Знаки препинания при однородных членах предложения. Задачи и упражнения по занимательной грамматике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сборник заданий и упражнений по пунктуации

для учащихся 8 класса

Подготовила Еремина Лариса Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Городня

Конаковского района Тверской области

Городня-2014

Вариант 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения . Сделайте морфологический разбор причастия.

1.Встречая день на пр…брежной иве снова заворковали горлинки. 2.Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 3. С…рдито бился дождь в окно, и ветер выл печально воя. 4.Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ махая крылом кровавую пищу клюет под окном. 5. Как весело, обув железом острым ноги скользить по зеркалу стоячих,ровных вод. 6. А через несколько минут будучи уже пленным повар очень охотно показывал, где спит командир роты.

Вариант 2

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения . Сделайте морфологический разбор деепричастия.

1.Очнувшись он осторожно развернул байковую портянку. 2.Лучина потрескивая горела, воткнутая в стену у входа.3.Она не смущаясь через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 4. Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, вздымаясь на дыбы храпя и брызгая пеной. 5.Играючи расходится вдруг ветер верховой. 6.Сережка вцепился повыше и подпрыгнув повис на согнутых руках. 7. Сверкая быстро в вышине кружились искры

Ключи

Вариант 1

.

1.Встречая день, на пр…брежной иве снова заворковали горлинки. 2.Выбравшись на чистую воду, старая утка поплыла вдоль залива, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 3. С…рдито бился дождь в окно, и ветер выл, печально воя. 4.Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном. 5. Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих,ровных вод. 6. А через несколько минут, будучи уже пленным, повар очень охотно показывал, где спит командир роты.

Вариант 2

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения .

1.Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку. 2.Лучина,потрескивая, горела, воткнутая в стену у входа.3.Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 4. Громадные гнедые кони, обезумев, рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, вздымаясь на дыбы, храпя и брызгая пеной. 5.Играючи,расходится вдруг ветер верховой. 6.Сережка вцепился повыше и,подпрыгнув, повис на согнутых руках. 7. Сверкая, быстро в вышине кружились искры.

Вариант 4

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения .

1.Глубокой ночью прогр__хотав на стрелках скорый поезд подкатил к (не)большому полустанку и высадив единственного пас_ажира обдав белым паром (не)высокую кирпичную постройку важно покатил дальше. (Сем.) 2. Капельки бегут наперегонки, и истекая ими светлеет, делается прозрачной розовая на заре сосулька отливая радугой, а свет пробившись сквозь неё разд__ляется на белом стволе березы семью цветами спектра. (Лип.)3. Проб_раясь к скал_ он услышал стрельбу и обогнав остальных разведчиков ринулся туда л_мая кусты, как медведь, в смелой страшной ярости. (Пол.) 4.Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых, натруженных ногах он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую поросль молодого сосняка, присел под деревом, весь _жался в комок, спрятал лицо в колени, охваченные руками, и обогр_ваясь своим дыханием, замер жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью. (Пол.)

Вариант 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1.Сорока вспорхнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы, по пр_мой полетела проч_ . (Пол.) 2. Алексей вздохнул прощаясь с затухавшим костром, и снов_ побрел по дороге скр_пя палками по обл_деневшему снегу, кусая губы и порой т_ряя сознание. (Пол.) 3. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. (Чех) 4. Он показал Натке дорогу, постоял глядя ей в след, и, все еще прод_лжая чему-то улыбаться с шумом исчез за кустами.(А.Г.) 5. Бледнея з_ря затихает.(Ник). 6.Пуля ударилась о камень и взвизгнув отскочила рикошетом в канаву. (Остров.)

Ключи

Вариант 4

Расставьте недостающие знаки препинания.Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения . 1.Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках,скорый поезд подкатил к небольшому полустанку и,высадив единственного пассажира,обдав белым паром невысокую кирпичную постройку, важно покатил дальше. (Сем.) 2. Капельки бегут наперегонки, и, истекая ими, светлеет, делается прозрачной розовая на заре сосулька, отливая радугой, а свет, пробившись сквозь неё, разделяется на белом стволе березы семью цветами спектра. (Лип.)3. Пробираясь к скале, он услышал стрельбу и, обогнав остальных разведчиков, ринулся туда, ломая кусты,как медведь, в смелой страшной ярости. (Пол.) 4.Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых, натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом,забрался в густую поросль молодого сосняка, присел под деревом, весь сжался в комок, спрятал лицо в колени, охваченные руками, и,обогреваясь своим дыханием, замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью. (Пол.)

Вариант 3

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1.Сорока вспорхнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Пол.) 2. Алексей вздохнул, прощаясь с затухавшим костром, и снова побрел по дороге, скрипя палками по обледеневшему снегу, кусая губы и порой теряя сознание. (Пол.) 3. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (Чех) 4. Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей в след, и, все еще продолжая чему-то улыбаться, с шумом исчез за кустами.(А.Г.) 5. Бледнея, заря затихает.(Ник). 6.Пуля ударилась о камень и, взвизгнув, отскочила рикошетом в канаву. (Остров.)

Односоставные предложения.

Вариант 1

Указать односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Указать в скобках их вид. Подчеркнуть деепричастные обороты.

Ушастая сова.

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую, сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего- то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не присматривается. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва.Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам её ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в неё и взлетают снова. Залюбуешься!

Вариант 2

Указать односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Указать в скобках их вид. Сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения, записать полностью, подчеркнуть односоставные предложения .

Честь и слава.

Молод солдат Тетеркин. Служит он в охранной роте при важном военном объекте. Когда стали бомбить Москву, охранная рота получила новое задание –вести борьбу с пожарами от зажигательных бомб.

В одну из сентябрьских ночей пришлось Тетерину нести дежурство на крыше большого здания.

Ночь. На улицах ни огонька. Тишина. Холодно. Хочется спать. И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. Раздался треск. Пробило крышу. Бросился Тетерин к пролому в крыше, спрыгнул на чердак. На чердаке фашистская бомба. Все ярче и ярче, рассыпая в стороны огненные брызги, разгоралась она…

Замер Тетерин, глянул по сторонам. Нужны песок, лопата. Да не оказалось песка рядом. Нет и лопаты. Начал солдат топтать бомбу сапогами. Да разве затопчешь. Прикрыл её каской. Мала солдатская каска. Не укроешь ею бомбу. Вновь на секунду парализовало солдата. И вдруг навалился грудью, упал на бомбу, телом прижал солдатским. Потушил Тетерин фашистскую бомбу. Спас военный объект от пожара.

Когда увозили солдата в госпиталь, услышал Тетерин слова командира: «Не буду много, товарищи, говорить. Наш Тетерин- герой!»

Да, не служба солдата красит. Службу красит собой солдат. Смелому всюду почет. Смелому честь и слава.

Тысячи зажигательных бомб обезвредили защитники Москвы. В ту суровую осень сберегли Москву от пожаров.

(По С.Алексееву)

Причастные и деепричастные обороты.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Графически объяснить постановку знаков препинания. Выделите суффиксы в причастиях.

В лесу.

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на восток__ стало св__тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим ш___потом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревожен___ых ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всем своем величии.

Из пр__пудренной утрен_им ин_ем хвои высунулась длинная морда, увенчан__ая т__желыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели, огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосн__ке, как изваяние. Насторожен_ые уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе проносились самолеты- истребители. Слышался частый короткий треск, как скрип дергача на болот_. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к полян__. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.

(По Б.Полевому)

Вариант 1

Спишите,вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1.Лето (припасиха) заставляет думать о долгой и суровой зим__. (Акс.)2.Изредк__ простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик дятел. (С.-М.) 3.Уходя на лежку, заяц русак хитрит, п_тляет, __дваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.(С.-М.) 4. Из- за леса, леса темного, подымалась красна з__рюшка, рассыпала ясной радугой огоньки лучи б_гровые.(Ес.) 5. Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка царевна у реки. (Ес.) 6. В Севастополе формировался отряд добровольцев парашютистов.(Соб.) 7. Стрелок радист дал врагу подойти ближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны.(Соб.)

8.Хорошо над Москвой рекой услыхать соловья на рассвете. (Долм) 9.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой.(Ю.Спег.) 10. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. (Ю.Спег)

Вариант 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 7 предложения .

1.Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги зимнухи. (Шол.) 2.Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери земле наполняло меня.(С.М.) 3.Гостью зимушку покатим мы встречать на хуторок, поб__гут за нами следом Барбоска и Дружок (Плещ.) 4. За пустой околицей, за Донец рекой вздрогн__т и раскол__тся полевой покой.(Сурк.) 5.Во второй половине 12 века в Пскове город__ появились первые камен_ые здания. (Ю.Спег.) 6. Изредк_ простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик дятел. (С.-М.) 7.Уходя на лежку, заяц русак хитрит, п_тляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.(С.-М.) 8. В фильме Броненосец Потемкин правдиво изображены события первой русской революции.(А. Лев.) 9.Нина уборщица, пользуясь т_мнотой, сумела унести из штаба важные документы, связанные с планом окружения Ленинграда.(А.М.)10. О подвиге комсомольцев мы прочитали в газете Комсомольская правда.(А.М.)

Приложение. Знаки препинания при приложении.

Ключи

Вариант 1

Расставьте знаки препинания.

1.Лето -припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме. (Акс.)2.Изредка простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик- дятел. (С.-М.) 3.Уходя на лежку, заяц- русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.(С.-М.) 4. Из- за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки- лучи багровые.(Ес.) 5. Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка -царевна у реки. (Ес.) 6. В Севастополе формировался отряд добровольцев- парашютистов.(Соб.) 7. Стрелок -радист дал врагу подойти ближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны.(Соб.)

8.Хорошо над Москвой -рекой услыхать соловья на рассвете.(Долм) 9.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой.(Ю.Спег.) 10. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город -воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. (Ю.Спег)

Вариант 2

Расставьте знаки препинания.

1.Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги -зимнухи. (Шол.) 2.Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери- земле наполняло меня.(С.М.) 3.Гостью- зимушку покатим мы встречать на хуторок, побегут за нами следом Барбоска и Дружок (Плещ.) 4. За пустой околицей, за Донец -рекой вздрогнет и расколется полевой покой.(Сурк.) 5.Во второй половине 12 века в Пскове- городе появились первые каменные здания. (Ю.Спег.) 6. Изредка простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик- дятел. (С.-М.) 7.Уходя на лежку, заяц -русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.(С.-М.) 8. В фильме «Броненосец Потемкин» правдиво изображены события первой русской революции.(А. Лев.) 9.Нина- уборщица, пользуясь темнотой, сумела унести из штаба важные документы, связанные с планом окружения Ленинграда.(А.М.)10. О подвиге комсомольцев мы прочитали в газете «Комсомольская правда».(А.М.)

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым .

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Вариант 1.

1.Жизнь коротка, искусство долговечно.(К. Станисл.)2.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.(П.) 3. Мир без книг мир дикарей.(Н.Мор.) 4. Красноречие при человек великое дело.(Шол.) 5. Критика наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и культуры. (П.) 6. Знания в юности это мудрость в старости.(Посл.) 7.Говорить не думая стрелять не целясь.(Пауст.) 8. Я всем чужой. (П.) 9.Прекрасный человек Иван Иванович (Г.) 10. Ласковое слово что весенний день. (Посл.)

Вариант 2

Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.

1.Назначение каждого человека развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Ф.) 3. Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ отрада для души. (Посл.) 4. Сибирская тайга это семь десятых всех наших лесных богатств.(Г.Кубл.) 5. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 6. Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы.(Бел.) 7. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.(П.) 8. Ум без книги как птица без крыльев.(Посл.)

9. Клевета что уголь: не обожжет, так замарает.(Посл.) 10. Книга это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книг мир дикарей. (Н.Мор.)

Ключи.

Вариант 1.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.

1.Жизнь коротка, искусство долговечно. (К. Станисл.)2.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.(П.) 3. Мир без книг – мир дикарей. (Н.Мор.) 4. Красноречие при человеке- великое дело.(Шол.) 5. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и культуры. (П.) 6. Знания в юности- это мудрость в старости.(Посл.) 7.Говорить не думая- стрелять не целясь.(Пауст.) 8. Я всем чужой. (П.) 9.Прекрасный человек Иван Иванович(Г.) 10. Ласковое слово что весенний день. (Посл.)

Вариант 2

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.

1.Назначение каждого человека – развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Ф.) 3. Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души. (Посл.) 4. Сибирская тайга-это семь десятых всех наших лесных богатств.(Г.Кубл.) 5. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 6. Любить свою родину- значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы.(Бел.) 7. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.(П.) 8. Ум без книги как птица без крыльев.(Посл.)

9. Клевета что уголь: не обожжет, так замарает.(Посл.) 10. Книга- это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книг- мир дикарей. (Н.Мор.)

Однородные члены предложения

1.Лес весь разукрашен в желтые красные золотистые краски осени. (Скреб.) 2. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер.(Пол.) 3. Молодая сосна с розоватой мякотью древесины, с ярко отгранившимися годичными кольцами казалась здоровой сильной красивой девушкой.(Перм.) 4. Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами. (Т.) 5. Ночной туман совершенно замел дорогу. Он преградил ее косыми островерхими сугробами. Глаза резала однотонная сверкающая голубизна. Ноги вязли в пухлом еще не улежавшемся снегу. (Сим.)

6.После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода. По сторонам дороги километры желтого и красного осеннего леса перемежались полосами уходивших далеко к горизонту осенних серых полей. (Сим.) 7. Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его. Твердый немигающий взгляд несколько смутил Павку. Серый пиджак, застегнутый сверху донизу, на широкой крепкой спине был сильно натянут.(Остр.)

Ключи.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные определения.

1.Лес весь разукрашен в желтые, красные, золотистые краски осени.(Скреб.) 2. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.(Пол.) 3. Молодая сосна с розоватой мякотью древесины, с ярко отгранившимися годичными кольцами казалась язл здоровой, сильной, красивой девушкой.(Перм.) 4. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами. (Т.) 5. Ночной туман совершенно замел дорогу. Он преградил ее косыми, островерхими сугробами. Глаза резала однотонная сверкающая голубизна. Ноги вязли в пухлом, еще не улежавшемся снегу. (Сим.)

6.После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода. По сторонам дороги километры желтого и красного осеннего леса перемежались полосами уходивших далеко к горизонту осенних серых полей.(Сим.) 7. Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его. Твердый, немигающий взгляд несколько смутил Павку. Серый пиджак, застегнутый сверху донизу, на широкой,крепкой спине был сильно натянут.(Остр.)

Использованная литература:

1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.

М.Просвещение.1989г.

2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.

М. Просвещение. 1991г.

3.Типовые экзаменационные варианты. Русский язык. Под редакцией И.П.Цыбулько. Национальное образование. М.2015г

4. Н.А. Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты на 2015 год. Легион. Ростов- на- Дону.2014г


Упражнение 289. Перепишите, ставя нужные знаки препина-
ния. Объясните их постановку.
1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу
матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого
огорчения (П.).

2. Дамы тут же обступили его блистаю-
щею гирляндою и нанесли с собой целые облака всяко-
го рода благоуханий одна дышала розами от другой не-
сло весной и фиалками третья вся насквозь была про-
душена резедой (Г.). 3. Находя во мне живое сочувствие
отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию
рассказывать мне о весне как сначала обтают горы как
побегут с них ручьи как спустят пруд разольется полая
вода пойдет вверх по полям рыба как начнут ловить ее
сетями как пролетит летняя птица запоют жаворонки
проснутся сурки и начнут свистать стоя на задних дап-
ках по своим норкам как зазеленеют луга оденется лес
кусты и зальются защелкают в них соловьи (Акс.). 4. Река
Белая в этом месте понравилась мне более чем под го-
родом песков было менее русло сжатее и берег гораздо
живописнее (Акс.). 5. Ты сам заметил день ото дня я вяну
жертва злой отравы (Л:). 6. Опрометью поскакали мы на
выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и
указывают в поле а там летит стремглав всадник и дер-
жит что-то белое на седле (Д.). 7. Крепость наша стояла
на высоком месте и вид с вала был прекрасный с од-
ной стороны широкая поляна изрытая несколькими
оврагами оканчивалась лесом который тянулся до са-
мого хребта кой-где на ней дымились аулы ходили та-
буны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал
частый кустарник/ покрывавший кремнистые воз-
вышенности которые соединялись с главной цепью
Кавказа (Л.). 8. Герасим соорудил кровать из дубовых
досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать
сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы
(Т.). 9. Около господской усадьбы стоявшей к улице за-
дом происходило что обыкновенно происходит около
господских усадеб девки в полинялых ситцевых платьях
шныряли взад и вперед дворовые люди брели по грязи
останавливались и задумчиво чесали свои спины при-
вязанная лошадь десятского лениво махала хвостом и
высоко задравши морду глодала забор курицы кудахта-
ли чахоточные индейки беспрестанно перекликались (Т.).
10. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку
которых не хватало по крайней мере для третьей части
учеников вследствие чего они должны были сидеть око-
ло часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (По-
мял.). 11. Страшнее всего для Каштанки было то что это-
то чужого нельзя было укусить так как он был невидим
и не имел формы (Ч.). 12. Ничто не изменилось в тихой
усадьбе. По-прежнему шумели буки в саду только их
листва будто потемнела сделалась еще гуще по-прежне-
му белели приветливые стены только они чуть-чуть по-
кривились и осели по-прежнему хмурились соломенные
стрехи и даже свирель Иохима слышалась в те же часы
из конюшни только теперь уже сам Иохим предпочитал
слушать слепого на дудке или на фортепьяно безраз-
лично (Кор.). 13. Теперь Маруся совсем уже не выходила
на воздух и серый камень темное молчаливое чудовище
подземелья продолжал без перерывов свою ужасную
работу высасывая жизнь из маленького тельца (Кор.).
14. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался
не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспо-
коили мысли что мальчишка заробеет (А. Н. Т.). 15. При-
ми ж завещанье когда я уйду от песен от ветра от роди-
ны ты начисто выруби сосны в саду ты выкорчуй куст
смородины (Багр.). 16. В полку Стеньки Разина были два
героя в боях потерявшие ноги они ползли на култыш-
ках и ни один не хотел оставить свой многославный
полк каждый за счастье почитал когда приезжавший
Чапаев скажет ему хотя бы несколько слов (Фурм.). 17. Я
понимал что выручить нас может только случайность
или вода внезапно перестанет прибывать или мы на-
ткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).
18. В течение нескольких секунд пастушонок и Метели-
ца смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с де-
ланным равнодушием пастушонок со страхом сочувстви-
ем и жалостью (Фад.). 19. Тишина была такой полной и
угрюмой а небо таким душным что мальчику казалось
раздайся хоть один резкий звук и в природе произойдет
что-то страшное смерч ураган землетрясение (Кат.).
20. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (поел.).
Упражнение 290. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Счастлив тот народ, который в трудные и опасные
минуты умеет найти надежное руководство и вверить
ему свою судьбу!
В 1812 году русский народ нашел Кутузова. Всем было
известно, что Кутузов - любимый ученик Суворова;
знали, что Кутузов одарен спокойной храбростью, до-
ходящей до героизма; помнили о блистательном пове-
дении его при штурме крепости Измаила и о тяжелых
ранениях, полученных им в разное время. Солдаты лю-
били его, звали «Дедушкой» и твердо верили в его воен-
ный гений. Знали его и за границей. Даже Наполеон по
поводу выгодного для России мира с Турцией, заклю-
ченного Кутузовым, не мог воздержаться от лестного,
хотя грубого мнения, назвав Кутузова «старой русской
лисой».
И вот, когда разнеслась весть о гибели Смоленска,
когда французская пУестисоттысячная армия неудержи-
мо устремилась к древней русской столице, взоры всех
с надеждой обратились на великого полководца. И как
ни противодействовало правительство, пришлось все-
таки ему уступить общественному мнению и назначить
Кутузова главнокомандующим русской армии. И народ
не ошибся в своем выборе.
В самом деле, высоко одаренный полководец, изу-
мительно тонкий дипломат, государственный человек,
проницательный политик - в ком другом, кроме Куту-
зова, могли счастливо сочетаться столь редкие и цен-
ные качества? Сверх того (и это главное), Кутузов был
русским патриотом в самом полном, в самом возвы-
шенном смысле этого слова. Россия, ее интересы, ее
честь и слава, ее историческое прошлое и ее полити-
ческое будущее - вот что всегда жило в его душе, вот
что возбуждало его мысль, управляло его чувствами,
направляло его волю.
(По Е. В. Т а р л е)
Упражнение 291. Напишите текст поя диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой.
Все так и впились в него глазами. Когда же наконец
Яков открыл свое лицо, оно было бледно, как у мерт-
вого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы. Он
глубоко вздохнул и запел...
Первый звук его голоса был слаб и неровен и, каза-
лось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то
издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим
первым звуком последовал другой, более твердый и
протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как стру-
на, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем,
она колеблется последним, быстро замирающим коле-
банием; за вторым - третий, и, понемногу разгорячась
и расширяясь, полилась заунывная песнь. «Не одна во
поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам слад-
ко становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он
был слегка разбит и звенел, как на|рреснугый; он даже
сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была
и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила,
и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, груст-
ная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и
дышала в нем и так и хватала за сердце, хватала прямо
за его русские струны.
Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладе-
ло упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему
счастью. Голос его не трепетал более - он дрожал, но
той едва заметной внутренней дрожью страсти, кото-
рая стрелой вонзается в душу слушателя, и, беспрес-
танно крепчая, твердел и расширялся.
(По И. С. Т у р г е н е в у)
Упражнение 292. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не
менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня.
Заслышав крики, вы бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту
совершается убийство или дневной грабеж.
Свесившись через перила, вы глядите на реку и -
какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума,
похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищ-
ной ломки, столкновений и дружного натиска, вы ви-
дате безмятежно лежащие, неподвижные груды изло-
манного льда, наполняющего всю реку от берега до
берега. Поверхность ретси изрыта и взбудоражена, точ-
но по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только
лед, лед и лед...
Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кру-
жится голова, и кажется, что мост вместе с публикой
куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее; но вдруг, как
живая, начинает ползти по быку прямо к вашему лицу,
словно хочет проститься с вами, но, не выдержав сво-
ей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает.
Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают,
что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страш-
ную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, об-
ратятся в ничто.
(По А. П. Чехову)
Упражнение 293. Расставьте знаки препинания. Объясните
их постановку.
Донецкая дорога. Невеселая станица одиноко беле-
ющая в степи тихая со стенами горячими от зноя без
одной тени похоже без людей. Поезд уже ушел покинув ч
вас здесь и шум его слышится чуть-чуть и замирает на-
конец.
Около станции пустынно и нет других лошадей кро-
ме ваших. Вы садитесь в коляску это так приятно после
вагона катите по степной дороге и перед вами мало-
помалу открываются картины каких нет под Москвой
громадные бесконечные своим однообразием. Степь
степь и больше ничего вдали старый курган или ветряк
везут на волах каменный уголь. Птицы в одиночку низ-
ко носятся над равниной и мертвое движение их кры-
льев нагоняет дремоту. Жарко. Прошел час другой а все
степь степь и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает
что-то часто указывая кнутом в сторону что-то длинное
и ненужное и душой овладевает спокойствие о прошлом
не хочется думать... Степь, степь... Лошади бегут солн-
це все выше и кажется что тогда в детстве степь не бы-
вала в июле такой богатой такой пышной травы в цвету
зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой
земли идет аромат и какие-то странные синие птицы
по дороге... А на душе спокойно сладко и кажется со-
гласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь
бесконечную однообразную но манящую и чарующую.
Вдруг неожиданно глубокий овраг поросший моло-
дым дубом и ольхой потянуло влагой должно быть ру-
чей внизу. У самого края оврага вспорхнула с шумом
стая куропаток. Вы вспоминаете что когда-то к этому
оврагу ходили по вечерам гулять... Да это конечно тот
же овраг значит усадьба близко. Вдали уже виднеются
тополя в стороне черный дым. Вам идут навстречу кто-
то машет платком.
(По А.П. Ч е х о в у)
Упражнение 294. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
К двум часам дня в колонии все готово: в саду, вок-
руг фонтана, накрыты парадные столы; над столовой
повисли тонкие зеленые гирлянды, сделанные из не-
жных березовых побегов; на столах, в кувшинах, буке-
ты снежных королев.
Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как
выросла и похорошела колония. В парке широкие, по-
сыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое бо-
гатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая
группа кустов, каждая линия цветника проверены в
ночных раздумьях, политы трудовым потом «сводных
отрядов», как драгоценными камнями украшены забо-
той и любовью коллектива. И десяток деревянных сту-
пенек, и березовые перильца, и квадратный коверчик
цветов, и узенькие витые дорожки, и платформа набе-
режной, усыпанная песком, - все это еще раз доказы-
вает, насколько умнее и выше природы человек, даже
вот такой босоногий.
И на просторных дворах этого босоногого хозяина,
на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство,
он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде
рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь ре-
бята еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, лев-
коя и других, еще неизвестных, еще не названных цве-
тов! Хорошо, уютно, красиво и разумно стало в коло-
нии, и я, видя это, горжусь долей своего участия в ук-
рашении земли.
Но ни цветы, ни дорожки ни на одну минуту не
заслоняют от меня вот этих мальчиков в синих трусиках
и белых рубашках. Вот они, горьковцы! Они стройны и
собранны, у них хорошие подвижные талии, мускулис-
тые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела
и свежие красногубые лица. И у каждого из них есть
свой путь.
(По А. С. М а к а р е н к о)
Упражнение 295. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
На окраине Москвы стоит двухэтажный дом, при-
крытый с улицы зеленым палисадником, а с тыла -
большим красивым садом, почти парком. Все тут сохра-
нено с величайшей, заботой, и даже если засохнет де-
рево в саду, то на его место будет посажено точь-в-точь
такое же по возрасту и по породе.
Здесь жил великий писатель Лев Толстой. Здесь он
написал свой роман «Воскресение», рассказы «Смерть
Ивана Ильича», «Хозяин и работник», пьесы «Плоды
просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп» и множе-
ство статей.
В ночь на 23 июля немецкие фашисты выбросили на
толстовскую усадьбу пачками 34 зажигательных бомбы.
Запылали в саду сложенные дрова, загорелась трава,
затлела занавеска в самом доме. Старый, сухой, дере-
вянный, он, конечно, сгорел бы, как свеча, и челове-
чество лишилось бы с ним одного из своих замечатель-
ных культурных памятников, если б не пятеро людей,
дежуривших в ту ночь.
Это была ночь труда и самопожертвования... Но вот
пришел розовый московский рассвет, прозвучал отбой.
Тихо качались в небе, как далёкие корабли в море, аэро-
статы заграждения... В саду Льва Толстого дотлевали за-
пущенные головешки. Все было цело - усадьба не по-
страдала. Закопченные дымом, с кровью на лице и ру-
ках от царапин и ожогов, переглянулись счастливые пять
человек... Нет больше радости, как отстоять на посту
народную ценность!
(По М. Ш а г и н я н)

Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

Карточка 1

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся пять станций убежало назад.

    В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

    Запомните

    Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

    Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

    Кукушка закуковала пора сеять лен.

    Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

    Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

    На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

    Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

    Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

    Хорошенько запомните

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

    Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

    Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

    Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.

Ключи

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

: причина

, последов

- быстрая смена событ

- противоп

- быстрая смена соб.

- следствие

: дополняет, изъясняет

; осложнено

- следствие

, перечисл

; осложн

, одноврем событий

- быстрая смена событ

: пояснение

: причина

- условие

: причина

- следствие

- следствие

- условие

: изъяснен

: изъяснен

- быстрая смена соб.

- следствие

; осложн.д.о

- следствие

, перечисл

: причина

: изъяснен

: изъяснен

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 1

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    (одновременность событий)

    (осложнено прич. Об.)

    Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

    Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

    Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

    Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

    Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

    Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

    Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)

    На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

    Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

    Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)

    Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

    Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

    Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)