Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;
Коррекционно-развивающая
Коррекционно-воспитательная :
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)
Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
- (Звук [м])
Какой он гласный или согласный?
-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)
Звонкий или глухой?
Назовите слова, в которых есть звук [м]
-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)
Получилась буква М? – Да!
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).
Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)
4. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
-
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .
Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?
На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
Получилась буква М? – Да!
Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
«Как мычит корова?» - «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка )
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь )
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой - спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз )
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха )
4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения
Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Что понравилось больше всего?
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем -
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд - смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву М по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Мышка
Морковь
Медведь
Муравей
МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?
Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.
Произнеси: МММ.
Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.
Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.
Кто больше?
- Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
- Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
- Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)
Задание: печатная буква М для дошкольников
- Рассмотри букву М. На что она похожа?
- Сложи из пальцев букву М.
- Напиши букву М в воздухе.
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)
Загадки для детей на букву М
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)
Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Рогатый, а не бодается.
(Месяц)
Пословицы и поговорки на букву М
Мир строит, а война разрушает.
Кто сеет мир, пожнет счастье.
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
Москва - всем городам мать.
Мало хотеть, надо уметь.
Сказка про букву М
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…
Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…
Веселые стихи про букву М для детей
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)
Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)
Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)
Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)
Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)
Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)
Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)
Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)
То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)
Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)
Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Зинаида Ангарова
Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.
1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.
Дыхательная гимнастика. -
3. Знакомство со звуком М ,МЬ.
Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.)
Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.
Характеристика звука М :
- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий.
4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки
Ом-ом –вот наш дом
Ом-ом – в лесу гном
Ом-ом - в реке сом
Ом-ом - на полке альбом
м-умь, ым- ымь, эм-эмь
Бедный мишка заболел,
Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит :
У меня живот болит.
5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами-
Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.
В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.
В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.
6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)
7. Физкультминутка
8. Знакомство с буквой «М» -
Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.
9. Какие буквы спрятались ? -
10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. -
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапу он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.
12. Знакомство с крылатыми выражениями.
Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) .
Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).
Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.
(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают.
13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки.
Взявшись за руки мы встали -
И на М похожи стали.
Рисуем пальчиком в воздухе.
Выкладывание буквы М из крупы .
Сделайте фигуру буквы М из проволоки .
14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.
Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама
15. Чтение слогов и слов с доски .
Конспект занятия по обучению грамоте
“Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе
Тема: звуки М-МЬ. Буква М.
Цели:
Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;
Коррекционно-развивающие : развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик
Ход занятия
Вводная часть
- Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это …
(мышка)
А теперь вторая загадка:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит
...(медведь).
Молодцы!
- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.
Основная часть
– Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?
Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.
У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.
Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Звуковой анализ слогов МЫ и МИ
- Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.
Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки (картинки).
Знакомство с буквой “М”
- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.
“- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.
Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;
в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.
А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?
Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.
Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.
Итоги
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?
Здравствуйте мои дорогие читатели!
В рубрике учим буквы сегодня буква «М» . Малыши любят эту букву быстро ее запоминают и называют ее мамина буква. И не случайно дети ее любят ведь в слове мама две буквы М.
Дорогие мои мы с вами уже говорили о том, что прежде, чем знакомить ребенка с буквой надо поработать сначала со звуком.
Сегодня я вам предлагаю, прежде, чем знакомить малыша с буквой проверьте на сколько ваш малыш внимательный? А для этого поиграйте с ним.
Игра на внимание:
Предложите запомнить слова со звуками [м, мґ], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».
ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
После прочтения сказки спросите:
- Понравилась ли ребенку сказка?
- Что понравилось?
- Какие слова со звуками [м, мґ] запомнил?
Буква «М»
Веселые стихи
Мама, глянь-ка!
Словно две родных сестры! Г. Виеру П куда-то торопилась, Посрединке проломилась, П не П теперь совсем – Она стала буквой М . Г. Ванюхина Мы за руки возьмемся, Мы маме улыбнемся, Мы, словно буква М , вдвоем На праздник майский днем пойдем. В. Степанов Вот качели – буква М ! Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан Медвежонок по утрам Все твердил упрямо: – Нет на свете никого Лучше моей мамы. |
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали. В. Степанов Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я – Это мы». А между тем Получилась буква М . А. Шибаев Мама Милу с мылом мыла, В глаз попало Миле мыло. Мама Миле говорила: – Не сердись, дочурка Мила! – Не сержусь, – сказала Мила, – Я выплакиваю мыло. И. Демьянов Буква М – начало слов многообразных: Малина, мама, мухомор и масло. М можно встретить нам легко: Мёд, микстура, молоко. |
Буква «М»
Пословицы и поговорки
1. Мир строит, а война разрушает.
2. Много снега – много хлеба.
3. Мало хотеть, надо уметь.
Чистоговорки
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Игры
Игра «Кто больше?».
1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ]. (Малина, морошка.)
2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)
3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)
Игра «Доскажи словечко».
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной… (медведь). |
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?.. (Мел). |
|
* * *
В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это?.. (Мышка). Летом много их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, Как они зовутся?.. (Мухи). Каждый тут в лесу талант – И певец, и… (музыкант). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку… (мячик) |
* * *
Хоть на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. Пусть ветра с водой свежи, Покрывают пляж… (моржи). Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?.. (Май). Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой… (мыли). |
|
Игра «Доскажи фразу».
Конь ржет, а корова… (мычит).
Собака лает, а кошка… (мяучит).
Луна светит, а звезды… (мерцают).
Игра «Волшебная цепочка».
Превратите мышку в миску .
(Мышка – мошка – мишка – миска.)
Игра «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву.
– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.
Игра «Наоборот».
Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,
Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).
Игра «Один – много» .
Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).
Игра «Полсловечка за вами».
Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).
Игра «Подберите пару».
машина маленький
море малиновый
мужчина медленный
мяч мирный
мел мелкий
музей мороженое
мясо музыкальный
Игра «Шесть магов».
1. м – – – а – г.
Этот придумали люди в Австралии.
2. маг – – – – – – –.
Этот и джаз, и частушки, и арии.
3. маг – – – – –.
Этот – прекрасный восточный цветок.
4. – – – – – – маг.
В этом – различных товаров поток.
5. ма – г – – – – – –.
Этот на клумбе, он мал, но красив.
6. – – маг –.
Если б не этот, вернее, не эта,
Я бы от вас не дождался ответа.
О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.
Игра «Найди слова».
Игра «Играем в прятки».
Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.
Игра «Слоговое лото».
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)
2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )
3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться
с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )
Игра «Магическая буква».
Л
А Р? И Я
О т ве т: армия, лампа
Игра «Хвостоглав».
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и хвосты.
Мель мол мак
О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.
Игра «Черным по белому».
мел – – – – –
– – мел –
– мел –
– мел – – – –
Возможный вариант о т в е т а:
мельница, помело, шмель, смельчак.
Игра «Зашифрованное слово».
Отгадайте слово, используя шифр.
О т в е т: мандарин.
О т в е т: морковка, ветка, ведро, метла.
2. Кругограмма .
Отгадайте зашифрованное слово.
О т в е т: Мурзилка.
Перевертыши
МАДАМ. МИР ИМ.
МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ
О т в е т: лапа. О т в е т: сок.
Загадки
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина.) Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз.) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка.) |
Великан стоит в порту,
Освещая темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!». (Маяк.) Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч.) С. Маршак Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) |
Белый камешек растаял,На доске следы оставил.
(Мел.) Зверь лохматый, косолапый, Он сосет в берлоге лапу. (Медведь.) |
Раскаленная стрелаДуб свалила у села.
(Молния.) Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.) |
|
Я работаю в артелиУ корней лохматой ели.По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. Не найдешь у нас пилы; Не рубили мы стволы, Не стучали топором, – А под елью вырос дом. (Муравей.) |
В лесу у пня суетня, беготня:Народ рабочий весь день хлопочет,Себе город строит.
(Муравьи.) Сами крошки, боятся кошки, Под полом живут, туда все несут. (Мыши.) Мала, а никому не мила. (Мышь.) |
Думаю, что практический материал рубрики учим буквы на букву «М» вам понравился. Комментарии приветствуются!