Защита педагогов. Система аттестации должна быть простой и понятной? Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу

Закончился 2017/2018 учебный год. Можно подвести предварительные итоги качества образования, которое предоставила нам школа. И если ЕГЭ, несмотря на удаления, прошел без особых массовых неудовлетворительных образовательных эксцессов (хотя некоторые низкие результаты тоже удивляют), то вот обучающие 9-х классов в количестве 21 человека получили «неудовлетворительно» на экзамене по математике. Никогда еще в истории школы не было такого количества неудовлетворительных оценок: практически целый класс написал экзамен неудовлетворительно.

Почему это случилось? Прежде всего, потому, что запрос на высокие результаты ОГЭ- это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении, особенно в условиях объединения школ с разными показателями качества в обучении. В прошлом году обучение в 9-х классах строилось именно по такому принципу: системные проблемы в знаниях обучающихся по математике в школьных отделениях №2 (Сивашская) и №3 (Одесская) решались педагогами в процессе выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, работала слаженная система работы с отстающими обучающимися, проходили дополнительные и бесплатные для обучающихся занятия, основная цель которых и состояла в ликвидации пробелов в знаниях, что в конечном итоге и привело к положительным результатам всей промежуточной аттестации в 9-х классах.

К сожалению, в этом году вся система подготовки к ОГЭ дала сбой. О причинах этого сбоя можно рассуждать долго, но главная причина на поверхности: слабость управленческой команды, отсутствие у членов данной команды умения работать сообща, нежелание разбираться с отстающими обучающимися, ведь при назначении им обещали рейтинговую школу, в которой не будет проблем, отсутствие опыта по управлению качеством образования, отсутствие навыков применения эффективных инструментов и технологий управления образовательными процессами, людьми и трудовыми коллективами, структурными и функциональными подразделениями школы и школой в целом.

На днях кто-то из родителей в чате «неравнодушных родителей» поинтересовался, как при таких показателях директор школы Ляпина Е.А. может пройти аттестацию на должность директора, которая ожидает ее уже скоро?

Аттестация на должность руководителя образовательной организации г.Москвы, к сожалению, не очень учитывает уровень образовательных результатов школьников (никто не удивится, если при таких результатах школе еще и поднимут рейтинг 🙂), не учитывает комиссия и количество обращений как родителей, так и педагогов на неадекватные действия администрации- так что в том, что аттестацию данный директор пройдет никто не сомневается. Аттестационная комиссия департамента аттестует и тех, у кого «липовые» дипломы кандидата наук, и закончившего коррекционную школу менеджера, на которого поступило за полгода более 2000 тысяч жалоб и т.п.

Может Елена Александровна соберется и уйдет сама? Благо команда ее понемногу расходится, остаются только те, кому идти действительно некуда (настолько они знамениты своим непрофессионализмом в городе, их имена стали нарицательными). Ушла бы Елена Александровна в школу с рейтингом 600+ и восстановила бы ее из руин, а может бы и уехала туда, где родилась, там тоже проблемы с управленческими кадрами и тоже нужно поднимать школы из руин? А здесь оставили бы кого-то, кто спокойно даст работать оставшимся учителям-профессионалам. Может, Ерохина? Он, вроде, не против, по слухам из Департамента.

Петиция за сохранение школы №1279 набрала на 21 июня 2018 года 2713 подписей. В ближайшее время мы опубликуем обновление к петиции, в которой будем требовать отставки всей управленческой команды школы по итогам низких образовательных результатов за прошедший учебный год.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

– Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.

Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной

Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством - если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты - как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев - человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников - какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора - это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место - должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов - это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, - сдают лишь один блок, кто еще ниже - два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» - в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж - аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать - аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, - рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. - Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей - это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих - их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500-3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

ЕФОМ: директора московских школ считают новую систему аттестации устаревшей

  • 16087
  • 17.08.2018

Сегодня по планам Минпросвещения должна завершиться обработка результатов проведённой апробации новой модели аттестации учителей и проекта типового комплекта единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Общественно-профессиональное обсуждение пройдет в октябре, но уже сейчас известные директора московских школ выражают мнение - процедура, предложенная Минобрнауки, откатит педагогов назад и отвлечёт от главной работы - учить детей.

Так, по мнению председателя Ассоциации содействия развитию столичного образования «Лига столичных директоров», директора школы 1505 «Преображенская» Леонида Наумова, любая модель аттестации должна прежде всего предполагать «не столько региональный или общенациональный характер процедуры, а именно содержание и смысл аттестационных процедур», а также ориентировать педагогов на будущее, на новое содержание образования.

А та процедура, которая предлагается Минобрнауки, - старая, потому что она, в первую очередь, ориентирует на контроль процесса, а не на результат. В этой ситуации создание единой федеральной системы оценки процесса нас ни к чему не приведет.

Система, нацеленная на результат, уже существует в природе: с 2014 года в Москве реализуется новая система аттестации. По словам Леонида Анатольевича, о на ориентирует педагогов на образовательные результаты, а не на сбор подтверждающих бумаг - все результаты представлены в открытом доступе, с ними можно познакомиться в любой момент.

По мнению директора школы 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, московская система аттестации позволяет еще и отслеживать динамику результативности. Кроме того, «она освобождена от экспертных суждений». Экспертные суждения - крайне редкая форма, поясняет Рачевский. Найти экспертов по всей России для оценивания профильной части ЕГЭ удалось с большим трудом. А если принять во внимание «массу учительства, которая аттестуется», то об объективности говорить не приходится: «Как можно говорить об объективности, если сегодня я «экспертирую» тебя, а завтра - ты меня?»

По сути, считает Ефим Лазаревич, ЕФОМ - это попытка вернуться к единой тарифной системе, при которой заработная плата учителя зависела от его категории. Но на практике эти две вещи не совпадают, поясняет Рачевский.

У меня сложилось ощущение, что при формировании федеральной модели аттестации, забыли про существование Федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который делегирует как бюджетным, так и автономным организациям полномочия самостоятельно распоряжаться выделенными субсидиями.

И еще один момент отмечает Рачевский: главная работа учителя - учить детей. Формат новой процедуры аттестации отвлекает от этой главной задачи не только учителей, но завучей, и директоров.

«Полагаю, что от этого нововведения удовольствие получат только работники муниципальных систем управления образованием и районные методисты, получающие новый шанс заниматься контролем и, увы, инспектированием», - резюмирует директор 548-й школы.

Комментарии (8)

    Замечательная идея - оторвать от работы учителя, чтобы он решал тесты и записывал видеоуроки. Удивительно, что такие инициативы находят поддержку, ведь они способствуют не росту результатов школьников, а новой бестолковой нагрузке на учителя. При этом московская модель практически автоматической аттестации педагога на основании результатов его учеников уже отработана и принята столичным учительским сообществом. Одна проблема - если принять московскую модель аттестации учителей для всей страны, то станут очевидны все реальные результаты школьников. Видимо, именно это и хотят скрыть за завесой отрепетированного видеоурока.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 6 месяцев

    Род деятельности : Руководитель в дошкольной организации

    Регион проживания : —

    • Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 6 месяцев

      Род деятельности : Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания : —

      Есть очень интересный рассказ Михаила Бугакова на эту тему. Вот отрывок из его:

      "...Когда между уроками у него были «окна», учитель закрывался в каком либо пустующем учебном кабинете и, глядя в окно, мрачно размышлял над своей бедной судьбой. «Вот, – думал он, – все нормальные люди помнят школу в начале жизни, а мне приходится её запоминать в конце». И далее в том же духе. Так вот и протекал его рабочий день: то уроки, то невесёлые размышления.

      И однажды в один солнечный весенний день ему так стало себя жалко, что решил он повеситься. Раздобыл он в спортзале верёвку, закрылся в кабинете математики, залез на парту и, привязав верёвку к трубе центрального отопления, смастерил достаточно искусную петлю. И только начал он просовывать свою голову в эту петлю, как вдруг раздался стук в дверь. Учитель чертыхнулся, слез с парты и пошел открывать. За дверью стоял директор.

      « Так я и знал», – сказал он, глядя на слегка покачивающуюся петлю. И продолжил: «Хорошо, что успел». Далее он усадил бедного учителя за парту и повел с ним следующий разговор. «Тебе уже всё равно, – говорил директор, – ты уходишь, а мы остаемся. Поэтому окажи нам последнюю услугу. Возьми на себя ответственность за мелкие финансовые недочёты, подпиши кое- какие счета, накладные и фактуры». И он вывалил на парту целую кипу бумаг. «Хорошо» – сказал учитель и все бумаги подписал. Ведь он, прежде всего, был учителем этики.

      «Спасибо», – сказал директор, вставая и забирая бумаги. «Помочь», – ещё спросил он, кивнув на петлю. «Спасибо», – ответил учитель, – сам справлюсь».

      Директор ушёл.

      Бедный учитель опять залез на парту и просунул голову в петлю. В этот момент он не знал, что посмертно станет крутым бизнесменом и миллионером."

      Https://bugakovasblogas.wordpress.com/2012/07/07/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE %D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания : Ярославская область, Россия

      (19) А.С. Макаренко ПСС т.5 стр. 469
      «Незавершенные педагогические работы»
      «Воспитание характера»
      «Одни говорят:
      «Коллектив как реальность не существует. Реальна только личность».
      Другие говорят:
      «Индивид как что-то самостоятельное в социальной действительности не существует, существует только общество.
      Третьи рады, что существует весь этот вздор, и пишут о нем целые тома.
      И первые, и вторые, и третьи – «ученые люди».
      Мы не будем бросаться в волны подобной болтовни. Примем без доказательства, что личность и коллектив существуют.
      Не подлежит сомнению, что нам приходится иметь дело и с коллективом и с личностью».
      Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества (476)
      Если вычеркнуть из досужих педагогических разглагольствований все украшающие революционные фразы, термины и призывы, то в полученном остатке мы найдем конгломерат самых разнообразных идеологий, теорий и систем. Больше всего здесь окажется отрыжек свободного воспитания, толстовства, непротивленчества, на втором месте стоят сентенции так называемой школы Дьюи и Натона, потом немного соленой воды бременцев и, наконец, так называемая общественно полезная работа. Теория ограничивалась декларированием принципов и общих положений, а переход к технике был предоставлен творчеству и находчивости каждого отдельного работника. В этом тоже видели педагогическую мудростью То, что натворили самодеятельные творцы педагоги и есть практика. В оправдание можно, правда, сказать, что и творить им как следует прожектеры от педагогики тоже не давали (478).
      Суждение о работе детского дома часто происходили по одному рецепту.
      Проверялась не действительная работа, не ее результаты, а исключительно НОМЕНКЛАТУРА общих рекомендованных средств:
      проводилась ли общественно полезная работа,
      не употреблялись ли наказания,
      имеются ли органы самоуправления,
      есть ли простор для инициативы,
      имеется ли самокритика.
      Если все это налицо, значит, дело поставлено хорошо, если чего-либо нет, значит плохо. Такой простой способ изменения с одной стороны, представляет широкий простор для всякого очковтерательства, с другой стороны он очень скоро превращается в догматический шаблон, мертвый список, в содержание которого не способна пробиться жизнь. Методическая догма представляет собой разумеется недопустимое условие для дела воспитания. Но если она выведена из живых действенных требований жизни, она еще не так опасна (479).

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Журналист

      Регион проживания : Москва, Россия

      А я ещё помню времена, когда аттестации не было. Работали мы себе и работали. Помогали друг другу, обсуждали уроки после смены, делились наглядностью, книгами. Именно тогда меня научили работать.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Учитель в

      Регион проживания : Ямало-Ненецкий АО, Россия

      • Детьми занимались, а не статистикой!

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Любая аттестация - стресс. Предыдущая - с видеоуроками, обязанностью их сбросить на диски, а перед этим отредактировать и т.д. - выбила меня не только из уроков примерно на 3 - 4 месяца. Там на одном видео я куда-то пропала, на следующем - полчаса - "всадник без головы", на третьем - не включили запись вообще. А так же на четвертом, пятом, шестом - проблемы. Другие учителя обращались к специалистам для съемок урока и оплачивали их.
        Я помню, как в начале моей учительской деятельности методисты из ГорОНО (которые действительно были методистами с учительским стажем и с учительскими умениями) приезжали к нам на уроки, все было довольно просто: провели уроки, проанализировали свои плюсы и минусы, затем методисты высказали свое видение моего урока. Зачем сейчас так огород городить-то! Ни одна камера не даст увидеть в полной мере того, что может ухватить человеческий глаз! Вот и приезжали бы к учителям на уроки!
        Еще: я могу решать многие задачи по физике (т.е. думаю, что экзамен по предмету для меня не будет проблемой), но не могу гарантировать, что мои ученики дойдут до такого уровня - генетика, образ жизни семьи, влияние родителей, нацеленность на то, что государство предлагало - экономику, юриспруденцию, информатику и т.д. В результате мой предмет сейчас в загоне. Да, дети восхищаются, да, дети любят ходить ко мне на уроки, с трудом, но учат, но выбрать физику?! Боже упаси! Следовательно, я, как учитель, ничего не добилась - дети не сдают ЕГЭ (однако вот уже одиннадцатый год участвуют в Международной дистанционной олимпиаде по физике Санкт-Петербургского госуниверситета с грамотами за хорошие и отличные успехи). В результате работаю с тем, что есть, с теми, кто есть, даже с УО. Несмотря на активную методическую работу, на диссеминацию опыта претендовать на высшую категорию поопасалась (да и д иректор отсоветовала(!)). Предложили год назад написать заявление на аттестацию на высшую, я отказалась - много бумаги, много стресса, опять буду выдернута из жизни.
        И таких как я, немало. Давно уже отвлекла! Дети давно мешают учителям заполнять отчеты, оформлять справки по результатам контроля, проверять ВПР, готовиться к проверка по результатам ВПР (не дай Бог, они завышены или занижены), заполнять э/дневник и самое страшное готовиться к очередной подошедшей аттестации! Это кошмар! Голова учителя вынуждена «болеть» только о качестве и % успеваемости. Что происходит коллеги? Вместо того чтобы оставить ребенка после уроков на дополнительные занятия как не усвоившего материал урока (так по крайней мере учили нас, рожденных в 70-е) мы вынуждены поскорее их отправить домой, так как надо заполнять бумажные всевозможные отчеты и пр. Плюс подготовка детей к конкурсам, проектной деятельности, соревнованиям. Так как если в них не участвовать, то школа и учитель получат каждый в свое время «минус». Ну а новая экзекуция приведет к окончательному оттоку молодых кадров из школы. Мы, старые учителя если не выдержим напора, то уйдем, а вот новые я думаю, глядя на нас хорошо подумают, прежде чем переступить порог школы.
        И еще одна боль и разочарование, отработав по 30 лет и больше, мы не заслужили права называться «ветеранами труда»! Отменено все, что раньше давало на это право! А знак МО РФ получат только «избранные» коллеги! Это больно и обидно коллеги…. Знать бы раньше, сразу, возможно выбор был сделан в пользу другой сферы, более благодарной к своим работникам!

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Московская область, Россия

В прошлом месяце Минобрнауки России утвердило . В целом идея данной системы предполагает, что в школах появятся должности старшего и ведущего учителей при сохранении существующего сегодня деления на учителя первой и высшей категорий. Пока находится на стадии формирования, но некоторые регионы, в частности, столичный, стараются идти по пути совершенствования существующей системы аттестации учителей.

Речь идет не об аттестации, которая проводится раз в пять лет для подтверждения соответствия учителя занимаемой должности ( ; далее – Порядок). Новый подход в столице применяется к аттестации, по итогам которой педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория (). Разница между данными видами аттестации заключается в том, что первая – обязательная, а вторая – добровольная.

Может ли считаться платной дополнительной образовательной услугой снижение установленной наполняемости классов? Ответ – в"Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперты сообщили, что сегодня московские учителя практически избавлены от "бумажной работы" и сосредоточены на образовательном процессе. Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин рассказал, что в прошлом педагогу для получения категории нужно было собирать портфолио в бумажном виде, ехать в городскую аттестационную комиссию, сдавать его, выстаивая большую очередь. После этого к нему на урок приезжал эксперт и оценивал качество его проведения. "Система действовала много лет, в ней, правда, не было самого главного – прямой привязки к динамике результатов учащихся", – указал на недостаток эксперт.

Сегодня, как рассказали специалисты, в столице введены информационные системы, которые позволяют подать заявку на аттестацию в электронном виде (через личный кабинет) и вообще не участвовать в заседаниях комиссий. Образовательная организация, ответственная за аттестацию, самостоятельно собирает данные по учителю из информационных систем и открытых источников. Павел Кузьмин отметил, что существуют признанные в профессиональном сообществе издания и конференции, поэтому нет никакой необходимости просить от педагога отчет о публикации или участии в мероприятии. "Нашей задачей было разгрузить учителя от несвойственной ему работы. Учитель должен учить детей, а не заниматься сбором бумаг", – подчеркнул эксперт.

"Ключевой принцип аттестации заключается в том, что учитель для ее прохождения минимально расходует свое рабочее время, ведь оно должно быть адресовано прежде всего учащимся, может быть самосовершенствованию, но никак не отчетным мероприятиям", – добавил депутат Мосгордумы Антон Молев . К слову об учащихся – главной особенностью аттестации учителей эксперты называют то, что она основана на динамике результатов их учеников. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Павел Кузьмин, в первую очередь в расчет принимаются специальные диагностические работы, результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, а также общепризнанных конкурсов и подобных мероприятий, в которых исключен субъективизм. Однако специалисты подчеркивают, что получить категорию может любой педагог – даже если не работает с одаренными детьми, победителями олимпиад и теми, кто имеет высокие баллы ЕГЭ. Главное – это динамика результатов учащихся у конкретного педагога, вне зависимости от первоначального уровня их знаний.

Такой подход при аттестации влияет и на систему образования в целом. Антон Молев указал, что в последнее время уровень доверия учителю и школе определяется родителями – они выбирают ту школу, в которую хотелось бы отправить ребенка учиться, а это зависит от того, насколько профессиональны и заинтересованы в результатах своих учащихся наставники и педагоги.

Специалисты подчеркнули, что аттестация педагогических кадров – это не инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Напротив, это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя. А если аттестация на установление квалификационной категории не пройдена, никаких неблагоприятных последствий для педагога не будет, у него есть возможность снова подать заявление через год.

Можно сказать, что аттестация учителей направлена на выявление не столько знания предмета, сколько умения его преподать. "Отличное знание предмета не всегда гарантирует такое же качество преподавания детям. У всех нас были замечательные профессора или учителя, которые шикарно знали свой предмет, но преподать его детям не могли, и результатов у детей нет", – отметил Павел Кузьмин. Однако, безусловно, учитель должен превосходно владеть необходимыми для преподавания знаниями. В числе прочего для оценки знаний педагогов используется диагностика в формате ЕГЭ, но она уже не связана с аттестацией, а нормативные документы не содержат обязанности учителя проходить такое испытание.

В то же время, как обращают внимание представители сферы образования, интерес и желание проходить такую диагностику есть у многих – уже более 40 тыс. учителей поучаствовали в данном испытании. Правда, не факт, что результаты "ЕГЭ" педагога увидят его ученики и их родители. Илья Бронштейн подчеркнул, что школа в лице директора как образовательная организация точно не покажет результаты такой диагностики учителя. Педагог может сделать это самостоятельно, если сочтет нужным: либо показав заинтересованному родителю или ученику, либо опубликовав результаты через свой личный кабинет сайта Московского центра качества образования (mcko.ru).