Культура Руси в XII - первой половине XIII в. История в историях

Культура Киевской Руси

Важнейшим событием IX в является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание.

Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья.
В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский книги Священного Писания. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. ("Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе").
Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово.
Центральное место – летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет».
Другой жанр житие – жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия».
Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира Мономаха». Торжественное красноречие – «слово о законе и благодати» Иллариона.

Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы).
В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).



В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке.

Живопись - Иконами, фресками и мозаикой.

Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.

Культура русских княжеств в 12-13 веках

12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования.
Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем.
Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города.
Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование.
Выдающимся памятником литературы, является «Слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г.
С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской».

Литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».

В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.

Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.

Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар. 1164 г. – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор, княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.

В архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество.

Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы, ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.

Культура Руси 14-15 веков

Культура Московской Руси.
Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.
Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль.
Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.
В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.
Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).

Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные.
Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства.
Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение».

Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные). В Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.

Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).

Русская культура 16 века

Объединение местных культур положило начало общественной культуре. В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

«Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва – третий Рим.

Получили дальнейшее развитие литературные путешествие, тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря».

В первой половине 16 века появились работы Ивана Пересветова «Сказания о царе Константине», Андрей Курбский «истории о князе московском».

Заметно повышается уровень грамотности.
В истории России сыграло огромную роль книгопечатание – Иван Федоров книга «Апостол», 1564 год. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный Свод.

В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Были приглашены итальянские зодчества и русских мастеров.. 1485 году Марк Фрязин строит первую башню кремля - Тайницкую. Кремлевские стены были увенчаны зубцами – мерлонами. Была увеличена высота стен.

1475-1479 год – итальянец Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, псковскими мастерами построен Благовещенский собор. Итальянский архитектор Алевиз Новый соорудил архангельский собор, внесшие элементы итальянского зодчества. В кремле возводятся также и светские постройки. Грановитая палата – Пьетро Солари и Марком Фрязиным., столповая церковь – колокольня Ивана Листвичника, была вылета царь-пушка.

Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены, церковь Благовещения на Ваганькове, церковь Вознесения в Коломенском. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555-1561 в честь взятия русскими Казани. Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Петроком Малым – построен Китай-город, белый город – Федор Конь. Основываются монастыри-сторожа – Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.

Живопись представляла произведениями талантливого русского мастера Дионисия – росписи стены Успенского собора московского Кремля., собора Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Работы Дионисия – иконы и фрески отмечены тонким рисунком, светлым колоритом, пышной декорированностью, светлой радостью.

24 июля 2015

Культура русских земель в 12-13 веках обусловлена усилением феодальной раздробленности, ослаблением влияния Киева. На околицах некогда великого государства развиваются мелкие феодальные княжества. Такой полицентризм способствует возникновению нескольких культурных центров, которые уже значительно отошли от влияния Киева и развивали свои самобытные направления. Север Руси был представлен Владимиро-Суздальским и Новгородским княжествами, запад - Галицко-Волынским. Живопись, архитектура, литература, естественные науки - вот основные направления, которыми характеризовалась культура русских земель 12-13 веках. Кратко об этих течениях расскажем ниже.

Архитектура

Каждое из русских княжеств претендовало на ведущую роль в культурном развитии. В подражание стольному граду Киеву в каждом из них строятся соборы наподобие Софии Киевской, устанавливаются Золотые ворота. Со временем из подражания возникает свой особый стиль, характерный для древнерусского зодчества. Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор - самые известные архитектурные шедевры, которыми славилась культура русских земель 12-13 веков.

Литература. Берестяные грамоты

Первые письмена на березовой коре были найдены в Новгороде в 1951 году. Они датируются 11-12 веком. Позднее были обнаружены берестяные грамоты в Пскове, Витебске, Старой Руссе и Смоленске. В основном грамоты описывают социальные стороны жизни людей в те времена. Встречаются судебные иски, завещания и административные наказы, распоряжения. Среди ценных находок оказались грамоты, описывающие обучение в Древней Руси. Как стало известно, подавляющее большинство русских жителей из различных социальных слоев в ту эпоху умели читать и писать. Причем грамоте обучались не только мужчины, но и женщины.

Видео по теме

Книги и переводы

Большое место в литературе того времени отводилось богословским книгам. Культура русских земель в 12-13 веках изобилует трудами переводчиков со всех известных языков. Огромное число богословских трактатов было переведено на русский язык. Со временем стала переводиться и литература светская. Жизнеописания великих людей, их заветы и стремления. В это время в монастырях пишутся различные летописи и хроники. Получил распространение новый вид литературного произведения - «поучения». Наиболее известные памятники письменности дошли и до наших дней: «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве».

Естественные науки

Расширение научных познаний о человеке и Вселенной - одно из основных направлений, которыми характеризовалась культура русских земель в 12-13 веках. Иностранные рукописи, объяснявшие устройство мира и Вселенной, разнообразие животного и растительного мира, активно переводились и распространялись. Конечно, в те времена все природные явления толковались с религиозной точки зрения, но тексты давали необходимый материал для будущих научных исследований.

Живопись 12-13 века

Культура русских земель характеризуется становлением русской иконописи. Это религиозное направление в живописи пришло к нам из Византии, но позднее трансформировалось в чисто русское направление искусства. Строгий аскетизм византийских икон мало подходил жизнерадостному мировоззрению восточных славян. Основные сюжеты русских икон сохранили византийские названия. Например, византийскими остались наиболее распространенные изображения богородицы: "Оранта" - молящаяся, "Одигидрия" - держащая Младенца на руках, "Элеуса" - прижимающая Младенца. Уже выделены два основных направления иконописи - Новгородская, в которой применяются яркие, насыщенные краски, и Киевская, использующая более нежные оттенки и полутона.

В это же время получили широкое распространение прикладные ремесла - резьба по камню и дереву. Резьбой по камню украшали храмы и дворцы, а деревянные узоры встречались даже в быту: ими украшались предметы повседневного быта и кухонная утварь.

Несмотря на феодальную раздробленность, культура русских земель в 12-13 веках была на высоком уровне. Дальнейшему ее развитию помешало наступление татаро-монгольских войск на русские земли и установление ордынского ига.

Источник: fb.ru

Актуально

Слайд 2

Особенности культуры 12-13 веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. В 12-13 веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимирна-Клязьме, Галич.

Слайд 3

Слайд 4

Накопление научных знаний.

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

Слайд 5

Новгородская берестяная грамота

  • Слайд 6

    Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

    Слайд 7

    Литература.

    С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нем фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

    12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

    Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.

    Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

    Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы, ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.


    Особенности культуры веков С раздробленностью Древнерусского государства древнерусская культура получила новые источники для развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. Новгород - Ярославово дворище


    Особенности культуры веков В веках наиболее крупными культурными центрами были: Великий Новгород Великий Новгород Псков Псков Владимир-на-Клязьме Владимир-на-Клязьме Галич Галич В культуре Великого Новгорода и Пскова появились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Новгород Великий


    Накопление научных знаний 1. Большое место в духовной жизни Руси продолжали занимать переводная литература: произведения, содержавшие представления о вселенной произведения, содержавшие представления о вселенной сведения о географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории сведения о географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории религиозное объяснение природных явлений (комета, землетрясение, бури, грозы, наводнения) религиозное объяснение природных явлений (комета, землетрясение, бури, грозы, наводнения) 2. Сведения по математике, механике, астрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. 3. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари) Самый знаменитый лекарь – монах Киево-Печерского монастыря - АГАПИТ Все эти сведения способствовали накоплению научных знаний необходимых для будущего развития науки Все эти сведения способствовали накоплению научных знаний необходимых для будущего развития науки По уровню знаний Русь стояла в одном ряду с другими странами Европы Новгородская республика Берестяные грамоты, XIV в. ГРАМОТА 377 От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев...


    Литература С 12 века начинается новые период в истории русского летописания. Летописи ведутся в каждом крупном княжестве. Владимиро-Суздальская летопись отражает интересы своих князей, поощряет их стремление быть первыми на Руси. Владимирские летописцы рассматривают историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства. В новгородской летописи фигура князя отступает на задний план. Зато подробно и точно освещались события городской жизни. Возникают новые жанры литературы: Популярными становятся поучения – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Популярными становятся поучения – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Центральная идея «Поучения…» - идея укрепления Древнерусского государства. Появляется жанр СЛОВА и МОЛЕНИЯ произведения, которые поднимают вопросы, связанные с княжеской властью – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Появляется жанр СЛОВА и МОЛЕНИЯ произведения, которые поднимают вопросы, связанные с княжеской властью – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Автор размышляет о: смысле жизни смысле жизни гармоничном человеке гармоничном человеке идеальном правителе. идеальном правителе. Даниил Заточник создает идеальный образ князя – защитника всех обездоленных, который «Силой и грозой» сможет установить твердый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.


    Литература Выражением народного стремления к единству страны в годы раздробленности были сказания и былины. Выражением народного стремления к единству страны в годы раздробленности были сказания и былины. Наиболее пронзительно звучали эти мотивы в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве». Наиболее пронзительно звучали эти мотивы в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве». В основу «Слова…» положены события неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев весной 1185 года. В основу «Слова…» положены события неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев весной 1185 года. Автор четко называет главную причину страданий русского народа – междоусобные войны князей. Автор четко называет главную причину страданий русского народа – междоусобные войны князей.


    Зодчество Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам Каменное зодчество в Новгороде отличается простотой и выразительностью. Каменное зодчество в Новгороде отличается простотой и выразительностью. Храмы стали строить одноглавыми и небольшими. Храмы стали строить одноглавыми и небольшими. Большое количество церквей возведено в Новгороде, Пскове, Ладоге. Большое количество церквей возведено в Новгороде, Пскове, Ладоге.