Жанр произведения васюткино озеро. Анализ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сюжет — это система событий в художественном произведе­нии. Композиция — это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети ком­позиция неизменно взаимосвязаны в художественном произве­дении. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные осо­бенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраня­ет относительную самостоятельность (в каждой из частей есть свои персонажи), но объединены они коллективным, собира­тельным образом семи мужиков, сюжетом-путешествием. В ос­нове композиции поэмы и системы образов — принцип антите­зы. Так, образы «покорных» (холоп князя Переметьева, Яков-верный) противопоставлены в поэме образам крестьян-правдо­искателей, свободолюбивых героев, бунтарей (Яким Нагой, Ер­мила Гирин, семеро странников). Образы «дольщиков» народа (помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, пан Глуховский) про­тивопоставлены образу «народного заступника» Гриши Добро­склонова, русское традиционное представление о счастье про­тивопоставлено новому пониманию.

Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и ху­дожественный контраст. Главы, представляющие одного пер­сонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сце­нами. Так, после главы «Поп» следуют главы, широко изобража­ющие народную массу — «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Затем следует глава «Помещик». Во второй части («Последыш») мы встречаем множество массовых сцен. Пове­ствование в третьей части поэмы («Крестьянка») сконцентриро­вано на образе Матрены Тимофеевны. В последней части («Пир на весь мир») есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме боль­шого количества композиционных вставок (песенные фрагмен­ты в главе «Пьяная ночь», песни в части «Крестьянка», рассказы и песни в части «Пира на весь мир» — (песни Гриши Доброскло­нова, «Легенда о двух великих грешниках», рассказ «Про холопа примерного — Якова верного», рассказ «Крестьянский грех»),

В основе сюжета поэмы — жанр путешествия. Действие в по­эме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России («На столбовой доро­женьке Сошлись семь мужиков»). Стоит отметить, что необыч­ным для литературы того времени было введение в поэму проло­га (что было характерно для античной, средневековой литерату­ры). Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в «Прологе» уже соответствую­щим зачином: «В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай…». С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования. Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь — «скатерть самобранная». В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках («По щучьему велению»), кроме того, он значим и в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Вместе с тем в прологе возника­ет и мотив поисков правды, характерный для русских социаль­но-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев. Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.

Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реаль­ными крестьянами, «временно-обязанными», т.е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного проло­га мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги. Образ «широкой дороженьки» открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоис­катели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безы­мянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузь­минское (Глава II «Сельская ярмонка»). Здесь у Некрасова пред­ставлена многоцветная крестьянская масса. Перед нами пред­стает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, кре­стьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обри­сован Некрасовым и в следующей главе — «Пьяная ночь». Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков. Следующая глава — «Счастливые». Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. При­чем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные пер­сонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. «Жизнь народа описана вдоль и по­перек, на разных уровнях. Представлены все возрасты, положе­ния и состояния несчастной мужицкой жизни».

«…Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!»

Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невоз­можно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народ­ном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы — «Поме­щик». Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.

Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки (история князя Утятина). Вторая часть поэмы — это глава «По­следыш». Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены кре­постного права. Крестьяне, потакая прихотям барина, его безу­мию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжа­ют играть «камедь», выдавая себя за крепостных.

Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крес­тьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеев­ны. Эта часть поэмы — самая большая. Она включает в себя во­семь глав, где перед читателем предстает непростая судьба рус­ской женщины. Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип «величавой славянки», идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека не­простой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали за­муж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться. Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за кото­рым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением — картиной природы: мать-птица рыдает по сво­им сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава («Волчица») развивает тему материнской самоотверженности. Образы вол­чицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий сим­вол материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испы­тания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего. Однако она все вы­несла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее силь­ного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая свое­го мужа от рекрутчины. С тех пор героиню так и прозвали — «губернаторша». Матрена Тимофеевна наделена лучшими чело­веческими качествами — любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.

В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым. Счастье — в борьбе за народную долю.

Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдель­ных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся кре­стьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера — Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп. Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России — в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе «Сель­ская ярмарка» упоминается архимандрит Новгородского Юрье­ва монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Пе­сочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы. Куль­турное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудея­ре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками до­реформенной и послереформенной России. В главе «Сельская ярмарка» крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера. Дед Савелий («Крестьянка») в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Кост­роме. Наконец, в главе «Пир на весь мир» упоминается о старо­обрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.

«Васюткино озеро» - рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.

Васютка в страшной тайге

Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело - остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь - искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Спасение героя

Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.

В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка - Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.

Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.

Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.

Заключение

План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:

  1. Рыбаки ждут улов.
  2. Васютка пошел в лес за орешками.
  3. Заблудился!
  4. Ночь в темной тайге.
  5. Найденное Васюткой странное озеро.
  6. Вот он - Енисей!
  7. Спасение мальчика.
  8. Озеро теперь на карте.

В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.

Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».

Астафьев «Васюткино озеро» герои

В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.

План рассказа

Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа
1. Невезение в рыбном деле
2. Васютка и кедровые орешки
3. Васютка охотится за глухарем
4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом
5. Пять дней в тайге.
6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке
7. Спасение мальчика
8. Васюткино озеро

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...
  • Обучающие:

  • Формировать умение анализа художественного произведения, внимания к тексту;

  • Развивающие:

  • Развивать навыки групповой работы;

  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.



  • Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.

  • Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева.



    «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»


  • 2) Каким было занятие Васютки у рыбаков?

  • 3) Как он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

  • 4) А каким чувством веет от наказа матери?

  • 5) Почему был заведен такой строгий порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички»?


Затеси

  • Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.


  • «лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»?

  • А у человека отчего бывают морщинки?


  • Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё?

  • До каких пор длилось его оцепенение? Что он вспомнил, что заставило его действовать?


  • Почему сбился с тропинки Васютка?

  • Когда он окончательно понял, что заблудился?



Слабых

  • Слабых

  • Слабохарактерных

  • Слабосильных

  • Немощных

  • Бессильных

  • Расслабленных

  • Маломощных

  • Болезненных

  • Растерянных

  • Отчаявшихся


  • О ком он вспомнил, укладываясь на ночлег?


  • Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел?





Кедровки кричали

  • Кедровки кричали

  • Желна заплакала

  • Синички потрошили, попискивая

  • Белка пронеслась, вполошённо цокая

  • Уставилась на Васютку

  • Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?



  • Эпитеты – красочные определения:

  • Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем;

  • Облака редкие;

  • Проемы голубые;

  • Ватой спрессованной ложились на тайгу.


  • Равнодушная

  • Эпитеты-синонимы:

  • Безразличная

  • Безучастная

  • Спокойная

  • Бесчувственная

  • Холодная

  • Неотзывчивая

  • Нечувственная


  • А вы так сможете ли почувствовать красоту природы?

  • Прочитайте, как он нашел озеро. Какая деталь в тексте говорит о том, что он знал все приметы?