История гладиаторов. Гладиаторы древнего рима и их классификация

Жёсткие спортивные состязания были частью этрусского погребального обряда в качестве человеческих жертвоприношений.

Римляне приняли этрусский погребальный обряд и со временем изменили его, участников смертельной схватки перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы умершего, в поединке погибал слабый, а сильный боец оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 году до н. э. на Бычьем рынке , где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми», а официальное наименование - mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме . Отныне государство возлагало на своих магистратов заботу об устроении гладиаторских игр, и они стали любимейшим зрелищем, и в Риме, и в провинциях Римской империи. Цезарь в 65 году до н. э . устроил гладиаторские игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы, страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э . по предложению Цицерона был принят закон , запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова «άναβαται» - «поднятый, находящийся на возвышении»).Бойцы андабаты были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

Бестиарий были вооружены дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Велит — пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской римской армии.

Димахер (от греческого «διμάχαιρος» - «носящий два кинжала» ). Сражались они без шлема и щита двумя кинжалами в каждой руке. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

Галл. Бойцы были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Гопломах (от греческого «οπλομάχος» - «вооружённый боец»). Бойцы были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из плотной хлопковой или льняной ткани, набедренную повязку, пояс, поножи. Из доспехов надевали на предплечья (манику) правой руки, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, украшенный кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Из вооружения они носили очень маленький круглый щит, сделанный из одного листа толстой бронзы, образцы щитов сохранились в Помпеях. Бойцов выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

Лаквеарий — «боец с лассо». Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

Мирмиллон — «mormylos» - «морская рыба», бойцы н осили шлем со стилизованной рыбой на гребне, доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы. Мирмиллоны были вооружены мечем гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Пегниарии использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Провокатор — «соискатель». Бойцов изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

Ретиарий — «боец с сетью». Они п оявились на заре Римской империи. Бойцы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение и награждённый деревянным мечом — rudis, но решившие остаться гладиатором. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать по-настоящему захватывающую гладиаторскую игру.

Самниты древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывает на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён , проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Секутор — это тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями.

Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Секуторы были экипированы латами и оружием, большими прямоугольными щитами и гладиусами. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие — два малых меча, имевшие одну рукоятку или, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили. В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки от плеча до локтя, состоявшая из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

Тертиарии также назывались «Suppositicius» - «заменяющие». В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием — «третьим».

Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Фракийцы носили большой шлем , закрывающий всю голову и украшенный грифоном на лбу или на передней части гребня Грифон был символом богини возмездия Немезиды. Фракийцы носили маленький круглый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч-секира — sicca, длиной около 34 см. Фракийцы сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Венаторы устраивали показательную охоту на диких животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Они выполняли трюки с животными — клали руку в пасть льва, ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке, заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Эквит («всадник»). На санскрите: – конь . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Римской империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

Эсседарий — «боец на колеснице», (от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э., возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии.

Прегенарии в ыступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Почему римские граждане становились гладиаторами?
Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались многих прав свободных граждан, в том числе и права на свою жизнь, которая зависела от исхода боя. Возможно, это освобождало гражданина от долгов, и давало возможность уйти от кредиторов, да ещё и заработать, если на арене понравишься публике во время гладиаторского боя. Видимо, для многих римских граждан гладиаторские бои были хорошей работой — «обут, одет, есть крыша над головой и живёшь на всём готовом».

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара, обеспечивая гладиаторов всем необходимым для подготовки и обеспечения профессиональных бойцов.

Хорошим стимулом для смелого, ловкого и воинственного гладиатора было высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на часть вознаграждения за победу на арене, им доставались монеты, которые зрители бросали на арену во время боя. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Император Тиберий предложил тысячу золотых монет одному из освобождённых рабов-гладиаторов, если тот вернется обратно на арену.

Утром перед состязанием гладиаторов проходила охота на диких зверей (венатио), днём проводилась казнь приговоренных к смерти преступников, их бросали на растерзание зверям. Перед поединком гладиаторы ужинали на публичных банкетах, совместно с местными жителями. Перед началом гладиаторских боев бойцы выходили на арену, устраивая своеобразный парад для предварительного настроя публики и демонстрации своей боевой формы, затем начинались бои гладиаторов.

Количество поединков гладиаторов зависело от количества участвующих соперников. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый поединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Гладиаторский поединок представлял собой рукопашную схватку бойцов с разным оружием. После того как один из бойцов получал ранение или обессиливал, бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о своём желании сдаться и прекратить бой. Судья гладиаторского поединка обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения собравшейся публики — он мог пощадить (миссио) побеждённого или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам, но такое освобождение происходило нечасто, так как это приносило мумерарию только убытки. Мумерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что означало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

Мумерарий мог поднять большой палец вверх (поллиц версо) или направить его вниз — это означало решение судьбы побежденного. Публика тоже выражала свое мнение, показывая большой палец, поднятый вверх, что означал «миссио» (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Большой палец, опущенный вниз, означал, что победитель боя должен нанести побеждённому бойцу смертельный удар (coup de grace).

К гладиаторам мужчинам в Риме было двоякое отношение, их любили и презирали одновременно. Одни граждане Рима смотрели на воинственных гладиаторов, как на своих кумиров, другие — относились к ним с презрением, как к варварам.

Для знатного римлянина было позором участие в гладиаторских боях на арене, и считалось воинской доблестью участие в военных походах, сражениях и войнах.

Автократы — гладиаторы-добровольцы могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные студии для тренировок. Автократы выходили на гладиаторскую арену достаточно редко, два-три раза в год.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Воспитать, обучить воинскому искусству, и содержать такого бойца было очень дорого. Гораздо выгоднее было получать деньги от зрителей за выступление хорошего бойца-гладиатора, чем заплатить за его погребение.

Поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. В 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам.

Женщины на гладиаторской арене бились подобно мужчинам, и тренировались перед выступлением, подобно мужчинам-гладиаторам. Известно, что большая часть гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обречёнными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). К концу Римской республики около половины римских гладиаторов были добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во многих крупных городах страны.

Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Жизнь женщин-гладиаторов была, возможно, тяжелее, чем у мужчин, ежедневные физические тренировки готовили их к владению различными видами оружия во время гладиаторского боя. Некоторые римские женщины, попирая все рамки всех приличий, посещали специальные студии, иные же тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Римский историк Тацита с осуждение упоминает о женщинах с достаточно высоким социальным статусом, участвовавших в гладиаторских боях ради развлечения, и считает эти выступления на арене их позором. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене». В целом римское общество считало женские гладиаторские бои предосудительными и не достойными!

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказал о гладиаторских боях с участием женщин, при императоре Домициане, перещеголявшем в своих развлечениях Калигулу, Нерона и Гелиогабала. Дион Кассий (др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος,) писал, что эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов поздней ночью, в завершение всего гладиаторского представления.

Римский поэт Статий в поэме о гладиаторских боях при императоре Домициане сообщает, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
По свидетельству римского сенатора и историка Тацита (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, желавшие выступить на гладиаторской арене и получить лавры победительниц.

Римский поэт-сатирик Децем Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), обличая пороков римского общества, едко высмеял женщин-гладиаторов : и подробно описал гладиаторское представление:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приёмами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай её хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на её шею, сгибаемую тяжёлым шлемом.
Посмотри, как забинтованы её ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Совершенно очевидно, что женские гладиаторские бои вовсе не выдумка, а факт запечатлённый в античной литературе и истории! Археологические находки подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме, обнаружены надписи местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, барельеф из Геликарнасса , на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. На них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почётное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio) от публики, наблюдающей за ходом боя.


Легенда и Ахиллии.

Ахиллия из Пергама, римской провинции в Малой Азии, была дочерью ‘кастора’ Пергама. Годы ее жизни пришлись на правление императора Марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда её жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

В отличие от своих знатных сверстниц, Ахиллия была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристым характером. Поскольку в обязанности её отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама, его дочь была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и жестокие поединки. Ахиллия не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и не пропускали гладиаторские бои. Ахиллия стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора Партакоса. В людуме она встретила известного учёного врачевателя Клавдия Галена, который изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах, позднее он стал личным врачом императора Аврелия. Галену было около тридцати лет, и он влюбился в привлекательную юную девушку. Гален не отговаривал Ахиллию от занятий по гладиаторскому искусству, а наоборот обучил ее основам человеческой анатомии, показывая самые уязвимые и болезненные для ударов точки тела. Поскольку Ахиллия от рождения была левшой, Партакос научил её использовать это преимущество в бою с правшами.
Эти знания помогли ей Ахиллии совершенствоваться в искусстве вооруженного единоборства, она готовилась по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Ахиллия овладела основами гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвовала в женском гладиаторском поединке. Её умение превзошло все ожидания, она была сильной и красивой девушкой.

Соперницу для Ахиллии нашли быстро, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что её прозвали «Амазония». Вскоре Ахилии и Амазонии пришлось встретиться на гладиаторской арене. Хорошо знакомая с основами гладиаторского искусства, После интенсивных тренировок Ахиллия сразилась с дикой и свирепой сарматской воительницей Амазонией, дравшейся, как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Гладиаторская карьера Ахиллии закончилась так же внезапно, как и началась,

Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью, любила гладиаторские бои и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, Фаустина совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе на юге от Пергама, она увидела поединок Ахиллии и Анахиты. Грозная и непобедимая Анахита ловким ударом поразила Ахиллию, и та запросила ‘миссио’ (пощады). Публика была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались воинственные женщины гладиаторы и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих двух женщинах-воительницах.

Барельеф сражающихся женщин гладиаторов сохранил этот поединок на века «потомству в пример».

Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство.

2017-11-12

Любимые публикой и порой презираемые элитой, римские гладиаторы были героями античности. В течение почти семи веков они притягивали толпы народа к аренам и амфитеатрам, показывая свое умение, силу и ловкость. Кровавые бои гладиаторов были в равной мере спортом, театральной постановкой и хладнокровным убийством.

Вот несколько фактов о таинственных воинах, ставших столпом самого массового, жестокого и популярного развлечения, которое сохнанила история Древнего Рима.

Не все гладиаторы были рабами

Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.

Бои гладиаторов изначально были частью похоронной церемонии

Большинство современных историков настаивает на том, что выступления гладиаторов на арене берут корни из кровавой традиции устраивать бои между рабами или преступниками на похоронах выдающихся аристократов. Такого рода кровавый некролог следует из поверья древних римлян о том, что человеческая кровь очищает душу умершего. Таким образом, эти жестокие обряды замещали собой человеческое жертвоприношение. По случаю смерти своего отца и дочери Юлий Цезарь организовал бои между сотнями гладиаторов. Представления пользовались массовой популярностью и в первом веке до н. э. Древний Рим стал устраивать гладиаторские бои всякий раз, когда правительству необходимо было успокоить, отвлечь или заручиться поддержкой толпы.

Они не всегда бились насмерть

Несмотря на популярное изображение гладиаторских боев в литературе и кинематографе как стихийных и бесконтрольных кровопролитий, большинство из них осуществлялось согласно строгим правилам. Чаще всего бои были один на один между гладиаторами схожего телосложения и с равным боевым опытом. Судьи присматривали за сражением и останавливали его, если один из противников получал серьезное ранение. Иногда бои оканчивались ничьей, в случае если они были слишком затянуты. Если гладиаторам удавалось показать интересное представление и довести толпу до восторга, обоим противникам позволялось покинуть арену с честью.

Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Когда гладиатор был серьезно ранен или предпочитал признать поражение, откинув оружие в сторону, решить его судьбу предоставлялось зрителям. Различные художественные произведения часто описывают толпу с выброшенными вверх указательными пальцами, если зрители желали спасти проигравшего. Но, вероятно, это мнение не совсем верно. Историки полагают, что жест пощады был иным - спрятанный в кулак большой палец. Дело в том, что палец символизировал меч, и им толпа показывала, как именно нужно было убить проигравшего: палец вверх мог означать перерезанное горло, палец в сторону - удар мечем между лопаток, а палец вниз - глубокий удар мечем в шею, по направлению к сердцу. Жесты зачастую сопровождались громкими криками с требованием отпустить или убить.

Гладиаторы делились на типы и классы, согласно видам боев и опыту

К открытию Колизея в 80 году н. э., бои гладиаторов стали высокоорганизованным, кровавым спортом со своими направлениями и видами оружия. Деление бойцов на классы происходило по их уровню подготовки, опыту на арене и весовой категории. Разделение на типы зависело от выбора оружия и вида боев, самыми популярными типами были мурмиллоны, гопломахи и фракийцы, оружием которых были меч и щит. Были также эквиты - всадники, эсседарии - бойцы на колеснице, димахеры - вооруженные двумя мечами или кинжалами и многие другие.

Они очень редко сражались с дикими зверями

Среди военных типов были и бестиарии, которые изначально были преступниками, приговоренными к поединку с дикими животными, с незначительным шансом выжить. Позже бестиарии стали специально тренироваться для поединков с животными, они были вооружены дротиками и кинжалами. В боях с животными остальные гладиаторы участвовали очень редко, даже несмотря на то, что бои были организованы так, что у зверя не было шанса выжить. Часто представления с участием диких животных открывали бои и одновременно использовались для публичной казни преступников.

Женщины тоже были гладиаторами

В основном это были рабыни, слишком своевольные для домашней работы, но изредка к ним присоединялись и свободные женщины Рима. Историки не могут точно сказать, когда впервые женщины примерили на себя гладиаторские доспехи, но точно известно, что к первому веку н. э. они были постоянными участницами боев. Они часто становились предметом насмешек со стороны патриархальной римской элиты, но пользовались сравнительной популярностью у толпы. Несмотря на это, император Септимий Север запретил женщинам участвовать в каких-либо играх в начале III века.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Невзирая на то, что гладиаторы вынуждены были бороться друг с другом, порой даже насмерть, они рассматривали себя как братство и иногда собирались в коллегии. У гладиаторских профсоюзов были свои избранные лидеры, покровительствующие божества и сборы. Когда один из них погибал в бою, коллегии выплачивали его семье компенсацию и устраивали падшему достойные похороны.

Императоры иногда участвовали в боях гладиаторов

Среди завсегдатаев арены были Калигула, Коммод, Адриан и Тит. Чаще всего они принимали участие в поставленных боях или имели явное преимущество над противниками. Император Коммод однажды победил несколько напуганных и плохо вооруженных зрителей.

Гладиаторы часто становились знаменитыми и пользовались успехом у женщин

Римские историки часто называли гладиаторов необразованными грубиянами, элита смотрела на них свысока, но успешные бойцы пользовались громогласным успехом среди низших сословий. Их портреты украшали таверны и дома, дети играли с глиняными фигурками любимых гладиаторов, а девушки носили заколки для волос, покрытые кровью гладиаторов.

Гладиатор

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов , которые со временем менялись.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец » означал «Жизнь», а опущенный - «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак . Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями .

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах , но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке . Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту ), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом ). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи , доспех для предплечья (манику ) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus ) вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и средних размеров овальным щитом. Их выставляли на бои против фракийцев , ретиариев , иногда также против гопломахов .
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax ), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем , кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus ) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus ). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus» ), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами , но иногда и с мурмиллонами . .
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком , способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum ), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми:
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи . Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula ), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca , длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами .
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis ) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал , труб и водяных органов (hydraulis ).

Сохранившиеся арены

  • Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) - второй по величине амфитеатр после Колизея;
  • Арена ди Верона - ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны ;
  • Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
  • Амфитеатр в Помпеях - древнейший известный амфитеатр.

Также сохранились арены гладиаторских боёв в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран.

Известные гладиаторы

Гладиаторские бои в других странах

У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён (Источник: Г. Г. Ершова «Древняя Америка: полёт во времени и пространстве» ).

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» - фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953 г.).
  • «Деметрий и гладиаторы» - фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960 г.).
  • «Разбойник Варавва» - фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961 г.).
  • «Сын Спартака» - фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962 г.).
  • «Падение Римской империи» - фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964 г.).
  • «Два гладиатора» - фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964 г.).
  • «Спартак и 10 гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964 г.).
  • «Триумф десяти гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984 г.).
  • «Гладиатор» - художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000 г.).
  • «Последний гладиатор» - художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиа (Германия, 2003 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004 г.).
  • «Империя» - cериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005 г.).

Слово «гладиатор» произошло от латинского «gladius», т. е. «меч». В Древнем Риме гладиаторами называли военнопленных и рабов, которые были специально обучены для вооруженной борьбы друг с другом на аренах амфитеатров. Гладиаторы Рима боролись на публике, пока один из них не упадет замертво. Поединки изначально устраивались в дни самых больших религиозных праздников, а потом превратились в самое популярное зрелище, нацеленное на увеселение простых граждан. Традиция таких сражение сохранялась более чем 700 лет.

История появления

Обычай проведения подобных боев пришел в Древний Рим от этрусков, у которых такие битвы носили чисто религиозный характер, а убитые считались жертвоприношением богу войны Марсу.

Военнопленные и приговоренные к казни - вот кто такие гладиаторы в самом начале зарождения этого явления. По римским законам они имели право принимать участие в боях, а в случае победы на выигранные деньги могли выкупить свою жизнь. Бывали также случаи, когда граждане, отказавшись от свободы, решали принять участие в таких сражениях в погоне за народной славой и деньгами.

Первые бои

Дебютным сражением гладиаторов в Древнем Риме считается поединок трех пар участников, который был устроен в 264 году до н. э. во время поминок по Бруту Пери. Популярной такая забава стала через 50 лет, когда 22 пары бестиариев в течение 3 дней радовали жителей на похоронных игрищах, организованных в честь триумвира Марка Эмилия Лепида. В 105 году до н. э. уже каждый ребенок знал, кто такие гладиаторы, благодаря неустанным попыткам трибунов, нацеленным на увеселение римской черни, которая к этому времени была уже практически сформирована как социальный пласт. Гладиаторские бои были официально признаны публичной забавой.

Вскоре турниры, длившиеся по нескольку дней, в которых принимало участие множество гладиаторов, уже не были новинкой. Появились люди, для которых такие бои стали ремеслом, их называли ланистами. Суть их деятельности состояла в том, что они посещали невольничьи рынки, где находили физически крепких рабов, желательно военнопленных или даже преступников. Приобретя такого невольника, они обучали его всем особенностям сражений, необходимым во время боя на арене, а потом сдавали в аренду организаторам зрелищ.

Подготовка к боям

Во время учебы за гладиаторами тщательно ухаживали, сытно кормили, а их лечением занимались самые подготовленные врачи.

Подтверждением этого может служить тот факт, что известный древнеримский врач Гален длительное время работал в Великой императорской школе, где они и обучались. Спали бойцы попарно в небольших помещениях размером 4-6 кв. м.

Они ежедневно занимались интенсивными тренировками, длившимися с утра до вечера. В обучении новичков принимали участие уже состоявшиеся гладиаторы Рима, которые учили своих воспитанников фехтованию. На начальном этапе тренировок новичок должен был научиться совершать сильные точные удары в грудь и голову противника, не пренебрегая своей обороной. Для укрепления мышц на следующем этапе использовалось уже железное оружие гладиатора, вес которого специально был в два раза больше, чем у боевого вооружения.

Когда новичок постигал все азы боевого искусства и был готов к настоящим сражениям, его, в зависимости от умений и физической подготовки, определяли в соответствующую группу.

Вознаграждение

Гладиаторами становились не только из-за давления со стороны рабовладельца, но и абсолютно добровольно, желая приобрести славу и материальные блага. Несмотря на все недостатки такой профессии, простой, но крепкий мужчина, будучи представителем низшего сословия, имел реальный шанс разбогатеть.

Хотя вероятность умереть на песке арены, залитом кровью, была намного выше, многие шли на риск, возможно, даже мало осознавая, кто такие гладиаторы и какова их судьба. Самые счастливые из них, кроме любви римской черни, а часто и знатных женщин, получали серьезные денежные призы от поклонников и организаторов боев. К тому же римские зрители часто бросали победителю на арену, особенно если он был любимчиком публики, деньги, драгоценности и другие ценные мелочи, которые также являлись немалой долей его доходов.

Церемония открытия боев

Обряд открытия боев был впечатляющим зрелищем для всех собравшихся. Организатор игр на колеснице или пешком, окруженный множеством друзей, объезжал или обходил всю арену под восторженные крики зрителей, которые уже предвкушали запах крови. Затем на арене приходил парад всех участников предстоящего турнира. На них был надет шлем гладиатора и прочее обмундирование. Публика, приветствуя своих фаворитов, буквально неистовствовала.

Затем гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выставив правую руку вперед с криками: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!». После этого они отправлялись в помещение под трибунами, где и проводили время в ожидании своего выхода.

Гладиаторский театр

Все сражения проходили по-разному, случались парные поединки или противостояние сразу нескольких десятков участников. Но иногда на арене разыгрывались целые представления, которые популяризировал Юлий Цезарь. За считанные минуты создавались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, вооруженные и одетые как легионеры и карфагеняне, имитировали штурм города. Либо на сцене появлялся целый "лес" срубленных деревьев, а бестиарии изображали нападение легионеров из засады.

Кто такие гладиаторы в этом действе? Воины или актеры? Они совмещали функции и тех, и других. Фантазия режиссеров-постановщиков не знала границ. Хотя римлян уже сложно было чем-то удивить, императору Клавдию это удалось. Он устроил инсценировку морского боя такого масштаба, что ни один посетитель не мог себе представить, и впечатлил всех жителей Вечного города.

К началу IV века бои гладиаторов стали постепенно сдавать позиции. Это были времена, когда изнемогала под тяжелым гнетом атакующих варварских племен. Такое положение дел только ухудшалось из-за экономического кризиса, а организация боев была довольно дорогим удовольствием.

Хотя некоторое время сражения еще продолжались, но с меньшим размахом, а вскоре их официально запретили. Уже никто не кричал с трибун «Хлеба и зрелищ!» и не приветствовал императора, а через 72 года Римская империя была разрушена.