Что такое волевой акт. Структура волевого акта

ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности. Источник В. а. всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления - как объективным. В ходе В. а. человек возвышается над своими альтернативными, конкурирующими, иногда равновеликими влечениями, осмысливает их, осуществляет их селекцию. Выделяют 3 характерные черты В. а.: усиление побуждения к действию; наличие двух смыслов действия (превращение незначимого или малозначимого действия в сильно значимое; подключение этого действия к смысловой сфере личности); наличие двойной произвольности действия (по способу мотивации и по способу осуществления действия). Признаками В. а. являются сознательное подчинение сильных влечений более важным целям; подавление импульсивно возникающих в данной ситуации иных влечении и желании; отсутствие эмоционального удовольствия в процессе выполнения действия. В. а. - это готовность субъекта к той или иной конкретной деятельности и некий прообраз этой деятельности, в котором в определенной мере уже антиципирована схема предстоящей деятельности. Поэтому наличие продуманного плана действия, приложение усилий для его осуществления, повышенное внимание к действиям по реализации намеченного плана являются другим рядом важных признаков В. а. Он может быть охарактеризован как программа логически обдуманных действий, системы алгоритмов, в которых определено что, как, когда и где необходимо совершить. По своей детерминации во внутреннем плане В. а. есть итог работы ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения и пр. Поэтому воля показывает целостный характер психики, как взаимосвязь всех психических функций. При осуществлении В. а. человек обретает понимание своих способностей, необходимых для реализации намеченного, учитывает свой жизненный опыт.

В. а. всегда представляет собой целенаправленное действие человека. При его осуществлении человек контролирует ход деятельности и складывающуюся ситуацию. Поэтому В. а. - это интенциональное действие человека, он осознает сам акт интенции и себя как ее источник. В качестве своей цели В. а. всегда предполагает цель актуальную, т. е. обоснованную и конкретизированную планом деятельности, предусматривающую непосредственное осуществление цели. Цель как абстрактный идеал не может стать предметом В. а.

В. а. может быть направлен на отыскание необходимого смысла деятельности, на выполнение деятельности, на научение чему-либо. Поэтому он является эпистемологически значимым условием и предпосылкой познавательных процессов. В частности, В. а. играет важную роль в формировании личного знания, акцентируя внимание на настойчивости в поиске решения, последовательности в реализации свободы мышления. Особое значение В. а. обретает для формирования способности субъекта познания осуществлять рискованные, инновационные когнитивные операции, принимать решение об их допущении и реализовывать его. В. а. активирует образы памяти как репродуктивного механизма воспроизведении духовной реальности, сохраняющейся под порогом сознания; с него часто начинается работа воображения в творческом процессе.

В. а. удерживает объект в поле сознания субъекта в течении всего времени, необходимого для выполнения поставленной задачи; поддерживает сконцентрированное на объекте внимание человека. Длительность В. а. различна: от нескольких мгновений до нескольких лет. В. а. завершается только вместе с реализацией цели деятельности. Он может быть направлен как на объект - на внешнее препятствие, так и на субъект - на внутреннее препятствие (на преодолении ряда или одной из своих характерологических особенностей). В. а. может включаться в деятельность на любом этапе ее протекания - от начального до завершающего. С конца 30-х по 80-е гг. 20 в. в западной и отечественной психологии исследования воли практически прекратились, ввиду господства идей «деятельностного редукционизма». С утверждением трактовки человека как активного субъекта в его развитии и поведении проблема воли вновь приобрела актуальное значение.

  • - ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВОЛЕВО́Й, -ая, -ое. 1. см. воля 1. 2. Обладающий твёрдой волей1, обнаруживающий твёрдую волю1. Волевая натура. В. голос...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОЛЕВО́Й, волевая, волевое. прил. к воля в 1 знач. Волевой импульс. Волевое стремление. || То же во 2 знач. Волевой командир...

    Толковый словарь Ушакова

  • - волево́й прил. 1. соотн. с сущ. воля I 1., связанный с ним 2. Обладающий сильной волей, не отступающий перед трудностями. отт. Свойственный такому человеку. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - волев"...
  • - директ"ивно-волев"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - административно-командный,...

    Словарь синонимов

  • - стеничный, стенический, сильный, железная воля, характерный, с...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - См. volitivo...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"волевой акт" в книгах

Нарушения волевой сферы

Из книги Наркотики и яды [Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения] автора Петров Василий Иванович

Нарушения волевой сферы Активность волевого фактора в личности наркомана нарушается очень серьезно. Наркоман не имеет в жизни реальных целей, а также сил для достижения целей нереальных. Поэтому он часто попадает в конфликтные ситуации, которые вызывают в большей или

Оргазм и волевой акт

Из книги Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса автора Фратер В. Д.

Оргазм и волевой акт Используйте эту эротическую практику вступлением к ритуальному магическому волевому акту, после переходите к его подготовке. Так, например, при инвокации вы можете начинать с вызывания и декламации гимна, потом работать на достижение оргазма для

d) Чудо не есть ни волевой,

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

d) Чудо не есть ни волевой, d) Чудо не есть познавательный синтез и логическая целесообразность. Но чудо не есть также и волевой синтез, или синтез свободы и необходимости. Это – чрезвычайно важный момент во всем учении. Раз это не есть волевой синтез, то ни в каком случае

2.09, Волевой акт в любви

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

2.09, Волевой акт в любви Для того чтобы иметь возможность рассмотреть природу любви и её практические стороны с правильных позиций, важно понять, что это чувство не может быть результатом случайности и никогда не возникает спонтанно. Чтобы любовь была действительно

Волевой Акт (Volition)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Волевой Акт (Volition) Проявление воли в действии. Предполагает желание, но не сводится к желанию (всякий волевой акт есть желание, но не всякое желание есть волевой акт). «Волить» это и значит активно хотеть чего-то. Из этого следует, что мы можем желать только того, что зависит

«Волевой» подбородок

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

«Волевой» подбородок

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

«Волевой» подбородок Существует распространенное мнение, что выдающийся подбородок («волевой») является свидетельством сильной воли. Есть множество примеров, когда люди с «волевым» подбородком особой волей не отличались, и наоборот, среди тех, у кого подбородок имеет

«Волевой» подбородок

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

«Волевой» подбородок Существует распространенное мнение, что выдающийся подбородок («волевой») является свидетельством сильной воли. Есть множество примеров, когда люди с «волевым» подбородком особой волей не отличались, и наоборот, среди тех, у кого подбородок имеет

Образно-волевой настрой

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Малахов Геннадий Петрович

Образно-волевой настрой При выполнении упражнений дополнительно можно читать образно-волевой настрой. Например, следующего содержания.«Мне хорошо. С каждым днем становится лучше, лучше, лучше и лучше. Каждая клеточка моего организма омолаживается и обновляется; кровь

Волевой командир из народа

Из книги Жуков против Гальдера [Схватка военных гениев] автора Рунов Валентин Александрович

Волевой командир из народа Когда в начале лета 1939 года в Политбюро ЦК КПСС обсуждался вопрос о том, кому поручить командование советскими войсками, сосредоточенными против японцев на реке Халхин-Гол, по воспоминаниям В.М. Молотова, на некоторое время наступила пауза. В

30. Нарушения волевой сферы

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

30. Нарушения волевой сферы Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях.

Волевой процесс

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь

6.1. Что такое «волевой человек»

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной

1. Духовно-волевой потенциал

Из книги Россия: мы и мир автора Алексеев Сергей Трофимович

1. Духовно-волевой потенциал Как известно, основателей Рима, Ромула и Рема, волчица вскормила своим молоком. Волчьим, от которого они получили фермент, перестраивающий генетическую природу травоядных в хищников. В результате мифическая волчица вскормила элиту будущей

Волевой подбородок

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Волевой подбородок Волевым принято называть подбородок как бы загнутый кверху (рис. 3.14). Его обладатели упорны в достижении поставленных целей и в то же время обладают такими качествами, как хитрость, решительность и непостоянство. Рис. 3.14. Волевой подбородокЧем тяжелее

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив - отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

Структура волевого акта.

Волевой акт может иметь разную структуру, исходя из количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы :

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз .

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. В случае если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для возникновения волевого акта крайне важно появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. При этом не всœе люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всœех фазах . Осуществление волевого акта всœегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Структура волевого акта. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура волевого акта." 2017, 2018.

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке - это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля - это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество - не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза - это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии - борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.