Зимняя дорога тема. Александр Пушкин — Зимняя дорога: Стих

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся то перламутровой, то голубой, то синей узнавали его стихотворения. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно. Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые
впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресках, живописи, в устном народном творчестве. "В прозрачном холоде заголубели долы”; "Летний вечер голубой”; "Голубизна презримой гущи”; "Синяя вьюга”; "Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосёт глаза”. Есенин считает, что в самом имени " Россия ” спрятано " синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: " Россия! Какое хорошее слово… И "
роса ”, и " сила ”, и " синее ” что-то! ” " Синий цвет поэт считал не бытовым цветом, а как бы символическим, означающим " божественность ”. Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в метафорических. Наиболее характерным для древнерусской
литературы является употребление двух цветов: белого - для обозначения добрых начал и побуждений и чёрного цвета, символизирующего зло. Такая символика цвета была обычной в Древней Руси. Эту традицию и впитал в себя Есенин.

Наиболее ярко цветовая гамма выражена в поэме " Чёрный человек ”, где всё
страшное, беспощадное, злое, имеющее отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском человеке. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет.

В стихотворении "В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю "гущу леса” и получает "зелень озёр”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: "Топи да блата, синий плат небес” или "Ярче розовой рубахи Зори вешние горят ”.
В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ " крашения ”. В стихотворении " Дымом половодье” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так неясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: "смутная желтизна” или "жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога”. Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в дву цветах: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например: "Красный конь” – символ революции, "розовый конь” – символ молодости, "чёрный конь ” – предвестник смерти. И дело не только в яркости цвета как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мыслеобразы. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и не поддельной, наивной яркоцветностью. всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синива, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
«В прозрачном холоде заголубели долы»
«Летний вечер голубой»
«Голубизна презримой гущи»
«Синяя вьюга»
«Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза»

Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” “ Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность ”! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:
«Топи да блата, синий плат небес” или
“Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: «смутная желтизна» или «жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога»

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например:
“ Красный конь ” – символ революции
“ розовый конь ” – образ молодости
“ чёрный конь ” – предвестник смерти.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать точайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения дыши. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённостьи, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

Данный вопрос заинтересовал наших учеников. Они решили исследовать вопрос цвета в произведениях Есенина.

Используемая литература: М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г. Ю. Прокушев “ Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ”, изд. “ Новая Россия ”, Москва 1979 г. А. Марченко “ Поэтический мир Есенина ”, изд. “ Советский писатель ”, Москва 1989 г. “ Сергей Есенин. Проблемы творчества. ” Сборник статей. Составитель П. Ф. Юшин, изд. “ Современник ”, Москва 1978 г.

Дай отоспаться в холоде дьявольской пустоты. (с) // Воскреснув от смертельного яда и рикошетом раня других. (с) // Я ухожу от тех, кем я болею, как простудой. (с) // the queen of the superficial. (с)

«Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета освободительно. Оно облегчает душу, рождает прекрасную мысль».


Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.
В своей статье "Краски и слова" Александр Блок о таких писал, что они "отупели к зрительным восприятиям". Но так же он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который "привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками".
Этим поэтом стал Сергей Есенин.
Цвета в произведениях Есенина и Блока встречаются в лирике гражданской, любовной и пейзажной. В своём сочинении я хочу остановиться только на одном аспекте: значение цвета в любовной лирике.
Разумеется, у двух поэтов, хотя и живших в разное время, но родившихся и получивших образование и воспитание в разных местах, один и тот же цвет не может иметь одинаковое значение.
Есенину ближе оттенки голубого, золотого, зелёного и алого, свойственные фольклору и древнерусской живописи. Это цвета его Родины, его корней, его происхождения.
Блок чаще всего использовал в своём творчестве тёмно-синий, красный, чёрный и белый - цвета города. Блок – поэт-символист и для создания своих образов-символов он постоянно использует цвет.
Мы можем рассмотреть лишь малую часть их палитры.
В энциклопедии цветов даётся следующая трактовка значений красного: он ассоциируется с неистовой жаждой жизни, кровью, огнём и страстью. У Александра Блока он означает ожидание встречи с любимой:

Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.


У Сергея Есенина же красный цвет – это любовь:

Красной розой поцелуи веют...


Близок к красному цвет розовый, он объединяет страсть с чистотой, романтикой, свежестью, утонченностью и нежностью.
У Блока это – исчезающие, словно лучи рассвета, мечты:

Ухожу в розовеющий лес...
Ты забудешь меня, как простила.


Есенин же не меняет первоначального значения цвета, создавая с его помощью нежный, утончённый образ любимой:

На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.


Золотой цвет - символ славы, победы, торжества и независимости.
При помощи этого цвета Александр Блок изображает гордую, независимую, яркую женщину:

Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла ты яркою стезею.


У Сергея Есенина же этот цвет ассоциируется с осенью, ещё яркими воспоминаниями о прошлом, которое уже не вернуть:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.


Рядом с золотым – цвет желтый, цвет солнца и лета. Но в некоторых случаях он может обозначать ревность и измену.
Блоку и его лирическому герою близко второе значение:

Мелькали жёлтые огни
И электрические свечи.
И он встречал её в тени,
А я следил и пел их встречи.


У Есенина жёлтым окрашены те воспоминания, которые уже потускнели в памяти, оставив после себя только лёгкую печаль:

Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.


В той же энциклопедии про зелёный цвет читаем: «это символ спокойствия, мира, молодости и надежды».
Именно надежду – робкую, затаённую – этот цвет олицетворяет у Блока:

Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе.


Но в русском языке есть такое выражение – «тоска зелёная», и у Есенина этот цвет показывает именно это чувство:

В глазах пески зеленые
И облака.
...
То близкая, то дальняя,
И так всегда.
Судьба ее печальная -
Моя беда.


Любимые многими людьми лазурный и родственный ему голубой – цвета веры и надежды, одухотворённости и даже космоса.
Но и у Александра Блока ("Шли мы стезею лазурною, только расстались давно"), и у Сергея Есенина ("Пройдут голубые года») – это время, которое разделяет людей, но не позволяет им забыть друг друга.
Рядом с лазурью и голубизной – более тёмный цвет, синий, обозначающий спокойствие и умиротворённость, а также – тоску и верность.
У Блока синий – это непреодолимое расстояние:

Даль опустила синий полог
Над замком, башней и тобой.
Прости, царевна. Путь мой долог.
Иду за огненной весной.


Синий для Есенина – звенящая тишина, которая наступает после только что отбушевавшей стихии:

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз.


У белого цвета также существуют два значения. Он может символизировать чистоту и непорочность (и часто ассоциируется с невестой), но, с другой стороны, белый – это безмолвие и смерть.
У Блока оба значения «переплетаются» между собой и плавно сменяют друг друга. Сначала возлюбленная лирического героя, словно невеста, появляется в белом платье:

Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.


А затем белый становится цветом смерти любви:

Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды.


У Есенина девушка в белом, даже если она ушла к другому, всё равно остаётся символом чистоты и непорочности:

И теперь ты другому смеёшься,
Укрываяся в белый платок.


Противоположен белому чёрный цвет - абсолютное отрицание, тайна, бездна, темнота. Чаще всего он ассоциируется со смертью и трауром.
Для Александра Блока это одиночество и приближающаяся старость:

Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума...
....И залила мою весну
Волною чёрной и бесшумной.


А для Сергея Есенина это тайна:

Ты вошла под чёрным покрывалом
И, поникнув, стала у окна.


Часто можно услышать выражение «музыка стиха». А я попыталась провести небольшое исследование языка великих мастеров и показать, что стихотворные строки для поэта – это не только нотный стан, но и палитра.

Введение

Основная часть

Сергей Есенин – певец русской природы

Практическая часть

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Сергея Есенина?

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего наименований цветов?

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихах С. Есенина?

Введение

Цель данной работы – развитие творческих способностей учащихся; развивать внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через цвет.

Объектом исследования является творчество Сергея Есенина.

Предметом исследования выбраны стихи Сергея Есенина о русской природе.

Актуальность : для того чтобы понимать поэзию, необходимо изучать языковые художественно - изобразительные средства

Задачи исследования: Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе. Ответить на вопрос: «Почему С. Есенина называют певцом природы?» Какие цвета преобладают в стихах Есенина? С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях поэта?

Основные этапы исследования:

Собрать необходимые источники для выполнения этой работы.

Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе.

Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы.

Иллюстрировать стихи С. Есенина.

Теоретической основой исследования является сборник стихотворений и поэм

Исследовательская работа включает в себя : введение, основную часть: «Сергей Есенин – певец русской земли», исследования, выводы.

Сергей Есенин – певец русской природы

Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию.

Есенин очень любил свою деревню, свой дом, свою семью. Особенно близок был ему его дед – Фёдор Андреевич Титов, который много вложил в него. Многие черты характера были унаследованы от деда. Очень любила Сергея бабушка – Наталья Евтеевна, которая баловала его и заботилась о нём. Бабушка рассказывала внуку сказки, духовные стихи, пела песни. Всё то доброе, хорошее, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и что разбужено в душе поэта – это всё влияние дедушки и бабушки.

Детство Есенина прошло среди полей и степей. Он любил лес, озёра, луга и цветы, любил деревенскую жизнь с её заботами и забавами. Особенно любил сенокос:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Поэзия Есенина проникнута любовью к своей Родине, к своей родной земле. Потому каждому из нас так близки и понятны стихи поэта. Есенин – истинный поэт России, который стал великим, поднявшись из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...

Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Читая стихи поэта, невольно наполняешься его стремлением сказать всем о своей любви к России, ее красоте и чистоте, выразить свою любовь к ней стихами.

В стихах Есенина природа в вечном движении, в развитии и изменении. Она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует опыт народной поэзии. Часто прибегает к приему олицетворения. Черёмуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и берёзы в белом плачут по лесам», «улыбнулась солнцу сонная земля».

Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».

Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки: звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины, порывы ветра, пение птиц, плеск речной волны.

Вывод:

1. Природа - душа есенинских стихов. Ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы.

2. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

- Живописная природа Рязанской области.

Богатый запас детских впечатлений.

Окружала атмосфера народной поэзии.

3. Природа у Есенина красочная, цветная. Наполнена необыкновенными звуками

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Белый цвет

«Белая береза под моим окном…» («Береза»)

«Словно белою косынкой

Подвязалася сосна». («Пороша»)

«Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)

«В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)

«Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)

«Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)

«Заметает пурга

Белый путь… » («Заметает пурга»)

Синий…

«Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса» («Русь»)

«Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)

«Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…»)
«Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)

«… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)

«Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)

«Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)

«И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)

Золотой…

«Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)

«Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу». («Разбуди меня завтра рано…»)

«Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)

«Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)

«Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)

«Увяданья золотом охвачены

Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)

«Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)

И горят снежинки
В золотом огне. («Береза»)

Красный, алый

«Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)

«Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)

«С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)

Желтый

«Вяжут кружево над лесом

в желтой пене облака». («Я пастух, мои палаты…»)

«В том краю, где желтая крапива…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«… И не от солнца желт песок». («Весна на радость не похожа…»)

«Желтый хвост упал в метель пожаром….» («Лисица»)

«…Близок сердцу желтеющий дол». («Закружилась листва золотая…»)

Голубой цвет…

«У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)

«По голубой долине,

Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)

«На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)

«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…»)

Розовый

«На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)

«Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»

Черный…

«Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей». («Русь»)

«Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор». («Русь»)

«Кудри черные змейно трепал ветерок». («Подражанье песне»)

«Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть». («Я последний поэт деревни…»)

Зеленый…

«На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)

«Светят зелено в сутемы

Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)

«Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)

Малиновое…

«О Русь – малиновое поле…» («Запели тесаные дроги…»)

Серебристый…

«Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?» («Серебристая дорога…»)

Серый…

«Только серые вороны

Расшумелись на лугу». («Пороша»)

Вывод:

  1. Были проанализированы 46 стихотворений, 34 стихотворения из сборника «Все мне чудится тихий раскованный звон…»
  2. В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета.

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего цвета?

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело.

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Вывод:

В этом стихотворении 5 цветов: белый, синий, золотой, красный, розовый. Белый цвет символизирует чистоту, нежность. Розовый символизирует молодость, наивность. Золотое в этом стихотворении затишье. Синий холодок. Красный закат

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях Есенина?

В стихотворении «Русь» деревня видится синей.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Также в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Русь ассоциируется с синим цветом.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Синий цвет символизирует широкие просторы Родины.

Русь – золотая в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!».

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Голубая Русь в стихотворении «Я покинул родимый дом…». Голубой цвет выражает нежность, теплоту к родному краю.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» Русь – малиновое поле и синь.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Вывод: Русь в стихотворениях Есенина символизируется с синим, голубым, золотым цветами. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах поэта.

Из этого можно сделать следующий вывод о том, что любимыми цветами поэта являются синий, белый, голубой, золотой цвета. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах и с этими цветами ассоциируется Русь.

Список использованной литературы

  1. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007
  2. Есенин С. Стихотворения и поэмы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  3. Есенин С. Лирика: Стихи. – Л.: Дет. лит., 1982
  4. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979
  5. Эвентов И. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1978

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ крашения. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении "Дымом половодье" общим фоном является желтый ("Жёлтые поводья/ Месяц уронил"), который затем переходит в рыжий ("Церквами у прясел/ Рыжие стога"), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: "Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу". В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: "красный конь" как символ революции или "черный конь", всегда несущий смерть.

Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята

Ржаной закут

Золотящиеся рогожи

Золотые глаза,

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте

Где златятся рагожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: багряные кусты

розовый закат

алый как ягод

Стремясь получить нужный оттенок не пренебрегает даже краской тараканьей.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.