Г. (Ввод войск в Чехословакию (1968), также известный как Операция «Дунай»)

Физика – наука о природе. Она описывает процессы и явления окружающего мира на макроскопическом ярусе – ярусе маленьких тел, сравнимых с размерами самого человека. Для изложения процессов физика использует математический агрегат.

Инструкция

1. Откуда берутся физические формулы ? Упрощенно схему приобретения формул дозволено представить так: ставится вопрос, выдвигаются догадки, проводится серия экспериментов. Итоги обрабатываются, появляются определенные формулы , и это дает предисловие новой физической теории либо продолжает и развивает теснее имеющуюся.

2. Человеку, постигающему физику, не нужно снова проходить каждый данный непростой путь. Довольно освоить центральные представления и определения, ознакомиться со схемой эксперимента, обучиться выводить основополагающие формулы . Безусловно, без крепких математических познаний не обойтись.

3. Выходит, выучите определения физических величин, относящихся к рассматриваемой теме. У всякой величины есть свой физический толк, тот, что вы обязаны понимать. Скажем, 1 кулон – это заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за 1 секунду при силе тока в 1 ампер.

4. Уясните физику рассматриваемого процесса. Какими параметрами он описывается, и как эти параметры меняются на протяжении времени? Зная основные определения и понимая физику процесса, легко получить простейшие формулы . Как водится, между величинами либо квадратами величин устанавливаются прямо пропорциональные либо обратно пропорциональные зависимости, вводится показатель пропорциональности.

5. Путем математических реформирований дозволено из первичных формул вывести вторичные. Если вы обучитесь делать это легко и стремительно, последние дозволено будет не запоминать. Стержневой способ реформирований – способ подстановки: какая-нибудь величина выражается из одной формулы и подставляется в иную. Главно лишь, дабы эти формулы соответствовали одному и тому же процессу либо явлению.

6. Также уравнения дозволено складывать между собой, разделять, перемножать. Функции по времени дюже зачастую интегрируют либо дифференцируют, получая новые зависимости. Логарифмирование подойдет для степенных функций. При итоге формулы опирайтесь на итог, тот, что вы хотите в результате получить.

Каждая человеческая жизнь окружена большинством разновидных явлений. Ученые-физики занимаются постижением этих явлений; их инструментарием выступают математические формулы и достижения предшественников.

Природные явления

Изучение природы помогает умней относиться к имеющимся источникам, открывать новые источники энергии. Так, геотермальные источники обогревают примерно всю Гренландию. Само слово «физика» восходит к греческому корню «физис», что обозначает «природа». Таким образом, сама физика – наука о природе и природных явлениях.

Вперед, в грядущее!

Часто физики в прямом смысле «опережают время», открывая законы, которые находят использование лишь десятками лет (и даже столетиями) позднее. Никола Тесла открывал законы электромагнетизма, которые находят использование в наши дни. Пьер и Мария Кюри открыли радий фактически без поддержки, в невероятных для современного ученого условиях. Их открытия помогли спасти десятки тысяч жизней. Теперь физики каждого мира сосредоточены на вопросах Вселенной (макрокосмос) и мельчайших частиц вещества (нанотехнологии, микрокосмос).

Понимание мира

Важнейшим мотором общества является любознательность. Вот отчего эксперименты в Большом Андронном Коллайдере имеют такую высокую важность и спонсируются союзом из 60 государств. Имеется настоящая вероятность раскрыть тайны общества.Физика – наука фундаментальная. Это значит, что всякие открытия физики дозволено применять в иных сферах науки и техники. Небольшие открытия в одной ветви могут поразительно повлиять на всю «соседнюю» ветвь целиком. В физике знаменита практика изыскания группами ученых из различных стран, принята политика помощи и сотрудничества.Тайна мироздания, материи волновала великого физика Альберта Эйнштейна. Он предложил теорию относительности, поясняющую, что поля гравитации искривляют пространство и время. Апогеем теории стала известная формула E = m * C * C, объединяющая энергию с массой.

Союз с математикой

Физика опирается на новейшие математические инструменты. Нередко математики открывают абстрактные формулы, выводя новые уравнения из существующих, применяя больше высокие ярусы абстракции и законы логики, делая храбрые догадки. Физики следят за становлением математики, и изредка научные открытия абстрактной науки помогают пояснять незнакомые дотоле природные явления.Бывает и напротив – физические открытия толкают математиков на создание догадок и нового логичного агрегата. Связь физики и математики – одной из важнейших научных дисциплин подкрепляет авторитет физики.

Эта статья будет интересна тем, кто пытается понять работу сложных формул.

В Excel есть инструменты, которые позволяют отследить работу формулы по шагам. Первый из них называется Вычислить формулу и находится на вкладке Формулы -- Зависимости формул в версиях Excel, начиная с Excel 2007, и в меню Сервис -- Зависимости формул в более ранних версиях. Второй, менее известный, но от этого не менее удобный, - функциональная клавиша F9.

Разберём работу этих инструментов на нескольких примерах.

Пример 1. Дана таблица, содержащая сведения о персонале предприятия. Требуется по введённому табельному номеру определить фамилию сотрудника.

Для решения этой задачи в ячейку H3 ведём табельный номер, а в ячейку I3 формулу =ИНДЕКС($B$2:$B$25;ПОИСКПОЗ(H3;$E$2:$E$25;0))

Чтобы отследить работу формулы, поставим курсор в ячейку с формулой и нажмём кнопку Вычислить формулу . При этом откроется диалоговое окно Вычисление формулы

В этом окне мы видим саму формулу, а также кнопку Вычислить , с помощью которой мы будем отслеживать пошаговое выполнение формулы. При нажатии на кнопку Вычислить будет вычислен подчёркнутый фрагмент. На следующих изображениях мы видим результат работы формулы


Теперь посмотрим, как с этой же формулой поможет разобраться клавиша F9 .

Выделим в строке формул ссылку I3 , нажмём F9 , выделим фрагмент $E$2:$E$37 и снова нажмём F9 . Клавиша F9 вычисляет выделенные фрагменты формулы, и мы можем видеть не только результат функции, но и аргументы в виде массивов. Согласитесь, что при таком подходе формула становится "прозрачной", и становится очевиден результат функции ПОИСКПОЗ()

Чтобы привести формулу в первоначальный вид, нажмём ESC .

Ещё немного потренируемся: выделим фрагмент $B$2:$B$37 , нажмём F9 , затем выделим функцию ПОИСКПОЗ(I3;$E$2:$E$37;0) и снова F9. Видим массив фамилий, среди которых будет выбрана третья по счёту


ВАЖНО. При выделении фрагмента формулы следует следить за его корректностью с точки зрения правил построения выражений: количеством открывающихся и закрывающихся скобок, целостностью функций и т.д.

После анализа формулы не забывайте нажимать ESC для возврата к исходному виду.

ВЫВОД. Оба инструмента выполняют одну задачу, но клавиша F9 , на мой взгляд, более гибкий инструмент, так как позволяет вычислить произвольный фрагмент формулы независимо от того, находится он в начале или в середине формулы, а так же разбить формулу на произвольные фрагменты в отличие от инструмента Вычислить формулу . Поэтому следующие примеры будут посвящены именно клавише F9

Пример 2. На основе таблицы из Примера 1 создать список табельных номеров и фамилий сотрудников одного из отделов, указанного в отдельной ячейке. Формула, решающая эту задачу, выглядит так: =ИНДЕКС($E$2:$E$25;НАИМЕНЬШИЙ(ЕСЛИ($A$2:$A$25=$H$7;СТРОКА($A$1:$A$24));СТРОКА(A1))) , причём это - формула массива, которую следует вводить сочетанием клавиш ++

Основой этой формулы является функция ИНДЕКС() , которая позволяет вывести элемент массива по указанному индексу (порядковому номеру). Первым аргументом этой функции указывается диапазон ячеек с табельными номерами. Выделив в формуле фрагмент $E$2:$E$25 и нажав F9 , мы увидим значения исходного массива

Порядковый номер для выбора элемента массива вычисляется с помощью функции НАИМЕНЬШИЙ(ЕСЛИ(...

Разобьём эту часть формулы на составляющие. Выделим фрагмент $A$2:$A$25=$H$7 и нажмём F9 . Это логическое выражение даёт значение ИСТИНА , если значение ячейки диапазона $A$2:$A$25 равно выбранному названию отдела $H$7 , и ЛОЖЬ , если не равно.

Выделим фрагмент СТРОКА($A$1:$A$24) и нажмём F9 , получим массив чисел, идущих по порядку от 1 до 24.

Теперь предсказуем результат функции ЕСЛИ() - это массив, в котором значения ИСТИНА заменятся на порядковые номера, а значения ЛОЖЬ останутся на месте. Увидеть это можно, выделив функцию ЕСЛИ целиком с закрывающей скобкой и нажав F9

Далее в действие вступает функция НАИМЕНЬШИЙ() , которая первым аргументом имеет вышеуказанный массив, а вторым - функцию СТРОКА(A1) . Обращаем внимание, что во всей формуле это единственная относительная ссылка, которая будет изменяться при копировании формулы по строкам, а именно в первом случае даст 1, на следующей строке 2 и т.д. по порядку. В итоге в ячейке I7 формула, "расшифрованная" с помощью клавиши F9 , будет иметь вид

А скопированная в ячейку I8

Если понадобится применить данную формулу для другого диапазона, изменится исходный диапазон в функции ИНДЕКС(), а также изменится верхняя граница диапазона функции СТРОКА(), в то время как нижняя граница остаётся всегда $A$1. Важно, чтобы количество строк исходного диапазона совпадало с количеством строк в функции СТРОКА().

Фамилии в столбец J можно вставить с помощью формулы, разобранной в Примере 1.


Вопросы к заочной викторине.

в каб. 104).

Легенда о том, что ценнейшая библиотека Ивана Грозного спрятана где-то в подземельях Московского Кремля или где–то в Коломенском заповеднике, существует не одно столетие. Ее искали везде, но никаких следов не нашли. А как во времена Ивана Грозного называлась библиотека?

Соборное Уложение 1649 года содержало много новых законоположений, имеющих характер крупных общественных реформ того времени. Какой новый приказ был образован в соответствии с Соборным Уложением?

Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

Как назывались руководители провинциальных судов в России с 1722 года?

О ком идет речь в отрывке из сочинения Н.М.Карамзина:

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военоначальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

В каком году в России было устранено сословное деление общества?

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

При каком руководителе СССР был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой?

Назовите хотя бы три имени, связанные с событиями церковного раскола в России XVIII в.

Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«...Никто из советских руководителей не возражал против плана Хрущева, а маршал Малиновский довольног активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

Прочтите отрывок из рапорта военачальника и укажите его имя.

«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождем атаковала турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 часа совершенно ее уничтожила; суда были отброшены на мель, и 2 фрегата отброшены на отмель, и 2 фрегата взорваны на воздух, батареи скрыты».

Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого офицера и определите название плана, о котором говорится в тексте.

«Я лично впервые услышал об этом плане... 29 июля 1940 года. В этот день генерал-полковник Иодль... заявил, что фюрер решил подготовить войну против России. Фюреробосновал это тем, что война должна произойти так или иначе, так лучше будет, если эту войну провести в связи с уже происходящей войной и, во всяком случае, начать необходимые приготовления к ней».

Как называлась программа С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского, предполагающая переход к рыночной экоономике за 1,5 года.

Назовите центральные фигуры политического руководства СССР после смерти И.В.Сталина.

С каким лозунгом выступили рабочие предприятий г.Новочеркасска в июне 1960 г., на стихийном митинге против политики повышения цен?

Какое название получили территориальные органы управления экономикой, созданные во второй половине 1950-х годов?

Какое из понятий характеризует период руководства государством Н.С.Хрущевым: «борьба с космополитизмом», «раскулачивание», «реабилитация», «монархизм»?

Прочтите отрывок из доклада и укажите, когда он был сделан.

«Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления...».

Прочтите отрывок из постановления ЦК ВКП(б) и укажите писателя, о произведениях которого идет речь.

«В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю_________, произведения которого чужды советской литературе».

Выберите из предложенных вариантов: М.Шолохов, Б.Пастернак, А.Фадеев, М.Зощенко.

Прочтитеотрывок из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и напишите фамилию автора.

«...Правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода войск в течение 10м есяцев. Дата эта установлена, исходя из того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не позже 15 марта 1988 г.».

Что включает в себя понятие «ближнее зарубежье» для современной России?

По подсчетам академика М.Н. Тихомирова, в X веке их было 25, в XI – 89, в XII – 224, в 1237 году – 271. О чем идет речь?

Слово «куранты» появилось в России в 17 веке. Что оно тогда обозначало?

Какое учреждение в России можно назвать первым банком?

Как назывались появившиеся в России с начала 1990-х годов ценные бумаги, свидетельствовавшие о внесении пая в общий капитал предприятия и дававшие право получать часть прибыли?

Кто после отставки Е.Т.Гайдара стал председаталем правительства РФ, внесшим коррективы в курс проведения рыночных реформ?

Кто первым в нашей стране был награжден орденом Красного Знамени?

Назовите первого бригадира женской тракторной бригады, а потом и организатора женского движения под лозунгом: «Сто тысяч подруг на трактор!»

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императора, о внутренней политике которого идет речь.

«Он издал подробные указы-запрещения носить круглые шляпы, фраки, жилеты, жабо, высокие галстуки и вообще все, напоминавшее якобинцев. Он изгнал из официального языка слова «общество», «гражданин» и другие; учредил строжайшую цензуру для театральных пьес и литературных произведений,ю запретил привозить книги и музыкальные сочинения из Европы, вызвал путешествовавших или учившихся за границей русских и запретил въезд в империю всякому французу, не имеющему паспотра за подписью бурбонских принцев».

Назовите хотя бы три события, связанных с революцией 1905-1907 гг.

A1 Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) начало Ливонской войны

2) введение урочных лет

3) созыв первого Земского собора

4) Куликовская битва

A2 С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия связано развитие

1) книгопечатания

2) зодчества

3) иконописи

4) летописания

A3 Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?

1) местничество

2) опричнина

3) нестяжательство

4) семибоярщина

A4 Принятие «Русской Правды» Ярослава Мудрого привело к

1) укреплению Древнерусского государства

2) введению правила «Юрьева дня»

3) замене «полюдья» «повозом»

4) ограничению власти князя

A5 В каком веке «из тьмы лесов, из топи блат» появилась новая столица Российской империи - Санкт-Петербург?

1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

A6 Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра?

A) В.В. Голицын Б) Д.М. Пожарский

B) Ф.М. Апраксин Г) Б.П. Шереметев

Д) А.Г. Орлов

Е) А. Д. Меншиков Укажите верный ответ.

A7 Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как

1) хованщина

2) бироновщина

3) правление верховников

4) аракчеевщина

A8 Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

1) освобождение дворян от обязательной службы

2) введение денежного налога - подушной подати

3) ограничение дворянских прав и привилегий

4) ликвидация белых слобод

А9 Павел I кроме титула «Император Самодержец Всероссийский» имел ещё и титул

1) Президент Русской Калифорнии

2) Великий хан Сибирский

3) Гроссмейстер Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

4) Лорд - Протектор Италии

A10 Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 - 1811 гг.

2) 1816 - 1826 гг.

3) 1827 - 1828 гг.

4) 1829 - 1830 гг.

A11 Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1) С.Ю. Витте

2) К.П. Победоносцева

3) Д.А. Толстого

4) М.Н. Каткова

A12 Какие из перечисленных мероприятий были проведены в ходе реформ -1 1860-х - 1870-х гг.?

A) введение всесословной воинской повинности

Б) ликвидация помещичьего землевладения

B) введение временнообязанного состояния крестьян

Г) возвращение крестьянам отрезков

Д) учреждение суда присяжных заседателей

Е) учреждение Государственного Совета

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БВЕ 4) ГДЕ

A13 В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Верховному Тайному совету

2) Сенату

3) императору

4) III отделению императорской канцелярии

A14 Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и укажите, о какой категории

крестьян идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери... Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям...? На сей раз, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственных

2) удельных

3) посессионных

4) крепостных

A15 Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) Ф.И. Шаляпин

2) С.В. Рахманинов

3) С.П. Дягилев

4) С.И. Мамонтов

A16 Какое из перечисленных ниже событий относится к 1942 г.?

1) пленение немецкого генерал-фельдмаршала Паулюса

2) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»

3) создание Государственного Комитета Обороны

4) битва за Днепр

A17 Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?

1) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

2) строительство Днепрогэса

3) осуществление первого полета человека в космос

4) строительство Магнитогорского металлургического комбината

A18 Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1) принятие новой Конституции СССР

2) падение в обществе интереса к публицистике

3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4) изгнание из страны представителей диссидентского движения

A19 Прочтите отрывок из воспоминаний участника описываемых событий и укажите период, когда происходили описанные события.

«Ощущение незащищенности особенно усилилось после Хиросимы и Нагасаки... Для всех, кто осознал реальности новой атомной эры, создание собственного атомного оружия, восстановления равновесия стало категорическим императивом...

Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства».

1) 1941 - 1944 гг.

2) 1945 - 1953 гг.

3) 1953 - 1964 гг.

4) 1965 - 1985 гг.

A20 Общественно-политическая жизнь в России в 1990-х гг. характеризовалась

1) борьбой за свободу выезда из страны

2) подпольным распространением запрещенных литературных произведений

3) проведением безальтернативных выборов

4) идеологическим плюрализмом

A21 Выборный представительный орган, разогнанный большевиками в январе 1918 г., назывался

1) Государственной Думой

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) III Всероссийским съездом Советов

4) Учредительным собранием

B1 Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в бланк.

A) патриарх Никон

Б) Г. Потемкин

B) Ф. Лефорт

Г) А. Курбский

Д) А. Никитин

В2 Выберите из списка события, связанные с внешней политикой России в XVIII в.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

1 - Смоленская война

2 - Семилетняя война

3 - Андрусовское перемирие

4 - разделы Речи Посполитой

5 - Деулинское перемирие

6 - Ясский мир

B3 Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) В. О. Ключевский 1) художник

Б) И. И. Левитан 2) архитектор

В) А.Д. Захаров 3) коллекционер

Г) П. М. Третьяков 4) создатель толкового словаря

Русского языка

5) историк

В4 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований.

Сенат, ассамблеи, коллегии, Синод, Госсовет.

В5 Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя князя, о котором идёт речь:

«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он – родоначальник политики московских князей, политики возрождения России. … Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю».

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1 - 1878 г.

2 - Ясский мир

3 - Петр I

4 - 1856 г.

5 - 1791 г.

6 - Гюлистанский мир

7 - Ям-Запольское перемирие

8 - Александр I

9 - Ништадский мир

Правитель Год Мирный договор

________(А) 1721 г. ________(Б)

Екатерина II ________(В) _______(Г)

________(Д) 1812 г. Бухарестский мир

Александр II ________(Е) Парижский мир

В7 Прочтите отрывок из сочинения историка

«...Центральный пункт их программы - "социализация" земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. "центрального террора", осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации.

Используя отрывок и знания по истории выберите из списка три верных суждения. Ответ запишите без пробелов.

2) Гражданская война в России началась именно из-за прихода к власти этой партии

3) лидером партии до конца её существования был В.М. Чернов

4) Партия, которой посвящен текст -ПСР

5) Партия ответственна за убийство Николая II

6) Партия не имела суждений по национальному вопросу

В8-11 Рассмотрите предложенную карту и выполните задания

В8 Напишите название военного конфликта, схема которого изображена на карте

В9 Назовите фамилию правителя Речи Посполитой участвовавшего в этой войне.

В10 Назовите город в котором был заключен мирный договор, окончивший войну.

В11 Какие суждения относящиеся к войне представленной на схеме являются верными. Выберите три суждения.

1) По итогам мирного договора Россия приобрела часть Финляндии

2) В войне участвуют четыре государства

3) Во время войны погиб правитель одного из государств

4) По итогам войны 2 государства лишились независимости

5) Мирный договор этой войны был заключен в 1582 году

6) Россия победила в этой войне

Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13

В12 Какие суждения о картине являются верными. Выберите два суждения.

1 – Место действия на картине - Москва

2 – Картина написана в ХХ веке

3 – На картине изображено провозглашение власти Советов

4 – На картине изображены события в РСФСР

5 – Оратор выступает перед восставшим народом

В13 Какое произведение искусства создано в другом веке, чем предыдущая картина

1- 2 -

3 - 4 -

Для ответов на третью часть ЕГЭ используйте бланк ответов номер 2. Номера вопросов С1, С2 и т.д., потом развернутый ответ на него. Ответы пишите четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из текста и знаний по курсу истории.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание - значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <.>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление. в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние. растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы - вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! - ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное - под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это - случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <...> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

C1 Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

C2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

C3 Укажите не менее трех событий, последующие в тот же год, после этого заявления.

C4 Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии.

С5 Деятельность П.А. Столыпина имеет в историографии две противоположные оценки.

Охарактеризуйте эти оценки и приведите не менее двух аргументов в пользу каждой.

С6 выберите и кратко опишите деятельность одно из исторических деятелей.

1 – Ярослав Мудрый. 2 –Е.Ф. Канкрин. 3 – В.И. Ленин. 4 – Наполеон Бонапарт

(укажите время жизни, направления деятельности(минимум 2) характеризуйте их. Результаты деятельности)