"животный магнетизм", или "чудо" франца месмера. Объяснение принципов "животного" магнетизма Флюиды магнетизм архетип привораживает магнитит

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

предположительно существующая неуловимая или таинственная , влияющая на человека. Термин употреблял австр. врач Франц Антон Месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. Месмер считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим из его тела, частью силы, заполняющей Вселенную и исходящей от звезд.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ" в других словарях:

    МЕСМЕРИЗМ ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ учение о присутствии в человеке особой «магнетической» силы, которую человек, обладающий ею, может излучать, передавать другому и этим путем влиять на него, внушать ему идеи, излечивать и т. д.; учение это впервые …

    См. Гипнотизм и Месмеризм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Животный магнетизм - термин Ф. Месмера для обозначения гипотетической универсальной силы, благодаря которой, как он предполагал, возникает гипнотический эффект и которой, как он был убеждён, он обладает сам.. См. Гипноз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - Термин Ф. Месмера для обозначения универсальной силы, благодаря которой, как предполагалось, возникает гипнотический эффект. См. гипноз … Толковый словарь по психологии

    МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - предполагаемая связанная с теорией эфира способность животного тела намагничиваться и сообщать энергию другим телам. Концепцию магнетизма разработал в конце XVIII в. французский врач Месмер. Отсюда другое название месмеризм. Передаваемую… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Новолатинск. magnetismus, от лат. magnes, магнит, а) Способность магнита притягивать железо, b) Животный магнетизм, или месмеризм существует в каждом человеке и при известных условиях действует на другого человека, который становится тогда вялым … Словарь иностранных слов русского языка

    ЖИВОТНЫЙ, животная, животное (книжн.). 1. прил. к животное в 1 знач. Животный мир. Животное царство. || Органического происхождения, добываемый из органических веществ. Животный клей. Животный уголь. 2. Вызванный и обусловленный инстинктом,… … Толковый словарь Ушакова

    МАГНЕТИЗМ, магнетизма, мн. нет, муж. (от греч. magnetis магнит). 1. Свойство магнита (в 1 знач.; физ.). 2. Учение о магнитных явлениях (физ.). 3. То же, что животный магнетизм (устар.; см. ниже). «Силой магнетизма стихов российских механизма едва … Толковый словарь Ушакова

    магнетизм - а, м. magnétisme m. 1. Свойство некоторых тел (магнитов) притягивать к себе или отталкивать от себя другие тела. БАС 1.Магнетизм есть всеобще имя различным свойствам магнита. Карамзин ДВ 11 118. 2. устар. Гипнотическое внушение; гипноз. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В то время как официальная наука называет его мнимым посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его … Религиозные термины

Книги

  • Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека , Альбертино. Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека. Черная и белая магия: египетская, индийская, русская, Западной Европы, алхимия, астрология, животный магнетизм, волшебство, чародейство и…

На предыдущих страницах мы неоднократно употребляли слова магнетизм, полярность, флюидический ток и другие, объяснению которых до настоящего времени не отводилось места. Слово магнетизм в широком смысле есть общее понятие о действиях, наблюдающихся под внешним видом притяжений и отталкиваний. Хотя магнетизм и биоэнергия в своей основе имеет одну и ту же природу и, более того, означают одно и то же явление, тем не менее в этой лекции мы используем преимущественно слово магнетизм, подчеркивая тем самым внешнюю форму его проявления. В следующих лекциях, чтобы подчеркнуть внутреннюю форму этого явления мы пользуемся словом биоэнергия. Пусть это не вводит читателя в заблуждение.

Из нижеследующего будет видно, почему это так.

Основные действия, которые характеризуют магнетизм, были известны еще в глубокой древности.

Атомистическая теория, державшаяся на горизонте науки уже более трех тысяч лет, допускает необходимость существования некоторой среды, в которой протекают процессы мирового творчества. Эта среда есть переходная ступень из мира весомой материи в невесомое. Она вмещает в себя свойства всего материального космоса и носит название мирового эфира. Все изученные процессы мировой механики сводятся в конечном итоге к известному закону кругового движения в эфире.

Универсальность приложения этого закона издревле вошла в эзотерическое учение, и современная позитивная наука шаг за шагом приближается к признанию его. Иногда он кажется нам парадоксальным, но это зависит лишь от того, что мы в большинстве случаев рассматриваем не все явление целиком, а лишь половину его, а другая, благодаря несовершенству наших ощущений, ускользает от нас.

Возьмите для примера минеральный магнит и кусок железа. В нем осуществляется полностью закон кругового движения. Но благодаря тому, что замыкание тока происходит в среде, изменение которой для нас неочевидно, мы наблюдаем лишь одну половину процесса в феномене притяжения и отталкивания. Чтобы обнаружить явление полностью, приходится прибегнуть к вспомогательному средству: насыпать в сфере действия магнита железные опилки и судить обо всем явлении по их расположению, соответствующему направлению силовых линий магнита.

Пункты, из которых исходит отталкивание и притяжение, называются полюсами, но это не есть какие-либо противоположные, в абсолютном смысле, пункты - то лишь места соприкосновения внутреннего и наружного процесса кругообращения.

Отсюда нетрудно понять смысл полярности. Все противоположности с этой точки зрения приобретают совершенно другой смысл и становятся относительными.

На земном шаре и вообще в космосе можно найти бесчисленное применение вышеприведенного примера. Но мы ограничимся лишь фактами, имеющими непосредственное отношение к нашей статье.

Движение всей существующей в космосе материи связывает ее неразрывными нитями и всякое изменение в направлении движения влечет за собой изменение в группировке вещей.

Солнечная система связана с звездным миром: Земля - с Солнцем и планетами, и все, что есть на земном шаре, связано с ним и через него со всем космосом. Невидимая связь проявляется во всем под видом магнетических процессов.

Магнетизм первичной материи образуется из сложений интроатомной энергии и движения частиц в пространстве. Минеральный магнетизм, в общеупотребительном смысле, есть только интенсивное проявление интроатомной энергии и результат особой группировки атомов. Он тесно связан с земным магнетизмом, а этот последний обязан своим происхождением всей массе Земли и ее связи с Солнцем. В животном и растительном мире на земном шаре можно наблюдать такую же связь с магнетизмом Земли, какая имеется у магнитной стрелки с направлениями севера и юга, но выраженную не так ярко.

Магнетизм, наблюдаемый у растений, животных, человека, аналогичен земному и минеральному, но не тождественен. Минеральный магнетизм обнаруживается непосредственно через действие на железо и некоторые другие металлы. Земной магнетизм проявляет себя через колебания магнитной стрелки и через то сияние, которое наблюдается у северного и южного полюсов - свойство, наблюдаемое и у минеральных магнитов, а также, как мы увидим впоследствии, у растений, животных и человека.
С животным магнетизмом дело обстоит несколько сложнее. Хотя магнитная стрелка и некоторые приборы и обнаруживают его, главным методом его исследования являются не приборы, а так называемые сенситивы, поставленные в такие условия , что они сами становятся чувствительными приборами и дают показания. Разберем строение минерального или искусственного магнита и проведем параллель его с животным.

Если взять магнитную полосу или подковообразный магнит, то, как мы уже говорили, заключенная внутри его интроатомная энергия группирует атомы так, что они все время стремятся циркулировать по одному направлению и этим вызывают магнитный ток, который, исходя наружу из полюсов, образует силовые линии.

Исходя из положительного полюса, они стремятся к отрицательному и, попадая на него, продолжают свое движение внутри магнита.

Месмеризм, или Животный Магнетизм. Это явление природы присутствует у каждого человека в той или иной мере, в зависимости от ее объема...

Животным месмеризмом называется та сила, которой одарены все животные, - действовать один над другим и каждое само на свою организацию, с большим или меньшим могуществом, судя по их взаимной силе и совершенству животного. Эта сила, в виде эфира текущая по воле действующего животного и исполняющая его волю, это жидкость, нами называемая Жидкостью Жизненного Начала, невесома и так тонка и прозрачна, что невидима для нашего глаза, но ясновидцы ее видят в виде света и пламени.

Эта жидкость тепла, но не сгораема и имеющая способность пробегать, как свет. Чем одно животное совершеннее другого, тем оно более на него имеет влияние, но совершенство это вовсе не в совершенстве одного тела животного, а в его внутренней жизни. Кролик совершеннее змеи, а она на него, а не он, имеет влияние. Человек, как самое совершенное животное нашей планеты, последнее звено в мире существенном своей атмосферы, из всех животных обладает большею силою перед всеми животными; и если он на них не действует, то или по незнанию силы своей, или от расслабления ее от своей бездейственности.

Эта жидкость, не как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными телами: она через них проникает, как теплотвор; эту-то жидкость Рейхенбах выдал нагло за свое изобретение и назвал одом, и, кроме меня, к сожалению, ни один магнетизер его не уличил в воровстве, ибо на влаге этой основаны все теории Месмера, и нам всем магнетизерам известно. Даже в Физике, изданной в 1794 г. в Москве Новиковым, в котоптрике в § 842 сказано: «Не должно также почитать, при первом взгляде, тела совсем непрозрачными; ибо ежели их рассмотреть с большим вниманием, то таковых столь мало, что почти поверить не можно». (Чтобы сие утвердить, должно оставить в темном покое тонкие доски из дерева или металлов, смолистые сучки, они часто покажутся светящими, а если их в таковом покое положить против скважины, то они будут насквозь светиться, как рог.) Эта жидкость жизненного начала, или месмерическая, как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными, как уже выше сказано, телами; она через них проникает, как теплотвор, и должно при том заметить, что тела, через которые жидкость эта пробегает на течении своем, проходя через них, оставляет их ненапитанными, если особенного на них не будет действия, то есть остановления ее, хотя на некоторое время, однако есть и такие тела, которые ее отравляют, другие - отражают. Эта жидкость, как свет, может быть отражена, усилена и перенесена прозрачными телами, каковы зеркала. Эта жидкость, направленная по одному направлению с электричеством и гальванизмом, никогда не соединяется с ними; эта-то жидкость и действует благотворно на больных; но есть такие люди и животные, которые, подобно некоторым телам, отражают ее от себя, другие, пропуская ее через себя, не удерживают ее в себе, и потому те и другие не получают пользы.

История магии: Великие люди такие как Гермес, воплотившие в себе Бога...

Герметизм это учение востока раскрывающее тайны мироздания. Согласно книге Гермеса Трижды Великого существует верховный ум который правит и создает все вокруг, разделяет стихии и руководит всеми процессами, это объясняет тот факт что верховный ум это и есть Бог.

Прочитав статью вы узнаете о семи гениях герметизма, о семи сферах очищения и процессах происходящих после смерти описанных в откровении Гермеса.

|

Магнетизм его качество

Чтобы дать людям, незнакомым с таинствами природы, понятие о действиях 16 номеров высших и магнетизерам - 9 номеров (Долгорукий классифицирует людей по количеству и качеству заключающегося в них магнетизма на 25 классов или, как он выражается, номеров (А. Т.), надо им объяснить, что на нашей планете есть невидимые для обыкновенных глаз твари, именуемые в древности гномами (Gnomes), учение о которых приняли за учение о духах, которыми они никогда не были и которые особую, как нам магнетизерам известно, имеют природу и особые законы.

Бдение, сон и сомнамбулизм

Гномы как твари планеты неоспоримо стоят звеном ниже человека в мире существенном, который, как говорит Писание, мало чем умален от ангелов; следственно, гномы неоспоримо могут быть подчинены воле человека. В существовании этих тварей нам, истинным магнетизерам, нельзя сомневаться: их видят ясновидцы и некоторые люди и животные, а именно - собаки. Чтобы на них действовать, надобно особую организацию, веру и силу воли, решимость и твердость духа. Сообщение жидкости - жизненного начала - через оконечности пальцев при месмеровании напрасно некоторые называют явлением чисто физическим; оно происходит не от одних физических действий, но и от чистой душевной воли и желания, а потому это явление есть физико-психическое. То состояние, в котором человек находится во время месмерования, по роду своих явлений разделяется на несколько состояний или степеней. Некоторые признают только два состояния: бдение и сон, именуемый магнитным; другие - бдение, сон и сомнамбулизм. Клуге, Пассе и некоторые разделяют на шесть состояний или степеней, признавая еще седьмую, именуемую ими высочайшей степенью; а я, как и в первом моем сочинении, это состояние разделяю на восемь состояний или степеней. Вследствие чего представляю переход человека всех явлений в состояние животного месмеризма. В месмерическом состоянии человек три раза погружается в самого себя и после каждого раза получает большее понятие о внутреннем и внешнем мире. Первое его малое погружение есть бдение, после чего приходит в помешательство; второе погружение его суть непроницаемый сон, после чего приходит в снобдение или сомнамбулизм, получает понятие о себе и о вещах, окружающих его и до него касающихся, в котором средоточие чувств его является в подгрудной ложечке (то есть в солпечном плексусе); переходит в веселье, является ясновидцем, то есть получает правозрение или полное понятие о внутреннем, а частью и о внешнем мире, потом видим исступление в его духе: его понятие не ограничивается; из сего просветления человек в третий раз погружается в самого себя: тело его леденеет, хотя дух в нем царствует; это есть последнее, говорят, высочайшее состояние или степень, с чем я не согласен. Если человек два раза погружался в самого себя и после каждого раза получал разные понятия и являл нам каждый раз особенные явления, то он непременно после троекратного столь непостижимого погружения получит в третий раз понятия, которых пределы смертному определить невозможно, а потому признаваемая за высочайшую степень есть не что иное, как преддверие восьмой непостижимой степени, как первая - бдение, перед второй - помешательством, третье - сон, перед четвертой - снобдением, веселье - перед пятою - правозрением и шестою просветлением; вследствие этого я наименовал высочайшую степень физической смертью, а восьмую, мною признаваемую, - блаженством. Скажем о главных разделениях месмерования: 1) месмеро-вание без прикосновений, 2) месмерование с прикосновениями, 3) месмерование посредством устремления мыслей, 4) месмерование посредством зрения 5) и наконец, месмерование посредством трения. Большая разница месмеровать для опытов и месмеризмом лечить болезни; главное правило последнего следующее.

I. Сосредоточивать жидкость к страждущему месту и потом низводить из ближайших оконечностей, считая их пять: две оконечности рук, две ног, и еще оканчиваются иногда взмахи на оконечности живота, принимая его за пятую оконечность. (Один акушер, рассматривая мое сочинение, сделал замечание, - как я могу назвать пятою оконечностью конец живота, не принимая в соображение, что мы называем все то оконечностями, где можем оканчивать взмахи. Автор.)

II. Стараться ровнее д ействовать на весь организм и на органы организма, чем, в частности, на одну какую-нибудь часть тела - если для этого нет прямого показания.

III. Не увлекаться местными, иногда внезапно обнаруживающимися болями, а углубляться в главные пункты болезни.

IV. Помнить главные точки для месмерического поражения, а именно: (по мнению всех) переносица, подгрудная ложечка (по мнению Клуге и Биккера), центр лба (по мнению Биккера, в чем и я согласен), пуп на животе. V. Не забывать места, доступнейшие месмеризму в теле человеческом, а именно: ладони (помоему и Биккера), оконечности больших пальцев (по мнению всех), под мышками (по Клуге), пятки (по Вольфорту).

VI. Стараться быть художником в теле у страждущего; помнить, что и в древности не всегда употребляли одно и то же: иногда прикосновения, иногда трения, иногда, напротив, воззрение, иногда дуновение, а иногда слова, смотря по надобности и состоянию духа страждущего. Скажем теперь о разделении месмеризма: месмеризм разделяется на минеральный, животный и земляной. Месмеризм минеральный обязан тоже Месмеру, хотя свойство магнита было известно и до него; но первый он вздумал приспособить его к лечению болезней, основываясь на притяжении небесных тел, что, собственно, способ этого лечения и называем мы месмеризмом минеральным, посредством которого открыт и животный, как мы уже говорили не раз.

Животный месмеризм, согласно Кирхеру, должна разделить: на месмеризм врачебный, месмеризм страстей и месмеризм музыкальный. Месмеризм животно-врачебный производится посредством усярешсяая мысли, влиянием зрения, прикосновениями, трением. Он состоит из собственного течения, действий для восстановления соотношений и поражений. Месмеризм животно-страстный производится влиянием зрения и устремлением мысли; в нем поражения можно производить только мыслью, и мы говорили о нем в наших сочинениях. Месмеризм музыкальный имеет одно начало с месмеризмом животным. Месмеризм земляной, который мало известен, но существует в природе, это месмерическая сила, находящаяся во многих растениях и в мертвых телах животных. Его никак нельзя признать за минеральный, и действует он на одно обоняние, исключая мертвых тел, которые превосходно действуют на хронические опухоли, зобы и иногда уничтожают зубные боли. Из животных бараны имеют свойство месмерования, причем надо заметить, что они вовсе не принимают в себя наши силы, а, напротив того, вытягивают от нас нездоровые соки. В падучих болезнях хорошо спать с ними; были примеры, что год целый в падучей болезни спали с овцой: припадки сначала уменьшились, а к концу года вовсе уничтожились, а овца та издыхала. Следует обратить внимание на следующий совет: не окружать себя и детей своих престарелыми женщинами, а в особенности не спать и не класть детей в одной комнате с ними: они много уносят здоровья. Попробуйте класть в одной комнате с четырьмя старухами не более хотя месяца полную здоровую молодую девицу, как наши провинциалки: вы увидите на опыте, что те заметно будут здоровее, а она так переменится, что вы ее не узнаете, если во все это время вы ее не видали; причем надо заметить, что мужчина от женщины менее принимает влаги, чем она от него, если он не очень ее старее или одних лет, или моложе. Заматеревшая девица чрезвычайно истощает всякую молодую девушку, а в особенности молодую женщину, замужнюю или вдову. Это в особенности заметно при месмеровании; после сеанса, данного такой девице, чувствуешь себя вытянутым более, чем после мужчины здорового и сильного. Это тайна природы! Природные ясновидцы и сомнамбулы - не лунатики, а лунатики - не природные ясновидцы и сомнамбулы. Природные ясновидцы и сомнамбулы суть те, которые сами собой впадают в такое состояние, без всякого содействия и влияния планет, и не именно ночью большею частью они (ясновидцы и сомнамбулы природные) от природы с детства получают склонность к оному состоянию; редко возмужалые сами собой подвергаются этому. Природные ясновидцы и сомнамбулы имеют всегда свои кризисы, которых лунатики не имеют. От названия по имени лунатика он пугается, вздрагивает, иногда падает и подвергается страданиям; на ясновидца или сомнамбула природного оно не имеет никакого влияния, кроме того, что этот часто на него откликается. Я еще не согласен, чтоб лунатизм был животный месмеризм; первая, самая важная, замечательнейшая разница в свойствах оных та, что человек в месмерическом состоянии с самого начала теряет злость и, час от часу приходя в высшее состояние оного, покидает свои пороки.

(В Обуховской городской больнице 1848-1849 сифилитические в ясновидении не могли сносить приближения подобных неспящих, называя их зверями. Автор.)

Он во все время пребывания в сем состоянии не сроден иметь чувства порочные и мстительные; его даже подвергает и то страданиям, если магнетизер его имеет в голове своей дурные и злые намерения. Но в лунатизме замечена неоднократно мстительность, стало быть, и злость. Сколько раз лунатики, вспоминая ссоры с друзьями своими, входили ночью к ним в комнаты с ножом в руках с намерением умертвить их: неудачи в этом еще доказывают и то, что лунатики не имеют ясновидения, а ходят по памяти; ясновидец узнал бы, где кто сидит, где кто лежит, и от него бы не отстранился, если бы он имел, подобно лунатикам, поганые чувства.

В месмерическом состоянии существует чистота и доброта, а в лунатизме - злость; по -этому ясно видно, что лунатизм есть отрицательное состояние, относительно к состоянию животного месмеризма, которое есть положительное состояние, ибо злость есть отрицательная сила добра; а если лунатизм есть отрицательное состояние относительно к состоянию животного месмеризма, то лунатизм с животным месмеризмом не может быть одним состоянием. Хотя не всегда в лунатизме замечена злость, но явление в оной в нем доказывает ясно, что лунатик имеет свойство, способное к производству зла, которое для состояния животного месмеризма - сущий непреодолимый враг.

Доказательством однородства не может быть признано то, что лунатики и природные сомнамбулы и ясновидцы имеют всегда почти глаза открытые, тогда как из тысячи приводимых магнетизерами едва одна сотая часть имеет их открытыми.

Для месмерования нужно знать гармонию цветов, запахи дерева и также цвета:

а) Цвета, гармонирующие животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Голубой чистый. 2) Светло-синий. 3) Желто-лимонный. 4) Красно-желтый. Пунцовый.

b) Цвета, не гармонирующие, но и не отражающие месмеризма: 1) Зеленый, светлый или травяной. 2) Темно-синий. 3) Белый. 4) Малиновый.

c) Цвета, противящиеся месмеризму: 1) Серый. 2) Темно-зеленый. 3) Вохренно-желтый. 4) Черный. Из всех чисто-голубой наиболее гармонирующий, а черный - совершенно отражающий. Залах цветов, гармонирующих животно-магнигаой силе, или месмеризму: 1) Резеды. 2) Левкоя. 3) Нарцисса. 4) Ландыша. 5) Розы. 6) Запах цветов яблоней и подобных фруктовых деревьев. 7) Ноготков. Неотражающие, но и негармонирующие: 1) Базилика. 2)Шапки. 3) И некоторые другие. Совершенно отражающие: 1) Английской крапивы. 2) Всякой герани. 3) Бархатцев. Из всех запах ландышей и резеды наиболее гармонирующий, а герани и английской крапивы - наиболее отражающий. Дерево, гармонирующее животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Березовое. 2) Яблоневое. 3) Грушевое. 4) Липовое. 5) Вишневое. 6) Ясеневое. 7) Апельсиновое. 8) Рябиновое. 9) Шелковое дерево и еще некоторые другие. Мало гармонирующие: 1) Кедр. 2) Ель. 3) Сосна. 4) Клен. 5) Красное дерево и некоторые. Не принимающие месмеризма вовсе: 1) Бук. 2) Дуб. 3) Черное дерево. Отравляющие животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Анчар. 2) Осина. 3) Тополь. 4) Акация и некоторые другие. Отражающие: 1) Бук. 2) Черемуха. 3) Ива. 4) Ольха. Свет, гармонирующий животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Лунный. 2) Планетный и звездный. 3) Сумрачный. Вытягивающий или уменьшающий: 1) Солнечный. Отражающий: 1 Искусственный.

В лечебницах «Гармонических Обществ» употреблялось курево, для содействия месмерованию, для способствования скорейшему погружению в сон, следующее: белый ладан, истолченный в самый мелкий порошок, смешанный с самою мелкою крупчатою мукою; все это должно замесить на желтке яйца, розового меду и прованского масла, или другого чистого, без запахов, сделать лепешки и бросать для курева на угли. Для возведения из магнитного сна в высшее состояние. Преврати в пыль: корицу, гвоздику, мускатный орех, мастику, стиракс, росный ладан, из всех сделай курительные порошки для помянутого употребления. Но мы заметим, что запах ароматных растений, который больной может снести, если в нем соблюдена гармония, лучше всего способствует оному. Порядок гармонии запаха: цвет померанцевый, розмариновый, резеды, базилика, жасмина, розы. Курево из мелко истолченного сабура, смешанного с растопленным спермацетом, по уверению Кирхера, есть истинное курево для тех, на кого месмеризм худо действовал. Биккер за час до месмерования давал пить чай из ромашки и бузинного цвета с некоторой примесью корицы. Он же советует магнетизерам натирать руки для скорейшего и успешного действия, за час до месмерования, спиртом оленьего рога, смешанного с экстрактом Валерианы. Я того и другого не пробовал. Другой советовал натирать Rp: tine, chamonill. tine. Ruta, tine, artemisia, tins. Apotomis, tine. Pullegium. (Долгорукий «Орган, животного месмеризма»). Для магнетизирования лиц слабого сложения намочить (вышеуказанным) спиртным настоем ромашки, руты, чернобыльника и полея руки и держать за правую руку пациента или натереть подошвы ног - для облегчения головной боли. Если настоем мускуса, степной руты и сморчков намочить руки и магнетизировать козла, то получится весьма удивительное явлекие; то же произойдет с кошкой, если магнетизировать ее настоем кошачьей травы. Птиц магнетизируют винным спиртом, вследствие чего они падают пьяные; то же можно проделать над петухом, также над травами, цветами, костями животных, мелко наструганными. Если разварить селитру в дождевой воде или росе и намочить ею руки, магнетизировать какое-либо растение, то можно его долго не поливать. Если магнетизировать почки деревьев руками, натертыми настойкой из растений, обладающих расширительной силой, то они тотчас распустятся,

(Эккартегаузен «Ключ к таинст, натуры, г.П).

Теория Месмера

Месмер и его теория. Отечество Месмера, вновь открывшего животный магнетизм, по нему прозываемый «месмеризмом», есть маленький городок Мерсбург, а не Вена, не Вейлер, не Штейн; он родился в 1734 году. Впоследствии стал студентом в Венской Врачебной Академии, где тогда были в числе профессоров von Swieten и Hain; в 1766 году, на 23-м году, удостоился получить диплом на степень доктора медицины, несмотря на то что диссертация его была осмеяна, потому что написана была: о влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов, и вот именно ее содержание: «По известному правилу общего притяжения, общей притягательной силы, доказано наблюдениями, открывшими нам, что планеты имеют влияние одна на другую, совершая путь свой, и что Луна и Солнце влиянием своим на нашу планету производят прилив и отлив в море, равно как действуют и на всю атмосферу, а потому утверждаю, держась многих древних писателей, что они действуют на все составные части одушевленных тел, а в особенности на нервную систему, посредством всюду плавающей и проникающей, непризнанной еще, но существующей, жидкости: жизненного начала, действия которой я определяю посредством прилива и отлива, или напряжения и ослабления: по свойству материи и тел органических, каковы суть тяжесть, связь, упругость, раздражительность и электричество; переменчивые действия относительно к тяжести производят в море ощутительный феномен, называемый нами приливом и отливом, который не что иное, как напряжение и ослабление. Подобному свойству подвержены действия того же самого начала: тела животных, в которых тоже производятся подобные феномены, как и в море, только в другом виде; поэтому все животные, подчиненные тому же действию, ощущают также род прилива и отлива, и чем более мы приобретаем сведений в механизме и расположении животного тела, тем более должны сознаться в недостаточности наших познаний касательно Медицины.

Мы уже ныне удостоверились в свойствах и действиях нервов, и это познание не подлежит ни малейшему сомнению. Нам известно, что нервы суть главные деятели ощущений и движений; но мы не умеем восстановить их в надлежащем порядке, когда они расстроятся, и в этом должны укорять себя... Природа наделила каждого человека всем, нужным для его существования. Рождение совершается без систем и всякого искусственного содействия... Иголка, без магнита приведенная в движение, может только случайно принять надлежащее направление. Напротив же, намагниченная, после некоторых колебаний, соразмерных данному ей направлению и полученной силы, опять примет первобытное свое положение и остановится на нем. Так же и гармония органических тел, если она расстроена, должна испытать неудобства первого моего предположения, пока не дадут ей определенного направления посредством общего деятеля, которого существование должно признать по справедливости. Он один может опять привести эту гармонию в естественное состояние или близко оного. Вот почему мы часто видим болезни, которые усиливаются и исцеляются с помощью Медицины и без нее, по различным системам и самым противоположным методам.

Это обстоятельство не дозволяет сомневаться в существовании всеобщего деятеля в природе, который независимо от нас совершает то, что мы не определительно приписываем искусству и натуре; подчинив это опыту и вернейшим наблюдениям над болезнями всякого рода, всегда найдем эти правила оправданными. Желания проникнуть причину наблюдениями и опытами довели постепенно до распознавания этих действий натуры; и нельзя сомневаться в возможности усовершенствовать это, если только удается открыть между телами нашими существование взаимного действия, подобного телам небесным, посредством которого можно искусственно подражать периодическим изменениям: прилива и отлива, о которых было говорено».

(Долгорукий «Органон живот, месмеризма»).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

·

· Групповая психотерапия и гипноз

· Социально-психологические аспекты групповых методов

· Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада

· Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России

· Современные групповые методы и развитие самосознания

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Разнообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе. Семья, племя, род, совместно участвовавшие в лечебных (колдовских, шаманских) мероприятиях, обнаруживали большую податливость к воздействию первобытного психолога. Резко усиливалась вера в необычайные возможности и умения целителя – особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.

Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера

Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача – с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного (Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991). Как же происходил сеанс групповой терапии?

В одном из залов дворца располагался знаменитый месмеровский чан, наполненный водой, в котором находились камни, осколки стекла и прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще всего женщины) держались за эти прутья. Между собой они были соединены веревками. Месмер, закутанный в мантию, как средневековый алхимик, совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, совершал другие манипуляции, с помощью которых, по его мнению, передавались флюиды, циркулирующие посредством чана в организмах больных. Следует заметить, что мистическая атмосфера происходящего, сила внушения Месмера способствовали тому, что многие больные исцелялись. Однако учрежденные Людовиком XVI для оценки деятельности Месмера две комиссии Академии наук осудили теорию "животного магнетизма" и полностью отвергли идею существования каких-либо флюидов. Никто из ученых в то время не обратил внимание на обнаружившиеся в работе Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы (по Л. Шертоку и Р. де Соссюру, 1991).