Мы увидим, как уезжает последний трамвай. Виктор Суворов: Мы еще увидим, как рухнет Россия

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Министерство просвещения подготовило законопроект, запрещающий отдавать сирот в семьи, где уже есть трое и больше детей или меньше 18 кв метров жилья на человека.

Наверное, это должно было волновать только приемных родителей. Нам, тем, у кого в семьях пока только кровные дети, нечего бояться! Нас никто не трогает и, наверное, не посмеет тронуть, потому что нет ничего страшнее разъяренной матери, защищающий своих детей ни в дикой природе, ни среди людей. Но мне все-таки страшно.

Мы с младшим сыном однажды попали в больницу с сотрясением мозга. Он еще нетвердо ходил и неудачно упал, играя с сестрой.

Наш сосед по палате, ровесник моей старшей дочери лежал там уже давно, и за ним ухаживала мама. Мальчик не мог самостоятельно ходить после травмы, можно себе представить, как тяжело четырехлетнему ребенку месяцами лежать в четырех стенах. Но он совершенно не унывал, ведь мама была с ним каждую минуту, каждый день приносила новые игрушки и даже готовила к школе. У них был четкий режим игр, отдыха и занятий.

Глядя на них, я думала, что малыш, конечно, быстро восстановится при такой заботе. Только странно, что на маму он совсем не похож… Когда мы выписывались, и я пожелала им с сыном скорейшего выздоровления, мама, пользуясь тем, что мальчик заснул призналась мне, что она – не мама, а больничная сиделка. Мама мальчика погибла в страшной аварии.

Она вытерла рукавом слезы: «уже не знаю, как расстанусь с ним, он мне стал как родной, я даже сама забываю, что это – не мой сын». За несколько месяцев они стали друг другу родными.

На детской площадке мы часто встречаем многодетную семью, где среди трех абсолютно пепельных блондинов-одуванов бегает двухлетний мальчик-мулат. Мама смеется «ну, ему, конечно, придется сказать правду о том, как он у нас появился».

Я однажды видела, как он упал с качелей и как к нему бежал папа. Глаза пап в таких ситуациях особенно полны ужаса. Как он прижал его и качал, дул ему на ранку и на руках понес домой. Мы разговорились, потому что этому мальчику, как и моей дочке, поставили «аутические черты». В два года он не говорил ни слова, но бежал, раскинув руки навстречу маме, которая звала его: «Где моя маленькая ягодка?» Я не знаю, сколько квадратных метров дома у этих людей, но детей у них уже четверо.

Приемные родители рассказали сотни историй о том, насколько приемным детям лучше с ними, чем в системе. Но по привычке отдавать другим больше, чем брать себе, мало кто упомянул главное – им тоже лучше с приемными детьми, чем без них. Я могу перечислить много случаев, когда приемные матери прикипали к детям, которые не были «кровными», как навещали их, боролись, ждали, готовились.

Душераздирающие ролики о том, как иностранные родители плакали о «своих» детях, оставшихся в детских домах после «Законы Димы Яковлева» помнят многие. Возможно, скоро мы увидим их и от тех, кто нам «ближе», потому что мы живем в одной стране.

Мы гуляем на одних площадках, вместе лечим и учим наших детей. Возможно, вы об этом не знаете, но среди ваших знакомых точно есть приемные родители. А не догадались вы об этом как раз, потому что многие из них уже и сами не помнят, что они не «кровные». Многие забыли об этом еще на стадии «гостевого режима».

Поэтому такие родители сейчас в панике, если у них уже есть трое детей. Они готовились принять в семью еще одного, а этой возможности может и не быть. Ужасно.

Я тоже в ужасе, потому что я – тоже мама. Даже в страшном сне я не могу себе представить, что у меня отнимут ребенка, которого я ждала. Не дадут забрать его, того, кому я обустраивала комнатку, для которого с такой любовью выбирала «приданое», о котором мечтала – как мы будем вместе гулять, как он будет играть в футбол с папой и читать волшебные сказки о феях и пиратах со мной. Как он вырастет моим защитником, подарит мне шейный платочек на «день матери»… Я ждала своих детей во время беременности, приемные родители ждут своих детей, пока готовятся их документы.

Девочка Устинья все еще , кстати, именно поэтому – не все кандидаты смогли собрать документы. А если в их семье больше троих детей или меньше 18 кв м, уже и не соберут… Эта девочка даже мне, тому, кто стал случайным свидетелем ее трудной маленькой жизни, не дает покоя. Что говорить о том, кто уже пытался примерить на себя роль ее родителя?

Поэтому я хочу, чтобы нас услышали. Это – боль не только приемных родителей, этот боль всех родителей. Всех мам и всех пап. Всех, кто знает, что такое – ждать ребенка. Неважно, откуда он появился, «кровный» он по рождению или стал кровным, потому что в него вложили всю душу.

Не надо разлучать родителей и детей. Мы все знаем, что такое ждать, лечить, любить и кормить. И я не хочу, чтобы семья, которая готовилась к появлению малыша (пусть ему пять, десять или тринадцать лет), ждала напрасно и испытывала боль потери, потому что недостаточно метров или, потому что ее любви, якобы, не хватит больше, чем на трех детей. Хватит. У некоторых – большое сердце.


Трамваи, эти звенящие и дребезжащие символы больших и малых российских городов, . Архангельскую трамвайную сеть в прошлом году окончательно закрыли, на очереди – Воронеж и несколько небольших городов, в которых оставались трамвайные системы. Практически незаметен трамвай в Ярославле. В Москве, Питере и Нижнем Новгороде реконструкции крупных проспектов и постройка кольцевых магистралей то и дело оборачиваются снятием трамвайных путей и устройством на их месте широкополосных автобанов. Часто такую "вивисекцию" проводят, невзирая на – до того не терпится региональным властям увидеть залитую асфальтом поверхность там, где до этого лежали колеи трамвайных рельсов.

В чем же причина столь предвзятого отношения "ответственных товарищей" к старому доброму виду общественного транспорта? Прежде всего, в том, что трамвай в нашей стране уже давно считается устаревшим видом транспорта. Традиция эта идет еще с 1930-х годов, когда в Москве и других крупных городах СССР начали снимать трамвайные линии с главных улиц. В Москве трамвай был снят с улицы Горького (Тверской), в Киеве – с Крещатика; этим фактом наша пресса даже гордилась. Илья Ильф и Евгений Петров в своей "Одноэтажной Америке" писали: "Тут (в Нью-Йорке ) есть все виды транспорта - и несколько старомодные двухэтажные автобусы, и трамваи. Вероятно, в Киеве, уничтожившем трамвайное движение на главной улице, очень удивились бы, узнав, что трамвай ходит даже по Бродвею – самой оживленной улице в мире".

Несколько позже, в путеводителе по Москве 1950-х годов (уже были сняты рельсы с очень многих важных магистралей, но развитие сети по окраинам еще продолжалось) читаем: "В условиях большого города, на проспектах, где оживленное движение автомобилей и автобусов, трамвай порой является уже помехой. Поэтому в ближайшие годы удельный вес его будет сокращаться". Именно эта аргументация действует при снятии трамвайных линий и сейчас, спустя полвека.

За это время в западных странах миновали эпидемии снятия трамваев (в 1960-1970-х годах), а трамвайные технологии на базе оставшихся сетей шагнули далеко вперед. Современный европейский и американский трамвайный поезд – это бесшумная низкопольная "змея" аэродинамического дизайна, передвигающаяся по идеально отшлифованным рельсам. На обособленных участках пути трамвай движется со скоростью 40-50 км/ч, а в центральных частях городов – 25-45 км/ч, при этом вожатый может управлять светофорами на своем пути, обеспечивая своему трамваю "зеленую улицу" в ущерб легковым автомобилям. В результате город с развитой трамвайной сетью меньше страдает от автомобильных пробок и выхлопных газов – ведь многие автовладельцы, учитывая удобство современных трамваев и бесперебойность их графика, добираются до работы не на машине, а на общественном транспорте.

Увидев столь очевидные преимущества трамвая, власти многих европейских городов восстанавливают или вновь строят у себя трамвайные системы. Новый трамвайный бум поразил, в том числе, Лондон и Париж, которые одними из первых уничтожили в свое время этот "рельсовый анахронизм". А ведь в свое время лондонцы точно так же, как и киевляне, гордились снятием трамвая – даже в учебниках по английскому языку можно было прочитать: "Лондонцы не ездят на трамваях". Новая трамвайная сеть открывается в этом году и в аргентинской столице Буэнос-Айресе, где трамвайная сеть была закрыта в 1963 г., а до нашего времени дожил лишь кольцевой музейный маршрут.

В России вполне возможен скачок трамвайных технологий, подобный западному: известные москвичам "резиновые переезды" делают трамвайные линии безопасными для автотранспорта, а промышленность уже осваивает новые, вполне современные типы вагонов. Так, трамваи двух основных отечественных производителей – питерский вагон ЛМ-99 и усть-катавский КТМ-19 – уже могут передвигаться достаточно тихо, а комфорт для пассажиров в них не ниже, чем в новых отечественных автобусах. Перспективные трамвайные поезда ЛМ-2005 и КТМ-30, которые поступят в опытную эксплуатацию в начале следующего года, и вовсе станут почти вровень с западными вагонами. "Почти" – потому что разрыв в технологическом уровне, конечно, так просто не ликвидировать, да и небогатые бюджеты российских трамвайных хозяйств диктуют недорогие решения. Но низкий пол, хороший обогрев и кондиционирование, вместимость, скорость, плавный и тихий ход пассажирам гарантированы. Может быть, здесь и стоит поискать решение , порожденной массовой автомобилизацией?

Чтобы современные трамваи стали украшением городов и спасением мегаполисов от пробок, нужно решить две основных проблемы. Первая из них кроется в отвратительном состоянии трамвайной инфраструктуры, без которой даже именитые Siemens или Bombardier не сделают трамвай современным. Рельсы во многих городах десятилетиями не ремонтируются, а допуски по их укладке во много раз мягче, чем в метрополитенах и на железнодорожных магистралях. В результате – трамваи гремят и трясутся, у жителей появляется аллергия на этот вид транспорта, а у "отцов города" – лишний аргумент в пользу снятия линии. Причина же проста: нехватка денег в трамвайных хозяйствах. Причем ограниченность бюджета ощущается даже в Москве, где на нужды службы путей отпускается сумма явно недостаточная, чтобы поддерживать хозяйство в безупречном состоянии. А о состоянии путей в Твери или отдельных районах Санкт-Петербурга не хочется даже говорить: сантиметровые разрывы и "ступеньки" на рельсах давно стали нормой. Обшарпанные исписанные вагоны тоже не прибавляют трамваю престижности, а горожанам – любви к нему.

Но если первую проблему еще можно решить простыми способами (дать больше денег, нанять новых работников депо и уволить нерадивых), то вторая причина трамвайного кризиса куда глубже и "системнее". В условиях свободного рынка трамвай является планово-убыточным предприятием: если все расходы на развитие и эксплуатацию сети заложить в тарифы на проезд, то цена билета отпугнет большинство пассажиров. Кроме того, трамвайные пути занимают пространство улиц, а депо и оборотные круги – драгоценные участки городской земли (в старых городах депо часто размещаются в престижной части). Таким образом, трамвай для городской администрации – хлопотное и затратное дело, не приносящее кратковременной выгоды – только стратегические, о которых большинству российских начальников думать недосуг. Куда важнее и понятнее другие цели - реконструкция проспекта, строительство элитного жилья на месте трамвайного депо, наконец, просто оптимизация городского бюджета, для которого трамвай подчас сродни пудовой гире. А если в результате снятия трамвая возрастает поток легковых машин, развозящих владельцев на работу и обратно, а вагоны метро переполняются до отказа и даже сверх того – так это последствия неочевидные, и проявляются они не сразу. И наплакаться от снятия трамвая предстоит уже следующему градоначальнику.

В середине прошлого столетия в США стимулировалось развитие личного автотранспорта – тогда было снято большинство трамвайных систем. Сейчас, когда процесс автомобилизации зашел слишком далеко (от постоянных разъездов американцев "в булочную на такси" страдает как экология, так и здоровье граждан), власти пытаются направить процесс в обратную сторону – но, кажется, уже слишком поздно. Кататься на трамвайчиках, сберегая нефть, деньги и здоровье, американцы разучились. Может быть, не стоит лишний раз повторять чужие ошибки и насаждать культ личного автомобиля в задыхающихся от выхлопов российских городах?

Что думает ученик, плохо знакомый с правилами русского языка? Его мысли примерно следующие: "Как правильно-то? Вот так. Нет, не так. А если я вот так напишу? Вдруг ошибаюсь? Ну, и ладно, будь что будет. Пишу вот так".

Представляете, сколько времени такой товарищ будет ломать голову над тем, как ему написать: "увидишь" или "увидешь"? Знай он правила, и заморочек бы не было.

Давайте подскажем нерадивому ученику правило написания глагола "увидишь", а заодно и сами вспомним.

Глагол - исключение

    "у" - приставка.

    "вид" - корень.

    "ишь" - окончание.

    "увид" - основа слова.

Совершенный глагол

Почему такой странный подзаголовок? Что совершенного в глаголе "увидишь"? Слово, как слово.

На самом деле, все просто. Глагол отвечает на вопрос "Что сделаешь?". Это глагол совершенного вида, единственного числа, во втором лице.

И все же, как это - совершенный глагол? Сейчас объясним. У таких глаголов только две формы времени: прошедшее и простое будущее. Они обозначают завершенное действие. Глагол "увидишь" указывает на простое будущее время.

Что касается несовершенных глаголов, то у них есть все три формы времени. Они указывают на незавершенные действия. Отвечают на вопрос "Что делать?". Например, что ты будешь делать вечером? Бегать на стадионе. Ты увидишь или увидешь меня там? Увидишь, мы же помним правило, верно?

Резюмируем

Цель статьи - рассказать читателю о правильном написании глагола "увидишь". Основные аспекты:

    Глагол "видеть" относится к глаголам-исключениям с безударным окончанием. Всего их семь.

    Эти семь глаголов, в свою очередь, являются глаголами II спряжения.

Как пишется: "увидишь" или "увидешь"? Ответьте на этот вопрос, и обоснуйте свой ответ. Получилось? Хорошо запомнили правило? Отлично.

Заключение

Вот мы и помогли нерадивому школьнику, который не хочет учить правила русского языка, да и собственную память освежили.

А школьникам можно посоветовать учиться, пока не поздно. Ибо взрослый безграмотный человек вызывает, в лучшем случае, снисхождение. Если не знать его лично, разумеется.

Представьте, что вам на электронную почту приходит письмо от коллеги - специалиста. И написано оно так, что хочется отнести этому коллеге учебник по русскому языку. Неприятно, правда? Не будем выступать в роли таких людей, которым нужно срочно брать учебник в руки.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Богослов

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Никто из людей никогда не находил и не найдет Бога - что Он есть по естеству и сущности… Найдет же, как я думаю, когда это богоподобное и божественное, то есть наш ум и наше слово, соединится со сродным, образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится. И это, как мне кажется, выражается в том весьма любомудром учении, что мы познаем, подобно как мы познаны .

О богословии.

Свт. Григорий Палама

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада II, 3.

Свт. Феофан Затворник

Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых

«То же объясняет Апостол и другим примером: видим , говорит, ныне якоже зерцалом . Но так как зерцало представляет видимый предмет довольно ясно, то он присовокупляет (якоже, а потом): в гадании , дабы показать, что настоящее знание в высшей степени неполно» (святой Златоуст). «Настоящее есть тень будущего, ибо во святом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое Воскресение. Здесь видим вместообразная Владычнего тела, а там узрим самого Владыку. Сие значат слова: лицем к лицу . Увидим же не невидимое Его естество, для всех незримое, но воспринятое Им от нас» (Феодорит). «Лицем к лицу , сказал Апостол не потому, будто Бог имеет лице, но чтобы выразить яснее и удобопонятнее (совершенство тогдашнего знания пред нынешним). Видишь ли, как возрастут все наши познания?» (святой Златоуст).

Бог всегда сокровенен есть и пребудет; не зрят Его непосредственно и самые высшие существа, а только в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божия не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа. В этом неизреченная к нам милость Божия. Он всячески хочет, чтобы мы узрели Его, но как прямо этому быть нельзя, то Он благоволил воплощену быть Единородному Сыну Божию, чтобы достойные могли зреть Бога в очах Его. В очах наших душа душу видит и душа с душою соединяется. Опыт имеем в тех, кои полюбили друг друга. Они чувствуют, что чрез глаза душа будто переливается в душу. Так верующие чрез очи Господа будут ближе общиться с сокровенным Божеством. И в этом все их блаженство.

Ныне и из того, что уже имеем, многое сокровенно, может быть и потому, что многое здесь является только в начатках, тогда же явится, как есть. Кто может сказать, в чем обновление нашего естества? Но оно есть, и есть в действии, идет к концу, зреет, явится же в будущем веке. Почему святой Иоанн Богослов говорит: вот мы чада; но не у явися что будем (1 Ин. 3, 2) . Нынешнее наше знание относительно будущего похоже на ветхозаветное относительно настоящего. Так понимает это святой Златоуст. «Дабы хотя немного объяснить тебе это различие и ввести в душу твою хотя некоторый луч разумения этого предмета, припомни теперь, когда воссияла благодать, о временах подзаконных. До благодати тогдашнее казалось чем-то великим и удивительным, но после благодати оно стало невелико. Но дабы сказанное мною сделалось более ясным, возьмем какое-нибудь одно из тогдашних священнодействий, и ты увидишь различие. Представим, если хочешь, пасху ветхозаветную и новозаветную, и ты поймешь преимущество (последней над первою). Иудеи совершали ее, но совершали как бы в зерцале и гадании; неизреченных же таин они даже и на уме никогда не имели, и не знали, что прообразовали их действия; они видели закланного агнца, кровь бессловесного и помазанные ею двери; а что воплотившийся Сын Божий будет заклан, избавит всю вселенную, даст в снедь грекам и варварам Кровь Свою, отверзет для всех небо, предложит тамошние блага человеческому роду, вознесет окровавленную плоть выше неба и неба небес, и вообще выше всех горних воинств, Ангелов, Архангелов и прочих Сил, и посадит ее на самом царском престоле одесную Отца в сиянии неизреченной славы, этого никто из них тогда и не мог представить в уме своем».

Что значат слова: тогда же познаю, якоже и познан бых ? – И этим тоже объясняется высшая мера будущего ведения сравнительно с настоящим. Тогдашнее познаю, якоже познан бых заменит нынешнее: разумею отчасти . Следовательно, якоже познан бых объясняет меру тогдашнего знания. Ибо это уже совершившееся дело. В чем же оно? Что за смысл в словах: якоже познан бых ? – Святой Златоуст говорит: «Как Он Сам наперед познал меня и Сам снизшел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь. Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету. Такой же смысл в словах: якоже и познан бых , не тот, будто мы познаем Его так, как Он нас, но как Он Сам снизшел к нам ныне, так и мы достигнем до Него тогда, узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости».

Феодорит же понимает это так: «Не то говорит Апостол, что познаю Его, как сам Им познан, но, что определеннее узрю Его, как соделавшийся Ему своим. Ибо слово: познан употребил Апостол вместо слова: присвоен. Так и Моисею сказал Господь: вем тя паче всех (Исх. 33, 17) , и Апостол говорит: позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2, 19) , то есть удостаивает их большего промышления». Не раз употребил Апостол сие слово,– и все оно темновато. Верно и это принадлежит к предметам, кои тогда познаны будут в совершенной ясности.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (ст. 12). Все наши знания, которые кажутся такими ясными, такими светлыми, - ничто иное, как видимое чрез тусклое, нечистое стекло. А когда всё откроется совершенно, мы всю истину и всю правду увидим лицом к лицу. И тогда познаем всё, подобно тому, как я познан, как Бог познал меня; как для Бога нет сокровенного в мире, и для меня не будет сокровенного: я всё познаю. Любовь всё откроет.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Прп. Ефрем Сирин

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Видим ныне, как чрез зеркало в загадке , в совершенном же состоянии будет истина, - что и означает: лицем к лицу. Ныне познаю отчасти , но в совершенном состоянии познаю не так, как познал я, но как познал меня Бог по делам моим.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

Ныне разумею отчасти , - сказал священный Апостол, зная, что Бог показал бы и здесь преизобилие Своей премудрости, если бы принимающий способен был к принятию невместимого ныне ведения, которое, однако, соделается, по возможности, вместимым в будущем веке.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Вопрос : Каково различие зеркала и гадания ?

Ответ : Зеркало , если попытаться дать ему определение, есть совесть, которая, соответственно [духовному] деланию, чисто отражает образ всех благ и посредством которой человеку, имеющему чистую мысль, присуще видеть Бога. Или же: [зеркало есть] навык в духовном делании, единообразно сочетающий друг с другом все добродетели и как бы заключающий [их] в [единый] божественный лик. Гадание же есть ведение, [обретаемое] посредством полного, насколько то доступно естеству [человеческому], постижения в созерцании божественных логосов и обладающее отражением того, что превышает мышление. И если просто [сказать]: зеркало есть навык, обнаруживающий будущий образ первообраза добродетелей, являемый в достойных [людях], ибо будущая цель деятельного любомудрия как бы смутно угадывается в обладающих зеркалом . А гадание есть проявление первообраза того, что постигается умом при ведении.

Итак, всякая здешняя праведность, по сравнению с будущей, имеет, если придерживаться высказывания о зеркале , образ первообразных вещей, а не сами эти вещи, существующие такими, какими они есть. И всякое здешнее ведение горнего, по сравнению с будущим, есть гадание , имеющее отражение истины, а не саму истину, которой предстоит стать явной в будущем. Ибо поскольку божественные [вещи] объемлются добродетелью и ведением, то зеркало обнаруживает первообразные [вещи] сообразно добродетели, а гадание - первообразные [вещи] сообразно ведению. Таково различие зеркала и гадания , так как зеркало указывает на будущую цель деятельного [любомудрия], а гадание проявляет тайну созерцательного [богословия].

Вопросоответы к Фалассию.

Господь иногда отсутствует, а иногда присутствует [в нас]. Присутствует Он при созерцании лицем к лицу, а отсутствует при созерцании как сквозь тусклое стекло и гадательном.

Господь присутствует, через добродетели, в человеке, предающемся [духовному] деланию, и отсутствует в том, кто не осуществляет никакого логоса добродетели. И опять же: Он присутствует в человеке, предающемся созерцанию [Божественного] через истинное ведение сущих, и отсутствует в том, кто уклоняется от такого ведения.

Главы о богословии.

Прп. Анастасий Синаит

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю». Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12.2-4) , если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20) , изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»?

Вопросы и ответы.

Блж. Августин

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Так уже видят святые ангелы, которые называются и нашими ангелами, потому что, избавившись от власти тьмы и с залогом Духа переселившись в царство Христово, мы начинаем уже принадлежать к тем ангелам, с которыми у нас будет общим святой и сладостнейший град Божий, о коем мною написано уже столько книг.

О граде Божием.

Поскольку мы, как обещано нам в воскресении, будем иметь тело духовное, представим его себе, будучи в теле - мысленно или каким-либо чудесным образом, ибо красота тела духовного неописуема. Тогда же мы увидим его соответственно нашей способности - не ограниченным в пространстве, не большим в одной части и меньшим в другой, потому что оно не тело и в полной мере присутствует повсюду.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно

Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: гадательно , дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания.

Тогда же лицом к лицу

Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.

Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова подобно как я познан не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Климент Алексанарийский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Познавая самих себя по отражению Бога [в нас], мы по возможности одновременно созерцаем и производящую причину божественного в нас.

Строматы.

Ориген

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Если высшее познание даже достойным предлагается в этой жизни как бы сквозь тусклое стекло и гадательно , а в будущей будет приобретаться лицом к лицу , то было бы нелепо об остальных добродетелях думать иначе, поскольку, приобретенные в этой жизни, они только в будущей жизни достигнут своего действительного совершенства.

О молитве.

Дидим Слепец

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Это означает следующее: то, во что мы сейчас верим, слушая Писание, то после воскресения узрим очами и познаем на деле, поскольку знание отчасти прекратится. Ведь знание слухом есть лишь часть знания и опыта очами.

О Троице.

Пелагий

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Тусклое стекло - закон Моисея, в котором все образно и затемнено.