Гарсия лорка. Краткая биография федерико гарсиа лорка

(1898-1936) испанский поэт и драматург

Федерико Гарсиа Лорка относился к тем деятелям испанской культуры, которых называют «поколением 98-го года». Он вошел в литературу в то время, когда испанская культура обратилась к собственным великим корням. Никто из испанских литераторов XX в. так широко и разнообразно не использовал поэтический и музыкальный фольклор своей страны, как это сделал знаменитый поэт.

Он родился в небольшом селении Фуэнте Вакерос, находившемся поблизости от Гранады, центра Андалусии, и был старшим сыном состоятельного арендатора Федериго Гарсиа Родригеса. Мать поэта - донья Висента Лорка - до свадьбы работала учительницей в местной школе. Она была второй женой Федериго Родригеса. Первая жена умерла через три года после свадьбы, так и не родив ему ребенка. Поэтому Федерико был не только старшим, но и самым любимым сыном в семье. Отец не изменил своего отношения к нему даже тогда, когда стали очевидны его нетрадиционные наклонности.

Семья Лорки была известна своей музыкальностью: отец и дед поэта играли на гитаре и пели на всех деревенских праздниках, мать и бабушка были признанными в округе исполнительницами народных песен и романсеро. С трех лет Федерико участвовал в семейных концертах, он оказался самым музыкальным из всех детей. Мать научила его читать и играть на фортепиано.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебралась в соседнее селение Аскероса. Там находилась частная школа, в которую отец отдал Федерико, как старшего сына в семье. Вскоре учитель подтвердил музыкальные способности мальчика и начал заниматься с ним музыкой. Когда Федерико закончил пятый класс, отец перевез семью в Гранаду, чтобы отдать сына в престижную закрытую школу при монастыре Святого Сердца Иисусова. Федерико был одним из лучших учеников и закончил школу сразу по двум отделениям - литературному и музыкальному.

Однако его дальнейшая судьба стала предметом семейных споров. Учитель Федерико, испанский композитор А. Сегура, советовал юноше поступать в консерваторию, а родители требовали, чтобы тот получил «солидную» профессию и стал адвокатом. Не осмеливаясь выступить против семьи, Федерико поступил сразу на два факультета Гранадского университета - правовой и литературно-философский, но уже с второго курса сделал окончательный выбор в пользу литературы. В университете Федерико Лорка не оставлял занятия музыкой, он даже выступал перед товарищами с небольшими концертами, исполняя произведения Моцарта и Шопена.

Способного юношу заметил профессор литературы М. Берруэта, руководивший студенческим литературно-художественным центром. Вскоре в «Бюллетене» центра появляются стихи Лорки, а затем и статья «Символическая фантазия«, посвященная юбилею великого испанского поэта Хосе Серильи.

Вместе со своим профессором, Федерико Лорка совершает путешествие по Испании, записывает фольклор и осматривает достопримечательности. Во время путешествия Берруэта знакомит Лорку со своими друзьями - писателем Мигелем де Унамуно и поэтом Антонио Мачадо.

Вернувшись в Гранаду, Федерико Лорка печатает книгу очерков и путевых заметок «Впечатления и картины» (1918). Ее выход приводит к конфликту с отцом, который требует, чтобы Федерико бросил литературу и продолжил заниматься юриспруденцией. Лорка снова подчиняется диктату семьи, правда, по совету Берруэты, покидает Гранаду и переезжает в Мадрид. Он поселяется в университетском городке и слушает лекции на правовом факультете, но все свободное время отдает литературе.

На летние месяцы Федерико Гарсиа Лорка возвращается в Гранаду. Он ежегодно выезжает в окрестные селения и записывает народные песни, танцы и сказки. В 1920 г. молодой литератор пишет пьесу-сказку «Колдовство бабочки» и с помощью Антонио Мачадо передает ее в мадридский кукольный театр «Эслава». Пьесу принимают к постановке, и 22 марта 1920 года проходит ее премьера. В течение нескольких недель пьеса шла с постоянным аншлагом. Имя Лорки впервые становится известным широкой публике. Вышедший одновременно с пьесой сборник его стихов получает благожелательные отзывы в критике.

Вдохновленный успехом Федерико Лорка увез свою пьесу в Гранаду, и вскоре она с триумфом прошла на сцене местного театра. Во время работы над постановкой драматург познакомился с композитором Мануэлем де Фалья. Они начинают работать над сборником канте хондо - старинных андалузских народных песен. В июле 1922 года Лорка и де Фалья организуют в Гранаде фестиваль, на который собираются исполнители канте хондо со всех концов Андалусии. На открытии фестиваля Федерико Лорка выступает с лекцией о канте хондо, которую затем печатает в виде брошюры.

В это же время он знакомится с известным испанским художником Сальвадором Дали , и вскоре между ними завязываются дружеские отношения. Лорка неоднократно навещает Дали в его доме в местечке Кадакес. Под влиянием художника он начинает заниматься графикой и создает серию офортов.

Одновременно он продолжает обрабатывать фольклор и на основе собранных текстов выпускает сборник стихов «Поэма о канте хондо» (1923). В нем Федерико Лорка объединил народные песни в цельное произведение. Героиней становится цыганка Петенера, она бродит по миру, находя утешение в песнях. Каждая глава поэмы построена на основе одной из разновидностей канте хондо.

Вырученные от продаж сборника средства позволяют Лорке обрести долгожданную материальную независимость. В конце августа 1923 года он завершает образование и получает диплом лиценциата права в Гранадском университете. Поэт полон творческих планов, но 13 сентября в стране происходит государственный переворот, и к власти приходит диктатор Примо де Ривера. Вместе с другими деятелями испанской культуры Лорка выступает против диктатуры, отменившей все гражданские свободы. Стихи Лорки, в которых звучит тема стихийного протеста, оказываются созвучны происходящему в стране.

Постепенно из отдельных стихотворений составляется новая книга - «Песни» (1927). Тираж издания мгновенно раскупают, и вскоре стихи Лорки начинают звучать не только в Гранаде, но и в других городах страны. Теперь поэт уже не копирует фольклорные произведения, а создает самостоятельные в жанровом отношении произведении. В них он отражает собственный поэтический мир.

Одновременно с книгой стихотворений, Федерико Лорка завершает первое крупное драматическое произведение - народную драму-романсеро «Мария Пинеда». В основу сюжета была положена легенда о печальной судьбе девушки, убежавшей с любимым. Когда ее поймали, то объявили колдуньей и приговорили к сожжению на костре. Через С. Дали Лорка передает свою пьесу известной испанской актрисе М. Ксиргу. Вскоре она извещает молодого автора, что поставит пьесу в своем театре в Барселоне.

25 июля 1927 года состоялась премьера пьесы в Барселоне. Одновременно проходит выставка офортов Дали, написавшего декорации к спектаклю. А всего через несколько недель М. Ксиргу привозит пьесу в столицу. Там спектакль превращается в демонстрацию, и власти спешат запретить публичный показ пьесы Лорки.

В столице поэт входит в круг крупнейших представителей испанской культуры XX века. В доме художника Рафаэля Альберти он знакомится с известным испанским тореро И. Мехиасом. Образ отважного тореадора вдохновляет Лорку на создание цикла стихотворений. В начале 1928 г. выходит из печати самая крупная книга стихов Лорки - «Цыганский романсеро». В ней автор создает собственный поэтический мир, наполненный образами испанского фольклора. Впоследствии многие стихотворения из этого сборника станут народными песнями. Федерико Лорка пробует писать и прозу: в журнале «Гальо» появляется несколько его рассказов.

В начале 1929 года Федерико Гарсиа Лорка впервые выезжает за пределы Испании. Вместе с несколькими друзьями он отправляется в Париж, затем в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк. Несколько месяцев поэт провел в США, он даже закончил курсы английского языка и слушал лекции в Колумбийском университете.

Вернувшись в Испанию в конце 1930 г., Лорка создает своеобразный триптих - книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» и пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет». В стилистике этих произведений он следует традициям европейского авангарда.

Федерико Лорка с восторгом встречает известие о падении военной диктатуры и восстановлении демократических свобод. Федерация испанских студентов предлагает ему возглавить студенческий театр, и появляется передвижной коллектив «Ла бар-рака» («Балаган»), с которым поэт ездит по всей стране. Он пишет для театра цикл произведений под общим названием «Андалузские трагедии». Пьесы «Кровавая свадьба», «Иерма», «Донья Роста, девица, или Язык цветов» и «Дом Бернарды Альбы» построены на острых романтических коллизиях. В каждой из них действует героиня, которая выступает против нелепых запретов и предрассудков.

Пьесы Лорки идут на лучших сценах Испании, писатель много ездит по стране, выступая с лекциями и чтением стихов, авсентябре 1933 года уезжает в Аргентину. В Буэнос-Айресе его принимают как почетного гостя. Он впервые пробует свои силы как режиссер - ставит собственную пьесу-водевиль «Чудесная башмачница» и комедию Лопе де Веги «Дурочка». Вернувшись в Испанию, Лорка узнает о смертельном ранении своего друга И. Мехиаса во время боя быков и посвящает его памяти поэму «Плач по Игнасио Мехиасу».

В это время в стране поднимается волна забастовок. Федерико Гарсиа Лорка выступает в поддержку шахтеров Андалусии и организует сбор средств для забастовщиков. Он передает им средства, полученные от издания книг и от театральных постановок. Впервые Федерико Лорка четко определяет свою политическую позицию и выступает как сторонник левых сил. Перед парламентскими выборами он снова ездит по стране и агитирует за коммунистов. Его стихотворения звучат на митингах и печатаются как прокламации.

Победу Народного фронта на выборах Лорка отмечает публикацией сборника «Первые песни». Летом 1936 года, закончив дела в столице, он выезжает к родным в Гранаду, а на другой день после приезда узнает о начале фашистского мятежа.

Федерико Лорка пытается добраться до столицы, но власти держат его под домашним арестом, ему негласно предлагают покинуть страну, но он отвечает отказом. Ровно через месяц, 18 августа 1936 года, Федерико Гарсиа Лорка был арестован и на следующий день расстрелян неподалеку от Гранады.

публичным чтениям собственных стихов. Именно тогда и сформировалась группа «Поколение 27», в которую входили такие известные личности, как Луис Бунюэль, Рафаэль Альберти и Сальвадор Дали.

Первые работы

В 1921 году Лорка решился на публикацию стихов, сборник назывался просто — «Книга стихов». В ней ощутимо влияние Хименеса и Дарио, но стихи Лорки были особенно музыкальны, близки к народному творчеству.
В 1927 году вышел сборник «Песни», в котором жизнь представлена в драматическом свете, присущем популярным андалузским песням. В эти годы поэт увлекался традиционным в Андалусии глубоким пением, принимал участие в фестивалях. В этом же году в Барселоне прошла его первая персональная выставка картин.
В 1929 году была организована театральная труппа «Балаган», которую возглавил Лорка. Участники поставили своей целью возрождение у зрителя интереса к классической драматургии Испании. Они давали в селах представления пьес Сервантеса, Кальдерона и Лопе де Веги.
Первый ошеломительный успех пришел благодаря постановке «Марианна Пинеда». Декорации для сцены сделал Сальвадор Дали. Эта историческая драма в стихах повествовала о мученической смерти девушки, живущей в Гранаде и ведущей подпольную деятельность против тирании Фердинанда VII.

Известность

Прославил Федерико Гарсиа Лорку в Испании и за ее пределами сборник стихов «Цыганский романсеро», изданный в 1928 году. Также пользовалась успехом «Поэма о жалобной песне», опубликованная в 1931 году и закрепившая за поэтом славу «цыганского поэта». В этих произведениях дарование Лорки раскрывается наиболее полно, проявляются основные черты характера. Его восприятие жизни наполнено фатализмом, чувствуется громадный эмоциональный накал.
В 1929 году поэт уезжает в Нью-Йорк, изучает в Колумбийском университете английский язык. Здесь он сблизился со многими театральными труппами, как профессиональными, так и любительскими. Так родился сборник «Поэт в Нью-Йорке», который увидел свет только в 1940 году, после смерти Лорки.

Лорка и театр

Вдохновленный театром, вернувшись на родину в 1931 году, поэт собрал собственную труппу. Его проба себя в драматургии была удачна. Многие фарсы стали очень популярны: «Волшебная башмачница», написанная в 1930 году, «Любовь дона Перлимплина», опубликованная в 1933 году. В этом же году Лорка отправляется в Буэнос-Айрес для того, чтобы ставить там эти пьесы.
Одной из самых знаменитых пьес Лорки-драматурга до сих пор является «Кровавая свадьба», поставленная в Мадриде в 1933 году. Она сразу заслужила огромную зрительскую любовь. Тема была взята из небольшой газетной заметки: невеста в свою первую брачную ночь сбежала с другим. Автор задумал произведение как первую часть трилогии «Испанская вселенная». В основе всех трех пьес лежат трагедии женщин, вызвавшие кровавые распри.
Вторая часть написана в 1934 году — это трагедия «Йерма». Она рассказывает о женщине, которая больше всего на свете хочет стать матерью, но ее муж не способен стать отцом. Йерма не хочет изменять супругу, но и не хочет нарушать традиции, бросать мужа. В итоге она решается на кровавый поступок — его убийство. Спектакль приняли не так хорошо, как «Кровавую свадьбу». Критики накинулись на драматурга, обвиняли его в пренебрежении испанскими традициями.
В 1935 году Лорка писал трагедию «Дом Бернарды Альбы». Это окончание трилогии. Сюжет разворачивается вокруг пяти дочерей очень деспотичной женщины, которая заключила девушек в строгие рамки и требовала выполнения всех предписаний. Трагедия в том, что дочери жаждут любви и прощания с материнским домом. Мать стала причиной смерти возлюбленного младшей дочери, и та, не перенеся горя, покончила с собой. Лорка писал деспотичную Бернарду специально под талант гениальной актрисы Маргариты Ксиргу. При жизни автора трагедия не была поставлена, зато считается его высшим достижением на ниве драматургии.
Сам Лорка больше всего любил свои пьесы «Аудитория» и «Когда пройдет пять лет». Он считал, что в них разрушаются рамки театрального реализма, находят воплощение сюрреалистические драматургические эксперименты.
Последнее поэтическое творение литературного гения — «Плач по Игнасио Cанчесу Мехиасу», написанный в 1935 году. Оно посвящено смерти одного из близких друзей поэта, известного тореадора.

Летом 1936 Года Лорка планировал съездить в Мексику, но перед этим решил отправиться в родные края. В Испании уже начала разворачиваться Гражданская война. Через четыре для после прибытия поэта в Гранаде и во всей южной Испании развернулся военный мятеж. К мятежникам примкнул еще и гарнизон Гранады. Представители новой власти сразу же начали массовые аресты, и за ними — расстрелы. Все сторонники республиканцев и «левые» оказались в группе риска.
Хотя Лорка не состоял в политических партиях, но считался «левым». Поэтому 18 августа его арестовали. А уже 19 августа вместе с двумя матадорами и школьным учителем расстреляли в овраге Виснар, что в предгорье Сьерра-Невады. Это произошло по приказу центра франкистов.
Расстрел происходил на рассвете, в поэта попадала пуля за пулей, а он все пытался подняться. Так и вставал, пока совсем не затих, вцепившись руками в красноватую землю.
В 2008 году по инициативе его внучки была произведена эксгумация братских могил, но тело так и не было найдено. Существует несколько мифических версий, что он не погиб, а эмигрировал, но подтверждений этим домыслам не найдено.
Удивителен факт, что Лорка будто предвидел свою смерть и неизвестность места захоронения. Предчувствие хорошо прочитывается в «Истории и круговороте трёх друзей».

Наследие

Последняя пьеса, хотя и считается неоконченной, все же была завершена поэтом за два месяца до гибели. Тогда он считал, что только приступает к лучшим своим произведениям. Франкисты же объявили все стихи, поэмы и пьесы Лорки вне закона, они были публично сожжены в Гранаде.
Творчество Федерико Гарсиа Лорки многогранно, оно переплетено с народным сознанием. Поэзия его трагична, близка канте хондо (народному музыкальному искусству), так хорошо передающему атмосферу сумерек и ночи, небытия.
Произведения поэта переведены на десятки языков, считаются культовыми на родине и пользуются огромным уважением в разных странах, в том числе и в России.


Когда умру, схороните меня с гитарой в речном песке… Этим словам Федерико Гарсиа Лорки , одного из самых известных поэтов Испании, не суждено было сбыться. Талантливый литератор, воспевавший в своих стихотворениях Андалусию, прожил всего 38 лет и трагически погиб в первые месяцы Гражданской войны. До сих пор историкам не удалось точно установить обстоятельства его смерти и место захоронения…


Лорка родом из провинции Гранада, здесь прошло его детство, и здесь же трагически оборвалась его жизнь. Обладая незаурядным литературным талантом, Федерико еще в юности решает посвятить свою жизнь творчеству. Он много путешествует по Испании, знакомится с фольклором, традициями и обычаями своей страны. В двадцать лет поэт заявил о себе на литературной арене, издал сборник «Впечатления и пейзажи», дебют был высоко оценен современниками.


Определяющим этапом в жизни Лорки стали университетские годы, проведенные в Мадриде. Здесь андалусец знакомится с тогда еще совсем молодым художником Сальвадором Дали и начинающим кинорежиссером Луисом Бунюэлем. Лорка много и продуктивно работает, пишет стихотворения, пробует себя в драматургии. К окончанию университета Лорка уже заработал литературную славу, он занимает центральное положение среди авангардистов. Он публикует несколько сборников, проникнутых романтикой цыганской жизни, а чуть позже – путешествует в Нью-Йорк.


Лорка вернулся в Испанию сразу после установления Второй испанской республики. Он поехал навестить семью в Гранаду, несмотря на то, что политическая ситуация была накалена до предела. Поэт остановился у близкого друга Луиса Росалеса, но это не спасло: Лорку разыскали, приговорили к смерти и привели приговор в исполнение. Принято считать, что убили поэта из-за политических мотивов испанские фашисты-фалангисты. Однако в последние годы эта гипотеза критикуется все чаще…


Федерико Лорка был аполитичен по своей натуре, кроме того, некоторые его близкие друзья были фалангистами. Так что предположение об убийстве на политической почве можно оспорить. Гораздо больше оснований полагать, что смертельный приговор Лорке вынесли представители влиятельных кланов Гранады, где отец Лорки в предвоенные годы занимал должность заместителя мэра. Влиятельным кланам Гранады Лорка насолил еще и лично, изобразив их карикатурно в пьесе «Дом Бернарды Альбы».


Стоит упомянуть и еще об одном важном моменте. Правосудие в Гранаде вершил тогда Рамон Руис Алонсо, депутат-парламентарий, славившийся своей жестокостью. Он активно враждовал с Луисом Росалесом, в чьем доме проживал Лорка, так что смертный приговор поэту был для Алонсо одним из способов взять реванш, обвинить Росалеса в укрывании особого опасного преступника-шпиона.


Предположительно, именно Руис Алонсо сделал донос на Лорку, обвинив его в шпионаже в пользу большевиков. По такому обвинению и Федерико, и Луиса ожидала высшая мера наказания – расстрел. Местные власти тут же поручили батальону ополченцев, собранных из добровольцев-головорезов, наказать виновных. Лорка вскоре был арестован, его друзья-поэты пытались обратиться за помощью к высшему командованию – генералу Франко. Тот приложил усилия, чтобы спасти известного поэта, но было уже поздно: Лорку расстреляли вместе с другими обвиняемыми. Это произошло 18 августа 1936 года.


Долгое время считалось, что Лорка похоронен в общей могиле с другими расстрелянными в овраге Виснар. В 2008 году были проведены раскопки, однако останков поэта обнаружено не было. Это дало повод для того, чтобы усомниться в факте его расстрела. По одной из версий, тело Лорки после расстрела удалось забрать его родственникам, и они похоронили его в родовом поместье. Согласно другой, умирающего поэта спасли местные жители, отправили в ближайший монастырь, и там его выходили настоятельницы. При этом он потерял память, не мог членораздельно говорить и так доживал свой век. По самой маловероятной версии, Лорку спасли и отправили в Аргентину, где он жил в полном забвении.

Андалусии , певцом ее красоты. Взгляните на очарование ее белоснежных деревень, не влюбиться в Испанию невозможно!

Биография
В Советском Союзе Лорка был одним из самых издаваемых зарубежных поэтов. Объясняется это тем, что поэта в 1936 году расстреляли фашисты - и этот расстрел имел огромный резонанс во всем мире. Это был какой-то знаковый расстрел, с него в мире как бы началась кровавая фашистская бойня, стали объединяться антифашистские силы. Тогда громко прозвучали слова чилийского поэта Пабло Неруды «Погиб поэт. И какой поэт! Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый и космическому и провинциальному, необыкновенно музыкальный, великолепный мим, робкий и суеверный, мучающийся и веселый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта, все то, что дала арабско-андалузская культура».
Вторая причина успеха поэзии Лорки у русского читателя заключается в том, что вообще такая ярко эмоциональная испанская поэзия близка душе русского человека. Говорят, русские и испанцы давно симпатизируют друг другу, что в ментальности обоих народов есть что-то общее. Может быть. По крайней мере, поэзия Лорки хорошо у нас известна, барды наши написали немало песен на его стихи, художники наши нарисовали много полотен на испанские темы Лорки, а петербургский живописец А. А. Мыльников за свой триптих «Коррида. Распятие. Гарсиа Лорка» получил Государственную премию, и эта яркая работа сейчас украшает один из залов Третьяковской галереи.
Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года в андалузской деревушке Фуэнте-Вакерос, что значит Источник Пастухов. Его отец был состоятельным арендатором. Мать - школьной учительницей. Первые впечатления детства мальчика были связаны с музыкой. Все началось с песен, которые под гитару пел отец. Мама играла на фортепиано. Очень много в детстве Лорка слышал плачей, романсов, колыбельных, которые пели простые люди Андалузии скромные служанки, крестьяне.
В шесть лет будущего поэта и драматурга поразил спектакль театра марионеток.
После переезда семьи в Гранаду, которую Лорка всю жизнь будет считать историей, поэзией и чистой красотой Испании, в юноше начинается бурный процесс созревания поэта он целыми днями бродит по древним легендарным улицам, по залам Альгамбры, по площади Марианны Пинеды. . . В Гранадском университете Федерико увлекся поэзией Рубена Дарио, Мануэля Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, сам начал сочинять.
Летом 1917 года Федерико с группой студентов объездил Галисию, Кастилию, Леон. Он слушал, наблюдал, запоминал и искал свой способ выражения, свой голос. Из путевых дневников по Испании и родился его первый сборник, но не стихов, а прозы. Книгу он назвал «Впечатления и картины». Книга вышла с рисунками автора.
Потом он написал пьесу «Злые чары бабочки», постановка которой провалилась в мадридском театре «Эслава».
В 1919 году Лорка был зачислен в мадридскую Студенческую резиденцию, это было привилегированное учебное заведение, что-то типа испанского Оксфорда. Здесь он попал в круговорот споров о современном искусстве, здесь он познакомился с Сальвадором Дали, Хосе Гильеном, Рафаэлем Альберти, сюда приезжали читать лекции Поль Валери, Альберт Эйнштейн, Ле Карбюзье, нередко бывали выдающиеся испанские писатели старшего поколения Антонио Мачадо и Мигель де Унамуно.
В 1921 году вышла первая книга стихов, которая так и называлась «Книга стихов». В ней еще чувствовалось ученичество, но что-то уже намечалось и глубоко самобытное и самостоятельное. Самобытность заключалась в соединении поэтом книжной и стихийной, народной культуры. Стихи Лорка писал как песни - для голоса и слуха. Он даже свои стихи в опубликованном виде меньше ценил, чем в устном исполнении, большое значение придавал жесту, звуковым ассоциациям.
В 1923 году поэт сдал экзамен на степень лиценциата права. Отец был очень доволен сыном, но к этому времени сам сын гораздо большее значение придавал, например, фестивалю народной андалузской песни, который он затеял с известным композитором Мануэлем де Фальей. Они вместе ездили по Испании и отыскивали и приглашали на праздник канторов - исполнителей редчайшего и древнейшего в Европе типа первобытных песен «канте хондо». Потом у Лорки выйдет книга стихов «Стихи о канте хондо». Он считал этот тип первозданных песен «глубинным пением» и в стихах своих тоже стремился к «глубинному пению».

Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О не жди от нее
молчанья,
не проси у нее молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам - плачет,
как ветра над снегами - плачен,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цел,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!

Это стихотворение - «Гитара» - перевела на русский язык Марина Цветаева.
Славу Лорке принесла книга «Цыганское романсеро», изданная в 1928 году. Почти все романсы этой книги были известны читателям еще по спискам, которые ходили по стране по рукам, передавались по памяти, читались и пелись в самых глухих уголках Испании.
Так было, например, со стихами Есенина в России люди и в глаза не видели еще его книг, а «Ты жива еще моя старушка» или «Клен ты мой опавший» пели везде и все. Так же широко знали, например, и «Неверную жену» Лорки из «Цыганского романсеро»

НЕВЕРНАЯ ЖЕНА
И в полночь на край долины
увел я жену чужую,
а думал - она невинна...
То было ночью Сант-Яго,
и, словно сговору рады,
в округе огни погасли
и замерцали цикады.
Я сонных грудей коснулся,
последний проулок минув,
и жарко они раскрылись
кистями ночных жасминов.
А юбки, шурша крахмалом,
в ушах у меня дрожали,
как шелковые завесы,
раскромсанные ножами.
Врастая в безлунный сумрак,
ворчали деревья глухо,
и дальним собачьим лаем
за нами гналась округа...
За голубой ежевикой
у тростникового плеса
я в белый песок впечатал
ее смоляные косы.
Я сдернул шелковый галстук.
Она наряд разбросала.
Я снял ремень с кобурою,
она - четыре корсажа.
Ее жасминная кожа
светилась жемчугом теплым,
нежнее лунного света,
когда скользит он по стеклам.
А бедра ее метались,
как пойманные форели,
то лунным холодом стыли,
то белым огнем горели.
И лучшей в мире дорогой
до первой утренней птицы
меня этой ночью мчала
атласная кобылица...
Тому, кто слывет мужчиной,
не скромничать не пристало,
я повторять не стану
слова, что она шептала.
В песчинках и поцелуях
она ушла на рассвете.
Кинжалы трефовых лилий
вдогонку рубили ветер.
Я вел себя так, как должно,
цыган до смертного часа.
Я дал ей ларец на память
и больше не стал встречаться,
запомнив обман той ночи
у края речной долины, -
она ведь была замужней,
а мне клялась, что невинна.

Лорка написал много замечательных стихов, много пьес, блистательных статей. Он побывает еще в Америке, увлечется сюрреализмом, потом вернется к древней арабском традиции - будет писать касыды, из которых сложится «Диван Тамарита». Диван - означает по-арабски сборник. Одним словом, поэт вбирал в себя очень многое. Но остался при этом истинно национальным испанским поэтом, потому что все приобретенное он в себе расплавлял и превращал в испанскую песню чаще всего это была горькая, трагическая песня о судьбе испанской женщины. У Лорки почти все женщины печальны, женщина для него символ одиночества, они сгорают в любви.
Много у него в стихах смерти смерть в виде всадника на коне, «бессонный всадник».
Лорка рано, в 1924 году, написал свое «Прощанье»

Если умру я -
не закрывайте балкона,
Дети едят апельсины.
(Я это вижу с балкона.)
Жницы сжинают пшеницу.
(Я это слышу с балкона.)
Если умру я -
не закрывайте балкона.

В этом коротком стихотворении выразилось все главное, чем дышит его творчество народная жизнь, любимая Испания, открытость души поэта и готовность принять смерть, познав в жизни счастье. ..
Это был очень страстный поэт. Он сам говорил «Чего поэзия не терпит ни под каким видом - это равнодушия. Равнодушие - престол сатаны, а между тем именно оно разглагольствует на всех перекрестках в шутовском наряде самодовольства и культуры». И еще он говорил «Миссия у поэта одна одушевлять в буквальном смысле - дарить душу».
Гарсиа Лорка всю свою душу вложил в свои песни, которые в Испании знает каждый.
Напоследок еще несколько стихотворений великого испанского поэта.

ПЕСНЯ
Если ты услышишь плачет
горький олеандр сквозь тишину,
что ты сделаешь, любовь моя
Вздохну.
Если ты увидишь, что тебя
свет зовет с собою, уходя,
что ты сделаешь, любовь моя
Море вспомню я.
Если под оливами в саду
я скажу тебе «Люблю тебя», -
что ты сделаешь, любовь моя-
Заколю себя.

ЧЕРНЫЕ ЛУНЫ
Над берегом черные луны,
и море в агатовом свете.
Вдогонку мне плачут
мои нерожденные дети.
Отец, не бросай нас, останься!
У младшего сложены руки...
Зрачки мои льются.
Поют петухи по округе.
А море вдали каменеет
под маской волнистого смеха.
Отец, не бросай нас!..
И розой рассыпалось эхо.

ТИХИЕ ВОДЫ
Глаза мои к низовью
плывут рекою...
С печалью и любовью
плывут рекою...
(Отсчитывает сердце
часы покоя.)
Плывут сухие травы
дорогой к устью...
Светла и величава
дорога к устью...
(Не время ли в дорогу,
спросило сердце с грустью.)

ПРОЩАНЬЕ
Прощаюсь
у края дороги.
Угадывая родное,
спешил я на плач далекий -
а плакали надо мною.
Прощаюсь у края дороги.
Иною, нездешней дорогой
уйду с перепутья
будить невеселую память
о черной минуте.
Не стану я влажною дрожью
звезды на восходе.
Вернулся я в белую рощу
беззвучных мелодий.

Убит в начале Гражданской войны в Испании .

Биография

Лорка родился 5 июня 1898 г. в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада . В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества. В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране. В г. у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.

В г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид . В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем , а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa («Колдовство бабочки») и осуществляет её постановку ( -1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.

В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов. У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano («Цыганское романсеро», 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк , в результате чего вскоре появляются новые произведения - книга стиховPoeta en Nueva York («Поэт в Нью-Йорке», 1931), пьесы El público («Публика», , 1936) и «Когда пройдет пять лет» (1931).

Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением республики. В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre («Кровавая свадьба»), Yerma («Йерма») и La casa de Bernarda Alba («Дом Бернарды Альбы»).

Перед началом гражданской войны Гарсиа Лорка уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме братьев Росалес, и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км от Фуэнте Гранде . После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании. Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.

Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти). Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьиБальтасара Гарсона , действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия . Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого.

Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев , В. Парнах , А. Гелескул , Юнна Мориц , Н. Трауберг , Н. Малиновская , Б. Дубин , Н. Ванханен , К. М. Гусев и другие.

Многими признаётся , что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трёх друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну , собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.

Произведения

Памятник Лорке в Мадриде (Plaza de Santa Ana)

Проза

  • Impresiones y paisajes (Впечатления и пейзажи, 1918)

Стихотворные сборники

  • Libro de poemas (Книга стихов, 1921)
  • Poema del cante jondo (Стихи о канте хондо, 1921, изд. 1931)
  • Primeras canciones (Первые песни, 1921-1922, изд. 1936)
  • Canciones (Песни, 1921-1924, изд. 1927)
  • Oda a Salvador Dalí (Ода Сальвадору Дали, 1926)
  • Romancero gitano (Цыганское романсеро, изд. 1928)
  • Poeta en Nueva York (Поэт в Нью-Йорке, 1929-1930, изд. 1940)
  • Llanto por Ignacio Sánchez Mejías (Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935)
  • Seis poemas gallegos (Шесть стихотворений по-галисийски, изд. 1935)
  • Diván del Tamarit (Диван Тамарита, 1936, изд. 1938)
  • Sonetos del amor oscuro (Сонеты о тёмной любви, 1936, изд. 1984)

Пьесы

  • Mariana Pineda (Мариана Пинеда, )
  • La zapatera prodigiosa (Чудесная башмачница, )
  • Retablillo de Don Cristóbal (Балаганчик дона Кристобаля)
  • El público (Публика, 1930)
  • Así que pasen cinco años (Когда пройдет пять лет, 1930)
  • Amor de don Perlimplín con Belisa en su jardín (Любовь дона Перлимплина, )
  • Bodas de sangre (Кровавая свадьба , )
  • Yerma (Йерма, )
  • Doña Rosita la soltera o el lenguaje de las flores (Донья Росита, девица, или Язык цветов), )
  • La casa de Bernarda Alba (Дом Бернарды Альбы , )

В русских переводах

  • Гарсиа Лорка Ф. Избранное. М., Гослитиздат, 1944
  • Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. М., Гослитиздат, 1960
  • Гарсиа Лорка Ф. Самая печальная радость… Художественная публицистика. М., Прогресс, 1987

Лорка в культуре

  • С 2003 года в Гранаде ежегодно вручается Международная поэтическая премия имени Федерико Гарсиа Лорки.
  • В Испании режиссёром Хуаном Антонио Бардемом был снят биографический минисериал «Лорка, смерть поэта » (1987).
  • Участники российской хеви-метал группы Ария в 1986 году, чтобы облегчить официальную сдачу программы худсовету, приписали текст песни «Тореро» (на тему (изданному в переводе на русский язык под названием «Волшебный свет») был снят фильм «Божественный свет», получивший награду Отголоски прошлого » («Сальвадор Дали: Любовь. Искусство. Предательство»).
  • В 2015 году в Испании начал выходить научно-фантастический сериал «Министерство времени». 8-я серия 1-го сезона посвящена событиям, происходившим в Мадридском университете в 1924 году; одним из главных действующих лиц серии является Федерико Гарсиа Лорка.

Разное

  • В конце 1980-х годов благодаря исследованиям биографа Йена Гибсона стало известно о гомосексуальности Гарсиа Лорки. Его любовником в последние годы жизни был журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас, которому поэт посвятил «Сонеты темной любви»
  • Изображен на почтовой марке Албании 1989 года.