Знаки препинания при обращении привести примеры. Обращение

Были времена, когда мы писали друг другу открытки, записки, письма и телеграммы. Сегодня все чаще шлем эсэмэски. Сообщения стали лаконичнее, но, по большому счету, суть от формы передачи информации не меняется.

Чаще всего невозможно, а порой просто невежливо игнорировать обращение, даже если вы шлете сообщение на конкретный телефонный номер. Обращение не формальность. Оно привлекает внимание слушающего или читающего, настраивает на диалог.

Но чтобы правильно употреблять обращение и знаки препинания при нем, нужно запомнить несколько правил.

Что такое обращение?

В самом термине «обращение» уже передана его суть. Это одно или несколько слов, привлекающих внимание адресата, заставляющих выслушать говорящего, побуждающих к действию и др. Обращение произносится с особенной, звательной интонацией и с паузой в конце:

«Петров! Встань и покинь класс!».

«Где твой дневник, Сережа?».

Обращение в большинстве случаев представлено словом, выраженным существительным, — это имя или фамилия человека.

«Смотри, Петя, не ошибись».

Также это может быть кличка животного:

«Шарик, ко мне!».

Обращением может выступать междометие или местоимение (чаще всего идущее вслед за междометием):

"Эй, вы! Да заканчивайте уже!".

Обращение может представлять собой неодушевленное существительное или даже географическое наименование (особенно такие обращения характерны для художественной речи):

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

(С. Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Обращение обособляется не только интонационно. Как не ошибиться при расстановке знаков препинания при обращении? Правила помогут разобраться в этом вопросе.

Обращения нераспространенные и междометные

Это обращения, выраженные одним словом:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...

(К.М. Симонов)

Или вот как ластится Лисица к Вороне в басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица":

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица...

Роль обращений могут выполнять междометия:

"Эй! А пойди-ка сюда!".

Не следует путать обращения с междометиями. Последние, в отличие от обращений, придают сообщению дополнительный эмоциональный настрой и выражают отношение говорящего к собеседнику.

Междометия также выделены особой интонацией, а в письменной речи обособлены пунктуационно:

О, зачем я не птица, не ворон степной!

(Лермонтов)

Многие правила в русском языке имеют исключения, и их надо запоминать. Так и в случае с правильной постановки знаков препинания при обращениях и междометиях. Если обращению предшествует междометие «о», то запятую между междометием и обращением не ставим:

Не прав твой, о небо, святой приговор...

(Лермонтов)

Подсказкой в этом случае вам должна послужить интонация: обращение «о небо» звучит как одно целое.

А вот какой пример находим в пьесе-сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»:

Ай да ухарь! Ай да хват!

На сколькех же ты женат?

Али ты сосватал сразу

Цельный ткацкий комбинат?

В первых двух восклицаниях обращений нет. В них имеются междометия «ай да», выражающие удивление, в сочетании с существительным-определением. Первые два предложения синтаксически простые односоставные.

У тебя, Федот, жена

Хоть умна, да все ж одна!

Распространенные обращения

Это обращения, состоящие из двух или более слов:

«Приветствую тебя, дорогой мой друг!».

Внутри таких обращений знаков препинания не ставим.

Как частный случай — обращения с существительными могут объединяться с междометиями:

Ах ты, душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой, разгуляемся...

(Из русской народной песни)

Правило для постановки знаков препинания внутри такого обращения (то есть состоящего из определения, определяемого слова и местоимения) говорит о том, что запятые в большинстве случаев не нужны:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

(А.Н. Островский)

Если обращение, состоящее из нескольких слов, разрывается членами предложения, каждую из частей обращения следует обособить:

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

(Э. Багрицкий)

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Само обращение может стоять в любом месте фразы по воле говорящего. Оно должно быть обособлено запятыми от слов, несущих основную информационную нагрузку в предложении.

«Гражданочка, успокойтесь, садитесь и давайте поговорим».

«В последнее время ты, Алеша, ровным счетом ничего не сделал».

«И тебе доброго пути, голубчик».

Более эмоциональное обращение может быть отделено восклицательным знаком:

«Граждане пассажиры! Просим вас не курить в салоне!».

Предложение может иметь не одно обращение. В таком случае они обособляются как однородные и согласно общим правилам:

«Давай-ка, Иванушка, соберись, сокол ты мой ясный, да отправляйся в путь».

Если обращению предшествует частица «о», то она отделяется запятой или восклицательным знаком. Она выделена той же звательной интонацией и, по сути, дублирует его, поэтому нуждается в обособлении:

О, кто-нибудь,

чужих людей соединенность

и разобщенность

близких душ!

(Е. Евтушенко)

Обратите внимание, что частицы «а» и «да», находящиеся между повторяющимися обращениями, запятыми не отделяем:

— Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом...

(И.С. Тургенев)

Эмоции и знаки препинания

Рассмотрим особенности обращения и знаков препинания при нем.

Запятой обособляются обращения, если говорящий спокоен:

«Вот видишь ли, сынок, как бывает...».

И восклицательным знаком — если мы поздравляем кого-либо с праздником. Или побуждаем принять решение, предлагаем поторопиться. Или сообщаем о каком-либо экстраординарном событии.

«Дамы и господа! Позвольте представить вам нашего нового гостя...».

«Граждане! Товарищи! Голубчики! Да будьте же вы, наконец, людьми!».

Запятые передают спокойствие, восклицательный знак — эмоциональность и даже взвинченность. При этом суть сообщения не обязательно находится в прямой связи с настроением передающего его. Точка или запятая там, где был бы более уместен восклицательный знак, сообщит о равнодушии или иной эмоции, не характерной для события:

«Уважаемый Александр. Примите мои искренние поздравления с новым назначением».

Таким образом, у обращений на письме иногда возникает дополнительная смысловая нагрузка: знаки препинания при них и то, как подано сообщение, могут сказать порой больше, чем информация, которую оно несет.

Как уже указывалось выше, обращение может лишь формально выглядеть таковым и вовсе не нести никакой «обратительной» функции. В этом случае оно украшает речь, выражая отношение говорящего к предмету или явлению, привносит в текст необычные смысловые оттенки.

О времена, о нравы!

Став поговоркой, эта фраза лишь формально выглядит как обращение, но по смыслу, конечно, таковой не является.

Особые случаи

Не следует путать обращения с вводными словами и словосочетаниями. И те и другие не имеют предикативной основы, а значит, не могут быть членами предложения. Но вводные слова не привлекают внимание собеседника, в сообщении они несут другую функцию. Уточняя смысл сказанного, они дополняют, заостряют внимание на чем-либо:

«Таким образом, нам с вами необходимо принять во внимание существующую расстановку сил».

«Как вы понимаете, суть ситуации в следующем...».

Правило расстановки знаков препинания при обращениях и вводных словах требует обособления запятыми.

Обратите внимание, что предложение может содержать как вводные слова, так и обращение:

«Видите ли, Василий, сейчас совсем не то, что раньше. Иные у нас дела».

«Видите ли» — вводное словосочетание, «Василий» — обращение.

Междометия чаще всего не могут выступать членами предложения. Но иногда они приобретают несвойственные им синтаксические функции и «перерастают» в самостоятельные члены предложения:

«Порыбачили, накупались вволю, а потом айда по домам!».

«Разбежался и в воду ух!».

Междометия «айда» и «ух» в приведенных примерах выступают сказуемыми.

В иных случаях стоит подвергать сомнительные предложения с якобы имеющимися в них обращениями синтаксическому анализу. Тем более что некоторые слова, являясь членами предложения, могут брать на себя и функции обращения. Всем нам памятны такие примеры:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

(Н.А. Некрасов)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...

(А.С. Пушкин)

«Выдь на Волгу» и «ты помнишь» — части сложных предложений, интонационно выполняющих роли обращений.

Мы рассказали об обращении и знаках препинания при нем. Важно правильно обособлять их от членов предложения, чтобы читатель смог понять суть информации, которую хочет донести до него автор.


Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.






Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?




АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы









Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

§ 1 Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

Вспомним, что обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращения соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение.

Теперь рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Чаще всего обращение выделяется на письме запятыми: с одной стороны, если стоит в начале или в конце предложения:

и с обеих сторон, если находится в середине.

Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а дальше предложение начинается с большой буквы.

Например:

Перед обращением может быть частица О, сливающаяся с ним в произнесении и запятой от него не отделяемая.

Например:

В то же время, междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком:

Например:

Мы уже отметили, что обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

Так, в начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Например:

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения.

Например, в подобных предложениях:

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в предложениях, представляющих собой, так называемые, формулы вежливости; в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц; в междометных предложениях; в предложениях, состоящих из слов да, нет.

Например:

Если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение - распространенным, то оно тоже перемещается в конец предложения.

Например:

Обращения, помещенные в середине предложения, обычно не несут на себе логического ударения.

Например:

В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Это такие предложения, как:

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Обращение может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения. На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. Обращение, стоящее в начале или в конце предложения отделяется запятой с одной стороны, если оно расположено в середине - запятыми с обеих сторон. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а дальше предложение начинается с большой буквы. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., Запорожец А.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

Запятая - довольно простой, на первый взгляд, знак. Однако далеко не все знают, как с ним справляться. Постановка этого символа не требует особых специализированных знаний, нужно было в школе просто выучить несколько правил пунктуации. Ведь сейчас каждый человек в нашей стране имеет право получить неполное среднее общее образование. И совершенно не понятно, почему многие учащиеся игнорируют уроки русского языка, если за них даже не приходится платить.

Сейчас Россия входит в топ-20 по грамотности населения. Это не значит, что уровень грамотности не нужно повышать. Ведь скоро нас догонят другие страны. Более того, мы должны уважать язык, на котором мы общаемся и ведем переписку. Поэтому предлагаем вам изучить основы пунктуации.

Пунктуация при обращении

Сегодня мы рассмотрим знаки препинания при обращении. Предложение может состоять не только из главных членов. В нем могут быть слова, не являющиеся членами предложения и не связанные с другими словами подчинительной и сочинительной связью. Пример: "Итак, коллеги, начнем совещание" - обращение «коллеги» выполняет функцию привлечения внимания аудитории.

Определение обращения

Обращение - слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с каким-либо сообщением. Пример: "Друзья мои, прекрасен наш союз!" (А. С. Пушкин).

Обращения бывают распространенными и нераспространенными, то есть состоять из одного, двух, трех и более слов. Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение имеет форму им. падежа. Произносится с особой интонацией. Примеры знаков препинания при обращении:

  1. "Друзья мои, поднимем бокалы за эту чудесную пару!" - распространенное обращение.
  2. "Друг, подай мне вон ту тетрадь" - нераспространенное обращение.

Где чаще всего употребляются обращения?

Чаще всего обращения используются:

  • В письмах для выражения отношения пишущего к адресату.

Например: 1) Любимые, пишу вам из Екатеринбурга. Прилетел только вчера. 2) Уважаемый Антон Сергеевич, мы завершим строительство ближе к декабрю. 3) Дорогая Лариса Алексеевна, благодарим за теплый прием! 4) Милая Маша, до встречи остался ровно месяц.

  • В устной речи для того, чтобы привлечь внимание собеседника к речи, а также для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Например: 1) Не ты ли, Аня, утверждала, что в Москву ни за что поступать не будешь? 2) Ты помнишь, Танечка, где именно мы отдыхали прошлым летом? 3) Спасибо, дорогие, что пришли ко мне на день рождения. 4) Летающие бизнес-классом, открыта регистрация на рейс UT246, стойки 20-25.

Где еще можно встретить обращения?

В поэтической речи в качестве обращений могут выступать и неодушевленные существительные.

Например: 1) Подскажи ты, травушка, куда мне путь держать? 2) Как бы мне, водица, пройти поскорее? 3) Горушка, за что крутая ты такая?

Этот прием называется олицетворением.

Правило постановки запятой

Продолжаем изучать знаки препинания при обращении. Правило очень простое: в предложении обращение выделяется запятыми. В конце предложения знак препинания ставится по основным общим правилам, независимо от того, что на последнем месте стоит обращение.

Ставится восклицательный знак, если обращение находится перед предложением. Его произносят с особым чувством. После знака восклицания следующая мысль начинается с большой буквы.

Мы рассмотрим с вами предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении стоят согласно изученным правилам выше:

  1. Принесла я, любимые дети мои, каждому по пирожку с капустой.
  2. Анна Валерьевна, подскажите, когда нужно сдавать практику и какие документы необходимо вам показать?
  3. Как ты догадался о том, что я уже в городе, друг мой?
  4. Хотела я тебе купить ягод, внучка, но сумки были слишком тяжелые.
  5. Как же мне теперь жить без тебя, милый мой генерал?
  6. Что же ты не отвечаешь мне, мамочка?
  7. Как звать Вас, таинственная незнакомка?
  8. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Так соскучилась я по вам за 5 лет.
  9. Хочу поблагодарить Вас, Николай Владимирович! Ваши знания пригодились мне в написании дипломной работы.

Запятые, которые используются в предложениях с обращениями, называются выделительными.

Прямая речь. Правила

Многие задаются вопросом: как ставить запятые при прямой речи? Сейчас узнаем.

Прямая речь - речь, переданная без каких-либо изменений от лица того, кто ее написал или произнес. При постановке запятых нужно разделять две части: слова автора (далее СА) и прямую речь (далее ПР). Прямую речь заключают в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставят двоеточие, если ПР находится после СА.

Схематически представим вам предложения с ПР. Учтем лишь, что А - это слова автора, а П - прямая речь:

  • А: «П».
  • А: «П!»
  • А: «П?»
  • «П»,— а.
  • «П!» — а.
  • «П?» — а.

Где прописная буква (А, П), там мы начинаем предложение с большой буквы. Где строчная (а, п), там мы пишем с маленькой буквы.

В ситуациях, когда СА разрывают ПР, запятые нужно ставить следующим образом:

  • «П». - без слов автора. Пример: «Подумай лучше, нам вряд ли хватит двух дней».
  • «П, - а,— п». - со словами автора. Пример: «Подумай лучше, - сказала я, - нам вряд ли хватит двух дней».
  • «П? П». - без СА. Пример: «Она тебе нравится? Мне Саша проболтался».
  • «П? - а. - П». - со словами автора. Пример: «Она тебе нравится? - спросила я его. - Мне Саша проболтался».
  • «П! П». - без слов автора. Пример: «Как сегодня хорошо на улице! Нужно сходить погулять».
  • «П! - а. - П». - со словами автора. Пример: «Как сегодня хорошо на улице! - сказала я маме. - Нужно сходить погулять».
  • «П. П?» - без СА. Пример: «У вас в комнате очень холодно. Я закрою окно?»
  • «П, - а. - П?» - со словами автора. Пример: «У вас в комнате очень холодно, - сказала бабушка внукам. - Я закрою окно?»

Вывод

Итак, мы изучили знаки препинания при обращении и прямой речи. Примеры помогли вам систематизировать и закрепить новые знания. Надеемся, у вас не осталось вопросов. Удачи в изучении русского языка!