Маклай николай. Николай николаевич миклухо-маклай

«Почему я выбрал Новую Гвинею 20 сентября 1871 г. на берег острова Новая Гвинея с борта русского корвета «Витязь» высадился Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888), молодой ученый-зоолог. Матросы выстроили для него дом, перевезли все необходимое. «Витязь» ушел. Это было первое дальнее путешествие ученого, вся последующая жизнь которого прошла в непрестанных экспедициях.

Миклухо-Маклай хотел собрать на Новой Гвинее факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Русский ученый был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображений делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. Миклухо-Маклай рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Жизнь папуасов в освещении Миклухо-Маклая. Маклай, проживший среди папуасов в общей сложности почти четыре года, прежде всего постарался овладеть их языком, знание которого считал единственно надежным средством к познанию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Самыми сложными для изучения оказались слова, выражающие абстрактные понятия, которые нельзя усвоить, указав на них пальцем.

Ученый подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Много лет в европейских учебниках по физической антропологии утверждалось, что у папуасов особые, растущие пучками волосы, отличающие их от представителей других рас. Вскоре выяснилось, что в естественном состоянии волосы у папуасов мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове. Проведя обследование, Маклай написал в своем дневнике: «Волосы [у папуасов] растут не группами или пучками... а совершенно одинаково, как и у нас...»

Исследователь изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически Миклухо-Маклай открыл для науки папуасов Новой Гвинеи, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Из-за тяжелой болезни (тропическая лихорадка) и многолетних, полных лишений путешествий Маклай в конце жизни вынужден был прекратить активные этнографические изыскания. Кроме того, он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

МИКРОНЕЗИЙЦЫ

В расовом отношении микронезийцы образуют особую группу, сформировавшуюся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Микронезийцы - среднего роста, со светло-коричневой кожей, с темными волосами (курчавыми или прямыми). Свыше десятка прожинающих в Микронезии небольших народов говоря!" па различных языках, относящихся к австронезийской семье. Девять местных языков имеют письменность, хотя и недостаточно развиты в литературном отношении. Роль языка межэтнического общения выполняет английский.

Жители островов занимаются рыболовством и земледелием тропического типа. Основная товарная (то есть предназначенная для продажи) культура - кокосовая пальма, из плодов которой производят копру (сушеную мякоть). Так же товарное значение имеет выращивание какао, некоторых овощей и фруктов, черного перца.

Животноводство развито довольно слабо, улов рыбы используется приемущественно для местных нужд.

Поскольку колонизаторы проникали на разные острова Микронезии в разное время, степень сохранности традиционной

культуры в различных районах неодинакова. Подвергнувшись необратимому разрушению

на Марианских островах и острове Палау, она сохранила значительное влияние на остальных архипелагах Микронезии. Это касается как материальной культуры (жилища, одежда, пища), так и духовной (фольклор, песни, танцы). Например, дома зачастую, как и в старину, сооружаются на каменном фундаменте, а для стен и крыш используются помимо дерева пальмовые листья. Мужчины носят набедренные повязки, а женщины - юбочки из травы и листьев. Здесь можно даже встретить старинные деньги, представляющие собой огромные, просверленные посередине каменные диски.

В других частях Микронезии до сих пор встречаются дома своеобразной конструкции, где отсутствуют стены, а двускатная крыша из пальмовых листьев держится на столбах. Эти хижины, так же как и традиционные микронезийские лодки, вплоть до настоящего времени сооружаются без гвоздей.

В то же время, скажем, одежда и утварь жителей острова Палау - европейского типа, а дома кроются оцинкованным железом.

Почти полное разрушение прежнего (до эпохи колонизации) социального порядка на одних островах, сочетается с неприкосновенностью многих элементов старого общественного строя на других. Во втором случае продолжают пользоваться большой властью вожди, с которыми борется за влияние выделившаяся в последние десятилетия прослойка богатых людей. На островах население, как и прежде, делится на. сословия.

Население одних островов полностью христианизировано, в то время как на других сохраняют силу прежние религиозные верования (например, вера в духов), нередко сосуществующие с христианством.

МЕЛАНЕЗИЙЦЫ

Антропологические типы и языки. За пределами Папуасии основную часть коренного населения Мела-

незии составляют меланезийцы. Для меланезийского антропологического типа характерны темная кожа, утолщенные губы, широкий нос, умеренно курчавые полосы, лицо средней ширины.

В Меланезии можно выделить еще один антропологический тип - новокаледонский (население Новой Каледонии), который отличают узковолнистые волосы, развитый третичный волосяной покров (т. е. обильный рост волос, появляющихся после наступления половой зрелости) и довольно высокий рост.

Более трехсот народов, проживающих в Меланезии, в языковом отношении подразделяются на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Подавляющее большинство меланезийцев (свыше 0,7 млн. чел.) говорят на австронезийских языках, относящихся к восточно-австронезийской, пли океанийской, ветви. Народы Меланезии численно невелики. Самый крупный из них- толаи на острове Новая Британия- насчитывает немногим колее 100 тыс. человек.

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Основное занятие меланезийцев - ручное земледелие. Главная культура, которая производится в хозяйствах островитян, кокосовая пальма. Часть урожая кокосовых орехов идет на продажу, остальное - для внутреннего потребления. Культивируют также ямс, таро, бананы, батат, земляной орех (арахис), саговую пальму, табак. В небольших количествах выращивают культуры, завезенные европейцами: какао, сою, рис, имбирь, коричное и гвоздичное деревья. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая по значению отрасль хозяйства - морское рыболовство. На небольших островах это иногда единственное средство существования. Рыболовные снасти разнообразны: сети, верши (сплетенные из прутьев ловушки конической формы), корзины, крючки; рыбу бъют также острогой (вилообразным орудием с несколькими остриями) и стрелами из лука, травят ядом.

Охота из-за скудости животного мира не имеет серьезного значения. Кое-где распространена охота на крокодилов (Соломоновы острова).

Меланезийцы разводят свиней и домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только в хозяйствах плантационного типа.

Развито плетение циновок, корзин, сумок из растительных волокон. Ткачество большинству меланезийцев неизвестно; вместо тканей используется тала (см. ниже). Очень популярны резьба по дереву и строительство лодок, выдолбленных из целого ствола дерева.

Меланезийцы сохранили свое классическое жилище. Меланезийская хижина - прямоугольная в плане, с массивной двускатной крышей, чуть выпуклой и сильно выступающей за линию стен; материалом для нее чаще всего служат листья пальмы, банана или пандануса (древовидного растения). Стены делают из циновок, травы, досок или бамбука. Иногда стен нет совсем.

Одежда меланезийцев - набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди.

Изготавливается она из тапы - длинных и широких полос луба бумажно-шелковичного, фигового или хлебного дерева, отбитых деревянными или каменными колотушками. Куски готовой тапы украшаются орнаментом. Также на одежду идут трава, листья и другие подсобные материалы.

Меланезиец живет прежде всего за счет своего огорода. Свиное мясо и другие мясные продукты употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Готовят

пищу в земляной печи. Огонь прежде добывали трением заостренной палочки о дощечку, а в настоящее время - при помощи покупных спичек.

Общественный строй и религиозные верования. По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Типичная форма общественной организации у меланезийцев - сельская община, внутри которой выделяется несколько больших семей, часто принадлежащих к разным родам. Земля является собственностью всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю.

Род на большинстве островов Меланезии материнский (т. е. счет родства идет по женской линии).

В Меланезии к приходу европейцев сложилось имущественное и социальное неравенство.

Хотя к настоящему времени подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано, их христианизация остается поверхностной, формальной. Наиболее типичным традиционным верованием у народов Меланезии является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

ПАПУАСЫ

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности- от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин - также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей - трансновогвинейской - говорит большинство народов Новой Гвинеи - около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре - к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов - земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт - кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия - каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины - в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» - каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное - дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто - лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром - холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 - 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом - прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10- 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах - удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля - обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах - земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения - браслеты, серьги, носовые вставки - носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена - довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род - группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов - самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).

Родился 17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 года, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния - умер 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года, Санкт-Петербург) - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Миклухо-Маклая). День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Юные годы

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в семье железнодорожного инженера. Семья имела потомственное дворянство, которое заслужил прадед Миклухо-Маклая - уроженец Черниговщины запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова (1788).

Позднее семья переехала в Санкт-Петербург, где с 1858 года Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Учёба не была долгой. В 1864 году, за участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая отчисляют из университета и он, на средства собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. В Германии он продолжает учебу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Йенского университета. В Йенском университете Николай знакомится с известным зоологом Э. Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай совершает путешествие на Канарские острова и в Марокко. После окончания университета в 1868 Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря, а затем, в 1869 году, возвращается в Россию.

Становление учёного

Кругозор молодого исследователя расширился, и он перешел к более общим вопросам естествознания - антропологии, этнографии, географии. В этих областях Миклухо-Маклаю удалось достичь определенных успехов. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой.

Совершает Миклухо-Маклай и очередное крупное путешествие. В 1870 году году на военном корабле «Витязь» он отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах ученый снова проводит несколько месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение заняло более полугода. Недостаток финансовых средств не позволил Миклухо-Маклаю вернуться в Россию, и он был вынужден перебраться в Сидней (Австралия), где поселился у российского консула. Затем Миклухо-Маклай некоторое время живет в Английском клубе, а потом перебирается в дом общественного деятеля, учёного-зоолога и председателя Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклея. Маклей помогает Миклухо-Маклаю реализовать высказанную им на Линневском обществе идею строительства Австралийской зоологической станции. В сентябре 1878 года предложение Миклухо-Маклая было одобрено и в заливе Уотсон-Бэй по проекту сиднейского архитектора Джона Киркпатрика начато строительство станции, которая получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах Миклухо-Маклай совершает экспедицию на острова Меланезии, в частности на остров Новая Каледония, и в очередной раз посещает северо-восточный берег Новой Гвинеи.

В 1882 году учёный возвращается в Россию. В планы Миклухо-Маклая входили строительство морской станции и русского поселения на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая). Миклухо-Маклай предлагал и свою программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. Аудиенция у Александра III не принесла результатов. Планы учёного было отвергнуты, но ему удалось решить вопросы погашения долгов и получить финансовые средства на дальнейшие исследования и издание собственных трудов.

В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В 1884 году он женится на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса. В 1886 году году учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Изношенный организм исследователя слабо сопротивлялся болезням и в вечером 2 апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Вилие в Санкт-Петербурге.

Память об учёном

Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II.

* В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР.

* В 1947 году режиссером В. А. Разумным снят художественный фильм «Миклухо-Маклай».

* В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

* В том же году на территории Университета им. У. Маклея установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов).

Николай Николаевич Миклухо - Маклай родился 17 июля 1846 года. Он появился на свет в селе Языково - Рождественском Новгородской губернии. Будущий знаменитый этнограф и путешественник родился в дворянской семье. Биография Николая Миклухи богата множеством разных событий и интересных фактов.

Отец Николая, Николай Ильич Миклуха, был инженером - железнодорожником. Мать Екатерина Семеновна происходила из дворянского рода Беккеров, отличившихся во время Отечественной войны 1812 года. Из-за работы отца семья была вынуждена постоянно переезжать. В 1855 году все семейство прибыло на постоянное местожительства в Санкт-Петербург. Семья Миклухо-Маклая была среднего достатка, но денег на образование и воспитание детей всего хватало.

После смерти отца мать Николая зарабатывала на жизнь черчением географических карт. Это давало ей возможность приглашать на дом педагогов для двух её сыновей Николая и Сергея. С детства Николай овладел немецким и французским языками. Мать наняла для него учителя рисования, который смог открыть в мальчике художественные способности.

Первые три года после переезда в Санкт-Петербург Николай посещал частную школу, однако после смерти отца платное образование для семьи стало недоступным. Братья были переведены в казенную гимназию. Учеба давалась мальчику с трудом. Николай часто прогуливал занятия. Вскоре он принял участие в студенческой манифестации и оказался в тюрьме.

Учеба в университете

Николай бросил обучение в гимназии после перехода в 6 класс и стал слушать лекции в университете. Его внимание привлекала научная деятельность, поэтому он становиться вольнослушателем на факультете физико-математических наук Петербургского университета. Кроме основных курсов Николай серьезно занимался физиологией. Однако получить диплом о высшем образовании в России ему не удалось Из-за небольшого инцидента юноше было запрещено посещать лекции.

Желание заниматься естественными науками было настолько сильным, что мать, сдавшись на уговоры сына, отправила его на учебу в Германию. Во время жизни за границей Николай меняет три разных университете. Сначала он поступает в Гейдельбергский университет, затем переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета. Последним местом учебы становится Йенский университет, где Николай занимается изучением анатомии животных. Получив диплом, юноша возвращается в Россию.

Научная деятельность Николая Николаевича Миклухо - Маклая

Йенский университет дал Николаю возможность впервые поучаствовать в научной экспедиции. Он был самым любимым студентом и ассистентом Геккеля, поэтому по требованию профессора поехал вместе с ним в Сицилию для изучения животного и растительного мира Средиземноморья. Практический опыт пригодился Николаю во время его путешествия на остров Тенерифе.

Настоящая научная деятельность Николая Николаевича началась после его поездки в Марокко. Он открыл несколько видов микроорганизмов. Однако местное население не понимало интереса ученых, и экспедицию пришлось свернуть. Ученый вернулся в Йену только в 1867 году. Летом этого года Николай опубликовал свою первую научную статью в "Йенском журнале медицины и естествознания".

Ученый предпринял два крупных и длительных путешествия в Новую Гвинею, где изучал жизнь и деятельность местных племен. Изначально местное население относилось к исследователю настороженно, но затем его приняли как хорошего друга. В Новой Гвинее Николай жил с 1870 по 1872 год.

Личная жизнь Николая Николаевича Миклухо - Маклая

Лекции ученого имели успех не только в Европе, но и в России. Он выступал с рассказами об аборигенах Новой Гвинее на встречах с императорской семье. Впоследствии Николай Николаевич провел еще несколько экспедиций в Индонезию, Гонконг, Австралия. Находясь в Австралии, Николай познакомился с будущей женой Маргаритой Робертсон - Кларк. В 1886 году они официально поженились. От этого брака у Николая родилось двое детей.

В 1887 году ученый возвращается в Одессу. Здесь он создает проект научной морской станции, однако император Александр Третий не поддержал его решение. Многочисленные путешествия, исследования ухудшили состояние здоровья Николая. Он получил серьезное заболевание челюсти, которое впоследствии врачи определили как злокачественную опухоль. Скончался Николай Николаевич в 1888 году.

— русский путешественник и ученый. Родился в селе Рождественском Новгородской губернии в семье инженера. В 1863 году поступил в Петербургский университет. В 1864 году за участие в студенческих сходках был уволен из университета без права поступления в высшие учебные заведения России. Учился на философском факультете , затем на медицинском факультете .

В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента Э. Геккеля (лекции которого слушал в университете) в 1866-67 годах посетил и . В 1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет. В 1869 году совершил путешествие на побережье для исследования морской фауны. В том же году вернулся в Россию.

Первые научные исследования Миклухо-Маклая были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время своих путешествий Николай Николаевич проводил также ценные наблюдения в области . Уже в первый период своей работы в качестве естествоиспытателя он живо интересовался культурой и бытом населения тех , которые посещал.

В дальнейшем главное внимание Миклухо-Маклая уделил антропологическим и этнографическим исследованиям. Он склонялся к тому взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова с целью изучения «папуасской расы». При содействии Русского географического общества Миклухо-Маклай получил возможность в конце октября 1870 года выехать на Новую на военном судне «Витязь». Сначала он побывал на северо-востоке берегу Новой Гвинеи, который с тех пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и доверие.

В 1873 посетил и . В 1874 году побывал на юго-западном берегу . В 1874-75 годах дважды путешествовал по полуострову , изучая племена семангов и сакаев. В 1876 году совершил путешествие в Западную и Северную Меланезию. В 1876-77 годах снова провел на Берегу Маклая, оттуда хотел вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в Австралии (Сидней), где в период с 1878 по 1882 год провел большую часть времени. Он основал близ первую в Австралии биологическую станцию. За этот период совершил поездку по Меланезии и посетил южный берег Новой Гвинеи. В 1881 году второй раз был на южном берегу Новой Гвинеи. В 1882 году Миклухо-Маклай выехал в Россию.

В Географическом обществе договорился об издании результатов своих путешествий, прочел ряд публичных докладов. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему золотую медаль. Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая. Еще во второй свой приезд сюда он привез папуасам домашних животных, топоры и прочий инвентарь; в этот раз он на небольшом участке насадил различные культурные растения. В 1884-86 Миклухо-Маклай провел в Сиднее. В 1886 году приехал в Россию. В последние годы жизни готовил к опубликованию свои дневники и научные материалы, но смерть оборвала эту работу. Похоронен Николай Николаевич на Волковом кладбище в Петербурге.

Крупнейшей научной заслугой Миклухо-Маклая является то, что он решительно поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной и на островах Юго-Восточной . Ученый опроверг распространенный в то время взгляд на папуасов как на представителей якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и, в особенности, от европеоидной расы. В частности, он установил существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев, доказав, что в пределах одной расы могут быть групповые различия в головном указателе. Большое значение имеют установленные им факты, характеризующие распространение и вариации антропологических типов , Индонезии (полуостров Малакка). Определив антропологический тип негритосов острова Лусон как один из вариантов меланезийского расового типа, Миклухо-Маклай впервые дал правильное решение проблемы возникновения карликовых форм, указал на связь этих форм со своеобразными условиями развития. Факты, собранные Николая Николаевича, и в настоящее время служат ценным источником при разрешении различных проблем антропологии.

Для этнографии большое значение представляют превосходные описания Миклухо-Маклая хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго- . Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

Засвидетельствованный им факт у папуасов, никогда не знавших скотоводства, опроверг установившиеся в то время представления о том, что земледельческому хозяйству обязательно должно предшествовать скотоводческое. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, Миклухо-Маклай показал, что эти народы, хотя в культурном отношении и отсталые в силу ряда исторических причин, по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам.

Объективные наблюдения Миклухо-Маклая сочетались со страстным разоблачением грабежа и насилий, совершаемых колонизаторами над коренным населением. Жизнь и деятельность путешественника – яркий пример самоотверженного служения прогрессивной науке и неустанной борьбы за права угнетенных народов. Его вторичное пребывание на Берегу Маклая было вызвано не столько научными целями, сколько стремлением защитить папуасов от английских колонизаторов, а вторая поездка на южный берег Новой Гвинеи – стремлением не допустить расправы над местными жителями со стороны английской карательной экспедиции. Призывы Миклухо-Маклая к справедливости и гуманности по отношению к папуасам не могли, разумеется, повлиять на режим колониального бесправия. Обречена на неудачу была также его основанная на идеях утопического социализма попытка организовать русскую «свободную колонию» на побережье Новой Гвинеи.

Дневники путешествий Миклухо-Маклая увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Первое издание вышло под редакцией в 1923 («Путешествия»).

Николай Миклухо-Маклай родился 17 (5) июля 1846 года в семье железнодорожного инженера. Место рождения - село Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии.

Потомственное дворянство для семьи заслужил запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова. В 1858 году семья переехала в Санкт-Петербург, где Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Не окончив гимназию, Миклухо-Маклай стал вольнослушателем на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Учеба продолжалась недолго. Миклухо-Маклай, активный участник студенческих волнений, был отчислен из университета без права поступления в другие. Студенческое землячество поддержало опального товарища. Были собраны деньги, на которые он уехал в Гейдельбергский университет в Германии, где продолжил учебу - на философском факультете. Вскоре он перевелся на медицинский факультет Лейпцигского, а затем Йенского университета. Здесь он познакомился с известным зоологом Э. Геккелем, вместе с которым в качестве ассистента совершил путешествие на Канарские острова и в Марокко. Окончив университет, Николай Николаевич совершил самостоятельное путешествие по побережью Красного моря и 1869 году вернулся на родину.

Здесь Николай Николаевич перешел к активному изучению вопросов естествознания, антропологии, этнографии и географии, и следующей страницей в биографии Миклухо-Маклая становится длительное путешествие, в которое он отправился в 1870 году. На военном корабле «Витязь» он достиг Новой Гвинеи. Здесь, среди аборигенов (папуасов), он провел два года, изучая их быт, обычаи, религиозные обряды. Позже начатые наблюдения он продолжил на Филиппинах, в Индонезии, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах он вернулся на уже изученные берега северо-восточной Новой Гвинеи. Плохое самочувствие и общее истощение вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение продолжалось шесть месяцев. Средств вернуться в Россию не было, и он переехал в Австралию, где одно время жил у российского вице-консула.

Потом он перебрался к общественному деятелю, ученому-зоологу и председателю Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклею. С его помощью было реализовано предложение Миклухо-Маклая - строительство Австралийской зоологической станции, которая в дальнейшем получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах он - участник экспедиции на острова Меланезии и снова возвращается в «родные» места Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай вернулся в Россию. В его планах было строительство русской станции и русского поселения в Новой Гвинее, но никто их не поддержал. Практически безрезультатно закончилась и аудиенция у императора Александра III. Правда, небольшая помощь все-таки была оказана: погашены долги и выделены средства на дальнейшие исследования и издание научных трудов.

В 1883 году Николай Николаевич вернулся в Австралию, где женился на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца.

В 1886 году ученый снова приехал в Россию и предложил императору «Проект развития Берега Маклая» в целях противодействия колонизации острова Германией. Положительного решения по данному проекту так и не было принято.

2 (14) апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Виллие в Санкт-Петербурге. Изношенный организм не смог справиться с обострившимися болезнями.

После смерти Николая Николаевича его жена и дети вернулись в Австралию. В знак высоких заслуг ученого до 1917 года они получали пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III и Николая II.

В 1996 году в ознаменование 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.