Задания готов ли ребенок к школе. Тест (старшая группа) на тему: Готов ли ваш ребенок к школе? Задайте себе такие вопросы

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе, как проверить, готов ли он идти в первый класс и как помочь адаптироваться к новым условиям.

*Время на прочитку статьи — 2 минуты

Процесс получения информации в большинстве школ по-прежнему нудный и растянутый во времени. Это формирует отвращение к процессу учебы уже с первых классов. А ведь навык и желание учиться является важным элементом, который как раз и должна закладывать школа.

Рынок труда через полтора десятка лет может кардинально измениться, а способность быстро и качественно учиться останется самым важным навыком для каждого человека, который хочет достичь успеха в жизни. Вот почему так важно, чтобы у ребенка было желание получать новые знания.


Перед тем, как отдавать ребёнка в школу, важно учесть целый ряд факторов:

  • возможность ребенка к адаптации;

  • возможность переносить нагрузки;

  • общее состояние здоровья;

  • наличие как интеллектуальных (писать, читать) навыков, так и социальных (коммуникативная инициатива);

  • тип темперамента ребенка;

  • способность к самооценке и самовосприятию ребенка, которые влияют на возможность его адаптации к новому коллективу;

  • способность ребёнка отстаивать свои интересы не только среди сверстников, а и на уровне ученик – учитель.

Если ребенок не готов, он может в школе «сломаться».


Задайте себе такие вопросы:

  • Что вы знаете об эмоциях своего ребёнка?
  • Нужно ли защищать ребёнка от негативных эмоций?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
  • Какое значение эмоциональный интеллект имеет в достижении успеха?
  • Что значит правильное эмоциональное воспитание?
  • Что значит психическое здоровье ребёнка?
  • На что обратить внимание в развитии эмоциональной сферы дошкольника?
  • Какие есть коммуникативные техники для общения с ребенком для гармоничного развития его эмоционального здоровья?

Если вы можете ответить на все эти вопросы, то вы в состоянии оценить готовность своего ребенка к школе.

Помните о том, что не возраст является показателем готовности ребёнка к школе. А когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Эти три вектора являются основополагающими в вопросе оценки готовности дошкольника.


О мотивации ребенка к учебе

У меня возникает вопрос: «В чем выгода обучения для ребенка, для первоклассника?» В целом «мотив» – это некий обобщенный образ, видение материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека. И эта ценность направляет деятельность. Мотив – это выгода.

Дети в таком возрасте не понимают, зачем им учиться. Первоклассник мотивирован учить то, что находится в сфере его интересов. При этом сам процесс изменения рода его деятельности в возрасте 6-7 лет – раньше он игрался, а теперь должен учиться – это огромный стресс.

Если ребёнок не хочет учиться – это значит, что ребёнок здравомыслящий, что он осмысленно подходит к процессу и не готов делать что-то, если не понимает “Зачем?”.


Запоминать информацию – не главное в учебе. Куда важнее работа с мыслительными процессами. В современной школе эти процессы не рассматриваются. Мышление ребенка не сильно развивается. В итоге мы получаем ученика, который не замотивирован, потому что не понимает смысл происходящего. Если у него недостаточно развиты процессы мышления, чтобы качественно усваивать информацию, то результатом станут плохие оценки или зубрежка. Оба варианта плохи.

Задача первого класса – сформировать желание учиться.

Большинство педагогов не будут заниматься обучению процесса мышления, искать индивидуальный подход, мотивировать, помогать освоить навыки концентрации, запоминания больших объемов информации или умению выступать перед аудиторией. Чаще учителя занимаются запугиванием учеников, угрозами и унижениями.

Практика показывает, что охотнее всего задания выполняют дети тех родителей, которым не наплевать на то, что делает их ребенок. Если вы, как родители, не обучите его навыкам восприятия информации и обучения, ему будет сложнее учиться в школе.


В первом классе у ребёнка формируется самооценка и восприятие своей социальной роли. В зависимости от того, как хорошо он учится, как хорошо он установил отношения с другими, он будет осознавать себя либо лузером, либо лидером, он будет либо держаться особняком, либо займёт ещё какую-то нишу в иерархии, которая существует в любом коллективе, в том числе и в первом классе.

Одновременно с тем, как ребёнок идет в первый класс, у него изменяются и отношения с родителями. Как правило, в худшую сторону. Это может быть вызвано тем, что для вас он перестал быть ребёнком и ваши требования к нему станут завышенными. Но также отношения портятся в процессе совместной подготовки уроков. Если родителям важнее правильно выполненное домашнее задание для классного руководителя, чем то, что думает ребёнок о родителях, то постепенно, родной дом и родители превращаются для ребёнка, из места спокойствия и защиты в некий филиал ада. Последствия сказываются в подростковом возрасте, когда ребёнок замыкается в себе, связывается с неблагополучной компанией или уходит из дому.

В первом классе ребёнок испытывает стресс. Само определение стресса – это состояние повышенного напряжения, для которого есть физиологические, психологические и социальные причины.


Физиологические связаны с тем, что ему хочется бегать-прыгать, а нельзя.

Психологические – с его неспособностью концентрироваться и выдерживать внутренний уровень напряжения, потому что нужно соответствовать тому, что о тебе думают и что ожидают.

Социальные – это неспособность адаптации к новому коллективу, что усложняет выстраивание отношений с педагогом или возможность подружиться с одноклассниками.

Задача родителей повлиять на снижение уровня стресса у ребёнка.

Социализация: стоит ли вопрос волнений?

Социализация – важный психологический процесс. Это формирование поведенческих и психологических навыков, необходимых для взаимодействия с людьми. По сути, человек должен обладать какими-то элементарными навыками общения и поведения в обществе, чтобы чувствовать себя в нём комфортно. Ребёнок должен быть эффективен в своей коммуникации.

Но школу не интересует, насколько ребенок эффективен. Её интересует на сколько он удобен и управляем. Про мысли и фантазии ребёнка мало кто спрашивает и если в вашей школе не так — вам повезло!


Как оценить качество школы?

Оценку качества школы должен давать ребёнок. Не вы, родитель, а ребёнок.

Какие качества должна проявить школа? У ребёнка должна быть увлечённость и высокая познавательная активность, чтобы ему было интересно разбираться хотя бы с каким-то одним направлением до мелочей. Важно понимание своих желаний, целей и умение их достигать. Важна настойчивость и самоуважение. Смелость иметь и отстаивать свою точку зрения. Это все нужно, чтобы развиваться в жизни и достигать успеха в целом.

Но вместо того, чтобы заниматься формированием этих важных навыков, школа формирует эмоциональную зависимость от часто предвзятого мнения окружающих. Самооценка в школе формируется не на осознании ребёнком собственной уникальности, а на основании соответствия чужим представлениям о том, каким он, ребёнок, должен быть.


Поэтому если детям нравиться учиться хотя бы одному предмету, значит, в принципе, всё в школе хорошо. Если для ребёнка школа — это каторга, то 11 лет будут посвящены не только формированию отвращения к процессу обучения, но и шаблонному мышлению по истечении 11 лет.

Диагноза «неспособность к обучению» не существует. Потому что, обучение - это комплексный процесс, который состоит из ряда психологических процессов. И вам сперва нужно понять, что не так с обучением у вашего ребенка, если вы наблюдаете так называемую “неспособность”.

Если вам не удалось поприсутствовать на прошлом мастер-классе про то, как подготовить ребёнка к школе не огорчайтесь. Скоро я проведу ещё один перед началом курса. Обучение стартует уже в июне. Зарегистрируйтесь, чтоб понять, нужно ли вам пройти курс и помочь своему ребёнку лучше подготовиться к началу школы.

«Родители, бабушки и дедушки первоклассников больше всего волнуются о том, умеет ли их чадо читать и считать — рассказывает школьный психолог Марина Журавленкова. — Хотя психологи считают, что это далеко не главное — ведь этому ребенка в школе обязательно научат. Но есть навыки, которыми ребенок обязательно должен овладеть до школы. Иначе и процесс обучения, и адаптация малыша к новым реалиям будут сопряжены с большими трудностями, что обязательно скажется и на его успеваемости, и на психологическом состоянии».

Психологи считают, что основными параметрами, определяющими готовность ребенка к школе, служат:

1.Желание учиться и общаться

До определенного момента ребенок не испытывает особого интереса к большому миру — комфортно он себя чувствует только дома, в окружении родных и близких. Но постепенно у него возникает желание начать собственную социальную жизнь и наработать свои личные социальные связи. Это проявляется, во-первых, интересом к сверстникам — желанием общаться, дружить и играть в групповые игры, в которых нужно соблюдать правила и договоренности (дочки-матери, летчика, продавца, врача и т.д.), в которых требуется иногда «наступать на горло собственной песне».

Если ребенок в 7 лет на вопрос «хочешь ли ты идти в школу» твердо отвечает «нет», а компания сверстников у него вызывает страх и желание поскорее уйти — это тревожные знаки, свидетельствующие о том, что ваш ребенок, возможно, не готов к школе.

2.Эмоционально-волевое развитие

Так в психологии называется способность ребенка удерживать внимание на неинтересных для него вещах, не раздражаясь и не «отключаясь». Это необходимо в школе, где ребенку придется делать не только то, что хочется и нравиться, сколько то, что нужно. Сидеть за партой в течение 45 минут и слушать учительницу, даже если она рассказывает то, что он хорошо знает. На уроке физкультуры —делать те упражнения, которые показывает преподаватель, а не те, которые у него лучше всего получаются. Стоять в паре не со своим приятелем, а с девочкой, и при этом не дергать ее за косички. Ребенку, который отстает в эмоционально-волевом развитии, в школе придется непросто.

3. Развитие интеллекта и моторики

Если ваш ребенок успешно прошел школьное тестирование — значит, с этим пунктом у него все в порядке. Все тесты для дошкольников направлены на выявление недочетов именно в развитии интеллекта и моторики (координации глаз — рука, способности соразмерно писать, читать, удерживая глаза на нужной строке, «не теряя» текста).

Не стоит ругать ребенка, который не может справиться с такими заданиями — это говорит не об отсутствии старательности и прилежания, а о том, что мозг ребенка еще не способен справляться с такими задачами. А значит, в школу ему пока рано.

Можно ли за оставшееся время быстро подготовить ребенка к школе?

Не пытайтесь форсировать события. То, что ваш ребенок показывает не готовность к школе не говорит о том, что он плохо развит. Ему просто требуется больше времени. Ваша задача — не подгонять его (тем самым нервируя и формируя у него комплекс неполноценности), а создать условия для «дозревания». Будьте готовы к тому, что в первом классе он вряд станет первым учеником и любимчиком учительницы. Но школа — это длинная дистанция, а цыплят, как известно, по осени считают.

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Начало учебы ребенка в первом классе - это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей. Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с однолетками, так и со взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности. Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий, умений и навыков с его и вашей стороны. Изменится социальная позиция ребенка - завтра Ваш малыш станет учеником, и у него появятся новые определенные обязанности. Большая часть времени будет подчиняться учебе, школе и школьным делам.

Безусловно, более легко приспособиться к тем изменениям в жизни, которые связаны с началом учебы в школе и более успешно себя реализовать сможет тот ребенок, который готов к школьной учебе.

В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется?

В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается, как комплексное, многогранное, которое охватывает все области жизни и деятельности будущего первоклассника.

Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.

Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.

Психологическая готовность к учебе в школе включает такие компоненты:
1. физиологичная готовность;
2. интеллектуальная (познавательная) готовность;
3. эмоционально-волевая готовность;
4. социальная готовность;
5. мотивационная готовность.

Физиологичная готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Никакой вид деятельности не может обойтись без мышления. А особенно - учеба.

На момент начала учебы в школе ребенок должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми. Например, он должен знать свое имя и фамилию; основные цвета и основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг). Владеть и различать понятия «больший»-«меньший», «высший»-«более низкий», «более широкий»-«уже». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (знал, где правая рука, а где левая, понимал понятие «под», «над», «около», «между»).

Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи, сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Внимание есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения. Для этого желательно тренировать способность малыша быть внимательным, например, с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Безусловно, более легко будет учиться тому ребенку, у которого лучше развита память. Специальные игры, занятия на запоминание информации (например - стихов, историй) помогут развить и улучшить ее. Читайте малышу книжки: сказки, стихотворения, рассказы. После того, как сказка прочитана, попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное. Сегодня в книжных магазинах (на книжных рынках и базарах, в киосках и т.п.) можно найти и приобрести большое количество литературы по развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, по подготовке ребенка к учебе в школе.

Желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы, мог аргументировать и выражать свое мнение. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка.

Достаточное развитие вещания есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности ребенка к учебе.

Хорошее развитие мышц руки, умения выполнять пальчиками мелкие действия (например, нанизывать бусинки) будет залогом того, что ребенок легко научится писать. Чтобы развить мелкие мышцы руки, давайте малышу возможность лепить, рисовать, раскрашивать; вырезать или вырывать пальчиками обведенные фигурки. Создавайте вместе с ребенком разные фигурки из палочек (можно использовать даже спички - только обязательно под Вашим присмотром). Пусть малыш составит такую же фигурку, которую составили Вы, сначала глядя на нее (так будет развиваться восприятие, умение ориентироваться на образец), а затем по-памяти (Ваши фигурки из спичек сначала должны быть очень простыми, постепенно их нужно усложнять).

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает нудную учебу в яркое, интересное приключение), и во время ежедневного бытового общения. Например, когда Вы гуляете с малышом, рассказывайте ему о том, какое в настоящий момент время года, который происходит в природе; какого цвета проехала машина; какое дерево выше, а какое ниже. Рассказывайте разные сведения об окружающем мире.

Расширять словарный запас малыша можно с помощью игры «Кто больше?»: загадайте какой-то предмет, или явление, и называйте его признаки: кто больше назовет? Например: «снег» - белый, холодный, блестящий, искристый, мягкий, ранний, неожиданный, глубокий, мелкий, пушистый, лапчатый и так далее.

Чтобы Ваши игры с малышом были успешными, придерживайтесь важного правила: во время игры забудьте о том, что Вы авторитетны и всезнающие мама, папа, бабушка или дедушка; перенеситесь в собственное детство и станьте, хоть ненадолго, снова ребенком - будьте для малыша равноправным партнером в игре, который также может сомневаться, грустить и искренне.

Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, есть эмоционально-волевая готовность ребенка к учебе. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, послабления импульсивных реакций, умения руководить своими эмоциями (например, слушать, не перебивая). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Имеет ли Ваш малыш простые, но постоянные поручения (например, поливать цветы)? Убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (пусть и с Вашей помощью)? Не перебивает ли Вас во время разговора? Имеет ли терпение? Дав ответ на эти простые вопросы, вы узнаете, сформирована ли у малыша эмоционально-волевая готовность.

Следующий компонент - социальная готовность. Она содержит в себе сформированость у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения с однолетками и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей.

Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль - роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу - там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

Искренне желаем Вам, чтобы начало учебы малыша в школе стало приятным событием в жизни всей семьи.

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

  • 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
  • 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Первый вопрос, встающий перед родителями: в каком возрасте отправить чадо в школу — в шесть или семь лет? Единых стандартов не существует. Нередко за одной партой оказываются и 6-летние малыши, и ребята, которым уже почти 8. Какой же возраст предпочтительнее для поступления в школу?

С одной стороны, хочется хоть немного продлить беззаботное детство малыша и не приобщать его раньше срока к школьной жизни с ее дисциплиной, обязанностями и ответственностью. С другой — хочется подарить ребенку лишний год для поступления в вуз. И в том и в другом случае родители не совсем правы, ведь в первую очередь необходимо учитывать особенности самого ребенка: готов ли он к новой модели поведения, может стоит еще год походить в детский сад? А если малыш, наоборот, в свои шесть лет развит не по годам, нужно ли держать его дома и лишать возможности динамично развиваться? Главное, не ошибиться и правильно оценить возможности и способности своего ребенка.

Фото: Depositphotos

Тройная формула

Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности малыша к обучению: психологическую, социальную и интеллектуальную.

Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу. Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.

Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно. Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора. Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.

Еще один показатель развития личности — умение устанавливать связи между различными объектами . Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.


Фото: Depositphotos

И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный . У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.

Подготовка ребенка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.