Имение глинки якова брюса. В гости с дроном к якову брюсу в усадьбу глинки, московская область

Главная достопримечательность Лосино-Петровского - это, конечно же, усадьба Якова Брюса "Глинки". Яков Виллимович Брюс - сподвижник Петра Первого, "отец русской артиллерии", фельдмаршал, шотландец по происхождению. Село Глинково было пожаловано ему после заключения Ништадтского мира в 1921 году. Брюс подписал мирный договор от России. Договор был очень выгоден для России, оттого и такой подарок. По другой версии Брюс приобрёл усадьбу в 1727-м году у А.Г. Долгорукого. В 1726-м Брюс вышел в отставку и уединился в своём имении, где и жил в своё удовольствие. Там же он и умер в 1735-м году. После Якова усадьбой владел его племянник Александр Брюс, потом его сын Яков, затем граф и масон Мусин-Пушкин-Брюс. После него усадьба "пошла по рукам", часто меняя владельцев, среди которых были в основном купцы, привыкшие из всего извлекать прибыль. Похоже, что традиция эта продолжается и сейчас.

Недавно в усадьбе располагался гастроэнтерологический санаторий "Монино". Недалеко от санатория был открыт источник минеральной воды, помогающей при желудочных заболеваниях. Были построены новые корпуса.
Сейчас вроде усадьбой владеет какой-то частник, санаторием там и не пахнет.
2. Подъезжая к усадьбе со стороны города, упираешься в соединённые между собой два заросших пруда.


3. Северный пруд был устроен уже в 20-м веке, в 30-е годы.


Усадьба со всех сторон обнесена забором. Но наличие заборов в нашей стране компенсируется наличием в них дыр. Вот в такую дыру я и прошёл. Поскольку находился я там на нелегальном положении, в полной мере отснять удалось не всё, но большинство.
Главный дом усадьбы - на заглавном фото. Фактически, это самая старая усадьба в Подмосковье.
4. На территории есть ещё один пруд.


Есть легенда, что за зиму на этом пруду намораживали толстый слой льда, весной укрывали соломой. Граф любил козырнуть перед гостями, пригласив их среди лета покататься на коньках. Сейчас на берегу пруда стоят две палатки, похоже, что бомжики поселились. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые целомудренная купчиха Колесова велела побросать в пруд. Оставшиеся следующий владелец употребил в качестве материала для строительства плотины.
5. Ещё раз главный дом.


6. Наверху башенка, с которой Брюс проводил свои астрономические наблюдения.


При купце Лопатине, устроившем в доме склад хлопка, в здание попала молния, вызвавшая пожар. Суеверный купец дом восстановил и башенку тоже. Так что, башенка не оригинальная. Но этим Лопатину отмазаться не удалось.
7. Вскоре сгорела его фабрика на берегу Вори. Дух Брюса мстил за поруганное имение.


Внутреннее убранство стараниями купцов и небесных сил не сохранилось.
8.


9. Ещё одно интересное здание - флигель "кладовая Брюса" построено в 1727-1735 годах.


10. Первый этаж был жилой, кладовая находилась в подвале.

Там Брюс ставил свои опыты, приводящие в трепет современников.
11. До недавнего времени в этом здании был пусть и скромный, но всё же музей Брюса.

Аркада была построена уже позже, в конце 18-го века. В 19-м веке перестраивалась.
Здесь я был облаян местным кобельком. Но с собаками договариваться проще, чем с людьми, и после пары минут общения он уже бегал за мной по усадьбе, виляя хвостом.
12. Кордегардия (домик охраны).


Здание построено в числе первых, но в 19-м веке был надстроен второй этаж.
13. Восточный флигель усадьбы. Сбоку к нему была пристроена конюшня.


14.


15. Ещё один служебный флигель.


Мне не удалось заснять только хозяйственный корпус и садовый павильон. Я понял, что дальнейшее нахождение на территории чревато разборками с охраной и направился к выходной дырке. Уже там меня догнал охранник, который знал только три слова "Нельзя" и "Частная собственность". Но поскольку он был раза в два мельче меня, мои слова о том, что это объект объект культурного наследия федерального значения, и что к нему должен быть обеспечен доступ независимо от формы собственности убедили его вернуться в свою будку.
А снаружи ограды тоже есть что посмотреть.
16. Развалины церкви Иоанна Богослова, построенной при Брюсе.


17. Церковь была очень сильно перестроена в бытность свою санаторным корпусом.


18. Были сделаны балконы, на которых уже растёт лес.


19. Здесь, видимо, была алтарная часть.

Внутри уже выросли деревья ростом с само здание. Признать в этой руине церковь достаточно сложно. Носит статус выявленного объекта культурного наследия. Честно говоря, сомневаюсь, что его смогут восстановить.
20. А рядом построили скромную деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Усадьба «Глинки» находится там, где земля между реками Ворей и Клязьмой образовала полуостров, со всех сторон защищенный лесами и болотами. Территория была изрезана древними подземельями. По словам специалиста по биолокации Юрия Иванова, "Глинки" располагаются на "месте силы" - месте выхода на поверхность энергии земли. В наше время здесь расположен санаторий «Монино».

Якова Вилимовича Брюса называют русским Фаустом, но надо сказать, что загадок он оставил для нас гораздо больше, чем воспетый поэтами его германский коллега-чернокнижник. Хотя его, наверное, было бы правильнее назвать русским да Винчи за обширный интерес к различным областям знания и изобретательству. Любопытно, что дата его рождения приходится на праздник «День всех тайн» - 11 апреля, и совпадает с датой рождения великого масона и чародея Сен-Жермена.

Пожалуй, наибольшую славу Брюсу-астрологу принёс его знаменитый «Брюсов календарь». Это был больше чем просто календарь, скорее настоящая энциклопедия. Казалось, что он был написан абсолютно на все случаи жизни, с указанием различных событий, примет, предсказаниями и советами на многие годы вперёд. Гадательный характер этого астрологического календаря предопределил его грандиозную популярность и укрепил слухи о Брюсе как прорицателе.

Этот «вечный» календарь содержал предсказания на каждый день на 112 лет вперёд! Поэтому неудивительно, что «Брюсов календарь» стал самым популярным в России и оставался таким более двух веков, — он был известен даже в советские времена. По отзывам современников, он содержал удивительно точные предсказания и, хотя первоначально эти предсказания охватывали временные рамки лишь до 1821 года, в последующих переизданиях они были дополнены вплоть до XX столетия. Даже в наше время некоторые знахарки используют этот календарь для вычисления судеб.

Ещё задолго до смерти государя Петра Великого, Брюс, составив его астрологический гороскоп, предостерегал царя от воды, но разве мог такой своенравный человек как Пётр I послушать кого-либо? Спустя годы Пётр полез в ледяную воду, спасая севший на мель бот с солдатами, вскоре после этого случая он заболел пневмонией и умер. Однако сам Брюс не поверил, что всему виной была банальная пневмония, полагая, что в судьбу Петра вмешались и помогли ему умереть, попросту говоря, отравили. Предсказал граф и свою смерть.

28 января 1725 года, Брюс исполняет обязанности главного распорядителя на похоронах Петра I. Сразу после смерти царя начинается борьба за власть в стране и на местах, интересы Брюса задеты, он ближайший соратник Петра, понимает, что стал опасен и нежелателен для новой власти, слишком уж много дворцовых тайн ему известно. Екатериной I недавно учреждён Верховный тайный совет, в его состав входят серые кардиналы России во главе с Меншиковым. Фактически этот совет, а не Екатерина I, управляет страной и решает важнейшие государственные дела. Брюса не включают в состав совета и тем самым красноречиво дают понять, что он не нужен новой власти.

Через год после смерти Петра, Брюс уходит в отставку в чине генерала-фельдмаршала. Вместе с женой Маргаритой фон Мантейфель он спешно покидает столицу, переезжает в Москву и 24 апреля 1727 года покупает у князя Долгорукова сельцо Глинково, расположенное в 42 верстах от Москвы.

Обустроив имение Глинки, Брюс оборудовал там обсерваторию и, отойдя от государственных дел, всецело посвятил себя любимому занятию, — науке. Занимался Брюс и медициной, оказывал помощь местным жителям, из трав составлял лекарства. Всё это порождало новые слухи о графе, мол, и травы он все знает и камни в золото превратить может, живую воду получил и теперь не властна над ним сама смерть.

Научные исследования и изобретения графа, его нелюдимость и замкнутость в последние годы жизни, порождали любопытство и суеверный страх у окрестных жителей, начали рассказывать, что откуда-то из заморских краёв привезли Брюсу дракона, но однажды Яков рассердился на него и превратил в камень. Действительно в парке графской усадьбы Глинки стояла каменная скульптура мифического существа покрытого чешуёй, но, к сожалению, сегодня следы дракона, как и многих других скульптур из графской усадьбы найти не удалось, — в 30-е годы они были разрушены, а материалы использовали для строительства плотины.

Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин.

О его пребывании в Глинках ходила масса легенд. Так, рассказывают, что гости, приехавшие в усадьбу, днем катались по пруду на лодках, а вечером, после фейерверка, пруд превращался в каток, и все становились на коньки. Говорили также, что Брюс мог вызывать бурю и гром среди ясного неба, летать на железной птице. Даже простая беседка, у Брюса оказалось с загадкой: в ней, по мановению его руки, раздавались звуки арфы. Сколько гости ее ни осматривали, но источник музыки отыскать так и не могли.

Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека, не имеющего души. Такая горничная прислуживала графу в его обсерватории, свободно разгуливала по усадьбе и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг историки нашли схему механического робота.

Брюс не только сохранил древние подземные галереи (имеющие выходы за несколько километров от усадьбы), но и проложил несколько новых, соединив ими все здания усадьбы. После его смерти лаборатория, астрономические инструменты, часть книг и другие вещи исчезли. По одной из версий ученый успел их укрыть в подземельях усадьбы. Биолокационная разведка показывает, что под землей находятся металлические, деревянные, стеклянные предметы, и местами их плотность достаточно велика. Иногда рамка начинает быстро вращаться, констатируя аномальные отклонения - мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий, опасно для здоровья разведчиков.

Известны несколько попыток найти сокровища Брюса. Профессор Московского университета Ковалев в 1857 году проводил раскопки в Глинках и поиски в Сухаревской башне, но безрезультатно. В начале XX века, под патронатом Николая II, их пытался искать археолог Алексей Кузьмин. Средства выделили большие, но археолог, только признавшись своим друзьям, что наконец что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался.

В Глинках Яков Брюс прожил около десяти лет. Всё это время он опасался, что Меншиков и Екатерина I не оставят просто так его в покое, ведь он будучи приближенным к Петру I человеком много знал и теперь стал для них опасен. Граф, будучи человеком сведущим в медицине не поверил, что царь умер вследствие болезни и считал, что против Петра был заговор.

Вскоре после смерти Петра вокруг Брюса начали происходить какие-то таинственные события, - погибали совершенно загадочным образом все приближенные графа. Перед смертью Пётр I не успел назвать преемника, написал только «оставляю всё» и умер. Есть предположение, что Брюс был единственным человеком, среди приближенных государя который знал имя наследника.

Брюс умер при весьма загадочных обстоятельствах. Говорят, что он для эксперимента убил своего старика-лакея, затем разрубил его тело на части, полил их «мертвой» водой - и тело срослось. Затем Брюс окропил тело «живой» водой, и старик ожил и стал молодым. Тогда Брюс приказал слуге проделать с ним то же самое. Слуга случайно разбил склянку с «живой» водой и владельца так и не воскресил. Лишь немного жидкости попало на ладонь Брюса. Как рассказывают очевидцы, когда могила Брюса была вскрыта, то ладонь его правой руки была абсолютно целой, как у живого человека.

В настоящее время от былого великолепия усадебного дома в «Глинках» осталось немного. FUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса как нельзя лучше комментирующий нынешнюю жизнь заброшенной усадьбы. Французский парк зарос, не видны мраморные скульптуры и музыкальная беседка, утрачена семейная усыпальница Брюсов. Только каменные маски на наличниках окон по-прежнему гримасничают. По легенде, одна из них является портретом самого хозяина усадьбы.

Желающие могут увидеть призрак Брюса на улице Радио, где он пытается отыскать свою могилу, но чаще на том месте, где стояла Сухаревская башня. Хотя вероятность встретить его в усадьбе Глинки еще выше. Появляется он в дни солнцестояний, а также в те ночи, которые чем-либо примечательны с астрологической точки зрения.

«После уничтожения башни дух графа перебрался в свое имение в Глинках, где его неоднократно видели пациенты военного санатория Монино, - говорит столичный магистр черной и белой магии Анжела Скубелко. - Я часто вступаю с Брюсом в астральную связь, и последний раз он сказал мне, что перебирается в Москву - будет ждать, пока восстановят башню. Пока же этого не произошло, он гуляет по улицам, и вы можете его встретить. Но бояться его не стоит, при жизни шотландец был добрым человеком».

Одним из самых посещаемых туристами мест в Подмосковье является усадьба "Глинки", это один из старейших XVIII столетия. К тому же, данное место старше, чем иные усадьбы Московской области. Принадлежали эти места дворянам по фамилии Брюсы, которые вели свой род от Якова Вилимовича - сподвижника Петра Великого, военного и государственного деятеля, ученого и дипломата. Все архитектурное великолепие, которое поражает искушенного путешественника даже в наши дни, было создано примерно в тридцатые годы XVIII века, когда родоначальник династии был вынужден уйти в отставку. Человеком он был незаурядным, любил искусство, а также увлекался наукой. Крестьяне прозвали его чародеем.

Яков Брюс

Этого человека знал практически каждый современник. Он был выходцем из шотландского древнего рода, но судьба забросила его в далекую Россию, где, впрочем, он сделал весьма неплохую карьеру. Начал свою службу он еще при дворе Алексея Михайловича Романова, будучи совсем юным. Продолжил служить и при Двоевластии, а затем присягнул на верность молодому и деятельному Петру. Кстати, именно он примчался царю на подмогу во время Стрелецкого бунта, чем и расположил к себе будущего императора. Петр считал Брюса одним из ближайших соратников, они вместе принимали участие во многих сражениях русской армии.

Яков Брюс славился при дворе своей тягой к научному знанию, его по праву можно было назвать полиматом, так как интересовали его практически все научные дисциплины, во многих из них им были достигнуты немалые успехи. Например, он прекрасно разбирался в тактике и стратегии, владел пушечным делом, а в течение жизни получил почетный титул генерал-фельдцмейстер (то есть руководитель артиллерии). Именно ему выпала честь возглавлять Берг-и Мануфактур-коллегию, а также он основал всем известную Навигацкую школу. Ну и, конечно, очень многим он известен тем, что создал свой собственный «Брюсов календарь», на который ориентировались очень многие, подстраивая под него свой уклад жизни. И это лишь небольшая толика из того, что было сделано графом Брюсом для императорской России.

Усадьба Якова Брюса

Весьма жаль, но при последователях Петра графу не досталось места при дворе, хотя никто и не настаивал на его отставке. Тем не менее Яков Брюс отстраняется от политики, подает прошение об отставке и переселяется в дорогое его сердцу имение под Москвой, которое он приобрел еще будучи молодым. Это поместье носило приятное название усадьба «Глинки». Не жаль было Брюсу покидать промозглый Петербург, ведь имение находилось в самом центре природных красот, а также совсем недалеко от древней русской столицы.

Только вот что странно: по рассказам местного населения, а также непосредственно жителей, населяющих близлежащее село Глинково, стали происходить в этих местах необычные вещи. Сам дом барина удивлял крестьян своим диковинным обликом, построен он был в самом на ту пору модном стиле - итальянское барокко. Лепнина, золотистые вензеля, симметрия и грация казались очень странными на фоне русского березового леса и покосившихся крестьянских домиков.

Легенды и тайны

А кроме того, чудил, по мнению крестьян, и сам граф. Например, многие из них дивились его привычке по ночам вылезать на крышу собственного дома, выбирать самое высокое место и подолгу разглядывать что-то в небе с помощью громоздкой трубы. Конечно, сейчас очевидно, что граф всего лишь увлекался астрономией, но для крестьян сие было непонятным.

А потому, если вдруг начиналась засуха или же грозы, то народ полагал, что это граф-чародей творит неладное. Каких только легенд не возникло, связанных с именем Якова Брюса, какие только небылицы не складывали местные жители. К слову, эти же россказни чуть позже звучали и при дворе, земля ведь, как известно, слухами полнится. То очевидцы делились впечатлениями о том, что Брюс оседлал железного дракона и парил на нем под облаками, то по хлопку его ладоней в парке начинала играть райская музыка, и утихала она также по его велению.

И даже когда Брюс скончался, слава о нем гудела долгое время. По некоторым источникам, неупокоенный граф-волшебник даже после смерти еще долго скитался по своему имению и пугал новых владельцев или же местное население. Странное дело, но те владельцы, которым досталась усадьба Брюса «Глинки», впоследствии, то ли проникшись данными легендами, то ли действительно увидев что-то странное, повелели уничтожить все скульптурные группы на территории усадьбы. А ведь приусадебный парк когда-то славился своими утонченными античными статуями. При этом скульптуры не были проданы или уничтожены, от них избавлялись весьма изощренно. Какие-то замуровали в стенах, какие-то погрузили на дно пруда. Не странно ли? По некоторым преданиям, которые в обилии ходят в этих местах, очень пугало новых хозяев то, что статуи по ночам имели свойство оживать.

И опять же так люди говорят, но с тех пор начал Брюс сильно мстить новым владельцам своей земли. Являлся им по ночам в образе бесплотного духа, в коридорах были слышны скрипы и стоны, - все в традициях английских сказок о привидениях. Пришлось новым хозяину да хозяйке перебираться жить в самый дальний закуток дома.

На сегодняшний день любители мистицизма до сих пор стекаются к зданию усадьбы, некоторые отдыхающие на территории санатория, что там сейчас располагается, поговаривают, что графа можно увидеть и сейчас. Но уж насколько правдивы данные рассказы, судить трудно. Усадьба Якова Брюса в Глинках и сейчас хранит многие тайны и секреты.

«Кабинет курьезных вещей»

Яков Брюс, "чернокнижник", был еще и полиглотом, недаром он числился при дворе и выполнял там дипломатические функции. Он в совершенстве знал шесть иностранных языков. А по-русски (русский для него не был родным языком) он изъяснялся без какого-либо акцента.

В конце XVII века Петр Великий, как известно, организовал Великое посольство по европейским странам. В этой поездке принимало участие более двухсот человек, в основном молодых людей, которые должны были постигнуть науки и ремесла, особенно морское дело. Кроме того, царь повелел вести закупку оборудования и заниматься наймом различных мастеров и умельцев. Графа Брюса юный Петр самолично вызывает, пребывая в Голландии. Нужен ему был граф для предстоящей поездки в Англию, ведь Брюс прекрасно знал языки и был очень хорошо осведомлен о правилах этикета при английском дворе. Но Брюс прибывает очень поздно, к тому же выглядит крайне болезненно, рука его была вся в ожогах, а фаланги пальцев срастались после многочисленных переломов. Виной тому была ссора при дворе с начальником тайного приказа. Именно он и повелел пытать талантливого ученого Брюса каленым железом. Петр так осерчал, что по описаниям современников, унять его гнев было невозможно. Он написал Ромодановскому, в письме он открыто зол на начальника тайного приказа. Это доказывает то, как сильно он ценил труд и личность Якова Вилимовича.

Его детищем был «кабинет курьезных вещей», равных которому не было во всей стране. Это был настоящий музей всевозможных редкостей на дому. После того как граф умер, его «кабинет» решено было перенести в самый известный музей России того времени - "Кунсткамеру".

Архитектурные особенности усадьбы

Данную усадьбу можно по праву назвать старейшей во всем Подмосковье. области - это вообще зрелище интересное, но данное место поистине особенное. Здание дома Брюса сохранилось в отличном состоянии, потому туристу будет очень интересно побывать в тех местах. Снаружи усадьба «Глинки» весьма типична для своего времени, это изысканное и роскошное барокко (хотя были и необычные черты для такой стилистики). А вот внутреннее оформление заставит удивиться даже бывалого путешественника. Дело в том, что Яков Брюс (усадьба «Глинки» и ее содержание не слишком занимали его) всегда себя считал не столько помещиком, сколько человеком науки. Практически каждая комната огромного дома была превращена в лабораторию или же кабинет для научной работы. Именно там он занимался изысканиями в области физики, химии, математики, естествознания, астрономии и так далее. Все свои деньги, а жалование у графа было приличное, он предпочитал тратить на оборудование, книги, приборы для исследований и тому подобное. Это, пожалуй, объясняет, почему барина на тот момент каждый считал ненормальным, а некоторые даже приписывали ему волшебные способности. За глаза он получил множество прозвищ, но более всего прижилось Нелюдимый вельможа.

Конечно, колдун! А кто же еще сможет в один летний день, когда по всем приметам должна была стоять изнуряющая жара, взять и заморозить все пруды? А потом еще надеть диковинные приспособления на ноги и кататься по замершей воде? Да и вид главного здания, пожалуй, только подкреплял мнение крестьян на этот счет. Брюс был родом из Шотландии, быть может, потому первый этаж его дома очень напоминает шотландский средневековый замок, он весь отделан обтесанными камнями серого оттенка. Это придавало зданию слегка зловещий вид, а некоторым обтесанные булыжники в темноте казались страшными мордами демонических созданий.

Вообще, усадьба «Глинки» создана в стиле барокко, самом богатом и роскошном, пришедшем в Россию из жаркой Италии. Абсолютная симметрия, даже в облике и расположении хозяйственных построек, великолепная парковая зона с прудом в центре и античными статуями, которые встречали гуляющих вдоль мощеных дорожек. Они напоминали героев из древнегреческих легенд, Брюс очень любил искусство во всех его проявлениях. Но что сталось со статуями, вы уже знаете.

Правда, и само здание тоже весьма серьезно пострадало. Дело в том, что в тех местах случился сильный пожар в XIX веке, полностью строение спасти не удалось, сохранились в первозданном виде лишь кладовая и лаборатория Брюса. Все остальное вы сможете увидеть лишь в виде реконструкции.

Дом графа

Усадьба «Глинки» относится к дворцово-парковому виду архитектурного искусства. Прогуливаясь по ней, вы сможете увидеть два дошедших до наших дней каменных комплекса. Один можно назвать парадным, а другой - хозяйственным. К парадному комплексу относятся три флигеля, а также главная постройка - дом графа. Хозяйственная же территория не столь интересна, так как претерпевала множество реконструкций в свое время.

Дом трудно назвать большим. Для дворянской усадьбы он имеет весьма скромные габариты, в основании у него лежит прямоугольная форма. Дом, хоть и изящен по дизайну, но для классического барокко очень сдержан в убранстве. Имеются из украшений лишь арочные порталы, пилястры, рисунок на наличниках. Кроме того, можно разглядеть демоноподобные облики, высеченные на камнях первого этажа. На втором этаже имеются открытые лоджии, там граф любил дышать воздухом и по ночам любоваться звездным небом. Крышу будто поддерживают ряды стройных колонн, а венчает всю эту красоту небольшая башенка из дерева, там граф и делал свои астрономические открытия.

"Лаборатория Брюса"

Из того, что дошло до нас в первозаднном виде, очевидно выделяется так называемая Лаборатория Брюса, ее еще принято величать Петровским домиком. Вот именно сюда туристу и нужно отправиться первым делом, так как зрелище это весьма занятное. По сути, это небольшой павильон, который собою дополняет усадебное пространство. Декоративностью он весьма напоминает то, что вы могли бы видеть в Петергофе. Арочные ниши по периметру внешних стен сохранили пространство для статуй, белоснежных пилястров и капителей.

Внутрь сейчас не пускают, да и не стоит туда стремиться, пожалуй, так как все ценное из данной лаборатории, как и говорилось ранее, было вывезено в Петербург, в музейный комплекс "Кунсткамеры".

Санаторий "Монино"

На сегодняшний день вся территория, которую занимает усадьба «Глинки» в Монино, принадлежит санаторию. Тут великолепная природа, в учреждении прекрасно организованы отдых и лечебные процедуры. Потому вы можете посетить усадьбу не только в качестве туриста, жаждущего новых знаний и впечатлений, но и отдыхающего. Места здесь поистине чудесные.

Западный флигель комплекса сейчас отдан под музей, посвященный жизни и деятельности графа Брюса Я. В. Он функционирует только один день в неделю, в воскресенье, с десяти часов утра.

Местонахождение

От столицы предстоит ехать не так уж далеко, всего пятьдесят километров. Найти усадьбу очень просто: всего лишь поверните на Монино, проезжая по Горьковскому шоссе, затем проедете через Лосино-Петровский, а потом по указателям, которые специально расставлены администрацией санатория. Вы точно не заблудитесь.

Координаты

Адрес: Усадьба «Глинки», Московская область, Щелковский район, Лосино-Петровский.

Ехать от Москвы предстоит всего около часа, если не стоять в пробке. До поселка Лосино-Петровского ходит маршрутное такси. Оттуда попасть на территорию санатория совсем не сложно.

Деревня Глинки расположена на обоих берегах реки Воря при её впадении в Клязьму. В 1727 году это подмосковное село, которым в то время владел князь Алексей Григорьевич Долгоруков, купил граф Яков Вилимович Брюс (1669-1735) — один из сподвижников и друзей Петра I, граф, сенатор, президент Берг- и Мануфактур-коллегий, генерал-фельдцейхмейстер (после отставки — генерал-фельдмаршал). Представители знатного шотландского рода Брюсов (давшего королей Шотландии и Ирландии) с 1649 года обосновались в России. Старший брат Якова Брюса Роман был первым обер-комендантом Санкт-Петербурга (Петропавловской крепости).

Яков Брюс в 17-летнем возрасте поступил рядовым в «потешное» войско юного царя, участвовал в Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походах, во время стрелецкого бунта 1689 года пришёл на выручку Петру в Троице-Сергиев монастырь. Участвовал в Великом посольстве (1697-1698), обучался математике и астрономии в Англии. В годы Северной войны Брюс занимался перестройкой русской артиллерии, командовал артиллерией в Полтавской битве, за что получил из рук Петра орден Андрея Первозванного. Именно его подпись стоит первой под Ништадским мирным договором 1721 года. Брюс принимал участие в создании в Москве Навигацкой школы, где его стараниями была оборудована первая в России обсерватория. Брюс был одним из образованнейших людей, естествоиспытателем и астрономом, владел шестью европейскими языками. При преемниках Петра I Брюс, поняв, что его время ушло, сам отошёл от дел, вышел в отставку, перебрался в Глинки и создал там уникальную усадьбу.

Ансамбль усадьбы «Глинки», симметрично распланированный, выполнен в стиле европейского барокко. Его создание приписывают архитектору П.М. Еропкину, одному из составителей генерального плана Санкт-Петербурга. Главный дом с тремя флигелями образуют парадный двор. Арочный портал каменного двухэтажного дома рустован, оконные наличники первого этажа декорированы выразительными масками. Второй этаж по обоим фасадам выделен открытыми лоджиями со спаренными колоннами. На крыше — лёгкая деревянная башенка для астрономических наблюдений Брюса.

Хозяйственные постройки располагались симметрично по отношению к усадебному дому, напротив которого был разбит регулярный парк с небольшим прудом, павильонами и мраморной парковой скульптурой.

Павильон, который теперь называют «Лаборатория Брюса», или «Петровский домик», представляет собой каменное одноэтажное здание, сохранившее декоративное убранство первой половины XVIII века. По сторонам главного входа помещаются полукруглые арочные ниши для статуй, обрамлённые спаренными пилястрами и декорированные изящными рокайлями.

После смерти Брюса его библиотека, собрание «куриозных вещей» вместе с приборами и инструментами были вывезены из усадьбы Глинки в Санкт-Петербургскую Академию наук. Усадьбу унаследовал племянник Якова Брюса граф Александр Романович Брюс (1704-1760), крестник А.Д. Меншикова, женатый на княжне Екатерине Алексеевне Долгоруковой, дочери бывшего владельца усадьбы и бывшей невесте Петра II. В 1750-х годах он построил в имении церковь ап. Иоанна Богослова. Храм освящён в 1756 году, в 1787 при нём устроена родовая усыпальница Брюсов.

Брюсы владели Глинками до 1815 года, после чего усадьба сменила несколько хозяев: купец Усачёв, помещица Колесова, которая велела побросать в пруд все обнажённые парковые скульптуры, купец Лопатин, построивший по соседству писчебумажную фабрику. Оставшиеся мраморные фигуры при нём были употреблены для строительства плотины, а дворцовое здание использовалось как склад для хлопка. В 1899 году главный дом усадьбы пострадал от пожара. Последним владельцем усадьбы был лесоторговец Малинин, купивший её в 1914 году.

После революции часть усадебных построек использовалась под приют, школу, сельскохозяйственную коммуну. С 1930 года усадебный комплекс был взят в аренду для устройства дома отдыха Наркомата пищевой промышленности. Был проведён капитальный ремонт главного дома, приведён в порядок парк, очищены пруды. Тогда же под спальный корпус санатория была перестроена усадебная церковь. Надгробия из усыпальницы Брюсов поступили в фонд филиала Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в Донском монастыре.

Во время войны в усадьбе был госпиталь. С 1948 года — дом отдыха Монинского камвольного комбината. В 1962 году при бурении скважины была обнаружена целебная минеральная вода, и санаторий «Монино» стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта. В западном флигеле усилиями краеведов открыт музей Я.В. Брюса.

Ансамбль взят под охрану как памятник федерального значения.

В саду покойного графа Брюса есть деревянный загородный дом с бельведером и большой сад в английском вкусе, пашни, луга, огород, каналы, беседки и особливо на острову в пруду находящемся прекрасный большой дом для купания, в коем потолки и стены расписаны живописью al freco .

Именно так И. Г. Георги описал в своем труде «Описание столичного города Санкт-Петербурга» одну из самых известных усадеб Петергофской дороги, некогда принадлежавшую Якову Александровичу Брюсу, последнему из рода русских Брюсов; человеку, совмещавшему должности генерал-губернатора сразу двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Его имение тянулось от Финского залива напротив нынешней Кронштадтской площади до Балтийской железной дороги. На протяжении двух столетий усадьба неоднократно меняла своих хозяев, оставив сегодня в качестве напоминания о себе лишь несколько деталей ландшафта. Но - обо всем по порядку…

В начале 18 века при формировании ансамбля Петергофской дороги участок был пожалован князю Михаилу Федоровичу Шаховскому. И уже к 1719 году на территории усадьбы находился господский дом с хозяйственными постройками, а протекавшая небольшая речка Черная (позднее – Дачная) дала возможность создать живописный пруд.

И поныне усадебный пруд является доминантой окружающей территории

В конце 30-х годов 18 века у усадьбы появляется новый хозяин - граф Михаил Гаврилович Головкин. К тому моменту за его плечами была учеба за границей и статус посла в Берлине. Во времена правления Анны Иоанновны Головкин надзирал за работой Монетного двора, а при регентстве Анны Леопольдовны получил статус вице-канцлера.

Сложные политические интриги помешали насладиться Головкину своими владениями на Петергофской дороге

Будучи сыном петровского канцлера Г.И. Головкина, граф смог удвоить свои усадебные владения, ибо женившись на Екатерине Ивановне Ромодановской, он получил в приданое соседний участок с запада. В результате общее имение Головкина составило 200 саженей.

В планах Головкина входило строительство нового господского дома в стиле барокко. Однако этот план ему не удалось воплотить в жизнь. Помешал тому дворцовый переворот, результатом которого стало воцарение на престол Елизаветы Петровны. Головкин был сразу же арестован за участие в заговоре и приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Якутию. Имение вице-канцлера на Петергофской дороге было конфисковано и в 1745 году было пожаловано Василию Федоровичу Салтыкову, за плечами которого к тому моменту была должность генерал-полицмейстера Петербурга, а также попытка «наложить лапу» на располагавшийся неподалеку еще с петровских времен легендарный «Красный кабачок». Позднее Салтыков, выполняя поручение Елизаветы Петровны, препроводил семью свергнутой Анны Леопольдовны в ссылку. В награду за свою службу императрица собственноручно пожаловала Салтыкову высший государственный орден Андрея Первозванного.

Василий Федорович Салтыков – большой ценитель владений на Петергофской дороге

После его смерти через 10 лет имение было разделено между его сыновьями на две части, таким образом, вновь вернувшись к первоначальному разделенному состоянию. Западная часть перешла к Александру Васильевичу Салтыкову. На ней некогда располагалась усадьба Воронцовых, а сейчас находится подворье монастыря с церковью Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Сергей Васильевич Салтыков – один из первых фаворитов Екатерины Великой

Восточная же часть будущей усадьбы Брюса перешла во владение камергера великого князя Петра Федоровича Сергея Васильевича Салтыкова. Людская молва приписывает Салтыкову отцовство Павла Первого, возведя его, таким образом, в статус первого по времени фаворита Екатерины Второй. Возможно, именно поэтому насладиться своим владением Салтыкову толком не пришлось. После рождения наследника трона будущего Павла Первого Салтыков был мягко отдален от двора и послан с данным известием в Швецию, а позднее - посланником в Гамбург, Дрезден и Париж. Фактически не бывая в Петербурге, Салтыков был вынужден продать свое имение на Петергофской дороге. Так усадьба обрела своего нового хозяина, уже упоминавшегося Якова Брюса. Он приходился внучатым племянником знаменитого сподвижника Петра Великого и своего тезки Якова Брюса. Его супругой была Прасковья Ивановна Румянцева – сестра будущего фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Яков Брюс – человек, с именем которого связан расцвет усадьбы на Петергофской дороге

Яков Брюс принимал участие в Семилетней и Русско-Турецкой войнах, а позднее поочередно занимал должности генерал-губернатора Новгородского и Тверского наместничеств, Москвы и Санкт-Петербурга. Безупречная служба Екатерины Второй позволила стать Брюсу сенатором и кавалером ряда орденов, а также обрести графское достоинство.

С именем нового хозяина связан и расцвет приморской усадьбы. Судя по всему, им был построен новый господский дом, состоявший из главного корпуса и двух примыкавших боковых флигелей. Три аллеи, проложенные через литориновый уступ, вели вниз к Петергофской дороге. Помимо первоначально существовавшего пруда прямоугольной формы был устроен еще один пруд круглой формы и искусственным островом посередине, на котором располагалась купальня (с тем самым al freco – особая техника живописи по сырой штукатурке) . Пруд был окружен садом, разбитым на английский манер. Вглубь имения через лес была проложена центральная аллея. Хозяйственные постройки располагались на месте бывшей усадьбы Шаховского. Именно период владения усадьбой Брюсом можно смело назвать пиковым для имения с точки зрения архитектурно-парковых решений.

На искусственный остров теперь можно попасть по небольшому мостику

Усадебный пруд – практически единственное, что напоминает о “дворянских корнях” здешних мест

По некоторым сведениям, Брюс скончался именно в своей усадьбе на Петергофской дороге. По свидетельству князя Александра Андреевича Безбородко, секретаря Екатерины Второй

Брюс скончался после десятидневной болезни, ко всеобщему прискорбию всего города. Он был дежурный когда занемог и прислал ко мне трость, а пред тем за три дня обедал у Стрекалова, откуда садясь в карету, ушиб ногу, к сему пристала рожа и подагра. Сменясь от дворца, поехал домой и начал бредить; доктора были призваны, нашли, что ниже ушибленного места уже антонов огонь, а подагра в желудке.

Со смертью графа в 1791 году все переменилось. Единственная дочь Брюса, Екатерина Яковлевна, вышла замуж за графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина, занимавшего ложность обер-шенка – хранителя вин при императорском дворе. В 1808 году он продал дачу отставному ротмистру П. Ф. Кноррингу. В 1820 году хозяином усадьбы становится купец А. И Северин. В конце 1830-х у дачи появляется новый хозяин – купец Солодовников. К этому моменту на картах того времени не осталось господского дома; возможно, он был утрачен при пожаре

После некоторой чехарды с владельцами усадьбы начался новый период ее существования - дачный, начало которого можно отнести к середине 19 века. К тому моменту территория усадьбы находилась во владении купеческой семьи Крутиковых. На ней располагались каменные и деревянные дома, лавка, постоялый двор, кирпичный и гончарный заводы.

В начале 20 века имение вновь сменило своего хозяина: на этот раз им стал предприниматель Сергей Константинович Максимович, разбивший некогда усадебную территорию на участки под дачное строительство и лоббировавший строительство электрической железной дороги вдоль Петергофского шоссе от Петербурга через Ораниенбаум до Красной Горки. Видимо по этой причине само имение и возникший поселок получили название Дачное - топоним, сохранившийся до сих пор, несмотря на все перипетии 20 века. Летом 1904 года Петербургское губернское правление утвердило предложенный Максимовича план “пригородного имения “Дачное”” с сетью улиц и переулков. Жилье здесь пользовалось спросом, ибо место представляло собой сочетание благоприятной природы и климатических условий с городскими удобствами (освещение, водопровод, ухоженные улицы).

Так выглядела территория бывшей усадьбы Брюса, а впоследствии – поселка Дачное на карте Санкт-Петербурга в 1913 году

Не стояло на месте и развитие уличной дорожной сети района. На месте центральной аллеи Брюса появился Екатерининский проспект, параллельно ему были проложены еще две – Харьковский проспект и Полтавская улица, а также целый ряд небольших переулков. Сад с прудами стали местами общего пользования жителей; сохранялись и постройки на месте усадьбы Шаховского. К моменту начала Великой Отечественной войны территория усадьбы Брюса была полностью застроена индивидуальными жилыми домами.

Вот как описывается Дачное в :

Скопив на необходимую для взноса сумму, отец в 1907 приобрёл в Дачном участок в 15 соток на Екатерининском проспекте… Участок на три четверти был покрыт густым лесом и подлеском и поэтому имел прелестный вид. Имение Дачное было хорошо распланировано, имело леса, копаные пруды с купальней и лодками, дубовые и липовые аллеи. Наискосок его пересекал Попов ручей {река Дачная, что течёт между Лёни Голикова и Хрустицкого} с живописными берегами. По Петергофскому шоссе имение простиралось только на 213,4 метра. Эта ширина была установлена ещё со времен Петра Первого…
Листва и хвоя были столь густыми, что в полутора метрах не было видно друг друга…
Через дорогу от нашего дома осталась старая глиняная дорога, по сторонам затемненная громадными елями и соснами…

На Екатерининском проспекте в доме № 8 (барский усадебный дом) бывали танцы для молодежи, действовала “летучая почта”. Играл духовой оркестр. Потом танцы перенесли в большой зал, в дом путейского инженера Антипова по Екатерининскому проспекту, 35…
В Дачном, начиная от Петергофского шоссе, застройка была только по левую сторону Екатерининского проспекта вплоть до дома-усадьбы № 8 и далее. Этот ряд из восьми домов носил название “казённые”. Одноэтажные деревянные дома с мезонинами, дома-коттеджи, летом закрытые деревьями, были очень старой постройки, лет по 125…
Только дом № 1, смотревший фасадом на Петергофское шоссе, был каменный, одноэтажный, усадебного старинного типа, с колоннами на боковой стене. Белый цвет дома, красная черепичная крыша, колонны подсказывали, что его строитель – а возможно, и хозяин – происходил, скорее всего, с Украины, с Полтавщины. Улицы в Дачном тоже имели украинские названия – Полтавская, Харьковская, Лешко-Поппель – и южные – Крымский переулок, Байдарский переулок…

В ходе военных действий большинство построек были уничтожены (Дачное находилось недалеко от линии фронта), а некоторые – разобраны для строительства оборонительных сооружений. И лишь в послевоенные годы продолжилось преображение усадьбы Брюса-Шаховского. Фактически она была разделена на две части вновь проложенной магистралью - Ленинским проспектом. Центральная аллея усадьбы Брюса трансформировалась в еще одну крупную транспортную артерию - Дачный проспект.

Дачный проспект – бывшая центральная аллея усадьбы Брюса

На самом месте расположения господского дома – ныне пересечении Ленинского проспекта с проспектом Стачек (участком Петергофской дороги) - раскинулся большой овальный газон.

На месте господского дома теперь располагается овальный газон

Здесь пересекаются Проспект Стачек (фрагмент бывшей Петергофской дороги) и Ленинский проспект

Напоминанием о дворянском происхождении территории усадьбы Брюса служат лишь сохранившиеся пруды с островком посередине, а также топоним «Дачное», отсчитывающий второй век своего существования.

Вместо брюсовской купальни остров теперь украшает странного вида беседка

P . S . При написании статьи были использованы следующие материалы:

С.Б. ГОРБАТЕНКО “Петергофская дорога»

А. Ю. Алексеев Топоним «Дачное»: 110 лет истории. ВСТРЕЧИ НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ. Материалы краеведческой конференции Санкт-Петербург 2014 г.

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга