Золотоордынский город хаджи тархан и его округа гузейров ришат арифуллович. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни

Велимир Хлебников Творения, М., 1986 Оригинал здесь -- http://www.rvb.ru/hlebnikov/tekst/02poemy/204.htm ХАДЖИ-ТАРХАН Где Волга прянула стрелою На хохот моря молодого, Гора Богдо своей чертою Темнеет взору рыболова. Слово песни кочевое Слуху путника расскажет: Был уронен холм живой, Уронил его святой, -- Холм, один пронзивший пажить! А имя, что носит святой, Давно уже краем забыто. Высокий и синий, боками крутой, Приют соколиного мыта! Стоит он, синея травой, Над прадедов славой курган. И подвиг его, и доныне живой, Пропел кочевник-мальчуган. И псов голодающих вторит ей вой. Как скатерть желтая, был гол От бури синей сирый край. По ней верблюд, качаясь, шел И стрепетов пожары стай. Стоит верблюд, сутул и длинен, Космат, с чернеющим хохлом. Здесь люда нет, здесь край пустынен, Трепещут ястребы крылом. Темнеет степь; вдали хурул Чернеет темной своей кровлей, И город спит, и мир заснул, Устав разгулом и торговлей. Как веет миром и язычеством От этих дремлющих степей, Божеств морских могил величеством, Будь пьяным, путник, -- пой и пей! Табун скакал, лелея гривы, Его вожак шел впереди. Летит как чайка на заливы, Волнуя снежные извивы, Уж исчезающий вдали. Ах, вечный спор горы и Магомета, Кто свят, кто чище и кто лучше. На чьем челе коран завета, Чьи брови гневны, точно тучи. Гора молчит, лаская тишь. Там только голубь сонный несся. Отсель урок: ты сам слетишь, Желая сдвинуть сон утеса. Но звук печально-горловой, Рождая ужас и покой, Несется с каждою зарей Как знак: здесь отдых, путник, стой! И на голубые минареты Присядет стриж с землей на лапах, А с ним любви к иным советы И восковых курений запах. Столбы с челом цветочным Рима В пустыне были бы красивы. Но, редкой радугой любима, Она в песке хоронит ивы. Другую жизнь узнал тот угол, Где смотрит Африкой Россия, Изгиб бровей людей где кругол, А отблеск лиц и чист и смугол, Где дышит в башнях Ассирия. Мила, мила нам пугачевщина, Казак с серьгой и темным ухом. Она знакома нам по слухам. Тогда воинственно ножовщина Боролась с немцем и треухом. Ты видишь город стройный, белый, И вид приволжского кремля? Там кровью полита земля, Там старец брошен престарелый, Набату страшному внемля. Уже не реют кумачи Над синей влагою гусей. Про смерть и гибель трубачи, Они умчались от людей. И Волги бег забыл привычку Носить разбойников суда, Священный клич "сарынь на кичку" Здесь не услышать никогда. Но вновь и вновь зеленый вал Старинной жаждой моря выпит, Кольцом осоки закрывал Рукав реки морской Египет. В святых дубравах Прометея Седые смотрятся олени. В зеркалах моря, сиротея, С селедкой плавают тюлени, Сквозь русских в Индию, в окно, Возили ружья и зерно Купца суда. Теперь их нет. А внуку враг и божий свет. Лик его помню суровый и бритый, Стада ладей пастуха. Умер уж он; его скрыли уж плиты, Итоги из камня, и грез, и греха. Помню я свет отсыревшей божницы, Там жабы печально резвились! И надпись столетий в камней плащанице! Смущенный, наружу я вышел и вылез, А ласточки бешено в воздухе вились У усыпальницы -- предков гробницы. Чалмы зеленые толпой Здесь бродят в праздник мусульман, Чтоб предсказал клинок скупой Коней отмщенья водопой И месть гяуру (радость ран), Казани страж -- игла Сумбеки, Там лились слез и крови реки. Там голубь, теменем курчав, Своих друзей опередил И падал на землю стремглав, Полет на облаке чертил. И, отражен спокойным тазом, Давал ума досугу разум. Мечеть и храм несет низина И видит скорбь в уделе нашем Красив и дик, зов муэдзина Зовет народы к новым кашам. С булыжником там белена На площади ясной дружила, И башнями стройно стена И город и холм окружила. И туча стрел неслась не раз. Невест восстанье было раз. Чу! Слышен плач, и стан княжны На руках гнется лиходея. Соседи радостью полны, И под водою блещет шея. И помнит точно летописец Сии труды на радость злобы, И гибель многих вольных тысяч, И быстро скованные гробы. Настала красная пора В низовьях мчащегося Ра. Война и меч, вы часто только мяч Лаптою занятых морей, И волжская воля, ты отрок удач, Бросая на север мяч гнева полей. "Нас переженят на немках, клянусь!" Восток надел венок из зарев, За честь свою восстала Русь. И, тройку рек копьем ударя, Стоял соперник государя. Заметим кратко: Ломоносов Был послан морем Ледовитым, Спасти рожден великороссов Быть родом, разумом забытым. Но что ж! Забыв его венок, Кричим гурьбой: "Падам до ног". И в звуках имени Хвалынского Живет доныне смерть Волынского. И скорбь безглавых похорон Таится в песни тех сторон. Ты видишь степь: скрипит телега, Песня лебедя слышна, И живая смерть Олега Вещей юности страшна. С косой двойною бог скота, Кого стада вскормили травы, Стоит печально. Все тщета! Куда ушли столетья славы? Будь неподвижною, севера ось, Как остов небесного судна. В бурю родились, плывем на авось, Смотрим загадочно, грозно и чудно. И светел нам лик в небе брошенных писем, Любим мы ужас, вой смерча и грех. Как знамя мы молодость в бурю возвысим, Рукой огневою начертим мы смех. Ах, мусульмане те же русские, И русским может быть ислам. Милы глаза, немного узкие, Как чуть открытый ставень рам. Что делать мне, мой грешный рот? Уж вы не те, уж я не тот! Казак сдувал с меча пылинку, На лезвие меча дыша, И на убогую былинку Молилась Индии душа. Когда осаждался тот город рекой, Он с нею боролся мешками с мукой. Запрятав в брови взоры синие, Исполнен спеси и уныния, Верблюд, угрюм, неразговорчив, Стоит, надсмешкой губы скорчив. И, как пустые рукавицы, Хохлы горба его свисают, С деньгой серебряной девица Его за повод потрясает. Как много просьб к друзьям встревоженным В глазах, торгующих мороженым! Прекрасен в рубищах их вырез. Но здесь когда-то был Озирис. Тот город, он море стерег! И впрямь, он был моря столицей. На Ассирию башен намек, Околицы с сельской станицей. И к белым и ясным ночным облакам Высокий и белый возносится храм С качнувшейся чуть колокольней. Он звал быть земное довольней. В стволах садов, где зреет лох, Слова любви скрывает мох. Над одинокою гусяной Широкий парус, трепеща, Наполнен свежею моряной, Везет груз воблы и леща. Водой тот город окружен, И в нем имеют общих жен. 1913

ПРИТМЕЧАНИЯ

Трое, с. 46; перепеч. I, 115. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Поэма посвящена истории Нижне-Волжского края и Астрахани; см. Парнис 1976 и ЛО 1980; Вроон 1981. 1. Хаджи-Тархан -- старинное название Астрахани (XIII -- XIV вв.) согласно легенде, означает: святой или паломник, побывавший в Мекке (хаджи) и даровавший свободу (тархан) своему рабу. 2. Богдо (калм. "святой") -- на левом берегу Волги, у оз. Баскунчак, находятся Большая и Малая Богдо. В 1883--1885 гг. отец поэта, В. А. Хлебников, был смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переведен в Калмыцкую степь попечителем Малодербетовского улуса (см. 274 -- 277). 3. Слово песни кочевое и сл. -- калмыцкая легенда о горе Богдо: двое святых переносили гору, освященную далай-ламой, с берегов реки Урал на Волгу, один из них, поддавшись греховной мысли, нарушил запрет и был раздавлен горой, оросившейся его кровью, отчего один ее склон -- всегда красный. 4. Мыт -- линька птиц. 5. Хурул -- ламаистский монастырь. 6. Пой и пей -- восходит к строке: "Захарьин! Пей и пой" из стих. "Желание зимы" Г. Державина, в к-ром упомянут "астраханский" кабак; см. также примеч. 199. 7. Смотрит Африкой Россия и сл.-- средневековые путешественники-арабы сравнивали Волгу (Итиль) с Нилом. 8. Ассирия -- Хл. сопоставляет с древней ассирийской культурой башни астраханского кремля и Белый город, к-рый в ХVI -- XVII вв. был окружен зубчатыми стенами с башнями. 9. Там старец брошен престарелый -- противник Разина астраханский митрополит Иосиф (1597 -- 1671) после пыток был сброшен с Раската в кремле. 10. "Сарынь на кичку!" -- клич "Бурлаки, на нос судна!"; Хл. сближает сарынь и сарыча (ястребиного): "коршун на голову, так разбойники обрушивались на суда" (НП, 331). Ср. раннее стих. В. Каменского "Сарынь на кичку", посвящ. Хл. 11. В Индию, в окно -- в XVII -- XVIII вв. в Астрахани находилась индийская торговая колония с подворьем. Ср. в неизд. декларации Хл. "Индорусский союз": "В Астрахани, соединяющей три мира -- арийский, индийский и каспийский, треугольнике Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз" (ЦГАЛИ). 12. Купца суда и Надпись столетий в камней плащанице и сл.-- дед поэта, купец А. И. Хлебников (1801 -- 1871), захоронен в семейной усыпальнице на городском кладбище. 13. Чалмы зеленые -- головные уборы этого цвета носят сейиды, потомки Магомета; ср. стих. 142. В Астрахани рядом с православным кладбищем находилось мусульманское. 14. Игла Сумбеки -- башня Сумбеки (Сююмбеки), с к-рой связано много легенд, названа по имени казанской ханши. 15. И отражен спокойным тазом -- на голубятне устанавливался таз с водой, отражающий, как в зеркале, полет голубя в небе. 16. Холм окружила -- Астрахань основана на Заячьем, или Долгом, холме. 17. Невест восстанье и За честь свою восстала Русь -- "свадебный бунт", восстание стрельцов в 1705 г., вызванное реформами Петра I и слухами, что русских девушек будут выдавать замуж за "немцев". 18. Ра -- Волга, см. примеч. 145. 19. "Падам до ног" (польск.) -- "честь имею кланяться"; здесь в букв. знач.: "падать к ногам". 20. Хвалынское -- летописное название Каспийского моря, в ранней ред. "звездного языка", одно из значений звука-буквы Ха -- смерть. 21. Волынский А. П. (1689 -- 1740) -- гос. деятель при Петре I, первый губернатор Астрахани (с 1719 г.), боролся с Бироном и иностранным влиянием, казнен. 22. Живая смерть Олега -- т. е. змея, образ, восходящий к "Песни о вещем Олеге" Пушкина. 23. Он с нею боролся мешками с мукой -- дядя поэта, Л. А. Хлебников, уговорил купцов пожертвовать мешки с мукой для спасения города от наводнения, за что был удостоен звания почетного гражданина Астрахани. 24. Храм, с... колокольней -- Успенский собор (нач. ХVIII в.) на территории Астраханского кремля и главные Пречистенские ворота с надстроенной колокольней (кон. XIX -- нач. XX вв.). 25. Лох -- дикая маслина. 26. Гусяна (обл.) -- крытая баржа под парусом. 27. И в нем имеют общих жен -- восточные купцы (индийцы, персы), проживавшие многие годы в Астрахани в ХVI -- XVIII вв., вступали во временные браки с местными женщинами.

Xacitarxan, Хаҗитархан ) - средневековый город Золотой Орды , располагавшийся в устье Волги . Известен так же под названием Астархан .

Город возник примерно в начале XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Впервые документально город упомянут арабским путешественником в 1333 годe под именем Хаджи-Тархан (где Хаджи , судя по всему - титул правителя города, а Тархан - грамота).

Немного позже флорентийский купец Франческо Пелаготти в своих записках о путешествии в Сарай-Бату называет город находящийся в устье Волги - Астархан. А побывавший в XIV веке в городе венецианец Амвросий Контарини по своему услышал его название и пишет уже об Астрахани.

«Город Астрахань принадлежит трем братьям; они сыновья родного брата главного хана (Ахмеда), правящего в настоящее время татарами, которые живут в степях Черкесии и около Таны. Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани , но летом они поступают так же, как и остальные татары Правитель Астрахани, по имени Касим-хан…»

Происхождение названия города Ас-Тархан связывают с основателями города - сарматским племенем асов . Согласно этой версии, Асы, за боевые заслуги получили от Батыя (Бату-хана) грамоту - тархан , дававшую значительные привилегии (вольности) городу Асов. А появление второго наименования города Хаджи-Тархан связывается с именем святого паломника из Мекки поселившегося в городе. Кроме того существуют и несколько поэтических легенд о возникновении города связанных с любимой дочерью хана - Астрой , и даже с городом царя-дракона - Аджидаара .

Находясь на пересечении торговых путей город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . Основным строительным материалом был камыш и глина. Основной ремесленной сферой: гончарное, кузнечное и медное производство.

В 1547 году город был захвачен крымским ханом Сахибом I Гиреем . Хан Дервиш-Али был вынужден бежать к своему союзнику Ивану Грозному. В 1554 году Иван Грозный практически без боя захватил город и посадил на престол своего данника Дервиш-Али. В результате предательства Дервиш-Али в

Примечания

1 В кн.: Хлебников В. Собрание произведений. Т. 1. Л . 1928. С. 313.
2 В кн.: Хлебников В. Избранные стихотворения. М . 1936. С. 481-482; Хлебников В. Стихотворения и поэмы. Л. 1960. С. 383. В.А. Никонов в «Кратком топонимическом словаре» (М . 1966. С. 34) дает иные старинные формы названия Астрахани, „сохранившиеся в средневековой письменности”: ‘Адъяж-Тархань’ и ‘Хаджи-Тархань’. Одну из них, как видим, почти точно повторяет название поэмы Хлебникова.
3 Парнис А. В. Хлебников в революционном Гиляне. (Новые материалы) // Народы Азии и Африки. 1967. № 5. С. 164.
4 В современных тюркоязычных литературах слово ‘тархан’ (‘тархон’) употребляется как архаичное именно в этом смысле. См.: Краткий словарь к произведениям узбекской классической литературы. Ташкент. 1953. С. 331. См. также: Краткий топонимический словарь, с. 34.
5 Святополк-Мирский Д. Годовщины. Париж: Версты . 1928. № 3. С. 146.
6 Изборник, с. 199.
7 Там же, с. 201, 203.
8 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VIII. Спб . 1852. С. 230, 231.
9 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. Т. 6. М . 1963. С. 483.
10 Согласно современным данным, „Тмуторокань находилась в районе нынешней Тамани, на северном берегу Черного моря” (Изборник, с. 718). Таким образом, более верна догадка Карамзина, полагавшего, что ассоциация “Астрахань — Тмуторокань” основывалась „на сходстве имени”.
11 Подробнее об этом — ниже.
12 Лощиц Ю., Турбин В. Указ. ст., с. 151.
13 При делении России на губернии Астрахань вошла в состав Казанской губернии (1708); Астрахань и Казань составляли в глазах современников и историков некое единство. Так, у С.М. Соловьева: „Приобретение Казани и Астрахани должно было усилить торговлю с Востоком” (История России с древнейших времен. Кн. IV. Т. 7. С. 50). Именно с этой точки зрения “объединяет” их Хлебников.
14 Пушкин А.С. Т. IV. С. 274.
15 Там же, с. 275.
16 Там же, с. 277.
17 Там же, т. III, с. 76.
18 Дульский П. Памятники казанской старины. Казань . 1914. С. 20.
19 Пушкин А.С. Т. IV. С. 275.
20 Там же, с. 274.
21 Там же, с. 276.
22 Там же, с. 275.
23 Там же, с. 274.
24 Там же, с 275.
25 Там же, с. 274.
26 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. С. 470.
27 Там же, с. 129.
28 Там же, т. X. с. 66-67.
29 Пушкин А.С. Т. IV. С. 274.
30 Там же.
31 Xлебников В. Неизданные произведения, с. 366. Ср. с поздними аналогичными высказываниями: Астрахань разлюбил (1914) (V, 303); Это только хитрый торгашеский город (1915); Теперь ‹я› в проклинаемом мною городе моих великих? предков (т.е. Астрахани) (1917) — Неизданные произведения, с. 379, 383.
32 Пушкин А.С. Т. III. С. 259.
33 Пушкин А.С. Т. IV. С. 184.
34 М. Фасмер в своем «Русском этимологическом словаре» относит это древнее название Волги к записям Птолемея. См.: Vasmer M . Russisches Etymologisches Worterbuch. Bd. I. Heidelberg , 1953, S. 217.
35 Мотив сходства еще более отчетливо звучал в зачеркнутом варианте стиха: Конец реки — второй Египет. ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 3.
36 Ср. в более позднем «Азы из Узы» (1920): И африканский зной в стране морозов (5, 30).
37 Пушкин А.С. Т. III. С. 112.
38 Пушкин А.С. Т. V. С. 14.
39 Там же, с. 175.
40 Магия пушкинского стиля в духе „фламандской школы” и особенно стилистики «Евгения Онегина», по-видимому, сильно воздействовала на Хлебникова в пору написания «Хаджи-Тархана». Приведем отрывок, в котором последние пять стихов были зачеркнуты и не вошли в канонический текст поэмы, возможно, именно из-за своего “пушкинского” звучания:

И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей.
Мелькает юная татарка,
Проходит сонный армянин,
И сквозь окно сверкает чарка,
Пылает взгляд красавиц жарко,
‹Глаза блистают знойно, жарко›.
То вечеряет семьянин.

(ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 1. об. Без предпоследнего стиха — в примечаниях Н. Степанова // Хлебников В. Собр. произв. Т. 1. С. 313). По стилю это весьма близко к XXXV строфе 1-й главы «Онегина»: „А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик. / С кувшином охтинка спешит... / Открыты ставни...” и т.д. (Пушкин А.С. Т. V, с. 21). Еще ближе подобная поэтика «Хаджи-Тархана» к стилю «Отрывков из путешествия Онегина»: хлебниковская Астрахань приводит на память пушкинскую Одессу: „Я жил тогда в Одессе пыльной... / Там хлопотливо торг обильной / Свои подъемлет паруса... / Все блещет югом и пестреет / Разнообразностью живой... / Ходит гордый славянин, / Француз, испанец, армянин...” (там же, с. 175). Стилевое сходство подкреплено общими лексемами (“торговлей” — “торг”); приемом перечисления субъектных признаков (“купец”, “разносчик”, “славянин, француз, испанец, армянин”; “татарка”, “армянин”); динамичными глаголами движения, создающими живую человеческую панораму разнородного, разноязычного города; сходным сочетанием общего плана (Петербург, Одесса, Астрахань) с “мизансценами” детального приближения — взглядом сквозь окно (Хлебников) и „открытые ставни” (Пушкин).
Подобные стилевые тенденции автора «Хаджи-Тархана», естественно, спонтанны; однако они свидетельствуют о том, что стрелка его компаса всегда указывала на пушкинское направление художественных, а главное — общедуховных поисков Хлебникова.
41 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. III. M.; Л. 1960. С. 136.
Хотя стихотворение «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...», откуда взяты эти строки, датировано 1914 годом, цитированное четверостишие было набросано Блоком в 1911 г. (там же, с. 545), примерно, тогда же, когда создавался «Хаджи-Тархан», опубликованный в 1913 г. Таким образом, хотя поражает удивительное сходство сопоставляемых отрывков (общий ход мысли; единая образная система: нож (меч) — пылинка — образ далекой экзотической страны; озабоченность судьбами России) — ясно, что создавались они абсолютно независимо друг от друга. Тем не менее типологические корни подобного сходства несомненны. Это — одно из тех “случайных” совпадений, в которых остро выражены необходимые закономерности художественного сознания поэтов пушкинского племени — великих Протеев России.
42 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 27. С. 241.
43 Ronald Vroon. Velimir Chlebnikov’s «Chadzi-Tarchan» and the lomonosovian tradition. — Russian literature, Amsterdam , 1981, N IX, p. 116-117.
44 См.: Мушкатеров Н.В. Антифеодальные восстания в Астрахани в XVII-XVIII веках. Астрахань . 1958.
45 ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 4.
46 Якобсон Р. Новейшая русская поэма. Набросок первый. Прага . 1921. С. 28. Термин „нанизывание” впоследствии использован И. Поступальским (Новый мир. 1929. № 12. С 239), В. Марковым (The longer poem’s of Velimir Khlebnikov. — Berkeley. — Los Angeles , 1962, 220), самим Р. Врооном (Указ. соч., с. 108).
47 Мирский С. Указ. соч., с. 34.
48 Так же.
49 Там же, с. 35.
50 Там же.
51 Там же, с. 33. Тот факт, что Хлебников под немцами подразумевал именно “бироновщину”, подтверждается не только именами Ломоносова и Волынского, вводящими нас в конкретно-исторические обстоятельства послепетровской эпохи, но и образом Бирона, оставшимся в рукописном варианте поэмы, в контурах “бироновского” Петербурга: ‹...› Где стая носится ворон ‹...› Здесь вечно скорбен сам Бирон (ЦГАЛИ, ф, 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 5). В упоминавшейся статье Р. Вроона последний стих прочтен неточно, что приводит к бессмыслице: “Здесь вечно скорбен слог Бирон” (Указ. соч., с. 120).
52 „‹...›У нас было свое особое предназначение. Это Россия, ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру ‹...›” (Пушкин А.С. Т. X, с. 688 // Пер. с фр.).

В разное время и в разных исторических источниках встречаются также названия Астархан , Аждархан , Гинтархань , Цитрахань , Азторокань .

Город
Хаджи-Тархан
тат. Xacitarxan, Хаҗитархан
46°27′50″ с. ш. 47°58′11″ в. д. H G Я O L
Область Поволжье
Основан XIII век
Первое упоминание 1333
Название городища Шареный бугор

О времени возникновения и месте расположения

Город возник примерно в середине - второй половине XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Существует предположение, что время основания города относится к 1250-м годам. М. Г. Сафаргалиев полагал, что основание города произошло именно в это время, когда «правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию - ислам, и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии» . Во всяком случае, Гильом де Рубрук , который проезжал через дельту Волги в 1254 году , упоминает о существовании на западном берегу реки «Итилии» посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату Сартаку , и в котором по распоряжению хана построили церковь . Однако, на городище Хаджи-Тархана не найдено слоев XIII века и современники не упоминают Хаджи-Тархан в XIII веке. В связи с этим А.В. Пачкалов связывает появление города с началом XIV века . Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание в письменных источниках Хаджи-Тархана, осенней резиденции хана Золотой Орды , встречается в записках арабского путешественника , который посетил этот город вместе с Узбек-ханом в 1333 году .

Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани) … Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды. Потом он приказывает жителям этого края привезти несколько тысяч возов соломы, который они кладут на лёд, сплотившийся на реке. По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но при этом тонут и погибают

Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани. Анонимная карта года содержит надпись « Ажитархан» в дельте Волги. На карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани (1367), указан город Хаджи-Тархан на правобережье Волги, в уделе, занимаемом Хаджи-Черкесом , но его кочевой лагерь находился значительно выше города и обозначен на карте именем «Casade Gercasi». Город Хаджи-тархан обозначен также на карте космографа фра Мауро (1459), вместе со Старым и Новым Сараями . Флорентийский купец Франческо Пеголотти (англ.) русск. в труде 40-х гг. XIV в. «Pratica della mercatura (англ.) русск. » сообщает, что «от Джиттаркана в Сарай будет день пути по реке» .

Археология

Остатки города Хаджи-Тархана фиксируются археологически на городище «Шареный бугор » (на территории нынешнего посёлка АЦКК, в черте г. Астрахани). Остатки пригородных усадеб располагаются вдоль правого берега Волги от станции Трусово до посёлка Стрелецкое. В 1966 году , накануне строительства Астраханского целлюлозно-картонного комбината, были проведены первые серьёзные и масштабные археологические раскопки под руководством А. М. Мандельштама. Был обнаружен целый квартал жилищ - землянок, производственных сооружений - гончарных горнов и кладбище, которые находились на окраине золотоордынского города. В 1984 году в 3 км к востоку от центральной части городища астраханским археологом В. В. Плаховым был раскопан комплекс усадьбы, состоящей из центрального многокомнатного дома и четырёх землянок, существовавший в XIV - вв. Археологические разведки, проводившиеся с охранными целями в -х годах, выявили большое количество поселений-спутников Хаджи-Тархана, загородных усадеб и сельских поселений, входивших в его ближнюю округу. Однако сам город, к сожалению, на настоящий момент не сохранился - большая часть культурного слоя либо осыпалась в реку в результате размывания берега, либо была застроена при возведении АЦКК с жилым микрорайоном и посёлка Стрелецкое. В музейных коллекциях Астрахани , Москвы , Санкт-Петербурга , Саратова , Волгограда и многих других городов хранятся десятки тысяч археологических находок, обнаруженных на территории Хаджи-Тархана - это и монеты, и фрагменты керамики, и изразцы, и железные предметы - оружие и орудия труда, и многое другое .

Город в эпоху Золотой Орды

Находясь на пересечении торговых путей, город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . В XIII -XIV веках Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток - Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по двум направлениям: на юг - в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад - в Азак , где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Иосафато Барбаро особо отмечает, что все специи и шёлк поступали в XIV веке в Азак и находившуюся здесь итальянскую торговую колонию через Хаджи-Тархан. Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича. Судя по материалам раскопок, в городе были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

Город в эпоху Астраханского ханства

Хаджи-Тархан был вновь отстроен и в 1459 году стал столицей Астраханского ханства , но былого политического и экономического значения больше не приобрёл . Побывавший в XV веке в Хаджи-Тархане венецианец Амвросий Контарини пишет о явных следах упадка города; «домов там мало, и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нём ещё были хорошие здания» . Далее он пишет:

«Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом» .

Эту версию происхождения названия города пересказывали и В. Н. Татищев, и С. Г. Гмелин, услышав её от астраханских татар. Встречается эта версия и позднее - в исторических записках XIX века, будучи записанной со слов местных религиозных авторитетов .

В современной исторической науке именно данная версия считается единственной обоснованной, поскольку существует материальное свидетельство - большое количество золотоордынских монет XIV-XV веков, обнаруженных как на территории городища Шареный бугор , так и на других золотоордынских городищах, на которых чётко читается место чеканки - «город Хаджи-Тархан». Название этого золотоордынского города разные путешественники и послы огласовывали по-разному, поскольку говорили на разных языках и приспосабливали их к незнакомому звучанию. По этой причине названия Хаджи-Тархан , Гаджи-Тархань , Гинтрахань , Цытрахань , Цитархан , Аджи Дархан , Адяш Тархан , Аштар-хан , Ас-Тархан , Дастархан , Астороrань и др. - это всё названия одного и того же города.

студентка

Астраханский Государственный Технический Университет, Астрахань, Россия

научный руководитель Васильев Дмитрий Викторович

В связи с наступающим 450-летием г. Астрахани актуальным является вопрос о происхождении города: времени основания, его первоначальном местоположении и генезисе названия. Эта проблема до сих пор остается нерешенной ввиду скудости, отрывочности и противоречивости письменных источников.

Мы попытаемся дать историографический очерк по данному вопросу, для чего нам необходимо привести данные разных исторических источников, как письменных так и нумизматических и археологических, чтобы наиболее объективно осветить, различные точки зрения тех или иных исследователей данной проблемы, имеющих место в современной исторической науке.

В частности, большой интерес вызывает ряд источников XIX -XX вв, хранящихся в Государственном архиве Астраханской области. Это газетные статьи и публицистические заметки в местной прессе, отчёты об археологических «экскурсиях» членов Петровского общества исследователей Астраханского края, сведения, содержащиеся в каталогах музейных выставок и путеводителей по Нижнему Поволжью – то есть, главным образом, те сведения, которые отражают место города Хаджи-Тархан в массовом общественном сознании астраханцев в тот период, когда действительно научное изучение наследия Золотой Орды только начиналось.

В 12 км выше современной Астрахани, на правом берегу Волги, между поселками Стрелецкое и Новолесное находится урочище Шареный Бугор. Оно издавна привлекало к себе внимание местных жителей и ученых обилием находок старинных предметов, кирпича, остатков строений на поверхности земли и в обнажениях обрывов.

Традиционно на это место учеными помещается старая Астрахань, или иначе Хаджи-Тархан. Обосновывают эту традицию предания, летописи и другие исторические свидетельства. Вот, например, что говорит Е. Карнович об осаде Астрахани, крымскими татарами.

«Когда Касим – паша и Девлет-Гирей приблизились к Астрахани, то они расположили свой стан недалеко от самого города (т.е. русской Астрахани), на так называемом городище».

«По совету татар турки удержались, и атаку свою претворили в осаду и начали делать городок или шанец на том же месте, где была старая Астрахань».

Но существовала тенденция к удревнению истории Астрахани, а в частности - городища Шареный Бугор. Многие исследователи относили городищ к эпохе Хазарского каганата и помещали на этом месте его легендарную столицу – Итиль (Атель):

«Столицей хазарского царства появляется город, называющийся различно: Атель, Итиль, Этель. Развалины его открыты немного выше нынешней Астрахани, на правом берегу Волги. Интересные сведения о хазарах и их столице находятся у арабских и турецких писателей: ибн -Фадлана, ибн-Хаукаля, Масуди, Эль Идриси, Абул Феды, Хаджи Халфы, Эвлин Эфенди. В сочинениях ибн –Хальледуна и д.р. также находятся описание истоков Волги и ее населения. В XII или XIII веках появляется название Астрахани, а первое, возможно полное описание ее относится к 1473 году и принадлежит Венецианскому послу Амброзо Контарини».

Создается впечатление, будто к XIX в. люди забыли о Хаджи Тархане. Вот что писала газета «Астраханский справочный листок», №24 за 1869 г.: «Развалины находятся в верстах 10-12 выше от города Астрахани, на правом берегу реки Волги, у самой почти Рыболовной Стрелецкой ватаги. Тут нашёл и именно два города, один над другим. Обрыв Волжского берега, на котором находится замечательная древность, ясно даёт заметить это, при наглядном обозрении. Отсюда вытекает такое заключение: город Атель, известный доныне по одному только названию, и находящийся, как теперь открывается, под верхним городом Баланджаром, который был основан уже впоследствии на пепелище первого…»

Даже Петровское общество исследователей Астраханского края поддерживало эту мысль:

«Столицей Хазар был город Итиль, местонахождение которого, по разным литературным источникам, можно отнести к Шареному бугру. Этот город посещали в своё время многие арабские путешественники. Они – то и повествуют о той торговой деятельности Хазар и оригинальном строе их государства, который так интересует нас теперь».

В начале нашего века С.С. Краснодубровский уже как об общеизвестном факте говорит: «При персидском царе Хосрое Великом (532-580) в устье Волги появляется родоначальник современной Астрахани – город Балангиал. От Хосроя же обитатели южного Поволжья получили свое имя – хозар… (4) Скоро евреи из Балангиала переносят сюда свою столицу, ближе к рынкам сбыта своих товаров, город Семендер (нынешний Тарху), но оттуда их вытесняют арабы и хатаны, их основываются в 80-х гг. 7-го столетия на Шареном бугре, положил основание городу Итиль, который впоследствии раскидывается по обоим берегам Волги».

Чтобы понять, что же представляла из себя Хазарская держава и ее столица, необходимо обратиться к Географическому труду арабского историка Идриси: «Этель есть город хазар и притом их главный город. Он состоит из двух городов, поселенных вдоль по берегу реки, который он дал свое название. Хан живет в городе на западном берегу. Купцы и народ живут в городе на восточном берегу. Длина города Этель почти около трех миль

Хазары суть христиане, мусульмане и язычники; из них ни один не беспокоит другого из-за религии. Река Этель, которая течет: «из восточной страны выходит из округа Хархир». (2)

«За 1000 лет до нас низовье Волги представляется оживленным торговыми и другими международными сношениями, а на Шареном бугре сосредотачивается придворная жизнь.

Итиль разрушен Святославом в 969 году, и Хазарская держава пала. Но не это делает бугор таким замечательным пунктом для археолога. Древняя татарская Астрахань, раньше присоединенная к России, находилась на этом же месте, до перенесения ее на луговую сторону. Название бугра «Шареный» или «Жареный» - позднейшее. В древности бугор этот назывался просто «старым городищем». В 60-х годах астраханский губернский землемер и бывший редактор «Астраханского справочного листа» А.П. Архипов посетил Шареный бугор, предоставил очевидное доказательство того, что на бугре погребены остатки двух городов. Следы остатков в береговом обрыве двух городищ были явственны, Архипов тогда решил, несмотря на найденные им в верхнем слое монеты золотоордынской чеканки, что нижний пласт бугра, обнаживший следы древнего города Итиль, а верхний – Беленджер, то есть тоже хазарский город.

Но секретарь археологического общества В.Т. Тизингаузен (12) кстати внес поправку к поспешным заключениям А.П. Архипова, уверив, что верхний город «древнейшая Астрахань» (5).

Так сформировался нейтральный вариант – в нижнем слое городища Шареный бугор находится Итиль, а в верхнем слое – Хаджи–Тархан, феноменальный многослойный памятник. Наиболее кратко сформировал эту идею Бирюков в «Истории Астраханского края»: «Астрахань возникла на развалинах древнего хазарского Итиля». (6)

Но все же археологические данные не оправдывают желания видеть Итиль на месте Хаджи-Тархана, которое витало над исследователями в XIX веке.

Г. Федоров-Давыдов в работе «Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья» так определил общие особенности градостроительство в Золотой Орде:

«Золотоордынские города нижнего Поволжья представляют интереснейший исторический феномен. Они возникли на «пустом месте» (нигде не обнаружено подстилающего предмонгольского слоя), там, где не было традиций длительной оседлости, они развивались в быстрые сроки благодаря градостроительной деятельности золотоордынских ханов, поддерживались их политикой и, как только центральная власть стала терять силы, пришли в упадок». (6)

Существует множество легенд насчет основания Астрахани и ее названия. Одна из них говорит, будто жил некий Аши, который за ряд «подвигов» получил от своего господина свободу и стал называться Аши-Тархан . В низовьях Волги он закладывает свой город и государство, получающее название по его имени. Впоследствии хан Джанибек на месте восприятия ханом Узбеком магометанства воздвигает каменную крепость и называет ее Гаджи- Тархан. Жители же по привычке продолжают называть свой город Аши-Тархан. После захвата города Иваном Грозным, он, по русской особенности смягчать слова, получает название Астрахань. (5)

Ф.П. Зыков придерживается иной точки зрения, согласно которой в Прикаспийском крае обитали асы, народ, основная деятельность которых была торговля. Торговля же требует свободы и покровительства, вследствие чего они получили некоторые привилегии и начали называться тарханами, то есть привилегированными, свободными, торговыми асами, образовалось сложное слово Ас-Тархан. «Из этого следует, что первоначально под словом Ас-Тархан разумелись не местность, не город, и даже не деревня, даже не квартал и не улица, а сословие мастеровых, промышленников, торговцев… Города собственно с именем Астрахань до присоединения низов Волги к России не существовало; под нарицательным словом Астрахань разумелись все вообще города, образовавшиеся в царстве Батыя и ассов, смешавшиеся с руссами и другими вольными племенами». (7)

Такое мнение не подтверждается никем из историков, даже опровергается анонимной картой 1351 года, на которой в дельте Волги помещается Хаджи-Тархан (в транскрипции Ажи-Тархан), а также данными нумизматики – на многих золотоордынских монетах стоит название места чеканки – Хаджи-Тархан. (8)

М. Рыбушкин в статье «О начале Астрахани» высказывает идею, что Астрахань или Цитархань образуется в конце XIII века «неподалеку от бывшего Балангиара, выше современного города на 8 верст, где сейчас находится Шареный бугор». (9)

Есть ещё одна легенда об основании города и наименовании его. О том же говорит и С.К.Круковская:

«Татары основали в низовьях Волги свои татарские городки и между ними древнюю Астрахань, которая называлась Хазитарханью, Аштарханью, Аджитарханью, Цитарханью.

В 8 верстах от Астрахани на так называемом Шареном или Жареном бугре сохранились остатки сгоревшего кочевья и осколки битой посуды, угли, монеты. Предполагают, что это старая, прежняя Астрахань». (10)

Данные письменных источников скудны и носят отрывочный характер. Золотоордынских письменных источников не сохранилось. Наиболее подробный рассказ оставил известный арабский путешественник Ибн Баттута, лично побывавший в Поволжье и посетивший Хаджи-Тархан в 1333 году, оставил благоприятные впечатления о городе, он записал также объяснения названия города, на которое ссылаются все авторы, писавшие позднее о нем.

«Когда праздник кончился, то мы отправились в путь с султаном и со ставкой и прибыли к городу Хаджи-Тархану. «Тархан» значит у них место, изъятое от платежей, …город этот получил название от тюркского «хаджи» (паломник) – одного из благочистивцев, поселившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и стало городом с большими базарами». (2)

Изданный в 1941 году второй том «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.Г. Тизенгаузена составили извлечения из сочинений персидских авторов, подробно осветивших войну Тимура с Тохтамышем в последнее десятилетие XIV века, которая коснулась и Хаджи-Тархана и привела к гибели золотоордынское государство. (12)

Тимур подошел к Хаджи-Тархану суровой зимой 1395 года. Город готовился к обороне. Со степи высокие стены хорошо его защищали, а со стороны Волги зимой прибрежная полоса делалась самым уязвимым местом; жители из кусков толстого люда, заливая их водой, построили мощную стену, но трусливые правители решили сдаться Тимуру без сопротивления. Тимур отдал город войскам на разграбление, затем поджег его и разрушил. Никогда еще войско Тимура не было так нагружено добром, как в зиму 1396 года, (12) после чего Хаджи-Тархан, по словам Барбаро, представлял собой «почти разрушенный городишко». (2)

Хаджи-Тархан смог вырасти даже после такого разорения. Но уже никогда не возродился в прежнем виде. Жизнь теплилась на окраинах, роскошные дворцы в центре зарастали и разрушались.

После распада Большой Орды Ахмата образовалось Астраханское ханство со столицей в Хаджи-Тархане (Астрахани).

Когда Амброджио Контарини – посол «Светлейшей Венецианской республики», в 1476 году, проехал мимо этих мест, он заметил город, лежащий на берегу Волги, не очень обширный и окруженный низкой стеной; «дома же в нём почти все мазанные, хотя кое-где видны ещё свежие остатки больших зданий, разрушенных, вероятно, в недалёком времени. Говорят, что прежде Цитрахань была значительным торговым местом и что сюда привозились все товары, отправляемые из Венеции через Тану». (1)

Понятно, что такое ослабленное государство, каким было в то время Астраханское ханство, быстро было втянуто в сферу интересов молодого растущего Московского государства, и в 1556-58 г.г. произошло присоединение Астраханского ханства к России. Новый русский город был построен не на старом месте, а на бугре Заячьем, на левом берегу Волги. Первый кремль был деревянным, выстроен из местного леса, укреплён земляным валами. Первые укрепления, по словам современников, имели довольно неприглядный вид. Начиналась история нового города. А старый город тем временем пришёл в запустение.

Большую работу в области изучения памятников старины и городов Золотой Орды в Нижнем Поволжье проводил Василий Никитич Татищев, назначенный в 1741 году губернатором Астраханского края. Его письма, как считают В.Л. Егоров и А.И. Юхт, «являются первым в русской историографии описанием остатков городов Золотой Орды в Нижнем Поволжье»(9). В них приводятся сведения о крупном районе градостроительной культуры, который находился в низовьях Волги и Ахтубы, где «с двадцать верст видимо, что было каменное укрепление» (9), возможно, центром этого района, предполагают авторы, был город Хаджитархан, остатки которого сейчас полностью уничтожены Волгой. (9)

В течении долгого времени городищем интересовались лишь местные жители, добывавшие там селитру, и лишь с XIX в. начались археологические исследования на бугре.

«Невообразимое множество костей человеческих и костей различных животных, множество обломков различной домашней утвари видны повсюду на береговом обрыве стены». (3) Вот сообщение И.А.Житецкого, действительного члена (12) Петровского Общества исследователей Астраханского края:

«Версты 2-3 выше Астрахани, на волге, против истока Болды правый берег принимает волнообразный вид. На вершине первого из частых холмов – волн находится поселение Калмыцкий Базар, затем не той же волне расположено селение Хохлацкое, за которым следуют один за другим 3 бугра: последних общее название «Шареные» (или «Жареные»?)… Волга, несколько выше крайнего, 3-го бугра, делает изгиб с юго-востока на юго-запад и потому течение, бьющее здесь постоянно с берега, размывает во время половодья холмы, производит ежегодные обвалы и постепенно из года в год обнажает все новые и новые остатки старины, скрытые в грунте Шареных бугров». (17)

В полном собрании учёных путешествий по России, изданном в 1824 г. говорится:

«Шареный бугор, по-татарски Каюк-Кыла, по-калмыцки, от испорченного татарского слова, Кухяла (сгоревший город) против так называемого длинного острова, в 10 верстах выше Астрахани, есть ничто иное, как развалины, или лучше сказать, следы бывшего татарского города, который по преданию, был местом пребывания хана Ямгурчея, а по сказаниям других – местом старой Астрахани, перевезённой отсюда на остров Волги…» (13)

Есть таблица вещей с «Жареных бугров», находящихся близ Астрахани, представленная в 1892 г. на выставке древностей императорской археологической комиссии на воззрение Государя Императора:

«Наиболее интересный предмет – медная стрелка (такие употреблялись в низовьях Волги, по-видимому, и в довольно (14) позднее время), а наиболее старый – крупная тёмно-коричневая буса с чёрными глазками».

В 1872 году было учреждено Петровское общество исследователей Астраханского края было учреждено в Астрахани, по Уставу которого предусматривалось всестороннее изучение родного края. В 1887 году появилась историко-этнографическая секция, члены которой составили программу для собирания археологических, этнографических сведений по Астраханскому краю. К этому можно отнести начало археологических исследований на Шареном бугре, где располагались следы Хаджитархана. (2)

По ходатайству Петровского общества Российская археологическая комиссия командировала в 1893 году А.А. Спицына в окрестности Астрахани, который обследовал на Шареном бугре следы золотоордынского города, тянувшегося по берегу Волги «полосою до 70 сажен ширины» и нашел характерные для Золотой Орды вещи и монеты. (4)

Помимо этого «на Шареном бугре редко попадаются золотоордынские золотые и серебряные монеты, отыскиваются различные домашние украшения, карнизы, изразцы с красками и позолотой, надгробные камни (5) с надписями, металлические сосуды, военные доспехи, кольца, браслеты».

Археологические разведки на Шареном бугре проводились в 1935 г. Усачёвым:

«Обнаружена круглой конфигурации, хорошей каменной кладки и с облицовкой алебастром и отчасти цветной плиточной керамикой, казённая постройка, - видимо, общественного или хозяйственного назначения, с идущим к ней с нескольких сторон каменными сводчатыми ходами». (19)

В исследовании В.Л. Егорова «Историческая география Золотой Орды XIII -XIV вв.» приводятся данные о более чем ста золотоордынских городах, и упоминается Хаджитархан, находящийся на правом берегу Волги на Шареном бугре, причем совершенно верно утверждается, что «в настоящее время городище почти полностью смыто Волгой» (9). Проведенные во второй половине XX вв. археологические раскопки на оставшихся незастроенных участках этого городища, подтвердили и дополнили данные письменных источников. (2)

Итак, мы попытались представить панораму мнений о городище Хаджи-Тархан на основе архивных данных конца XIX - начала XX вв., в тот период, когда изучение памятника только начиналось, а также отразить ряд легенд, связанных с происхождением названия города.

Список использованной литературы.

1. Астраханский сборник, издаваемый Петровским Обществом Исследователей Астраханского края

2. Шнайдштейн Е.В. Хаджитархан (источники)//Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та,2001.С. 77-78.

3. Астраханский справочный листок №24, 1869 г. «Известие о развалинах древних городов Ателя и Баланджара»

4. Астрахань в кармане. 1925 г.

6. Фёдоров-Давыдов Г.А. «Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья»

7. Астрахань и Астраханский край. Сборник I 1924 г. Астраханское царство или союз свободных годов. Ф.П. Зыков

8. В.Л. Егоров. Историческая география Золотой Орды, в XIII – XIV в.в.

9. Рыбушкин М. «Записки по Астрахани». 1912 г.

10. Круковская С.К. «Астраханский край» 1904 г.

11. Тизенгаузен В.Г. «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды». 1941 г.

12. Известия Общества Археологии, истории и этнографии при императорском казённом университете» Том. X вып. 4, 1892 г.

13. «Полное собрание ученых путешествий по России», 1824 г., т. 6.

14. Выставка древностей, представляемой Императорской Археологической Комиссией на воззрение Государя Императора. 1893 г.

15. Археологические известия и заметки. № 7-8, 1893 г.