Не принимаю мир таким какой он есть. Как принять мир таким, какой он есть? – Такой высокий процент зависит от природы аутизма

Как принять мир таким, какой он есть, без осуждения, контрастной точки зрения и собственной интерпретации? Как научиться не замечать в людях их недостатки, не завидовать их достоинствам, радоваться простым вещам? Как не падать духом и не капитулировать в сложных жизненных обстоятельствах? И самое главное – как быть самим собой вопреки всему, не изменяя своей изначальной, пусть и не совсем совершенной природе?

Жить в полной прострации с закрытыми глазами не получается. Совесть подсказывает, что есть другой альтернативный путь, и заставляет бороться с несправедливым миром. Борьба начинается с возмущения и осуждения. За осуждением следует раздражение и конфликтные ситуации.

В результате рушится фундамент гармонии бытия. Задумываемся ли мы, вследствие чего всё так? Зачем задумываться? Осмысление ведь может стать причиной осознания и глобальных изменений, к которым мы не всегда бываем готовы. Гораздо проще продолжать жить в нарисованном мире иллюзий и не заниматься перестройкой своих мыслей.

Если вы не хотите, чтобы ваша жизнь превратилась в сплошное сопротивление, нужно научиться принимать существующую реальность, тем самым вы выберете путь мудреца, который не будет тратить все свои силы на бесполезную борьбу с «невидимыми силами зла».

Первая ступенька – это осознание . Осознанность – это взгляд на себя со стороны, на свои мысли, слова, поступки. Это право выбирать, как следует поступить в той или иной ситуации. Очень полезно, кстати, заглядывать к себе в душу, принимая решение и спрашивать себя: «Насколько верно я поступаю? Хотел бы я, чтобы так же поступали со мной?» Всё возвращается.

Вторая ступенька – умение вовремя поставить точку , остановить ситуацию, когда нет сил, возможности и времени продолжать слушать, смотреть, что-то делать. Такое психологическое завершение ситуации поможет избавиться от ожидаемого негатива. Если вы чувствуете, что на вас «накатывают», дистанцируйтесь и установите границы личного пространства.

Третья ступенька – включение режима «тренировки» . Проведём маленькую работу над собой и своими чувствами. Учимся контролировать ситуацию, не зацикливаемся на проблемах, ищем минусы и плюсы в случившемся, анализируем, делаем выводы.

Четвёртая ступенька – сохранение душевного комфорта . Есть вещи, которые не стоят того, чтобы расходовать на них свои силы и нервы. Зачем тратить время на бесполезную работу?

Следует признать, что в жизни каждого человека есть такие ситуации, выход из которых не всегда кажется приемлемым. Смириться с принятыми решениями будет сложно, но нужно. Без всего этого жизнь казалась бы менее справедливой. Дать адекватную возможную оценку ситуации поможет логика.

И последний советнаучитесь делать добро людям не ради бонусов своего благотворительного счёта, а просто так...

В древности жизненный путь связывали с отражением в зеркале. То, что нас окружает – очень похоже на нас самих. По мере того, насколько меняемся мы, меняется и всё вокруг нас. Потому очень важна правильная оценка окружающей действительности. Она показывает, насколько мы довольны собой и насколько мы гармонично развиваемся. Очень часто наше нежелание обратить свое внимание на самих себя, изменить что-то в себе выливается в категоричное противостояние с реальностью и губит нас.

А смысл? Смысла нет…

Найдите себя в себе!

Исследования показали, что человек может и имеет право получать от Жизни любые подарки, он может ставить перед собой любые цели и добиваться их исполнения. Об этом, собственно, пишут многие авторы. Но эти рекомендации, к сожалению, срабатывают не всегда. И мы нашли причину того, почему так получается!

Оказывается, что прежде чем приступать к реализации нужных ему событий, человек должен войти в гармоничное взаимодействие с окружающим миром, принять этот мир таким, как он есть. То есть нужно перестать осуждать его некоторые, на ваш взгляд, несовершенства. Если этого нет, то человек нарушает те требования, которые предъявляет Жизнь к его поведению. А нарушение вызывает последствия в виде неприятностей, болезней, несчастных случаев, блокировки усилий. Но стоит лишь перестать нарушать эти требования, как все неприятности уходят из вашей жизни самым чудесным образом. Жизнь начинает радовать вас, вы становитесь ее любимчиком!

Разные стратегии достижения цели

Каким образом Жизнь может влиять на поведение человека? Очень простым - она либо помогает, либо мешает на пути к его целям и устремлениям.

У каждого человека имеются в жизни какие-то желания и цели - получить образование или любимую работу, заработать много денег, создать семью, вырастить детей, добиться успеха в каком-то деле и так далее. Все идут к своим целям и большинство рано или поздно их достигает. Но у одних это получается быстро и легко, а у других - долго и тяжело. Давайте подумаем, почему так получается.

Теоретически возможны две различные стратегии достижения любой желанной цели.

Первый вариант - это путь силы, борьбы, преодоления трудностей. В животном мире аналогом является поведение бизона или кабана, которые никого не боятся и сносят все препятствия на пути к своей цели. Некоторые люди так и действуют в жизни, упорно и с азартом преодолевая многочисленные препятствия. Можно сказать, что вся их жизнь посвящена борьбе. Им даже нравятся препятствия, поскольку они позволяют ощутить жизнь во всей ее полноте - пока здоровья хватает, конечно.
Понятно, что для достижения успеха на этом пути требуются немалое мужество, внутренняя уверенность в победе, большая энергичность, врожденные лидерские качества. Такой набор качеств имеется далеко не у каждого человека.

Второй вариант - это путь спокойного и уверенного достижения своей цели , практически исключающий участие в конфликтах, борьбе, преодолении больших трудностей. Это путь мудреца, который не тратит свои силы на борьбу с людьми, не осознающими, что они творят.

В животном мире так может вести себя, например, дикая лошадь. Она тоже достаточно сильна, но предпочитает прислушиваться к внешним звукам и посматривать по сторонам - нет ли там какой угрозы. Это позволяет ей не вступать в борьбу без особой необходимости.

Второй путь подходит значительно большему числу людей, не обладающих врожденными выдающимися лидерскими способностями. Мы будем рассматривать именно его. То есть мы будем учиться идти к желанной цели, прислушиваясь к тем сигналам, которые постоянно посылает нам Жизнь. А она все время взаимодействует с нами, только мы не привыкли слушать ее подсказки и отдавать ей правильные распоряжения. Нас этому никто не научил, поэтому приходиться совершать множество ошибок, которые и являются причиной того, что наши желания не сбываются.

Главным выводом наших исследований проблем с достижением поставленных целей стал следующий. Основной причиной плохой реализации желаний является то, что человек находится во внешнем или внутреннем конфликте с окружающим миром или с самим собо й. А одним из самых главных условий получения практической помощи от Жизни является способность принимать окружающий мир таким, как он есть, невзирая на его очевидное, с нашей точки зрения, несовершенство.
Нужно отметить, что принять такую позицию очень сложно в нашем мире, который постоянно делится на бедных и богатых, верующих и атеистов, честных и нечестных и так далее. Но это необходимое условие.

по книге Александр Свияш "Как быть, когда все не так, как хочется (Как понять уроки Жизни и стать ее любимчиком) "

Это самая первая книга методики Александра Свияша, которая в дальнейшем получила развитие как технология Разумной жизни.

Вышла общим тиражом свыше 2500 тысяч экземпляров. Переведена на несколько языков.
Книга помогла многим тысячам людей разобраться с причинами происходящих в их жизни неудач, и начать жить успешно и радостно.

Одна из базовых идей методики довольно проста - нам не нужно ждать, когда все изменится нужным нам образом, и только тогда у нас появятся основания для радости. На самом деле все наоборот - нам нужно начать радоваться той жизни, которую мы сумели создать себе в настоящий момент времени. И из этого радостного состояния идти к тем целям, которые мы ставим перед собой.
Если же вас что-то не устраивает в окружающих людях (или в себе), и вы погружаетесь по этому поводу в длительные переживания, то Жизни не остается ничего, кроме как доказать вам ошибочность ваших избыточно значимых ожиданий. В предлагаемой методике это называется «духовные воспитательные процессы» по разрушению наших избыточно значимых идей.

Если вы понимаете сигналы Жизни и снимаете свои претензии к ней, то вы становитесь ее любимчиком, и можете успешно ставить перед собой любые разумные цели и идти к их реализации на волне удачи.

В книге рассказывается, как именно это можно и нужно делать.
Если вы не читали еще ничего «из Свияша», то рекомендуем начать именно с этой книги.

Содержание: (избранные отрывки)









Как принять мир таким, какой он есть, без осуждения, контрастной точки зрения и собственной интерпретации? Как научиться не замечать в людях их недостатки, не завидовать их достоинствам, радоваться простым вещам? Как не падать духом и не капитулировать в сложных жизненных обстоятельствах? И самое главное - как быть самим собой вопреки всему, не изменяя своей изначальной, пусть и не совсем совершенной природе?

Жить в полной прострации с закрытыми глазами не получается. Совесть подсказывает, что есть другой альтернативный путь, и заставляет бороться с несправедливым миром. Борьба начинается с возмущения и осуждения. За осуждением следует раздражение и конфликтные ситуации.

В результате рушится фундамент гармонии бытия. Задумываемся ли мы, вследствие чего всё так? Зачем задумываться? Осмысление ведь может стать причиной осознания и глобальных изменений, к которым мы не всегда бываем готовы. Гораздо проще продолжать жить в нарисованном мире иллюзий и не заниматься перестройкой своих мыслей.

Если вы не хотите, чтобы ваша жизнь превратилась в сплошное сопротивление, нужно научиться принимать существующую реальность, тем самым вы выберете путь мудреца, который не будет тратить все свои силы на бесполезную борьбу с «невидимыми силами зла».

Первая ступенька - это осознание. Осознанность - это взгляд на себя со стороны, на свои мысли, слова, поступки. Это право выбирать, как следует поступить в той или иной ситуации. Очень полезно, кстати, заглядывать к себе в душу, принимая решение и спрашивать себя: «Насколько верно я поступаю? Хотел бы я, чтобы так же поступали со мной?» Всё возвращается.

Вторая ступенька - умение вовремя поставить точку, остановить ситуацию, когда нет сил, возможности и времени продолжать слушать, смотреть, что-то делать. Такое психологическое завершение ситуации поможет избавиться от ожидаемого негатива. Если вы чувствуете, что на вас «накатывают», дистанцируйтесь и установите границы личного пространства.

Третья ступенька - включение режима «тренировки». Проведём маленькую работу над собой и своими чувствами. Учимся контролировать ситуацию, не зацикливаемся на проблемах, ищем минусы и плюсы в случившемся, анализируем, делаем выводы.

Четвёртая ступенька - сохранение душевного комфорта. Есть вещи, которые не стоят того, чтобы расходовать на них свои силы и нервы. Зачем тратить время на бесполезную работу?

Следует признать, что в жизни каждого человека есть такие ситуации, выход из которых не всегда кажется приемлемым. Смириться с принятыми решениями будет сложно, но нужно. Без всего этого жизнь казалась бы менее справедливой. Дать адекватную

Возможную оценку ситуации поможет логика.

И последний совет - научитесь делать добро людям не ради бонусов своего благотворительного счёта, а просто так...

В древности жизненный путь связывали с отражением в зеркале. То, что нас окружает - очень похоже на нас самих. По мере того, насколько меняемся мы, меняется и всё вокруг нас. Потому очень важна правильная оценка окружающей действительности. Она показывает, насколько мы довольны собой и насколько мы гармонично развиваемся. Очень часто наше нежелание обратить свое внимание на самих себя, изменить что-то в себе выливается в категоричное противостояние с реальностью и губит нас. А смысл?

Смысла нет…

Найдите себя в себе!

Ася Новикова

– Вы психолог, специалист по реабилитации детей с особенностями развития. Как случилось, что вы стали заниматься темой аутизма?

– Я начал заниматься этой проблематикой в 1989 году. Мне было 19 лет, хотелось посвятить себя чему-то полезному. Случайно познакомился с двумя женщинами, которые мечтали создать что-то типа экологической загородной базы, на которой урбанизированные школьники могли бы общаться с животными: собаками, лошадями. Идея меня вдохновила. Уже через год вместе мы поехали в Польшу к Марианну Ярошевскому. Этот выдающийся олигофрено-педагог, сын главного психиатра Польши, был создателем иппотерапевтического движения в Польше – лечебной верховой езды. Оттуда-то мы и привезли иппотерапию в Россию. Первый год наш центр был чисто иппотерапевтическим.

Но уже в 1992 году мы провели первый в истории России реабилитационно-инклюзивный лагерь. К нам приехали и больные, и здоровые дети, и с аутизом, и с умственной отсталостью. Собственно, с этого лагеря всё и началось. Необходимость создания некой комплексной реабилитационной программы стала очевидна именно тогда. Дело в том, что нет одного метода (какой бы чудесный он ни был), который помогал бы ребенку полноценно развиваться. Методов должно быть множество, особенно если речь идет о реабилитации. Создание комплексной реабилитации – это основной мировой тренд. А мы начали свои шаги в этой области как раз 25 лет назад.

Не знаю почему, но меня тогда заинтересовал аутизм. Казалось, что это самое загадочное заболевание. Хотелось как-то понять этих детей. Кроме прочего, в тот год я женился на женщине с ребенком. Ему было 2,5 года и он оказался ребенком с аутизмом. Так в моем доме, – мистика какая-то, – неожиданно появился такой ребенок. К моему чисто профессиональному интересу добавился родительский.

Этот ребенок стал одним из первых пациентов центра «Наш солнечный мир». Прошел путь от непростой формы аутизма (поздно заговорил и вообще был очень сложный) практически к норме. Его реабилитация, которая оказалась успешной, была одним из моих двигателей и мотивов. Сейчас моему сыну 28 лет. Он закончил полиграфический университет, работает программистом и живет самостоятельно.

Наш центр тогда, в 1990-е годы, был создан родителями детей с особенностями и просто хорошими людьми, специалистами. Больше всего нас интересовал результат: неважно было, что за теория, кто стоит за методом, – мы пробовали в своей работе всё. Поэтому история центра «Наш солнечный мир» – это двадцатилетний опыт селекции методов реабилитации. Никаких сверхзадач, особенно вынесения оценок: это хорошо, а это плохо, – перед нами не стояло. Нас интересовало, дает ли метод результат.

Благодаря бесконечным пробам и большому количеству ошибок удалось сформировать программу комплексной реабилитации, которая сегодня в России по многим оценкам лучшая, а в Европе – одна из лучших. Она очень высоко оценена и признана международными специалистами.

– Дети с аутизмом – что это за дети? Как они видят мир?

– Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно. Дети с аутизмом очень разные. Есть даже меткое английское выражение: «If you’ve met one person with autism, you’ve met one person with autism». Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете лишь одного человека с аутизмом. Но, по счастью, они не все разные, иначе было бы просто невозможно их реабилитировать. Вообще, в профессиональном сообществе термин аутизм почти не используется, принято говорить о расстройстве аутистического спектра (РАС).

В 2013 году была выпущена специальная резолюция ВОЗ, посвященная проблеме аутизма. В ней предлагалось лечить не аутизм, а весь спектр нарушений, связанных с расстройствами аутистического спектра. Такие расстройства возникают в силу самых разных причин, предполагают широкий диапазон нарушений и приводят к определенным изменениям в человеке. Это могут быть нарушения функционирования центральной нервной системы, органические нарушения, «поломки» в результате генетических заболеваний, сенсорных аномалий. Плюс есть еще большая группа детей с аутизмом, которые, на первый взгляд, совершенно здоровы. Что бы вы у них ни мерили, они покажут норму: цел мозг, организм весь цел, но при этом они вот такие, необычные.

Впервые в 1995 году мы высказали теорию о том, что нет аутизма как такового. Есть аутоподобный тип адаптации к внешнему миру. Мы впервые опубликовали эту теорию в 2005-м. В силу тех или иных причин ребенок не может встроиться в окружающий мир. Будь то ребенок с опорно-двигательными нарушениями, умственной отсталостью, с сенсорными аномалиями (глухой или слепой) – сигналы извне поступают к нему искаженно. Поэтому у него нет четкого понимания, что происходит вокруг. Процесс адаптации к внешнему миру крайне затруднен.

Те дети, которые не имеют явных нарушений, с высокой вероятностью рождаются гиперсенсорными (гиперчувствительными). Есть такая теория. Такие дети изначально рождаются гиперчувствительными. Для них мир сразу болезнен: свет слишком яркий, звук слишком громкий, прикосновения несут неприятные ощущения. Как любые другие дети, они пытаются адаптироваться к этому миру. Но, впитывая постоянно негативные ощущения от контакта с миром, начинают выстраивать такой тип адаптации, чтобы минимизировать воздействия внешних стимулов.

Обычный ребенок старается устанавливать новые связи, потому что чем их больше, тем ему лучше. А аутичный ребенок как будто всё время обжигается о внешний мир. Поэтому он пытается воспринимать как можно меньше, таким образом тренируя свою сенсорику на минимальное восприятие внешних сигналов.

К полутора годам у детей уже сформирована система восприятия. Обычный ребенок начинает уверенно взаимодействовать с миром. В норме у таких детей усиливается контакт, активней развивается речь. А у аутичного ребенка ровным счетом наоборот. К полутора годам его механизм адаптации сформирован таким образом, чтобы чувствовать по минимуму. Он начинает усердно отгораживаться от влияния мира. Если у здорового малыша в этот период улучшаются и контакт, и речь, то у аутичного – только ухудшаются. Как будто бы освоенные им навыки начинают пропадать, особенно редуцируются навыки коммуникационные. Аутичный ребенок пытается снизить степень интенсивности поступающих сигналов. У него по-другому функционируют сенсорные системы, поэтому фактически они воспринимают мир искаженно.

У людей с аутизмом есть потребность в общении с внешним миром?

– Существует немало мифов об аутизме. Отсутствие потребности в контакте с внешним миром у человека с аутизмом – один из них.

Представьте себе закомплексованного человека (понимаю, что это вульгаризм, но он точно передает мысль), гиперзастенчивого, которому тяжело общаться. Он испытывает огромный дискомфорт от этого. Можно ли сказать, что общаться он не хочет?

В любом ребенке физиологически заложено огромное и мощное стремление к открытию нового. Ребенок с аутизмом в первую очередь ребенок, а потом уже с аутизмом. Поэтому его потребность в общении так же велика, как у всех. Но вследствие того, что это общение приносит однозначно негативные переживания, со временем человек всё меньше стремится к нему. Может, ему и хочется взаимодействовать, но слишком тяжело это дается, не получается совсем или получается плохо. Именно то, что потребность в общении у детей с аутизмом всё-таки велика, дает нам большой шанс для успешной реабилитации. Как только нам удается предложить такому ребенку тип общения, который ему подходит, он радостно за него хватается и развивает это общение очень успешно.

Потоки информации, которые перегружают

Что вызывает особые трудности у таких детей?

– Первая и главная сложность заключается в том, что дети с аутизмом не очень хорошо понимают происходящее вокруг. Но не потому, что они, условно говоря, глупенькие. Нет, они зачастую очень умные. В тех вещах, которые понимают, такие дети часто достигают очень высокого уровня и контроля за ситуацией. Но в вопросах, где понимают не очень хорошо, теряются и уходят в себя. Поэтому первой задачей реабилитации является поиск подхода к человеку, позволяющего говорить с ним на доступном языке.

Вторая сложность – у таких людей нарушен механизм коммуникации. Неправильно рассматривать аутизм как вообще нарушение коммуникации. Аутизм – это нарушение взаимодействия с внешним миром и как следствие – нарушение коммуникации. Любой из нас является элементом внешнего мира. И если ребенок с аутизмом внешний мир не очень хорошо понимает, то он не очень хорошо понимает и людей, не умеет наладить с ними контакт.

Хорошим подспорьем в преодолении трудностей у детей с аутизмом является освоение альтернативных, или вспомогательных средств коммуникации. Для неречевых детей мы пользуемся невербальными формами, такими как, например, карточки, которые позволяют очень успешно налаживать общение.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются такие дети – это неумение контролировать собственное аффективное поведение. В мозгу обычного человека происходят два процесса: возбуждение и торможение. И мы беспрестанно тренируемся их как-то соотносить. Ребенок, который в раннем возрасте кричал, плакал, катался по полу, постепенно приучается держать себя в руках и контролировать собственные действия. Такой контроль необходим для эффективного взаимодействия с другими людьми. А у человека с аутизмом самоконтроль серьезным образом страдает.

Есть и четвертая трудность. Это проблема восприятия и понимания внешнего мира. Еще ее называют проблемой центральной когерентности. Люди с аутизмом воспринимают мир, как он есть. Они не могут вычленить основную суть, синтезировать данные из разных источников и установить причинно-следственные связи. То есть не умеют делать вещей, которые для нас основа: это центрально, а это периферийно. За деревьями они не видят леса. Они видят каждое дерево в отдельности, но в их сознании это не будет обозначаться как лес.

Представьте, что вы сидите в комнате и смотрите телевизор, или говорите с кем-то по телефону. В этот момент вы игнорируете огромное количество других сигналов, которые поступают извне. Вы не думаете о том, что вам холодно или тепло, что снизу на вас давит стул, не слышите шума транспорта за окном и даже не задумываетесь, что хотите есть. Одним словом, испытывая массу всяких стимулов, мы вычленяем и держимся за основные. Остальные просто игнорируем. А люди с аутизмом воспринимают весь поток информации. Он их дико перегружает и травмирует, поэтому они часто пытаются игнорировать всё, чтобы вообще ничего не воспринимать и не перегружаться.

Как трактуется аутизм международным сообществом? Какого рода это расстройство?

– В мире существует две классификационные модели, по которым определяется расстройство аутистического спектра. Одна из них – международная классификация болезней – МКБ-10. Вторая – классификация Американской психиатрической ассоциации – DSM-V. Это руководство также признается во всём мире. Однако отношение к расстройствам аутистического спектра в них разнится. Связано это с тем, что МКБ-10 по содержанию почти полностью совпадает с DSM-IV, то есть предыдущей версией американского руководства по диагностике. А это значит, что МКБ-10 устарело и требует пересмотра.

Человечество долго пыталось осознать, что же такое аутизм. Изначально аутизм воспринимали как психическое заболевание, как раннее проявление шизофрении. Но уже довольно давно шизофрению и аутизм разделили. Первую отнесли к психическим заболеваниям, аутизм – к нарушению аффективной сферы. При этом в группу расстройств аутистического спектра в МКБ-10 включены самые разные заболевания. Например, синдром Ретта, синдром Аспергера.

Но ученые наблюдали невероятную по масштабам волну появления детей с признаками РАС. Эта волна и сейчас есть, потому что аутизм сегодня одно из самых диагностируемых заболеваний. Разрабатывая концепцию DSM-V, специалисты попытались хотя бы формально уменьшить число детей с аутизмом. Поэтому в DSM-V из группы расстройств аутистического спектра (РАС) были выведены самые тяжелые случаи и самые легкие. Статистически это позволило снизить число людей, страдающих этим заболеванием и избежать паники.

В DSM-V появилась новая группа заболеваний, которая обозначается как расстройство социального взаимодействия. Это, в том числе, «легкие» люди с аутизмом. Те, кто в первую очередь испытывает трудности в общении: не любят и не умеют делиться чувствами, могут быть неприветливы, не участвуют в общественной жизни, не стремятся к профессиональному росту, плохо понимают юмор и прочее. В эту группу расстройств, которые не сопровождаются задержкой развития, попали в том числе и люди с синдромом Аспергера. На мой взгляд, это не совсем правильно.

В России, между тем, работают с МКБ-10. В этой классификации есть диагноз «детский аутизм», хотя очевидно, что аутизм может быть не только в детстве. Это колоссальная проблема, потому что практика в нашей стране такова: детям, достигшим совершеннолетия, диагноз «аутизм» автоматически меняют либо на умственную отсталость, либо на шизофрению.

Родители и общественные организации, безусловно, выступают против этого. В декабре 2015 года мне даже удалось выступить на выездном совещании правительства перед Д.А. Медведевым. На нем присутствовала также министр здравоохранения Вероника Скворцова. Я настоятельно попросил пересмотреть эту тенденцию и сохранять диагноз «аутизм» даже после 18 лет. Медведев идею поддержал, как и Скворцова. Некоторые подвижки в изменении этой практики сейчас происходят.

Понятно, что расстройство аутистического спектра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но есть люди, которые могут выйти из этого состояния и не будут нуждаться в профессиональной поддержке. Эти люди во взрослом возрасте могут иметь синдром Аспергера, например.

По статистике, при раннем выявлении и раннем начале коррекции до 60% детей с аутизмом могут достичь высокой функциональной нормы. Это значит, что они либо станут совсем обычными, то есть полностью социализируются, либо будут сохранять какие-то незначительные черты расстройства, что не помешает им жить в обществе самостоятельно.

– Такой высокий процент зависит от природы аутизма?

– Да, от степени выраженности и тяжести расстройства. И, безусловно, от того, насколько рано выявлен аутизм и что с ним делают. К сожалению, в нашей стране в раннем возрасте таких детей не выявляют. Обычно диагноз ставят не раньше, чем в 3-5 лет. Конечно, и в этом возрасте можно начать коррекцию. Но во всём в мире стандартом для диагностики считается возраст до 18 месяцев. Это время, когда нужно начинать психолого-педагогическую работу, которая позволит ребенку активно развиваться. Собственно, этим мы и занимаемся в центре «Наш солнечный мир». У нас огромное количество детей, которые рано к нам попадают и выходят практически в норму. Мой сын пример этому. Причем не самый лучший вариант, потому что когда он был маленьким, мы толком еще ничего не умели. Сейчас результаты у нас гораздо лучше, ведь накоплен большой опыт.

Но, повторюсь, практика в России такова, что ранее трех лет аутизм, как правило, не выявляют. А выявив, начинают в первую очередь закармливать психотропными препаратами, в первую очередь нейролептиками, что далеко не всегда безопасно и, по наблюдениям, не дает необходимого эффекта.

Пятно на ковре, родильная горячка и 23 вопроса

– Каковы признаки аутизма у детей? Как его узнать родителям?

– Признаков достаточно много, но родителям не нужно самим ставить диагноз. Родителям нужно, если их что-то встревожило, обращаться за помощью. Например, ребенок проявляет больше недовольства, чем удовольствия, от контакта. Любая попытка взять младенца на руки, поиграть с ним, потетешкаться вызывает плач, крик и желание отстраниться. Причин такому поведению может быть много. У кого-то живот болит, например. Но если это становится характерной чертой и особенностью малыша, нужно обратить на это внимание. Нужно понимать, что это один из важных признаков для диагностики.

Во-вторых, вы замечаете, что ребенок очень любит какие-то конкретные предметы. И им он радуется гораздо больше, чем людям. Например, цветовому пятну на стене, узору на ковре, яркому маминому халату. Он может «зависнуть» над ними и долго разглядывать. Совершенно нормально для младенца, что он трясет погремушкой. Еще более свойственно ребенку потрясти-потрясти, бросить и переключиться на что-то другое. Но ребенок с расстройством аутистического спектра может трясти одной и той же игрушкой часами. Безусловно, речь о младенцах.

Но если честно, то мне не очень нравится этот подход – перечисление признаков аутизма. Потому что любой уважающий человек сам у себя их найдет. Это как у Джерома К. Джерома в «Трое в лодке, не считая собаки». Трое взрослых мужчин при добросовестном изучении медицинского справочника сумели найти у себя симптомы всех болезней, кроме родильной горячки. Поэтому, если дать людям признаки аутизма, то только ленивый не найдет у себя все. Мне больше нравятся шкалы не с признаками аутизма, а с признаками нормы.

Каждый уважающий себя родитель должен изучить этот список «норм», чтобы знать, какими навыками обладает ребенок в два, в четыре, шесть месяцев, в год. И если ребенок всё делает и всё умеет, то слава Богу и расслабьтесь. Но если его умения ограничены, это повод идти на диагностику.

– Да, но педиатр, скорее всего, развернет таких родителей словами: «Выпейте валерьянки, зачем же вы такая тревожная, мамаша!»

– Я активно борюсь за то, чтобы эта ситуация менялась. Сейчас нахожусь в диалоге с российским министерством здравоохранения по этому вопросу. Уже существует пилотный проект по переучиванию педиатров, чтобы они умели выявлять проблему раньше. Как минимум, проект даст им материал со шкалами для ранней диагностики аутизма и познакомит со скрининговыми методиками.

– То есть с диагнозом «аутизм» первыми сталкиваются педиатры?

– Скорее, должны сталкиваться, потому что они вообще первые, кто видит младенца, видят, как он растет, наблюдают ребенка в динамике. Есть такая элементарная шкала: M-CHAT – модифицированный скрининговый тест на аутизм (нарушение аутистического спектра для детей раннего возраста – 16-30 месяцев). Эта шкала давно переведена на русский язык, есть в электронном виде в интернете. Она состоит из 23 вопросов, ответы на которые дают понять, насколько твой ребенок находится в группе риска.

Понятно, что в полтора года диагноз «аутизм» ставить рановато, но выявить группу риска уже можно. Это позволит включить в систему ранней помощи и реабилитации тех, кто в этом нуждается. Вообще, это огромная тема, которая продвигается сегодня в основном усилиями некоммерческих организаций. Ни выявления, ни реабилитации в глобальных, необходимых масштабах у нас в стране по сути нет.

Я вхожу в рабочую группу по ранней помощи при Министерстве труда и соцзащиты РФ. Мы создали концепцию, согласно которой после выявления РАС ребенок должен направляться в систему ранней помощи. Сейчас эта концепция находится на подписании в правительстве.

Психиатр не поможет

– Разве ребенок должен направляться не на лечение к психиатру?

– Конечно, нет. Здесь есть несколько проблем. Во-первых, психиатр, как правило, ничем помочь маленькому ребенку не может. Увы, почти что только у нас в стране детям с таким диагнозом в возрасте полутора лет дают психотропные средства. Во-вторых, гипердиагностику никто не отменял. Схема лечения аутизма как психического заболевания была разработана давно и уже давно устарела. Нет, не врачи плохие, они действительно лечат так, как их научили. Просто именно лекарствами аутизм лечить не нужно, на мой взгляд. А если делать это еще и в раннем детстве, то катастрофических последствий, как правило, не избежать.

Ребенок с аутизмом в раннем возрасте должен попадать к логопеду, к дефектологу, к специалисту по сенсорной интеграции и т.д. В помощи таким детям должен быть комплексный подход. Потому что одного метода коррекции недостаточно. Но в России мы наблюдаем некоторый ажиотаж и даже фанатизм по отношению к какому-то одному методу. Например, у нас активно распространяется сейчас ABA-терапия. Этот метод хорош, и в нашем центре мы даже имеем официальную аккредитацию, но при этом понимаем, что это лишь один из методов. Не нужно думать, что только он помогает при аутизме. Это как с панацеей – вот вам одна таблетка от всех болезней. Такого не бывает.

Лучшее, что помогает при аутизме – раннее выявление, ранее начало коррекционной работы по комплексно-реабилитационной программе. В центре «Наш солнечный мир» у нас почти сорок развивающих методов, и наша программа высоко оценена в Европе. Наконец, третий важный пункт – ранее начало инклюзии, которая позволит детям с аутизмом добиться максимального развития.

Ребенок с РАС должен как можно раньше оказаться среди обычных детей. Даже если дети с аутизмом вида не показывают, что им интересно происходящее вокруг, если создается впечатление полной их индифферентности, – на самом деле у них «ушки на макушке». Они всё слышат, видят и копируют. Они копируют ту среду, в которой находятся. Если это здоровые дети, то здоровых, если не здоровые, то не здоровых. Поэтому задача родителя – поместить такого ребенка в здоровую среду, в то есть в обычный детский садик.

– В 1992 году вы открыли реабилитационный лагерь, где начали заниматься иппотерапией с детьми с аутизмом. Почему именно лошади стали таким «лекарством»?

– Мы создали иппотерапевтический центр, потому что метод нам показался прекрасным. Кажется, Гиппократ сказал, что «учась управлять лошадью, человек учится управлять собой». Иппотерапия действительно позволяет научить самоконтролю. Но это, как и канис-терапия, в случае с аутизмом лишь один из нюансов, один из очень хороших вспомогательных методов. Он эффективен, но не является центральным. А сейчас стал еще и вопросом моды. Куда важнее детям с аутизмом много и плотно заниматься с логопедами, дефектологами, кенезо-терапевтами, специалистами по сенсорной интеграции, по флортайму, по ABA-терапии.

– Какова цель реабилитации? Как она меняет и может ли поменять мир такого ребенка?

– Существует два термина: реабилитация – восстановление утраченных навыков, и абилитация – формирование навыков. Второй термин малоупотребим и только введен в практику. Кстати, понятие ИПР (индивидуальный план реабилитации) сейчас изменено на ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации). В случае с аутизмом речь идет, конечно, о формировании, а не о восстановлении навыков. И весь смысл реабилитации – попытаться дать ребенку тот набор необходимой и достаточной информации о внешнем мире, который обычный ребенок возьмет сам в процессе своего развития. Ребенок с аутизмом, увы, сам взять не может. Ему принципиально нужно эту информацию дать, всему научить. Поэтому суть – обеспечить информацией, которая доступна ребенку.

– Требуются ли для таких детей специальные школы? Существует ли система интеграции в общеобразовательные школы? Насколько вообще инклюзия целесообразна?

– Это очень важный вопрос. Мы в центре «Наш солнечный мир» – не теоретики, а практики. Более пятнадцати лет по факту выполняем функцию федерального ресурсного центра по расстройствам аутистического спектра. К нам обращаются все регионы, множество родительских, образовательных и профессиональных организаций. Всем пытаемся помогать. В том числе за счет того, что в области реабилитации мы сами разработчики теории и практики, аккумуляторы лучшего международного опыта.

Я глубоко убежден, что ребенок с аутизмом должен быть таким же членом общества, как любой другой человек. Он должен иметь возможность доступа ко всему: образованию, здравоохранению. Другой вопрос: как обучать?

Здесь нужно различать социальную инклюзию и инклюзию в образовании.

Конечно, ребенок должен находиться в обществе. Иметь возможность ходить в кружки и секции, кино и театр, заниматься спортом, одним словом, иметь равные возможности. Что касается обучения, то он должен находиться в такой образовательной среде, которая ему больше подойдет, позволит лучше обучаться. Кому-то лучше обучаться в инклюзивной среде (обычной школе), кому-то до какого-то этапа в коррекционной школе.

– Дети с аутизмом учатся в школах восьмого вида?

– По новому Закону об образовании таких школ больше не существует (коррекционные школы превращены в реабилитационные центры с правом осуществления образовательной деятельности. – Прим. ред.) .

Это в СССР было восемь видов школ, которые отдельно обучали здоровых, отдельно больных. И это чудовищно неправильно. Весь зарубежный опыт показывает, что если человек имеет нарушение в развитии, какие-то ограничения, как сейчас принято говорить – «ребенок, имеющий особые образовательные потребности», то он не должен отторгаться из среды и изолироваться. Наоборот, он должен максимально в нее включаться. Для этого ему необходимо создавать условия.

Единственный резон обучать таких детей отдельно, – если они отдельно обучаются лучше, лучше материал усваивают. Но и это нужно делать на какое-то время, пока ребенок не научился находиться в более продвинутой среде. Если речь об обычной школе, то это могут быть отдельные (ресурсные) классы, АВА-классы. И чем лучше развивается ребенок с аутизмом, тем больше необходимо предоставлять ему возможность находиться в обычной среде, чтобы в конечном счете оказаться в обычном классе. Но это должен быть последовательный процесс. Нельзя любого ребенка сажать в любой класс.

– Готовят ли учителей к общению с такими детьми?

– Этот процесс только запущен. И хотя закон об инклюзивном образовании уже есть, специалистов, умеющих работать в системе инклюзии, крайне мало. Мы в своем центре готовим таких специалистов. Тесно сотрудничаем с Министерством образования и науки РФ, которое многое делает в области подготовки кадров. Пока это только начало.

– Есть ли возможность у таких детей в будущем трудоустроиться?

– Существует две формы. Первая – низкофункциональный аутизм. Это часто неговорящие, не вполне умеющие себя контролировать люди, которые, к сожалению, не смогут в метро сами проехать, например, потому что потеряются. Вряд ли они смогут работать сами. Но для таких людей необходимо создавать службы социальной занятости, они ни в коем случае не должны оказываться в изоляции.

Есть люди с высокофункциональным аутизмом – это те, которые могут вступать в контакт, общаться, взаимодействовать, сохраняя аутистические черты. Они в той или иной степени могут жить самостоятельно. Иногда ставят знак равенства между высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, считая, что это одно и то же. Всё-таки это не совсем так. В некоторых странах считают, что ВФА – это чуть более тяжелое состояние, а синдром Аспергера – практически норма, с некоторыми особенностями в коммуникации.

Безусловно, у таких людей существуют большие проблемы с трудоустройством, но это возможно. Для них необходимо создавать особые условия. Этим занимаются во всём мире, и очень плотно. Мы в нашем центре даже создали группу поддержки для людей с синдромом Аспергера. В этой группе много тренингов, в том числе помощи в трудоустройстве. Но одни мы ничего сделать не сможем. Здесь необходимо плотно работать со службами занятости.

Что касается людей с синдромом Аспергера, то нужно понимать, что таких людей действительно очень много. Это и предприниматель Билл Гейтс, и футболист Лионель Месси, и канадский пианист Гленн Гульд, и Альберт Эйнштейн. Помните одноглазую блондинку в фильме «KILL BILL» Дэрил Ханну? У нее тоже синдром Аспергера, большие сложности в общении с людьми, но тем не менее она известная и востребованная актриса.

Таких людей много. Вся суть в том, что если человек в раннем возрасте выявлен, начата коррекционная работа, если он рано попал в систему инклюзии, посещал обычный садик, имел возможность наблюдать поведение обычных детей, учился взаимодействовать с другими, его реабилитация и сопровождение длилось столько, сколько ему требовалось, то шанс, что такой человек сможет стать абсолютно самостоятельным и даже работать, очень велик. 60% аутистов приблизятся к норме. Но важно помнить и о тех 40%, которые в норму никогда не выходят.

Если дети так и не стали самостоятельными, это не значит, что им не нужно помогать. Напротив, они нуждаются в значительно большей помощи. Для таких людей нужно создавать систему реабилитации и сопровождения на протяжении всей жизни. Когда они вырастают, включать их в систему социальной занятости. Работать они не могут, но должны чем-то заниматься. Нельзя держать их дома в четырех стенах. Родители не вечны, и, теряя опекуна, у нас в стране люди с аутизмом попадают в психоневрологические интернаты, где просто умирают. Поэтому для таких людей необходимо создавать систему поддерживаемого проживания.

За рубежом эта система отлажена. В России только появляются первые такие общежития, где за пациентами присматривают кураторы. Во Владимире это центр «Свет», который создали родители. Есть такой опыт и в Пскове. Вообще, в России довольно много прекрасных НКО, которые обладают знаниями, умениями, опытом, многое делают, а главное, меняют систему.

Наш мир и природа неизменна, поменяться можем только мы сами, поэтому нужно знать, , чтобы жить в гармонии с природой, достигая счастья и успеха. Даже не пытайтесь изменить мир и природу, так как она неизменна.

В статье, вы узнаете о том, как принять мир таким, какой он есть на самом деле, стоит ли вообще пытаться его изменить, исправить и воздействовать. Узнаете о том, как изменить себя для того чтобы подстроиться под мир и природу, чтобы достичь невероятного счастья и успеха.

Мир и природа неизменна

Все что нужно осознать каждому человеку, так это то, что природа и этот мир неизменны, мы можем менять и исправлять только себя. Соответственно научитесь подстраиваться под этот мир, если вы хотите достичь чего-то в жизни. Так как, пытаясь изменить мир , вы только зря потратите время, которое можно было бы направить на собственное исправление и достижение успеха.

Природа умеет только отдавать – берите

Наш мир и природа утроена так, чтобы отдавать, а не принимать. Поэтому научитесь брать то, что вам дарят высшие силы. Задавайте вопросы, ищите ответы и действуйте, это все что нужно для того чтобы достичь того, чего вы на самом деле хотите. Осознайте еще и то, так как отдают мудрые люди, а принимают те, кто желает достичь успеха в жизни .

Не пытайтесь изменить человека

Не смотря на то, что каждый из нас положительно или отрицательно воздействует друг на друга, нужно понять, что не имеет смысла и невозможно изменить другого человека . Только сам человек при желании может измениться и неважно из-за чего, из-за собственного желания или от мнения большинства. Вы никогда не заставите измениться человека, так как природой предначертана его судьба и его конкретный путь. Поэтому не мешайте окружающим развиваться, займитесь лучше поиском себя в этом мире и действуйте, чтобы достичь успеха и своих целей.

Каждый родился в этом мире не зря

В мире нет ничего лишнего, каждый человек, животное или растение важно для мира и природы, это неотъемлемая часть существования данного мира. Природа имеет соответствующую программу, по которой все живое и неживое существует в данном временном мире. Нет смысла надеяться на вечную жизнь в данном мире, так как это невозможно, природу не изменить . Лучше наслаждайтесь данной жизнью, цените каждый ее момент, мгновение, минуту, действуйте и достигайте успеха уже сегодня, так как завтра может уже не быть.

Радуйтесь что вы живете в этом мире

Этот мир создал нас для исправления своего я, своей души, поэтому радуйтесь, что у вас появилось желание творить, а не только брать у природы ее подарки. Вы сами можете создать себе такую жизнь , что никому еще не снилось. Мы обладаем еще многими скрытыми способностями и это нужно осознавать, развивать и улучшать себя . Пробуйте себя во всех сферах деятельности, работайте, экспериментируйте, исследуйте и любите этот мир за то, что вы родились в нем с данными возможностями.

Приняв мир таким какой он есть, вы обретете счастье

Тот, кто постоянно чем-то недоволен, никогда ничего не добьется в жизни. Осознайте и примите жизнь такой, какой она есть и живите в счастье и радости, так как другого выхода нет, нужно ценить то, что вы имеете, так как все равно всего вы не добьетесь, а только того, что истинно ваше и принадлежит вам. Найдите себя и радуйтесь всему, что происходит внутри вас и снаружи. Вот почему те, кто начинают себя исправлять удивляются тому, как , все взаимосвязано в этом мире. Меняетесь вы, меняется окружение и все что вокруг вас, но считать, что это меняется природа и жизнь не стоит, так как просто меняется ваше восприятие и взгляды на жизнь.