Лингвистическая сказка по теме глагол. Сочинение на тему: лингвистические сказки

Практические материалы к урокам русского языка
Работа с текстом лингвистической сказки
Оглавление:

­ В царстве царя Грамотея,или как поссорились Гласные и Согласные
2. Разделительный Ъ и Ь
­ Как разделительные Ъ и Ь разделили Гласные и Согласные

­ Как поделили сферы влияния в русском языке приставки ПРЕ­ и ПРИ­
4. Правописание приставок на –З / ­С
­ Сказка о путешествиях и волшебных превращениях приставок РАЗ­, БЕЗ­, ИЗ­
5. Правописание гласных после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах сущ
­ Про цыганский табор, цыплят и букву Ц
6. Правописание существительных
­ Как суффиксы ­УШК­, ­ЮШК­, ­ЫШК­ и ­ИШК­ испугались ошибок, и что из этого
вышло

­ Как существительные в прилагательные превращались
8. Правописание числительных
­ Как числительные от 15 до 19, от 50 до 80 и от 500 до 900 на балу царицы Грамматики
побывали
9. Правописание глаголов
­ Сказка о царе Глаголе и его сыновьях
10.
Правописание Причастий
­ Щёголь Глагол
11.
Правописание Наречий
­ Рождение наречий
12.
Правописание Предлогов и союзов, частиц
­ Чары злой волшебницы, или ссора Глаголов с Частицами

1. Правописание гласных и согласных в корне
В царстве царя Грамотея,
или как поссорились Гласные и Согласные
В одном грамотном царстве, в правописном государстве жил­был Царь
Грамотей. Очень строг был этот Царь: держал в повиновении своём все Слова
Русского языка и терпеть не мог, когда в его государстве вдруг начиналась
путаница и неразбериха. Но мудрость старого правителя всегда помогала решать
проблемы спорящих до хрипоты друг с другом Букв и Слов. Этим и снискал
Грамотей любовь и уважение своих подданных.
Но не всем нравился мир и покой, царящий в государстве Царе Грамотея.
Заморские соседи так и мечтали разрушить это благополучие и стереть с лица
земли страну Грамматику, и потому то и дело вспыхивали конфликты то в одном,
то в другом конце страны. А происходило всё по вине разряженных и заносчивых
заезжих купцов – ошибок. Уж очень они любили на ярмарке поспорить, поссорить
друг с другом Слова разных частей речи и репутацию благочестивых граждан
страны подпортить.
Однажды в городе Безошибинск учинили они драку между Шипящими
Согласными и Гласными, внушив Гласным, что они главнее Шипящих Согласных,
так как их больше. И не осталось бы в той стране ни гласных, ни согласных, если
бы не подоспели вовремя слуги Царя Грамотея ­ орфограммы. Собрал тогда
Грамотей вече, чтобы принародно перед всеми буквами раз и навсегда решить
Вопрос правописания Гласных после Шипящих Согласных.
­ Все ли Гласные принимали участие в позорном учинении беспорядков? ­
грозно спросил Царь.
­ Нет, Ваше Грамотное Величество! – ответили орфограммы. Гласные буквы
А, И, У оказались самыми благоразумными и не стали вмешиваться в уличные
драки. А вот Ю, Я, Ы…
­ С сего дня так и порешим! – промолвил, подумав, Грамотей. – В корне слов
после Шипящих Согласных Ж, Ш, Ч и Щ, чьи права были сегодня нарушены,
будут писаться лишь Гласные А, И, У. А буквы Ю, Я и Ы отныне не имеют права
и близко подходить и становиться за этими Согласными!
С тех пор этот Указ Царя Грамотея все запомнили и для его закрепления
даже поженили слоги ЖИ и ШИ, ЧУ и ЩУ, ЧА и ЩА. Теперь это правило знают
даже первоклассники.

Как разделительные Ъ и Ь разделили Гласные и Согласные
2. Разделительные Ъ и Ь
Давным­давно это было. В те времена в государстве царя Грамотея не
прекращались распри между Гласными и Согласными буквами.
В
государственной думе Гласные были представлены меньшим числом голосов, и
потому не могли оказывать большое влияние на изменение законов страны
Грамматики. Каждый день в царских покоях разбирались жалобы Гласных
жителей на притеснение их со стороны Согласных.
Долго думал царь Грамотей, как положить конец этому раздору, и решил
призвать на помощь Суд присяжных, состоящий из разделительных знаков: Ъ и Ь.
Братья Знаки, один из которых отличался необыкновенно мягким характером, а
другой завидной твердостью в отстаивании интересов обиженных и
обездоленных, внимательно выслушали просьбу царя и согласились стать
арбитрами в этом весьма щекотливом вопросе.
­ Я постараюсь призвать Согласные буквы к ответственности за свои
поступки и помогу им стать добрее, мягче и терпимее к Гласным. Для этого
всегда буду стоять в середине слов между Гласными и Согласными, смягчая их, ­
сказал Ь.
­ А я буду стоять на стыке разных морфем, ­ промолвил Ъ. – Я буду к
корням, начинающимся с Гласных букв, присоединять приставки, которые
оканчиваются на согласные, и строго следить за соблюдением прав всех букв.
После этих слов раздалось радостное ликование Гласных жителей страны
Грамматики, а Согласным гражданам ничего не оставалось, как согласиться. С
тех пор так и повелось…
3. Правописание приставок ПРЕ­ и ПРИ­
Как поделили сферы влияния в русском языке
приставки ПРЕ­ и ПРИ­
Жили­были в стране Грамматике две сестрички ­ приставки­близнецы ПРЕ и
ПРИ. Приставка ПРЕ­ была ПРЕкрасна лицом, умная­ПРЕумная, добрая­
ПРЕдобрая, а приставка ПРИ­, не менее ПРИвлекательная, была настоящей
рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои
ПРИклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами

прилагательными, которые уважали сестёр за готовность всегда прийти на
помощь.
Но однажды заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее.
«Я самая точная приставка, ­ утверждала приставка ПРИ. – Я люблю
конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами. И
потому кое­кому придётся ПРИкусить свой язычок!» «А я, ­ отвечала приставка
ПРЕ, ­ самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти
разговоры и тогда никому не поздоровится!»
После той ссоры сёстры­приставки перестали разговаривать друг с другом, и
настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ­ придёт в гости к глаголам,
а там уже её место занято приставкой ПРЕ­. То ПРЕ­ не находило себе место
среди частей речи, так как приставка ПРИ­ уже везде ПРИставила свои буквы.
Чуть до драки дело не дошло.
Обратились тогда самостоятельные части речи к царице ПРАВОПИСАНИЕ
с просьбой ПРИмирить приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Мудрая правительница
рассудила так: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ
придаёт словам значения присоединения (приставить), прибавления
(привести),
пространственной близости
(прибрежный), доведения действия до конца (придумать), совершения
действия не в полном объеме (приоткрыть) и в чьих­либо интересах
(припрятать), а приставка ПРЕ пусть придаёт словам значения высокой
степени качества (пребольшой) или действия (преувеличить), значения
«через», «по­иному» (преступать, превращать, преображать)».
приближения
(пригибать),
Когда сёстры узнали, что сферы их влияния поделены и поводов для ссор
теперь нет, они помирились. Только осторожная приставка ПРЕ­ всякий раз,
когда её надо было куда­нибудь отлучиться, просила постоять за себя
двоюродную сестру – приставку ПЕРЕ­ или наречие ОЧЕНЬ. С тех пор так и
повелось в стране Грамматике.
4. Правописание приставок на –З и ­С
Сказка о путешествиях
и волшебных превращениях приставок РАЗ­, БЕЗ­, ИЗ­
В одном сказочном городе Звонкий, где правила королева З, дружно жили
крошки­приставки РАЗ­, БЕЗ­, ИЗ­. Жилось им очень весело, потому что вокруг
всегда заливались колокольчики, а все жители звонко пели и громко смеялись. Но
однажды крошки­приставки пошли в лес и заблудились.
Они долго плутали по лесу и вдруг оказались в Чужом городе. Вокруг
стояла тишина, лишь изредка что­то где­то шипело, хрипело, хрустело, шептало,
шуршало. Приставки попытались что­то спросить у местных жителей, но те

ничего не слышали – они были глухими. Блуждая по улицам города, приставки
оказались у королевского дворца. Их там тепло приняли и хозяйка – королева С.
Она пригласила крошек погостить в её городе. Пожив среди глухих согласных в
Глухом городе, приставки перестали звонко петь и смеяться и незаметно для себя
превратились в РАС­, БЕС­, ИС­.
Через некоторое время крошки­приставки решили вернуться домой, где им
снова захотелось петь и звенеть. С тех пор непоседы­приставки рядом со
звонкими соседями звенят буквой З, а рядом с глухими – свистят буквой С.
5. Правописание гласных после шипящих и Ц
в окончаниях и суффиксах
Про цыганский табор, цыплят и букву Ц
Обратились как­то за помощью к доброй волшебнице страны Грамматики
существительные, начинающиеся на Ц и оканчивающиеся на –ЦИЯ.
­ Помоги нам, пожалуйста, добрая волшебница, мы совсем запутались! То
буква И приходит к нам и становится рядом с буквой Ц, то буква Ы. Буква Ц
добрая и никому не отказывает и получается, что вчера слово ЦИРК писалось с
буквой И, а сегодня школьники могут написать его с буквой Ы – ЦЫРК. Буквам
хорошо, а несчастные слова так и не могут запомнить своего облика.
­ Мне бы тоже хотелось ясности, ­ пропищала буква И, смахнув слезинку.­
Я очень люблю гостить у корней имен существительных.
Подумала­подумала волшебница, а потом молвила:
­ Коли вы, преодолев долгий путь, пришли ко мне с такой просьбой, уж
так и быть, уважу вас всех. Отныне ты, буква И, будешь хозяйкой в корне
существительных после Ц и в словах, оканчивающихся на ­ЦИЯ.
Сказала так волшебница и взмахнула волшебной палочкой. И тут вдруг
дверь заскрипела и в покои волшебницы тихонько на ЦЫПОЧКАХ вошли
суффиксы, окончания имен существительных и целый ЦЫГАНский табор с
ЦЫПЛЯТАМИ, завершала эту процессию буква Ы.
­ А вы зачем пожаловали? – спросила их добрая Грамматика.
И тут все как затараторили.
­ЦЫЦ! – ЦЫКНУЛА на них буква Ы, и воцарилась тишина.
­ А почему нас не спросили? – возмутились суффиксы и окончания.
­ Вы как раз вовремя! – проговорила волшебница. – Тебя, буква Ы, я
назначаю ответственной за порядок в суффиксах и окончаниях существительных
после буквы Ц. А также ты должна писаться во всех опоздавших
существительных: ЦЫГАН, ЦЫГАНКА, ЦЫГАНОК, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ,
ЦЫЦ! Повелеваю считать их ИСКЛЮЧЕНИЯМИ!
Все посетители улыбнулись. Они остались довольны мудрым решением
волшебницы Грамматики. С тех пор так и повелось…

6. Правописание суффиксов существительных
Как суффиксы ­УШК­, ­ЮШК­, ­ЫШК­ и ­ИШК­
испугались ошибок и что из этого вышло
Однажды теплым летним утром в доме Суффиксов города Безошибинск
начался переполох. Суффиксы вдруг обнаружили пропажу своих братьев
­УШК­, ­ЮШК­, ­ЫШК­ и ­ИШК­. Исчезновением малышей были обеспокоены и
Имена Существительные, к которым те часто забегали в гости.
Тут же были установлены особые приметы беглецов и объявлен розыск
суффиксов. Все службы города были подняты по тревоге. Но после
непродолжительной сыскной операции выяснилось, что братишки­суффиксы
никуда не пропадали. Просто они испугались ошибок неграмотных учеников и
спрятались за последними страницами учебника «Русский язык», который в этом
городе служил Главным сводом Законов.
Все жители города бросились им на помощь. Но несмотря на уговоры
родственников, малыши отказывались возвращаться домой, потому что им было
по­прежнему страшно. Даже предложения Имен Существительных погостить
остались без внимания. Долго решали граждане города, как помочь этой беде. И
тогда добрые странники, окончания –О и –А, вызвались всюду сопровождать
испуганных малышей.
­ Я хорошо знаю дорогу к Именам Существительным Женского рода и
одушевленным Именам Существительным Мужского рода, и потому обещаю
доставить к месту в целости и сохранности, ­ убедительно сказало окончание –А.
­ А я покажу дорогу к Именам Существительным Среднего рода и
неодушевленным Именам Существительным мужского рода и никакие ошибки им
не страшны, ­ проговорило окончание –О голосом, внушающим доверие.
На следующий день на городской площади состоялся настоящий праздник
добропорядочных Частей речи и веселых Морфем, и главными на этом
празднике были Имена Существительные зайчИШКа, муравьИШКа, малЫШКа,
избУШКа, речУШКа, краЮШКа, домИШКо, хлебУШКо, небУШКо, ружьИШКо,
водившие дружный хоровод с суффиксами и окончаниями.
7. Правописание прилагательных
Как существительные в прилагательные превращались
В один прекрасный день в Доме Существительных началась неразбеиха.
Решили вдруг имена Существительные, что они уже совсем взрослые и настало
время превратиться им в Прилагательные. Дело в том, что накануне было
объявлено на всё королевство, что во дворце для прекрасной половины частей
речи – имен Прилагательных устраивается бал.

«Но чтобы стать именами Прилагательными и поехать на праздник, нам
необходимы новые наряды», ­ грустно проговорило одно Существительное.
«Этой беде может помочь королевский портной ­ Суффикс! Он мастер
своего дела ­ столько частей речи изменил до неузнаваемости», ­ воскликнула
кормилица всех слов Основа.
Тотчас же в Дом Существительных был приглашен всеми уважаемый
портной. Он привёз с собой образцы праздничных нарядов, украшенные
суффиксами –ИН, ­АН, ­ЯН, ­ОНН и ­ЕНН. Вмиг все бальные платья были
разобраны, не хватило только четырём существительным. Слова Олово, Дерево,
Стекло и Ветер стояли в сторонке и тихонько плакали. «Не расстраивайтесь так,
завтра к утру я сошью вам такие наряды, каких ещё ни у кого не было. Вы будете
исключительными красавицами!»­ пообещал портной.
На следующее утро в Доме Существительных перед зеркалом уже вертелись
красавцы­исключения ОловЯННый, ДеревЯННый, СтеклЯННый и ВетрЕНый,
ведь таких суффиксов не было ни у одного прилагательного.
8. Правописание числительных
Как числительные от 15 до 19, от 50 до 80 и от 500 до 900
на балу царицы Грамматики побывали
Однажды в Доме Числительных в честь совершеннолетия подросших
частей речи был устроен торжественный бал у царицы Грамматики. Вокруг все
смеялись, веселились, пели…
Когда числительные Пять, Шесть, Семь, Восемь и Девять оказались на
балу в гуще событий, они всерьёз стали опасаться за свои мягкие пёрышки в виде
буквы Ь так украшавшие их бальные платья. А галантные кавалеры, корни СТО и
Десять, стоявшие в сторонке даже изменились в лице от такой неземной красоты
числительных с мягким шлейфом на конце. Им очень захотелось потанцевать с
каждой красоткой, а когда узнали, что те дорожат Ь и боятся растерять свою
мягкость, как настоящие кавалеры свято берегли Ь во время танцев. Долго по
залу кружились пары числительных ПятЬсот,
ШестЬдесят,СемЬсот,
ВосемЬдесят, ДевятЬсот...
Пожилому суффиксу Надцать тоже очень хотелось потанцевать с
числительными, но у него разыгралась страшная аллергия на Ь. Тогда
числительные, чтобы уважить старика, поочередно отстёгивали от платьев
мягкий шлейф­Ь, и все гости с удовольствием наблюдали за тем, как красиво
вальсировали числительные Пятнадцать,
Семнадцать,
Восемнадцать и Девятнадцать.
Шестнадцать,
С тех пор в стране Грамматике стали регулярно устраивать балы для
числительных, чей возраст был от 15 до 19, от 50 до 80 и от 500 до 900!
9. Правописание глаголов

Сказка о царе Глаголе и его сыновьях
Давным­давно, когда людей ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил­
был мудрый царь Глагол со своим народом. Люди его были очень трудолюбивы:
постоянно что­то мастерили, куда­то спешили, чем­то занимались.
И было у царя два сына: Глагол I спряжения и Глагол II спряжения. Позвал
однажды глагол своих сыновей и сказал им:
­ Совсем уж я стар стал, дети мои, трудно мне управлять царством. Решил я,
что пришёл ваш черёд страной править. Да только ума не приложу, как вам
вдвоём народом управлять, не ссориться и войн междоусобных не чинить. Идите
и подумайте хорошенько над моими словами.
Пошли братья и призадумались. Долго они думали, неделю, другую и,
наконец, пришли к царю со своим решением.
­ Ваше Величество, мы придумали, как решить эту проблему. Дозволь нам
слово держать!
­ Глагольте, ­ сказал старый царь.
­ Я как младший брат, ­ сказал Глагол II спряжения, ­ буду править городом,
где живут слова­глаголы, оканчивающиеся на ­Ить, а старший брат пусть правит
всем остальным народом: на ­Оть, ­Еть, ­Ать, ­Ять, ­Ыть, ­Уть, ­Чь, ­ТИ и т.д.
­ Так мы будем долго и без ссор править в нашем государстве! – подтвердил
Глагол I спряжения.
­ Ну что ж, я рад, что у меня такие умные дети, ­ сказал царь Глагол и издал
указ о новом правлении.
Прошёл месяц. И взмолились непокорные глаголы Гнать, Дышать, Держать и
Слышать. А за ними к царю пожаловали с прошением и глаголы Видеть, Обидеть,
Вертеть, Смотреть, Терпеть, Ненавидеть и Зависеть:
­ Царь­батюшка, помоги нам, пожалуйста! – взмолились 11 подданных.
­ А что случилось? – спросил старый правитель.
­ Из­за твоего указа мы вынуждены подчиняться твоему Старшему сыну и
спрягаться как глаголы I спряжения, но у нас ничего не получается! Смилуйся
над нами, мудрый государь!
­ И нам не нравятся наши личные окончания, ­ взмолились глаголы Брить и
Стелить, пришедшие из соседнего города. – Они нам совсем не к лицу! Помоги
нам, Царь­батюшка!
Не смог устоять перед просьбами этих граждан Царь Глагол и разрешил им
переселиться на новое место жительства. С тех пор так и живут глаголы Гнать,
Дышать, Держать, Слышать, Видеть, Обидеть, Вертеть, Смотреть, Терпеть,
Ненавидеть и Зависеть в полуцарстве, где правит Глагол II спряжения, а Брить и
Стелить – где правит Глагол I спряжения, и зовутся они согласно Царскому
Указу Исключениями.

11. Образование причастий
Щёголь Глагол
Как­то раз красавец Глагол, надев свой любимый смокинг, цилиндр и взяв
для солидности трость, прогуливался по зеленой лужайке весеннего парка города
Частереченск. Светило теплое весеннее солнце, в воздухе пахло ландышами.
Вдруг в тени цветущей черешни Глагол увидел прекрасную незнакомку в
воздушном белом платье. Её длинные каштановые волосы и синие очи тотчас
пленили сердце молодого щёголя.
­ Как зовут Вас, милая девушка? – спросил Глагол, стряхивая пылинки со
своего смокинга.
­ Моё Имя – Прилагательное, ­ опустив длинные ресницы, ответила
незнакомка.
­ Вы так прекрасны! Будьте моей женой, сударыня!
Это была любовь с первого взгляда, она пронзила сердца обоих!
Вскоре молодые сыграли свадебку, и на свет народилось очаровательное дитя,
как две капли воды своими постоянными признаками похожий на папу, а
непостоянными признаками – на маму. Родители дали ему имя Причастие.
Но, к сожалению, недолго длилась эта семейная идиллия. Спустя какое­то
время, ловелас Глагол снова не смог устоять перед чарами прекрасной
неизменяемой своим принципам мулатки по имени Наречие и влюбился …
(продолжите сказку!)
11. Правописание наречий
Рождение наречий
­ С днём рождения!­ раздался голос прилагательных Левый и Правый.
У новорожденных наречий открылись глазки.
­ Теперь рядом с вами всегда будут няньки: приставки и суффикс О. Они
будут за вами ухаживать и менять распашонки. Вы всегда будете такими
красивыми: ВлевО, ВправО, НАлевО, НАправО! – воскликнули родители.
­ А как же суффикс А? Вы же обещали, что он тоже будет играть с нами! –
заплакали наречия.
­ Не плачьте, дети! Суффикс А тоже будет приходить к вам, но только с
приставкой С, и вас тогда будут звать СлевА и СправА, ­ успокоили малышей
родители.
12. Правописание предлогов и союзов, частиц
Чары злой волшебницы,
или ссора Глаголов с Частицами
В одной солнечной стране Грамматика, в деревне Морфология жили­были
Части Речи.

В этой старинной деревушке было всего три улицы – Самостоятельная,
Служебная и Особенная, вдоль которых росли вековые ели. На Самостоятельной
улице жили очень важные и гордые Части Речи, на Служебной – маленькие,
трудолюбивые и очень добрые. Звали их Предлоги, Союзы и Частицы. А на
Особенной улице разместились Междометия и Звукоподражательные слова.
Улицы в этом посёлке были широкие, чистые, светлые, а по обеим сторонам
стояли высокие деревянные и каменные здания, выстроенные и украшенные
каждое в своем стиле: терем Существительных, дворец Прилагательных, замок
Глаголов, дом Союзов, избушка Предлогов и т.п. Резные наличники, диковинные
изгороди, сказочные флюгера – всё привлекало и радовало глаз заморских
туристов.
Местные жители – известные всем школьникам Части речи – всегда были
рады гостям и между собою жили дружно и весело. Особенной теплотой
отличалась дружба Глаголов и Частиц. В будни и праздники, в беде и радости они
всегда были вместе.
Но не всем по душе была эта дружба. Давно злая волшебница мечтала
поссорить Части Речи с улицы Самостоятельной с Частицами с улицы
Служебной. И вот однажды ночью, пробравшись в дом глаголов, она посеяла
семена неприязни, лжи и недоверия к частицам. Как не пытались потом частицы
разрушить стену злобы и вражды, выросшую между ними и глаголами, ничего у
них не получилось.
С тех пор все глаголы на письме стоят поодаль от частиц. Лишь несколько
глаголов, которых в ту ночь не оказалось дома и потому не попавших под чары
злой волшебницы, сохранили свою любовь и верность к Частицам. Эти Глаголы
всегда с частицами НЕ пишутся слитно и не разлучаются ни на минуту. А вот
магов и волшебников с той поры они невзлюбили, завидя их издалека, Глаголы
начинают негодовать, недоумевать, при их виде Глаголам нездоровится.
13. Как Дефис приставку ПОЛ и... помирил
Взбунтовались как­то Заглавные и Гласные буквы под предводительством
буквы Л.
­ Мы самые уважаемые буквы алфавита, мы самые большие, ­ твердили
Заглавные буквы.
­ А мы состоим только из голоса, и потому мы можем петь, ­ вторили им
Гласные.
­ А я из сонорных самая стройная и красивая, ­ с гордостью заявляла буква
Л, выставив вперед свою ножку. – Поэтому предлагаю объявить бойкот
приставке ПОЛ, которая так и норовит уменьшить вдвое все слова, которые с нас
начинаются.

Долго бы длилась эта неразбериха, если бы не дипломат Дефис, который
решил положить конец непониманию между приставкой ПОЛ и буквой Л, а
также Гласными и Заглавными буквами.
­ Уважаемые дамы! Не стоит ссориться, – начал Дефис свой разговор.­ Надо
быть терпимее к чужим недостаткам. Да и далеко не всегда деление надвое несет
неприятности. Иногда это может кому­нибудь доставить радость или даже спасти
жизнь. Например, ПОЛбеды – это всегда лучше, чем беда, ПОЛдня работы – это,
конечно, меньше, чем целый день, а ПОЛпирога – это намного больше, чем
кусочек. Я предлагаю вам помириться с приставкой ПОЛ и скрепить эту дружбу
дефисом.
Задумались буквы, а потом решили, что худой мир, лучше всякой ссоры и
согласились. С тех пор после приставки ПОЛ перед буквой Л, гласными и
заглавными буквами всегда стоит дефис: ПОЛ­Листа, ПОЛ­Апельсина, ПОЛ­
Москвы!

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи.
У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу
в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил
грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.
Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу
Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал
рассказывать о своей беде. Кого-кого ни посылали: Прилагательное, Числительное,
Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали
к Глаголу, но так ничего и не узнали.
Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало:
- Ох, ах, ух, эх...
Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало:
- Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол!
И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать
о своей беде.
- Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту
минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать
меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в
безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают,
сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили:
Вредный дядюшка Глагол,
Для чего ты к нам пришёл?
Двойки, единицы -
Вот твои сестрицы...
Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось:
- Фи, как им не стыдно!
- Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь
они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить
без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол!
Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и
решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали
делегацию к Грамматикусу.
А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал. Когда
части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок
(так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал:
- Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит.
Вместе споют - никогда ошибаться не будут...
У спряжений есть закон,
И ничуть не сложен он:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дыщать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
И глаголы, что на -ить,
Кроме двух: стелить и брить, -
Их спрягаем с буквой И...
Чтоб запомнить, повтори....
Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи
её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца.
Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку.
Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что?
Глагол тоже человек!

Рецензии

Новоиспечённой коллеге-пенсионерке наше троекратное "Ура!" Будет больше времени на творческую работу, в которой Вы - дока (вот какое редкое слово специально для Вас подыскала).
А с 1 сентября - началом нового учебного года - всё равно поздравляю!
С улыбкой - Э.П.

Валентина, а Вы слышали о редакторе Мурманского книжного издательства Александре Борисовиче Тимофееве - А.Б.Т.? Он тоже начинал учителем; 1 сентября у него день рождения (о нём у меня в главе "Двоеточие"). Его памяти я посвятила свою книгу и слово Учитель написала с большой буквы.
Э.П.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Через лингвистическую сказку – к грамотности и творчеству

«Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», - писал К.Д.Ушинский.

Нужно признать, что это так. Используя на уроках занимательные тексты, игры, задания, учитель расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает языковое чутьё и поддерживает интерес к предмету.

На мой взгляд, эмоциональность и занимательность на уроке - составные части успешной работы учителя-словесника. Это достигается с помощью свежих, порой неожиданных учебных ситуаций, не успевших стать для детей привычными, стандартными, скучными.

Прекрасно, если учитель владеет разнообразными приёмами образной подачи учебного материала.

«Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо», -писал Д. Родари в книге «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй» (М.,1978,с.30). Скучно и утомительно механически зубрить правила грамматики, но те же правила можно усвоить намного легче, если они будут раскрываться в процессе игровой ситуации на уроке, например, во вре¬мя прослушивания лингвистической сказки.

За время работы я написала цикл лингвистических сказок для учащихся пятых- шестых классов, применение которых имело прекрасные результаты. В седьмых- восьмых классов использовала их для повторения, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности. Герои этих сказок - части речи, морфемы, знаки препинания - помогают детям усваивать учебный материал, вызывая у них живой интерес к русскому языку.

Результатом применения этих сказок стало не только повышение грамотности учащихся, но и развитие творческой активности: у детей возникло желание самим писать сказки на лингвистическую тему и, в конечном счёте, желание творить. А это, на мой взгляд, ещё более важно.

Кроме того, когда ученик видит пример творческого отношения к делу своих наставников, он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.

Многие ученики стали писать рассказы, стихи, а некоторые из них - печататься на страницах уфимских газет («Вечерняя Уфа », «Истоки» и других).

Познание нового, развитие творческих сил приносит учащимся истинную радость, «учение с увлечением».

Т. Г. Колесникова, учитель русского языка и литературы.

Лингвистические сказки

1.БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

2.СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

(Самостоятельные и служебные части речи)

3.СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

4.Передача «Час пик» - 5 класс- (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)

5 «СЛОВА-ФОКУСНИКИ» (6 класс) (РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»)

8. ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Гласные «Ы – И» после приставок)

1. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

Жили-были в языке гласные звуки и согласные. Жили дружно. Гласные любили петь. Но больше всех любили петь «о» и «е». А согласные звуки посмеивались над певцами, хотя втайне жалели, что самим им петь не дано природой. Стали «о» и «е» обижаться на своих братьев -- согласных. И однажды решили убежать вдвоем, чтобы никто им не мешал попеть вволю.

А в это время существительное «сон» проснулось и, как всегда, по утрам, решило немного размяться, измениться по падежам. Но что такое? В родительном падеже гласный «о» пропал: «сна». Существительное стало склоняться дальше и обнаружило отсутствие «о» и в дательном, и в творительном, и в предложном падежах. А просклонявшись, отправилось к существительному «день» рассказать о своей беде.

Существительное «день» выслушало взволнованное слово и ответило:

А я ругаю свой гласный «е», а оказывается, он не один такой. Значит, они сбежали вместе! Я ведь тоже склонялось без «е».

Ах, они, беглые, -возмущенно воскликнуло слово «сон». - Теперь мы их так и будем называть!

А гласные «о» и «е» до сих пор убегают из слов, оставляя вместо себя нуль звука.

А название «беглые» закрепились за ними постоянно.

2. СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»

Что, хотите новую сказку? Ну так слушайте...

Эта невероятная история произошла в нашей школе, а еще точнее, в нашем кабинете.

Как-то раз, проводив ребят в столовую, я вернулась в класс, села за стол, нужно было проверить две оставшиеся тетради. В классе было тихо, только было слышно, как за окном завывает ветер...

Вдруг рядом, совсем рядом я услышала странные звуки и даже вздрогнула, догадавшись, что звуки исходили из учебника русского языка. Я прислушалась...

Нет, вы только подумайте, - пищал чей-то голос, -- я, всем известное Имя Существительное, должно жить рядом с какой-то мелочью в нашем королевстве Частей речи! Я обозначаю предметы, отвечаю на вопросы «кто?», «что?», могу изменяться по падежам, отношусь к одному из трех склонений. Даже в предложении я могу быть главным членом! Вот какая я замечательная часть речи! А что делают эти бездельники?

Интересно, о ком идет речь? - подумала я, но тут же услышала:

Я полностью согласно с Вами, уважаемое Существительное. Ведь я согласуюсь с Вами во всем: в роде, в числе, в падеже!

Я, Имя Прилагательное, тоже считаю, что эти бездельники - предлоги, союзы, частицы- не имеют права называться частями речи!

О чем идет разговор, уважаемые коллеги? Вы чем-то взволнованы?

Здравствуйте, уважаемый Глагол! Вот мы с Прилагательным считаем, что мы - очень важные части речи. Без нас просто невозможно обойтись. Или взять, к примеру, Вас! Вы обозначаете действие предмета, работаете в поте лица, даже имеете свои особые формы - причастие и деепричастие, а какие-то там букашки, которых не сразу и разглядишь, тоже носят звание частей речи. И как Вы к этому относитесь?

Да... -протянул Глагол, -хорошо, что нас не слышат сейчас эти «букашки», как Вы изволили выразиться. И не вздумайте им сказать об этом, а не то не миновать нам всем большой беды.

Беды? - хором удивленно протянули Существительное и Прилагательное.

Да, беды, -твердо сказал Глагол. Ведь если бы не они, как бы мы построили предложение? Ну, скажем, из таких слов: «ребята», «выбежать», «школа», «спортивная», «площадка», Ведь без предлогов «из» и «на» нам здесь не обойтись! На то они и называются «служебные части речи», и, действительно, они нам служат верой и правдой, пусть даже не являясь членами предложения. А вы неблагодарные, возомнили о себе, некрасиво нос задирать!

Нам стыдно, -совсем тихо раздались голоса. - У нас к Вам есть просьба, Глагол. Не говорите об этом разговоре другим самостоятельным частям речи: Местоимению, Наречию, Числительному. А не то они нас засмеют.

В это время в класс вбежали ребята, стало шумно, и я больше ничего не смогла разобрать.

Вот какая история произошла недавно. Хотите - верьте, хотите - нет.

3. СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(Тема: ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

Ну что это за буквы-спорщики?!- воскликнул Восклицательный знак, король сказочного государства Правописания. - Всегда вы спорите, всегда

приходите ко мне, чтобы я вас рассудил! Ну что у вас там опять?

О! - воскликнула буква «о» ,явно, чтобы понравиться. - Ваше Величество! Рассудите! Что Вы слышите после звука [ш]в слове «шёпот»?!

Слышу я звук [о].

Вы действительно самый мудрый! Вот и я говорю, что писать надо «о», а эта «ё» спорит и не пускает меня в слово! - И буква «о» захныкала...

Подожди-подожди, - торопливо заговорил Восклицательный знак, - но ведь ты спросила меня о том, что я слышу? А это еще совсем ничего не значит. Слышать можно одно, а писать -совсем другое. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим [п] но это еще ничего не значит...

Вы действительно мудрее всех! - обрадовалась буква «ё», в то время как «о» сникла. Эта «о» лезет, куда не нужно. Ведь существуют законы в нашем государстве, в конце-то концов. Не так ли?

А законы необходимо строго выполнять! - Заметил Восклицательный знак. - Я напомню тебе этот закон, слушай:

В корнях слов после шипящих под ударением пишется «ё», а не «о»!

Посмотри на эти слова: «жёлудь», «шёпот», «пчёлы», «шёлк»... Во всех этих словах в корне, заметь, в корне пишется буква «ё». Но ты не огорчайся, буква «о», в других частях слова ты нам еще понадобишься, а сейчас извини!

Но буква «о» была такая упрямая и капризная, что Вопросительный знак, стоявший рядом с главой государства и не переносивший женских слёз, вдруг предложил шёпотом королю:

Ваше Величество! Она от нас не отвяжется, это точно. Давайте ей сделаем хоть одно исключение, пусть она успокоится и идет восвояси!

Такое предложение пришлось королю по душе.

Хорошо! - воскликнул он радостно. -Пусть все сегодня останутся довольны! Я дарю тебе место в данной орфограмме, но только в нескольких словах!

Тут король задумался и после небольшой паузы произнес:

Крыжовник, шорох, шов, капюшон, жор, трещотка, трущоба.

Такова моя воля!

О, спасибо, Ваше Величество, --захлопала в ладоши буква «о», - Вы, как всегда, справедливы!

Вот так и закончилась эта история. Буква «о» прочно осталась в словах-исключениях.

Но осталось загадкой то, почему именно эти слова назвал король.

Разгадать ее можно, путешествуя по другой области русского языка «Этимологии». Но это уже другая сказка...

4 . Телевизионная передача «ЧАС ПИК» (5 класс)

(Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)

Ох уж эти вечера! Придя из школы, так много хочется успеть сделать, а на самом деле удается значительно меньше.

Так было и вчера. Придя домой, я решила выпить чашечку кофе и немного отдохнуть. Включила телевизор. Начиналась очередная передача «Час пик».

«Интересно, у кого сегодня будут брать интервью?» - подумала я и поудобней устроилась в кресле.

Вдруг комната стала наполняться каким-то туманом, но меня это почему-то совсем не удивило. Я с интересом ждала начала передачи.

Сегодня, - начал ведущий, - мы беседуем с одной из самостоятельных частей речи -Именем Существительным. Я надеюсь, что Вы расскажете о себе и о дружной семье Имён Существительных, ответите на вопросы наших телезрителей.

В кресле рядом с ведущим сидело Имя Существительное, маленькое существо, похожее на человечка.

Я Вам благодарно, - сказало оно, - за то, что Вы пригласили меня в студию. Учителя в школах так часто рассказывают детям о нас, Именах Существительных, а сегодня они узнают обо мне с телеэкрана.

Немного о нас. Мы, Имена Существительные, обозначаем предметы и отвечаем на вопросы «кто?», «что?».

Ведущий спросил:

А по каким морфологическим признакам мы можем вас узнать?

Спасибо за хороший вопрос. У нас есть постоянные и непостоянные признаки. Например, категория рода -признак постоянный. Каждый из нас относится к одному из 3-х родов - мужскому, женскому или среднему. Но среди нас есть и существительные общего рода: «плакса», «соня», «умница» и другие.

Это ваш единственный признак? - спросил ведущий.

Конечно, нет! Склонение - это тоже постоянный признак. Дети прекрасно помнят, какие имена существительные относятся к первому, а какие - ко второму и третьему склонению. Но среди нас есть несклоняемые имена существительные и разносклоняемые. Мы можем быть одушевленными, если отвечаем на вопрос «кто?», и неодушевленными, если отвечаем на вопрос «что?», собственными или нарицательными.

А ваше непостоянство? В чем оно выражается?

Вы хотите спросить о наших непостоянных признаках? Эти признаки - число и падеж.

Спасибо. А теперь вопросы наших телезрителей. Пожалуйста, первый звонок.

Здравствуйте! Вас беспокоит Наречие, неизменяемая часть речи. А чем вы занимаетесь, работая в предложении?

Нам приходится выполнять разные роли в предложении. Практически мы можем быть любыми членами предложения, хотя, конечно, чаще подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Еще вопрос! -попросил ведущий.

Здравствуйте! Я - Имя Прилагательное. Скорее, у меня не вопрос, а реплика. Я хочу поблагодарить Имя Существительное. Если в предложении нужно определить мой род, число или падеж, то ищут то существительное, к которому я отношусь, и сразу становится все ясно обо мне. Спасибо!

В это время ведущий улыбнулся и сказал:

Спасибо, Имя Существительное, что Вы пришли к нам в студию. Сегодня был «Час пик» для одной из самостоятельных частей речи -Имени Существительного.

Вдруг я проснулась.

Передо мной стояла остывшая чашечка кофе, а по телевизору уже шла другая передача.

5. СЛОВА-ФОКУСНИКИ (6 класс)

(Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

Вы думаете, что конкурс «Алло, мы ищем таланты!» может проходить только среди нас, людей? Ничего подобного! Сейчас вы услышите историю, подтверждающую эти слова. Вы уже знаете, что в государстве Морфологии живут части речи: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, союзы, предлоги, частицы. Живут и междометия особой группой.

И вот однажды среди частей речи был объявлен конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Все переполошились. Каждая часть речи устроила свое собрание, чтобы решить, кто же будет выступать. Хотите, мы побываем на одном из них?

Кажется, мы попали к именам существительным.

Надо быть оригинальнее! Опять песни, танцы. Это будет у всех. Вот бы фокусы показать...

Ну ты скажешь... Фокусы... Кто же их покажет? И какие могут быть фокусы у нас, имен существительных?

А вот ошибаешься. Я, имя существительное мужского рода «путь», покажу вместе с десятью моими друзьями такой фокус. Внимание! Смотрите! Я приглашаю существительные среднего рода, у которых две последние буквы образуют слог -мя.

Вмиг вышли из зала существительные: 1) бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя.

Сейчас мы будем склоняться!

Тоже мне фокус, - хихикнули существительные 3 склонения. - Всем известны ваши окончания. Вы ведь существительные среднего и мужского рода, значит, в предложном падеже будете иметь окончание -е. Знаем мы ваши фокусы-покусы.

Вы так думаете? - спросило существительное «путь». - Вы в этом уверены? Смотрите!

Все открыли рты.

Вместо ожидаемых окончаний все увидели окончания существительных 3-го склонения -и в родительном, и в дательном, и в предложном падежах!

И, кроме того, как по волшебству, появились у каждого слова (из 10 слов среднего рода) суффикс -ен-

времени,

знамени,

имени,

пламени и т.д.

Значит, вы отказываетесь от нас и не хотите с нами иметь ничего общего? - обиделись существительные 2-го склонения.

Нет, мы можем изменяться, как и вы в творительном падеже, смотрите. И все увидели такие же окончания -ем, -ем, как и у существительных 2 склонения.

Браво!

Молодцы! - кричали все.

Чудеса продолжались. Слова «семя» и «стремя» выбежали вперед, и все увидели, что в родительном падеже множественного числа появился суффикс -ян-:

семян

Браво! - вновь закричали все. На собрании было решено отправить эту группу слов на конкурс.

Жюри по достоинству оценило умение этих имен существительных склоняться по-разному: то как существительные 3 склонения, то 2 склонения и присвоило им титул «Разносклоняемые имена существительные».

Вот такая история.

Запомним имена этих существительных:

    бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя и 11) путь.

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

(Тема: БУКВЫ «О» И «А» В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ -ЛАГ- И -ЛОЖ-)

Жили-были два корня, два родственника -лаг- и -лож-. Дружно чередовались они в словах и любили, когда вспоминали о них, писали слова с этими корнями.

Однажды они оказались на уроке, где речь шла о чередовании корней -лаг- и -лож-.

Ребята, кто не понял новую тему? - спросила учительница.

Это был Вася Колокольчиков, ученик 5 класса «В».

Не надо отчаиваться, - сказала Анна Яковлевна. -Выучи правило, выполни упражнение, а завтра поговорим.

Ладно, - ответил Вася, - я попробую.

Прозвенел звонок, класс опустел.

Да, дела... -сказал корень -лаг-. - Надо помочь человеку!

А как? - удивился корень -лож-.

Пока не знаю. Давай вместе подумаем!

Ну неужели он не видит, что после корня -лаг- стоит суффикс -а-, а после -лож- этого суффикса нет!

Постой! Я, кажется, придумал! - сказал корень -лаг-. -Мы нарисуем ему гуся, запечатаем в конверт и пошлем.

А причем тут гусь? - не понял корень -лож-.

Рядом с гусем мы напишем мой корень -лаг-, а после суффикс -а-. Если подчеркнуть этот суффикс вместе с последней буквой моего корня «г», то получится то, что кричит гусь: «га». А рядом напишем правило в виде стихотворения:

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Лаг- пишите перед -а-!

Ты меня, конечно, извини, - пробормотал корень -лож-, но стихами это назвать трудно.

Ну и что! - не унимался корень -лаг-. Зато Вася запомнит, как мы пишемся!

Сомневаюсь, что запомнит.

Ну и сомневайся, а я сажусь писать письмо. Я не могу допустить, чтобы Вася не понял урок!

Пришлось корню -лож- согласиться. Они нарисовали гуся, а рядом написали:

Вася, посмотри сюда!

Лаг- напишем перед -а-.

Лож- не любит суффикс -а-.

Правильно пиши слова!

На следующий день учительница вызвала Васю к доске. Слова с этими корнями мальчик написал отлично.

Молодец! - похвалила его Анна Яковлевна.

Вася улыбнулся. В кармане его пиджака лежало письмо, полученное вчера.

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Тема: «Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»»)

В некотором царстве-государстве, именуемом Словообразованием, существовал некогда город Приставок. Жили в нем, как вы сами понимаете, приставки. Жили дружно. Частенько ездили в город Суффиксов к своим друзьям. Очень гордились приставки тем, что с их помощью образовывались новые слова. Приедет, например, глагол «говорить» и тут же приобретет себе новых родственников:

переговорить, выговорить, заговорить, уговорить, подговорить, договорить, наговорить....

И все было бы хорошо, если бы не взбунтовались приставки, которые оканчивались на согласные «з» и «с». В этой компании были такие приставки-подружки, как:

раз-, рас-, без-, бес-, вз-, вс-, из-, ис-.

Не хотим помогать, кому попало - сказали они, -уж очень много работы, отдохнуть некогда. Давайте так договоримся: если корень слова будет начинаться со звонкого согласного, то на работу пойдет приставка, оканчивающаяся на «-з». А если корень слова будет начинаться с глухого согласного, то на работу выйдет приставка, оканчивающаяся на «-с».

Не успели ленивые приставки заключить этот договор, как перед ними появилось слово

«будить».

Пожалуйста, помогите, -попросило оно, а то многие проспят сегодня в школу!

Так... -протянула приставка «раз-», - в слове «будить» первый звук [б], он звонкий, значит, мне помогать. Ну-ка, подвинься, - сказала приставка слову, - и вмиг появился глагол «разбудить».

Но приставки, которые не оканчивались на «з» и «с», были против такой постановки вопроса и не изменили своему решению помогать всем.

8 . ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Тема: «Гласные Ы – И после приставок»)

А вот послушайте еще одну историю, приключившуюся уже в известном нам городе Приставок.

Как-то в город на гастроли приехал фокусник -волшебник. Каждая приставка была приглашена на праздник, организованный по случаю приезда волшебника. В зале большого дворца не было свободных мест. Все ждали чего-то необычного. И ожидания не были напрасными, вечер выдался на славу. Хотите, мы с вами побываем там? Итак, смотрите, мы уже в зале. Волшебник приглашает на сцену приставки, которые оканчиваются на согласный. Видите, на сцену выходят приставки: под-, над-, из-, без- и другие.

Волшебник окинул взглядом приставки и спросил:

Прошу вас, уважаемые приставки, внимательно посмотрите друг на друга, все ли вышли?

Нет, не все! -крикнул кто-то из зала. - Не хватает приставки «сверх-».

Ну вот, - огорченно сказал волшебник, - ведь всех вас я сегодня хотел одарить волшебными палочками. А что же теперь?

Но мы не виноваты, что приставка «сверх-» не пришла. Пожалуйста, милый волшебник, научи нас чему-нибудь.

Ну, хорошо,- согласился фокусник, - возьмите эти палочки. А сейчас я приглашаю слова, начинающиеся с буквы «и». Вмиг выбежало множество слов. Среди них были такие, как «идея», итог», «играть», «интересный» и много других, все они начинались с буквы «и».

Итак, -воскликнул волшебник, - приставка «сверх-» еще пожалеет, что не пришла на наш праздник. Волшебные палочки, которые получили приставки сейчас, смогут изменить буквы в словах, к которым вы будете присоединяться для образования новых слов. Смотрите!

К слову «интересный» подошла приставка «без-», держа волшебную палочку. И тут же все увидели, что буква «и» превратилась в букву «ы» --

«безынтересный».

И я тоже хочу попробовать! - сказала приставка «под-». Она коснулась своей палочкой слова «искать», и получилось слово «подыскать».

Тут волшебник сказал:

Я хочу напомнить вам три условия, которые вы должны знать:

Первое: палочка волшебна лишь в руках приставок, оканчивающихся на согласный звук.

Второе: палочка может изменять буквы лишь в словах, которые начинаются с буквы «и».

Третье: за то, что приставка «сверх-», которая тоже оканчивается на согласный звук, не пришла к нам, она лишается возможности изменять буквы!

Наверное, на этом празднике было еще много интересного, но нам пора возвращаться. А мы запомним правило:

После приставок на согласные пишется буква «ы», если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставки «сверх-» пишется буква «и».

Григорьева Ева, ученица 6 "Б" класса МБОУ СОШ "Горки - Х".

Лингвистическая сказка о глаголах «Есть» и «Кушать».

Жили - были два глагола - синонима: Есть и Кушать. Однажды в стране Лингвистике между этими глаголами произошла ссора. Они долго спорили о том, какой из глаголов правильнее употреблять. Их соседи (антонимы) решили помочь им разрешить спор. Они посоветовали сходить к их начальнику – словосочетанию «принимать пищу» и спросить у него, какой из глаголов правильнее употреблять.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лингвистическая сказка о глаголах «Есть» и «Кушать».

Жили - были два глагола - синонима: Есть и Кушать. Однажды в стране Лингвистике между этими глаголами произошла ссора. Они долго спорили о том, какой из глаголов правильнее употреблять. Их соседи (антонимы) решили помочь им разрешить спор. Они посоветовали сходить к их начальнику – словосочетанию «принимать пищу» и спросить у него, какой из глаголов правильнее употреблять.

Есть и Кушать согласились, и на следующий день они вместе отправились в область «Синтаксис».

На их пути, конечно же, встречались и ловушки, и подсказки. Сначала по дороге из деревни они шли через город. Кушать предложил поспрашивать у других глаголов, какой из них правильнее употреблять (так, на всякий случай: вдруг и идти далеко не придется. Этот глагол был ленивее своего товарища, ведь его употребляют в речи гораздо реже).

Первым на пути им встретились глаголы: прыгать, бегать и скакать. Они, конечно же, сказали, что правильнее употреблять глагол-кушать. Но этому было объяснение, их ответ был такой, потому что они были маленькими детьми и всегда сами говорят: «Кушать!»

Кушать сразу же начал утверждать, что он был прав, но неожиданно выскочили глаголы: учить, писать и читать. Они наперебой стали переубеждать приятелей, что употребление глагола «есть», правильнее! Поблагодарив эти 3 глагола, Есть начал хвастаться, что его правильнее употреблять!

Продолжая идти, они увидели расписную избу, украшенную еще и замысловатой резьбой. Подойдя поближе и внимательно рассмотрев эти узоры, друзья поняли, что не просто завитушки и вензеля, а зашифрованные глаголы.

Два часа они искали глаголы «есть» и «кушать» и все - таки их нашли.

Когда закончились поиски, уже стемнело, и глаголы решили постучаться в эту избу. Дверь потихоньку отворилась, и они увидели Бабу Ягу. Глагол кушать так проголодался и начал уговаривать старуху: «БАБУШКА ЯГА, ДАЙТЕ МНЕ ПОЕСТЬ, ПОЖАЛУЙСТА». Есть трясло от голода так, что он начал ныть: «КУШАТЬ, КУШАТЬ ХОЧУУУУ!»

Им было так плохо, что они стали говорить слова, которые и в жизни не хотели произносить. Войдя в избу, рассказали свою историю Бабе Яге. Выслушав их, Баба Яга предложила им остаться у неё, а завтра продолжить путь.

Утром друзья - приятели отправились дальше и все - таки встретили словосочетание «Употреблять пищу», и оно, конечно же, сказало, что им не о чем спорить, потому что каждый из них очень нужен и важен. Тогда наши путешественники решили помириться и забыть все обиды. И все их споры были напрасны и того не стоили.

Однако каждый грамотный человек должен знать, что глаголы – синонимы (и не только глаголы) как раз и отличаются оттенками лексического значения, поэтому и употребление их в речи разное.