то суффикс, ни у кого не было, ни о ком не расспрашивал, кто-нибудь местный, ни за что не преодолеть, кое с кем поссориться, ни с кем не меняться, некто неизвестный, несколько часов, какие-то водоросли, кое-что привезти, не у кого переночевать, рассказывать кое-кому про себя.

8. Используя материал учебника, вставьте необходимые местоимения, определите их разряд (текст можно разместить на доске, можно спроецировать на мультимедийную доску).

Гарнизонная жизнь имела для _________ мало привлекательности. Я старался вообразить ________ капитана Миронова, __________ будущего начальника, и представлял _______ строгим, сердитым стариком, не знающим ____________, кроме службы, и готовым за ___________ безделицу сажать под арест на хлеб и воду. ______ ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» - спросил ____ у ___________ ямщика. «Недалече, - отвечал ____. - Вот уж видна». Я глядел во ______ стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и башни, но __________ не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.

«Где же крепость?» - спросил ___ с удивлением. «Да вот ____», - отвечал ямщик, указывая на деревушку. И с ___________ словами мы в ________ въехали. (А.С. Пушкин).

Морфологический разбор местоимения I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая роль.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________