Почему возникла необходимость поиска нового пути. Великие географические открытия и их последствия цели уроков

Сейчас во многих СМИ проскальзывает информация, что многие страны хотят возродить в современных реалиях Великий шелковый путь (ВШП). По моему мнению, самым удачным проектом в этой области является китайский, но, в отличие от ситуации 15-го века, его реализация столкнется, большей частью, с экономическими трудностями, нежели с военными. Однако, я думаю, что сейчас все-таки не средние века, чтобы невозможно было договориться.

Необходимость морского пути в Азию для европейцев 15-го века

Морской путь был нужен как альтернатива ВШП, доступ к которому в 15 в. перекрыла Османская Империя. А в Европе почти никто, кроме Италии, не имел прямых торговых сношений с Азией. Начало эпохи Великих географических открытий предоставило европейцам новые источники товаров из новых земель, которые надо было куда-то сбывать. Но вражда Сулеймана 1-го с Европой закрыла прямой путь в азиатские земли по суше. Проход же по Красному морю был экономически ограничен египтянами. Там сидели, так называемые, египетские султаны, которые, по сути, были ставленниками турок и по их приказу ввели огромные пошлины за провоз товара, что сделало торговлю по этим путям невыгодной. Таким образом, новый морской путь был необходим, чтобы:

  • Обойти территории непомерных таможенных сборов и не пересекать регионы, подконтрольные туркам.
  • «Утолить монетный голод», когда в Европе попросту перестало хватать железных денег и требовался импорт металла из Азии.
  • Найти новый рынок сбыта для товаров из Нового Света.

Освоение нового морского пути получило свое начало с открытия португальцами в 1497 году Мыса Доброй Надежды.

«Один пояс - один путь»

Так называется новая программа Китая для воссоздания ВШП. Она предполагает как морскую ветку, так и сухопутную. Экономический масштаб проекта – 21 трлн долларов США. В его материковую часть войдут следующие страны:

  1. Китай.
  2. Россия.
  3. Казахстан.
  4. Белоруссия.
  5. Польша.
  6. Германия.

Отличительной особенностью этого пути станет участие в нем стран с «новой» экономикой, из развитых экономик в нем присутствует только немецкая.

В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.

Причины наступления Эпохи Великих географических открытий

В борьбу за открытие нового пути из Европы в Азию вступили и . Их устремления положили начало . Кроме того, в Европе в 15 веке сложились определённые условия для больших путешествий.

Во-первых, начался рост крупных городов и быстро развивалась торговля. Возобновился интерес к науке, произошло возрождение идей о шарообразности Земли. Учёные стали приводить доказательства того, что достичь берегов Индии возможно двумя путями - южным (вокруг Африки) и западным (через Атлантический океан).

Во-вторых, развивалось европейское книгопечатание. Популярными стали такие произведения, как «Книга о разнообразии мира» Марко Поло о богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями странах Востока. В-третьих, появились новые карты, которые включали в себя сведения, собранные ранее европейцами и арабами.

Экспедиции Христофора Колумба

В поисках морского пути в по указу испанского короля были организованы четыре экспедиции под руководством . В первом плавании были достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.

Во втором плавании Колумб открыл ряд других островов, в третьем достиг побережья Южной Америки, в последнем - побережья Центральной Америки.

Памятники отважному мореплавателю установлены в , Испании, ряде стран Латинской Америки и в США. В его честь названа Колумбия - страна в Южной Америке. «Адмирал моря-океана», как называли Колумба, умер в бедности. До конца дней он так и не узнал, что открыл новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиций Америго Веспуччи. Именно в его честь земли, открытые Колумбом, стали называть «страной Америго», а впоследствии - Америкой.

Значение открытия Нового Света

Благодаря открытию Нового Света европейцы не только получили золото, но и узнали о ранее неизвестных им культурных растениях, которые быстро распространились в Старом Свете. Для индейцев встреча с новыми людьми обернулась трагедией. Пришедшие вслед за первооткрывателями воины - конкистадоры забирали золою, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы, насаждая новый язык и веру.

Путь из Европы в Азию

Возникшее в середине XIII столетия пристальное внимание европейцев к народам Азии объясняется вполне естественной причиной. Именно в это время почти вся Азия была подчинена татаро-монголам, которые к тому же желали подчинить себе и Европу.

К 1240 году относится текст летописного свода, составленного Мэтью Парижским. Вот что рассказывал летописец: «Подобно саранче распространились они [монголы] по лицу земли, они принесли ужасающие опустошения в восточных частях, разорив их огнем и мечом. Пройдя через землю Сарацин, они разрушали до основания города, рубили леса, низвергали крепости… убивали горожан и крестьян».

Монгольский воин

С течением времени владения, принадлежавшие татаро-монголам, расширялись все дальше в направлении на запад. Вскоре монголам подчинились Польша, Моравия и Силезия. А взятием Лигница и Пешта было ознаменовано открытие пути в глубь Европы. Тогда-то жители ряда европейских государств и стали все чаще задумываться над тем, какими способами можно предотвратить наступление татаро-монголов. Долгое время европейцы считали единственным выходом из сложившейся ситуации организацию Крестового похода. Однако даже большое войско, состоящее из нескольких тысяч солдат, не смогло бы справиться с монголами, сумевшими подчинить Азию. Нужно сказать, что серьезной помехой для европейцев на пути освобождения соседней Азии от монголов стало незнание азиатских земель. В то время у европейцев не существовало карт земель, расположенных на севере от Индии и Персии. Таким образом и возникла в Европе необходимость исследования восточных областей.

В привезенном Папе Римскому письме монгольского хана говорилось: «Силою бога все земли… пожалованы нам… Ты сам во главе королей, все вместе… придите предложить на службу и покорность… Если воспротивитесь… то станете нашими врагами…»

Первыми европейцами, посетившими монгольского хана, стали посланники Папы Римского. Во главе группы монахов стоял Иоанн Плано Карпини. Миссионеры шли к Киеву через Чехию и Польшу. Затем они перешли Русскую равнину и Арало-Каспийскую впадину, после чего пошли вверх по течению Сырдарьи. После того как монахи обошли озеро Балхаш, они оказались в пустынном гористом районе. Немалых трудов им стоило преодоление горных перевалов. Однако отважные путешественники смогли перейти горы и предстать перед ханом в его ставке, находившейся в Каракоруме. А случилось это 22 июня 1246 года. В столице Монгольской империи римских посланников встретили довольно дружелюбно. Изучая жизнь монголов, монахи провели в горах Каракорума несколько месяцев.

Каракорум

В Рим они возвратились только летом 1247 года. А спустя некоторое время Иоанн Плано Карпини смог предоставить папе рукопись, озаглавленную так: «Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского, история монголов, именуемых татарами». Необходимо признать, что автор дал всестороннее описание той страны, где он побывал. Прежде всего он обстоятельно рассказал о местоположении татаромонгольского государства, о том пути, которым шли монахи, а также о климате Центральной Азии.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ Одно из таких преданий древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переселился в страну Ханаан и жил в городе

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

ОКНО В АЗИЮ (европейцы в Московии) Средние века принято считать временем господства религии, массовых суеверий, замкнутых феодальных владений, ограниченного кругозора подавляющего большинства жителей Европы. Узкие пределы координат в пространстве и времени: плоская,

Из книги Прага [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

01. Середина Европы. Середина Европы «Прага никогда не отпустит тебя, у этой матушки те еще клешни. Вот если бы поджечь ее с обоих концов, на Вышеграде и на Градчанах, может быть, тогда мы и смогли бы отсюда вырваться» Франц Кафка. Как и в любом городе – начать с самого

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Энциклопедия юриста автора

ВЕСТНИК ЕВРОПЫ XXI ВЕК Журнал европейской культуры, учрежденный Е. Гайдаром, Е. Гениевой, В. Ярошенко и нерегулярно выпускающийся с 2001 года тиражом в 1000 экземпляров под редакцией Виктора Ярошенко при поддержке Института «Открытое общество», ВГБИЛ, Института экономики

Из книги Горизонты оружия автора Лещенко Владимир

Совет Европы СОВЕТ ЕВРОПЫ (СЕ) - первая европейская межправительственная организация, созданная после второй мировой войны. Его Устав был подписан и ратифицирован в 1949 г. Целями СЕ являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и

Из книги 100 великих загадок астрономии автора Волков Александр Викторович

11. Амазонки Европы Докладчик:Хоть про Средневековье говорят: «Века были средние, а нравы и того хуже», однако женщины-воины не были чем-то невозможным даже тогда.То тут, то там на страницах летописей встречаются упоминания о единичных случаях посвящений женщин в рыцари.

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Водный мир Европы Под ледяным панцирем одного из спутников Юпитера – Европы, – очевидно, скрывается самый настоящий океан. Поначалу в это отказывались верить. И все же с каждым витком межпланетного зонда «Галилео», прибывшего к Юпитеру в 1995 году, астрономы убеждались:

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Похищение Европы 1910. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ древнекритском мифе рассказывается о том, как Зевс, обернувшись быком, явился красавице Европе, дочери финикийского царя, которая играла на берегу с подругами. Как только Европа села на

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

Путь наверх и путь вниз См. также «Начальник» (с.388); «Увольнение и отставка» (с.425); «Съесть, утопить, вырыть яму» (с.428); «Притязания. Честолюбие» (с.494)И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.Библия –

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Окно Европы В «невыездные» времена карманным Западом советскому человеку служила вся Прибалтика целиком – общее в столицах трех республик (узкие средневековые улицы, латиница, относительный либерализм и прочая «Европа») было заметней, чем разное. До сих пор умение

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Из книги автора

Путь коуча: пусть это будет ваш путь Со временем вы выработаете собственные способы, привычки и процедуры, которые будут соответствовать вашей манере ведения коучинга.Например, вы можете всегда начинать с обзора задач всего коучинга, которые были обговорены еще на

Стремление Португалии и Испании открыть новый морской путь из Европы в Азию положило начало эпохе Великих географических открытий .

Планисфера Кантино (\(1502\)), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в \(XV\) веке и продолжавшийся до \(XVII\) века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку , Америку , Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Приборы мореплавателей :

Компас - физический прибор, предназначенный для определения сторон горизонта и состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север.

Астролябия - прибор, позволяющий определить высоту светил над горизонтом. Во время Великих географических открытий этот прибор был одним из основных навигационных приборов.

Секстант - инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами на берегу для определения местоположения наблюдателя. С помощью секстанта можно измерять углы до \(140\)°.

Среди при-чин Ве-ли-ких гео-гра-фи-че-ских от-кры-тий можно на-звать:

  1. после эпохи Кре-сто-вых по-хо-дов у ев-ро-пей-цев сло-жи-лись проч-ные тор-го-вые связи с Во-сто-ком. На Во-сто-ке ев-ро-пей-цы по-ку-па-ли пря-но-сти, ткани, дра-го-цен-но-сти. В \(XV\) в. су-хо-пут-ные ка-ра-ван-ные пути, по ко-то-рым осу-ществ-ля-лась тор-гов-ля ев-ро-пей-цев с во-сточ-ны-ми стра-на-ми, были за-хва-че-ны тур-ка-ми. По-яви-лась за-да-ча по-ис-ка мор-ско-го пути в Индию .
  2. Были усо-вер-шен-ство-ва-ны ком-пас , аст-ро-ля-бия и секстант .
  3. По-яви-лись новые виды судов - ка-ра-вел-ла , ка-р-ак-ка и га-ле-он . Они от-ли-ча-лись вме-сти-тель-но-стью и мощ-ным па-рус-ным осна-ще-ни-ем.
  4. Были изоб-ре-те-ны на-ви-га-ци-он-ные карты - пор-ту-ла-ны .
  5. Те-перь ев-ро-пей-цы могли со-вер-шать не толь-ко тра-ди-ци-он-ные ка-бо-таж-ные пла-ва-ния (т. е. пре-иму-ще-ствен-но вдоль бе-ре-гов), но и вы-хо-дить да-ле-ко в от-кры-тое море.

Корабли великих мореплавателей :

Каравелла - тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине \(XV\) - начале \(XVI\) века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий. Каравелла обычно представляет собой двух- или трёхмачтовое судно с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина ). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда ).

Каракка - большое парусное судно \(XV\)–\(XVI\) веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий. Использовались и как торговые, и как военные корабли.

Галеон - большое многопалубное парусное судно \(XVI\)–\(XVIII\) веков с довольно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение необходимости совершать постоянные перевозки между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища, и в сражении Непобедимой армады , произошедшем в \(1588\) году.