Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов. Мертвые корабли (48 фото)

Многие относят нанду к представителям страусиного семейства. Из-за некоторых факторов зоологи считают, что такое утверждение не совсем правильное. Давайте разберёмся, кто такой нанду на самом деле.

Происхождение

По биологической классификации, страусы являются представителями отряда страусобразных, а нанду - нандуобразных. Последние внешне очень похожи на страусов, но по размерам намного меньше. Мнения учёных по поводу того, являются ли нандуобразные и страусообразные родственниками, расходятся. Одни считают, что страусы произошли от нанду и каким-то образом переместились в Африку из Южной Америки. Появление нандуобразных относится к периоду палеоцена, они точно обитали в эоцене и являются одними из самых древних птиц планеты. Другие учёные-зоологи утверждают, что эти похожие птицы эволюционировали по-разному.

Характеристика нанду

Нандуобразные получили своё название от крика, который они издают. Он напоминает рычание животного и слышится буквально как «нан-ду». Наиболее часто так кричат самцы в период размножения. Птиц делят на два таксона - Дарвина и обыкновенный.

Описание внешнего вида

В птичьем семействе нанду являются представителями больших нелетающих видов. По размеру они вполовину меньше страусов. В отличие от страусообразных, имеют не двупалые, а трёхпалые конечности.

Знаете ли вы? Шаг нанду может равняться двум метрам.

В конце крыльев нандуобразных есть вырост в виде когтя. По мнению зоологов, самцы используют его для устрашения соперников в брачный период. В остальном внешне птицы очень схожи и являются единственными представителями в своём семействе.

class="table-bordered">

Особенности нандуобразных можно дополнить их умением шипеть и тем, что они прекрасные пловцы.

Места обитания

Местом, где обитает нанду, является весь южноамериканский материк. Он живёт в Боливии, Уругвае, Бразилии, Аргентине, Чили, Парагвае. Для жизни нанду выбирают равнинные саванны по Виды нандуобразных отличаются друг от друга в зависимости от того, на каком участке материка они обитают. Нанду Дарвина встречается на высоте 4,5 тыс. м над уровнем моря и в южной части Перу, поэтому он небольших размеров и очень выносливый. Вид обыкновенный живёт на низких местностях, где климат теплее, вследствие чего по размерам он больше Дарвина.

Продуктивные качества

Всё чаще нанду разводят на фермах благодаря высоким продуктивным качествам. Мясо птицы полезно из-за низкого содержания холестерина. Убойный выход его равняется половине от общего веса. В среднем за сезон самка может снести около 60 яиц, максимальный показатель яйценоскости - 80 штук.Бывают исключения, когда она отказывается нести яйца. Кожа страуса очень ценится в производстве сумок, одежды, обуви. Из-за прочности высоко ценится и яичная скорлупа. Из неё изготавливают украшения, миниатюрные картины.

Характер и образ жизни

Нандуобразные обладают спокойным, уравновешенным характером. Драки случаются только между самцами в брачный период. Живут птицы стадами, которые насчитывают от 5 до 30 особей. Самки, самцы и молодые особи находятся вместе. Нанду активны и питаются в светлое время суток.Когда жара сильная, могут бодрствовать ночью. Жару они переносят плохо.

Нанду относятся к полигамным птицам. В период размножения они образуют группы из одного самца и 5–7 самок. Последние после оплодотворения откладывают яйца в одно гнездо. Потомство высиживает исключительно самец. Он же находится с молодняком в первые месяцы жизни.

Нундуобразные едят абсолютно всё. В основном списке того, чем они питаются, есть растения, фрукты, овощи, насекомые, мелкие позвоночные. Утверждают, что они могут есть даже ядовитых змей, но документального подтверждения этому нет. Для переваривания грубой пищи птицы глотают небольшие камни или минералы. Воду получают в основном из пищи и могут без неё обходиться довольно долго.

Важно! На семью из шести страусов должно приходиться не менее 150 кв. м площади.

Особенности разведения

С каждым годом становится всё больше ферм, на которых выращивают нанду. Их мясо, напоминающее по вкусу говядину, отличается нежной структурой и прекрасными диетическими качествами. Яйца этих птиц также диетические.

В каждой из них один самец и до пяти самок. В помещении и на выгуле каждая семья отделяется от другой перегородками. Нандуобразные плохо переносят жару, поэтому на площадках для выгула необходимо дополнительно оборудовать навесы, под которыми они будут отдыхать в жаркие дни. Вольеры должны быть большими по площади, так как птица активная и любит ходить и бегать. Места обитания должны быть оборудованы кормушками и поилками, которые ежедневно нужно убирать.


Уход за поголовьем

Нанду не требуют условий содержания повышенной комфортности и неприхотливы в содержании. Достаточно обеспечить им проживание в тёплых жилищах в зимний период и исключить сквозняки. Птица требует каждодневного выгула, в зимнее время её можно выпускать в вольер при температуре не ниже -4 °С.

Кормление

Нанду редко болеют. В основном это происходит от неправильного питания либо от переохлаждения. Птицы чистят оперение самостоятельно, в этом помощь человека им не нужна. Безусловно, нужно следить за кожными покровами пернатых и, если вас смущает их состояние, обращаться за помощью к ветеринару.

Нандуобразные могут есть всё. Однако лучше не давать им петрушку, рожь, картофель. Эти продукты могут вызвать у них проблемы с пищеварением. Кормление не должно быть однообразным. В рацион пернатых включают зерновые, свежую траву, клевер, люцерну, силос кукурузы, овощи, бобы. Птиц хорошо кормить комбикормом. В зимний период в пищу обязательно добавляют витамины и минералы.

Взрослых особей

Взрослому нанду в день нужно 1,5 кг корма. Еду нужно давать равными порциями дважды в день. В летний период она может состоять из клевера, люцерны с добавлением зерновых культур и овощей. Птицы прекрасно едят свёклу, капусту, морковь. В период яйценоскости в рацион не рекомендуется добавлять кукурузу.

Знаете ли вы? Одно яйцо нанду по весу больше десяти куриных.

Опытные фермеры рекомендуют составлять рацион питомцев следующим образом: 70% должны составлять растительные корма, а остаток - комбикорм и витаминно-минеральные добавки.
Для питания в зимний период заготавливается сено, которое составляет основу зимнего рациона. Кроме него в это время года нанду едят корнеплоды, зерно. Добавление витаминов и минералов в этот период обязательно. Возле кормушки должна всегда находиться поилка с чистой водой. Её нужно менять раз в день. В помещении, где находятся питомцы, должна быть горка мелких камешков, гальки. Птицы клюют её по мере необходимости. Это способствует перевариванию пищи.

Молодняка

Молодые особи могут не есть от двух до шести дней с момента вылупления. Это происходит оттого, что в пуповине у них есть желточный мешок, который обеспечивает им питание в этот период. Корм у молодых нанду должен быть в кормушке постоянно и состоять из измельчённых до 1 см листьев клевера или люцерны, овощей.

Птенцы любят свёклу, морковь, яблоки. Нужно добавлять в их рацион яичную скорлупу, ракушечник, мелкие камешки известняка. Это способствует формированию скелета маленького нанду.

Важно! До четырёх месяцев маленьким нанду нельзя давать корма, содержащие большое количество клетчатки.

Размножение

Брачный период у нанду приходится на весенний период. Половая зрелость у птиц наступает в двух-трёхлетнем возрасте. В естественной среде обитания самцы сражаются за самок, гарем достаётся сильнейшему, а побеждённый уходит.

Самец красуется перед самками, распушивает оперение. Он оплодотворяет от 5 до 7 самок, которые откладывают яйца в одно гнездо. Птенцов высиживает самец. Они вылупляются примерно через 6 недель. Первое время самец находится с ними. На фермах брачный период у нанду может начаться в марте и закончиться в октябре. Яйца помещают в инкубаторы. Температуру там поддерживают на уровне +35 °С.

Для успешного разведения нанду нужно следующее:

  • большая площадь содержания;
  • правильно составленный рацион кормления;
  • достаточное место для выгула;
  • наличие чистой воды;
  • просторное жилище с отсутствием сквозняков;
  • ежедневная уборка среды обитания;
  • профилактика возможных заболеваний.
Нанду похож на страуса внешне, но имеет меньшие размеры. Их разведение набирает популярность с каждым годом. Всё потому, что они неприхотливы в содержании и требуют минимального ухода.

Это не страус - это НАНДУ December 29th, 2013

Одно из самых крупных и примечательных животных, населяющих степные просторы Южной Америки это нанду. Эта птица, внешне напоминающая африканского страуса, тем не менее, относится к отдельному отряду Нандуобразные (Rheiformes), включающего единственное семейство Нанду (Rheidae) и род Нанду (Rhea). Свое название птицы получили за свой призывный крик в сезон размножения - «нан-ду».

Некоторые данные, полученные в ходе раскопок, позволяют предположить, что нанду были самыми первыми среди нелетающих птиц, и страусы в таком случае – произошли от нанду. Основание для таких предположений – чрезвычайная древность нанду. Судя по исследованиям зоологов, нанду существовали в эоцене, а находки, сделанные археологами, позволяют предполагать, что они возникли еще в палеоцене. Таким образом, нанду – одно из древнейших семейств птиц на землеСходство с африканскими страусами и эму американские нанду получили в ходе так называемой конвергентной эволюции, когда у неродственных видов формируются похожие признаки под влиянием одинаковых условий среды. Все эти крупные, нелетающие птицы относятся к одному подклассу бескилевых птиц, но степень родства у них примерно такая же, как у пингвина и ласточки.

Правда, вопрос родственных отношений между страусами и нанду так пока и не решен. Некоторые исследователи предполагают, что, может быть они совсем и не родственники, эволюция проходила порознь, а сходство чисто случайное.

Известно два вида нанду. Первый - наиболее распространенный - называется северный или обыкновенный нанду (Rhea americana) , он населяет степи Бразилии и Аргентины. Второй вид носит имя знаменитого Дарвина (Rhea pennata), или иногда его еще называют длинноклювый нанду. Дарвинов нанду обитает в Патагонии, в горных степях Анд. Он несколько мельче своего северного сородича, окраска его более блеклая и незаметная, что позволяет удачно прятаться в траве в случае опасности.

Дарвинову нанду прятаться от врагов приходится гораздо чаще, чем убегать от них - этот вид имеет очень слабые ноги и быстро выдыхается на длинных дистанциях. Зато дарвинов нанду украшен более длинным клювом, чем северный, в результате чего он и получил свое второе название. Правда, в вопросах выживания длинный клюв ему мало помогает.

Северный нанду более интересен. Это довольно крупная птица, рост взрослой особи - свыше полутора метров, а вес может достигать 50 кг. У нанду огромные глаза, украшенные удивительно пышными, на зависть всем кинозвездам, ресницами. Как у профессионального бегуна, у нанду отлично развиты ноги, а вот крылья, которые, как ни странно, довольно велики для нелетающей птицы, очень мягкие и слабые и легко гнутся в разные стороны, как тоненькие веточки. Перья у птицы длинные, напоминают листья папоротника, и пользуются довольно большим спросом в качестве украшения. Ноги же заканчиваются мощными, мозолистыми ступнями, на которых растут четыре пальца.

Средний палец - самый длинный, - вооружен твердым и очень острым когтем. Если нанду вдруг передумает спасаться бегством от противника и решит защищаться, то коготь сыграет роль страшного оружия: независимо от того, ударит ли страус ногой вперед или назад, этот коготь, словно острый нож, врежется в тело врага, разрывая и раздирая его.
Но подобные ужасы, естественно, могут произойти только в крайнем случае. Нанду более чем миролюбивые птицы и всегда предпочтут бегство драке.

В целом, эти два вида особо не отличаются друг от друга. Оба имеют длинные ноги и шею, плоский клюв и большие глаза на относительно маленькой голове, а также удивительно мягкое оперение, покрывающее все туловище, шею и бедра. Нанду единственные среди бескилевых птиц не имеют желчного пузыря. Окрашены они довольно скромно и неприметно. Однако среди серовато-бурых птиц нередко можно увидеть нанду-альбиноса со светлым оперением и голубыми глазами.

Развивая скорость бега, сопоставимую со скоростью автомобиля (до 50-60 км/ч), нанду помогают себе крыльями, расправляя их для равновесия. Во время брачных игр и боев, птицы устрашают противника острыми когтями, расположенных по одному на каждом крыле.

Рацион у нанду чрезвычайно разнообразен. Птицы поедают плоды, листья, корневища растений, а также крупных насекомых, ящериц, скорпионов, пауков, мелких грызунов и птиц. Не откажутся эти всеядные птицы и от рыбы, выброшенной на берег. Нанду могут длительное время обходиться без воды, удовлетворяя потребность в ней за счет пищи.

Нанду живут группами до 30 особей. Зачастую их можно встретить неподалеку от пасущихся стад лам, коров, пампасных оленей. Такие неожиданные союзы с копытными идут всем на пользу. Птицы прекрасно видят, а у млекопитающих хорошее обоняние, за счет чего можно легко обнаружить хищника.

В период размножения группы распадаются, и самцы расходятся по участкам. На своей территории самец сооружает гнездо, тщательно обрамляя земляную лунку веточками и сухими листьями. Самки перемещаются от одного участка к другому, спариваясь с хозяином и откладывая яйца. Таким образом, в гнезде может скопиться большое количество яиц от нескольких самок, иногда их число может достигать 80 штук. Заботу о яйцах и птенцах возлагает на себя отец. Примерно через месяц насиживания (от 23 до 43 дней) из яиц появляются малыши. Удивительно, но все птенцы появляются на свет в течение 36 часов, при том что время откладывания яиц самками может разниться до 2-х недель.

Естественных врагов у нанду немного: пума, ягуар и одичавшие собаки. Наиболее уязвимы яйца и птенцы нанду. Но самый опасный враг для этих птиц - человек. Фермеры считают их вредными животными и часто отстреливают птиц, если те зашли на их угодья. Мясо и яйца нанду ценились всегда, но сейчас птиц специально разводят для этих целей. Некоторых птиц потом выпускают в дикую природу, причем не только в исконных местах проживания нанду, но также в Германии. В 2009 году популяция диких нанду в Германии составляла около 100 особей.

В случае опасности все желто-полосатое сообщество быстро сбегается к своему родителю и прячется под его широкими крыльями. Если же подобные действия ни коим образом не помогают, то все семейство ударяется в упорядоченное бегство: впереди несется отец, постоянно меняя курс, делая, подобно зайцу, резкие повороты и скачки в стороны, за ним стараются не отставать полосатые детишки.

«Я никогда не предполагал, что птицы, ведущие наземный образ жизни, могут двигаться так же быстро и легко, как птицы в полете, - писал Джеральд Даррелл в своей книге «Под пологом пьяного леса» - но в то утро я мог в этом убедиться. Восемь нанду, построившись клином, бежали изо всех сил. Их ноги передвигались с такой быстротой, что сливались в неясные, расплывчатые пятна; различить их можно было лишь в тот момент, когда они касались земли, давая птице толчок вперед».

Птенцы растут очень быстро, уже через две недели они достигают шестидесяти сантиметров в высоту. Через полгода маленькие нанду уже совсем не маленькие - они ростом с родителя, а через два-три года начинают менять детское оперение на взрослое - однотонно серое и примерно одинаковое как у самцов, так и у самок. К этому времени птенцы окончательно созревают для того, чтобы самостоятельно заводить семью.

Местные фермеры часто охотятся на нанду, с собаками, с ружьями и с помощью болеадорас - металлических шаров, связанных между собой веревкой. Фермеры обвиняют нанду в том, что они поедают слишком много травы, пригодной для овец. От полного истребления этих птиц спасает только то, что они достаточно легко приручаются и на многих фермах живут достаточно привольно, пользуясь всеми «правами» домашней скотины.

Кладбище кораблей – уникальное место, где покоятся небольшие старинные галеоны, огромные современные лайнеры, легкие парусники, фрегаты. Таких «погостов» по миру насчитываются десятки, большинство из них сокрыты морскими пучинами. Первыми появились те, которые приняли в морские недра легкие суденышки, созданные более 4000 лет назад.

Интересно! Историки утверждают, что за три тысячи лет (начиная от 10 века до н. э., заканчивая 20 веком н. э.) успело затонуть около трех миллионов судов. Причем до изобретения парового двигателя суда успевали затонуть в течение первых двух лет после спуска на воду.

Историческая справка

Причинами кораблекрушений в прошлом могли служить штормы, бури, пиратские нападения, столкновения с разными объектами в море. Однако чаще всего гибли суда в силу плохой погоды, что в корне изменилось, когда человечество смогло прогнозировать природные явления с большой точностью.

И если до начала 19 века основной причиной появления новых корабельных «погостов» были морские сражения, стычки с пиратами, а также ветхость суденышка, то с развитием судостроения ситуация в корне поменялась. В настоящее время основанием для того, чтобы забросить судно, становится элементарная нехватка средств на его утилизацию. Огромные затраты на демонтаж всех элементов судна с последующей процедурой оформления, сдачей в утиль сделали свое «черное» дело.

Современное человечество не привыкло «убирать» за собой водные просторы. Известно, что многие суда дрейфуют по океанам, покинутые своей командой. Некоторые дотягивают хотя бы до окончательного пункта назначения – города Читтагонг – кладбище кораблей в Бангладеш, другие – бросают посреди моря, океана.

Адская работа на кладбище кораблей в Бангладеш

Часто кладбище погибших кораблей – это сущее наказание для страны, в бухте или около берегов которой накапливаются «скелеты» погибших судов. Однако есть страны, жизнь в которых давно находится за чертой бедности. К таким относится Бангладеш. Если не бы не утилизация морских судов, отработавших свой ресурс, многим людям не за что было бы купить провиант, чтобы выжить.

Внимание! Официально никаких разборок судов в этой стране нет, поскольку сама деятельность незаконная, крайне опасная. По факту – в стране тысячи людей заняты на демонтаже устаревших кораблей, владельцы которых приводят их в это место, чтобы оставить. Приличную мзду за это получает «прораб» – тот, кто дает работу простым работягам. Последние же в день за опасную работу получают сущие гроши – в пределах 2–4 долларов.

Правительство не раз порывалось запретить такую деятельность, но сами работники выступили против этого. Если не будет кладбища кораблей в Бангладеш, им не за что будет жить сами, содержать свои семьи.

Каждую неделю на разборе судов погибает 3–4 человека… Достаточно взглянуть на фото, чтобы оценить тяжесть адского труда, от которого люди не в состоянии отказаться.

А что в других бедных странах?

Немногим отключается кладбище кораблей в Пакистане, Индии, Индонезии от того, для которого нашлось место в Бангладеш.

Чаще всего в здешние воды попадают те суда, которые были отправлены в эти края после выработки своего ресурса. Редко это военные суда, если только они вышли из строя недалеко от берега. Нередкими «гостями» становятся рыболовецкие шхуны, парусные суда, реже – лайнеры.

Пакистан известен на весь мир своим утильным промыслом. Именно это привлекает внимание владельцев различных суден.

Как обстоят дела в России?

Если в Пакистане, Индии, Индонезии, Бангладеш все отработанные суда рассматриваются с точки зрения утилизации, то в нашей стране дела обстоят иначе. Часто кладбище кораблей в России – это исторические центры на воде. Музеи в отработанных судах создаются достаточно часто, особенно тех, которые сыграли определенную роль в истории страны.

Однако не все корабли удостаиваются чести стать объектом внимания туристов. Существуют те, что отправлены «догнивать» свой век в разных точках страны. К таким можно отнести кладбище кораблей в Москве, а также многие другие места.

Самые известные корабельные кладбища мира

Индия

Аланг – кладбище кораблей в Индии, слава о котором ходит по всей планете. Расположен город всего в 50 км от крупного города Бавнагар. Городок небольшой с несколькими тысячами жителей, он занимает огромное пространство на берегах Камбейского залива. Вся территория разбита на четыре сотни платформ – фактически площадок, куда загоняют гигантов для последующей разборки.

Интересно! Для разбора одного гиганта требуется порядка 300–400 человек, пару месяцев. Хода чужакам в эти края нет, хотя познакомиться со здешним «колоритом» позволяют фото, видео.

Огромная территория становится последним пристанищем для десятков кораблей. С каждым годом количество морских «жертв» растет, пополняя кладбище кораблей в Саргассовом море. Причиной тому становится не людская халатность, но особенности здешних мест, которые часто сравнивают с Бермудским треугольников. Никакой мистики здесь нет.

Интересно. Порядка 6 млн. квадратных километров в Саргассовом море покрыта водорослями. Это настоящая ловушка для морских судов. Выбраться из нее не всегда под силу даже гигантам.

Интересная особенность здешних мест в том, что Саргассово море не имеет берегов, оно просто находится внутри океана, получила свои течения. Фактически море, вращаясь, находится в воронке, где температура выше той, что установлена за его пределами. В этих краях опасно находиться даже самолетам, которые могут потерпеть крушение из-за климатических особенностей.

Кладбища кораблей России

Военно-морской флот страны обширный. Каждый год на воду спускается масса новых кораблей, а старые приходят в негодность, отправляются в утиль. Участь не у всех завидная. Далеко не каждое судно становится музеем, рестораном или гостиницей на воде. многие пополняют официальные или стихийно образованные погосты.

Здесь нашли последнее пристанище речные суда, которые были отправлены прямиком на кладбище кораблей в Краснодаре. Прячется за речным портом в Затоне. Дно илистое, глубина небольшая, а потому все стоящие на вечном «приколе» баржи постепенно врастаю в затон. Пока что у местной власти не хватает средств решить проблему.

Крым

Это место становится настоящий Меккой для туристов, которые хотят изучить корабли, сокрытый морем. Подводное кладбище кораблей в Крыму стало достопримечательностью полуострова. Самыми примечательными стали такие объекты:

  • Бухта Омега – позволяет дайверам погружаться на небольшую глубину, наблюдать с большого расстояния на затонувшие суда. Видимость отличная.
  • Карантинная бухта, Херсонес Таврический с древними артефактами, а не только судами.
  • Зловещие скалы – это опасные каньоны, лабиринты под водой. В некоторых местах глубина внушительная – до 12 метров.
  • Ушаковская стена – с гротами, пещерами, располагается на глубине 15 метров, позволяет оценить не только морские суда, многочисленную живность, здесь живущую.

Это далеко не все примечательности полуострова, который предстоит изучить, покорить. Находить подходящие места для погружения рекомендуется по запросу к местным туристическим компаниям, специально составленным картам.

Балтийск

Кладбище военных кораблей в Балтийске – еще один объект, где нашли покой военные суда. Именно в этом месте заканчивают чаще всего свой путь военные суда.

Некоторым из них все же посчастливится стать музеями, за которыми будут ухаживать, хранить для потомков, другие отправятся в утиль.

Мурманск, Новосибирск

Кладбище кораблей в Новосибирске – это места, где покоятся военные суда, рыболовецкие корабли, выходившие на промысел несколько десятилетий назад.

Кладбище кораблей в Мурманске – это покинутые суда, которые располагаются на заброшенных пристанях, являют печальное зрелище. Здесь немало рыболовецких, утилизировать которых получается слишком накладно.

Упадок рыбной отрасли, первые заброшенные корабли здесь появились в начале 60-х годов. В Мурманске можно найти деревянные корабли, которые находятся здесь уже более столетия. Некоторые «останки» находятся в живописном заливе. Это место любят туристы, которые смогут оценить сочетание красоты природы, корабельных остовов.

Урал

Располагается одно из самых известных в стране речное кладбище кораблей в Перми. В отличие от других описанных мест, здесь еще жив рыбный промысел, но это не исключает появления вечной стоянки отработанный судов. В начале говорили об утилизации, со временем дальше разговоров власти не двинулись, оставив многие «Метеоры», «Ракеты» дожидаться последнего часа.

Владивосток

Суровый край также отметился на карте, здесь есть свое собственное кладбище военных кораблей на острове Русский во Владивостоке. Старт ему был положен в 1974 году, когда со стоянок сюда стали стягивать отработавшие суда. На данный момент в здешних водах упокоились 42 корабля, многие из них полузатоплены, другие вообще лежат на дне. Государство в последние годы проявляет интерес к месту, пытаясь их поднять с морского дна.

На Карибы за романтикой

Это настоящая находка для тех, кто любит пиратские саги. Именно это место для путешествий, торгового дела выбирали суда, державшие путь в Америку после открытия континента. За 500 с хвостиком лет здесь прошли тысячи судов, парусников, погибло не так уж и мало – до 3 тысяч единиц. Они лежат на дне, привлекая дайверов красотой, возможностью быстро обогатиться.

July 28th, 2017

Некоторое время назад мы уже с вами поднимали тему кладбища кораблей на примере местечка в Индии: . Оказывается такое место не единственное.

Как и все, сделанное руками человека: транспортные средства от автомобилей и грузовиков до самолетов и локомотивов, корабли имеют свой срок жизни, и когда это время истекает, их отправляют на металлолом. Такие большие громады, конечно же, содержат много металла, и крайне рентабельно их потрошить и металл перерабатывать. Добро пожаловать в Читтагонг (Chittagong) — один из крупнейших в мире центров по слому кораблей. Здесь одновременно работало до 200000 человек.

На долю Читтагонга приходится половина всей стали, производимой в Бангладеш.


После Второй мировой войны судостроение стало переживать небывалый подъем, огромное количество металлических кораблей строилось по всему миру и все больше - в развивающихся странах. Однако вскоре возник вопрос по утилизации отработавших свое кораблей. Более экономичней и выгодней оказалось производить разбор старых кораблей на металлолом в бедных развивающихся странах, где десятки тысяч низкооплачиваемых трудящихся демонтировали старые корабли в несколько раз дешевле, чем в Европе.

Плюс ко всему немаловажную роль сыграли такие факторы, как строгие требования охраны здоровья и окружающей среды, дорогостоящие страховки. Все это сделало слом кораблей в развитых европейских странах невыгодным. Здесь такая деятельность ограничивается, в основном, утилизацией военных судов.


Утилизация старых судов в развитых странах в настоящее время чрезвычайно высока также из-за дороговизны: стоимость утилизации токсичных веществ, таких как асбест, ПХБ и содержащих свинец и ртуть — зачастую выше, чем стоимость металлолома.




История развития центра утилизации кораблей в Читтагонге восходит к 1960 году, когда после шторма на песчаный берег Читтагонга было выброшено греческое судно MD-Alpine. Пять лет спустя после нескольких неудачных попыток повторного снять судно MD Alpine с мели — оно было списано. Тогда местные жители и начали его разбор на металлолом.

К середине 1990-х в Читтагонге развился масштабный центр по слому кораблей. Это было вызвано также и тем, что Бангладеше при разборке кораблей стоимость металлолома выше, чем в любой другой стране.

Однако условия труда на разборке кораблей были ужасными. Здесь каждую неделю из-за нарушений безопасности труда погибал один рабочий. Нещадно использовался детский труд.


В конце концов, Верховный суд Бангладеша наложил минимальные стандарты безопасности, а также запретил все виды деятельности, которые не отвечают этим условиям.

В результате количество рабочих мест уменьшилось, стоимость работ возросла и бум утилизации кораблей в Читтагонге пошла на спад.


В бангладешском Читтагонге утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. Сюда приходят 3-5 судов еженедельно. Непосредственно сами корабли разбирает около 80 тысяч человек, ещё 300 тысяч работает в смежных отраслях. Ежедневная зарплата рабочих составляет 1,5-3 доллара (при этом рабочая неделя - 6 дней по 12-14 часов), а сам Читтагонг считается одним из самых грязных мест в мире.

Списанные корабли сюда начали приходить в 1969 году. К нашему времени в Читтагонге разбирается 180-250 кораблей ежегодно. Береговая полоса, где суда находят своё последнее пристанище, тянется на 20 километров.

Их утилизация происходит самым примитивным способом - с помощью автогена и ручного труда. Из 80 тысяч местных рабочих примерно 10 тысяч - это дети от 10 до 14 лет. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получая в среднем 1,5 доллара в день.

Ежегодно на разборке судов гибнет около 50 человек, ещё примерно 300-400 становятся калеками.


80% этого бизнеса контролируется американскими, германскими и скандинавскими компаниями - металлолом затем отправляется в эти же страны. В денежном выражении разбор кораблей в Читтагонге оценивается в 1-1,2 млрд. долларов в год, в Бангладеше в виде зарплат, налогов и взяток местным чиновникам от этой суммы остаётся 250-300 млн. долларов.

Читтагонг одно из самых грязных мест в мире. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются свинцовые отходы - так, ПДК по свинцу тут превышен в 320 раз, ПДК по асбесту - в 120 раз.

Лачуги, в которых живут рабочие и их семьи, тянутся на 8-10 км вглубь территории. Площадь этого «города» - около 120 квадратных километров, и в нем проживает до 1,5 млн. человек.



Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.


Главное украшение Читтагонга — лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат . Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.


Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии — ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга — наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).



Вот что пишут об условиях работы в этом месте:

«…Используя только паяльные лампы, кувалды и клинья они вырезают огромные куски обшивки. После того, как эти фрагменты рушатся вводу наподобие отколовшихся кусков ледника, их волокут на берег и режут на мелкие части, весящие сотни фунтов. Их переносят на грузовики команды рабочих, поющих ритмичные песни, поскольку перенос очень тяжелых толстых стальных пластин требует идеальной слаженности действий. Металл будет продан с огромной выгодой для владельцев, которые живут в роскошных особняках в городе. …Разделка судна продолжается с 7:00 до 23.00 одной командой рабочих с двумя получасовыми перерывами, и часом на завтрак (ужинают они после того, как вернутся домой в 23.00). Итого — 14 часов в день, 6-1/2 дневная рабочая неделя (полдня в пятницу свободно, согласно требованиям ислама). Рабочим платят 1.25 $ в день»
























Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).



Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).


Судно "Каракалпакия" недалеко от бывшего порта Муйнак. Аральское море

Dimitrios префектура Лакония, Греция

Аргентина

World Discoverer Снимок со спутника: http://g.co/maps/p3ued

Остров Navagio Греция - место крушения контрабандного судна Панагиотис.

Нуадибу (Nouadhibou) – портовый город в Мавритании, берег которого представляет собой самое большое в мире кладбище кораблей. Место тщательно скрывается правительством страны вследствие собственных махинаций. Посему о городе погибших кораблей знают очень немногие. За последние 20 лет в бухте на западном побережье Африки скопилось более 500 кораблей.

Утилизация старого корабля является довольно затратной процедурой, поэтому начальство нуадибского порта поступило следующим образом. Оно разрешило судоходным компаниям оставлять в заливе суда, которые уже отплавали свое, за более скромную плату. Сюда, непригодные для плавания, но застрахованные корабли, незаконно и экономически выгодно переправляются на утиль из самых разных уголков мира. Не приносящие прибыли суда были попросту оставлены гнить у берегов Нуадибу. Халатность местных чиновников, бездумно раздававших разрешения судовладельцам затопить здесь неугодные корабли, привела к катастрофической экологической ситуации. ЕС уже начало реализацию программы по очистке залива от ржавых судов. Но пока, судя по спутниковым фотографиям, процесс далёк от завершения.

Вместе с тем, кладбище кораблей – это не просто свалка. Данное место представляет собой художественный интерес для фотографов всего мира. Художники, съезжающиеся сюда, преследуют своей целью показать ту забытую красоту и атмосферу грусти, которыми наполнена бухта. Мало кто едет сюда за документальной съемкой, обличающей коррумпированную мавританскую власть. Хотя бы потому, что путь сюда, на самое большое в мире кладбище кораблей, лежит через множество препятствий. Одним из последних фотографов, рискнувших отправиться в Нуадибу, стал мексиканец Ян Смит. По его словам, он был остановлен на границе, спал на минном поле и обвинялся в шпионаже, прежде чем сумел все-таки попасть в город погибших кораблей.

"United Malika" - судно водоизмещением 387.8 футов, шедшее с грузом рыбы, село на мель в глухом местечке под названием "Кэп Блэнк" около берега Нуадибу, Мавритания, 4-ого августа 2003. Команда из 17 человек была спасена флотом Мавритании. Корабль оставили на берегу.

Эдуард Болен (Eduard Bohlen) заблудился в густом тумане и сел на мель у Берега Скелетов побережья Намибии, 5 сентября 1909 года. В настоящее время обломки лежат на песке в полукилометре от береговой линии.

"Pasha Bulker" - грузовое судно, которое ожидало в открытом море на погрузку угля. Во время бури в июне 2007 года он сел на мель на пляже в Австралии. Огромные размеры этого судна на фотографии похожи на фотошоп.

Плавучий кран BOS 400 был на буксире возле мыса Доброй Надежды в Южной Африке. Во время бури буксирный трос оторвался и кран остался без управления на милость ветров, которые толкнули его к побережью. BOS 400 сел на мель на побережье в июне 1994 года. 14 человек экипажа были спасены вертолетом. Потеря крана на сумму более 70 миллионов долларов привело к трем судебным разбирательствам в Лондоне и пяти в Кейптауне.

Вертолетная площадка в кормовой части судна, рухнула в сентябре 2010 года.

Franz Halls сел на мель на пляже Le Palais в Биаррице

HEINRICH BEHRMANN судно вынесло на берег из-за плохой погоды

Mediterranean Sky в 1997 году был конфискован из-за финансовых проблем судоходной компании и начал тонуть из-за отсутствия технического обслуживания. Афины, Греция

The Eden V, Marina di lesina, Italy

судна попавшие в аварии