Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.
Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна - Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.
В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.
Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь...
Всё для школы и для жизни - учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!
Социология. Политология
Социоло́гия - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин "социология" был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году. По мнению д.с.н. Павла Кутуева, О. Конт не был первым, кто изобрел и применил этот термин - известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта придумал и использовал его, вкладывая в термин "социология" (по-французски - "sociologie") несколько иной смысл.
По определению Энтони Гидденса, социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Политоло́гия , или политическая наука , - это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики.
Империи социальных медиа рушатся? Что будет потом?
Напряженные политические баталии за Facebook и других гигантов социальных медиа в последнее время дают повод задуматься о том, что приходит конец истории этих компаний.
Теперь они, как европейские державы середины 20-го века, мучительно борются из-за неизбежной потери "колоний" и пытаются заглушить мятежи. Больше не находя новых границ и рынков для управления, они вместо этого выясняют, где должны быть границы их империй, и строят высокие стены на этих границах.
Виктор Пелевин: Лампа Мафусаила, новая книга Пелевина 2016 года
"Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" - это новая книга Виктора Пелевина, событие осени 2016 года!
Эта книга - в лучших пелевинских традициях, если вы знакомы с его стилем, книгу вы оцените в полной мере. Она не такая умозрительно-отвлечённая, как Смотритель, она - в характерном стиле автора, злободневная, задорно-циничная (чисто пелевинское сочетание), с выворачивающимися сюжетными ходами, которые держат вас в напряжении от первой до последней страницы!
Статистика у социологов и экономистов действительно считается скучной наукой, изучать её трудно, увлечься ею очень непросто. Потому что её преподают так, что увидеть красоту за формулами и теориями становится невозможно. При этом ощущение красоты статистики, больших чисел, есть у многих. Эта книга поможет вам развить в себе понимание данной науки, глубокое, настоящее, которое позволит вам научиться делать точные выводы и рассуждать в рамках этой увлекательной (именно так!) науки.
Каталог: 15
Tom Clancy"s The Division
Современный мир развивается с невероятной скоростью, однако в то же время становится все более хрупким. Представьте себе карточный домик: достаточно убрать один элемент - и конструкция рухнет.
Встречайте долгожданный новый шутер Tom Clancy"s The Division.
Ицхак Адизес: Размышления о политике
Самые мудрые размышления о политике. Советы от бизнес-мыслителя номер 1. Объективный и мудрый взгляд на современность, на мир в целом и отдельные его страны.
В этой книге собраны лучшие статьи Ицхака Адизеса о политике. Ценные - они будут полезны как изучающим политологию и социологию, экономику, так и политикам, бизнесменам.
Эта книга - третья из серии "Размышлений" - читайте статьи, посвященные государственной политике, внутренней и международной.
Каталог: 19
Из космоса границ не видно
Из космоса границ не видно - книга опытного американского астронавта о том, что с орбиты не видно границ, а Земля выглядит как общий дом всего человечества. Эта книга - не только о космосе, хотя о тонкостях "космической кухни" здесь много любопытных сведений (в основном касающихся сотрудничества США, России, и других стран при строительстве МКС); однако взгляд автора - шире. Он вводит новое понятие - орбитальное сознание. Которое поднимает человека с уровня "червя" (заботящегося исключительно о себе) до космической перспективы - сотрудничества людей всего мира для достижения наших общих целей. Опыт строительства МКС показывает, что мы можем объединиться и вместе сделать то, что не под силу ни одной стране мира. Ни одной. В книге представлено много таких примеров - общего сотрудничества, которое дало невероятный результат. Спасение шахтеров под завалом, помощь бедным странам, и другое.
Каталог: 18
Пневматическое оружие и патроны
Пневматическое, газовое оружие - в современном мире часто является необходимостью, но главное - это развлечение. Такие виды оружия разрешены, они есть в продаже, также как и патроны к ним.
Уважаемые покупатели, при использовании пневматики соблюдайте технику безопасности : храните в разряженном состоянии в местах недоступных для детей, не направляйте на людей и животных, при стрельбе следите, чтобы в районе мишени не было людей, всегда используйте защитные очки и экипировку, перевозите пневматику в чехлах и сумках, не носите открыто в общественных местах!
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»
Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ
Цель науки социологии -
счастье людей
Л. Толстой
Социология - это понимание человека, это цивилизованный подход к обществу, это изучение реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается каждый, не всегда задумываясь об их социальном смысле и причинах.
Яркие всплески социологической мысли уходят вглубь веков, но лишь в XIX столетии социология стала самостоятельной наукой, осмысливающей и систематизирующей объективные данные о действительности. В XX веке интерес к социологии резко возрастает; своеобразный социологический бум наблюдался в 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годах. В современных условиях социология изучается и разрабатывается во всех цивилизованных странах.
Тема 1. Социология как наука
Вопросы: 1. Объект и предмет социологии.
2. Место социологии в системе научного знания. Структура науки.
3. Роль социологии в обществе и ее функции.
Объект и предмет социологии
Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т. е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений . Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. По мнению американского исследователя Нейла Смелзера, социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда они взаимодействуют друг с другом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется з разнообразных вариантах:
Как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
Как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
Как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
Как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Место социологии в системе научного знания. Структура науки
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. На вооружении у социологии - новейший аппарат научного мышления, в частности, электронно-вычислительная техника.
Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.
В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.
Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.
Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход (целевой) делит социологию на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории,
Роль социологии в обществе и ее функции
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.
Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития , совершенствования кадрового состава, .улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.
Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами. Под крышей этой плюралистической науки рождаются новые отрасли знания об обществе и человеке.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
теоретико-познавательные функции", а) информационная (получение первичных данных об индивидах и общностях); б) теоретическая (выявление тенденций, обогащение социологической теории); в) методологическая (ее выполняет фундаментальная социология по отношению к другим социальным;наукам и эмпирическим исследованиям);
практические функции", а) прогнозирование; б) социальный контроль; в) оптимизация деятельности социальных общностей и людей, внесение корректив в эту деятельность; г) социальная помощь ;
мировоззренчески-идеологические функции", а) целевая; б) дискуссионная; в) пропагандистская; г) функция подготовки кадров;
критическая функция (предупреждение социальной политики об отклонениях в движении);
прикладная функция (совершенствование управленческих отношений);
гуманистическая функция (разработка социальных идеалов, программ научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества).
Успех реализации этих функций зависит от уровня развития общества, социальных условий, профессиональной подготовки социологических кадров и качества организации социологической деятельности.
Тема 2. Социология в прошлом и настоящем
Вопросы: 1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х-конец XX вв.)
2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли
Возникновение и развитие социологии (начало XIX - конец XX вв.)
С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.
Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Опоста Конта (1Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах XIX века О. Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.
Отцами социологии, ее классиками кроме О. Конта можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1и германского ученого публициста Карла Маркса (1Спенсер (главный труд - «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К. Маркс (основной труд - «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).
XIX век именуют „золотым" веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами XIX столетия.
Эволюция социологии с 90--х годов XIX века до 20-х годов XX века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.
Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы XX века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований . На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1, позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.
Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон - «среднего значения теории», Дж. Хоманс - теория социального обмена, Г. Гарфинкель - этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.
Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли
Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества - позитивизме и гуманитаризме.
Позитивизм возник и стал господствовать в социологии XIX века в противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный нз наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.
Позитивизм XX века - это неопозитивизм. Его исходные принципы значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).
На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм структурный функционализм. Позитивисты и кх последователи XX века рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают лишь две формы знания: эмпирическое и логическое - только через опыт и возможность проверки и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.
Гуманитаризм
- это подход к изучению общества через понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов; в) главное поэтому - это расшифровка, истолкование смысла, содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода: идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов), метод качественного анализа
(понимание явления, а не его подсчет), методы фе-номенологизма, т. е. познание причин и сущности социальных явлений, например, лингвистический метод (изучение того, что доступно языку), метод понимания (познание общества через самопознание), метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) и др.
Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке, затрагивающей интересы людей.
Основное направление гуманитаризма - понимающая социология (классический гуманитаризм - В. Дильтей, Макс Вебер, П. Сорокин и др.). Среди современных версий понимающей социологии выделяются:
феноменология, главная цель которой - анализ и описание повседневной жизни и связанных с ней состояний сознания;
символический интеракционизм, определяющий поведение людей по отношению друг к другу общепринятыми значениями-символами (словами, мимикой и др.);
этнометодология, объясняющая поведение правилами, принятыми на веру и регулирующими столкновения.
Представляют также интерес теория обмена, где характер взаимодействия выводится из анализа прошлого опыта и потенциальных вознаграждений и наказаний; теория социальных ролей, используемых для передачи своих впечатлений и др.
Своеобразное положение занимает социология действия. Гуманитаристская по сути, поливариантная по методам изучения общества, она исходит из представления об обществе как универсуме деятельности, ее наборе, в котором и осуществляется движение людей.
Основными ориентациями в современной социологии являются эволюционистская и конфликтологическая.
Тема 3. Особенности развития отечественной социологии
Вопросы: 1. Своеобразие формирования социологической мысли России.
2. Периодизация развития отечественной социологии.
Своеобразие формирования социологической мысли России
Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях);
Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, территориальной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.
Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До XIX столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в XIX - начале XX вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П. Пестель, С. Нечаев, И. Сталин). Утопия освобождения от рабства прозвучала в оде «Вольность» А. Радищева. Им был воспет российский идеал - простор и воля. А. Герцен и Н. Чернышевский провозгласили утопию русского общинного социализма, которая имела значительное число приверженцев, в их числе К. Маркс, Н. Бердяев, М. Калинин и др. Сторонники этой утопии дали блестящие социальные прогнозы: А. Герцен предначертал образ диктатора из народа (Сталина); Н. Чернышевский, вопреки сложившемуся о нем мнению, предостерегал о гибельных последствиях революции в России и ратовал за постепенный и последовательный процесс внедрения демократии в российскую жизнь. Г. Плеханов предсказал народные бедствия от осуществления на практике ленинской утопии социалистической революции в России. С утопией об обществе, развивающемся по закону солидарности (без насилия), выступил М. Бакуяин.
Несомненную ценность представляет утопия В. Ленина о экономическая политика (нэп)" href="/text/category/novaya_yekonomicheskaya_politika__nyep_/" rel="bookmark">новой экономической политике, особенно в свете событий в стране на рубеже 80-90-х годов XX века. Представители отечественной научной мысли понимали значимость социальных утопий: посвященные им спецкурсы читали в российских университетах философы Н. Бердяев и С. Булгаков.
Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентации на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.
Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.
Периодизация развития отечественной социологии
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие XX века имело свои особенности.
Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, .подобно биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX века испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина . По своему уровню в это время она не уступала западной.
Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.
Первое его десятилетие (1было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализа-ция науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная), Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.
В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.
Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после XX съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.
В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода. административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.
Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.
Тема 4. Общество как объект изучения в социологии
Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.
2. Основные проблемы мегасоциологии.
3. Общество как социальная система. Его структура.
Понятие «общество» и его исследовательские трактовки
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.
В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в XY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XYII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; XYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.
Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, системой различных социальных функций, соединенных определенными. отношениями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В социологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной социальной системы, как системы, охваченной конфликтами.
«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.
Основные проблемы мегасоциологии
Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом. является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? - Изменяется ли оно? « Как оно изменяется? - Каковы источники изменений? - Кто определяет эти изменения? - Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.
Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П. Сорокина и т. д.
Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма , социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.
Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм),идеальный фактор (теории Вебера).
Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту , стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс) и цивилизацион-ный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и многие другие).
Общество как социальная система. Его структура
Общество - это система/так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.
Н.М.Демидов, А.В.Солодилов
Основы социологии и политологии
Предисловие
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым условиям жизни. Присущие человеку от рождения социально-психологические предпосылки освоения окружающего мира служат лишь фундаментом становления личности.
Социология и политология – это систематизированный и полный курс, содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по учебной дисциплине «Социология и политология». Но в отличие от существующих пособий по социологии и политологии логика подачи материала предлагаемого пособия построена на основе требований учебных программ и специфики подготовки студентов среднего профессионального образования. Изложение основ социологического и политологического знания опирается на положения, выработанные отечественной и мировой социологической и политологической науками.
В многообразии идей, имен авторы стремились отобрать те, которые составляют общепризнанное достояние современного социологического и политологического знаний. Авторы как бы ведут своеобразный диалог с читателями – студентами средних профессиональных образовательных учреждений.
Ориентированность на массового читателя, прежде всего на учащегося, обусловила и назначение научного аппарата – он должен служить преимущественно учебным целям.
Опираясь на концепции и подходы, выработанные отечественной и мировой социологией и политологией, авторы проанализировали этапы развития и основные течения социологического и политологического знаний, базисные элементы социальной и политической жизни.
Многих, впервые изучающих социологию и политологию, поражает многообразие открывающихся перспектив. Ученые социологии и политологии часто ведут споры относительно того, с чего начинать изучение человеческого поведения и как лучше использовать результаты исследований. Почему социологи и политологи не всегда добиваются прочного согласия, которого удалось достичь в естественных науках? Ответ на этот вопрос связан с природой социологии и политологии. Это науки о нашей жизни и нашем поведении, а изучение самих себя – сложное и трудное занятие. Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и связанных с использованием религиозных понятий.
Систематическое изучение поведения и общества – относительно недавнее достижение, его истоки восходят к концу XIII в. Основой для появления нового подхода послужили изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, политического, так и природного миров.
Настоящее пособие максимально облегчит усвоение программы социологии и политологии. Оно может быть использовано студентами высших образовательных учреждений, интересующихся проблемами социологии и политологии.
Основы социологии
Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества
Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.
До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.
Греческое “политейя» и «логос» обозначает науку, занимающуюся изучением государственных дел. Предметом изучения политологии являются принципы политической организации общества, а также изучение роли политической системы и соотношение в ней ее составляющих: государства, общественных организаций и политических партий. Кроме этого, политология и другие занимаются изучением регулирования а также представляют весь комплекс вопросов и проблем, составляющих понятие демократии. Также политология изучает внешнюю политику государства и соотношение политических сил, представленных на международной арене и международные отношения.
Методами исследования в политологии является наблюдение событий; опрос участников событий; контент-анализ; моделирование ситуации или имитация одного из вариантов развития процесса; когнитивные карты (анализ реакций политических лидеров на разные кризисные ситуации).
Социология и политология исследуют разные сферы деятельности человеческого общества, и их функции различаются по сути, но объединены общностью направлений.
Так, социология и политология выполняют познавательную функцию: социология обеспечивает аккумулирование новых знаний о разных аспектах социальной жизни, обнаруживает закономерности и анализирует перспективы развития общества в социальном плане, а политология - обеспечивает познание политической действительности окружающего мира.
Социология и политология в их прикладной функции выражается в практическом решении проблем, которые являются предметами социологических исследований, а также осуществляет критику текущих политических процессов.
Информационная функция социологии дает возможность контроля над социальными процессами.
Идеологическая функция политологии состоит в выборе политических идеалов и его обосновании, пропаганде целей и ценностей, реализация которых соответствует конкретным интересам различных социальных общностей.
Социологии состоит в выработке обоснованных прогнозов относительно развития и роста социальных процессов в ближайшем будущем.
Теорико-методологическая функция политологии является базой для исследований, осуществляемых в прочих гуманитарных и общественных науках.
Политология в системе общественных наук может рассматриваться в комплексном изучении вместе с экономикой и идеологией, а также с социологией.
Социология неотделима от социальной психологии.
Предметом политической философии является политика в своей целостности взаимоотношений индивидуума, общества и власти.
Политическая история оценивает и изучает теорию политики, институты, взгляды, а также события в хронологической последовательности и взаимосвязи.
Политическая психология рассматривает и изучает механизмы субъективного поведения в политике, а также анализирует влияние подсознания и эмоций человека на его поведение.
Наука о том, какое влияние оказывает на процесс распределения власти в нем, называется политической социологией.
Выявляет взаимосвязь и закономерность определенных политических процессов с географическими, природными и территориальными факторами, влияющими на эти процессы.
Таким образом, социология и политология могут существовать как самостоятельные науки, а также в тесной взаимосвязи друг с другом и с другими современными науками. В этом случае область изучения предметов этих наук смещается в сторону смежной науки, и охватывает еще более широкий спектр изучаемых предметов, явлений, событий в жизни общества.
Страница 13 из 44
Политическая социология.
Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Политическая социология занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Политическая социология выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую социальную среду.
Возникновение политической социологии относится к концу XIX - началу XX века и связано с трудами таких ученых, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска и В. Парето, которые одновременно были крупнейшими политологами и социологами.
Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы, так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.
Политическая социология изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражения в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания политики и власти, влияния социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и т.д.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при анализе электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах З. Фрейда, Э.Фромма и других.