Первый морской устав в россии.

Был утверждён первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 г., с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.

Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвёртая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения возна­граждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчётности, книга сигналов и правила дозорной службы.

Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот, позволившей России превратиться в морскую державу. К 1725 г. русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек.

Устав 1720 г. стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII в. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 г. и с незначительными изменениями действовал до 1797 г., когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.

Лит.: Мудрость морского устава // Дыгало В. А. Российский флот: три века на службе Отечеству. М., 2007 .

См. также в Президентской библиотеке:

Книга Устав морской, : о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море / Напечатася повелением Царского Величества. 5-м тиснением. СПб., 1778 ;

Страницы истории России Морские байки Из моих архивов

Гостевая книга Форум

Страницы истории России (документы)

Юности честное зерцало Светская жизнь и этикет Продолжение правил светской жизни и этикета, но уже в наши дни

«Устав морской» Петра I

Петровский «Устав морской» на 25 лет моложе петровского флота. Само его появление – свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Великий преобразователь сумел в кратчайший срок реформировать армию и создать отечественный флот. Нужны были корабли – он построил корабли. Нужны были люди – они появились: и иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы. Но требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр Алексеевич упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел» , и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ – 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения; так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ – «Устав морской» 1720 года – оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» а десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно – основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день. И вот мы читаем в петровском уставе: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен. Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

«Устав морской» Петра I (выдержки)

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определенный больным кто украдет и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был.

Запрещается офицерам и рядовым привозить женский пол для беседы их во время ночи, но токмо для свидания и посещения днем.

Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

    Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличен будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

    Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя 6 кто он ни был, великого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут.

    Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог знать свою должность и место в бою.

    Никто не дерзнет никакого табаку или горючего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.


Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим
гнусным видом, всю баталию расстраивают.

Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля
напиваются и дебош устраивают.

(Буду весьма признателен за дополнения и замечания)

Д о XVII века русские не имели специально военных судов и для переправы через реки, озера и т. п. пользовались небольшими беспалубными судами (ладьями, стругами и т. п.), на которых отваживались даже переплывать через Черное море (во времена Олега ). При царе Михайле Федоровиче был построен голштинцами первый военный корабль, "Фредерик", для охранения купцов от разбоев на Волге и Каспийском море; но, по выходе в Каспийское море, он погиб у берегов Дагестана. При царе Алексее Михайловиче был построен для той же цели, при помощи голландцев, корабль "Орел", сожженный в Астрахани Стенькой Разиным . Русское государство было в то время отрезано от всех почти морей и не имело возможности ознакомиться с судостроением, стоявшим уже на высокой степени развития в Западной Европе. Создание флота сделалось возможным лишь при таком энергичном государе, каким был Петр Великий , который дал России возможность утвердиться на трех морях. Ознакомившись с плаванием при помощи иностранцев, проживавших в Москве, причем он воспользовался старым английским ботом своего деда (1688), Петр заложил несколько судов, сначала в Переяславле, потом в Архангельске, и первый серьезный опыт с ним сделал во втором походе на Азов, который был взят исключительно при помощи построенного в Воронеже, "кумпанствами", флота. В это же время (1696) образован был первый орган морского управления - Корабельный (впоследствии Адмиралтейский) приказ. Изучив за границей морское дело, Петр, по возвращении в Россию, основал балтийский флот, частью купив корабли за границей, частью построив их в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах. Для образования морских офицеров в 1701 г. основана в Москве "Школа математических и навигационных наук", впоследствии переведенная в Петербург и образовавшая нынешний "Морской кадетский корпус". Флот, начиная с 1713 г., успешно действовал в войне с Швецией; при помощи его был взят Гельсингфорс, в 1714 г. одержана победа при Гангуте; в 1719 г. адмирал Апраксин высадился на шведский берег и сильно разорил его; в 1720 г. галерный наш флот одержал победу при Гренгаме. В момент кончины Петра Россия имела около 40 кораблей, 10 фрегатов и до ста мелких судов и галер на Балтийском море, около ста судов на Каспийском море и несколько судов воронежской флотилии. Главнейшим типом судов были в то время корабли 2- или 3-дечные (40 - 100 пушек), фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы, гукары (вроде корвета), шнявы (бриги, с 18 орудиями). Галерный (весельный) флот состоял из галер (до 130" длины) и скампавей (меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и несколькими мелкими) и других мелких судов. Управление флота в 1717 г. было вверено Адмиралтейской коллегии (вместо Адмиралтейского приказа). В промежуток времени от Петра I до Екатерины II деятельность Российского флота проявилась в войне с Турцией при Анне Иоанновне, когда галерный флот и мелкие речные суда помогали Миниху ; затем флот принимал участие в войне с Швецией и отчасти в Семилетней войне. Царствование Екатерины II замечательно как по действиям русского флота, так и по преобразованиям в нем. В первой войне с Турцией русская эскадра, отправленная с Средиземное море под начальством графа Алексея Орлова , уничтожила турецкий флот в сражениях при Хиосском проливе и при Чесме (1770); также удачны были и оборонительные действия против турок в Черном море. Во время Второй турецкой войны в 1787 г. турки потерпели несколько поражений в Черном море (на Днепровском лимане, при Фидониси, в Керченском проливе, Гаджибее и Калиакрии). В войне с Швецией русский флот сразился со шведами при Гогланде (1788), при Ревеле (1790), при Стирсудине (Красногорское сражение) и два раза при Роченсальме. В царствование Екатерины заложены верфи в Севастополе (1783), Херсоне (1778), Николаеве (1789) и др. местах; судов построено в Санкт-Петербурге, Архангельске и Кронштадте - около 90 кораблей и 40 фрегатов, в Черном море - 14 кораблей и 50 фрегатов, кроме того, масса мелких и гребных судов. Введена была обшивка судов медью в подводной части. Было сделано много улучшений в быте офицеров и команды во время плавания и вообще в положении чинов морского ведомства. При Павле I бывшем генерал-адмиралом еще при жизни императрицы Екатерины, флот был предметом особенного внимания, направленного на детали внутренней его организации. Для улучшения кораблестроения было основано "Училище корабельной архитектуры", впоследствии преобразованное в "Морское инженерное училище"; для надзора за судостроением установлены должности "обер-серверов" в портах; упорядочено положение корабельных лесов; в более важных портах учреждены должности "главных командиров" и их управления. В 1798 г. Павел I утвердил "Штаты российских флотов", по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов - 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море - 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов - 4 фрегата, 10 батарей и 100 канонерок. В царствование императора Александра I было образовано, в 1802 г., Министерство военных морских сил, переименованное в 1815 году в Морское министерство; коллегиальное управление (Адмиралтейская коллегия) заменено единоличным управлением министра. При министерстве был учрежден временно "комитет образования флота", значительно улучшивший внутреннюю организацию флота. В конце царствования Александра I Нахимов Константин Николаевич , сначала на правах министра, потом в качестве главного начальника флота и Морского ведомства. При нем успешно выполнен был переход от деревянных парусных судов к железным паровым, построены и приобретены первые крейсера, создан тип клицеров (небольших крейсеров, соединявших в себе хорошие парусные качества с качествами парового судна), построены броненосцы, создано минное дело (с 1874 г.), поставленное сразу на широкую ногу. Такие преобразования вскоре дали себя знать в Русско-турецкую кампанию, замечательную удачными минными атаками на Дунае. Уже в 1870 г. Россия вновь получила право иметь военные суда на Черном море. Первые броненосцы (поповки) оказались не особенно удачны, но последующие постройки дали возможность Черноморскому флоту вновь сделаться сильным защитником нашей южной окраины. Его характер - главным образом оборонительный, так как большая часть его составлена из броненосцев. Морское министерство после 1855 г. было три раза преобразовано, последний раз - в 1881 г. Главным начальником флота и Морского ведомства назначен великий князь Алексей Александрович , получивший в 1889 г. звание генерал-адмирала. О центральном управлении Морского ведомства см. Министерство морское (XIX, 361).

13 (24) января 1720 г. Петром I был утверждён первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 г., с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.


Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвёртая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения возна­граждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчётности, книга сигналов и правила дозорной службы.

Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот, позволившей России превратиться в морскую державу. К 1725 г. русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек.

Устав 1720 г. стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII в. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 г. и с незначительными изменениями действовал до 1797 г., когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.

Какие только цитаты, якобы из "Морского Устава" Петра I не бродят по Интернету. Да и не только в Сети его цитируют. К примеру, не раз встречал я такие перлы:
"Боцмана в кают-компанию не пущать, дабы он своим свиным рылом не портил аппетит господам офицерам".
"Штурмана - зело дело своё знающие, до вина и баб охочие, а посему добавить им к жалованью..."
"Интендантов, баталеров и прочую сволочь во время боя на верхнюю палубу не пущать, дабы они своим гнусным видом не позорили воинский дух российский".
И много ещё чего в этом духе. По стилю вроде похоже. А на самом деле, есть ли такие фразы в Петровском Уставе?
..
Не поленился я, нашёл репринтное издание Устава и прочёл его от корки до корки.
.

.
По большому счёту, Петровский Устав - это ОЧЕНЬ практическое руководство для флота, расписывающее и разъясняющее процедуры, правила, субординацию и прочее, вплоть до денежного довольствия и рациона питания.
Вводная часть - исторический рассказ. И здесь приведена мысль, которая в наше время быть может даже более актуальна, чем при Петре.
..
Определяя обязанности Командующего Флотом, Пётр даёт замечательные инструкции касательно суда. Очень стоило бы их применить к нашим нынешним судьям.
.

.
Очень сурово Пётр говорит о казнокрадах.
.

.
Далее Пётр говорит о славе и гордости русского флота, что наши корабли как бы малы они не были, от кораблей РЕСПУБЛИК требовать приветствия путём приспускания их флага.
.

.
Очень известная цитата: "Воинские корабли российские ни перед кем не должны флага спускать". Часто встречал такую надпись в морских штабах и учреждениях ВМФ. К сожалению, фраза эта вырвана из контекста и в Уставе она имеет совсем иной смысл. Это говорится вовсе не о сдаче корабля, а о салюте, то есть о приветствии, когда корабли приспускают флаги на одну треть длины фалиня.
.

.
На самом деле в Уставе оговорены случаи, когда сдача корабля противнику возможна, то есть приказа "Ни шагу назад" в Уставе нет. Всё очень рационально объективно.
.

.
естественно не могу я не разместить здесь слова Государя о капитане.
.

.
Далее подробно расписаны должностные обязанности всех корабельных чинов. Про докторов упомянуто особо.

.



.
Весьма интересная следующая глава. Многие «историки» и писатели выставляют Петра Первого чуть ли не Антихристом, Богохульником и еретиком. Однако вот что написано в Морском Уставе Петра. Приведу главу полностью, уж не обессудьте.

Прообраз будущего морского устава появился еще во времена царствования государя Алексея Ивановича и был составлен голландцем Д. Бутлером - капитаном первого отечественного фрегата «Орел», спущенного на воду в мае 1668 года. Однако как само это судно, так и циркуляр, регламентировавший все действия его команды, были бесславно утеряны, и Петру I, реформировавшему вооруженные силы России, пришлось все начинать с чистого листа.

Документ, сопутствовавший рождению флота

Когда в 1696 году на заседании государевой думы было провозглашено знаменитое: «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни. Очень скоро он был составлен и увидел свет под редакцией российского вице-адмирала К. Крюйса.

Этот документ, включавший в себя 15 статей, предназначался главным образом для судов галерного типа. В тот период он сыграл весьма заметную роль в абордажных боях на Балтике и во время Азовского похода.

Веянье нового времени

Однако быстро совершенствовался. С появлением в его составе оснащенных мощной для того времени артиллерией, возникла необходимость в составлении нового руководства, отвечающего быстро меняющимся требованиям.

Появлению Морского устава Петра I предшествовало издание значительного числа разного рода дополнений и комментариев к инструкции, созданной для экипажей и капитанов галерных судов.

Так, в 1707 году государевой типографией были изданы соответствующие циркуляры, адресованные командирам бомбардирских судов и брандеров (кораблей, нагружавшихся взрывчаткой и в бою выполнявших роль плавучих бомб). Кроме этого, увидели свет и еще несколько документов подобного рода, однако все усложнявшаяся практика ведения боя и эксплуатации судов требовала свести все разрозненные документы в единый Устав военного флота России.

Помощники государя в его нелегком деле

В разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Известно, в частности, что всем навигаторам, посланным для учебы за границу, было приказано отбирать там необходимые материалы, имевшие отношение к судовождению и организации службы корабельных экипажей. Кроме того, им вменялось в обязанность досконально вникать во все тонкости уже готовых уставов, использовавшихся на флотах зарубежных государств.

История сохранила имена многих ближайших помощников государя Петра I в разработке Морского устава Российской империи. Одним из них был Конон Зотов - сын известного Никиты Зотова, являвшегося в свое время воспитателем и ближайшим другом юного Петра. Достигнув подобающего возраста, Конон уехал за границу и для овладения навыками морской службы поступил на один из кораблей английского флота. Впоследствии, вернувшись на Родину, он стал храбрым офицером и командовал боевыми судами в морских сражениях со шведами. Считается, что он сыграл важную роль в составлении Морского устава Петра I. Много трудов было положено и иностранными специалистами, специально приглашенными из Англии и Голландии.

Устав, ставший детищем Петра I

Однако, несмотря на обилие помощников, основная нагрузка в работе над циркуляром, охватывавшим все стороны флотской службы, легла на плечи государя Петра Алексеевича. На основе полученных данных он лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. Не будет преувеличением сказать, что даже во многих текстах нынешних сводов правил для морского флота можно ощутить энергичную и властную речь Петра.

Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи. В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка. Их перечень был весьма разнообразен - от штрафа в один рубль до смертной казни.

Продолжение работы над составлением Морского устава

В 1710 году вышел новый переработанный и дополненный вариант названного документа. Он содержал в себе 63 статьи, в которых более полно освещались вопросы, связанные с несением корабельной службы, и ужесточались наказания за несоблюдение предъявляемых в них требований.

Однако и этот свод правил, во многом превосходивший своего предшественника, не охватывал всей полноты деятельности военно-морского флота, и дальнейшие разработки в данной области не прекращались. Как явствует из мемуаров ряда высших должностных лиц той эпохи, над составлением нового, более полного Морского устава Петр I работал лично и уделял этому до 14 часов в сутки, оставляя время лишь для самых срочных государственных дел.

Окончательная редакция Морского устава, составленного Петром I

Свой труд он завершил в середине апреля 1720 года и обнародовал его, предварив особым Манифестом, в котором излагал причины, побудившие к его написанию. В частности, там говорилось, что назрела необходимость довести до сведения командиров боевых кораблей и членов их экипажей требования, предъявляемые к каждому из них, чтобы никто не имел возможности уклоняться от их исполнения, ссылаясь на незнание.

Далее шел текст присяги, которую должен был принимать каждый военный моряк. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей. Там же помещался табель их комплектации, в котором подробно перечислялся состав команд, соответствующий каждому типу кораблей.

Морской устав Петра I включал в себя 5 томов, первый из которых посвящался порядку исполнения служебных обязанностей высшими чинами флота, включая генерал-адмиралов (в те времена был и такой чин). В этом разделе документа помещались статьи, посвященные тактическим вопросам, связанным с руководством эскадрой во время морского боя.

Современные специалисты отмечают, что указанные в них правила и нормы не отличались строгостью и несли на себе отпечаток традиций голландского флота. Такой подход был весьма разумен, поскольку не стеснял инициативы командного состава во время боевых действий. Характерно, что этим же принципом государь Петр Алексеевич руководствовался при составлении всего Устава.

Материалы, включенные во второй и третий тома

Во втором томе содержался перечень всех флотских чинов, с указанием установленной иерархии и почестей, воздаваемых представителям каждого из них. Там же перечислялись внешние отличия кораблей разного типа и описывались подобающие им вымпелы, фонари и флаги.

Следующий раздел Устава был посвящен организации службы на боевых кораблях. В нем подробно излагались обязанности всех должностных лиц и членов экипажа как в период морского плаванья, так и во время боя. Характерно, что действия одиночных судов в нем практически не рассматривались, а весь упор делался на управление эскадрой.

Четвертый том Устава состоял из шести отдельных глав, в которых рассматривались различные аспекты корабельной жизни. Начинался он с вопросов, касающихся внутренней дисциплины, и содержал в себе обширный перечень наказаний, ожидавших ее нарушителей. Далее указывалось количество прислуги, полагавшееся каждому из офицеров. В третьей главе регламентировалась раздача судового провианта, а в четвертой устанавливался порядок награждения членов экипажа, отличившихся во время несения службы.

Две последние главы четвертого тома были посвящены весьма важному вопросу - разделу между членами команды имущества, ставшего их добычей при захвате вражеских судов.

Наиболее объемным был пятый том, носивший весьма лаконичное и выразительное название: «О штрафах». Это было не что иное как документ, включивший в себя одновременно дисциплинарный и судебный уставы. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, весьма соответствовавшей нравам того времени.

Кроме денежных штрафов, налагаемых, главным образом, на офицеров, совершивших незначительные проступки, к низшим чинам применялись различные формы телесных наказаний и смертной казни. В широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание - протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти. В Уставе содержался подробный перечень всех возможных преступлений, как относящихся к обстановке мирного времени, так и связанных с ведением боевых действий.

В шестом, заключительном томе Устава морского флота Петра I были собраны и систематизированы различные образцы судовой отчетности. Кроме того, содержалось описание сигналов, подаваемых кораблями в различных ситуациях, и регламентировались правила дозорно-вахтенной службы.

Заключение

Этот первый в отечественной истории военно-морской Устав, созданный по инициативе и при личном участии Петра I, просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом.

Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца - адмиралов британского флота.