Как донские казаки стали русскими. Как погибли Тарас Бульба и его сын Остап

Дискуссии между современными "красными" и "белыми" кажутся нескончаемыми. Ведется постоянный счет, на ком больше крови. При этом забывается главный принцип Гражданской войны - насилие порождает ответное насилие, остановить которое, кажется, невозможно.

Сыновья

Сто лет назад Южный Урал стал одним из центров Гражданской войны - весной 1918 г. здесь разгорелось мощное восстание оренбургских казаков против красных. В ночь на 4 апреля казаки совершили набег на Оренбург, истребив много советских работников. Жертвами набега стали даже женщины и дети. Красные смогли отразить нападение, после чего ответили жестокими мерами, характерными для борьбы с партизанским движением во все времена: стали сжигать казачьи станицы и истреблять повстанческих лидеров - офицеров. Оренбургский военно-революционный штаб выдвинул ультиматум всем казачьим станицам и поселкам: "На белый террор предателей офицеров, юнкеров и примыкающих к ним казаков, нападающих на революционных рабочих и крестьян, вырезающих их семейства с малолетними детьми, ответим же беспощадным красным террором, силою артиллерийского огня и силою рабоче-крестьянских революционных масс. Пусть все станицы и поселки помнят, что если какая-либо из них сделает хотя бы самое незначительное выступление против революционных рабочих и крестьян, она будет без всякого разбора виновных и невиновных сметаться с лица земли силою оружия революционных войск" 1 .

Именно тогда и произошла эта потрясшая многих даже в то суровое время трагедия. 9 апреля 1918 г. на станции Дубиновка Орской железной дороги были выданы казаками красным и расстреляны два казачьих офицера - родные братья, подъесаулы Василий и Михаил Михайловы. Василию не исполнилось и двадцати шести, Михаилу было тридцать лет. Несмотря на молодой возраст, оба уже успели повоевать в Первую мировую и заслужить боевые награды.

Станица Верхнеозерная на правом берегу Урала, где жили Михайловы, оказалась в сфере казачьего антибольшевистского восстания. Михайловы как офицеры возглавили две сотни местных казаков, которые собрались примкнуть к повстанцам и участвовать в набеге на Оренбург. Считалось, что идея оказать красным вооруженное сопротивление принадлежала их отцу - генералу Михайлову. Однако сам он впоследствии утверждал, что это решение принадлежало самим станичникам.

Впрочем, до Оренбурга казаки не доехали - набег был отбит, и сотни вернулись в свою станицу. Затем пришли известия о массовых расправах над подозревавшимися в набеге. Опасаясь наказания, верхнеозернинские казаки провели сход и отправили делегацию к красным на разъезд Кондуровский в 14 верстах от станицы.

По возвращении делегаты собрали станичников и объявили требования красных: восстановить в станице Советскую власть, выдать офицеров как зачинщиков сопротивления, в том числе семью Михайловых, и заплатить полмиллиона контрибуции. С требованиями казаки согласились, однако из всей семьи Михайловых удалось схватить только двух братьев, а их отец, генерал, сумел бежать к брату в станицу Гирьяльскую. Имущество Михайловых в период их отсутствия в станице раздали беднякам (позднее изъятое вернули).

Генерал Михайлов вспоминал о гибели сыновей: "Когда сыновья вернулись, первый, Михаил, а Василий еще был в Гирьяле 2 , я написал записку Василию и послал с извозчиком, чтоб Василий приехал обсудить втроем, что делать дальше, а между населением уже какое-то шло беспокойство, перешептывание. Я с Михаилом собрался уехать, но дожидался еще сына Василия, вдруг забежал Михаил и сказал: "Папа, большевики". Я бросился бежать в сторону Гирьяла и стал скрываться, а с Василием я разошелся - он приехал домой, и вечером его забрали, когда он доехал до дома, большевики" 3 . Корил ли себя генерал за записку, которая привела к гибели сына? Наверняка. Но об этом он промолчал.

Реконструировать обстоятельства расстрела позволили свидетельства с обеих сторон. Братья понимали, что их участь незавидна, и попросили позвать священника причаститься. По свидетельству очевидца, еще в родной станице "братья... настояли, чтобы их посадили в одни сани. Повели. Масса народу. Женщины, плача и причитая, провожали до окраины станицы.

Привезя на станцию, вновь высадили и велели отойти от полотна шагов на 15. Братья встали на колени, помолились Богу, перекрестили друг друга и, крепко обнявшись, расцеловались, потом оба крикнули: "Да здравствует казачество, умираем за казачество!" 4 Однако казачья газета, напечатавшая в 1919 г. такую заметку, возможно, исказила последние слова расстрелянных, чтобы не пропагандировать монархические настроения.

Дополняет картину случившегося свидетельство организатора расстрела. В 1934 г. на заседании оренбургского землячества ветераны Гражданской войны со стороны красных делились своими воспоминаниями и откровениями. Бывший командир одного из первых красных отрядов Павел Селиверстович Курач (его именем названа одна из улиц Оренбурга) тогда рассказал: "Таких офицеров я встречал под Орском. Когда я ездил с отрядом, то поймал двух братьев Михайловых. У них были паспорта, как будто они из Пензенской губ[ернии] учителя, а фронтовики говорят, что это братья Михайловы.

Когда их стали допрашивать, то они говорить не желают, смотрят с презрением. Когда я уезжал из Оренбурга, то мы создали следственную комиссию. Туда входил Блиничкин и еще один анархист, фамилию я не помню, но в общем было 4 человека. Постановление этой комиссии я как начальник этого отряда утверждал. Когда утром вызвали в комиссию, я ничего не говорил, но комиссия постановила расстрелять, и приговор был утвержден. Когда их поставили к расстрелу, они закричали: "Да здравствует Николай II и казачество" 5 .

Согласно заметке из казачьей газеты, команду "пли!" выкрикнул один из братьев, Василий. Если верить этому свидетельству, братьев после расстрела добили штыками - на теле Василия насчитали 13 штыковых ран.

Казненных похоронили в родной станице. Белая печать использовала громкую казнь для нагнетания антибольшевистских настроений.


Отец

Расстрелянные были старшими сыновьями генерал-майора Федора Николаевича Михайлова - ветерана памирских походов, Русско-японской и Первой мировой войн. У генерала было еще пятеро сыновей и две дочери. Из сыновей Александр и Николай тоже были офицерами, в Гражданскую вместе с отцом и большинством казачьих офицеров пошли за атаманом А.И. Дутовым. Александр позднее ушел с казаками в Китай, судьба Николая все еще неизвестна.

Генерал Михайлов давно находился в отставке 6 и занимался хозяйством (свое имущественное положение он считал средним, владел десятью коровами и шестью лошадьми, засевал 10-12 десятин земли 7). Приказ о формировании сотен, по словам генерала, был получен из Оренбурга еще в конце 1917 г. Своей инициативы в этом вопросе Михайлов якобы не проявлял. Однако при отступлении из Оренбурга в начале 1918 г. атаман Дутов останавливался на несколько дней именно в доме Михайлова, причем к отцу вместе с атаманом приехал и сын Михаил 8 - один из немногих оставшихся тогда верными Дутову его подчиненных. Дутов поехал дальше в Верхнеуральск, а Михаил остался у отца, что стоило ему жизни.

После бегства из родной станицы генерал Михайлов до июня 1918 г. скрывался у брата, не зная ни о Дутове, ни об ушедших с ним сыновьях. Летом 1918-го красные под ударами казаков и чехословаков ушли с казачьих земель. Вышел из подполья и стал служить белым генерал Михайлов. У белых он большой карьеры не сделал: летом 1918-го председательствовал в комиссии по реорганизации и ликвидации утративших свое значение военных учреждений, осенью руководил обучением мобилизованных казаков, не призванных в строевые части, а в начале 1919 г. отчислен от этой должности с оставлением в отставке.


Месть

Одержавшие временную победу белые стали вершить суд и расправу над приверженцами красных. При встрече генерала Михайлова с атаманом Дутовым безутешный отец, естественно, просил привлечь к ответственности тех, кто выдал его любимых сыновей на расправу. Дутов на это ответил: "Подайте заявление" 9 .

Впоследствии на суде генерал Михайлов свидетельствовал: "Я верил своим казакам и когда узнал, что они расстреляли моих сыновей, я разочаровался в них. Я с ними жил в хороших отношениях, если они меня исключали 10 , то это была кучка из 3-4 человек - горлопанов..." 11 .

Организаторы казни были известны белым. В газете "Оренбургский казачий вестник" прямо отмечалось, что расстрел был организован "карательным отрядом под начальством Курача и Назаренко" 12 . Однако Курач сражался в рядах Красной армии, и белое правосудие до него добраться не могло. Можно было наказать только выдавших Михайловых станичников, которые остались дома.

Генерал Михайлов, пытаясь впоследствии оправдаться перед советским судом, вспоминал о своих сомнениях: "Я долго раздумывал, как поступить, с одной стороны, я должен был как христианин простить, но, с другой стороны, жалко было сыновей, что погибли молодыми, не пожившими, и что их расстреляли свои же казаки, которые посылали их воевать. И я в конце концов решил подать заявление" 13 . "У меня появилось желание не оставить без наказания поступок казаков, что они расстреляли невинных моих детей" 14 , - добавил Михайлов.

29 июля 1918 г. Михайлов выступил вне очереди на Чрезвычайном съезде 1-го военного округа Оренбургского казачьего войска и попросил привлечь виновных в выдаче детей к суду и возместить убытки. Съезд предложил передать дело в военно-следственную комиссию, а на предмет возмещения убытков обратиться в комиссию помощи потерпевшим 15 .

В станицу прибыла следственная комиссия. "Доброжелатели" составили список участников выдачи, ставший по сути расстрельным. Позднее в этом заподозрили помощника станичного атамана хорунжего Дмитрия Елизаровича Горбунова, представшего за это перед советским правосудием. Однако генерал Михайлов в качестве составителей списка назвал других лиц, умерших ко времени советского расследования. Сам Михайлов принимал участие в расследовании, а также выступал в печати на эту тему. При выдаче сыновей Михайлов не присутствовал и, как утверждал позднее, знал только пятерых делегатов, ездивших к красным, а в остальном доверился списку.

В августе 1918 г. в станице арестовали 18 человек 16 . Одного из арестованных, казака Василия Лошкарева, застрелили без суда и следствия по дороге, другого, случайно арестованного, по просьбе генерала освободили. 22 сентября генерал Михайлов выступил перед депутатами 3го чрезвычайного Войскового Круга Оренбургского казачьего войска, рассказав об обстоятельствах выдачи сыновей на расправу. После этого он попросил лишить казачьего звания и выселить из станицы виновных, имена которых перечислил. Казнить их генерал, судя по сухим строчкам протокола заседания, не призывал.

В обсуждении принял участие депутат Верхнеозерной станицы фельдшер Александр Сергеевич Беленинов, который от имени избирателей выразил сочувствие несчастью Михайлова, сообщил о расстреле одного из фигурантов и предании суду остальных. В духе идеализма тогдашней демократической интеллигенции Беленинов добавил, что "одними карами ограничиться нельзя. Чтобы подобные явления в будущем не имели места, необходимо повысить культурный уровень населения и восстановить утраченную им связь с историей казачества, а для этого нужно учиться, учиться и еще раз учиться" 17 . Круг постановил принять доклад генерала к сведению.

Перед военно-полевым судом в Оренбурге в сентябре 1918 г. предстали шестнадцать человек: одиннадцать из них расстреляли, пятерых сослали в Восточную Сибирь на каторгу. Давал показания и Михайлов. Публику в зал заседания не пускали. Атаман Дутов якобы утвердил приговор в отношении своих казаков не сразу, а лишь после целого дня колебаний и передачи непопулярного решения на усмотрение Войскового Круга 18 .

Суд

Генерал Михайлов отступил с белыми в Сибирь и обосновался в Омске, где служил в Военном экономическом обществе. Затем перебрался в Ново-Николаевск. Когда туда пришли красные, устроился заведовать красноармейскими лавками. В разгар НЭПа организовал с несколькими партнерами торговую компанию, которая прогорела. Затем распродал имущество и уехал в Семипалатинск и в Омск. Там и вскрылось его генеральское прошлое. Михайлова сначала уволили с нового места службы, а затем арестовали.

В 1920-е гг. начались судебные процессы над бывшими белыми. Весной 1926 г. на имя оренбургского губернского прокурора поступило заявление гражданина П.А. Косарева, в котором сообщалось, что по вине генерала Михайлова в октябре 1918 г. расстреляны казаки Верхнеозерной станицы. Полгода генерал находился на свободе под поручительство, но затем был заключен в Оренбургский губернский исправительно-трудовой дом (нетрудоспособная жена и учившаяся в школе дочь в это время бедствовали).

Следствие велось тщательно. Опрашивались многочисленные свидетели. Показания дал выживший фигурант дела И.Н. Петров, попавший в 1918 г. по малолетству на каторгу, 19 и другие лица. Сам Михайлов отрицал причастность к формированию казачьих сотен против красных. Обвинение он считал "совершенно нелепым" 20 . Другой фигурант дела, Горбунов, пытался откреститься от составления расстрельного списка, найдя свидетельницу того, что список был составлен казаком Г. Кузьминым 21 . Об этом же свидетельствовал и Михайлов, однако суд к этим доводам не прислушался.

29 ноября 1927 г. Михайлов предстал перед выездной сессией губернского суда вместе с составителем расстрельного списка Горбуновым на месте событий в станице Верхнеозерной, где проживала основная масса свидетелей. Тогда в связи с амнистией к 10-летию Октябрьской революции фигурантов освободили из исправительно-трудового дома под подписку о невыезде.

С 24 по 27 февраля 1928 г. проходили новые заседания суда. Был вызван и бывший депутат Вой-скового Круга Беленинов, уклонившийся от явки по болезни 22 . Выступило множество свидетелей, в судебных заседаниях участвовали адвокаты. Михайлов и Горбунов виновными себя не признали. Михайлов отрицал свое руководство формированием казачьих сил против красных. О причинах того, что сыновья пошли против большевиков, он говорил: "Мои сыновья как офицеры воспитаны в этом духе, и их честь заставила идти воевать" 23 . Бывший генерал сделал смелое заявление, что счел расстрельный приговор причастным к гибели сыновей казакам жестоким, но не считал себя виновным в этом: "Я, конечно, хорошо разбирался, что значат "красные" и "белые", и знал, что рабы восстали против господ, но я не хотел принимать участия в подавлении этих рабов, т.к. был совершенно аполитичен" 24 . В последнем слове 69-летний Михайлов апеллировал к своему преклонному возрасту и просил суд позволить ему умереть на свободе 25 . По итогам заседания Михайлова и Горбунова вновь взяли под стражу.

Суд по статье 58-11 Уголовного кодекса РСФСР приговорил бывшего генерала Михайлова к расстрелу с заменой в связи с амнистией десятью годами лишения свободы со строгой изоляцией и с поражением во всех политических правах на пять лет. Полугодичное предварительное заключение с ноября 1926 г. по март 1927 г. и с сентября по ноябрь 1927 г. было учтено. Горбунова приговорили к трем годам лишения свободы со строгой изоляцией и с поражением в правах на два года. Его полугодичное пребывание под стражей также было учтено 26 . Оренбургская газета "Смычка" откликнулась на процесс заметкой с хлестким названием "Палачи" 27 .

Михайлов пытался оспорить суровый приговор, его супруга обращалась в Верховный суд РСФСР и в общество помощи политзаключенным к Е.П. Пешковой, но из этого ничего не вышло. В письме к Пешковой были и такие строки: "Возможно, что с точки зрения моральной этики поступок его был и аморален, но ведь надо же понять, что нельзя от родного отца требовать полного самоотвержения. Такому героическому, я бы сказала, непротивлению злу не всякий человек способен. Если же принять во внимание всю ту обстановку, при которой происходили все эти события, то психическое и моральное состояние моего мужа в тот момент было вполне лояльно. Общество само выбрало моих сыновей командирами отрядов против Советской власти, но потом само же из-за своих личных интересов решило отыграться на счет их молодых жизней. Не успела еще кровь их остыть, как политические события изменились, и вот под свежим впечатлением всего этого отец решил пожаловаться на свою судьбу.

Через 10 лет на заре второго десятилетия существования Советской власти суд пролетарский нашел действия моего мужа террористически направленными против Советской власти.

Его можно судить в данном случае лишь за то, что он не мог побороть в себе родительских чувств и принес жалобу, но с политикой и контрреволюцией ничего общего не имел" 28 .

Горбунов в 1930 г. вышел на свободу. Михайлов, по некоторым данным, прожил более 90 лет. В 1993 г. обоих реабилитировали как репрессированных по политическим причинам.

Кровавая круговерть не пощадила никого в той истории. Сегодня не разобрать, кто запустил этот маховик - красные или белые. В 1918-м не без помощи генерала Михайлова были расстреляны казаки, причастные к выдаче его детей на казнь. Те события позднее сломали жизнь и самому генералу. В 1937 г. во "враги народа" по обвинению в причастности к "антисоветской казачьей повстанческо-террористической организации" (почти то, в чем обвинялись братья Михайловы) записали организатора их расстрела П.С. Курача. Его прах покоится на полигоне в "Коммунарке". Советская власть добралась и до брата расстрелянных Александра, осевшего в китайском Харбине. После Второй мировой он был арестован, вывезен в СССР и попал в лагеря. Освободившись, поселился в Челябинске рядом с оставшимся в живых братом Леонидом.

1. Известия Оренбургского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. 1918. N 49. 11.04. С. 1.
2. Станица Гирьяльская.
3. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 124-124об.
4. Мученики казачества // Оренбургский казачий вестник. 1919. N 63. 10.04. С. 2.
5. Оренбургский государственный архив социально-политической истории. Ф. 7924. Оп. 1. Д. 221б. Л. 154.
6. РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 30139. П/с 331-780; Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска 1891-1945. Биографический справочник. М., 2007. С. 371-372.
7. ГАОО. Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 123.
8. Там же. Л. 124.
9. Там же. Л. 125.
10. Из казаков.
11. ГАОО. Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 124об.
12. Мученики казачества. С. 2.
13. ГАОО. Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 125.
14. Там же. Л. 125об.
15. Протокол N 6 заседания Чрезвычайного съезда 1го округа Оренбургского казачьего войска от 29.07.1918.
16. ГАОО. Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 1об.
17. Протоколы 3го чрезвычайного Войскового Круга Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1918. С. 60.
18. ГАОО. Ф. Р-636. Оп. 2. Д. 62. Л. 125, 140.
19. Там же. Л. 22-22об.
20. Там же. Л. 28.
21. Там же. Л. 108.
22. Там же. Л. 116.
23. Там же. Л. 124.
24. Там же. Л. 126.
25. Там же. Л. 138.
26. Там же. Л. 141-141об.
27. Смычка. 1928. N 53 (858). 02.03. С. 7.
28. ГА РФ. ]Ф. Р-8409. Оп. 1 Д. 247. Л. 155об..

Выражаю благодарность директору Государственного архива Оренбургской области И.А. Джим, заведующему читальным залом архива Б.А. Мелконяну и к.и.н. В.Г. Семенову за содействие в подготовке статьи.

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта N 17-81-01022 а(ц) "История Гражданской войны в России 1917-1922 гг. в документах офицеров русской армии".

Исторический смысл малороссийского казачества заключался в борьбе за народность и веру. Эта борьба с турками, татарами и поляками закалила народный характер, придала казакам Украины черты железной энергии, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов. Жизнь казаков была сложна: приходилось бороться и хитростью, и силой, приходилось быть и дипломатом, и солдатом. Именно так эту жизнь и описывает в «Тарасе Бульбе» Гоголь . Нужды времени требовали многих практических знаний: каждый казак должен был быть и землепашцем, и охотником, и скотоводом, и садовником, и врачом, и ремесленником. Это развивало разносторонность, находчивость, предприимчивость, но не привязывало человека к какому-нибудь одному определенному делу. Гоголь показывает, что постоянная готовность казака идти навстречу опасности, неуверенность в завтрашнем дне приучали равнодушно смотреть в глаза смерти, не дорожить своей головой, но не стесняться и чужой судьбой...

Атака запорожцев в степи. Картина Ф. Рубо, 1881

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи . Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы однако наполняли жизнь казаков смыслом, очищали облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками .

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). Многие из этих черт сохранились в душе малороссов и до времен Гоголя , и в своих «Вечерах », в «Вии » он собрал все эти измельчавшие остатки прежних чувств, скованных блестящим прошлым, но уже не находящих себе объяснения в настоящем... В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

Торжество духа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки,

такие силы, которые пересилили бы русскую силу!

Н.В. Гоголь

Вступительное слово

Сегодня мы продолжаем нашу совместную работу по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И тему нашего разговора назовем так: (на доске).

Давайте осмыслим название нашего урока.

- Каково лексическое значение слова дух?

ДУХ - 1. психические способности

2. внутренняя моральная сила

3. то же, что дыхание

ДУША - внутренний психический мир человека

ДУШЕВНЫЙ - полный искреннего дружелюбия

ОДУХОТВОРЕННЫЙ - проникнутый возвышенными чувствами

ОДУХОТВОРИТЬ - воодушевить

ДУХОВНЫЙ - относящийся к умственной деятельности, к области духа

- Как вы понимаете смысл слова торжество?

Слово тоже многозначное, более приемлемо для нас второе значение.

ТОРЖЕСТВО - победа, полный успех чего-нибудь.

Если перефразировать тему, то получится следующее: Победа, полный успех внутренней моральной силы. А чьей силы? Запорожских казаков, конечно, героев повести Гоголя.

Итак, сегодня мы постараемся понять, что же дает силы запорожским казакам храбро, самоотверженно сражаться с иноземными захватчиками и мужественно умирать, не покорившись сильному и страшному врагу.

Мы рассмотрим следующие эпизоды повести:

  1. Слово о товариществе Тараса Бульбы - глава 9
  2. Как умирали казаки в битве с польской шляхтой - глава 9
  3. Казнь Остапа - глава 11

И эпиграфом к нашему уроку будут слова из повести (на доске).

Я напомню вам, что Запорожская Сечь - это вольное содружество казаков, закаленных в ратном деле. Великое значение этого содружества, воспетого Гоголем, позже очень точно оценит один из гениальных русских живописцев, Илья Репин: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов, веры православной и личности человеческой, в то время, когда тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода… И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума, не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации». (Репин И. В. Письмо Н. С. Лескову от 19.02. 1889 г.)

Итак, Запорожская Сечь - это содружество или товарищество, как они сами себя называли.

Давайте послушаем выразительное чтение отрывка из 9 главы «Слово о товариществе» , с которым обращается Тарас Бульба к казакам перед битвой с польской шляхтой.

- Что же так тронуло их в речи Тараса , если они стояли неподвижны, потупив седые головы, а у некоторых даже слезы накатывались в старых очах?

Тарас Бульба задел живые струны каждого казака, которые связаны узами товарищества. Закон «товарищества», «казацкой чести» - это закон верности родине и народу. Основная мысль речи Тараса - прославление Русской земли, русской души, любви к родной земле.

Русская земля неизменно понимается казаками как православная, и это сознание утверждает и укрепляет единство Запорожской Сечи. И умирают казаки со словами во славу веры и всей земли как хранительницы их веры.

Вспомним, как во время смертельной схватки в последних словах своих восславляют казаки-запорожцы Русскую землю, неразрывно связанную со святою Православною верою.

Послушаем пересказ отрывков из 9 главы о том, как умирали казаки .

Обратим внимание на эту запись (запись на слайде)

Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же… ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «»Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Кукубенко: «Пусть же… красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

- Почему же так многократно повторяются, звучат из уст погибающих казаков слова, прославляющие Русскую землю?

Многократно повторяемый образ Православной Русской земли выражает, по существу, пафос всей повести, идею несокрушимой силы русского духовного начала - любви к Отечеству и к православному народу своему.

Вот потому во время смертельной схватки восславляют ратники русскую землю, неразрывно связанную в их сознании со Святою Православною верою.

Огромная жизненная сила, кипучая энергия, могучие чувства людей - всё это передано Гоголем в каждой подробности. Именно поэтому так часты здесь повторения важных значимых слов и выражений.

- А ещё какие слова повторяются?

Есть ещё порох в пороховницах?

- Как вы понимаете это выражение?

(полны ли сил, энергии для того, чтобы совершить что-либо)

- Что отвечают казаки?

Эпизод очень значимый для понимания характера казаков, черпающих силы в духовном единении, сплочении, братстве.

- Какие ещё средства языковой выразительности используются в тексте? (найти в тексте и прочитать)

Развёрнутые сравнения

Так с помощью выразительных средств языка усиливается основная мысль - прославление Русской земли и самоотверженного мужества её защитников.

Один за другим уходят из жизни герои повести. Вот, стоя на эшафоте, выносит, как исполин, терзания и пытки Остап.

Чтение учителем эпизода «Казнь Остапа».

Остап показан народным богатырем, обрисован средствами народно-песенной поэтики: «И повёл он очами вокруг себя… И упал он сильно…»

Сцена казни становится утверждением беспримерного героизма, мужества и преданности родине. Свою верность товариществу, своё беззаветное мужество он проявляет, перенося страшные пытки с суровым достоинством и презрением к врагам.

Остап окружён толпой польского панства, с жестоким и холодным любопытством наблюдающего на пытки и казнь запорожцев. Он выносит нечеловеческие муки.

- Почему, погибая, Остап восклицает: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

Погиб Остап, но восторжествовал мужественный дух героя. И пишет Гоголь о последующих событиях: «…поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, - за всё, что копило с давних времен суровую ненависть казаков».

Наш разговор о повести сегодня, конечно, не закончен. Впереди ещё работа с эпизодом «Казнь Тараса Бульбы» и анализ других ярких эпизодов повести.

В контексте сегодняшнего урока я хочу вам показать фрагмент из художественного фильма «Илья Муромец» . Постарайтесь уловить ту главную мысль, которая объединяет былины о русских богатырях и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

Просмотр фрагмента фильма «Илья Муромец»

- Какая же общая мысль объединяет былины и повесть Гоголя?

Конечно, это мысль о необходимости защищать свою родину, любить её, хранить её традиции, обычаи. Именно чувство патриотизма даёт силы, питает дух, внутреннюю моральную силу, благодаря которой побеждается враг.

Любая нация, любой народ не могут быть побеждены, покорены, пока торжествует в каждом человеке дух единения, дух товарищества, взаимовыручки, гордости за своих собратьев и весь народ в целом.

Вот поэтому Н. В. Гоголь и написал в заключительной главе своей повести такие мудрые слова: «Да разве найдутся на свете такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» Этим риторическим восклицанием он утверждает, что такие силы не найдутся.

Домашнее задание

Чтобы успешно продолжить наш дальнейший разговор и работу по повести, вам рекомендую подготовить к следующему уроку такое домашнее задание : Чтение главы 12, пересказ эпизода «Казнь Тараса», найти и обозначить в тексте 12 гл. языковые средства выразительности.

Ничто так не раскрывать характер литературного персонажа, как его поступки. Тараса Бульбу, лишившего жизни собственного сына, сложно понять современному человеку. Однако подвиги старого казака способны вызвать восхищение даже у сегодняшнего читателя. Главный герой повести Гоголя - образ противоречивый, сложный. Для того чтобы понять его, научиться в нем видеть не безумного вояку, а патриота, человека чести, следует внимательно рассмотреть три важных эпизода. Как погиб Тарас Бульба? За что полковник убил своего сына? Как он воспринял смерть старшего?

Прежде чем рассказать о том, как погиб Тарас Бульба, следует, конечно же, вспомнить сюжет повести. Уже в первой главе автор дает характеристику своим героям.

Сыновья полковника

Остап и Андрий закончили обучение в Киевской семинарии. Они вернулись домой. Отец встретил их довольно своеобразно. Дабы испытать старшего, он принялся с ним мериться силой. И только убедившись в том, что Остап сможет по-настоящему дать отпор, успокоился. Хотел было проверить таким образом и младшего, но вовремя подоспела мать. Благодаря этой сцене автор дает читателю поверхностную характеристику своего героя.

Бульба, казалось бы, может любить только сильного, храброго сына. Только настоящего казака. А рохлю и труса с радостью отправит на тот свет. К такому выводу можно прийти, зная сюжет повести Гоголя, но не имея никакого представления о традициях и нравах казаков. В действительности же Тарас Бульба любил обоих своих сыновей. И храброго Остапа, и малодушного Андрия. Но военный долг для него был превыше всего. Ради него он мог отдать и свою жизнь, и жизнь близкого человека.

Сечь

Сразу же по приезду сыновей Бульба решает отправить их воевать. Запорожская Сечь, по его мнению, - лучшая наука для казака. В последний момент он решается и сам ехать с сыновьями. Каким Гоголь создал образ старого полковника? Жестоким, суровым, бескомпромиссным. Однако стоит сказать, что и Тарас Бульба порою грустит, предается горьким воспоминаниям. По пути в Сечь каждый из героев думает о своем. Остапу тяжело вспоминать терзания матери. Андрий томится по прекрасной полячке. Отец с горечью вспоминает о прожитых годах.

Первые победы

Бульба с сыновьями приезжает в Сечь. Здесь они видят казаков, предающихся обычному для них занятию, а именно пьянству. Старый полковник не желает, чтобы его сыновья тратили силы на бесконечные пиршества. Его влечет на поле брани. Казаки идут на Польшу, где очень быстро наводят страх на местных жителей. Остап и Андрий принимают участие в битвах. Ничто не радует так старого запорожца, как их подвиги.

Андрий

Младший сын Бульбы становится предателем. Однажды ночью к нему является служанка прекрасной полячки, которую молодой казак видел в Киеве, и просит помочь панночке. Андрий отправляется к возлюбленной, захватив с собой несколько мешков хлеба.

Встретившись с полькой, он решает не возвращаться в свой полк. Как главный герой воспринимает предательство сына? Он находит и убивает его, при этом произнося знаменитую фразу, которая известна даже тем, кто не читал повесть Гоголя. Как погибли сыновья Тараса Бульбы? С какими словами на устах? Младший в последние секунды своей жизни произносит имя возлюбленной. Старший зовет отца. Андрий предает свою родину и своих родных ради любимой девушки. Остап - истинный сын полковника Бульбы. Он умирает героической смертью.

Остап

Поляки разбивают запорожцев. Старшего сына Тараса Бульбы берут в плен. Сам же полковник получает ранение. После выздоровления он делает все, что в его силах, дабы вызволить Остапа. Но все попытки оказываются тщетными. Он присутствует при казни сына. Это происходит на городской площади. Остап мужественно принимает смерть, и только в последний момент он не выдерживает и зовет отца. Тот отвечает и тут же скрывается от преследователей. Как погибает Тарас Бульба и сын Остап? Оба они умирают героями.

Месть

Тарас Бульба не простил сына-предателя. При этом смерть Остапа для него стала сильным ударом. Он был охвачен злостью, ненавистью к полякам. Сжег 18 деревень, в течение нескольких недель уничтожал все живое вокруг. Смерть любимого сына делает еще более жестоким Тараса Бульбу. Как погибает этот отважный казак? Он идет на смерть, спасая своих товарищей.

Бульба отправляется в свой последний поход на Польшу. Свирепость полковника бросается в глаза даже казакам. Запорожцы берут в плен польского гетмана, но тот хитростью добивается своего освобождения. Бульба тем временем разъезжать по Польше со своим полком и продолжает мстить за смерть старшего сына. Однажды в старой крепости запорожцы попадают в окружение. Как погибает Тарас Бульба? Его цепями приковывают к дереву и разжигают вокруг него огонь. Перед смертью он успевает крикнуть запорожцам, тем самым спасая им жизни.

О том, как погибает Тарас Бульба, из краткого содержания можно узнать, тем не менее, стоит перечитать повесть. В произведении важную роль играют диалоги, комментарии автора.

Как погибает Тарас Бульба

Как уже было сказано выше, главный герой попадает в плен к полякам. Но стоит сказать еще несколько слов о нраве казацкого полковника. Какой смертью погиб Тарас Бульба? Мучительной, долгой. Но об этом читатель может лишь догадываться. Гоголь не приводил подробностей, которые страшными показались бы его современникам.

Последний штрих к характеристике Бульбы - его мысли, которые проносится у него в голове в последние минуты жизни. Он словно не боится смерти. Погибая, он думает о своих товарищах и о предстоящих сражениях, в которых он уже не примет участия.

Дополнение к характеристике героя

В повести Тараса Бульбы герои, конечно же, не только воюют. Показан и быт казаков. Эти описания дополняют портрет Тараса Бульбы. Он человек, не привыкший к роскоши. Более того, в отличие от многих своих товарищей, любит простую жизнь. Он довольно активен. Достаточно вспомнить первый день его пребывания в Запорожской Сечи. Казаки пьянствуют, не спешат воевать. Он же при помощи небольшой хитрости добивается назначения кошевым своего давнего знакомого, который готов идти в Польшу. Тарас Бульба целеустремлен, упрям. Он всеми силами пытается осуществить свои планы, которые всегда, в любой ситуации, связаны с защитой родного края.

24 января в православных храмах поминают всех убиенных казаков, погибших в результате геноцида казачества, развернутого большевиками в 1919 году.

Уничтожение казачества - это жестокий зверский геноцид, целью которого было полное уничтожение генома огромной группы людей, которые смогли выстоять перед врагом, причем под давлением нелюдей смогли остаться Людьми.

Уничтожение казачества или красный террор

24 января 1919 года. На повестке дня обсуждения Оргбюро ЦК РКП(б) - «Циркулярное письмо» Я. Свердлова известное, как «директива о расказачивании».

Вердикт Этого документа:

«Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление».

Расказачивание – или «казачий Холокост»

Сожжено заживо, расстреляно, отравлено боевыми химическими веществами, выслано в Сибирь на вымирание было в основном мирное, гражданское население станиц: старики, женщины и дети.

По оценкам одних специалистов от 800 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч жизней унёс казачий геноцид.

По другим данным, красный геноцид унёс больше трёх миллионов жизней.

Красный террор, заливший Россию кровью, после прихода к власти большевиков, был настолько страшен, что даже историкам с трудом верилось в его сознательную продуманность. На самом деле Красный террор - это не хаос, это был хорошо продуманный, отлаженный, и чётко выверенный механизм, имеющий своих создателей. Их имена известны всем. Идеологами, вдохновителями и организаторами геноцида казаков на государственном уровне были Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, Молотов, Коганович, Чернов, Юркин, Микоян, Гамарник, Шкирятов, Ягода, Косарев, Хатаевич.

«Казаки - единственная часть русской нации, Которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно. Они своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».

Вот ещё выписка из директивы ЦК РКП:

«Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»: «Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством необходимо, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы».

Первым пунктом идёт:

«Необходимо провести массовый террор, направленный против богатых казаков, истребить их поголовно, провести массовый беспощадный террор вообще по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо участие в борьбе с Советской властью».

Вторым пунктом шло:

«Конфисковать весь хлеб, заставить ссыпать полностью излишки в указанные пункты, это относится и к хлебу, и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам».

Вся политика расказачивания - это массовые расстрелы, натравливание иногородних на казаков, взятие заложников, сожжение станиц.

А вот письмо, которое написал Дзержинский Ленину 19 декабря 1919г. В нём говорится, что на тот момент в плену у большевиков находилось около миллиона казаков. Ответ вождя, был вполне в его духе: «Расстрелять всех до одного!». На Кавказ Ильич периодически отправляет телеграммы: «Перережем всех».

Хорошо, что у большевиков физически не было сил, чтобы осуществить тогда все людоедские директивы «человечного» дедушки Ленина.

Как уничтожалось Кубанское, Донское и Терское Казачество

В конце 1917 - начале 1918 года донские казаки, поверив большевикам, приняли их сторону, желая прекратить войну. Но Командующий Северным отрядом Ю. В. Саблин, в ответе Донскому Кругу, 12 февраля 1918 года, сказал: «казачество должно быть обязательно уничтожено, как таковое. С его сословностью и привилегией».

То была первая попытка расказачивания, естественно, терпеть её донские Казаки не собирались. В станице Суворовской 21 марта 1918 года вспыхнуло антикоммунистическое восстание, которое вскоре охватило весь Дон.

Правительство генерала Краснова, атамана Донского казачества, разработало проект «восстановления национального государства в общероссийском масштабе».

На первом этапе, атаманы Кубанского, Донского, Терского и Астраханского казачьих войск, председатель Союза горцев Северного Кавказа должны были провозгласить Доно-Кавказский союз суверенным федеративным государством, союз должен был соблюдать в гражданской войне нейтралитет и прекратить борьбу с большевиками за пределами Доно-Кавказского союза.

Эта политика «расказачивания» обратила казаков в союзников Белого движения.

В июне 1918 г. восстало несколько станиц Лабинского отдела. Большевики подавили восстание особенно жестоко: было казнено 770 лабинцев-казаков, не считая убитых в боях с карательными отрядами.

Кубанское казачье войско, второе по численности, после Донского, тоже постигла трагическая участь. Интрига заключалась в том, что в распоряжение горского правительства отдавались все Кубанские войска. Генерал Врангель, приехавший на Кавказ, расправился над «самостийниками». Кубанцы стали массово покидать фронт, думая, что у себя дома они договорятся с большевиками. После эвакуации из Новороссийска добровольцев, кубанцев в лучшем случае ждал польский фронт и красная армия, ну а в худшем и более частом - северные и сибирские лагеря.

Остатки кубанских казаков, добили в конце 1920 годов: коллективизация, «чёрные доски», голодомор, неудачные восстания, подавленные карателями. На эту тему нет ни одного произведения советских писателей. Единственная агитка - лубочный и насквозь фальшивый фильм тех времён - «Кубанские казаки».

3 февраля 1919 года выходит секретный приказ председателя Реввоенсовета Республики Троцкого, 5 февраля – ещё один приказ «О расказачивании» за № 171 РВС Южного фронта. Директива Донбюро ВКП(б) прямо предписывала:

Физическое истребление казаков способных носить оружие, от 18 до 50 лет, как минимум 100 тысяч;

Физическое уничтожение «верхов» станицы (учителей, атаманов, судей, и священников), даже если они не принимали участия в контрреволюционных действиях;

Выселение за пределы Донской области большей части казачьих семей;

На место ликвидированных станиц - переселять крестьян из малоземельных северных губерний.

Кроме этого, Реввоенсовет и Донбюро, требуют решительного исполнения директив. По инстанциям идут документы следующего типа:

«Не получено никаких сведений о количестве всех расстрелянных ни от одного из комиссаров дивизии. Пока не будут приняты меры, пресекающие в корне даже мысли о возможности восстания в нашем тылу, они будут разгораться и впредь. Это: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрелы на местах всех, имеющих оружие, и процентное уничтожение мужского населения».

Этот документ, подписан будущим страдальцем И. Якиром (член Реввоенсовета 8-й армии).

«…к неукоснительному исполнению: следует напрячь все усилия к скорейшей ликвидации беспорядков сосредоточив максимум усилий для подавления восстаний и применяя самые суровые меры по отношению к зачинщикам-хуторам:

1. Сожжение всех восставших хуторов;

2. Расстрелы всех лиц без исключения, которые принимали участие в восстании, прямое или косвенное;

3. Массовые расстрелы через каждые 10 человек взрослого мужского населения на восставших хуторах;

4. Взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;

5. Широкое оповещение населения, станиц и хуторов о том, что все, кто будет замеченные в оказании помощи восставшим, все станицы и хутора, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и при первом случае обнаружения помощи, предаваться сожжению».

Кроме массовых расстрелов, были организованы так называемые продотряды, проще говоря, бандитские формирования, отнимавшие продукты.

Станицы в срочном порядке переименовывались в села, а название «казак» было запрещено.

Коммунист М. Нестеров, посланный на Дон, свидетельствует:

«… Во главе продотдела стоял какой - то Голдин, его взгляд на казаков был таков: всех казаков надо вырезать! А Донскую область заселить пришлым элементом».

Филипп Миронов - бывший Командармом 2-й конной армии, на совести которого гибель тысячи казаков, в августе 1919г, писал в своём приказе-воззвании: «Дон онемел от ужаса».

И не было ни станицы, ни хутора, которые не считали бы свои жертвы десятками и даже сотнями.. В казачьих областях искусственно вызывались восстания, чтобы под этим видом истреблять казачество.

Говоря о «расправе с казачеством», его «ликвидации», председатель Донбюро С.Сырцов отмечал: «станицы обезлюдели».

В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей. Только на одном Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения.

В апреле 1919 г. выходит ещё одна директива Донского бюро:

«Наша насущная задача – это быстрое полное, и решительное уничтожение всего казачества, как особой экономической группы. Разрушать хозяйственные устои. Физически уничтожать казачье офицерство, чиновничество, и вообще все верхи казачества, обезвреживание и распыление рядового казачества».

Остатки Кубанской армии, к концу 1920 года – в основном рядовые казаки, расходились по домам, сложив оружие. Если бы большевики хотели бы замириться, то это был бы для них реальный шанс, но советская 9-я армия снова усилила репрессии.

В станице Чамлыкской - расстреляно 23 человека.

В станице Лабинская – расстреляно 42 человека.

В станице Кабардинской - обстреляно артогнём, сожжено 8 домов.

В станице Гурийской - взяты заложники, станица обстреляна артогнём.

Артогнём обстрелян хутор Кубанский.

Полностью сожжены хутор Чичибаба и хутор Армянский.

В станице Бжедуховской - сожжено 60 домов.

В станице Псебайская - расстреляно 48 человек.

В станице Ханская - 100 человек расстреляно, конфисковано имущество. Семьи бандитов отправляются вглубь России.

Вывод штаба армии такой: «Желательно проведение в жизнь поголовного террора и самых крутых репрессий против жителей казачьих областей!». А ниже - от руки приписано: «Исполнено».

Прославленная дивизия героя революции Чапаева когда продвигалась от Лбищенска и до станицы Скворкиной, выжигала, на протяжении 80 верст в длину и 30-40 в ширину все станицы.

На Южном Урале, на территории Оренбургского казачьего войска, большевики сжигали станицы, расстреливали офицеров, казаков, казачек. Вывезли и уничтожили хлеб миллионами пудов. Угоняли скот, а то, что не смогли угнать - резали прямо на местах.

В 1920 г, в Астраханской губернии в концетрационных лагерях находилось около 2000 казаков.

Воплощая в жизнь секретный приказ №01726, исполняющим обязанности командующего Кавказской Труд. армии А. Медведевым, была сожжена дотла Калиновская станица, станицы Романовская (Заканюртовская), (село Заканюрт), Ермоловская (ныне село Алханкала), Михайловская (село Серноводское) Самашкинская (село Самашки), разграблены и подверглись репрессиям. А станица Кохановская – уничтожена полностью. Всех казаков, в возрасте от 18 лет до 50 лет, в соответствии с приказом решено было «погрузить в эшелоны и отправить под конвоем на север, для тяжелых принудительных работ».

Так же были выселены старики, женщины, дети. Из этих станиц было выселено около 11 000 человек - это 2917 семей.

Истребление казаков шло в течение нескольких лет. Затем казалось, наступило затишье. Но это был тактический приём. Советская власть добивалась возвращения эмигрантов, что бы потом полностью ликвидировать угрозу с их стороны, и добить уцелевшее казачество.

В России до революции было 11 казачьих войск. Большевики уничтожили почти всё казачество.