Женщины-революционерки: воинствующие мужененавистницы или нежные любовницы? Женщины и революция.

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).

Они – особенные женщины. Во все времена им – по большому счету! - было глубоко плевать на традиционные женские ценности в виде семьи и домашнего уюта. И даже столь популярный у современных женщин бизнес их не привлекал. Они всегда жили – и живут – по принципу "а вся-то наша жизнь и есть борьба". Они – пламенные революционерки.

Боадицея

Боадицея, которую еще называют Боудиккой – и то, и другое означает "победа" - супруга вождя бриттского племени иценов Прасутага. Она возглавила народное восстание против римлян когда, после смерти ее мужа, Нерон лишил племя его исконных земель, а ее – титула. Античные историки Тацит и Дион Кассий описывают Боадицею, как рыжеволосую красавицу королевских кровей и не по-женски высокого роста, обладавшую "умом гораздо большим, чем у обычной женщины", громким голосом и проницательным взглядом. Войску Боадицеи удалось завоевать города Камулодун (ныне – Колчестер), Лондиний (Лондон) и Веруламий (Сент-Олбанс). Но потом римлянам удалось оправиться от натиска иценов, перегруппироваться и нанести ответный удар. Решающая битва состоялась вблизи города Уэст-Мидлендс, римская армия одержала победу. Узнав о поражении, Боадицея приняла яд черного болиголова.

Боадицею особо чтили при королевах Елизавете и Виктории, ей установили много памятников, самый известный из которых находится в Вестминстере. Он изображает предводительницу иценов на колеснице, с которой она обычно командовала своим войском. В историю также войдет ее "фирменное" одеяние – пестрая туника, массивная золотая гривна и плащ, заколотый фибулой.

Теруань де Мерикур


Анна Теруань де Мерикур, которую еще называют Марианной – или амазонкой - на баррикадах, героиня французской революции. Анна родилась в крестьянской семье, воспитывалась в монастыре. Прежде чем пополнить ряды революционеров, успела побыть служанкой, компаньонкой богатой англичанки, любовницей английского офицера, певицей и подругой итальянского певца-кастрата.

Узнав о событиях во Франции, бросила все и вернулась из Италии, где в то время проживала, на родину. Участвовала в штурме Бастилии. Возглавила поход женщин на Версаль, а во время перевозки королевской семьи в парижскую тюрьму, стояла с пистолетом на подножке кареты Марии-Антуанетты, чтобы защитить ее от гнева толпы. Теруань создала свой клуб на манер великосветских салонов, который назвала "Друзья закона" - в нем она принимала знаменитых революционеров. Сплетники тех времен уверяли, что все они были ее любовником. Анна побывала в австрийском плену, после чего ее и без того немалое влияние на народные массы стало огромным. Однако когда в борьбе между


Якобинцами и жирондистами она приняла сторону последних, гнев народа обрушился на ее голову. После того как в саду Тюильри толпа женщин-якобинок едва не растерзала ее, Теруань попала в психиатрическую клинику, где вскоре и умерла – ей было 55 лет.

Современники считали ее женщиной редкой красоты, а нынешние стилисты пришли бы в восторг от ее манеры одеваться – Анна, как никто, умела сочетать несочетаемое. Она носила мужской сюртук с юбкой, а панталоны – с дамской блузкой, обожала красный цвет, короткие плащи и сандалии греческом стиле.

Роза Люксембург


Нино Бурджанадзе


Муза грузинской "революции роз" Нино Бурджанадзе пришла в политическую борьбу из университетских аудиторий и библиотечных залов: Нино Анзоровна – кандидат юридических наук, автор двух десятков научных работ, написанных на грузинском, русском и английском языках. Когда она при этом успевает уделять время мужу и двум сыновьям, известно только ей одной.

Во время событий в ноябре 2003 года была соратницей Михаила Саакашвили. После аннулирования результатов парламентских выборов Нино Анзоровна выполняла обязанности президента Грузии. Однако баллотироваться на эту должность отказалась, не желая конкурировать с Саакашвили, впоследствии же и вовсе перешла в оппозицию к нынешней грузинской власти, назвав своего бывшего соратника "новым европейским диктатором".

Секрет привлекательности Нино Анзоровны – в сочетании исконно грузинского обаяния и европейского шарма и элегантности. Больше всего идут Бурджанадзе классические английские костюмы, которые она "оживляет" изящными аксессуарами.

Юлия Тимошенко


"Оранжевая (или газовая – кому как больше нравится) принцесса", "Леди Ю", "украинская Жанна Д"Арк" - все это о . Она была единственной женщиной, стоявшей рядом с полевыми командирами Майдана, и штурмовавшей здание Верховной Рады, в которую она пробралась буквально по головам своих соратников. Став премьер-министром, а затем и перейдя в оппозицию, предпочитала исключительно революционные методы, как руководства, так и политической борьбы. А вот образ жизни в зависимости от рода занятий меняла: пребывая в здании на Грушевского, ночевала в собственном кабинете на раскладушке, а по выходным каталась на коньках, уйдя в отставку и переехав в загородный особняк, ежедневно пробегала по несколько километров.

В историю войдут прическа Юлии Владимировны в виде косы, заплетенной вокруг головы, появившаяся у нее в ходе предвыборной кампании, норковая шубка мехом внутрь, в которой Тимошенко стояла на трибуне Майдана, и кофточки от , которые она так любит.

Ксения Собчак


Почему ряды пламенных революционерок решила пополнить светская львица , доподлинно неизвестно. То ли лавры Нино Бурджанадзе и Юлии Тимошенко показались ей очень привлекательными, то ли с милым рай и на баррикадах – роман Ксении и оппозиционера Ильи Яшина ни для кого не секрет, российские СМИ даже грозятся назвать их парой нынешнего года. В любом случае увлечении Собчак революционными идеями мало кто воспринимает серьезно, скорее всего, это всего лишь очередная "игрушка" богатой наследницы. И даже ее пламенные речи с трибуны митинга: "Я – Ксения Собчак, и мне есть что терять!" мало кого убедили, иначе бы ее не освистали.


О стиле Ксении трудно сказать что-либо определенное, поскольку наличие брендовых вещей в шкафу о нем, как правило, не говорит. Хотя шапка-ушанка, валенки и варежки, уместные в морозной Москве, вполне могли бы стать ее фирменной фишкой.

Таисия Кондратьева

Считается, что во время революции 1917 года русские женщины стояли в стороне. В это время в России не было явного феминистского движения, да и на передовой машины перемен они не стояли. Действительно, женщины не зажгли искру Октябрьской Революции, но были ее движущей силой. Материал о вкладе русских женщин в революцию появился на американской портале Jacobin, который, как указано в описании, является "ведущим голосом американских левых":

В 1917 году, в Международный Женский День работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.

Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.

Согласно многим современникам и историкам, прежде, чем на сцену вышли многочисленные батальоны рабочих мужчин, и во главе с управляемыми мужчинами же политическими партиями заслонили собой женщин в той борьбе, именно этот женский бунт за кусок хлеба непреднамеренно начал бурю, уничтожившую царизм. Бунт без какой-либо теоретической подготовки, которым руководило чувство, в котором исключительно экономические требования достигались «примитивными», но проверенными временем методами протеста.

С самого начала февральских забастовок лозунги, направленные против войны, были прочно вшиты в ткань протестных движений. Отвага женщин, их непреклонность и методы борьбы, которые они избирали, говорили о том, что они ясно видели, в чем состоял корень их проблем. Они понимали необходимость единения рабочего класса и важность привлечения и присоединения солдат, защищающих царистское государство, к бунту.

Позже Троцкий писал: Женщины сыграли огромную роль в налаживании отношений между рабочими и солдатами. Они с большим безрассудством, чем мужчины, взбирались на кордоны, хватались за винтовки, взывали, практически отдавали команду солдатам: «Опустите штыки - присоединяйтесь к нам!» Солдаты взбудоражены, им стыдно, они обмениваются тревожными взглядами, начинают колебаться. Кто-то решается первым, и штыки с виноватым видом поднимают над головами приближающейся толпы.


К концу 23 февраля, женщины смогли убедить солдат, охранявших трамвайные парки, и перевернутые вагоны превратились в баррикады. Причиной того, что солдаты поддержали женщин, был не нависший груз войны над армией, и даже не «заразительная» спонтанность протестов. Мужчины в бараках и женщины с фабрик, приехавшие в город из одних районов вели беседы и формировали отношения, стирая границы между рабочими и солдатами, что и позволило женщинам получить вооруженную поддержку.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров.

Февральскую революцию называют спонтанной и в каком-то смысле это так: она не была спланирована и совершена революционерами. Однако, спонтанность это не то же самое, что отсутствие политической сознательности. Протесты рабочих женщин, штурмовавших фабрики Петрограда в то время, как и работники, и домохозяева были вынуждены стоять в очередях, чтобы прокормить родных, помогли избавиться от разделения между «экономически обусловленной» проблемой отсутствия хлеба и политически обусловленной проблеме завершения войны. Тяжелое материальное положение в итоге помогло направить недовольство голодом и бедностью в правильное русло. Причиной всего этого была война и политики, которые ее вели. Такие требования нельзя было удовлетворить без масштабных политических изменений в стране.

После февраля в течение 1917 года женщины во многих отношениях перестали принимать участие в развитии революционного движения. Исключением являются несколько выдающихся революционерок, такие как Александра Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд, чья личная жизнь в качестве жен и любовниц обсуждается намного чаще, чем их вклад в теоретизацию революции и революционную деятельность.


Россия до 1917 года представляла собой преимущественно агрикультурное общество. Абсолютная власть царя поддерживалась и укреплялась церковью, что отражалось институте семьи. Религия главенствовала в вопросах свадьбы и развода, женщины на законном основании ставились в подчинение, считались собственностью, а не людьми. В известных русских пословицах встречалось такое отношение к женщинам: «Мне показалось, увидел двух человек, а это всего лишь мужчина со своей женой».

В 1896 году работницы текстильных фабрик приняли участие в забастовках и протестах против воинской обязанности перед Русско-Японской войной. А в революции 1905 года женщины сыграли значительную роль, когда работницы текстильных, табачных и кондитерских фабрик вместе с домработницами и прачками предприняли попытку образовать собственный союз в рамках общего бунта.

Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 - 18%.


При двоевластии, сложившемся в результате Февральской революции, протесты рабочих женщин не исчезли, но стали использоваться как часть процесса, в результате которого рабочий класс перешел на сторону Советов, а внутри социалистического движения к сентябрю оказал поддержку большевикам вместо умеренных социалистов - меньшевиков и эсеров.

Ожидания рабочих женщин и мужчин, надеявшихся на улучшение условий жизни после падения царизма, не оправдались, так как и правительство и Советское руководство не желали прекращать войну. К маю антивоенные митинги привели к распаду первого Временного Правительства и меньшевики совместно с эсерами создали политическую коалицию с либералами, которая по-прежнему выступала за участие в войне. Разочарование рабочих стало причиной продолжившихся забастовок, вновь возглавляемых женщинами.

Историки Джейн МакДермид и Анна Хиллиер описывали это так: С поддержкой других активисток из профсоюза, Гончарская заходила в одну за другой прачечные и убеждала работниц присоединиться к забастовке. Они заливали печи холодной водой. В одной из прачечных владелец напал на Гончарскую с гвоздодером, но ее спасли другие работницы, схватив его сзади.

После Февральской революции феминистки вновь начали выступать за всеобщее право голоса, и когда в июле они его добились, это стало значительным шагом вперед. Однако для большинства женщин право голоса мало что меняло в их жизнях. Нищета, долгие рабочие дни и борьба за сохранение целостности семьи никуда не пропали.

В 1908 Коллонтай писала: Какими бы радикальными ни были требования феминисток, нельзя забывать о том, что, исходя из их классовой принадлежности, они не могут бороться за то фундаментальное изменение в современной экономической и социальной структуре общества, без которого освобождение женщин невозможно достичь.

Для большинства крестьянок и женщин из рабочего класса вопрос угнетения и достижения равенства был далеко не абстрактным, а напрямую возникал из процесса борьбы за улучшение условий своих жизней и жизней своих мужей и детей, в которой они участвовали. Те из них, кто принял непосредственное участие в политике и стали более уверенными, зачастую вступив в партию большевиков, достигли этого в результате собственных коллективных усилий, направленных против войны и политиков. Усилий, которые фокусировались на неприятие голода, продолжения войны и борьбы за право владения землей.


Роберт Сёрвис утверждает: Программа Большевиков оказалась наиболее близкой к крестьянским и рабочим массам, а также к солдатам, когда во второй половине октября социальная напряженность и экономический упадок достигли пика. Но этого могло оказаться и недостаточно для Октябрьской революции.
Все это женам рабочих, крестьян и солдат приходилось переживать наравне с ними. Без поддержки неквалифицированного рабочего народа Петрограда, большинством из которого являлись женщины, Октябрьский переворот не преуспел бы.

Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.

Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское правительство, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за октябрем.
Во время революции, женщины не смогли в равной степени с мужчинами принять участие и сделать свой вклад в ход политического процесса на высочайших уровнях, но, будучи угнетенными, им удалось вопреки всем ожиданиям задать курс революционного движения.


Как писали МакДермид и Хиллиер: Действительно, разделение труда между мужчинами и женщинами осталось прежним, но, вместо того, чтобы утверждать, что женщинам не удалось бросить вызов доминированию мужчин, мы можем оценить искусность их маневра в отведенной им традиционной сфере, и какое значение он имел для революции.

Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.

Этим текстом редакция сайт открывает серию материалов, посвященных столетней годовщине Октябрьского переворота 1917 года, который стал поворотной точкой в русской истории. Сегодня – о женщинах-революционерках, чьи судьбы разбились о волну террора.

До 1917 года у русских женщин было немного вариантов будущего. Либо замуж, либо – одна из немногих доступных тогда вариантов профессии (учительницы, акушерки или врача). Многие из них начинали с «хождения в народ», чтобы улучшать жизнь крестьян и рабочих, просвещать их – но, разочаровавшись и испытав давление властей, обращались к революционной деятельности и террору.

Вера Засулич – первая русская революционерка-террористка

Вера Засулич родилась в 1849 году в Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. После окончания московского пансиона она получила диплом домашней учительницы, а вскоре переехала в Петербург, где и примкнула к революционным кружкам. Ее неоднократно высылали из столицы, два года Засулич провела под арестом по нечаевскому делу (история кружка Нечаева легла в основу романа «Бесы» Достоевского).


В 1878 году Вера Засулич пришла на прием к петербургскому градоначальнику Федору Трепову (редакция узнайвсё.рф уточняет, что полугодом раньше Трепов приказал высечь розгами политзэка Боголюбова) и ранила его выстрелом из револьвера. За такое преступление полагалось от 15 до 20 лет каторги, однако суд присяжных вынес оправдательный приговор. Процесс над Засулич получил всемирный резонанс; знаменитый писатель Оскар Уайльд даже написал свою первую пьесу «Вера, или Нигилисты» по мотивам этой истории.


Буквально на следующий день власти спохватились и приговор был опротестован, однако Засулич успела скрыться у друзей, а затем и покинуть страну. Как ни странно, ярая террористка Вера Засулич за время эмиграции разочаровалась в терроре и стала резко агитировать против такого метода революционной борьбы. В Россию Засулич вернулась в 1905 году. Во время Октябрьского переворота она сперва приняла случившееся, но затем резко критиковала Ленина и его партию, будучи меньшевичкой. Умерла Засулич в 1919 году от пневмонии. Ей было 69 лет.

Геся Гельфман – участница покушения на Александра II

Геся Гельфман росла в обеспеченной еврейской семье и ни в чем не знала отказа. В 16 лет ее решили отдать замуж за финансового партнера отца – богатого лесопромышленника. Геся не пожелала выходить замуж по расчету и в последнюю ночь перед свадьбой бежала из дома. Она оказалась в Киеве. В начале 1870-х, будучи слушательницей акушерских курсов при университете, она увлеклась революционными идеями и примкнула к кружкам социалистов.


Ее квартира была явочной для подпольщиков. В 1875-м Гельфман арестовали. Три с половиной года она провела в Петербурге – полтора из них в ожидании суда, а после его окончания приговором по делу народников ее осудили к принудительным работам. После отбывания наказания Гесю Гельфман выслали из столицы, но она бежала из-под надзора и вернулась в Петербург.


Там она присоединилась к террористической группе «Народная воля», жила в динамитной мастерской на Тележной улице. Именно там были сделаны бомбы, которые использовались при убийстве Александра II в марте 1881 года. Когда после покушения на квартиру пришли с обысками, муж Гельфман, Николай Саблин, успел застрелиться, а Геся была арестована.


Ее не повесили вместе с остальными пятью народовольцами, так как она была беременна. Казнь заменили каторгой, но вскоре после тяжелых родов Геся Гельфман умерла от перитонита в тюремной больнице. Это случилось в 1882 году, Гельфман не было и тридцати лет.

Мария Спиридонова - участница боевой организации эсеров

Тяжелая судьба Марии Спиридоновой дала основания называть ее «революционеркой-великомученицей». В боевое крыло эсеров Спиридонова пришла в начале 1900-х. В 1906 году она стреляла в советника тамбовского губернатора Луженовского. Эсерка выпустила в него пять пуль и собиралась застрелиться шестой, но подскочившие казаки оглушили ее прикладами.


После ареста Спиридонову жестоко избили и изнасиловали: сообщения об этом вызвали волну возмущения, о страданиях Спиридоновой была сложена песня, ушедшая в народ. В ожидании казни – эсерку должны были повесить – она слепила из хлеба куколку, подвесила ее за нитку и готовилась к смерти, боясь, что не сможет принять ее достойно. Редакция сайт уточняет, что через 16 дней пытки ожиданием ей сообщили, что казнь заменена каторгой.


Наказание Мария Спиридонова отбывала в Нерчинске, с другими террористками, а также уголовницами. После Февральского переворота в 1917 году она вернулась в Петроград и заняла место во Временном правительстве. После прихода к власти большевиков Спиридонову вновь арестовали, и остаток жизни она провела в тюрьмах и ссылках. 11 сентября 1941 года она была расстреляна в лесу под Орлом вместе с другими политзэками орловской тюрьмы – в начале Великой отечественной так поступили со многими «политическими».

Зинаида Коноплянникова: «На белый кровавый террор мы ответим красным...»

Социалистка Зинаида Коноплянникова окончила бесплатную женскую гимназию в 1899 году и, по правилам, должна была отработать четыре года в одной из школ «по распределению». Так она прожила три года в Гостилицах, откуда началось ее «хождение в народ». Коноплянникова учила, готовила спектакли, а между делом вела революционную агитацию среди крестьян.


В 1903 году ее арестовали за пропаганду и посадили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. В общей сложности, с перерывами она отсидела более года - и только ожесточилась. После выхода из крепости Коноплянникова примкнула к летучему отряду социалистов-революционеров, а в августе 1906 года на станции Новый Петергоф расстреляла из браунинга генерал-майора Мина, который участвовал в подавлении восстания 1905 года.


Зинаиду Коноплянникову арестовали на месте и уже через 10 дней приговорили к повешению, Считается, что в ответ она заявила о «красном терроре», который станет ответом на действия властей. Коноплянникову повесили утром 29 августа в Шлиссельбургской крепости. Очевидцы рассказывали, что 27-летняя приговоренная шла на смерть, «будто на праздник».

Ирина Каховская - репрессированная революционерка

Ирина Каховская училась в женском педагогическом университете, а революционными идеями увлеклась в 1905 году, услышав речь Максима Горького. Она была арестована и сослана в Восточную Сибирь - наказание отбывала вместе с Марией Спиридоновой и другими эсерками.

Остаток дней Ирина Каховская провела в Малоярославце

В 1925 году заступиться за Каховскую было больше некому. Ее арестовали снова, и следующие 45 лет она провела в тюрьмах и ссылках. После смерти Сталина в 1953 она переехала из Уфы в Калужскую область и прожила там остаток дней.

Редакция сайт будет продолжать публиковать материалы, приуроченные к столетней годовщине Октябрьской революции 1917 года.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен