Биологическая теория эмоций анохина статья. Эмоции (П

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

"Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

Эмоции

Эмоции (франц. emotion , от лат. emovere - возбуждать, волновать) - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социаль­ного жизнеощущения. <.. .>

Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции пред­ставляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают ярко выраженный " субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в; ! процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утон­ченные эмоциональные состояния человека, если бы они не по- i служили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим" g состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом?! полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкрет­ный механизм ответной реакции организма. Именно это свой­ство организма - определять благодаря эмоции качество воз­действия с помощью самого древнего и универсального крите­рия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмо­циям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воз­действий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знамена­телю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональ­ном состоянии, можно видеть на примере простой болевой эмо­ции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает край­не тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие сред­ства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исклю­чительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях много­численные движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организ­му воздержаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо дру­гих критериев, например степени натяжения мышцы, угла от­клонения в суставе и т. д., как сразу же станут ясными все со­вершенство универсального характера эмоциональных состоя­ний и крайняя выгодность их в приспособительном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (на­пример, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т. д.), а на основе именно того «общего знамена­теля», который выражается эмоциональным состоянием: «боль­но», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребно­стям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный то­нус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и фи­зиологами, демонстрируют некоторый единый план в архитекту­ре живого организма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционируются или отвергаются на основании одного и того же принципа - принципа их соответствия сфор­мировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций. ...Теории эмоциональных со­стояний отличаются одной чертой, которая и является причи­ной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эво­люции, как приспособительный фактор в жизни животного ми­ра. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полез­ных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состоя­ния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни по­явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследствен­ностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощуще­ний в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека, в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют ос­нову жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы на­звать стадией формирования потребностей и основных влечений, . а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внима­тельный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов вле­чений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, созда­ющий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоцио­нальным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполне­ние какой-то функции, которая устраняет назревшую потреб­ность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с био­логической точки зрения, то надо будет признать, что эмоцио­нальные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс в его оптимальных границах и преду­преждающий разрушительный характер недостатка или избыт­ка каких-либо факторов жизни данного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребно­сти человека не является только простым устранением этой потребности, имеющей тягостный характер. Как правило, удов­летворение, устраняя потребность, сопровождается самостоя­тельным подчеркнутым положительным эмоциональным пережи­ванием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкреп­ляющий фактор, который толкает организм на устранение ис­ходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конеч­ном итоге приводят к возникновению и отрицательного (по­требность), и положительного (удовлетворение) эмоционально­го состояния. И прежде всего необходимо проанализировать во­прос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетво­рение потребности создает положительное эмоциональное со­стояние.

Биологическая теория эмоций (Анохин, 1949) построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональ­ные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального со­стояния является его закрепляющее действие, как бы санкцио­нирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эф­фектом. Только в этом последнем случае формируется и ста­новится закрепляющим фактором положительная эмоция. Мож­но взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, которое человек получает при удач­ном чихательном акте. Точно так же хорошо известно и обрат­ное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях при­сущи абсолютно всем жизненно важным отправлениям живот­ного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закреп­ляющий правильность и полноту совершенного акта, его соот­ветствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, ка­шель, чихание, половой акт и т. д.)? Для ответа на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удов­летворения какой-либо потребности предшествует формирова­ние центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия - «акцептора действия» и посылка множе­ства эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг аф­ферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистри­руют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация»).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной инфор­мации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обя­зательным для каждой функции, и организм был бы немедлен­но разрушен, если бы этого механизма не существовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выпол­нении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворен­ности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результатив­ный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедше­го действия точнейшим образом отражает все компоненты по­ложительного результата и потому точно совпадает с аппара­том акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетво­рения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ве­дет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворе­ния. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эффектных воз­буждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного пери­ферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на. ; другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джемс и Ланге в своей теории уловили правильный мо­мент в развитии эмоциональных состояний, во всяком случае в появлении тех эмоциональных состояний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джемс и Ланге, естественно, не могли раскрыть тот истинный центральный ме­ханизм (совпадение с акцептором действия), который является обязательным и решающим условием для возникновения поло­жительной эмоции (Анохин, 1949).

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на центральном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конечный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном меха­низме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Мно­гие из этих эмоций, особенно болевая эмоция, не требуют по­степенного увеличения потребности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положитель­ное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в дета­лях развития различных эмоций, архитектурный план возник­новения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, воз­никшие, например, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной техни­ческой проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут t ; исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низших растительных эмоциональных состояний и кон­чая высшими социальными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая законо­мерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта закономерность - закономерность формирования ап­парата оценки результатов действия до совершения самого дей­ствия и получения его результатов - является общей для раз­личных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно, что на основе именно этой закономерности и по этой универсальной архитектуре произошло и развитие эмоцио­нальных состояний человека - от первичных примитивных ра­стительных ощущений до высших форм удовлетворения в спе­цифически человеческой деятельности.


В данной теории эмоций, эмоции рассматриваются, как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного. В это точки зрения прослеживается то, что Анохин опирался на теорию Дарвина. Данная теория рассказывает нам о том, что при возникновение потребностей возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для выполнения поставленных задач(в данном случае удовлетворения какой-либо потребности) при выполнении человек испытывает удовольствие. Если же не удается, то силы направляются на поиск иных решений.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Симонов выдвинул свою оригинальную теорию о происхождения эмоций. Он предполагает, что эмоции возникают вследствие недостатка или же избытка сведений, которые необходимы нам для удовлетворения той или иной потребности. Эмоциональное напряжение описываться как сила в потребности и дефицита прагматичной информации которые необходимы для исполнения цели. Также он вводит формулу (рис 4)

где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

Физиологические структуры эмоций

Рассмотрев теории происхождений эмоций, перейдём к рассмотрению физиологической структуре эмоций. Джейму Пейпеце удалось совершить подтвердить научное открытие о «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Эмоции по концепции Пейпеци связаны с определёнными структурами мозга. Он выделил «Круг Пейпеца» которая задаёт эмоциональное состояние нашей психики в вовлекает в эмоциональные реакции одновременно множество связанных между собой структур мозга. В «круг Пейпеца» входят такие структуры:

1. Гипоталамус

2. Передневентральное ядро таламуса

3. Поясная извилина

4. Гиппокамп

5. Мамиллярные ядра гипоталамуса

Лимбическая система взаимосвязана с новой корой большого мозга, с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу. Лобный участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи осуществляется сознательное управления, появления и проявления эмоций. Какова не была эмоция, переживаемая человеком, - сильной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.



Сравнение эмоций и чувств

В этом разделе мы сравним эмоции и чувства. Не секрет то что эмоции и чувства взаимосвязаны друг с другом, но всё же стоит упомянуть, что в эти понятие вложен разный смысл их и они не отождествлены, как это считают некоторые учёные. Для начала стоит разобраться привести понятие терминов.

Эмоции по Гамезо М.В это особый класс психических явлений, которые протекает в форме переживания и отражает отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

Чувста по Гамезо М.В это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей таких как любовь, гордость, ненависть и др.

Исследую эмоции и чувства и их соотношения учёные разделились на четыре группы:

1)Отождествляют эмоции и чувства

2)Считают эмоции одним из видов чувств

3)Определяют чувства, как родовое понятие объединяющее различные виды эмоций

Наиболее явно раздели эмоции, и чувства А.Н Леонтьев он даёт эмоциям такую характеристику они имеют ситуационный характер т.е выражают оценочное к наличной или к будущей ситуации. Чувство же носит объективный характер. Чувства есть не что иное, как устойчивое эмоциональное отношения. Так же Леонтьев отмечал, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу(например любимый нами человек может вызывать у нас в определённых ситуациях преходящею эмоцию неудовольствия, и даже гнева)

В. А. Крутецкий (1980) придерживался мнению Леоньтев и считал, что чувства- это это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. А отличаю тем эмоции это- более простое переживания которое мы ощущаем сейчас.



Р. С Немов в своих работах, что эмоции не всегда осознаются, а чувства внешне весьма заметны. По моему мнению, дело обстоит совсем иначе часто человек не может признаться в том что у него возникло чувство в отличие от эмоций, которые как переживания не могут не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

Подводя итоги о чувствах, и эмоциях я предлагаю рассмотреть мнения, Ильна Е.П. считает, что чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, которому данный человек испытывает чувство. Например во время сессии родители беспокоятся за своего ребёнка. В день экзамена родители будут испытывать чувство тревоги в случае удачной сдачи экзамена родители будут испытывать радость, в случае неудачи разочарования и даже злость. Данный пример подтверждает, что эмоции и чувства не являются одним и тем же. Так мы приходим к мнению, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет ведь одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Человек,может не проявлять снаружи эмоции тем самым,скрывая свои чувства.

Виды эмоций

В Психологии выделяют такие виды и формы эмоций:

По влиянию:

1)Стенические повышают жизнедеятельность,активны

2)Астенические подавляют жизнедеятельность,пассивны

По качеству:

1)Положительные

1.1)Радость

1.2)Гордость

1.3)Доверие

1.4)Нежность

1.5)Любовь

1.6)Симпатия

1.7)Спокойствие

1.8)Блаженство

1.9)Ликование

2)Отрицательные

2.2)Печаль

2.4)Отчаяние

2.5)Тревога

2.6)Жалость

2.8)Ненависть

3)Нейтральные(амбивалентные)

3.1)Любопытство

3.2)Изумление

3.3)Безразличие

3.4)Созерцание

3.5)Удивление

Также эмоции разделяют на:

1)Высшие связаны с удовлетворениям социальных потребностей

2)Низшие связаны с органической потребностью

2.1) Гомеостатические

2.2) Инстинктивные

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б.И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

1)Альтруистические- переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям.

2)Коммуникативные- возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями и т.д

3)Глоричные- связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности.

4)Практические- определяются успешностью или не успешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения.

5) Романтические- проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего.

6)Гностичные- связаны с потребностью в поздравительной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений.

7) Эстетические- связанные с лирическими переживаниями: потребностью в красоте, чувство изящного.

8)Гедоничные- связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знания.

9)Акизитивные- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

10)Мобилизационные- происходят от потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе.

Из списка выше можно сделать вывод, что эмоции разновидные, и каждый вид влияет на нас по-своему.

Функции эмоций

Как известно основные функции эмоций направлены на то, чтобы человек мог понимать другого человека без слов, благодаря этому ему удаётся лучше настраиваться на общение и кооперацию.Такой обмен информации происходит с помощью мимики лица, и жестов, говоря одним словом это есть невербальное общение. Рассмотрим по подробнее основные функции эмоций:

1)Функция побуждения- данная функция даёт эмоциям возможность стимулировать деятельность которая направлена на удовлетворения потребности или же наоборот притормаживать её. Эмоции направляют и контролируют поведения человека в зависимости от ситуации.Различные потребности побуждают у человека разнообразные эмоции.

2) Следообразующая функция- эта функция проявляется лишь в экстремальных ситуациях.

3) Эвристическая и предвосхищающая функция- определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

4) Синтезирующая (предвосхищающая) функция- данная функция направлена на итерацию проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, которые обеспечивают возможность структурированного и целостного отражения переживания и раздражения.

5) Экспрессивная функция- данная функция отвечает за влияния социальной среды на коммуникацию человека.

С точки зрения физиологии можно выделить такие функции эмоций:

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

1) Эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

2) Эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

3) Каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

Функции эмоций носят лишь положительный характер, так как по-другому они бы не закрепились в нашем генотипе. Несомненно, они могут и повлиять на наш организм отрицательно, но это происходит лишь при большой интенсивности и это относится к роли эмоциям. Приведу такой пример соль и витамины в умеренной дозе полезны, но если употреблять их с избытком человек может отравиться. Так собственно происходит и с эмоциями. При выполнение своих функций эмоции не «спрашивают» полезны или вредны они для человека с его точки зрения.

Глава 2 Воздействие эмоций

Информационная теория эмоций П. В. Симонова, является уточнением биологической теории эмоций П. К. Анохина. Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П.

К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность.П. В. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»: Э = f [П, (Ин – Ис), ...], где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции.В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Симонов, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты. Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. Положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели - удовлетворения потребности.

В рамках Биологической теории эмоций П. К. Анохина эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Еще по теме 21.Информационная теория Симонова. Биологическая теория эмоций Анохина.:

  1. Теория удовлетворения информационных нужд и потребностей аудитории
  2. 1.2. Семантический анализ терминов «теория» и «теория государства и права»
  3. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
  4. Заренков Николай Алексеевич. Семиотическая теория биологической жизни. - М.: КомКнига,2007. - 224 с., 2007
  5. Вопрос №20. Эмоции как направляющий механизм и основа целенаправленного поведения. Понятие, значение, типы эмоций. Вегетативный компонент эмоций. Опасность перехода отрицательных эмоций в застойную форму.

Теория эмоций Рубинштейна

Эмоция – субъективная форма существования потребности. Эмоции обладают оценочной функцией. Они также могут представлять саму потребность человеку, т.е. могут побуждать (у Леонтьева побуждает мотив). Потребности могут быть осознаны через эмоции.

С.Л.Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса. Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности. Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.

Признаки эмоций :

1) эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;

2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

С одной стороны, устанавливается взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида (ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей), а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов (захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом). В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Структура эмоционального переживания :

· Собственно аффективный компонент.

· Волевой (выражается в стремлении) компонент.

· Интеллектуальный компонент.

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1) Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности . Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2) Предметные чувства , соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3) Обобщенные чувства : чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

С.Л.Рубинштейн выделяет аффекты, страсти, чувства, настроения.

Чувство – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Свойства эмоций:

1) Предметность

2) Контагиозность (заразительность), в частости сопереживание.

3) Инерционность; не проходят сразу, какое – то время еще существуют.

4) Амбвивалентность; одновременно можно пережить противоположные эмоции.

5) Идеаторный характер. Идеация – предвосхищение. Эмоции могут оценивать и будущие события.

6) Кумулятивный характер. Накопление эмоций и последующее проявлении в действиях, словах.

7) Способность к обобщению и коммуникации (человек может рассказать о своем эмоциональном состоянии).

Теория эмоций Леонтьева

Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции и чувства.

Эмоция выполняет функцию оценки, оценивает то, на сколько человек приблизился к состоянию удовлетворения потребности. Побуждает мотив и потребность, оценивает эмоция.

Собственно эмоции – более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер – т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств (любовь к Родине, эстетические чувства и проч.).

В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненноважные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.

Эмоциональная амбивалентност ь (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов , определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Факторы, вызывающие аффект :

Угроза физическому существованию;

Угроза социальному статусу;

Угроза чему-либо, имеющему глубокий личностный смысл для субъекта.

Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению.

Теория эмоций Анохина

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эмоциональные состояния – это продукт эволюции. Эмоции всегда связаны с потребностями, а для удовлетворения потребностей необходимы действия.

Деятельность живого организма (условное разделение):

1) Стадия формирвоания потребностей и основных влечений. Сопровождается эмоциональными состояниями тягостного характера.

2) Стадия удовлетворения потребностей. Сопровождается чувством удовольствия.

Биологическая функция эмоций – эмоциональные оущщения удерживают процесс формирвоания и удовлетворения потребностей в рамках.


Похожая информация.