Ч1ир - кровная месть у чеченцев. Эта тварь оскверняет память тысяч русских солдат, десятков тысяч мирных русских, убитых чеченцами

В Эта тварь оскверняет память тысяч русских солдат,десятков тысяч мирных русских, убитых чеченцами. «По поводу статуса города — я стараюсь лично таких вопросов не решать.
Но этот вопрос мы обязательно поставим перед соответствующими
нашими структурами, в которые входят
и ветераны Великой Отечественной войны»
, — сказал Путин
на пресс-конференции по итогам саммита G20, отвечая на вопрос журналиста из Чечни.

По словам главы государства, ему очень приятно,
что чеченцы ставят вопрос о присвоении Грозному такого статуса.
«И я хочу вас за это поблагодарить» , — добавил Путин.

По его словам, вайнахи очень много сделали для победы в Великой Отечественной войне.

«И чеченцы, и ингуши много сделали для победы в Великой Отечественной войне,
вели себя исключительно мужественно,
проявили себя как храбрые воины и защитники отечества.
Это очевидный факт, этому есть многочисленные документальные
подтверждения.
Чеченцы — героический народ по менталитету,
так себя и вели, когда беда пришла в наш общий дом»,
— сказал президент.

Понятно, что здесь сейчас можно написать много возмущенного текста про то,
что вайнахи так воевали, что даже Сталин не выдержал и в ссылку их отправил,
про русский погром в Грозном, про белого коня, приготовленного вайнахами для Гитлера,
про массовое дезертирство и т.д. и т.п.
Несомненно, что в ближайшие дни в сети в красках распишут, как воевали вайнахи
(вам же достаточно прочесть это документ , там про кавказцев исчерпывающе).

Но я бы хотел поговорить не о массовом чеченском дезертирстве,
которое пытаются переписать задним числом, я бы хотел поговорить о другом.

О том, что давать звание города воинской славы (неважно, заслуженно или нет)
через 70 лет после окончания войны — безумие.
Во время войны — да, сразу после войны — да, через 20 лет после войны,
когда начинается мифотворчетство — да,
но через 70 лет, в другой стране, в другом столетии — безумие.

Хуже того, в Грозном на примере попытки интегрировать в Культ Великой Победы
чеченцев мы видим, как стирается реальная русская история и реальная воинская слава.

Два штурма. Два ада, сравнить которые можно лишь со Сталинградом
(до Грозного вермахт, к слову, так и не дошел,
в Советско-Нацистскую в Грозном вообще не было боев).
Великая, легендарная битва за президентский дворец, со штыковыми атаками,
с рукопашной, с невиданным ожесточением.
Площадь боли Минутка. Прорыв Басаева сквозь минные поля с подрывом на мине
и одноногим ковылянием дальше.
Еще живые распятые русские пленные в окнах.
Боевики, повешенные на дулах танков.
Безумные бои в полном окружении в Первую,
тяжелая артиллерия и танковые «карусели» во Вторую…
Рвы с трупами русских мирных жителей…
Мальчишки, клянущиеся в камеру, что не уедут, пока не отомстят чеченцам…

ВСЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО.

Был город воинской славы,
отважно сопротивлявшийся так и не дошедшим до него фашистам ,
а что там было после, а что в нем тысячи русских сражались и погибали
в самых ожесточенных со времен Вьетнама уличных боях — это неважно.
Русская кровь, пролитая в первой постсоветской межэтнической войне,
русская кровь, пролитая за русских, русская сила, русская ярость и русская месть,
сносящая в медвежьем остервенении целые кварталы, не значат для Путина ничего.

Это действительно город воинской славы, город русской воинской славы,
первый город, в котором русские впервые с 1922 года дрались не за идею,
не за светлое будущее, а за изуродованные трупы детей, которые они увидели накауне,
город, в котором русские отчаянно и неудержимо мстили за русский город,
первый город, увидевший русскую ЭТНИЧЕСКУЮ ненависть
(по самым скромным оценкам, в обе войны вырезали 200 000 чеченцев),
первый город, столкнувшийся со Злыми Русскими,
преданными всеми, от политиков до командиров,
но мстящими, мстящими, мстящими и не видящими ничего,
кроме всепожирающего огня, который все никак не зальет льющаяся чеченская кровь…

…это город советской воинской славы?

Нет.
Это место зарождения русского национального самосознания,
место пробуждения из тягостного сна о «дружбе народов»,
место, где чеченцам, исламистам и всей прочей сволочи на мгновение,
на чуть-чуть показали грядущее, очищенное от советской шелухи.
Показали морпеховских мальчиков с ножами,
режущих перепуганных бородатых кавказских мужиков.

И путинская попытка превратить это святое место,
где камни пропитались русским потом,
где стены погнулись от русских криков,
где дома закоптились от русской ненависти,
в место «советской воинской славы»,
в место пряничного мифа об Иване, Равшане и Магомеде,
отражающим злого Ганса, абсолютно безумна.

Он оскверняет память тысяч русских солдат, павших в чеченских войнах.
Он оскверняет память десятков тысяч мирных русских, убитых чеченцами.

Армия ему этого не простит.

А вот и давно обещанный мною пост об обычаях кровной мести (ч1ир) у нашего народа. Сразу скажу, что я, прожившая много лет не дома, могу не знать каких-то нюансов, поэтому за конструктивные дополнения буду благодарна.

О кровной мести существует большое количество мифов, которые я сейчас попытаюсь развеять. Во-первых, адаты о ч1ир часто путают с Шариатским правом. Во-вторых, кровную месть считают проявлениями какого-то беспредела, в стиле: кто-то убил моего брата, наверное, это сделал Магомед, пойду, убью брата Магомеда, и так без конца, пока оба рода не будут вырезаны.

На самом деле ч1ир - древний и очень продуманный механизм сохранения людских жизней, и это первое, что стоит понять. Убийство - тяжелейший грех, и страх кровной мести удерживает горячие головы от его совершения. Этот механизм действует до сих пор, хотя в наше время он сильно ослаб и постепенно заменяется частично Шариатом, частично волей Рамзана Кадырова.

АДАТ КРОВНОЙ МЕСТИ И ПРАВО НА ВОЗМЕЗДИЕ ПО ШАРИАТУ

Чеченцы любят говорить, что так легко и охотно приняли Ислам, потому что наши древние адаты практически во всем совпадают с Шариатом. Но это, мягко говоря, не всегда так. Отличия есть, и довольно серьезные. Поэтому, наверное, прежде чем подробно рассказывать об обычаях кровной мести, проще рассказать о том, что полагается за убийство по Шариату.

В Шариатском праве существуют три вида убийства: умышленное, неумышленное и подобное умышленному. С первыми двумя все ясно, а подобное умышленному - это когда убийца совершил с жертвой нечто, от чего обычно не умирают (допустим, ударил кулаком), а жертва умерла.
Происходит суд. Если вина установлена, хьаким (кадий) назначает наказание. Если убийство неумышленное или подобное умышленному, то это не может быть смерть - только двухмесячный пост и выкуп в пользу родственников жертвы (или прощение ими без выкупа).
При умышленном убийстве преступник либо будет убит тем же способом, каким он убил жертву (причем родственники жертвы имеют право умертвить его лично), либо он будет прощен потерпевшими - за выкуп или без выкупа. Причем для того, чтобы его убить, необходимо желание и согласие всех установленных законом наследников убитого.

Ни в одном случае по Шариату возмездие (смерть) не ожидает родственников преступника или других людей, которые непосредственно не убивали. На родственников ложится только обязанность платить выкуп. В этом главное отличие Шариатского принципа возмездия от кавказских обычаев кровной мести.

ЧТО ТАКОЕ Ч1ИР И КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ

Ч1ир - древнейший обычай, который включает в себя не только кровную месть, но и возможность прощения. Простить, когда была возможность не прощать, всегда считалось очень почетным и благородным.
Ч1ир - это практически всегда месть чеченца чеченцу, равного равному, осуществляемая с соблюдением целого кодекса неписаных правил. Обычно ее объявляют за убийство, но бывают и другие причины - чаще всего это серьезное оскорбление.

Есть и обычная месть - допустим, пьяные русские солдаты убили жену и детей чеченца. Если он сможет, он их убьет, но это не будет ч1ир.
Также не является кровной местью и вообще достойным поступком, если ты не отомстил своему кровнику самолично, а, допустим, настучал на него властям.

Согласно адату, если произошло убийство и виновник известен, собираются старейшины рода и тейпа и проводят разбирательство. Если приходят к выводу, что подозреваемый виновен в убийстве и вообще в случившемся, близкие родственники убитого получают право на кровную месть. Она вступает в силу после того, как кто-то из старейшин или дальних родственников убитого приходит в дом к родственникам убийцы и объявляет им ч1ир. Убийца и его ближайшие родственники-мужчины тут же, если не раньше, скрываются где-нибудь подальше, спасаясь от мести, иногда продавая дома и все имущество. Они могут через посредников попросить о примирении, но согласятся ли их простить - от них мало зависит.

Если подозреваемый считает себя невиновным, и прямых улик против него нет - он может поклясться на Коране, что никого не убивал. Эту клятву должны разделить с ним старики и другие уважаемые люди из его рода, иначе не поверят. Если с течением времени выяснится, что он обманул родственников, поклявшихся вместе с ним - они почти наверняка откажутся от него, и судьба его будет решена.

Кровная месть не имеет срока давности. Если чей-то кровник прятался всю жизнь, а потом умер своей смертью - отомстят его брату, сыну или внуку. Именно поэтому заиметь кровников так страшно, и это столетиями удерживает людей от совершения убийств.

УБИЙСТВО - ВСЕГДА УБИЙСТВО

Поскольку в старину у горцев обычно не было возможности провести полноценное следствие, объявить ч1ир могут за любое убийство, в том числе совершенное при самообороне или убийство вора, залезшего в твой дом. Это продиктовано тем, что не всегда можно точно узнать, действительно ли в дом залез вор или же хозяин дома заманил человека к себе и убил, выдав за вора.

Был даже ламкерст (устаревший горско-языческий адат, в наше время не применяемый), согласно которому, если человек украл коня, упал с него и убился, кровь его - на владельце коня.
На первый взгляд это чудовищная нелепость, но если подумать, становится очевидным: конокрадством обычно занимались лихие и умелые наездники, и слишком странное получается совпадение: украл чужого коня и тут же упал с него и умер. Головой ударился. И так семь раз.

В случае непредумышленного убийства (в наше время это может быть, например, ДТП или рикошет при стрельбе) виновного почти наверняка простят, но он должен заплатить пострадавшим определенную сумму, иногда - взять на содержание детей погибшего. Особым благородством считается в таких случаях простить, отказавшись от выкупа.

Но если водитель, сбивший насмерть человека, был пьян - родственники погибшего имеют полное право на кровную месть. Старейшины обязательно попытаются примирить кровников, но последнее слово - за родственниками убитого.

КТО И КОМУ ИМЕЕТ ПРАВО МСТИТЬ

Мстить имеет право только родственник жертвы. Если отомстит друг, то это будет обычным убийством. И правильно, потому что за друга можно выдать постороннего человека - например, нанятого хорошего стрелка.
Если в роду не осталось мужчин, способных отомстить, то это может сделать и женщина.

Женщинам, детям и старикам не мстят. Но за убийство женщины берут жизни двоих мужчин.

Кровная месть не означает, что убьют первого попавшегося представителя семьи убийцы. С понятием ч1ир неразрывно связано и понятие куьг бехке стаг (дословно: человек, чья рука виновна), т.е. непосредственный убийца. В старые времена разрешалось убивать только его, и до сегодняшнего дня он и является первоочередным объектом мести. После него идут его близкие родственники по мужской линии.

Почему же все-таки мстят и родственникам убийцы, а не только ему самому?

Во-первых, потому что мстит семья, род, а не государство, имеющее возможность писать запросы в Интерпол. Если бы адаты до сих пор позволяли мстить только непосредственному убийце, то этот человек уезжал бы навсегда куда-нибудь за границу, менял там имя и становился недосягаем. А родственники бы его прятали, помогали. А так - бывают случаи, когда родные братья выдают своего брата на расправу кровникам, чтобы самим не стать объектом их мести.

Во-вторых, если бы мстить можно было только самому куьг бехке - тогда некий род мог бы подговорить одного своего представителя - допустим, непутевого, бессемейного, или смертельно больного - совершить убийство влиятельного врага этого рода. Даже если убийца после этого не умер и не скрылся - родственники убитого могут посчитать, что его смерть не будет равноценной отплатой за гибель уважаемого человека, отца семейства, приносившего много добра.
В такой ситуации иногда случалось, что вместо убийцы убивали того из его родственников, чья смерть болезненнее и ощутимее для рода.

В-третьих, есть отморозки, которым жизни не жалко. Он будет грабить и убивать и в конце концов погибнет от руки кровника - а его близкие будут припеваючи жить на награбленные им деньги и смеяться над семьями жертв. Правила ч1ир лишают их такой возможности.

То есть, отомстить родственнику убийцы могут, если куьг бехке явно недосягаем, а родственники его покрывают или активно не содействуют выдаче, или же если убийца - какой-нибудь совершенно никчемный человек, а убил кого-то уважаемого (но такое случается очень редко).

Когда убивают кровника, мучить и пытать его нельзя.

Мстить за кровную месть, осуществленную по всем правилам, не положено. Но в реальной жизни такое иногда случалось и случается - если сторона, которой объявили ч1ир, не считает себя виновной.

КАК ПРОИСХОДИТ ПРИМИРЕНИЕ КРОВНИКОВ

Всякий, на ком "висит" кровная месть, пытается как-то решить эту проблему в своем поколении, чтобы не передавать ее потомкам. Естественно, он хочет получить прощение. Иногда на это уходит вся жизнь.

Старейшины (авторитетные люди, одинаково далекие от обеих сторон конфликта) выступают посредниками при переговорах, пытаются примирить кровников. Если успех достигнут, то, по старинному обычаю, конфликтующие стороны встречаются на какой-нибудь открытой местности, и ближайший родственник убитого публично бреет своего кровника. Этим он как бы говорит: если удержался от соблазна перерезать горло - значит, простил.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Во время войны слабеет действие не только законов, но и традиций. Чеченцев стравили с чеченцами - в результате кровников стало на порядок больше, а мстить стало легче. Поэтому было много случаев нарушения обычаев кровной мести - проще говоря, беспредела.

С 2010 года Рамзан Кадыров в принудительном порядке замиряет враждующих, и, если верить официальной информации, на данный момент семей, родов и тейпов, находящихся в состоянии кровной вражды, на подвластной ему территории практически не осталось.

У самого Рамзана кровников чуть ли не пол-Чечении, но отомстить ему они не могут, потому что у него слишком много власти - если надо будет, он возьмет в заложники весь род своего кровника. Но, поскольку ч1ир не имеет срока давности, а нохчи берут свою кровь рано или поздно, живется ему наверняка не очень спокойно.

Веками обычай кровной мести сохранял жизни чеченцев и наш народ в целом. Останется ли он в будущем, зависит теперь только от того, сохранится ли и сохранит ли лицо чеченский народ.

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Жители пригорода Краснодара пострадали за резкость губернатора Кубани Александра Ткачева, пообещавшего выдавливать приезжих кавказцев. С криком "Бей их всех" группа чеченцев в воскресенье избила несколько человек, включая шестилетнего мальчика. Как рассказал корреспонденту GTimes госпитализированный после драки Андрей Вавилкин, это были строители коттеджного поселка, отмечавшие свой профессиональный праздник. Впрочем, полиция и управляющий строительной компанией сегодня на сходе жителей заверили, что чеченцев там нет, а значит, и межнациональную подоплеку искать не надо.

Президент Чечни Рамзан Кадыров, оспаривая националистическое заявление своего кубанского коллеги Александра Ткачева, напомнил вчера журналистам о праве граждан России выбирать место жительства. Если же кто-то совершает преступление, он должен нести ответственность по закону, а не по национальным признакам. В идеале.

В реальности же чеченцы, которые в отличие от их лидера не ограничились словами, а отомстили краснодарцам кулаками за резкость Ткачева, могут уйти от ответственности по закону.

Полтора десятка чеченских строителей в воскресенье напали на поселок Плодородный, который входит в Кругликовский округ Краснодара. Как рассказал GTimes госпитализированный после этого с сотрясением мозга Андрей Вавилкин, он пришел к бабушке, которая сидела в беседке у магазина: "Там находилось еще трое парней и продавщица. Я сидел на столе минут пять. Вдруг прибежали эти люди, крикнули "Бей их всех" и начали нас всех избивать. С собой у них ничего не было, никакого оружия, били руками и ногами. Через минут 10 приехала скорая, милиция. Я попал в больницу, меня выписали только на следующий день".

По другим данным, у одного из нападавших был нож, который он выбросил в палисадник, а местная жительница случайно нашла.

Вавилкин уверен, что это были чеченцы. Он общался с одним из них недели за две до побоища, и тот сам говорил, что приехал из Чечни. Он и другие строители элитного коттеджного поселка "Вишневый сад" часто приходили в магазин в Плодородном и успели там примелькаться. Особой агрессии не проявляли, но вели себя вызывающе. "Допустим, могли в магазине стоять и не давать пройти, если их попросят. Такие вот они", - отмечает Андрей.

Испытывать личную неприязнь к кому-то из присутствовавших в беседке драчуны не могли, так как ни с кем знакомы в общем-то не были. Причиной нападения был алкоголь, считает Вавилкин: "До этого они выходили из магазина, пиво брали. И накануне, в субботу, у них был праздник - День строителя". По свидетельствам других очевидцев, нападавшие падали, пока шли, то ли в алкогольном, то ли в наркотическом опьянении.

На одном из интернет-сайтов появилась информация, что в драке участвовали и азербайджанцы, однако в краснодарском представительстве Всероссийского азербайджанского конгресса ее опровергли.

Жертвами распоясавшихся чеченских строителей, помимо тех шести человек, что сидели в беседке, стали шестилетний мальчик и его отец. Ребенка они сбили с велосипеда ногами. "Кричали, что перережут весь поселок, поставят всех на колени", - рассказывают местные жители.

Жители пригорода Краснодара пострадали за резкость губернатора Кубани Александра Ткачева, пообещавшего выдавливать приезжих кавказцев. С криком "Бей их всех" группа чеченцев в воскресенье избила несколько человек, включая шестилетнего мальчика. Как рассказал корреспонденту GTimes госпитализированный после драки Андрей Вавилкин, это были строители коттеджного поселка, отмечавшие свой профессиональный праздник. Впрочем, полиция и управляющий строительной компанией сегодня на сходе жителей заверили, что чеченцев там нет, а значит, и межнациональную подоплеку искать не надо.

Президент Чечни Рамзан Кадыров, оспаривая националистическое заявление своего кубанского коллеги Александра Ткачева, напомнил вчера журналистам о праве граждан России выбирать место жительства. Если же кто-то совершает преступление, он должен нести ответственность по закону, а не по национальным признакам. В идеале.

В реальности же чеченцы, которые в отличие от их лидера не ограничились словами, а отомстили краснодарцам кулаками за резкость Ткачева, могут уйти от ответственности по закону.

Полтора десятка чеченских строителей в воскресенье напали на поселок Плодородный, который входит в Кругликовский округ Краснодара. Как рассказал GTimes госпитализированный после этого с сотрясением мозга Андрей Вавилкин, он пришел к бабушке, которая сидела в беседке у магазина: "Там находилось еще трое парней и продавщица. Я сидел на столе минут пять. Вдруг прибежали эти люди, крикнули "Бей их всех" и начали нас всех избивать. С собой у них ничего не было, никакого оружия, били руками и ногами. Через минут 10 приехала скорая, милиция. Я попал в больницу, меня выписали только на следующий день".

По другим данным, у одного из нападавших был нож, который он выбросил в палисадник, а местная жительница случайно нашла.

Вавилкин уверен, что это были чеченцы. Он общался с одним из них недели за две до побоища, и тот сам говорил, что приехал из Чечни. Он и другие строители элитного коттеджного поселка "Вишневый сад" часто приходили в магазин в Плодородном и успели там примелькаться. Особой агрессии не проявляли, но вели себя вызывающе. "Допустим, могли в магазине стоять и не давать пройти, если их попросят. Такие вот они", - отмечает Андрей.

Испытывать личную неприязнь к кому-то из присутствовавших в беседке драчуны не могли, так как ни с кем знакомы в общем-то не были. Причиной нападения был алкоголь, считает Вавилкин: "До этого они выходили из магазина, пиво брали. И накануне, в субботу, у них был праздник - День строителя". По свидетельствам других очевидцев, нападавшие падали, пока шли, то ли в алкогольном, то ли в наркотическом опьянении.

На одном из интернет-сайтов появилась информация, что в драке участвовали и азербайджанцы, однако в краснодарском представительстве Всероссийского азербайджанского конгресса ее опровергли.

Жертвами распоясавшихся чеченских строителей, помимо тех шести человек, что сидели в беседке, стали шестилетний мальчик и его отец. Ребенка они сбили с велосипеда ногами. "Кричали, что перережут весь поселок, поставят всех на колени", - рассказывают местные жители.

Полицейский патруль вместо того, чтобы сразу отправиться по следам нападавших, тянул время, предлагал дождаться участкового. Тем временем второй вызванный патруль, как полагают местные жители, поехал предупредить чеченцев. "К тому моменту собралось в поселке 50 человек мужчин, которые двинулись к "Вишневому саду". По прибытии было обнаружено, что чеченцы собрали все вещи и уехали", - написал в социальной сети коренной житель поселка Андрей Игнатенко .

На домик, в котором жили чеченские строители, указали их коллеги из Средней Азии. "Рабочие из Азии - милейшие люди, всегда здороваются, ведут себя крайне корректно, - отметил Игнатенко в разговоре с корреспондентом GTimes. - Кто были вот эти люди с Кавказа, до сих пор никто не понимает. Я считаю, что правоохранительные органы должны разобраться, что они здесь на стройках вообще делали. Просто всем известно, что чеченцы не работают, по крайней строителями".

Жители были уверены, что власти постараются замолчать эту драку. И действительно, начальник отделения по взаимодействию со СМИ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Денис Клочко заверил журналистов, что в Плодородном подрались всего три человека. "Никаких сведений о массе избитых кавказцами не поступало", - заявил он.

Однако свидетелей нападения оказалось более чем достаточно, информация дошла до федеральных СМИ, ей занялись депутаты городской Думы Краснодара, и тогда уже полиции ничего не оставалось, кроме как начать расследование.