Дистактная и контактная ассимиляция
Полная и неполная ассимиляция
Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная ассимиляция
– уподобление согласного согласному, напр.
Размещено на реф.рф
в слове лодка
звонкий согласный [д]
заменяется глухим [т]
- [лотка]
.
Вокалическая ассимиляция
– уподобление гласного гласному, напр.
Размещено на реф.рф
вместо ʼʼбываетʼʼ
в просторечии часто говорится [быват]
.
Прогрессивная ассимиляция
– предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр.
Размещено на реф.рф
диалектное произношение слова ʼʼВанькаʼʼ
как ʼʼВанькяʼʼ
. Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls),
фр.- subsister,
нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка: ʼʼлодка [лотка]ʼʼ , водка [вотка], ʼʼвстал в три [фстал ф три]ʼʼ
В англ. ʼʼnewspaperʼʼ
[z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр.
Размещено на реф.рф
absolu
[b] - в [р], нем. Staub
завершается [р], в баш. ʼʼкитеп бараʼʼ (уходит)
переходит в ʼʼкитеббараʼʼ.
Примером полной ассимиляции может служить само слово ʼʼассимиляцияʼʼ . Аналогичный пример ассимиляции - ʼʼагглютинацияʼʼ .
Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анᴦ. cupboard ʼʼшкафʼʼ, ʼʼбуфетʼʼ произносится ["kDbad]. Нем. Zimber перешло в Zimmer ʼʼкомнатаʼʼ, selbst ʼʼсамʼʼ произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., ʼʼкде - гдеʼʼ, ʼʼседесь - здесьʼʼ, где согласные теряют признак звонкости.
Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot ʼʼногаʼʼ - feet ʼʼногиʼʼ, goose ʼʼгусьʼʼ - geese ʼʼгусиʼʼ. В древнеанᴦ. яз. fori (мн. число от fot ʼʼногаʼʼ), ʼʼ/"ʼʼ изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss ʼʼногаʼʼ- Fusse ʼʼногиʼʼ, Gans ʼʼгусьʼʼ- Game ʼʼгусиʼʼ.
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Сингармонизм (гармония гласных ) – дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда – гласным переднего, гласные заднего ряда – гласным заднего ряда), ᴛ.ᴇ. напр., в простом слове бывают только гласные и, э или только у, о .
Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.
Напр., бала
(ребенок) + лор
(окончание мн. ч.) = балалар.
Размещено на реф.рф
Здесь все гласные
заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.
Но для слова ʼʼкешеʼʼ (человек) окончание будет не ʼʼларʼʼ, а ʼʼлэрʼʼ - кешелэр.
Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].
Еще примеры: венᴦ. levelemben ʼʼв моем письмеʼʼ, Magyar orszagon ʼʼв Венгрииʼʼ,
koszonom ʼʼспасибоʼʼ (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - ʼʼв домеʼʼ, тур.
evlerinde ʼʼв их домеʼʼ. Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из
тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
● Диссимиляция
Это явление, обратное ассимиляции . Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.
Феврарь
перешло в февраль
(ср.
Размещено на реф.рф
англ. February,
нем. Februar, фр./evrier), коридор - колидор
(в просторечии), фр.
Размещено на реф.рф
couroir - couloir
(рус. кулуар), велблюд - верблюд -
примеры дистактной диссимиляции.
Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].
● Метатеза
(гр.
Размещено на реф.рф
перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
Слово мармор
(гр.
Размещено на реф.рф
дардаро;) перешло в рус. мрамор, талерка
(нем. Teller
или шведское talrik) -
тарелка, долонъ
стала ладонь, творушка - ватрушка, каталажка -
такелаж, невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий), герм. Ъгеппеп перешло в анᴦ. burn (гореть), bridd- в bird (птица).
Нем. Brennstein -Bernstein, фр./ormaticu -fromage.
К примеру, президент СССР Горбачев всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.
● Гаплология (греч. "anxooq - простой) – упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов.
Напр., минералолог ия - минералогия, корнено сый - курносый, близозор кий - близорукий, трагикоком едия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия. Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.
Анᴦ. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).
Большинство фонетических изменений в праславянском языке были вызваны действием двух законов: закона открытого слога (о нем было сказано и закона слогового сингармонизма .
Чтобы понять, что представляет собой второй закон, необходимо сделать теоретическое отступление.
Гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего ряда в зависимости от того, какая часть языка (передняя, средняя или задняя) приподнимается при их артикуляции (произнесении). Применительно к праславянскому и древнерусскому языку говорят о гласных переднего и непереднего ряда .
Закон слогового сингармонизма заключался в следующем: согласный и гласный в слоге стремились сблизиться по тембру, по зоне своей артикуляции (либо передняя, либо непередняя). Это значит, например, что перед гласными переднего ряда : [i] (и), [e] (є), [ę] (ѧ), [ĕ] (ь), [ě] (ѣ) – в слоге могли находиться только мягкие или полумягкие согласные . Почему? Дело в том, что мягкость согласных достигается с помощью дополнительного поднятия языка к твердому нёбу, т. е. их артикуляция «сдвинута» в переднюю зону ротовой полости. А твердые согласные сочетались с гласными непереднего ряда : [а], [о], [ы], [ǫ] (ѫ), [ŏ] (ъ), [u] (у). Здесь не требовалась дополнительная артикуляция в передней зоне.
Рассмотрим примеры.
В слове даръ было два слога: да-ръ . Первый состоял из твердого согласного и гласного непереднего ряда. То же наблюдалось и во втором слоге.
В слове дѣва (дева) два слога: дѣ-ва . Первый состоял из полумягкого согласного (нечто среднее между твердым и мягким; в абсолютно мягкий, как в современном русском языке, он превратился позже) и гласного переднего ряда. Второй слог – сочетание твердого согласного и гласного непереднего ряда.
В слове чаша два слога: ча-ша . В обоих слогах согласные были абсолютно мягкими, а звук [а] отличался от своего варианта в слове даръ тем, что произносился немного иначе, был «сдвинут» к переднему ряду под влиянием мягких согласных. Подобное изменение наблюдается и в современном русском языке: сравните звучание [а] в том же слове дар и, например, в первом слоге слова няня . Во втором случае оно, если можно так выразиться, более «мягкое», а язык чуть больше приподнимается вверх.
В результате действия закона слогового сингармонизма в праславянском языке звуки внутри слога преобразовывались: твердые согласные смягчались, если сочетались с гласными переднего ряда, а под влиянием мягких согласных гласные могли передвигаться из непереднего ряда в передний.
В древнерусском языке все шипящие согласные и [ц] всегда были мягкими.
Твердое нёбо по-латински – palatum , отсюда смягчение согласных называется в лингвистике палатализацией .
Пожалуй, один из самых известных и ярких результатов действия закона слогового сингармонизма – палатализация заднеязычных согласных [г], [к], [х]. В слогах с гласными переднего ряда их артикуляция настолько «сдвинулась вперед», что эти согласные не просто смягчились, а превратились в другие звуки. Это привело к появлению многочисленных чередований в русском языке.
Подробнее о палатализации заднеязычных будет рассказано в .
Литература:
Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. – М., 2009.
Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. - М., 1963.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – М., 2017.
Иллюстрация: В. М. Васнецов «Гусляры» (1899).
Дистактная и контактная ассимиляция
Полная и неполная ассимиляция
Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному, напр. в слове лодка звонкий согласный [д] заменяется глухим [т] - [лотка] .
Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному, напр. вместо «бывает» в просторечии часто говорится [быват] .
Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр. диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка: «лодка [лотка]» , водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»
В англ. «newspaper» [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р], в баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».
Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» . Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» .
Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится ["kDbad]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.
Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси». В древнеанг. яз. fori (мн. число от fot «нога»), «/"» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss «нога»- Fusse «ноги», Gans «гусь»- Game «гуси».
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Сингармонизм (гармония гласных ) – дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда – гласным переднего, гласные заднего ряда – гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове могут быть только гласные и, э или только у, о .
Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.
Напр., бала (ребенок) + лор (окончание мн. ч.) = балалар. Здесь все гласные
заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.
Но для слова «кеше» (человек) окончание будет не «лар», а «лэр» - кешелэр.
Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].
Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyar orszagon «в Венгрии»,
koszonom «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - «в доме», тур.
evlerinde «в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из
тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
● Диссимиляция
Это явление, обратное ассимиляции . Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.
Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February, нем. Februar, фр./evrier), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд - верблюд - примеры дистактной диссимиляции.
Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].
● Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
Слово мармор (гр. дардаро;) перешло в рус. мрамор, талерка (нем. Teller или шведское talrik) - тарелка, долонъ стала ладонь, творушка - ватрушка, каталажка -
такелаж, невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий), герм. Ъгеппеп перешло в анг. burn (гореть), bridd- в bird (птица).
Нем. Brennstein -Bernstein, фр./ormaticu -fromage.
Например, президент СССР Горбачев всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.
● Гаплология (греч. "anxooq - простой) – упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов.
Напр., минералолог ия - минералогия, корнено сый - курносый, близозор кий - близорукий, трагикоком едия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия. Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.
Анг. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).
Словарь Ушакова
Сингармонизм
сингармони зм , сингармонизма, мн. нет, муж. (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) (линг. ). В некоторых, преим. тюркских языках - уподобление гласных звуков в слове корневому гласному.
Сингармонизм
(от греч. syn - вместе + harmonia - связь, созвучие) (гармония гласных). Уподобление последующих гласных в аффиксах какого-либо слова предшествующим гласным корня того же слова (явление, характерное для тюркских языков). Так, аффикс множественного числа турецкого слова oda (комната) - lar (с гласным а под влиянием конечного гласного корня-основы), т. е. комнаты - odalar’. аффикс с тем же значением для слова ей (дом),- ler (с гласным е под влиянием того же корневого гласного), т. е. дома - euler. ср. также в венгерском языке: leves - суп, levesek - супы; saldto - салат, saldtdk - салаты.
Словарь лингвистических терминов
Сингармонизм
(др.-греч. σύν âместе + άρμονια связь, созвучие)
Явление, наблюдаемое в основном, в тюркских языках, финно-угорских, состоящее в том, что гласным корня каких-л. слов определяется характер последующих гласных в аффиксах этого же слова. Например: oda комната – odalar комнаты (турец.). Сингармонизм (или гармония гласных) как позиционный фонетический процесс основывается на двух особенностях:
1) слово в тюркских и финно-угорских языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно – один за другим: оглы сын, оглылар сыновья, оглылара - к сыновьям (узб .); шкаф, шкафлар - шкафы, шкафларга - к шкафам ;
2) противопоставленность гласных переднего и заднего ряда, в связи с чем, например, в киргизском, в словах встречаются гласные одного ряда: ата – отцы, орой – грубый, унутчаак – забывчивый, но кишиллер – люди, донголок – колесо. Как видим, сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда – или переднего, или заднего.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Сингармонизм
(от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) - упорядоченное расположение одинаковых или сходных ударных и безударных гласных стиха, придающее стихотворному тексту особую звуковую окраску и эмоциональную выразительность.
Рб: структура стихотворного произведения
Син: гармония 2
Корр: консонантизм
Целое: звуковая организация стиха
Асс: ассонанс
Пример:
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
А. Пушкин
Любви и очи, и ланиты...
К. Батюшков
* "В XVIII и XIX вв. поэты часто пользовались гармонией, упорядоченным расположением ударных гласных стиха..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *