Значение двух голов на гербе. Что изображено на гербе Российской Федерации: описание и значение символики герба РФ

1:502 1:507

11 апреля 1857 года Александр II утвердил государственный герб России. Он считается одним из самых сложных гербов за всю историю государств мира.

1:773 1:778

Вспомним историю появления двуглавого орла, как он видоизменялся и в каком виде дошел до сегодняшних дней.

1:976 1:981

Запад и восток

1:1017

Государственный герб России - это древний символ нашей государственности. Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском. Впервые подобный символ появился в XIII веке до нашей эры и позже возникал на многих эмблемах.

1:1570

1:4

Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным . Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Он предположил, что впервые подобный герб появился в России в XV веке, когда царь Иван III венчался c племянницей византийского императора. Желая подчеркнуть родство с правителями сильного государства, царь велел изобразить на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, герб Византии.

1:857 1:862

2:1366 2:1371

Есть и другие версии происхождения герба: по одной Иван III просто хотел сблизиться со странами Западной Европы, где, в то время, подобный символ активно использовался. По другой – наладить отношения с близкими с южнославянскими государствами, такими как Сербия или Черногория.

2:1882

Так или иначе, а с 15 века этот символ прочно закрепился на российских эмблемах .

2:147 2:152

Во времена царствования Ивана Грозного на груди орла стали располагать изображение Георгия Победоносца .

2:350 2:355

3:859 3:864

В XVII веке в лапах птицы появились скипетр и держава. Они символизировали единство и целостность империи, защиту суверенитета.

3:1099

Позже появились три короны: две на головах орла, третья большая сверху посередине. Они означали Святую Троицу, хотя впоследствии их трактовали еще и как символ единства великороссов, малороссов и белорусов.

3:1482 3:1487

Большой вклад в отечественную геральдику внес Петр I , давший Российскому государству титул империи. Он распорядился добавить в герб цепь ордена Андрея Первозванного . Затем орел из золотого стал черным, а фон, на котором он находился, желтым.

3:1934

3:4

4:508 4:513

Правое крыло украшали щиты с гербами Киева, Новгорода и Астрахани, а левое – Владимира, Казани и Сибирского царства.

4:728

После принятия Петром I титула императора царские короны были заменены на гербе императорскими.

4:907

Двуглавый орёл стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединённых под одной императорской короной: одна коронованная голова взирает на Запад, другая – на Восток.

4:1252 4:1257

Возвращение орла

4:1298

Александр II привел изображение герба в соответствие с правилами международной геральдики . Ведь ни при Петре, ни при следующих российских императорах так и не было создано ни одного официального документа, утверждающего изображение герба Российской империи. Поэтому цари нередко экспериментировали в области государственной геральдики. Например, при Александре I орел опустил крылья вниз.

4:2022 4:4


5:510 5:515

11 апреля 1857 года утверждаются Большой, Средний и Малый гербы, составленные художником Борисом Васильевичем Кене. Большой государственный герб стал одним из самых сложных гербов за всю историю государств мира. Одно лишь его описание занимает несколько страниц текста. При создании автором было допущено несколько неточностей. Например, московский всадник, который поражает копьем змея, был развернут вправо, хотя до этого всегда был повернут налево.

5:1345

В таком виде герб России оставался неизменным вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

5:1509

5:4


6:510 6:515

В СССР появился новый герб, который выглядел совсем иначе. Он представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах солнца и в обрамлении колосьев. На них находилась надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», написанная на всех языках союзных республик. Позже в верхней части герба расположилась пятиконечная звезда. Окончательный вид советский герб принял в 1978 году.

6:1227 6:1232

7:1736

7:4

Лишь в 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства.

7:138 7:143

8:647 8:652

Он вновь стал символом вечности Русской государственности, ее преемственности с великими империями древности.

8:859 8:864

9:1368 9:1373

Анна Ненашева

9:1403 9:1437 9:1442

Герб России утверждён 30.11.1993 года.

Описание герба

На основании Положения о государственном гербе Российской Федерации, п.1:

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. "

Символизм

Три короны означают суверенитет страны. Скипетр и держава - символ государственной власти и единства государства. Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Ухналёв Евгений Ильич . Впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году, хотя на тверских монетах встречался еще раньше. Двуглавые орел - символ Византийской Империи. Заимствование этого символа, также как у Сербии, Албании от Византии объясняется экономической, дипломатической, а также культурной близостью. Геральдический щит стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относится к Византийской геральдической традиции, а изображение орла на жёлтом ближе к Римской геральдической традиции (герб Священной Римской Империи).

Возможные варианты герба

Все вышеуказанные гербы допустимы к использованию. Чаще всего изображается герб в полноцветном варианте с щитом, а также в чёрно-белом без щита (на печатях).

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец - Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул "Государь Всея Руси".

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

"Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского ". /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Теории появления в России двуглавого орла как официального символа

Существует несколько точек зрения на появление в России (Руси) изображений двуглавого орла. Во-первых, орёл использовался первоначально на монетах и печатях Твери и Москвы. Во-вторых, орёл начал использовать примерно в одно и то же время - ориентировочно конец XV века совместно с изображениями копьеносца.

В настоящее время существует три теории, объясняющие появление на двуглавого орла на печатях царей.

Византийская теория

Данная теория активно поддерживалась монархистами России и многими историками. В большинстве источников она остаётся единственной. По этой теории двуглавый орёл стал использоваться после брака Иоанна III с византийской царицей Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

В пользу этой теории относится и то, что брак монархов совпал с появлением на Руси монет сочетающих изображение копьеносца с одной стороны и двуглавого орла с другой.

Теория заимствования символа в Священной Римской империи

В Священной Римской империи до 1440 года используется обычный орёл. После этого периода он меняется на двуглавого орла.

Некоторые историки и геральдисты отмечают, что в Московии двуглавый орёл мог быть принят к использованию под влиянием Священной Римской Империи.

Теория заимствования символа в Балканских странах

Третьей версией заимствования символа является заимствование двуглавого орла ряда балканских стран: Болгарии, Сербии.

Каждая из теорий имеет собственное право на существование.

Подробнее о появлении двуглавого орла на гербах мира можно прочитать в отдельной статье: орёл в геральдике .

С 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической традиции. В соответствии с ней клювы у орла раскрыты, язык высунут. Такое положение птицы называется: "вооруженный"

В этот период двуглавый орёл с реверса печати переносится на аверс. Закрепляется его значение в геральдике России.

На оборотной стороне впервые появляется мифологическое животное: единорог .

С этого периода на груди у двуглавого орла появляется щит (сначала барочной геральдической формы), на котором расположен всадник с копьём, поражающий дракона с одной стороны (главной) и единорог на щите с другой (реверсной стороне).

Данная версия герба отличается от предыдущей тем, что над головами у орла расположена теперь одна зубчатая корона, что символизирует единство и верховенство Московского князя Иоанна IV Грозного над землями русскими.

На данной печати с каждой сторон расположены эмблемы 12 земель русских (в общем 24 эмблемы с обеих сторон).

Единорог на государственных печатях

Впервые единорог как один из символов государственной власти появился в 1560 году. Значение данного символа до сих пор не ясно. На государственных печатях появлялся ещё несколько раз - во времена царствования Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Фёдоровичи и Алексея Михайловича. После 1646 года данный символ не использовался.

В период Смутного времени государственный герб на короткий период времени привели в соответствие с европейской геральдической традицией. Копьеносец был развёрнут влево, над головами у орлов вновь были помещены короны. Крылья орла стали изображать расправленными.

После окончания периода Смутного времени и царствования новой династии Романовых в России видоизменяется государственная печать, герб и другие символы.

Главные изменения заключались в том, что в соответствии с европейской геральдической традицией крылья орла теперь расправлены. В соответствии с русской эмблематической традицией, копьеносец развёрнут вправо. Над головами орла окончательно расположились три короны. Клювы голов орла открыты. В лапах зажаты скипетр и держава.

Именно при государе Алексее Михайловиче впервые появляется описание государственного герба.

"Тремя венцами орел восточный сияет:
Веру, Надежду, Любовь к Богу являет.
Криле простер - объемлет все мира конца:
север, юг, от востока аж до запада солнца
простертыми крылами добре покрывает " ("Славянская Библия" 1663 г., стихотворная форма описания).

Второе описание даётся в государственном нормативном акте: указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года:

"Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе - прим. ред.) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди - прим. ред.) изображение наследника (так был истолкован ездец - прим. ред.); в пазноктах (когтях - прим. ред.) скипетр и яблоко (держава - прим. ред.), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя ".

Герб России во времена правления Петра Великого

Начиная с 1710 года, всадника на гербе России всё больше ассоциируют с Георгием Победоносцем, а не простым копьеносцем. Также в период правления Петра Великого короны на голове у орла стали изображаться в форме императорских корон. Лепестковые и другие короны с этого момента больше не использовали.


Мастер - Хаупт

Матрица государственной печати 1712 г.
Мастер - Беккер

Именно при Петре I герб принял следующее цветовое оформление: двуглавый орёл стал чёрного цвета; клюв, глаза, язык, лапы, атрибуты золотого цвета; поле стало золотого цвета; поражённый дракон стал чёрного цвета; Георгий Победоносец изображался серебряным цветом. Данному цветовому оформлению следовали все последующие правители из дома Романовых.

При Петре Великом герб получил первое официальное описание. Под руководством графа Б.Х. фон Миниха можно встретить и в настоящее время: "Герб Государственный по старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона - золотые; в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия: епанча (плащ - прим. ред.) и копье желтые, венец (корона, венчающая Святого Георгия - прим. ред.) желтой, змий черный; поле кругом (то есть вокруг двуглавого орла - прим. ред.) белое, а в середине (то есть под Святым Георгием - прим. ред.) красное".

В XVII веке государственный герб претерпел большое количество изменений и вариантов

Гербы России при Павле I

После Петра Великого, герб России изменился значительно при Павле I. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к одному виду

В данном году на гербе России появляется мальтийский крест . Россия в этом году приняла под покровительство остров Мальту. В следующем году Британия захватила данный остров. Павел велел перевести Мальтийский орден в Россию. То, что мальтийский крест остался на гербе России, означало её претензию к данной территории.

Также при Павле I появляется Полный герб с щитодержателями, выполненный в соответствии с традициями того времени. В это время был подготовлен "Манифест о полном гербе Всероссийския Империи". На большом гербе размещались 43 герба земель, входивших в её состав. Щитодержателями стали архангелы Михаил и Гавриил. Манифест так и не вступил в действие по той причине, что главу государства убили.

При Александре I впервые появился данный вид герба. Он отличался от стандартного герба. Главное отличие заключалось в том, что на военном гербе не были размещены гербы зависимых территорий (Финляндии, Астрахани, Казани и пр.). Щит на груди орла имел отличную французского щита геральдическую форму. Крылья не были подняты вверх.

При следующем императоре - Николае I данная традиция закрепилась.

Данный герб существовал в период правления Николая I.

Реформа Кёне (1857 год)

Кёне Бернгард родился в 1817 году в Берлине. В 1844 году назначается на должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. В 1857 году Кёне назначили на должность начальника гербового отделения департамента герольдии.

Под редакцией Кёне выходит в свет книга "Гербовник Российской империи" (XI-XIII).

Именно Бернгард Кёне упорядочивает гербы территорий Российской Империи. Считается, что именно под влиянием Кёне, государство получает новый государственный чёрно-желто-белый флаг . Хотя на самом деле Кёне использовал лишь уже наработанные исторические материалы (стоит обратить внимание на проект большого полного герба Российской Империи от 1800 года; на нём щитодержатели свободной рукой поддерживают жёлтый флаг с чёрным орлом).

Кёне в соответствии со сложившейся в то время геральдической традицией приводил в соответствие все гербы. Первый исправленный Кёне герб был герб Российской Империи. Именно при нём были сформированы три версии герба: большой, средний, малый.

Как и говорилось выше, под руководством Кёне художником Александром Фадеевым был создан новый рисунок герба.

Основные изменения в гербе:

  • прорисовка двуглавого орла;
  • добавлено количество щитов (увеличилось с шести до восьми) на крыльях орла;
  • всадник, поражающий дракона, теперь направлен геральдически вправо (по направлению к правому крылу орла).

Годом позже под руководством Кёне были подготовлены также средний и большой гербы.

В данном гербе были оставлены основные элементы герба прошлой версии. Цвет корон изменился - теперь он стал серебряный.

На печати были удалены все атрибуты монархической принадлежности, щиты были удалены.

Эскиз эмблемы-герба был выполнен Владиславом Лукомским, Сергеем Тройницким, Георгием Нарбутом, Иваном Билибиным.

Интересным фактом является то, что эмблема использовалась на реверсе монет, выпущенных Центральным Банком России в конце XX в. - начале XXI. Многие ошибочно считают эту эмблему государственным гербом, что является заблуждением.

Распространенные заблуждения о гербе России

На груди орла размещен не герб Москвы, хотя элементы очень схожи с гербом Москвы. Не менее важно и то обстоятельство, что всадник государственного герба не является изображением Святого Георгия. На гербе Москвы всадник "скачущий", а на государственном гербе - "едущий". На гербе Москвы у всадника присутствует головной убор. На гербе России дракон повергнут (лежит на спине), а на городском гербе дракон стоит на четырёх лапах.

Использование герба на фасадах

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации" Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации ;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года.
  • "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона".
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

Герб является одним из символов государства, наравне с флагом с гимном. Если значение триколора известно большинству, то почему на гербе двуглавый орел - для многих остается загадкой. Он был принят в 1993 г. Указом первого президента РФ Бориса Ельцина. Но, конечно же, такое изображение было выбрано не случайно и имеет свою историю.

Описание герба и символическое значение

Герб России изображается в форме красного геральдического щита, на котором расположен золотой двуглавый орел, расправивший крылья. Над каждой головой орла находится корона, между которыми расположена еще одна, и все они соединяются золотой лентой. В правой лапе у орла находится скипетр, а в левой - держава. На груди у птицы нарисован красный щит, на котором изображен всадник, поражающий своим серебряным копьем дракона.

Все изображения, расположенные на гербе, имеют особое значение. Изображение двуглавого орла пришло из Византийской империи. Помещение правителями этой птицы на российский герб показывало политическую связь между Россией и Византией, обмен культурами и принятие христианства.

Три короны символизируют независимость Российского государства. Изначально они имели другое значение - символизировали три ханства, которые смогли себе подчинить московские князья. Скипетр и держава символизируют государственную власть. Всадник, изображенный на маленьком щите, - это не кто иной, как Георгий Победоносец, который одерживает победу над злом. Он считается олицетворением защитника России, покровительствует Москве и изображается на ее гербе.

Впервые символ этой двуглавой птицы был отмечен при Иване III в 1497 г. Его изображение было на царской печати. Причины, из-за которых царь решил использовать именно орла, до сих неизвестны.

Примерно тогда же к символам государства добавляется всадник, который позднее будет назван Георгием Победоносцем. Первый случай появления изображения двуглавого орла был, когда царь скрепил своей печатью грамоту, предоставлявшую право на обладание участками земли. Также в период царствования Ивана III изображение этой птицы появилось на стенах Грановитой палаты Кремля.

Несмотря на то, что специалисты до сих пор ведут дискуссии о том, почему же выбор пал на орла, и его стали использовать российские монархи. Самой популярной считается следующая версия: женой Ивана III была племянница последнего императора Византии, Софья Палеолог. Это предположение было озвучено еще Карамзиным. Но у нее есть несколько причин, которые заставляют усомниться в правдивости этой теории:

  1. Местом рождения Софии был город, которой был не близко расположен к Константинополю.
  2. Двуглавого орла поместили на герб спустя продолжительное время после заключения союза между Софьей и Иваном.
  3. Иван III никогда не претендовал на византийский престол.

Историки так и не знают достоверно, почему именно такая символика была взята для российского герба. Интересным фактом еще является то, что орлиное изображение использовалось на монетах Новгорода.

Двуглавый орел признается государственным символом на официальном уровне при Иване Грозном. В самом начале к орлу был добавлен единорог, позднее его заменили на всадника, который с помощью копья поражает дракона. Поначалу всадника олицетворяли с самим монархом, но уже при Иване Грозном его стали называть Георгием Победоносцем. При Петре Первом такая трактовка была официально утверждена.

Когда на царствование вступает Борис Годунов, к изображению орла и наездника добавляются три короны, которые размещены над орлиными головами. Они олицетворяли взятие московскими князьями татарских ханств: Сибирское, Казанское и Астраханское. С середины 16-го века стали изображать двуглавую птицу "агрессивной", готовой к нападению: раскрытый клюв, высунутый язык. В этом можно увидеть воздействие европейских тенденций.

В конце 16-го - начале 17-го вв. между двумя головами был помещен голгофский крест, который символизировал независимость церкви в России. Иногда использовалось изображение орла и двух корон, между которыми располагался восьмиконечный христианский крест. В Смутное время все Лжедмитрии пользовались царскими печатями, на которых было изображение российского герба. Когда Смутное время закончилось и на престол взошел монарх из рода Романовых, в гербе произошли небольшие изменения. У двуглавого орла появились расправленные крылья.

Герб в период царствования Романовых и послереволюционный период

Знаки царской власти, скипетр и держава, впервые изображаются вместе с орлом во Алексея Михайловича Романова. Тогда же появились первые официальные очерки о гербе. В эпоху царствования Петра I короны над орлиными головами приобретают "имперское" оформление, тогда же для герба было сделано цветовое оформление. Для орлиного тела был выбран черный цвет, а для головы, клюва, лап и языка - золотой. Дракон также выполнен в черном цвете, а наездник - в серебряном.

Во времена царствования Павла I в герб российского государства внесли изменения, связанные с захватом англичанами Мальты (которой покровительствовал император). К символам Российской империи добавился мальтийский крест, который обозначал претензии России на мальтийскую территорию.

После Февральской революции было решено оставить на гербе двуглавую птицу без императорских корон и Георгия Победоносца. Герб, созданный большевиками, был принят в 1920 г. и использовался до 1992 г. Современный герб некоторые критикуют за то, что на нем изображено большое число символов самодержавия, которые не предназначены для президентской республики. В 2000 г. был принят закон, в котором утверждено точное описание герба и рассказан порядок его использования. Хотя неизвестно, почему на гербе России двуглавый орел, тем не менее, еще со времен Московского государства он является государственным символом.

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.


В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Двуглавый орел – древнейший солнечный символ


Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел - царь птиц, Солнце - царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.
Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел - посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.
Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина , Зевса , Юпитера, Митры , Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергал а (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.
Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.
В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.

А. БАРЫБИН.

Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

юди средневековья... От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа - государственная печать Российской империи конца XVII века.

Государственное знамя с изображением герба.

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.