Лингвист- это специалист, по языкознанию, языковедению. Занимается историей образования и развития языков, их характерные особенности и структуры. Лингвистика делится на практическую и теоретическую деятельность.
Основная задача лингвистов- разобраться в строении диалекта, его происхождении. До сих пор не раскрыто происхождение алфавитов, слов, речи. Ведутся исследования, выдвигаются теории, помогающие раскрыть многие языковые вопросы.
Лингвисты делятся на несколько квалификаций.
Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке — русисты, англисты, японисты, татароведы.
Специалисты по группе языков - германисты, тюркологи, романисты
Специалисты по языкам региона - американисты, африканисты.
Есть смежные разделы лингвистики, к примеру, с психологией: паралингвистика, нейролингвистика, социолингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа ученых, изучающих современный сленг - говор в современной трансформации.
Существует еще прикладная лингвистика. Занимается созданием программ распознавания слов, речи, моделированием человеческих языковых способностей.
Лингвисты, занимающиеся непосредственно наукой, работают в высших учебных заведениях и исследовательских институтах. Ученые-практики работают в различных организациях над разработками программ компьютерного анализа, машинного перевода, над созданием искусственных языков, распознавания текста, разработкой лингвистического программного обеспечения.
Стоит отметить также, что работа по профессии лингвист переводчик, подразумевает работу с текстами. Одновременно может быть педагогом, корректором, журналистом, переводчиком. Языковед найдет применение своему труду в любой сфере, где требуются профессиональные навыки работы с текстом.
Личные качества, которые должны быть у лингвиста:
- внимательность,
- хороший слух, память,
- терпение,
- усидчивость,
- внимание к деталям,
- организованность, самодисциплина,
- концентрированность внимания,
- стремление к профессиональному совершенству,
- умение запоминать надолго большие объемы информации,
- грамотно выражать свои мысли,
- упорство,
- склонность к исследовательской деятельности.
Профессия лингвист плюсы и минусы.
Плюсы профессии лингвиста:
1) Главным плюсом является востребованность специалистов данного профиля. Поэтому проблем с трудоустройством не возникает. На сегодняшний день лингвисты требуются в сфере информационных технологий, связях с общественностью, средствах массовых коммуникаций и рекламе. Достигнув успеха в исследовательских разработках, лингвист может рассчитывать на повышение по карьерной лестнице, и соответственно, увеличение заработной платы.
2) Лингвисты, владеющие иностранными языками, могут иметь возможность работать за границей и больше шансов на повышение. Также могут свободно общаться с людьми в путешествиях и изучать культуры других стран.
3)Еще один плюс- это возможность работать удаленно.
Минусы профессии:
1) К минусам профессии можно отнести ненормированный график работы. Вместе с этим огромная ответственность и большая нагрузка.
2) Второй минус- работа может превратиться в рутину. Так как не все люди могут стать профессиональными лингвистами. Работа требует таланта к преподавательской деятельности и большого терпения.
3) Задержка зарплаты, которая поступает когда приходит оплата от заказчика.
Так же предлагаем ознакомиться с профессиями PR-менеджер , визажист и бармен .
Итак, перед выбором данной профессии стоит подумать, подходит ли она. Если человек привык ежедневно заниматься рутинной работой для достижения определенных целей, то вполне возможно, что работа будет приносить удовольствие.
Хотите узнать больше? Смотрите видео:
Лингвистику можно отнести к самым сложным, но одновременно с этим к самым интересным гуманитарным наукам. Почему? Во-первых, потому что без знания иностранных языков сегодня сложно добиться успеха на профессиональном поприще. Во-вторых, современное общество стремиться правильно говорить на родном языке. И в-третьих, очень многих сегодня интересуют не только "живые" (, но и "мертвые" языки. Именно поэтому профессию лингвиста можно смело отнести к одним из наиболее востребованных и интересных.
Лингвистику можно отнести к самым сложным, но одновременно с этим к самым интересным гуманитарным наукам. Почему? Во-первых, потому что без знания иностранных языков сегодня сложно добиться успеха не только на профессиональном поприще, но порой и на личном фронте. Во-вторых, современное общество стремиться не только правильно говорить на родном языке, но и знать историю его происхождения. И в-третьих, очень многих сегодня интересуют не только "живые" (те, которыми мы пользуемся), но и "мертвые" языки, которыми когда-то пользовались наши предки. Именно поэтому профессию лингвиста можно смело отнести к одним из наиболее востребованных и интересных.
Вполне естественно, что одновременно с востребованностью растет и популярность этой профессии среди абитуриентов. Причем, подавая документы в ВУЗ на специальность "лингвист" очень многие только приблизительно понимают, что это за профессия, какими личностными качествами должен обладать настоящий профессионал, и какие "дивиденды" эта профессия может принести в будущем. А ведь осознанный выбор профессии – это первый шаг на пути к благополучной и счастливой жизни. И у вас есть все шансы сделать этот первый шаг, после ознакомления со всеми особенностями профессии лингвист.
Кто такой лингвист?
– высококвалифицированный специалист по языкознанию и языковедению, который досконально разбирается в истории формирования и развития языков, знает их структуру и характерные особенности: смысловую структуру слов, сочетаемость лексических единиц, фразеологизмы, фонетический и грамматический строй и т.д. Отметим, эти специалисты изучают не только действующие языки мира, но и те, которые уже давно не используются.
Название профессии произошло от латинского lingua (язык, речь), что прямо указывает на сферу деятельности лингвиста. Первые упоминания о лингвистах относятся к 5 веку до нашей эры. Предположительно именно в этот период в Индии были заложены основы современного языковедения. Но бурное развитие лингвистики, как науки, началось только в первой половине 21 века.
Необходимо сказать, что языковедение и языкознание продолжает активно развиваться и сегодня. Ну а поскольку лингвистика охватывает все вопросы, так или иначе касающиеся языков, которые в рамках одной специальности изучить практически нереально, современных лингвистов принято квалифицировать по:
- разделу или теме лингвистики (например, морфологи – специалисты занимающиеся изучением морфологии языка, фонетисты – специализирующие на исследовании фонетики и т.д.);
- изучаемому языку или группе языков (например, германисты, русисты, татароведы, американисты, кавказоведы и т.д.);
- теоретическому направлению (структуралисты – специализируются на изучении формального строения и организации языка, когнитивисты – занимаются исследованием проблем соотношения языка и сознания человека и т.д.).
Основными обязанностями лингвиста, независимо от специализации и направления деятельности, является: участие в составлении образовательной литературы (в том числе, словарей и грамматик), изучение языка в рамках специализации, формулирование языковых "норм", сопоставление языков, выделение отдельных говоров и выявление исторических или территориальных сходств и различий, оказание консультативных услуг, исследования на предмет влияния языка на общество и т.д.
Какими личностными качествами должен обладать лингвист?
Лингвистика – это не просто изучение иностранных языков и их истории. Одновременно с изучением языка, нужно постигать его структуру, характерные тонкости и особенности в контексте отдельных культур. То есть, в процессе обучения (да и во время работы) лингвисту необходимо "охватить" огромнейшее количество информации, а потому ему понадобятся такие личностные качества, как:
Кроме того, для того чтобы стать лингвистом , нужно знать литературу, основы языкознания, философию, экономику, этнографию, культуру и историю тех стран, чьи языки изучаются, владеть компьютерными технологиями на высоком уровне (особенно если сфера деятельности специалиста направлена на изучение искусственных языков), проявлять большой интерес к таким наукам, как история, право и философия.
Преимущества профессии лингвиста
Основным преимуществом профессии лингвист является ее универсальность. Лингвистическое образование "открывает" двери в достаточно широкий круг профессий: референт, переводчик, переводчик-референт, преподаватель, исследователь языка, специалист по межкультурным коммуникациям и т. д. Естественно, что каждая из этих профессий не относится к узконаправленным и подразумевает широкий простор для дальнейшего развития.
К преимуществам этой профессии также можно отнести возможность изучения культур других стран во время путешествий и общения с самыми разными людьми. При этом специалисту совсем необязательно устраиваться на какую-то определенную работу – квалифицированный лингвист с легкостью может обеспечить себе безбедное существование, находясь на "вольных хлебах" (то есть, работая фрилансером).
И самое главное, безупречное владение хотя бы одним иностранным языком открывает практически неограниченные возможности как для карьерного роста, так и для решения личных вопросов (например, переезд в другую страну на постоянное место жительства).
Недостатки профессии лингвиста
Говоря о недостатках профессии лингвист , прежде всего, необходимо отметить некоторую монотонность и нудность работы. Особенно это касается научных работ, суть которых в большинстве своем сводится не только к проведению собственных исследований, но и к систематизации и изучению уже опубликованных работ по лингвистике. Кстати, специалисты, работающие в научно-исследовательской сфере, как правило, не могут похвастаться высокой заработной платой, что также является существенным недостатком этой профессии. Те же лингвисты, которые предпочли использовать свои навыки в бизнесе, хоть и получают более чем приличную оплату своих услуг (до 70 тысяч рублей в месяц), не всегда могут рассчитывать на своевременную выплату гонорара.
Нельзя умолчать и о том, что для большинства специализаций лингвиста характерны напряженные условия труда. В частности, работа переводчика практически всегда связана с очень высокой ответственностью и большими физическими нагрузками (порой переводчику приходится проводить на ногах по 8-10 часов в день), а преподавательская деятельность неразрывно связана с высочайшей моральной и психологической нагрузкой.
Где можно получить профессию лингвиста?
Получить профессию лингвиста можно в любом высшем учебном заведении, где имеется факультет филологии или проводится обучение по специальности "лингвист". Однако, это только первая ступенька к освоению этой профессии. Поскольку лингвист – это высококвалифицированный специалист, то заявить о себе, как о настоящем профессионале можно будет только после окончания аспирантуры. Ну и, конечно же, любой уважающий себя лингвист постоянно занимается самообразованием и не забывает повышать свою квалификацию.
Есть немало людей, которые в качестве своей профессии выбирают изучение языков. Именно таких специалистов мы знаем как лингвистов. Узнайте, чем они занимаются и насколько востребована данная профессия.
Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Сложно переоценить значение языка в нашей жизни. Без него не было бы полноценного общения. Все мы изучали в школе родной и иностранный языки. Нас учили краткой истории языка, основам правописания, структуре предложения. Все мы имеем базовые познания в этой области. Лингвисты - это те, кто посвятил изучению языков всю жизнь.
Наука о языках имеет многовековую историю. Составлять алфавиты и даже классификации начали еще до нашей эры. Первооткрывателями в этой сфере были ученые Древней Греции и Китая, Арабских стран и Индии. Сейчас большое количество людей считает лингвистику своим призванием.
Описание профессии
Профессию лингвиста относят к широко распространенным. Деятельность этого специалиста не связана с созданием конкретного продукта. При обучении в высшем учебном заведении будущие лингвисты изучают структуру и историю языка, а также философию и культурологию, поскольку языкознание находится на стыке наук. Многие считают работу в сфере изучения языков скучной. На самом деле они неправы. Лингвистика – интересная наука, просто нужно иметь тягу к знаниям, обладать пытливостью и усидчивостью.
Лингвисты могут изучать какой-то раздел языка, например, морфологию, лексику, словообразование. Другая специализация – изучение какого-то языка в целом или группы родственных языков. Есть специалисты по теории языка: структуралисты, когнитивисты и т.п.
Обычная работа лингвиста – это научная и преподавательская деятельность, подготовка и рецензирование учебников, межкультурная коммуникация и перевод. Однако сейчас лингвисты довольно востребованы в сфере разработки софта: ведь язык программирования – это тоже система знаков с общими для всех языков принципами построения.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Российская лингвистика имеет давнюю традицию и представлена в вузах обширным перечнем направлений. Это собственно лингвистика, фундаментальная и прикладная, филология, перевод и переводоведение, а также относительно новое направление – интеллектуальные системы в гуманитарной среде
В каждом регионе есть высшие учебные заведения, реализующие как минимум одну соответствующую программу . Поэтому имеет смысл перечислить только ведущие университеты.
Кому подходит
Если вы относите себя к числу людей, которые обладают внимательностью, хорошей памятью, терпением и усидчивостью, дедуктивным и ассоциативным мышлением, упорством и усидчивостью, то эта профессия для вас. В этой профессии важна склонность к исследовательской деятельности, упорство и усидчивость, пытливый ум, стремление к совершенству. Если вы обладаете всеми этими качествами, то вам стоит выбрать лингвистику в качестве профессии.
Заработная плата
Зарплата лингвиста колеблется в больших пределах. Все зависит от сферы, в которой будет работать специалист. Учителя, преподаватели, секретари-референты получают среднюю зарплату. Гораздо больше зарабатывают переводчики, сотрудники печатных изданий, крупных коммерческих организаций международного уровня.
Карьера и перспективы
Успешная карьера также во многом зависит от выбранной специальности. У лингвистов довольно много перспектив, поскольку сейчас немало сфер, в которых крайне полезны знания таких специалистов. Здесь важно правильно выбрать нишу. Тогда карьерный рост и высокая зарплата будут обеспечены.
Лингвист — это ученый, который занимается изучением языка как структуры и явления. Лингвистика делится на теоретическую и практическую, как и деятельность специалистов. Раньше науку считали частью филологии, сегодня они лишь частично соприкасаются по разным аспектам.
Лингвистика, в отличие от филологии, не касается культурного аспекта носителей языка, не всегда работает с текстами, историческими документами. Современные специалисты изучают основы математического моделирования, на основе которого разрабатываются системы автоматизированного перевода.
Немного поясним, что значит «лингвистика не всегда имеет дело с текстами». До появления письменной и разговорной речи, к которой мы привыкли, были другие способы коммуникации – пиктограммы, символы, рисунки. Определенная группа специалистов изучает подобные языки, не имеющие видимой связи с современным языком, который является предметом изучения филологов. Но эти исследования очень важны для понимания развития языка, его механизма, воссоздания процесса зарождения.
Описание профессии лингвист
Задач у лингвистов много, но основные – это разобраться в структуре диалекта и его происхождении. Так остается до сих пор не раскрытым вопрос о происхождении речи, слов, алфавитов. Выдвигаются теории, ведутся исследования, проливающие свет на многие языковые вопросы.
Лингвисты делятся на разные квалификации. Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке (русист, арабист, японист), семье диалектов (семитологи, германисты, слависты) или регионе (кавказоведы, американисты и т.д).
Есть смежные разделы лингвистики, например, с психологией: социолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа специалистов, которые изучают современный сленг — говор в современной трансформации.
Кроме теоретической, есть прикладная лингвистика, связанная с компьютерными системами: моделирование человеческих языковых способностей, создание программ распознавания речи, слов и т.д. Также специалисты работают над созданием словарей, учебной литературы.
Чем занимается лингвист
Лингвисты, которые занимаются собственно наукой, работают в исследовательских институтах, ВУЗах. Ученые-практики работают в организациях над разработками программ машинного перевода, компьютерного анализа, распознавания текста, над созданием искусственных языков, разработкой лингвистического программного обеспечения.
Кроме этого, профессия лингвист, как и филолог, предполагает работу с текстами. Специалист может одновременно быть корректором, журналистом, пиарщиком, педагогом, переводчиком. Языковед найдет себе применение в любой сфере, где необходимы профессиональные навыки работы с текстом.
Не пропустите
Профессия лингвист плюсы и минусы
Преимущества:
- широкие возможности для самореализации. Грамотные специалисты требуются во многих сферах;
- владение иностранными языками открывает перспективы карьерного роста и высокой оплаты труда;
- возможность удаленной работы.
Недостатки:
- нередко работа может превратиться в рутину;
- распределение нагрузки может быть неравномерным (сегодня работы на 2 часа, завтра – на 12);
Выполнила
студентка 3 курса
Казакова Резеда
Вопросы к зачету
1. Функции языка. Вербальное и невербальное общение как вид взаимодействия людей. Язык как языковая система передача информации. Виды общения. Условия эффективности бытового общения.
2. определение понятия «культуры речи». Понятие о языковой норме.
3. Виды норм современного литературного языка. Разновидности русского национального языка, устная и письменная формы литературного языка.
4. Орфоэпические нормы.
5. Морфологические нормы.
6. Синтаксические нормы.
7. Лексические нормы.
8. Стилистические нормы.
9. Орфографическая норма. Основные принципы русской орфографии. 10.Качество грамотной речи (точность, логичность, чистота, успешность,
выразительность, богатство языковых единиц).
11 .Функциональные стили современного русского языка (научный,
официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный стиль). 12.Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной
литературы. Их особенности.
13.Стилистическая окраска языковых единиц (экспрессивы,
эмоционально-оценочные слова, книжная лексика, разговорная
лексика).
14. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления
(диалектизмы, жаргонная и арготическая лексика, специальная лексика
или профессионализмы).
15.Русский язык среди других славянских и индоевропейских языков.
Исконная лексика русского языка, заимствования, кальки.
16. Речевая коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики,
успешность речевого воздействия, адресант и адресат. Максимы
Грайса, конфликты максим.
17.Свойства и единицы языка. Понятия и слово. Многозначность и
омонимия, паронимы, перенос значений, окказионализмы, историзмы,
архаизмы, синонимы.
18.Риторика, истоки риторики, риторические традиции в России. 19.Подготовка речи (выбор темы, цель, поиск материала). Начало,
завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления
публичного выступления.
20.Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требование
к оформлению реквизитов документов. Унификация языка деловых
1 Вопрос.
Язык. Функции языка.
Язык - естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого systema- целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Язык состоит из единиц:
Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
- слово;
Фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
Свободное словосочетание;
Предложение (простое, сложное);
Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная (выражает чувства и эмоции), волюнтативная (функцию воздействия).
Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция - аккумулятивная.
Виды общения.
Общение - явление далеко не однозначное. Особенности поведения людей, применение ими тех или иных методов и приёмов, использование разнообразных вербальных и невербальных средств определяются видом общения. В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а скорее, дополняют друг друга.
Лингвисты кладут в основу классификации: 1) вид деятельности человека (общение деловое и бытовое), 2) положение коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное), 3) наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непосредственное и опосредованное), 4) используемая форма языка (устное и письменное), 5) постоянство или изменчивость позиций «я говорящий» - «ты слушающий» (диалогическое и монологическое), 6) количество коммуникантов (межличностное и массовое).
Психологи классифицируют общение по степени общности коммуникантов, выделяя следующие его виды:
1) предельно низкая степень общности - «контакт масок», манипулятивное;
2) средняя степень общности - примитивное, формально-ролевое, светское;
3) высокая степень общности - деловое, духовное.
Цель манипулятивного общения - извлечение односторонней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонстрации показной добродетели и т.п. Близко по целям к мани-пулятивному общение примитивное, однако здесь коммуниканты, как правило, знают друг друга лично.
«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, человек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы сталкиваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.
В формально-ролевом общении строго регламектированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач - пациент, продавец - покупатель, кондуктор - пассажир, кассир - зритель и т.д. Однако формально-ролевое общение приобретает особые черты, если мы рассматриваем, как проявляется этот тип взаимодействия людей в небольших населенных пунктах. Таким образом, формально-ролевое общение приобретает черты делового.
При деловом виде общения коммуниканты учитывают особенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными личностными симпатиями или антипатиями интересы дела.
Один из самых сложных видов общения - общение духовное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение возможно между родными, друзьями, влюблёнными, единомышленниками. Цель духовного общения - максимальное взаимопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.
Условия эффективности бытового общения.
Бытовое общение - самый распространённый вид взаимодействия людей. Сфера бытового общения - это семья, друзья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Практика показывает, что именно здесь человека подстерегает наибольшее количество неудач и даже конфликтов. Как избежать их и сделать такое общение эффективным? Научитесь несложным правилам поведения, которые опираются на известные вам единицы (компоненты, слагаемые) общения.
Выясните, есть ли в данный момент у вашего потенциального коммуниканта желание общаться. Он может быть чем-то расстроен, устал, его заботит, какая-то проблема, он обдумывает ту или иную ситуацию, которая никак не связана с вами. В этом случае вам не удастся установить двустороннюю связь с коммуникантом. Подождите, когда у него возникнет необходимость в общении с вами.
Правильно подбирайте предмет общения, так как двусторонняя связь устанавливается только тогда, когда предмет общения интересует обоих коммуникантов и каждому есть что сказать по избранной теме.
Находите общие вербальные и невербальные средства. Бесценным учебником, который помогает овладеть навыками эффективного бытового общения, является русская классическая литература. Анализируя их с целью выяснения причин успешного или неудачного акта общения, мы можем научиться корректировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.
Невербальные средства общения.
В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная - кинесические (от греч. kinetis- движение) - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч.mimikos- подражающий) - движение лицевых мышц. Основной элемент мимики - мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд - комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Источником информации о состоянии и намерениях партнёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр.pose- положение тела) - вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.
Важным кинесическим средством общения является жестикуляция. К жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Основная функция жеста - зрительно способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные - уточнение и оживление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочетании со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные. Ритмические жесты связаны с ритмикой речи - подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Изобразительные жесты употребляются людьми тогда } когда нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их.
К невербальным средствам общения относятся просодические и экстралингвистические средства. Просодика (от греч, prosoidia- ударение, припев) - ритмико-интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические (лат.extra- вне, сверх, лат.lingua- ясык) - включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения.
Следующая группа невербальных средств общения - средства такесические (лат. taktus- прикосновение, ощущение), Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.
Очень редко отмечается в качестве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе.
К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щекэ ближе к губам руку, подъём головы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным вниманием, различные действия с очками.
Защитные (оборонительные) невербальные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стремящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные средства очень действенны, и если один из трех-четырех партнёров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно.
Язык как знаковая система передачи информации.
Язык - это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (обеспечивающую общение) функции в процессе человеческой деятельности. В самом общем плане языки подразделяются на естественные и искусственные. Естественный язык - это язык повседневной жизни, являющийся формой выражения мыслей, чувств и формой общения людей. Искусственный язык - это язык, создаваемый людьми для удовлетворения своих определённых, узких потребностей. К искусственным относятся языки математических символов, физических теорий, химических формул, системы сигнализации и т.д. Язык представляет собой средство мысленного абстрагирования и обобщения, служит для обозначения и наименования объектов. Языковые знаки и формировавшиеся языковые системы обозначали прежде всего чувственно-наглядные свойства и отношения объектов. Знаки соотносились с внешними явлениями через цепочки наглядных образов, которые они одновременно и выражали. Первые языковые знаковые системы сами часто являлись изображениями. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением человека в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учетом выявления внутренних отношений этих объектов. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуникации. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, представлять их, превратившись в носителей абстрактных образов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстрактности, стали схематическими. Впервые анализ языка как системы знаков был дан в диалоге древнегреческого мыслителя Платона «Кратил». В нем был поставлен вопрос, соответствуют ли имена природе вещей или же они являются лишь условными знаками, установленными по соглашению. Одним из первых перешёл от фонетического описания звуков к анализу функциональных отношений элементов языковой системы Ф. де Соссюр Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (или акустический образ, план выражения) и означаемого (план содержания, понятие). Изучение знаковых систем является предметом специальной науки, которая называется семиотикой (от греч. semeiotike- учение о знаках). Познавательные интересы семиотики сосредоточены на исследовании производства, строения и функционирования различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика держит в своем поле зрения естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем. Семиотика занимается изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков. Термин «семиотика» был возрождён Ч.С. Пирсом. Он предпринял первую попытку классификации знаков, подразделив все знаки на: 1) знак сам по себе, тот, который обозначает какое-либо качество; 2) знак, могущий выступать репрезентантом всякого объекта; 3) знак, являющийся маркером ссылки на некий закон или духовную конвенцию. Исследование различных знаков и законов их сочетания позволило выделить три основных раздела семиотики: синтактику {от греч.syntaxis- составление), или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; семантику (от греч.sema- знак), изучающую знаковые системы как средство выражения смысла, и прагматику (от греч.pragma- дело, действие), постигающую отношение знаковых систем к тем, кто их использует. С позиций семиотики основными функциями знаковой системы являются, во-первых, передача определённого сообщения или выражения смысла и, во-вторых, обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, также эмоциональное воздействие, побуждение к действию и т.п. В выработку и систематизацию идей и принципов семиотики внес американский исследователь Ч. Моррис. По Моррису, можно выделить пять глазных видов знаков: 1) знаки-идентификаторы (вопрос «где»); 2) зкаки-десигнаторы {вопрос «что такое»); 3) оценочные знаки (вопрос «почему»); 4) прескриптивные знаки (вопрос «как»); 5) знаки систематизации (формирующие отношения толкователя с иными знаками).