Что значит вспомогательный глагол в английском. Вспомогательные глаголы (Auxiliary verbs)

В русском языке отдельное место занимают односоставные предложения. Обобщенно-личные также относятся к этой категории. В своей основе они имеют глагол, с помощью которого совершается действие, касаемые каждого, а не только лишь отдельного лица.

Односоставные предложения

В русском языке односоставными называются предложения, в которых присутствует лишь 1 главный член, при этом весь смысл сохраняется и передается без потерь. В отличие от неполных, эти предложения могут быть понятны и вне текста.

Односоставные предложения могут содержать в своей основе подлежащее или сказуемое. При этом выделяют:

  • определённо-, неопределённо-, обобщённо-личные и безличные предложения, если главный член предложения - сказуемое;
  • назывные, имеющие в своей основе главным подлежащее.

Сказуемое

К главным членам предложения относится сказуемое, которое обозначает действие или признак подлежащего. Чаще всего оно представлено глаголом в каком-то наклонении и может иметь форму простую и составную.

В обобщенно-личных конструкциях чаще всего применяется глагол-сказуемое второго лица единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, а также в третьем лице множественного числа. К примеру, «снявши голову, по волосам не плачут».

Также это могут быть глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного («не ищите счастья») и единственного числа («позвони и получи приз»).

Обобщенно-личные предложения

Совершенно обособленное место в русской грамматике занимает обобщенно-личное предложение. Его главная функция - передача смысла без привязки к определенному лицу. Чаще всего такой тип предложений используется в пословицах и поговорках, например, «любишь кататься, люби и саночки возить». В данном предложении не имеется в виду кто-то конкретный, но так говорят какому-либо человеку, который любит удовольствия, но не хочет за них платить.

При этом встречаются варианты, в которых обобщенно-личное предложение принимает форму определенно-личного, например, «сердцу не прикажешь». В данном примере глагол второго лица относится к определенному существительному, но при этом не указывает на конкретное лицо, которому принадлежит сердце.

Характеристика обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личным является предложение, которое может быть при этом также определенно- или неопределенно-личным, то есть обозначать действие или состояние некоторого лица. К этой категории относятся следующие.

В литературе применим прием, когда конкретное лицо говорит, обобщая смысл. Образуется так называемое обобщенно-личное предложение с действием от лица говорящего. Например, герой утверждает что-то не от первого лица, а применяет глагол во втором лице - «выходишь на улицу ночью, повсюду горят фонари».

Повелительные глаголы

Учитывая, что обобщенно-личное предложение в русской грамматике стоит обособленно, в правиле есть своя категория примеров, которые выделяются среди себе подобных. Это фразы, в которых используют глаголы в повелительном наклонении.

Повелительное наклонение - это призыв, который имеет свою направленность, но при этом не указывает на кого-то конкретного. При этом семантика предложения (примеры это подтверждают) может нести различные смысловые оттенки.


Смысловые оттенки обезличенных предложений многообразны и применимы в разных сферах жизни.

Неопределённо-личным предложением

Является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.

Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.

Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:

  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

    Например:

    Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.

  2. Глаголом повелительного наклонения.

    Например:

    Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени.

    Например:

    Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.

    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.

  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.

    Мне предложили поехать на олимпиаду. Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.

  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.

    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку. (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.

(Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).

Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

Увидела парус.

Рассказал о себе.

Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).

б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».

(можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).

в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).

г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

Очень уж шумят у нас в коридоре.

Дело взяли под контроль.

Поля уже вспахали, зерно посеяли.

Работу закончили вовремя.

Молчите и не перебивайте!

(Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)

д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Упражнение 152:

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»



Упражнение 156:

Запишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?


3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение: все не могут утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)

Функцией которого является передача дополнительной грамматической и семантической информации в сочетании со смысловым глаголом. При этом вспомогательный глагол полностью или частично утрачивает своё основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы участвуют в образовании различных видо-временных и залоговых форм. Обычно вспомогательные глаголы не образуют отдельного класса, а представляют собой обычные глаголы, употребленные не в основном значении. В индоевропейских языках это чаще всего глаголы ‘быть’ и ‘иметь’.

  • Ich habe das Buch gelesen - Я прочитал эту книгу (Perfekt).
  • Ich hatte davon nicht gewusst! - Я об этом не знал (Plusquamperfekt).
  • Ich bin nicht hingegangen - Я туда не ходил (Perfekt).
  • Ich war dort noch nie gewesen. - Я там ещё никогда не был (Plusquamperfekt).

Вспомогательный глагол werden (стать, становиться) используется для образования простого будущего врмени (Futurum I или просто Futurum) и страдательного залога (Passiv), а также для образования сослагательного наклонения (Konjunktiv) других глаголов:

  • Ich werde das Buch lesen - Я прочитаю эту книгу (Futurum).
  • Ich würde das Buch lesen - Я бы прочитал эту книгу (Konjunktiv).
  • Das Buch wurde noch nicht gelesen - Книга ещё не прочитана (Passiv).

В более сложных случаях несколько вспомагательных глаголов могут употребляться одновременно. Например, в прошедшем будущем времени (Futurum II) или при использовании страдательного залога (Passiv) с прошедшим или простым будущем временем (Futurum):

  • Morgen werde ich das Buch gelesen haben! - Завтра я прочитаю эту книгу (Futurum II).
  • Das Buch wird bald gelesen werden - Скоро эта книга будет прочитана (Futurum Passiv).
  • Das Buch ist immer noch nicht gelesen worden! - Книга ещё не прочитана до сих пор! (Perfekt Passiv).
  • Das Buch war immer noch nicht gelesen worden - Книга была до сих пор не прочитана (Plusquamperfekt Passiv).
  • Das Buch wird bald gelesen worden sein - Скоро эта книга будет прочитана (Futurum II Passiv).

В разговорной речи в качестве вспомогательного глагола для описания продолжительного действия в настоящем времени иногда употребляется глагол tun (делать), а глагол sein используется в отличной от стандартных правил форме для образования прошедшего или будущего времени:

  • Tust du noch rauchen? - Ты ещё куришь? (вместо: Rauchst du noch?)
  • Schlafen tu’ ich nicht mehr - Я уже не сплю (вместо: Ich schlafe nicht mehr).
  • Ich war telefonieren - Я разговаривал по телефону (вместо: Ich habe telefoniert).
  • Ich bin mal essen - Я буду (пойду) сейчас есть (вместо: Ich werde essen).

См. также

Литература

  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. - с.89

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вспомогательный глагол" в других словарях:

    Глагол, первоначально с определенным самостоятельным значением, который употребляется в роли и значении простых образовательных элементов суффиксов и окончаний. В различных индоевропейских языках можно часто встретить так называемые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ. Глагол, употребляющийся в сочетании с формами других глаголов с утратой своего реального значения для образования сложных глагольных форм. Таковы в русском яз. формы будущего времени глагола быть (буду и пр.) в сочетании с … Литературная энциклопедия

    Глагол, употребляющийся в сочетании с другими словами (обычно глаголами в форме инфинитива) для образования аналитических форм этих слов. В этих формах вспомогательный глагол в большей или меньшей степени утрачивает свое лексическое значение и… … Словарь лингвистических терминов

    Вспомогательный глагол - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ. Глагол, употребляющийся в сочетании с формами других глаголов с утратой своего реального значения для образования сложных глагольных форм. Таковы в русском яз. формы будущего времени глагола быть (буду и пр.) в… … Словарь литературных терминов

    вспомогательный глагол - Глагол, употребляющийся в сочетании с формами других глаголов с утратой своего реального значения для образования сложных глагольных форм. Таковы в русском яз. формы будущего времени глагола быть (буду и пр.) в сочетании с инфинитивами других… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ, вспомогательная, вспомогательное. 1. Служащий для оказания помощи, поддержки. Вспомогательная касса. Вспомогательный отряд. Вспомогательный капитал (запасной). 2. Второстепенный, не главный, добавочный. Вспомогательные науки.… … Толковый словарь Ушакова

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    О глаголе как части речи в языках мира см. статью «Глагол». В современном русском языке начальной (словарной) формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой (по старой терминологии неопределенным наклонением) глагола.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое. Подсобный, дополнительный. В. отряд. Вспомогательные разделы науки. В. глагол (в грамматике: полузнаменательный или связочный). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вспомогательные глаголы в английском языке вызывают сложности у всех без исключения изучающих. Это связано прежде всего с тем, что привычные нам структуры родного языка не работают, а навязываемая система чужда и непонятна. Однако, как говорят самые успешные переводчики, чтобы научиться хорошо говорить на иностранном языке, необходимо понять, как думают его носители. Будем разбираться.

Зачем они нужны

Вспомогательные глаголы, как явным образом следует из их названия, помогают при грамматическом оформлении речи. Это "ассистенты", которые указывают на категории - такие как время, число, лицо, залог и др. При этом важно понимать, что в данной функции они не обозначают действие, что, например, в русском языке является основной характеристикой глагола.

Давайте в качестве примера рассмотрим вопрос: "Ты любишь апельсины?" Обратите внимание, что в русском языке в речи только интонация указывает на то, что это предложение является вопросом. То есть, если произносить его ровно, собеседник решит, что это утверждение. Что еще мы можем сказать о грамматическом оформлении примера? Местоимение "ты", форма глагола "любишь" говорят нам о том, что мы обращаемся к одному конкретному человеку в настоящем времени. Для нас важна форма глагола: мы не используем основную - "любить", а специально подбираем грамматически верную.

На английский язык этот вопрос переводится так: "Do you like oranges?" И по первому слову - вспомогательному глаголу - мы можем определить то, что:

  • это вопрос (в английском языке только вопросы начинаются с глагола);
  • нас интересует действие в настоящем времени;
  • мы точно не обращаемся к "нему" или к "ней", так как в этом случае глагол приобрел бы вид does.

Все последующие слова не несут грамматической нагрузки, только смысловую. Обратите внимание, как грамматика "размазана" по русскому предложению и густо сконцентрирована в одном английском слове, которое мы даже не упоминаем при переводе. То есть от того, какие вспомогательные глаголы используются в предложении, напрямую зависит точное понимание нашей речи.

Глагол to do

Вспомогательные глаголы do и does чаще всего используются для построения вопросов и отрицаний в настоящем простом времени. Форма зависит от субъекта предложения - если это "он", "она" или "оно" (выражаясь научно, 3 лицо, единственное число), то используется форма does (а основной глагол действия лишается окончания -s/-es), во всех остальных случаях используется основная форма do.

Did формирует вопросы и отрицания в простом прошедшем времени. Его форма не меняется в зависимости от субъекта.

В утвердительных предложениях также иногда используются разные формы do в качестве вспомогательных глаголов - для того, чтобы подчеркнуть что-то, сделать ударение на действии, императивности или наречии и др. Например, горячо доказывая свою любовь к каше, вы можете сказать: "I do like porridge, is it so unbelievable?"

Глагол to have

И другие его формы - has и had - чаще всего используются в качестве вспомогательных для выражения действия в специфических английских временных категориях: Perfect и Perfect Continuous, выражая "совершенность" действия. Так, have и has выражают настоящее время, а в сочетании с will - будущее; had используется, если действие происходило в прошлом.

Кроме того, have и его формы с последующей инфинитивной частицей to выражают необходимость совершения действия и имеют схожее значение с модальным и вспомогательным глаголом must.

Глагол to be

To be - один из самых распространенных вспомогательных глаголов времен английского языка. Он имеет очень широкий диапазон форм.

Так, для выражения настоящего простого времени (Present Simple) в вопросах и отрицаниях, в зависимости от субъекта предложения, используются am (для первого лица в единственном числе - "я"), is (для третьего лица в единственном числе - "он" "она", "оно") или "are" (второе лицо и все лица в множественном числе). Не забудьте, что в предложениях типа "I am a doctor" - глагол to be (в форме am) является смысловым, а не вспомогательным; в этом случае он самостоятельно может использоваться для построения вопросов и отрицаний.

Если действие происходит в данный момент, то есть используется время Present Continuous, также применяются формы am/is/are (во всех видах предложений), а смысловой глагол обретает окончание -ing.

Вопросы и отрицания в прошедшем простом времени (Past Simple) строятся с помощью форм was (для единственного числа) и were (для множественного, включая you), а для выражения действия в будущем - во всех видах предложений используется will.

Еще одна форма рассматриваемого глагола - been - является частью вспомогательной конструкции группы так называемых совершенных длительных времен (Perfect Continuous Tense) и в сочетании с основным глаголом с окончанием -ing выражает как раз эту длительность. Эта группа времен традиционно вызывает большие проблемы у изучающих английский язык, но теоретическое описание грамматики звучит сложнее, чем дела обстоят на самом деле: "I have been learning English my whole life and still have no clue on how to deal with Tense System!" - "Я изучаю английский всю жизнь, но так и не до конца понимаю систему времен".

Все формы глагола to be также помогают выражать пассивный залог - выбор зависит от времени, в котором происходит то или иное действие.

Другие вспомогательные глаголы

Глаголы must, should, can, could, may, might, ought и другие также известны как модальные вспомогательные и используются для выражения необходимости, возможности или разрешения какого-то действия. Они в большинстве своем не изменяются ни по времени, ни в зависимости от субъекта повествования.

Заметки начинающих лингвистов

Все известные лингвисты когда-то начинали изучать иностранный язык. Успех зависит от множества факторов, в том числе, от постижения тонких нюансов, которые зачастую облегчают понимание инородной системы. Мы считаем необходимым упомянуть следующие факторы:

  • Если вопрос начинается с вспомогательного слова (а не с вопросительного, как "What..." или "When..."), ответ на него может быть простым односложным "да" или "нет", а для соблюдения грамотности в стиле так называемого Perfect English, можно добавить соответствующее местоимение и тот же самый глагол, который стоял в начале. "Does Anna like porridge?" - "Yes (she does)". Обратите внимание на форму - возможно, она должна быть отрицательной, если в ответе вы используете no.
  • Для того, чтобы избежать недопонимания, необходимо помнить, что все вспомогательные глаголы в английском языке (кроме модальных) могут являться и смысловыми. При этом вас не должна пугать или озадачивать двойная представленность какого-либо слова в предложении, как, например, в вопросе: "Do you do cleaning every day?" - "Убираешь ли ты каждый день?" - в первом случае глагол do - вспомогательный, а во втором - смысловой.

Стоит отметить, что система вспомогательных глаголов в английском языке настолько сложна, что даже носители иногда допускают ошибки при их использовании. Однако же изучающим следует проявить усердие и глубоко проработать эту тему, чтобы быть в состоянии точно донести необходимую информацию и правильно понять собеседника.