Метафора викисловарь. Что такое метафора простыми словами


Жертвами исламистов в Нигерии стали тысячи человек © PÍO UTOMI EKPEI / AFP / Getty Images
5/2/2015

Боко Харам - убийцы детей

Конфликт в Нигерии унёс жизни тысяч мужчин, женщин и детей, многие из них были убиты вооружённой группировкой «Боко Харам». Здесь вы найдёте все необходимые сведения о группировке, принёсшей хаос в самую густонаселённую страну Африки.

Что такое «Боко Харам»?

Полное название организации - «Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад», но она более известна как «Боко Харам» (приблизительный перевод «Западное образование запрещено») и является вооружённой группировкой, выступающей против светских властей страны.

Они ведут бои с Нигерийским правительством с 2009 года, совершая теракты и рейды на города и деревни, захватывая и оккупируя большие города на северо-востоке страны.

Они борются со всем, что на их взгляд является результатом «западного влияния», в том числе с выборами и светским обучением. С 2013 года они провели как минимум 330 рейдов и терактов, из-за которых погибло по меньшей мере 5 400 мирных жителей в Северной Нигерии. Реальное количество жертв, скорее всего, намного больше.

Сколько боевиков воюют на стороне «Боко Харам» и где они базируются?

Точное число боевиков «Боко Харам» неизвестно. Считается, что их как минимум 15 000, но вполне вероятно, что их намного больше.

На январь 2015 года группировка оккупировала и полностью контролировала примерно 15 областей на северо-востоке Нигерии. Кроме того, ещё 15 областей она контролировала частично.

Как они организованы? Кто ими руководит?

Их политический и духовный лидер - Абубакар Шекау. Он возглавляет совет старейшин, который называется «шура», и пришёл к власти, после того как предыдущий лидер Мохаммад Юсуф был убит в тюрьме нигерийскими полицейскими в 2009 году.

Впрочем, не все последователи Юсуфа присоединились к Шекау. «Международная антикризисная группа» предполагает, что «Боко Харам» состоит из трёх или шести фракций, которые иногда сотрудничают друг с другом, а иногда конфликтуют.

Откуда у них деньги?

Существует множество версий по поводу того, откуда «Боко Харам» получает деньги и оружие.

Некоторые утверждают, что группировка связана с нигерийскими политиками и международными джихадистскими группировками, которые обеспечивают её деньгами и оружием.

В то же время считается, что большую часть средств боевики «Боко Харам» получают, мародёрствуя в захваченных городах, грабя банки и получая выкупы за заложников.

Как они действуют?

За последние несколько лет «Боко Харам» практически ежедневно совершает кровопролитные нападения. В 2014 году атаки участились, было совершено как минимум 230 рейдов и терактов, во время которых погибло по меньшей мере 4 000 мирных жителей. В действительности цифры, скорее всего, выше.

Большинство рейдов проводились в штатах Борно и Йобе, но также были нападения в Абудже, штатах Адамава, Кадуна и Кано и в Камеруне. Во время стремительных набегов боевики Боко Харам врываются в населённые пункты на мотоциклах, машинах и грузовиках. Они идут от дома к дому, приказывая жителям собраться вместе. Они или расстреливают всех мужчин, которые могут держать в руках оружие, или просто выбирают тех, кто, как они считают, связаны с правительством или военными. Часто они похищают незамужних женщин и девочек, как они это сделали в апреле 2014, когда похитили 276 школьниц из государственной женской средней школы в населённом пункте Чибок. Абсолютное большинство из них до сих пор считаются без вести пропавшими.

«Боко Харам» также сжигала или серьёзно повреждала здания школ, а также убивала учителей и детей во время целенаправленных нападений на школы на северо-востоке. Многие школы были вынуждены в результате этих нападений закрыться.

В оккупированных городах боевики иногда запирали жителей в домах и требовали, что каждый, кто хочет куда-нибудь поехать, получал у них разрешение. Amnesty International получала сообщения о том, что Боко Харам применяла пытки для того, чтобы заставить людей следовать своим правилам, насильно выдавала замуж за членов группировки женщин и девушек, вербовала и использовала детей-подростков.

Кто их основные жертвы?

Каждый, кто, по мнению «Боко Харам», поддерживает власти, является возможной целью группировки, особенно чиновники, политики и племенные вожди. Общины, сформировавшие отряды ополчения, которые являются проправительственными вооружёнными группами, подвергаются большей опасности стать жертвами нападений «Боко Харам». Боевики Боко Харам нападают и на мусульман, и на христиан, хотя большинство нападений не имеют отношения к религии жертв.

Зачем они это делают? Ими движет религия?

«Боко Харам» начинала как движение, борющееся со светскими властями государства. Со временем они начали нападать на всех, кто как-либо связан с правительством, кого они считают «неверными» вне зависимости от их религии. Они также нападали на мусульманских лидеров, которые не поддерживают группировку.

«Боко Харам» стремится установить свою власть над населением северо-востока Нигерии, якобы вдохновляясь собственным толкованием ислама. В августе 2014 года лидер «Боко Харам» объявил эти территории «халифатом».

Что делает нигерийское правительство, чтобы остановить их?

В мае 2013 года правительство Нигерии объявило чрезвычайное положение в трёх штатах: Борно, Адамава и Йобе. Оно провело несколько военных операций против «Боко Харам». Чрезвычайное положение дважды продлевалось и президент запросил об ещё одном продлении в ноябре 2014 года, которое ещё должна одобрить Национальная ассамблея.

Однако «Боко Харам» не демонстрирует никаких признаков ослабления и, пытаясь её остановить, военные нарушили целый ряд прав человека против подозреваемых в том, что они являются сторонниками «Боко Харам», в том числе пытали и убивали их. Существуют свидетельства того, что подобные нарушения со стороны военных носят систематический и повсеместный характер.

Что делает мир для того, чтобы остановить Боко Харам?

В мае 2014 года Комитет по санкциям в отношении «Аль-Каиды» при Совете безопасности ООН внёс «Боко Харам» в список организаций, находящихся под целевыми финансовыми санкциями и эмбарго на поставки оружия.

Некоторые страны, в том числе Франция, Великобритания и США, пообещали помощь Нигерии после похищения школьниц в Чибоке в апреле 2014 года. Эта помощь включала в себя предоставление разведывательной информации, тренировку нигерийских военных и совместные усилия по созданию региональной антитеррористической стратегии.

В течение ряда лет Чад, Нигер и Нигерия руководили Многонациональными сводными оперативными силами для обеспечения безопасности границ между этими странами и для борьбы с «Боко Харам».

Страны-члены Комиссии бассейна озера Чад и Бенина 7 октября 2014 года приняли решение создать новые Многонациональные сводные оперативные силы (МСОС) для борьбы с «Боко Харам». Пока подробности создания новых МСОС остаются неясными, страны-участники обратились в Африканский Союз и ООН, чтобы получить соответствующие полномочия. Создание МСОС обсуждалось на заседании Совета мира и безопасности Африканского союза 29 января 2015 года.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch распространила новый доклад о преступлениях , совершаемых в Нигерии боевиками радикальной исламистской группировки "Боко Харам". Этот документ появился одновременно с сообщениями о новых нападениях, в результате которых погибли и были похищены десятки человек, несмотря на заключенное несколько дней назад перемирие между "Боко Харам" и нигерийским правительством. В плену у боевиков остаются сотни заложников, в основном девочки и молодые женщины, которых подвергают ужасающему насилию.

Начиная с 2009 года в Нигерии в результате действий "Боко Харам" погибли, по разным данным, до 10 тысяч человек. На севере и северо-востоке страны отряды исламистов в последние дни атаковали несколько населенных пунктов, где живет в основном христианское население. Очевидцы говорят, что боевики действуют всегда одним и тем же образом: убивают сопротивляющихся мужчин и похищают женщин. Например, жители города Вагга рассказали, что исламисты заглядывали в каждый дом, и везде, где они находили девочек и женщин, оставляли деньги, примерно 9-10 долларов в пересчете на американскую валюту, и орехи кола , как положенный по законам шариата, в их трактовке, выкуп. Особую ненависть бандитов вызывают именно христиане, составляющие до 90 процентов всех их жертв, а также все женщины, осмеливающиеся получать хотя бы минимальное образование.

Деревня на севере Нигерии после налета боевиков "Боко Харам"

17 октября правительство Нигерии объявило о перемирии, заключенном с "Боко Харам", и о готовности экстремистов отпустить 219 школьниц, остающихся у них в плену после нашумевшего массового похищения в деревне Чибок в минувшем апреле. Этот шаг, безусловно, связан с намерениями президента Нигерии Гудлака Джонатана баллотироваться на новый срок. Впрочем, способность властей и армии справляться с исламистами какими бы то ни было методами, военными или дипломатическими, вызывает огромные сомнения и у нигерийцев, и во всем мире. Вот что сообщил представитель президента Джонатана Майк Омери :

– Мы подтверждаем, что между правительством Нигерии и представителями "Боко Харам" состоялись множественные контакты. Эти встречи имеют ключевое значение – с учетом нестабильности на севере и северо-востоке страны и срочной необходимости спасти всех, кто оказался у террористов в плену, в первую очередь учениц государственной школы для девочек в Чибок. На встречах боевики продемонстрировали свое желание к достижению мира и готовность прийти к соглашению по многим важным вопросам. Кроме того, они заверили нас в том, что все школьницы и другие люди, оказавшиеся у них в плену, живы и здоровы. Террористы также объявили о начале перемирия, в качестве жеста доброй воли. С учетом ситуации, правительство страны также заявляет, в свою очередь, что будет это перемирие соблюдать.

Однако новые нападения, свидетельства женщин, которым удалось бежать от боевиков, и данные Human Rights Watch доказывают, что ни о каком намерении добиться мира дипломатическими методами и доброй воле исламистов говорить не приходится. Правозащитники смогли опросить примерно 30 бывших пленниц, переживших похищение в период с апреля 2013-го по апрель 2014 года, в возрасте от 10 до 65 лет, а также 16 свидетелей этих преступлений, и их рассказы легли в основу доклада под названием "Эти ужасные недели в их лагере. Насилие "Боко Харам" в отношении женщин и девочек на северо-востоке Нигерии".

Все похищенные содержались в восьми разных полевых лагерях "Боко Харам". Боевики группировки используют пленниц как сексуальных рабынь и прислугу для самой грязной работы, угрозами смерти и пыток заставляют их принимать ислам и участвовать в боевых действиях – носить грузы и боеприпасы и даже заманивать в засады солдат и просто обыкновенных мужчин-крестьян. Многочисленные свидетельства женщин об изощренных пытках и изнасилованиях невозможно читать спокойно, хотя, в принципе, все они похожи одно на другое:

– Меня зовут Санату. Когда они пришли в нашу деревню, мы были одни, только женщины, мужчины ушли работать. Они приближались с двух сторон, двумя группами, на грузовиках и джипах. Некоторые девушки увидели их заранее и попытались предупредить остальных. Но сделать мы все равно ничего не сумели, и бежать было некуда. Мы спрятались, кто где, но они быстро нашли почти всех. Я с подругой смогла залезть в туалет магазина. Когда боевики вошли внутрь, мы попытались вылезти в окошко, но они нас услышали. Меня и подругу сильно избили, связали и положили в кузов, как скотину.

Он говорил, что зарежет меня, и держал нож у моего горла. Потом он насиловал меня каждую ночь и бил. Мне было очень больно, я все время была вся в крови

Когда нас привезли в их лагерь, от меня потребовали принять мусульманство. Они били нас, душили, издевались и угрожали убить. Я думала, что это вот-вот и случится… На нас одели одинаковые хиджабы зеленого цвета, дали новые мусульманские имена и заставили учить арабский язык. Мне пришлось подчиниться, после чего меня насильно выдали замуж за одного из боевиков, сильно старше меня. Я говорила, что не хочу, но никто не слушал. Я пыталась прятаться от того, кого назвали моим мужем, но он все равно принудил меня к сексу. Он говорил, что зарежет меня, и держал нож у моего горла. Потом он насиловал меня каждую ночь и бил. Мне было очень больно, я все время была вся в крови. Наконец я забеременела, и меня вдруг отпустили, с условием, что я вернусь в свою деревню и буду проповедовать ислам. Мне каждую ночь снятся страшные сны, я непрерывно рыдаю и не знаю, что делать дальше.

Еще одна 15-летняя свидетельница, например, говорит, что, когда она сказала командиру отряда боевиков, что она и ее подруги слишком молоды для замужества, тот указал на свою собственную пятилетнюю дочь и ответил: "Если даже она вышла замуж год назад и лишь ждет наступления зрелости, чтобы стать полноценной женой, как ты можешь заявлять, что еще слишком молода?"

Похищенные школьницы. Кадр из видеозаписи, распространенной "Боко Харам"

В докладе Human Rights Watch подчеркивается также, что жертвы этих похищений, пыток и изнасилований, даже вернувшись из плена в родные деревни, продолжают испытывать мучения и подвергаются сильнейшему остракизму. На консервативном севере Нигерии, вне зависимости от вероисповедания соплеменников, женщина, пережившая сексуальное насилие, в любом случае считается отверженной преступницей, и потому боится рассказывать о случившемся.

Официальное название этой радикальной исламистской группировки, базирующейся в столице беднейшего северо-восточного нигерийского штата Борно городе Майдугури – "Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад", что переводится с арабского языка как "Люди, преданные распространению учений Пророка и джихаду". Однако во всем мире она широко известна под именем "Боко Харам", данном местными жителями, что на языке хауса означает "Западное образование – грех". Ислам, по мнению боевиков-фундаменталистов, делает для мусульман участие в любой общественной, политической или образовательной деятельности, так или иначе связанной с Западом, "харам", то есть "запретным". В том числе запрещено голосовать на выборах, получать светское образование и носить одежду западного образца.

Боевики "Боко Харам"

"Боко Харам" в 2002 году основал в Майдугури исламский проповедник Мохаммед Юсуф. Изначально Юсуф выражал интерес к образованию и построил мечеть и медресе, в которой бедные мусульманские семьи могли обучать своих детей. Свержение правительства насильственным путем не было его задачей, хотя он призывал к неповиновению властям и обвинял во всех проблемах своей страны западные ценности, якобы навязанные Нигерии бывшими британскими колонизаторами. Ситуация обострилась в 2009 году, когда члены группировки отказались подчиниться закону об обязательном пользовании шлемом при езде на мотоцикле. Это привело к жестоким столкновениям между сторонниками "Боко Харам" и полицией, в которых погибли более 800 человек, в их числе – сотни сторонников "Боко Харам". Полиция захватила штаб группировки, а Юсуф был посажен в тюрьму, где он и погиб.

Затем руководство радикальными нигерийскими исламистами взял на себя заместитель покойного Юсуфа Абубакар Шекау. "Боко Харам" ушла в подполье и распалась на несколько группировок, распространившихся, в том числе, и на соседние государства, Нигер и Камерун. Одним из самых отчаянных нападений "Боко Харам" была атака на штаб-квартиру ООН в Абудже, столице Нигерии, в 2011 году. Ее жертвами стали более 20 человек. Сегодня "Боко Харам" совершает нападения на силы безопасности, на своих сограждан-христиан, на мусульманских лидеров, обвиняемых в сотрудничестве с правительством, и, конечно, на всех иностранцев, в первую очередь белых, говорит Сола Тайо , эксперт :

– Начиная с 2009 года группировка изменила свою деятельность. Они стали прибегать ко все более отчаянному насилию. Они становятся все более дерзкими, их оружие – все более современным, а их деятельность – все более вопиющей.

По мнению экспертов США и ООН, считающих "Боко Харам" террористической организацией, группировка может быть связана с "Аль-Каидой" – через действующую на северо-западе Африки "Аль-Каиду в странах исламского Магриба" и экстремистскую группировку "Аль-Шабаб" в Сомали , продолжает Сола Тайо:

– У них существуют связи, и они обмениваются информацией. Однако, является ли "Боко Харам" активной частью "Аль-Каиды" – вопрос спорный, так как в настоящее время война с ней не выходит за границы определенного региона Нигерии.

Согласно отчету Конгресса США за еще 2011 год, группировка "Боко Харам" и ее связи начинают представлять собой прямую угрозу Соединенным Штатам". При этом сами руководители "Боко Харам" связи с любыми иностранными террористическими группировками отрицают.

Некоторое время назад боевики "Боко Харам" похитили на севере Камеруна нескольких французских туристов, членов одной семьи, судьба которых до сих пор неизвестна.

2014 год выдался на редкость богатым на события. Присоединение Крыма, начало боевых действий на востоке Украины, вооружённый переворот в Таиланде, операция «несокрушимая скала» в Секторе Газа, стремительное наступление ИГИЛ* в Сирии и Ираке. На этом фоне, массовое похищение нигерийских школьниц в апреле 2014 малоизвестной группировкой «Боко Харам»* несколько потонуло в потоках информационного шума.Между тем, группа представляет собой один из пылающих очагов экстремизма на черном континенте и глобальную угрозу для всей западной Африки.

В качестве предыстории, стоит немного рассказать об исламе в Африке. Первые мусульмане пересекли территории современных Джибути, Сомали и Эритреи, чтобы найти убежище в современной Эфиопии еще в начале 7 века. Большинство мусульман в Африке – сунниты, однако африканский ислам не статичен и постоянно изменяется под влиянием социальных, экономических, и политических условий. Часто он приспосабливается к африканским культурным контекстам и взглядам, и образует различные новые формы.

Непосредственно распространение ислама в западной Африке связывают с так называемым Джихадом Фулани (или Фула). Своё начало Фула берут в долине реки Сенегал, где они основали свои королевства. Примерно до начала IX века они продолжали свою миграцию в регионы Бунду, Бамбук, Диомбоко, Каарта и Багана. А примерно в XI веке нашей эры в их среде укоренился ислам.

С 1750 по 1900 годы они участвовали в большом количестве священных войн (джихад) под знаменами ислама. В первой половине XIX века фула покорили две важных империи. Одна базировалась в Масине, контролируемая Тимбукту, другая — Сокото, включала города-государства хауса (хаусаленд, север Нигерии, юг Нигера), часть Борно и Западный Камерун.

В результате был создан Халифат Сокото - исламское государство с законами шариата, халифом и эмирами. В начале XX века Сокото было включено в состав британского Протектората Нигерия, однако региональная элита сохранила свою власть. В настоящее время султаны Сокото сохранили свою власть как духовные главы мусульман Нигерии.

Долгое время дремавший, ислам в Нигерии стал набирать силу со конца XX века. Перепись населения 1963 года показала, что 26 процентов нигерийцев являются мусульманами, 62 процента христианами и 14 процентов исповедовали традиционные верования. Однако уже с 1990 года ислам стал пронизывать повседневную жизнь нигерийцев. Публичные заседания начинались и заканчивались мусульманской молитвой, и большинство населения знали, по крайней мере несколько арабских молитв и пять столпов религии. В 2009 году число мусульман превысило число христиан.

Большое количество мусульман проживают в Северной Африке, Африканском Роге, на побережье суахили и в большой части Западной Африки. А также меньшее количество, но все же значительное количество иммигрантов проживают и в Южной Африке.

В условиях общей исламизации региона неудивительна тенденция к росту количества радикальных исламских групп. Одной из них и стала Боко харам», основанная Мохаммедом Юсуфом примерно в 2002 году в городе Майдугури.

Официальное название группировки - «Jama’atu Ahlis Sunna Lidda’awati wal-Jihad» (в переводе с арабского - Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада). Название «Боко харам» (хауса Boko haram) она получила от жителей города Майдугури, в котором Юсуф построил религиозный комплекс, который включал мечеть и школу. «Боко харам» переводится как «западное образование запрещено» или «западное образование греховно». Хотя заявленной целью постройки было обучение детей религии, комплекс использовался для рекрутирования сторонников.

Главной целью организации является введение шариата на всей территории Нигерии и искоренение западного образа жизни. По мнению членов группировки, любая общественная и политическая деятельность, связанная с западными ценностями, должна быть запрещена, в том числе: голосование на выборах, ношение рубашек и брюк, светское образование. Правительство Нигерии, с точки зрения «Боко харам», «испорчено» западными идеями и состоит из «неверующих», даже если президент формально является мусульманином, поэтому оно должно быть свергнуто, а страна должна управляться на основе законов шариата, более строгих, чем действуют в северных штатах Нигерии.

В 2009 была предпринята попытка мятежа, целью которого было создание исламского государства в северной части Нигерии, управляемого на основе законов шариата. Однако он был подавлена, база в Майдугури была взята штурмом, а Мохаммед Юсуф был арестован полицией и позже погиб при не вполне ясных обстоятельствах.

14 апреля 2014 года - группировка похитила более 270 школьниц из лицея в населенном пункте Чибок (штат Борно). Нападение на учебное заведение лидер организации, Абубакар Шекау, объяснил тем, что «девочки должны покинуть школу и выйти замуж. 21 августа бойцы группировки захватили город Буни Яди (Йобе). Тогда же группировка заявила о создании халифата на подконтрольной ей территории.

К началу 2015 года, Боко Харам захватили территорию на северо-востоке размером с Бельгию. Однако, в течение последующих месяцев в результате военной операции нигерийских сил, поддерживаемых иностранными наемниками и войсками из соседних стран террористам был нанесен серьезный урон.

Основную массу боевиков «Боко харам» составляют представители народности канури; несмотря на частые вылазки за пределы этнической территории канури, попытки закрепиться в них не увенчались успехом. В связи с малопонятностью языка канури для большей части нигерийцев, в движении широко используются языки хауса и фульбе.

На данный момент группа действует кроме Нигерии на части территории Камеруна, Нигера и Чада. Характерной чертой присущей этой организации является непомерная жестокость и кровожадность, в результате действий Боко Харам, по примерным подсчетам, погибло около 20 000 человек и еще около 2.3 млн. человек было вынуждено покинуть свои дома. Оценки численности группировки значительно разнятся. Большинство источников оценивают ее в пределах 7-10 тыс. человек, но есть и более радикальные оценки: вплоть до 15 тыс.

Источники финансирования, в общем довольно классические: похищения, торговля людьми, трафик наркотиков. Кроме того, считается, что группа получает финансирования от ряда коррумпированных элит, использующих ее возможности в своих целях.

Традиционно считалось, что «Боко Харам» имеет тесные связи с Аль-Каидой* в Магрибе и Аш-Шабаб*, но в марте 2015 они присягнули на верность Исламскому государству* сменив название на «Западноафриканскую провинцию „Исламского государства“ » (Islamic State’s West Africa Province, ISWAP).

Сложность в борьбе с этой группировкой представляют целый ряд факторов. Наряду с классическим для Африки проблемами в построении государства, преодоления этнической разобщенности, тотальной бедности и необразованности населения, добавляются еще и общемировые тенденции роста популярности радикального ислама. Все это накладывается на плачевную для Нигерии картину падения цен на нефть, которая практически нивелирует способности коррумпированного и ослабленного государственного механизма к активному, организованному сопротивлению.

Хотя, надо сказать, среди аналитиков уже долгое время тлеет дискуссия, почему многочисленная армия Нигерии оказалась настолько слаба, особенно, вспоминая тот контраст, когда ее солдаты сыграли важную роль в ответных ударах на территории Западной Африки в гражданских войнах в Сьерра-Леоне и Либерии.

Считается, что боевикам Боко Харам противостоит примерно 35 тыс. группировка войск 4 государств (Нигерии, Нигера, Чада и Камеруна). Но несмотря на значительное численное преимущество этих сил явно недостаточно. Также, в марте 2015 г. Африканский союз поддержал создание регионального объединения для борьбы с «Боко Харам» численностью более восьми тысяч человек.

By 햄방이 — Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39805121

В борьбе против Боко Харам ограниченно участвуют и США. Небольшой контингент войск размещен в Камеруне, а несколько десятков «зеленых беретов» (силы специальных операций Армии США) направлены в Чад и Нигерию для подготовки вооруженных сил этих стран. Примерно на таком же уровне помощь оказывает и Великобритания.

Касательно глобальной опасности «Боко Харам» для всего континента (в контексте общей исламизации Африки) единого мнение не существует. С одной стороны географически изолированная и слаборазвитая группа из Африки к югу от Сахары,вряд ли может непосредственно угрожать странам за пределами своего региона.

С другой — континент просто испещрен очагами нестабильности и гниющими язвами исламского терроризма и если попытаться просто законсервировать ситуацию, в один момент может оказаться слишком поздно. Пессимизма добавляет и отсутствие сильных игроков на этом поле. По иронии судьбы, когда-то самые развитые и мощные государства континента, сами и являются источниками наибольшей опасности. Раздираемая на части Ливия — эпицентр нестабильности Магриба, Египет — погряз в борьбе с Братьями мусульманами и боевиками на синайском полуострове, Нигерия — оказалась не в состоянии справиться с собственными демонами, а ЮАР — уже давно не тот мощный «Африканский лев» который поражал мир экономическим ростом.

*Организации признаны террористическими и запрещены в России

Про зарождения Терроризма в Афганистане

Про формирование истоков ИГИЛ в Ираке

Метафора: определение из Википедии

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά - «перенос», «переносное значение») - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»
Категория или контекст,
Объект внутри конкретной категории,
Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии - смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об её «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»). В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

Метафора: определение из словаря Ожегова

МЕТ’АФОРА, -ы, ж.
1. Вид тропа скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств (спец.). Символическая, романтическая м. М. в кино, в живописи. Развёрнутая м.
2. В лингвистике: переносное употребление слова, образование такого значения.
прил. метафорический, -ая, -ое. М. образ птицы-тройки в «Мёртвых душах». Метафорическое мышление.

Метафора: определение из словаря Даля

МЕТАФОРА ж. греч. иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой; напр. Острый язычек. У каменного попа не выпросишь и железной просвиры. -рический, к метафоре относящийся, иносказательный.

Метафора: определение из словаря Ефремовой

ж.
Оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном
значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или
сходства (в литературоведении).

Метафора: определение из словаря Ушакова

метафоры, ж. (греч. metaphora) (лит.). Троп, оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, напр. (из Пушкина): говор волн; змеи сердечной угрызенья. Блестящие метафоры. Неудачная метафора.

На текущей странице дано определение слова метафора простым языком. Надеемся, что после прочтения этого объяснения простыми словами, у вас больше не осталось вопросов, что такое метафора.

(греч. , «перемещение», «вращение»). Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства, как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы-преувеличения, от синекдохи-иносказания и от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного на другое. Развернутая метафора породила множество жанров. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В. Для того, чтобы понять смысл метафоры, человек должен активизировать своё правое полушарие, а это значит, что бессознательное уловит нужный смысл.

3 . В лексикологии - смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Метафора в искусстве часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит ее. Например, Нос майора Ковалева в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы диктатуры соцреализма метафора, фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 70-х годах появилась группа поэтов, начертавших на своем знамени «Метафора в квадрате» или метаметафора (термин Константина Кедрова).

В 1984 г. вслед за стихами в печать прорвался и этот термин, и поныне вызывающий ожесточенные споры. Метаметафора напрямую связана с геометрией Римана и Лобачевского и с космологией и физикой 20-го века, которая сама вся насквозь метаметафорична[Источник ].

Метаметафора - это обратная перспектива в слове. Например: «Я сидел на горе, нарисованной там, где гора» (А. Еременко). Или: «Пчела внутри себя перелетела» (И. Жданов). Эти образы, возникшие в середине 70-х положили начало новой литературы и новой поэзии.
Виды метафоры
Со времен античности существуют описания некоторых традиционных видов метафоры: резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко отстоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания .
стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула .
метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения .
развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

См. также
Аналогия

Библиография
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001