Знаки препинания при обособленных определениях упражнения. Обособление определений

1. Обособленными членами предложения называются:
1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:1) перед определяемым словом;2) после определяемого слова;3) в любом месте предложения.3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:1) перед местоимением;2) в любом месте предложения;3) после местоимения.4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:1) они распространенные;2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;3) они согласованные.5. Приложения с КАК обособляются, если:1) как можно заменить «в качестве»;2) как можно заменить так как;3) всегда.6. Укажите предложение с обособленным определением:1) Птицы не то спят, не то дремлют.2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.1) определение стоит после определяемого слова;2) определение обособляется всегда.8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.1) определение относится к личному местоимению;2) определение стоит перед определяемым словом.9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.1) определение стоит перед определяемым словом;2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение10. Укажите предложение с обособленным приложением:1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник.2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 13. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.14. Укажите способ выражения определения в предложении:На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
15. Укажите способ выражения определения в предложении:Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
16. Укажите тип определения в предложении:Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)1) Обособленное распространённое определение2) Обособленное распространённое приложение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Необособленное нераспространённое приложение17. Укажите способ выражения определения в предложении:Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)1) Обособленное определение2) Обособленные определения, выраженные причастиями3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения18. Укажите тип определения в предложенииК ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)1) Необособленные приложения2) Обособленное определение3) Обособленные определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения19. Укажите тип определения в предложении:Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное нераспространенное приложение3) Обособленное нераспространённое определение4) Обособленное распространённое определение20. Укажите способ выражения определения в предложении:Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное несогласованное определение21. Укажите тип определения в предложении:Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное несогласованное определение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами22. Укажите способ выражения определений в предложении:Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)1) Необособленное приложение2) Необособленное определение3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Упражнение 1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить.


3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал
. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.(М. Горький)
Упражнение2.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.

3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее
. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
8)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
9) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 3Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить

2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную,
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома
, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 4
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Один из ямщиков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
Упражнение 14.Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. Объяснить1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).

4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов
. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров
8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев)


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.


(М. Горький)
Упражнение 5.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.
2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец
. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее.
5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря.
8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 13.Расставьте знаки. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов).
2) Она готовилась к зачету по общей терапии предмету наиболее любимому ею (Бондарев).) Мы учителя боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов)
. 5) Разумеется как добрый человек он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение 7.Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить
1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке.
2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома,
4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 1 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.Объяснить Укажите приложения и определяемые слова.
1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).
2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).
3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).
4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов).
7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров)
. 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев).
9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 9. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.Объяснить1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский).
2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов).
3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов).
5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький).
6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов).
7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский)
. 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский).
9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов).
10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский).
11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев).
12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин)
. 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров).
14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 14. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёр2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький)
. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев).
5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой).
6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев).
7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков)
. 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой).
9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов).
10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин).
11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова).
12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков)
. 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков).
15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой).
16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский).
17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович)
. 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов).
19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов).
20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов)
. 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).
Упражнение 21.
Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.
1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)

3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский)
5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)
Упражнение 23.Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов
) Она готовилась к зачету по общей терапии - предмету, наиболее любимому ею (Бондарев).3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов).
) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение.27Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания. 1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)
2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов)
3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)

Упражнение2 1.Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:
а) согласованное - несогласованное;б) распространенное - нераспространенное; в) обособленное - необособленное.1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке
2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.
4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой.
5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков.
6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя
. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.(А.С. Пушкин)
Упражнение 25.Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю
. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает.
3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор
. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,(М. Горький.)
Упражнение 24.Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких - прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом - необособленными.
Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.
Упражнение 28.Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.
1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)

Обособленные приложения

См. также:Каковы правила потребления дефиса при приложении?

Обособление приложений при помощи запятых

  • Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному: Старуха, Гришкина мама , погибла, однако старики, отец и тесть , были еще живые .
  • Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, в том случае стоит после определяемого существительного: Сергей Иванович, глава семьи, высочайший, стройный, прекрасный мужчина , был неплохой преподаватель; Жухрай, матрос , с нами не раз говорил .
  • Всегда обособляется приложение при личном местоимении: Мы, дети , очень обожали эту старушку .
  • Собственное имя лица выступает в роли обособленного приложения, в том случае служит для пояснения либо уточнения нарицательного существительного (перед подобным приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова а конкретно, другими словами ): Отец мой, Клим Торсуев, узнаваемый мыловар , был человек томного нрава; Другие братья, Мартын и Прохор , до мелочей идентичны с Алексеем .
  • Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным цветом причинности), также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, либо и др.: Как настоящий француз , в кармашке Трике привез куплет Татьяне; Студент этот, по имени Михалевич , искренно полюбил Лаврецкого; Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка . При отсутствии интонации обособления такие обороты запятыми не выделяются: Завел он для себя медвежонка по имени Яша .
  • Примечания:

  • В том случае альянс как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется: Приобретенный ответ рассматривается как согласие .
  • Не обособляется также приложение с союзом как , характеризующее предмет с какой-нибудь одной стороны: Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга .
  • Обособление приложений при помощи тире

  • Заместо запятой при обособленных приложениях употребляется тире, в том случае перед приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова «а именно»: Старику осталась единственная удовлетворенность - воспоминание о прошедшем .
  • Тире заместо запятой ставится перед всераспространенным либо одиночным приложением, стоящим в конце предложения, в том случае подчеркивается самостоятельность подобного приложения: Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки ; Она не знает, что же это все-таки за чувство - ревность .
  • Средством тире выделяются приложения, носящие объяснительный нрав: На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал .
  • Тире заместо запятой ставится для внесения ясности, в том случае приложение относится к одному из однородных членов предложения: В оранжерее разводились магнолии, камелии - цветочки Стране восходящего солнца , орхидеи и цикламены .
  • Тире может отделять однородные приложения от определяемого слова: Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития Рф .
  • Упражнение на тему «Обособленные приложения. Знаки препинания при приложении»

    Задание: расставьте знаки препинания, делая упор на правила обособления приложений.

    1. Время от времени заместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с малеханькой светлой бородкой уроженец некий далекой губернии.
    2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.
    3. Владимир Маяковский профессиональный поэт-футурист известен и за рубежом.
    4. Доброжелательный старичок больничный охранник тотчас же впустил его.
    5. Мы ребята не можем часами посиживать в отсутствие движения.
    6. Наш педагог истории уроженец города Киева работает на данный момент в сельской школе.
    7. Офтальмолог другими словами глазной доктор воспринимает нездоровых по утрам.
    8. Беседа шла с журналистом корреспондентом московской газеты.
    9. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга.
    10. На улице мальчишка торговец газет выкрикивал что-то непонятное.
    11. О подвигах Ильи Муромца возлюбленного народного богатыря сохранилось много легенд.
    12. Этот мальчишка по имени Вилен обучается в первом классе.
    13. Монблан высокая гора Западной Европы завлекает многих туристов.
    14. Другие братья Василий и Евгений жили раздельно.
    15. Оба они как наилучшие ученики класса были награждены медалями.
    16. Гиппопотам либо бегемот огромную часть времени проводит в воде.
    17. Катастрофы Шекспира величавого британского писателя ставятся на сценах театров многих государств.
    18. Отец ее Сергей Петрович считается спецом в области ботаники.
    19. Она не знает что же это все-таки за чувство любовь.
    20. Сосед мой юный казак стройный и прекрасный налил мне вина.
    21. Он жулик лошадка свою пустил ко мне в огород.
    22. В бричке посиживало двое обывателей Иван Иванович Кузьмичов бритый в очках и соломенной шапке и иной Сирийский небольшой длинноволосый в сероватом кафтане в широкополом цилиндре и цветном поясе.
    23. Отпрыск бедных родителей внук крепостного он рано вызнал нужду.
    24. Мухин выслал его четырнадцатилетнего ребенка экзаменоваться на мед факультет Столичного института.
    25. Н.И. Пирогов наикрупнейший спец в области медицины оставил после себя много работ по вопросам педагогики.
    26. Сынишка его мальчик лет пятнадцати повадился к нам ездить.
    27. Минутку спустя вошла хозяйка женщина старых лет в каком-то спальном чепце насаженом наспех с фланелью на шейке одна из числа тех матушек маленьких помещиц которые плачутся на неурожаи.
    28. Так жил Миша Власов слесарь волосатый угрюмый с малеханькими глазами.
    29. Новое лицо это бы князь Андрей Болконский супруг малеханькой княгини.
    30. Офицер товарищ Тушина был убит сначала дела.

    См. также: упражнения к теме «Дефис при приложении»,упражнение к теме «Приложение как разновидность определения».

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в ординарном предложении» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Упражнение из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое приложения?
  • Как отыскать приложение в предложении?
  • На какие вопросы отвечает приложение?
  • Как подчеркивается приложение как член предложения?
  • Как отыскать определяемое слово в предложении с приложением?
  • Как разграничивать приложения и несогласованные определения?
  • Как разграничивать в предложении определяемое слово и приложение?
  • Когда конструкция со словом «как» является приложением?
  • Когда конструкция со словом «как» является определением?
  • Каковы правила постановки запятых при обособленных определениях?
  • Обособление приложений, как и определений, зависит от нескольких факторов:

    а) от части речи определяемого (главного) слова;

    б) от положения приложения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;

    в) от наличия дополнительных оттенков значений у приложения (обстоятельственных, пояснительных);

    г) от степени распространения и способа выражения приложения.

    Условия обособления приложений:

    А) Определяемое слово – местоимение

    Любое приложение при личном местоимении обособляется:

    Ему ли, карлику , тягаться с исполином? (Пушкин); Вот оно, объяснение (Л. Толстой).

    Б) Определяемое слово – имя существительное

    1. Приложение, относящееся к имени собственному , обособляется, если стоит после определяемого слова:

    Сергей Никанорыч, буфетчик , налил пять стаканов чаю (Чехов).

    ¯ Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение . Такое приложение можно заменить придаточным предложением с союзами так как, хотя и др.

    Например:

    1. Упрямец во всём , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов). – Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём, он оставался упрямцем и в учении.

    2. Прославленный разведчик , Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Казакевич). – Хотя Травкин был прославленным разведчиком, он остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече.

    2. Приложение– имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове – имени нарицательном обособляется , если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его ):

    В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков). – В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина.

    Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия или отсутствия пояснительного оттенка значения и соответствующей интонации при чтении.



    Ср.: Один мой друг, Серёжа , решил поступать в университет (поясняется, какой именно из друзей решил поступать в университет). – Мой друг Серёжа решил поступать в университет (такого пояснения в данном контексте нет, причем именно имя собственное является в данном случае определяемым словом, а нарицательное – приложением).

    3. Распространённое приложение, выраженное именем нарицательным с зависимыми словами , или несколько однородных приложений при определяемом слове – имени нарицательном обычно обособляется независимо от положения – до или после определяемого слова. Однако чаще всего такое приложение стоит после существительного.

    Например:

    1. Старуха, Гришкина мать , умерла, но старики, отец и тесть , были ещё живы (Салтыков-Щедрин).

    2. Несчастью верная сестра , надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (Пушкин).

    4. Одиночное приложение – имя нарицательное при определяемом слове – имени нарицательном обособляется только тогда, когда:

    · приложение стоит после определяемого слова;

    · определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

    Например:

    1. Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький). – Ухаживала за мной девушка- полька .

    2. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок (Чехов). – Тут на широкой улице встретился им повар- старичок .

    ¯ Обособление одиночного приложения – имени нарицательного при одиночном определяемом слове – имени нарицательном возможно только в том случае, если автор хочет усилить смысловую роль приложения, не дать ему слиться интонационно с определяемым словом:

    Отца, пьяницу , кормила с малых лет, и сама себя (М. Горький).

    5. Приложение с союзом как обычно имеет дополнительное значение причинности (можно заменить придаточным причины с союзами так как, потому что, поскольку или оборотом со словом будучи ) и обособляется:

    Как старый артиллерист , я презираю этот вид холодного оружия (Шолохов). – Будучи старым артиллеристом, я презираю этот вид холодного оружия; Я презираю этот вид холодного оружия, потому что я старый артиллерист.

    ¯ Если оборот с союзом как имеет значение «в качестве» , то присоединяемый оборот не обособляется:

    Полученный ответ рассматривается как согласие . – Полученный ответ рассматривается в качестве согласия.

    6. Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. обособляются, если произносятся с интонацией обособления.

    Ср.: Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка (Тургенев). – Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил (Трифонов).

    Обратите внимание!

    Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире в следующих случаях:

    1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно (особенно если приложение стоит в конце предложения, имеет зависимые слова и внутри него уже есть знаки препинания).

    В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне квартиры Серафимы , пристроенной к стене конюшни (М. Горький);

    2) если одиночное или распространённое приложение стоит в конце предложенияи при этом подчеркивается его самостоятельность или даётся разъяснение такого приложения.

    Я не слишком люблю это дерево – осину (Тургенев); В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах – совершенный медведь (Гоголь);

    3) если приложение стоит в середине предложения и имеет пояснительный характер (тире ставится с двух сторон).

    Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы (Гоголь).

    Примечание. Второе тире опускается :

    а) если после обособленного приложения ставится запятая , например: Используя специальное устройство – шагометр , я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма (Васильев);

    б) если приложение выражает более конкретное значение, а предшествующее определяемое слово – более общее значение , например: На совещании министров иностранных дел – членов «большой восьмёрки» выступил министр иностранных дел России;

    в) если приложение предшествует определяемому слову, например: Один из аутсайдеров чемпионата России по футболу – команда Саратова неожиданно выиграла две игры подряд.

    Упражнения к теме

    «Обособление приложений»

    Упражнение 1. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов). 3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький). 6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский). 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский). 9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов). 10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский). 11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев). 12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин). 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров). 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).

    Упражнение 2. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький). 2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький). 3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький). 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев). 5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой). 6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев). 7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков). 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой). 9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов). 10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин). 11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова). 12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков). 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков). 15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой). 16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский). 17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович). 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов). 19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов). 20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов). 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Обособленные приложения (задание В4) Что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами). Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков) Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе. (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин) Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников. Приложение может обособляться не только запятой, но и тире: а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно) Например: На маяке жил только сторож - старый глухой швед.б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом: Например: За столом сидели хозяйка дома, её сест- ра - подруга моей жены, двое незнако мых мне лиц, моя жена и я. в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значениеНапример: Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью по- ля и нивы.г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Например: Лютейший бич небес, природы ужас - мор сви- репствует в лесах. Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводи- ли хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро". Задание: в данных предложениях найти обособленное приложение: 1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. 1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. 4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… 5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого. 4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… 5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого. 7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша. 7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша. 10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем. 10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем. 14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента. 14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента. 17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.19. Моя бабушка - набожная, несколько романтичная католичка - любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них. 17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.19. Моя бабушка - набожная, несколько романтичная католичка - любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них. 20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Без паники,ребята!

    (задание № 16)

    Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

    1. Обособленные определения

    К обособленным определениям относятся:
    - причастные обороты;
    - прилагательные с зависимыми словами;
    - одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
    - приложения.

    Определения обособляются, если:

    - стоят после определяемого слова.

    Например.

      Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль.

      На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)

      Наступила ночь, морозная, ясная, тихая .

      М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом.

    - стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

    Например.

      Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

    - стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

    Например.

      Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

      Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).

      Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

    Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению .
    Например.

      Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)

      Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Приложение

    Приложение – определение, выраженное существительным.

    Обособляются и выделяются запятыми:

    - одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
    Например.

      Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.)

      Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки.

      Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

    - распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
    Например.

      Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.)

      Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.)

      Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.)

      Неподалеку расположились молодые люди, студенты .

    Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
    Например.

      Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

      Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

    Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
    Например.

      Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.)

      Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе.

      Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое.

    NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
    Например.

      Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

      Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.)

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

    Например.

      Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

    Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

    Например.

      Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених .

      Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека .

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Обособленные обстоятельства

    К обособленным обстоятельствам относятся:
    - деепричастные обороты;
    - одиночные деепричастия;
    - обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

    Сравнительные обороты.

    Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исключение! Не обособляются:
    - деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов:

      работать спустя рукава ;

      работать засучив рукава ;

      бежать сломя голову .

    Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

      он читал лёжа ;

      она шутя рассказывала анекдоты;

      мы разговаривали стоя .

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
    Например.

      Она была прекрасна, как майская роза .

      Я люблю театр больше, чем кино .

      Она порхала, словно бабочка .

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
    Например.

      Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

    Например.

      Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , которые имеют уступительное значение.
    Например.

      Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Уточняющие конструкции

    Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
    Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
    Например.

      Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.)

      На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

      Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.)

    Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

    Например.

      Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.)

    К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Обратите внимание!
    Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
    Например.

    ⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Практические задания

    Задание 1. Объясните постановку запятых.

    1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
    2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
    3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
    4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
    5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
    6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
    7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
    8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
    9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
    10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
    11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
    12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

    Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

    1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

    2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей.

    3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

    4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

    5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

    6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

    7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

    8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

    9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

    10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

    11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

    12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

    (Из К. Паустовского)

    Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

    Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

    1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

    2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

    3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

    4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

    5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

    Задание 4. Расставьте пропущенные запятые.

    1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

    2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

    3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

    4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

    6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

    7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

    8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

    9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

    10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

    11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

    12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

    13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

    14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

    Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

    1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
    2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
    3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
    4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
    5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
    6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
    7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
    8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
    9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
    10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
    11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
    12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
    13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
    14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
    15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
    16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
    17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
    18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
    19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

    Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

    1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
    2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
    3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
    4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
    5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
    6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
    7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
    8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
    9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
    10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
    11. Слёзы унижения они были едки.
    12. Вот оно об…яснение.
    13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
    14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
    15. Бойко мой сержант маскирует мины.
    16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
    17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
    18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
    19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

    Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

    1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
    2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
    3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
    4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
    5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
    6. Мой друг известен как лучший математик класса.
    7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
    8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
    9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
    10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
    11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

    Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

    1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

    2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

    3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

    4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

    5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

    6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

    II.

    1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

    2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

    4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

    5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

    Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

    1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

    2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

    3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

    4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

    II.

    1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

    2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

    3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

    4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

    5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

    6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

    Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

    2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

    3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

    Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

    1. Он говорил улыбаясь.

    2. Старик шёл прихрамывая.

    3. Девушка сидела задумавшись.

    4. Поезд идёт не останавливаясь.

    Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

    1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

    2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

    3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

    Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

    2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают.

    3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

    4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

    5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

    6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

    7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

    8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

    9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

    10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

    11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

    12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

    13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

    14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

    15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

    16. Он шёл (не)торопясь.

    17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

    18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

    19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

    20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

    Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

    1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

    2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

    3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

    4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

    5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

    6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

    Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

    1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)