Г к селевко м народное. Г

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии.
«Народное образование». 1988, с. 14.

Понятие педагогической технологии .

Технология - эр совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса. (Б. Т. Дихачёв).

Педагогическая теория- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализация учебного процесса. (В.П.
Беспалько).

Технология - э1го искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения
состояния. (В.М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы. (М. Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания, усвоения знаний с учётом технологии и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кдорин).

Понятие педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:

1.Научным. Педагогические технологии - гость педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

2 Профессионально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

3.Процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов, применяемых в обучении и реального процесса обучения.

Понятие «Педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных условиях:

1 .Общепедагогический: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная)
технология синонимична педагогической системе: включаются цели, содержание, средства и
методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2 Частнометодический: частнопредметная педагогическая технология - совокупность
методов и средств для реализации определяемого содержания обучения и воспитания в рамках
одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика
компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3.Локальный (модульный): локальная технология представляет собой технологию отдельных гостей учебно-воспитательного процесса (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, технология урока, усвоение новых знаний и др.)

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтаповой последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий.

Педагогическая система - основа для разработки педагогических технологий.

Любая деятельность может быть либо технологией,

либо искусством. Искусство основано на интуиции,

технология - на науке. С искусства все начинается,

технологией - заканчивается, чтобы затем все

началось сначала.

1.1 .Сущность педагогической системы.

Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и предна­меренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структура педагогической системы представляется в настоящее время следующей взаимосвязан­ной совокупностью инвариантных элементов:

1 - учащиеся; 2 - цели воспитания (общие и государственные); 3 - содержание воспитания; 4 -
принцип воспитания и обучения; 5 - учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 - орга­низационные формы воспитательной работы.

Общественно-государственный заказ

В структуре дидактической задачи отображается цель - необходимость формировать определен­ные качества личности. Каждая дидактическая задача разрешена с помощью адекватной техноло­гии обучения, целостность обеспечивается 3 компонентами: организационной формой, дидактиче­ским процессом и квалификацией учителя.

В дидактическом процессе различают собственно воспитательный процесс и процесс обучения.

В чем же состоит смысл педагогических технологий?

    Практическое преподавание следует перевести на путь Предварительного проектирования учеб­
    но-воспитательного процесса.

    Проектирование учебно-воспитательного процесса определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося, что ведет к высокой стабильности успехов прак­тически любого числа учащихся.

    Существенная черта педагогических технологий – процесс целеобразования.
    Проблема целей рассматривается в 2-х аспектах:

1) диагностического целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и

2) развитие личности в целом.

4. Благодаря представлению о предмете педагогические технологии как проекте определенной пе­дагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике - принцип целостности.

2. Диагностическая методика целеобразования - исходный пункт разработки педагогической технологии.

2.1. Диагностическая постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы.

Цель в педагогической система должна быть поставлена диагностично, т. е. настолько точно и определенно, чтобы можно был однозначно сделать заключение о степени ее реализации и по­строить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дало настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности.

б) имеется способ (инструмент) для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированное^

в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля,

г) существует шкала оценки качества, опирающегося на результаты измерения.

2.2.Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразования.

Описание и измерение уровней усвоения опыта (см. Беспалько В.П.)

3.Педагогическая технология как средство гарантированного достижения целей обучения.

3.1. Дидактический процесс педагогической технологии.;

Структуру дидактического процесса можно представить в виде 3-х взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности учащихся и управление этой деятельностью со стороны педагога.

Мотивационный этап.

Мотивация - процесс в психолого-педагогической науке jв результате которого определенная деятельность для индивида преображает известный личностный смысл, создает устойчивость его

интереса к ней и превращает внешне созданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Мотивация какой-либо деятельности - это развивающийся во времени сложный психологический процесс.

Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание - задача и признак мастерства преподавателя.

Педагогические методики формирования мотивации.

1) Занимательность занятий в классе или текста учебника.

Занимательность имеет подчинённое, вспомогательное значение, в основном способствуя поддержанию интереса в обучении, а не создание исходной мотивационной установки на учебную работу;

2) Методика создания мотивационно-поблемных ситуаций - более эффективна. Это постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, которых отображается практический смысл изучения данной предметами темы.

Этап учебно-познавательной Деятельности.

Усвоение знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятель­
ности. ,

Для помощи учителю в организации дидактического процесса в соответствии с целями обучения рекомендуются те или иные методики рассмотрения учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом специфики изучаемого предмета.

Выполнение учащимися всех заданных ему учебно-познарательных действий будет полноценным, если проводить периодический контроль за качеством усвоения.

3.2.Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса.

Основная цель организации дидактического процесса - осуществить формирование личности учащегося в соответствии с заранее заданными целями за,;возможно, более Короткое время. Наличие целей и времени - основные отличия организационного дидактического процесса от стихийного.

Для этого надо выработать необходимые и достаточные требования (принцип) проведения любого дидактического исследования:

    Четкая и определенная характеристика существа научного поиска проблемы, степени ее исследовательности педагогической науке и тех новых научных задач, которые предполагается решить впоследствии.

    Выбор и обоснование дидактических параметров соответственно каждой исследовательской задаче и объективных методов контроля степени их изменения в ходе исследовательской работы.

    Четкое и воспроизводимое в эксперте описание исследуемого дидактического процесса и тех процессов, которые являются контрольными в исследовании.

    Адекватная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов исследования.

Заключение.

Схема этапов разработки любой педагогической технологии. Слагаемые педагогической технологии.

    Анализ будущей деятельности учащихся.

    Определение содержания обучения по каждой ступени обучения.

    Выбор организационных форм обучения и воспитания, Наиболее благоприятных для реализациипомеченного дидактического процесса.

    Подготовка материалов (текстовых ситуаций) для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям.

    Разработка системы учебных учреждений и включение их в содержательный контекст учебных пособий.

    Разработка текстов для объективного контроля за качеством усвоения учебных знаний и действий, соответственно целям и критериям обучения оценка степени усвоения.

    Разработка структуры и содержания учебных занятий, направленных на эффективность решения образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников.

    Апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса.

Беспалько В. П. Теория учебника. Москва, «Педагогика»; 1988, с.53-67.

3.2.Объективная методика усвоения контроля качества.

3.2.1.Целеобразование по качеству усвоения знаний учащихся.

Степень мастерства учащегося определяет совершенство овладения им деятельностью, выполняемой на основе усвоения соответствующей информацией и "внешне наблюдаемой при выполнении им специально достроенных испытаний

Правила выполнения деятельности или отдельных ее операций называют ориентировочной ос­ новой деятельности (ООД).

Виды деятельности.

Алгоритмическая деятельность часто называется репродуктивной, т. к. она в основном вы­полняется человеком по памяти.

Примеры репродуктивной деятельности учащихся:

Впроцессе выполнения не создается никакой новой информации, это просто подражательная
деятельность;

Описание признаков и свойств изученных ранее учебных элементов;

Расчет по предложенной формуле или известной расчетной схеме, или деятельность по инструк­ции;

    Изложение с анализом, используя известные положения;.

    Пересказ информации, которая содержится в учебной книге, в той же последовательности;

    Решение типовых (адаптированных) задач.

Эвристическая деятельность относится к продуктивной. В процессе этой деятельности создает новая информация.

Примеры продуктивной деятельности.

    Решение нетиповых задач;

    Расчет по самостоятельно подобранной формуле;

    Рационализаторская и изобретательская работа;

    Исследовательская работа.

Следует подчеркнуть, что любая деятельность вспоминается человеком всегда на основе ранее ус­военной информации.

Развитие опыта учащегося при изучении предмета происходит при помощи 4-х уровней усвое­ния.

1.2. Тесты для выявления качества усвоенной деятельности.

Тесты -специально проверочные инструменты.

Тестирование - испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с вполне определенной методикой измерения и оценки результатов (общее понятие для медиков, инжене­ров, психологов).

Правильный и полный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. отражающих суть и содержание испытаний, называется эталоном. Т (тест) = 3 (задание) + Э (эталон)

Тест, лишенный эталона, это не тест, а обычное контрольное задание.

Тесты должны отвечать определенным требованиям: адекватность (валидность), определенность, простота, однозначность и надежность.

Адекватность (валидность) теста - это точное соответствие содержания задаваемой тестом про­бы смыслу и содержанию выявляемого признака.

    Определенность - важно, чтобы учащийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

    Простота - необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формули­ровку задания на деятельность.

    Однозначность - в тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их
    уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат.

    Надежность - обеспечение устойчивости последовательности результатов тестирования одного
    и того же испытуемого.

1.3. Техника построения тестов различного уровня.

1. Тесты нулевого уровня. Подготовленность учащегося к восприятию и усвоению нового мате­
риала. Строится на материале учебного предмета, который предстоит изучить.

Пример: известно, что обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляется в специ­ально создаваемых для этой цели педагогических системах. Предварительное проектирование та­ких систем отражается в таких учебно-методических документах, как учебный план, учебные про­граммы, учебные пособия, учебники. Эти документы являются различными моделями по полноте отображения в них педагогической системы.

Как вы думаете, какая из моделей педагогической системы является наиболее полной и конкрет­ной?

а) учебный план; б) учебное пособие (средство); в) учебная программа; г) учебник. Эталон: б) и г). Существенных операций - 2.

Для проверки качества усвоения информации должны использоваться тесты, требующие выпол­нение действия по узнаванию: задание на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий, в котором результатом является ответ-«Да» или «Нет».

2. Тесты первого уровня. Выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность подсказкой,
т. к. ответ содержится в самом тесте.

В тестах этого уровня нет объяснительного теста, на основании которого формируется задание теста. На этом уровне используются тесты на различение или избирательные, выборочные тесты.

    Тесты второго уровня. Это специальные контрольные задания для проверки и коррекции усвое­ния, позволяющие воспроизводить и обсуждать информацию, решать типовые задачи. Это тесты -
    постановки, конструктивные тесты.

    Тесты третьего уровня. Это нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по при­менению знаний в реальной практической деятельности.

Пример: Нетиповая задача: «Разработайте диагностическую методику задания цели по такому ка­честву личности, как трудолюбие».

Эталона здесь нет.

5. Тест четвертого уровня. Выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в
новых, проблемных ситуациях.

Создание тестов - сама по себе сложная педагогическая проблема.

Тесты четвертого уровня - это проблемы, решения которых - творческая деятельность, сопровож­дающаяся получением объективно новой информации.

Селевко Герман Константинович (15 февраля 1932, Ярославль) — академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Свою трудовую биографию начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета. В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Г.К. Селевко разрабатывает технологию саморазвития личности человека как непрерывную систему от детского сада до выпуска из профессионального учебного заведения, обогащает ее новыми практически-ми заданиями-ситуациями, выезжает в школы, консультирует учителей, слушает их советы.

С 2000 года проведено четыре межрегиональные научно-практические конференции, на которых более тысячи педагогов делились опытом.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование».

Герман Константинович активно участвует в международном сотрудничестве, выступает с докладами на международных симпозиумах, встречах, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстане, Беларуси, Словакии).

Книги (5)

Познай себя

Сборник развивающих занятий для учащихся пятого класса. Учебное пособие, сборник развивающих занятий.

Книга открывает серию «Самосовершенствование личности» и предназначена для учащихся пятого класса средней школы в качестве учебного пособия по разделу «Познай себя».

В ней даются различные сведения о психологии личности. Рассматриваются основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах, приводятся способы самопознания и самооценки.

Реализуй себя. Сборник развивающих занятий для учащихся 11 класса

Книга посвящена формированию личности выпускника, стремящегося к реализаций всех своих потенциалов, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего использовать и умножать духовные и материальные богатства общества.

Книги предназначены для учеников и учителей, психологов и воспитателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития и самосовершенствования личности.

Энциклопедия образовательных технологий. Том 1

Энциклопедия образовательных технологий. Том 2

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения.

Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств.

Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет coбoй совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего.

Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
Игровые технологии в дошкольном периоде
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация по уровню развития способностей
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
Модель: групповая работа в классе
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
Технология воспитания экологической культуры
Концепция глобального образования
Концепция холистической педагогики
Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
Модель «Интегрированные занятия (уроки)»
Модель «Интегрированные дни»
Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
Модель суггестивного погружения
Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России? 96» Е.А. Филипповой
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России? 97» А.Е. Глозмана
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Особенности усвоения языковой культуры
Технология «Другая математика»
9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)
Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе)
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)
Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
Модель «Медиаобразование» как учебный курс
Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»
Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Модель «Содружество школы и производства»
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»
Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
Модель дифференциации и индивидуализации обучения
Технологии компенсирующего обучения
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Технология работы с умственно отсталыми детьми
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»
Модель «Социальный приют»
Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)
Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)
Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)
Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
Технология управления школой в режиме развития
Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)
16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко)
Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

Гавриленко Г.В., учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ № 15»

Ребенок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

М. Волошин.

Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.

А. А. Дистервег.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

К. Д. Ушинский.

Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям.

Идеи развивающего обучения берут свое начало еще в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Подлинно научное обоснование теории развивающего обучения впервые дано в трудах Л.С. Выготского, который в начале 30-х годов XX в. выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. В связи с этим Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на сложившиеся особенности умственного развития, а на ещё только складывающиеся, не приспосабливать содержание обучения к способностям, а вводить такое содержание, которое требовало бы новых, более высоких форм мыслей. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения.

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания, посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного "самобиологического" развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Русским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо саморазвитием.

Эти идеи легли в основу технологии саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко – кандидата педагогических наук, научного руководителя авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской области). Его технология обучения основана на использовании мотивов самосовершенствования личности и представляет собой новый уровень развивающего обучения. Она может быть названа и саморазвивающим обучением.

Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

В самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

В самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

В защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

В самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому.

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными необходима организация трех групп условий:

  1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
  2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
  3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

Акценты целей в технологии саморазвивающего обучения расставляются следующим образом:

Формирование человека самосовершенствующегося (homoself-studius, self- mademen).

Формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ).

Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Технология самовоспитания личности: целеполагание и задачи

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

  1. одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
  2. устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
  3. владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
  4. осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
  5. высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
  6. творческий характер деятельности человека;
  7. результативность, эффективность самоформирования личности.

К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание и саморазвитие.

Особенности содержания

Саморазвивающее обучение включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы. (См. рис.)

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.

3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

Сущность его состоит в том, что сообразно рекомендациям А.А. Ухтомского для формирования доминант деятельности учащемуся: 1) даются теоретические знания о своей психологии; 2) предоставляются условия для удовлетворения потребностей и упражнения способностей в позитивной деятельности; 3) создается адекватный морально-психологический климат (уклад) всей жизнедеятельности школьника, в том числе и учебной. Это позволяет сформировать у ученика доминанту на самосовершенствование – постоянный нравственный рост, обогащение себя знаниями и опытом.

Освоение теоретических основ самосовершенствования личности - подсистема«Теория». Согласно Ухтомскому, эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя, определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В традиционной технологии эти процессы идут в психике самопроизвольно, спонтанно, ребенок не осознает их и поэтому не может на них влиять.

В технологии саморазвития ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента – курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс .

Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством , включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель – создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной мотивации на самосовершенствование, формирование в школе культа самосовершенствования личности поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности, главной проблемы – создание мотивации учения без внешнего принуждения (в его явном виде).

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Рис. Технология саморазвивающего обучения

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

Способы умственных действий (СУД). Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

Осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

Адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

Психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

Составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

Осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

Тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное - при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ребенка) в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
  • использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;
  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;
  • систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения учащийся "пропускается" через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

Перенесение акцента с преподавания на учение;

Превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;

Использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

Приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Одни “прорастают” в другие (Выготский). Их формирование - единый многоаспектный процесс, который и должен быть предметом психологии учения. Она не имеет права игнорировать процессы спонтанного (или во всяком случае прямо нерегулируемого) развития.

- “Житейские” понятия ситуационно связаны, предполагают движение сознания ребенка в “смысловом поле” (Выготский). Знание ребенка - ситуативное знание (имеется в виду не обязательно наличная, но обобщенная и воображаемая ситуация).

Ситуативное и внеситуативное, теоретическое знание соответствует двум изучаемым современной психологией формам ментальной репрезентации информации: категориальной (сетевой) и схемной (сценарной, динамической).

Развитие познания у ребенка - это поэтапное формирование обеих форм ментальной репрезентации в их единстве и взаимообусловленности.

Ситуативное (образное) представление информации предполагает обращение к понятию предметного значения как чувственного (образного) эквивалента вербального значения, как строительного материала образа мира.

Именно введение предметного значения позволяет примирить теоретический характер знания о мире с преодолением вербализации мира.

Концепция содержательного обобщения развивалась и развивается на материале предметов, ориентированных больше на структуру и средства нашего знания о мире, нежели на сам этот предметный мир.

Не всякое научное описание предмета (его научная модель) является по определению его научной теорией, т.е. отображает его глубинные, принципиальные характеристики и связи.

Литература:

  1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Материал предоставила О.Ю. Захарова, методист МКОУДО «ИМЦ».

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии

Игровые технологии в дошкольном периоде

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение

5.3. Технология современного проектного обучения

5.4. Интерактивные технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения

6.2. Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация по уровню развития способностей

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)

6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

6.6. Технологии групповой деятельности

Модель: групповая работа в классе

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)

Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)

7.6. Технологии интеграции в образовании

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева

Технология воспитания экологической культуры

Концепция глобального образования

Концепция холистической педагогики

Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин

Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем

Модель «Интегрированные занятия (уроки)»

Модель «Интегрированные дни»

Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения

Модель суггестивного погружения

Модель временнoго погружения М.П. Щетинина

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур

Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности

9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning)

9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)

Особенности усвоения языковой культуры

Технология «Другая математика»

9.4. Технология мастерских

9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)

Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)

Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира

Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира

Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого

10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)

10.6. Технология Дальтон-план

10.7. Технология свободного труда (С. Френе)

10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)

10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования

11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)

11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко

11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры

Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»

12.2. Компьютер как объект и предмет изучения

12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении

12.4. Технологии компьютерного урока

12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения

12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе

Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)

Технологии телекоммуникаций

12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации

12.8. Технология медиаобразования

Модель «Медиаобразование» как учебный курс

Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»

Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания

13.2. Технологии дошкольного воспитания

13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)

13.4. Технологии социально-педагогических комплексов

Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов»

Модель «Содружество школы и производства»

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»

Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования

13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования

Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе

Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения

13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения

13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания

13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами

Модель дифференциации и индивидуализации обучения

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)

Технология работы с умственно отсталыми детьми

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений

Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе»

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»

Модель «Социальный приют»

Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека

13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода

14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко

14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова

14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе

14.7. Технологии индивидуализированного воспитания

Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания

Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)

Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)

Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения

14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)

15.4. Агрошкола А.А. Католикова

15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой

Технология управления школой в режиме развития

Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)

16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) Педагогические советы

16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)

16.4. Технология педагогического эксперимента

16.5. Технология внутришкольного мониторинга

16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

Технология саморазвития (Монтессори М.)

Технология педагогической поддержки (Газман О.С.)

Технология формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития (Захарова Ю.В.)

Технология уровневой дифференциации (Гузик Н.П.)

Технология развивающего обучения (Занков Л.В.)

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская)

Технология планирования коррекционной работы (Гладкая В.В.)

Технология коммуникативного обучения (Грек Л.В.)

Технология коллективно-творческой деятельности (И.П.Иванов)

Технология интерактивного обучения (Кашлев С.С.)

Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Е.М. Калинина, В.П. Пархоменко)

Технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И. Н.)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Корзун А.В.)

Психосберегающие технологии (Пархомович В.Б.)

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.)

Гуманно-личностная технология (Амоношвили Ш.А.)

Проблемное обучение (Дьюи Джон)

Коммуникативная технология обучения языку

Информационные технологии

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии (Ковалько В.И.)

Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)

Технология уровневой дифференциации (Фирсов В.В.)

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Технология разноуровневого обучения

Технология развивающих игр (Никитин Б.П.)

Технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.)

Технология проблемного обучения (Махмутов М.И.)

Технология педагогических мастерских (Ланжевен Поль, Валлон Анри, Пиаже Жан)

Технология наглядного моделирования

Технология критического мышления

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Е.И.)

Технология коллективных творческих дел в работе с детьми с психофизическими особенностями (Н. Е. Щуркова)

Технология коллективного способа обучения (КСО) (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.)

Технологии модульного обучения

Технология адаптивного обучения

Технология дифференциации и индивидуализации обучения

Технология индивидуального обучения (Т.Л.Лещинская, И.К. Боровская)

Технология индивидуального обучения (Унт И.Э., Границкая А.С., Шадриков В.Д.)

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.Ф.)

Образовательная модель «Шаг за шагом»

Перспективно-опережающее обучение при комментированном управлении с использованием опорных схем (С.Н. Лысенкова)

Проектное обучение

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Нестеренко А.А.)

Технологии компенсирующего обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Материалы республиканского научно-практического семинара "Организация и содержание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения".

Вниманию родителей, педагогов, всех заинтересованных.

Изучение опыта Российской Федерации в организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью

Всероссийский семинар для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации

I республиканский конкурс "Лучшее учреждение специального образования"

IX республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

Материалы заключительного этапа V республиканского конкурса "Современные технологии в специальном образовании

Материалы из опыта работы вспомогательных школ г. Минска «Совершенствование коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Аннотированный список лучших конкурсных материалов IV республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития.Региональные модели специального образования»

Работы, представленные на заключительный этап республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР. Региональные модели специального образования - 2010» педагогами системы специального образования Республики Беларусь

Коррекционная работа

Использование информационных технологий в обучении неслышащих детей на уроках естественно-математического цикла

Из опыта работы педагога -психолога Вилейской специальной общеобразовательной школы интерната для детей с ТНР

Наука. Инновации. Эксперименты.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

Перечень учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2014/2015 учебном году

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2011г. № 251.

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ

Республиканские педагогические чтения «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Материалы республиканского совещания «Создание адаптивного пространства на пути к инклюзивному образованию».

Материалы республиканского научно-практического семинара «Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом» (08.04.2014).

Секция (II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании» (15-16 ноября 2013 г.)

Республиканское совещание «Учреждения специального образования: вчера, сегодня, завтра» 19.09.2013

Республиканский научно-практический семинар "Организационно-методические аспекты языкового и математического образования во вспомогательной школе"

Республиканский научно-практический семинар «Подготовка конкурсных материалов к участию в республиканском конкурсе “Современные технологии в специальном образовании”» 20.02.13

Республиканское совещание "Актуальные вопросы специального образования"

Республиканский научно-практический семинар "Организация интегрироавнного обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования"

Республиканский семинар "Приоритетные направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха"

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями психофизического развития

Создание условий для обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в системе образования Республики Беларусь

Идеологическое сопровождение воспитательной работы в условиях школы (школы-интерната) для детей с ОПФР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения

Обеспечение индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития через создание коррекционно-развивающей среды

Методическая работа в современном образовательном пространстве: особенности и тенденции

Современные компьютерные технологии как средство создания среды для развития личности ребенка с ОПФР

Коррекционная работа как фактор повышения качества специального образования

Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития

Современные подходы к организации методической работы в специальных учреждениях образования

Республиканский научно-практический семинар «Пути совершенствования диагностической деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ЦКРОиР в современных условиях»

Республиканский проблемный семинар "Преемственность в работе учителей-дефектологов дошкольных учреждений и школ, обеспечивающих получение специального образования" Доклады. Презентации

Презентации докладчиков II республиканских педагогических чтении «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Материалы Республиканского круглого стола "Компетентностный подход в специальном образовании: методический аспект"

Республиканское совещание ”Система специального образования в Кодексе Республики Беларусь об образовании“

Материалы республиканского круглого стола «Педагогические технологии как одно из условий качества специального образования» 31.10.2011

Научно-практический семинар «Оказание коррекционно-педагогической помощи как фактор повышения качества образования детей с особенностями психофизического развития» 30.11.2011

Научно-практический семинар «Организация и содержание работы во втором отделении вспомогательной школы» 7-8.12.2011

Материалы республиканского научно-практического семинара «Организация трудового обучения во вспомогательной школе» 17.05.12

Круглый стол “Организационно-педагогические условия работы с детьми с нарушениями зрения ” 4.06.12

Презентации и сборник докладов III республиканских педагогических чтении «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Презентации августовского пленарного заседания педагогов системы специального образования г.Минска «Деятельность системы специального образования в 2012 – 2013 учебном году».

Материалы Республиканского совещания "Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования" 14.09.2012